Главная страница

Практическая работа. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением


Скачать 5.79 Mb.
НазваниеИнформационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением
Дата06.12.2022
Размер5.79 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПрактическая работа.doc
ТипПрактическая работа
#830229
страница11 из 44
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   44

Основные источники (ОИ):

Таблица 2б

Номер

п/п

Автор

Наименование

Издательство, год издания

ОИ1

И. И. Сергеева

Информатика Режим доступа: http: //znanium .com/ bookread2 .php?id=517652

НИЦ

ИНФРА-М,

2016

ОИ2

М. С. Цветкова

Информатика. [Текст]: Учебное

М.: Академия,







пособие для студ. учреждений среднего профессионального образования

2017

Дополнительные источники (ДИ):

Таблица 2в


№ п/п

Автор

Наименование

Издательство, год издания

ДИ 1

В. Д. Колдаев

Сборник задач и упражнений по информатике Режим доступа: http: //znanium. com/ bookread2 .php?id=504814

ИНФРА-М,

2015

ДИ 2

Е. А. Колмыкова

Информатика. [Текст]: Учебное пособие для студ. учреждений среднего профессионального образования

М.: Академия, 2014

ДИ 3

Н. Г. Плотникова

Информатика и информационно­коммуникационные технологии (ИКТ) Режим доступа: http: //znanium. com/ bookread2.php?id=433676

ИНФРА-М,

2014

ДИ4

Р. Ю Царев

Программные и аппаратные средства информатики Режим доступа: http://znanium.com/ bookread2 .php?id=550017

Краснояр.: СФУ, 2015

Практическая работа №8 Тема: Построение и разработка алгоритмов.

Цель работы: усвоить понятия алгоритма, как фундаментальное понятие информатики, способы описания, основные типы алгоритмов, освоить принципы решения задач с использованием основных алгоритмических конструкций.

Студент должен знать:

-1- определение алгоритма и основные конструкции алгоритмов;

уметь:

-1- принципы решения задач с использованием основных алгоритмических конструкций.

Теоретическое обоснование.

Понятие алгоритма - фундаментальное понятие. Слово "алгоритм" происходит от имени выдающегося математика средневекового Востока Мухаммеда аль- Хорезми. Им были предложены приёмы выполнения арифметических вычислений с многозначными числами. Позже в Европе эти приёмы назвали алгоритмами от латинского написания имени аль-Хорезми. В наше время понятие алгоритма понимается шире, не ограничиваясь только арифметическими вычислениями.

Термин "алгоритм" стал достаточно распространённым не только в информатике, но и в быту. Под алгоритмом понимают описание какой-либо последовательности действий для достижения заданной цели. В этом смысле, например, алгоритмами можно назвать инструкцию по использованию кухонного комбайна, кулинарный рецепт, правила перехода улицы и пр.

Для использования понятия алгоритма в информатике требуется более точное определение, чем данное выше. Алгоритмом называется организованная последовательность действий допустимая для некоторых исполнителей. Исполнителем может быть человек, группа людей, робот, станок, компьютер, язык программирования и т.д. Одно из принципиальных обстоятельств состоит в том, что исполнитель не вникает в смысл того, что он делает, но получает необходимый результат. В таком случае говорят, что исполнитель действует формально, т.е. отвлекается от содержания поставленной задачи и только строго выполняет некоторые правила, инструкции.

Это важная особенность алгоритмов. Наличие алгоритма формализует процесс решения задачи, исключает рассуждение исполнителя. Использование алгоритма даёт возможность решать задачу формально, механически исполняя команды алгоритма в указанной последовательности. Целесообразность предусматриваемых алгоритмом действий обеспечивается точным анализом со стороны того, кто составляет этот алгоритм.

Алгоритм - это:

  • точное и полное описание метода решения задачи, составленное из инструкций;

  • совокупность правил, определяющих эффективную процедуру решения любой задачи;




  • точное предписание, определяющее последовательность действий,
    обеспечивающих получение требуемого результата из исходных данных;

  • набор инструкций, описывающих порядок действия исполнителя для
    достижения результата решения задачи за конечное число действий.

