Главная страница
Навигация по странице:

  • «Центр развития ребенка - детский сад № 164» Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

  • Инновационные технологии, как средство профилактики нарушения речи дошкольников Специалисты учитель логопед Боровикова Т.В.

  • Этапы эксперимента. Критерии оценки ожидаемых результатов. Прогноз негативных последствий и механизмы их компенсации. Заключение.

  • Библиография. Обоснованием актуальности

  • Предмет исследования

  • Теоретико-методологическую основу исследования

  • Практическая значимость и научная новизна

  • Теоретические основы исследования. 1. Вопросы коррекции речи дошкольников в психолого-педагогической литературе.

  • 2.Особенности и возможности логопедической ритмики.

  • 3.Взаимосвязь музыки, слова и движения.

  • Этапы эксперимента Исследование будет проводиться в четыре этапа:1 этап – информационно поисковый 2013 – 2014г.г.: Цель

  • Содержание

  • 2 этап экспериментальный 2014-2015 г.г.

  • 3 этап контрольно-обобщающий 2015-2016 г.г.

  • Критерии оценки ожидаемых результатов

  • Прогноз негативных последствий и механизмы их компенсации.

  • исследовательская работа. Инновационные технологии, как средство профилактики


    Скачать 51.17 Kb.
    НазваниеИнновационные технологии, как средство профилактики
    Дата02.11.2020
    Размер51.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаисследовательская работа.docx
    ТипПрограмма
    #147577

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребенка - детский сад № 164»

    Орджоникидзевского района городского округа город Уфа

    Республики Башкортостан

    450064, г.Уфа, ул.Мира, 20.Телефон/факс 242-94-39

    e mail:ads164@yandex.ru

    Программа исследования
    ТЕМА: Инновационные технологии, как средство профилактики

    нарушения речи дошкольников

    Специалисты

    учитель логопед Боровикова Т.В.
    музыкальный руководитель Лобастова О.В.

    Уфа 2013

    Оглавление

    Введение

    1. Обоснование Актуальности.

    2. Тема исследования.

    3. Объект исследования.

    4. Предмет исследования.

    5. Гипотеза исследования.

    6. Цели и задачи исследования.

    7. Методология и методы исследования.

    8. Научная новизна и практическая значимость.

    Теоретическая часть

    1. Вопросы коррекции речи дошкольников в психолого-педагогической литературе

    2. Особенности и возможности логопедической ритмики.

    3. Взаимосвязь музыки, речи и движения.

    Этапы эксперимента.

    Критерии оценки ожидаемых результатов.

    Прогноз негативных последствий и механизмы их компенсации.

    Заключение.

    Библиография.

    Обоснованием актуальности является идея поиска активных, учи­тывающих возрастные особенности, эффективных методов и приёмов обу­чения дошкольников.

    В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только около 15% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. В современном мире нет такой области деятельности человека, где не нужна была бы речь, хотя бы на этапе обучения. Она является элементом социальной адаптации, которая снимает ограничение в выборе проффесии. Если речь не исправлять до школы, то потом это сделать очень трудно, т.к. это может войти в привычку.

    Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться недостаточная сформированность речевого, или фонематического слуха, т.е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи. Очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги.

    У большинства детей звукопроизношение к четырем-пяти годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта. И музыкальное развитие детей с речевой патологией специфично. А именно во время пения затруднено дыхание, голосовая функция, артикуляционный аппарат и т.д., нарушен процесс запоминания и воспроизведения двигательного, музыкально-ритмического материала.

    С каждым годом школа предъявляет более серьезные требования к учащимся, а если ребенок смешивает звуки в произношении, то и писать будет также, потому что сначала он проговаривает то, что собирается написать. Но сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Эффективность коррекционно-профилактической работы с детьми с нарушением речи определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе специалистов и педагогов ДОУ, что соответствует ФГТ. И мы пришли к выводу, что начинать ее надо с младшего дошкольного возраста.

    В дошкольных учреждениях для детей с речевыми нарушениями используется ряд методик, направленных на решение коррекционно - профилактических задач. Это психогимнастика, игротерапия, музыкотерапия, арттерапия и т.д. Существует еще одна малоизученная и применяемая на практике коррекционная методика – логопедическая ритмика. Это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и речи и движения.