Алгоритм можно представить с помощью:

  1. графического описания (блок-схемы);

  2. словесного описания;

  3. в виде таблицы;

  4. последовательности формул;

  5. алгоритмического языка.

В настоящее время четко определен перечень свойств алгоритма:

  1. дискретность - свойство, отражающее упорядоченность четко разделенных
    друг от друга предписаний, образующих прерывистую структуру.

  2. понятность - свойство, отражающее ориентацию составления алгоритма на
    исполнителя;

  3. определенность - свойство, заключающееся в том, чтобы инструкции были
    просты, понятны и однозначны для любого выполняющего алгоритм;

  4. результативность - свойство, заключающееся в том, чтобы за определённое
    (конечное) число шагов достичь желаемого результата;

  5. массовость - свойство, заключающееся в том, что алгоритм решает класс
    задач, различающихся только исходными данными, а не одну конкретную
    задачу.

Наиболее понятно структуру алгоритма можно представить с помощью блок-
схемы, в которой используются геометрические фигуры (блоки), соединенные между
собой стрелками, указывающими последовательность выполнения действий.
Приняты определенные стандарты графических изображений блоков. Например,
команду обработки информации помещают в блок, имеющий вид прямоугольника,
проверку условий - в ромб, команды ввода или вывода - в параллелограмм, а овалом
обозначают начало и конец алгоритма.

Структурной элементарной единицей алгоритма является простая команда,
обозначающая один элементарный шаг переработки или отображения информации.
Простая команда на языке схем изображается в виде функционального блока.

Данный блок имеет один вход и один выход. Из простых
команд и проверки условий образуются составные команды,
имеющие более сложную структуру и тоже один вход и один
выход.


Структурный подход к разработке алгоритмов определяет
использование только базовых алгоритмических структур
(конструкций): следование, ветвление, повторение, которые
должны быть оформлены стандартным образом.











Рассмотрим основные структуры алгоритма.

Команда следования состоит только из простых команд. На рисунке простые команды имеют условное обозначение S
1 и S2. Из команд следования образуются линейные алгоритмы. Примером линейного алгоритма будет нахождение суммы двух чисел, введенных с клавиатуры.

Команда ветвления - это составная команда алгоритма, в которой в зависимости от условия Р выполняется или одно S1, или другое S2 действие. Из команд следования и команд ветвления составляются разветвляющиеся алгоритмы

(алгоритмы ветвления). Примером разветвляющегося

алгоритма будет нахождение большего из двух чисел, введенных с клавиатуры.

Команда ветвления может быть полной и неполной формы. Неполная форма команды ветвления используется тогда, когда необходимо выполнять действие S только в случае соблюдения условия P. Если условие P не соблюдается, то команда ветвления завершает свою работу без выполнения действия. Примером команды ветвления неполной формы будет уменьшение в два раза только четного числа.



Команда повторения - это составная команда алгоритма, в которой в зависимости от условия Р возможно многократное выполнение действия S. Из команд следования и команд повторения составляются циклические алгоритмы (алгоритмы повторения). На рисунке представлена команда повторения с предусловием. Называется она так потому, что вначале проверяется условие, а уже затем выполняется действие. Причем действие выполняется, пока условие соблюдается. Пример циклического алгоритма может быть следующий. Пока с клавиатуры вводятся положительные числа, алгоритм выполняет нахождение их суммы.

Команда повторения с предусловием не является единственно возможной. Разновидностью команды повторения с предусловием является команда повторения с параметром. Она используется тогда, когда известно количество повторений действия. В блок-схеме команды повторения с параметром условие записывается не в ромбе, а в шестиугольнике. Примером циклического алгоритма с параметром будет нахождение суммы первых 20 натуральных чисел.

В команде повторения с постусловием вначале выполняется
действие S
и лишь затем, проверяется условие P. Причем
действие повторяется до тех пор, пока условие не соблюдается.
Примером команды повторения с постусловием будет
уменьшение положительного числа до тех пор, пока оно
неотрицательное. Как только число становится отрицательным,
команда повторения заканчивает свою работу.

С помощью соединения только этих элементарных
конструкций (последовательно или вложением) можно
"собрать" алгоритм любой степени сложности.

  1. Линейный алгоритм - это такой алгоритм, в котором все операции выполняются последовательно одна за другой.

  2. Алгоритмы разветвленной структуры применяются, когда в зависимости от некоторого условия необходимо выполнить либо одно, либо другое действие.

  3. Алгоритмы циклической структуры.

Циклом называют повторение одних и тех же действий (шагов). Последовательность действий, которые повторяются в цикле, называют телом цикла.

Циклические алгоритмы подразделяют на алгоритмы с предусловием, постусловием и алгоритмы с конечным числом повторов. В алгоритмах с предусловием сначала выполняется проверка условия окончания цикла и затем, в зависимости от результата проверки, выполняется (или не выполняется) так называемое тело цикла.

Задание 1. Определить площадь трапеции по введенным значениям оснований (а и b) и высоты (h).

Запись решения задачи на алгоритмическом языке:

алг трапеция

вещ a,b,h,s

нач

ввод f,b,h

s:=((a+b)/2)*h вывод s

кон



Запись алгоритма в виде блок-схемы (рис. 1):




Рисунок 1. Блок-схема линейного алгоритма

Задание 2. Определить среднее арифметическое двух чисел, если a положительное и частное (a/b) в противном случае.

Запись решения задачи на алгоритмическом языке: алг
числа вещ a,b,c нач

ввод a,b если a>0 то ^=(a+b)/2

иначе ^=a/b все

вывод с кон

Запись алгоритма в виде блок-схемы (рис. 2):




Рисунок 2. Блок-схема алгоритма с ветвлением

Задание 3. Составить алгоритм нахождения суммы целых чисел в диапазоне от 1 до 10.

Запись решения задачи на алгоритмическом языке: алг
сумма вещ a,s нач S:=0;

A:=1;

нц

пока a<=10 S:=S+a;

A:=a+1;

кц

вывод S кон

Запись алгоритма в виде блок-схемы (рис. 3):




Рисунок 3. Циклический алгоритм с предусловием

В алгоритме с постусловием сначала выполняется тело цикла, а затем проверяется условие окончания цикла. Решение задачи нахождения суммы первых десяти целых чисел в данном случае будет выглядеть следующим образом: алг
сумма вещ a,s нач S:=0;

A:=1;

нц

S:=S+a;

A:=a+1; пока a<=10 кц

вывод S кон

Запись алгоритма в виде блок-схемы (рис. 4):




Рисунок 4. Циклический алгоритм с постусловием

Ход работы:

  1. Изучить теоретическое обоснование.

  2. Выполнить практические задания.

  3. Оформить отчет.

  4. Ответить на контрольные вопросы.

Практические задания:

Задание №1. Составить алгоритм приготовления напитка на выбор. Нарисовать блок схему.

Исходные данные:

  1. чайник с чаем;

  2. кофейник с кофе;

  3. молочник с молоком;

  4. чашка;

  5. ложка;

  6. сахарница с сахаром.

Задание №2. Два мальчика и двое взрослых должны переправиться на другую сторону реки на плоту, который выдерживает либо двух мальчиков, либо одного




мальчика и одного взрослого. Как осуществить переправу? Найдите несколько способов решения этой задачи.

Алгоритм решения задачи:




Способ 1

Способ 2

Способ 3

1 шаг










2 шаг










3 шаг










4 шаг










Обозначения: 1м- один мальчик, 2м - два мальчика, 1в - один взрослый.

Задание №3. Задан треугольник со сторонами a, b и с. Составить блок-схему алгоритма вычисления радиуса описанной окружности.

Решение. Опишем алгоритм решения данного задания на словесном уровне.

  1. Входные данные: стороны а, b, с треугольника АВС. Переменная S используется для площади треугольника, р - для полупериметра треугольника, R - для радиуса описанной окружности.