    Значение ритмического и логоритмического воздействия на детей дошкольного возраста подчеркивали многие исследователи. В.М.Бехтерев выделял такие цели ритмического воспитания, как выявление ритмических рефлексов и зрительные установления равновесия в деятельности нервной системы ребенка, умение приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители, как слуховые, так урегулирование неправильных и лишних движений.

    Профессор В.А.Гиляровский считал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы. По мнению Е.В.Чаяновой, Е.В. Коноровой логопедическая ритмика развивает внимание, память. А В.А.Гринер и немецкие исследователи К.Колер и К.Швабе указывали, что логопедическая ритмика может быть использована как музыкотерапия. О значении логоритмики для коррекции речи детей писали В.А.Гринер, Н.С.Самойленко, Н.А.Власова, Д.С.Озерецковский, А. Г. Ю.А.Флоренская. Они подчеркивали, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка. Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. А на практике эта инновационная методика используется бессистемно, проводится без взаимосвязи специалистов, и как считаем мы, начинать ее надо с младшего дошкольного возраста. Что не соответствует программе предлагаемой для коррекции речи.

    В связи с этим цель исследования: определить условия при которых

    логопедическая ритмика становится эффективным средством коррекции речевых нарушений и музыкального развития детей дошкольного возраста.

    В соответствии с поставленной проблемой определена тема исследования: «Инновационные технологии, как средство профилактики нарушения речи дошкольников».

    Объект исследования инновационные технологии в коррекционно-профилактической процессе.

    Предмет исследования педагогические условия реализации инновационных технологий направленных на формирование правильной речи у дошкольников.

    Гипотеза исследования работа по преодолению речевых нарушений будет проходить успешно, если будут, выполнены следующие условия:

    а) систематическое, организованное обучение на занятиях, при помощи

    логопедической ритмики;

    б) совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя, которые являются не­посредственными участниками образовательного процесса;

    в) начинать коррекционную работу с младшего дошкольного возраста.




    Исходя из этой идеи, ставим следующие цели и задачи исследования:

    1. Выявить уровень музыкального и речевого развития детей дошкольного возраста

    2.Проанализировать психолого-педагогическую, методическую специальную литературу по данной проблеме.

    3.Определить влияние логоритмических занятий на музыкальное развитие и развитие речи детей дошкольного возраста.

    4.Показать методы и приемы обучения и развития детей средствами логопедической ритмики.

    Методология, методы и приемы обучения дошкольников

    Теоретико-методологическую основу исследования составили теории и принципы организации: деятельного подхода, связываемого с ориентировочными основами действий (П.Я. Гальперин); принципы построения системы знаний для дошкольников (А.В.Запорожец, Н.Н.Поддьяков и др.). Большая их часть посвящена проблеме системного, целостного рассмотрения его мировоззренческих, философских, психологических и педагогических воззрений (Б.Г.Ананьев, П.П.Блонский, Н.К.Гончаров, М.А.Данилов, С.Ф.Егоров, Г.С.Костюк, В.Я.Стоюнин, В.Я.Струминский и др.). Концепции о роли языка в процессе развития ребенка (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Ф.Сохин, О.С.Ушакова, В.И.Яшина). Изучение и организация процессов речевого развития детей, по проблемам онтогенеза общения (М.И.Лисина, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова, О.С.Ушакова, В.И.Яшина и др.). Теории художественно- эстетического развития дошкольников (В.Н.Шацкая, Е.А.Флёрина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Т.Г. Казакова, Л.С. Фурмина и др.) Теория раскрития музыкальных талантов у детей через импровизацию музыки и движения ( К.Орф) «Методика устранения заикания у детей раннего и дошкольного возраста» (Н.А. Власовой под руководством В.А. Гиляровского) «Методика воздействия средствами логопедической ритмики» (Г.А. Волковой)

    Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, материалов педагогических периодических изданий; эмпирические методы: педагогический эксперимент, диагностические тесты; количественная и качественная обработка данных.

    Практическая значимость и научная новизна экспериментального ис­следования в коррекционно-развивающем процессе.

    Исследование даст возможность, используя инновационные технологии повысить уровень развития речи у детей дошкольного возраста. Результаты и рекомендации по исследованию с детьми могут быть использованы в практической деятельности учителями-логопедами, музыкальными руководителями, студентами, родителями ДОУ, района, города, республики.

    Научная новизна исследования заключается в том, что:

    - предложен авторский подход в организации коррекционной работы в массовых ДОУ.