  2. Для вычисления используются формулы:

(а+Ь+с)

р = — полупериметр треугольника;

S = ^р(р — а)(р — Ь)(р — с)- формула Герона для вычисления площади треугольника;

аЬс

к = радиус описанной окружности треугольника.

4.S

  1. Вывод R.

Задание №4. Составить блок-схему вычисления функции знака

(

1, если х > 0
0, если х = 0
— 1, если х < 0

где x - заданное вещественное число.

Решение. Опишем алгоритм решения данного задания на словесном уровне.

  1. Входные данные: переменная х.

  2. Проверяется введенное значение переменной х. В зависимости от введенного
    значения функция F принимает одно из значений: 0, 1 или -1. При вводе
    неверного значения (буква, слово) программа выдает сообщение «это слово».

  3. Вывод значения.

Задание №5. Составить блок-схему вычисления и вывода на печать значения

а"

функции у = а
#+$2 при значении х, изменяющемся от 0 до 3 с шагом 0,1. Значение a

вводится с клавиатуры при выполнении программы.

Решение. Опишем алгоритм решения данного задания на словесном уровне.

  1. Входные данные: переменная a.

  2. Перед первым выполнением цикла необходимо задать необходимо, задать начальное значение аргумента х, равное 0.

  3. Вычислить значение у и вывести его на печать.

  1. При каждом новом выполнении цикла необходимо изменять аргумент на величину шага, равного 0,1.

  2. Чтобы процесс не был бесконечным, необходимо задать условие повторения (х<3) или окончания цикла (х>3).

Контрольные вопросы.

  1. Что такое алгоритм?

  2. Свойства алгоритма.

  3. Способы записи алгоритма.

  4. Основные элементы блок-схемы.

  5. Виды алгоритмов.

  6. Отличительные особенности алгоритмов с предусловием и постусловием.

Содержание отчета:

  1. Название и цель работы.

  2. Результат выполнения практических заданий.

  3. Ответы на контрольные вопросы.

Литература.

Основные источники (ОИ):

Таблица 2б

Номер

п/п

Автор

Наименование

Издательство, год издания

ОИ1

И. И. Сергеева

Информатика Режим доступа: http: //znanium .com/ bookread2 .php?id=517652

НИЦ

ИНФРА-М,

2016

ОИ2

М. С. Цветкова

Информатика. [Текст]: Учебное пособие для студ. учреждений среднего профессионального образования

М.: Академия, 2017

Дополнительные источники (ДИ):

Таблица 2в

№ п/п

Автор

Наименование

Издательство, год издания

ДИ 1

В. Д. Колдаев

Сборник задач и упражнений по информатике Режим доступа: http: //znanium. com/ bookread2 .php?id=504814

ИНФРА-М,

2015

ДИ 2

Е. А. Колмыкова

Информатика. [Текст]: Учебное пособие для студ. учреждений среднего профессионального образования

М.: Академия, 2014

ДИ 3

Н. Г. Плотникова

Информатика и информационно­коммуникационные технологии (ИКТ) Режим доступа: http: //znanium. com/ bookread2.php?id=433676

ИНФРА-М,

2014

ДИ4

Р. Ю Царев

Программные и аппаратные средства информатики Режим доступа: http://znanium.com/ bookread2 .php?id=550017

Краснояр.: СФУ, 2015

Практическая работа№9 Тема: Разработка линейного алгоритма (программы).

Цель: знакомство со средой программирования Pascal; изучить структуру
программы, стандартные функции, оператор присваивания и процедуры
ввода-вывода; научиться создавать программы на языке Pascal с
использованием стандартных функций.


Студент должен

знать:

-1- формат линейной алгоритмической структуры;

-1- базовые понятия языка программирования Pascal;

-1- форматы операторов ввода вывода и присваивания; уметь:

-1- составлять простую программу линейной алгоритмической структуры.

Теоретическое обоснование.

  1. Алфавит языка

При записи программ разрешены символы:

  • буквы латинского алфавита А-Z (в любом регистре), а также знак подчеркивания _;

  • буквы русского алфавита А-Я;

  • цифры 0-9;

  • специальные символы > < = + - / * [ ] ( ) { } . , : ; Л @ ’ $ #

  • пары символов (их нельзя разделять пробелами) < > <= >= := (* *)

(. .)