    - методика будет дополнена наглядным, словесным, музыкальным материалом на основе регионального компонента, мультимедийным сопровождением, систематизирована.

    Теоретические основы исследования.

    1. Вопросы коррекции речи дошкольников в психолого-педагогической литературе.

    Одной из основных задач в комплексном психолого-логопедическом, педагогическом и лечебно- оздоровительном воздействии на детей с речевыми расстройствами является формирование, развитие и коррекция функциональной речевой системы с учетом особенностей личности и поведения. Поэтому необходимо знать особенности развития, воспитания и коррекции неречевых и речевых процессов у детей с речевой патологией, развивать слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, статическую и динамическую координацию общих движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица; воспитывать чувство темпа и ритма в движении, целенаправленно воздействовать на речевое нарушение. А в этом и помогает логопедическая ритмика - специальное музыкально-педагогическое направление.

    Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содействует устранению речевого нарушения и в конечном итоге социальной реабилитации ребенка.

    Для понимания сущности логопедической ритмики важно знать содержание таких понятий, как движение, двигательное умение, двигательный навык, психомоторное развитие, ритм, ритмика, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое чувство, музыкально-двигательное воспитание, подвижные игры, лечебная ритмика и логоритмика. Отражая различные явления, они тесно связаны между собой. Эти понятия возникли в разные периоды развития общества. Содержание их углубляется по мере развития различных наук о человеке.

    Г.А.Волкова путем многолетних исследований доказала, что логопедическая ритмика тесно связана с методикой музыкального воспитания, поскольку музыка оказывает влияние на повышение качества исполнения движения (выразительность, ритмичность, четкость, координацию, плавность, слитность), что эмоциональная окрашенность движений музыкой содействует их свободе и непринужденности. Она заметила, что движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим рисунком музыкального произведения. Определенная ритмическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности), а также эмоционально-положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма.

    Еще в начале XX века в странах Европы получила распространение система музыкально-ритмического воспитания, основанная швейцарским педагогом и музыкантом Эмилем Жак-Далькрозом. Он считал, что именно в музыке имеется идеальный образец организованного движения. По его мнению, музыка регулирует движение и дает четкие представления соотношений между временем, пространством и движением. При помощи сочетания ритма, музыки и движения Далькроз решал задачу «воспитания ритма при помощи ритма», он использовал специальные упражнения, развивал у детей музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.

    Дальнейшее развитие система Жак-Далькроза получила в работах его учеников и последователей. Большая заслуга в этом принадлежит Н.Г.Александровой и В.А.Гринер. В нашей стране в 30 - 40-е годы система музыкально-ритмического воспитания разрабатывалась Н.Г.Александровой, В.А.Гринер, Н.П.Збруевой, Е.В.Коноровой, М.А.Румер, Е.П.Шепулиным. Александрова подчеркивала важность ритмического воспитания детей. Она отмечала, что ритмика есть та общая точка, на которой расходятся пути живописца, скульптора, музыканта, танцора, актера.

    Из большого раздела ритмической гимнастики и музыкально-ритмического воздействия выделяется лечебная ритмика. Первым кто ввел лечебную ритмику, был профессор В.А.Гиляровский. Затем в 30-е годы лечебная ритмика находит применение в логопедических учреждениях, но не в полном объеме. В системе ритмического воздействия на детей с речевой патологией ведущее место занимает слово. В связи с этим формируется особое направление воздействия в реабилитационных методиках - логопедическая ритмика. Первоначально логоритмика использовалась в работе с заикающимися дошкольниками по инициативе В.А.Гиляровского и Н.А.Власовой. В.А.Гринер и Ю.А.Флоренская в своей статье «Логопедическая ритмика» (1936) впервые поставили вопрос о разработке специальной логопедической ритмики для занятий с заикающимися детьми с целью улучшения их речи. В своей статье авторы ставили такую задачу, как коррекция моторики и речи, подчеркивали, что коренное отличие логопедической ритмики от методики ритмического воспитания состоит в том, что в упражнениях особое внимание уделяется слову.

    В 50 - 70-е годы появились работы по логоритмике, которые касались устранения заикания у детей. В 1958 году переиздается работа В.А. Гринер «Логопедическая ритмика для дошкольников». Затем в 1960 году В.И. Рожденственская в своей работе «Воспитание речи у заикающихся дошкольников» подчеркивала роль упражнений на сочетание слова с движением. Она считала, что ритм производимых движений способствует нормализации речи, этот прием вошел в практику под названием «речь с движением».