  • пробелы (рассматриваются как ограничители идентификаторов, констант, чисел, зарезервированных слов).

  1. Идентификаторы

Неделимые последовательности символов алфавита образуют слова - идентификаторы, используемые для обозначения констант, переменных, процедур, функций и т.д.

Идентификатор должен начинаться с буквы или символа подчеркивания, не должен содержать пробелов и специальных символов.

  1. Константы

В качестве констант могут использоваться числа, логические константы, символы и строки символов.

Целые числа записываются со знаком или без него по обычным правилам и могут иметь значение от -2147483648 до +2147483647.

Вещественные числа записываются со знаком или без него с использованием десятичной точки и/или экспоненциальной части. Экспоненциальная часть начинается символом е или Е, за которым могут следовать знаки «+» или «-» и десятичный порядок. Символ е (Е) означает десятичный порядок и смысл «умножить на 10 в степени». Например, запись 3.14Е5 означает 3,14 • 105 ,а запись -17е-2 - это -17- 10-2.

  1. Выражения




Выражение задает порядок выполнения действий над элементами данных и состоит из операндов (констант, переменных, функций, круглых скобок и знаков операций).

Действия в выражении выполняются слева направо с соблюдением старшинства (в порядке убывания):

  1. * (умножение), / (деление), div (целочисленное деление), mod (целочисленное деление с остатком по модулю), and (логическая операция “И”);

  2. + (сложение), - (вычитание), or (логическая операция “ИЛИ”);

  3. операции отношений: = (равно), <> (не равно), < (меньше), > (больше), < = (меньше или равно), > = (больше или равно).

Для изменения порядка выполнения действий используются круглые скобки. Число открывающихся скобок равно числу закрывающихся. Любое выражение в скобках вычисляется раньше, чем выполняется операция, предшествующая скобкам.

В выражение могут входить функции. Наиболее часто употребляемые функции называют стандартными. Для работы с ними не надо ни заказывать библиотеку, ни описывать их предварительно в программе. Примеры стандартных математических функций:

ABS(x) - модуль х ( | х |);

SQR(x) - квадрат числа х (х 2) ;

SQRT(x) - квадратный корень из х (VX);

LN(x) - натуральный логарифм от х ( In
х);

LG(X) - LN(x)/ LN(10)

EXP(x) - е в степени х (е);

SIN(x) - синус х (sinх);

COS(x) - косинус х (cosх);

EXP(x*ln(k)) - k в степени х (kх);

Аргумент этих функций может быть как вещественным, так и целым. Результат - всегда вещественный.

  1. Типы данных

Любые данные, т.е. константы, переменные, значения функций или выражения в Турбо Паскале характеризуются своими типами. Тип определяет множество допустимых значений, которые может иметь тот или иной объект, а также множество допустимых операций, которые применимы к нему. Все типы данных разделяются на две группы - простые и составные.

К простым (скалярным) типам относятся:

INTEGER - данные этого типа могут принимать только целые значения (положительные, отрицательные, 0) в диапазоне от -32768 до +32767;

REAL - величины этого типа могут принимать только вещественные значения (числа с дробной частью, целая часть от дробной отделяется точкой);

  1. Структура программы Структура программы должна быть такой:

<Заголовок программы>

{Блок описаний}

BEGIN

{Раздел исполняемых операторов}


END.

  1. Заголовок программы

В заголовке указывается имя программы. Общий вид заголовка: program n;

здесь n
-имя программы.

Заголовок программы необязателен, его можно опускать без каких-либо последствий для программы.

Блок описаний

В блоке описаний объявляются идентификаторы типов, констант, переменных, а также метки, процедуры и функции. Блок описаний может состоять из пяти разделов, которые должны следовать в строго определенном порядке:

  1. раздел меток (label);

  2. раздел констант (const);

  3. раздел типов (type);

  4. раздел переменных (var);

  5. раздел процедур и функций.

1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   44


написать администратору сайта