    Логопедическая ритмика привлекает внимание исследователей и в 70 -80-е годы, но по-прежнему только в отношении заикающихся детей. Попытка расширить область применения логоритмики в различных реабилитационных методиках была предпринята в учебно-методическом фильме «Логопедическая ритмика в детском саду» - автор сценария Г.А.Волкова. В этом фильме был представлен разнообразный логопедический материал, который необходим в коррекционной работе по устранению различных дефектов речи. Материал по логоритмике был дан дифференцировано в зависимости не только от ведущего речевого расстройства, но и от этапа коррекционно-воспитательной работы.

    Продолжателем идей Эмиля Жак-Далькроза является немецкий музыкант и педагог Карл Орф. Суть его методической концепции заключается в максимальном развитии активности детей через музыку и танец. Карл Орф считал, что достоинством этого метода является использование творческих возможностей ребенка и доставление ему эстетических эмоций. Основу таких занятий составляет синтез слов, музыки и движения. Движения сочетаются с ритмической речью, пением, игрой на простых музыкальных инструментах.

    В «Программе воспитания и обучения в детском саду» (1987 г.) выявлена задача: «Закреплять правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. Учить различать на слух и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки. Продолжать развивать фонематический слух».

    Программе «Детство» в старшем дошкольном возрасте акцент в работе над звуковой культурой речи детей смещается от обучения правильному произношению звуков в сторону воспитания выразительности речи. Считается, что к пяти годам дети, как правило, овладевают произношением всех звуков родного языка. Закрепление правильного звукопроизношения осуществляется в процессе повседневного речевого общения.

    Базисная программа развития ребенка дошкольника «Истоки» ставит перед воспитателями такую задачу: «Развивать фонематическое восприятие, произносительную и интонационную сторону речи. Упражнять в правильном произнесении звуков в словах и скороговорках, чистоговорках, коротких стихотворениях. Учить произвольно, регулировать темп и громкость произнесения, интонацию».

    Отечественные психологи М.О.Гуревич, А.А.Леонтьев, указывали на связь речи и выразительных движений, двигательных и речевых анализаторов, на связь формы произношения с характером движений.

    Особенно важны для логоритмического воспитания данные взаимосвязи между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей. Советский физиолог М.М.Кольцова считала, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

    Как отмечает Г.А.Волкова, логопедическая ритмика тесно связана с методикой музыкального воспитания, поскольку музыка оказывает влияние на повышение качества исполнения движения. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти. Если музыка оказывает благоприятное действие на эмоционально-волевую сферу, то тем эффективнее оказывается ее влияние, когда она положена в основу специализированной двигательной системы, имеющей целью регулировать движение, речь и поведение детей.

    Изучение психолого-педагогической литературы показало, что вопрос о воспитании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста интересен многим ученым, рассматривается с разных сторон; изучаются средства устранения дефектов речи с помощью различных коррекционных методик, одной из которых является логопедическая ритмика. Отсюда можно сделать вывод, что проблема воспитания и формирования правильной устной речи детей дошкольного возраста остается актуальной и на сегодняшний день.

    В настоящее время в нашей стране имеется широкая сеть логопедических детских садов, в которых помогают детям, имеющим дефекты речи. В специализированных речевых учреждениях, в которых проводятся логоритмические занятия, познавательные, эстетические, воспитательные и коррекционные задачи решаются совместно музыкальным руководителем, логопедом и воспитателем, как в процессе всего курса обучения и воспитания, так и в течение очередного занятия. Именно этого, как показала практика не хватает в массовых детских садах.

    2.Особенности и возможности логопедической ритмики.

    Логопедическая ритмика исходит из общих методологических основ логопедии и дефектологии и является одним из ее разделов. Она, изучает закономерности развития, воспитания, а также нарушения психомоторных функций в синдроме речевой патологии. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики, как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у детей с речевой патологией двигательных способностей, как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений.

    Во всех формах организации логоритмических занятий внимание логопеда и музыкального руководителя направляется на всестороннее развитие ребенка, на перевоспитание и устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие или восстановление речи, на способность проявлять в своей деятельности стремление к творчеству.

    Логопедическая ритмика развивается и обогащается все новыми знаниями, получаемыми путем исследования различных функциональных систем детей с речевой патологией, их развития при наличии того или иного нарушения. Следовательно, логопедическая ритмика, познавая закономерности развития и нарушения двигательных систем человека, их связей с развитием и нарушениями речеслуховой и речедвигательной систем, содействует совершенствованию всей коррекционно-воспитательной и восстановительной работы с детьми, имеющими дефекты речи.

    Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. Логоритмическое воспитание детей непосредственно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных чувств и сознания, с развитием морально-волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, целеустремленности, формирует у детей богатство эстетического чувства.

    В логоритмическом воспитании можно выделить два основных звена. Первое -развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у детей с речевой патологией, а именно: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, координации движений, чувств темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание личности, характера. Второе - развитие речи и коррекцию речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания и коррекцию речевых нарушений в зависимости механизмов, симптоматики расстройства и методики его устранения.

    3.Взаимосвязь музыки, слова и движения.

    Понимание, логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Логоритмика - это система движений в сочетании с музыкой и словом. Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку. С помощью занятий логоритмикой дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности.

    Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевой патологией.

    Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на инструментах; самостоятельная деятельность с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.

    Основной принцип построения всех перечисленных видов работы - тесная связь движения с музыкой и включение речевого материала. Слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх. Введение слова дает возможность создавать целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях.

    Система логоритмических средств варьирует на занятиях в зависимости от речевого нарушения, состояния двигательной сферы ребенка, от коррекционных задач каждого этапа логопедической работы, целей и задач логоритмического занятия.

    Таким образом, с помощью логоритмики воспитываются общие и речедвигательная функции детей. Методические приемы варьируются в зависимости от нарушения речи, но сводятся к одному: к максимальному использованию музыкального и двигательного ритма в целях оздоровления речевой мелодии, речевого ритма, просодии и пантомимической речи. Логоритмическая работа направлена не только на устранение нарушений речи и двигательной сферы ребенка, но и способствует музыкальному развитию детей.

    Этапы эксперимента

    Исследование будет проводиться в четыре этапа:

    1 этап – информационно поисковый 2013 – 2014г.г.:

    Цель: выявить детей с нарушением речи.

    Содержание: Подбор и анализ методического материала.

    Методы:

    - взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя (информационно- консультативная, коррекционно-развивающая)

    - диагностика;

    - работа с педагогическими кадрами ДОУ; ( анкетирование, круглые столы, консультации, беседы, семинары и т.д.)

    - работа с родителями; ( анкетирование, собрания, консультации, круглые столы, общение с помощью сайта ДОУ, интернета и т.д.)
    2 этап экспериментальный 2014-2015 г.г.

    Для начала эксперимента на этом этапе мы планируем разделить детей на экспериментальную и кон­трольную группы и провести диагностику их уровня развития речи и связующих разделов музыкального развития дошкольников. Апробировать инновационную коррекционно-педагогическую методику – логопедическую ритмику. Исходя из этого определяются следующие задачи:

    1.Организация коррекционной работы музыкального руководителя и учителя логопеда с детьми с использованием логоритмики ( упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляционной и пальчиковой моторики; речевые упражнения с музыкальным сопровождением, игра на музыкальных инструментах; и т.д.)

    2.Обучающие семинары-практикумы с педагогическими кадрами для применения в коррекционной работе с детьми в массовом ДОУ.

    3.Создание школы для родителей «Реченька» по обучению методам и приемам

    для эффективного закрепления результата коррекционной работы специалистов ДОУ.

    Проведение данной работы поможет осуществить проверку гипотезы. В дальнейшем мы планируем:

    • разработать авторскую программу по теме: «Инновационные технологии как средство профилактики коррекции речи дошкольников»;

    • создание дидактического материала с использованием компьютерных технологий для коррекции речи и общего развития дошкольников;

    • разработать и создать необходимый дидактический, словесно-музыкальный материал с использованием регионального компонента;


    3 этап контрольно-обобщающий 2015-2016 г.г.

    Этот этап подразумевает систематизацию, дальнейшую апробацию, внедрение результатов исследования в практику. Данные, полученные в ре­зультате исследования, будут подвергнуты статистической обработке.

    Критерии оценки ожидаемых результатов

    Критериями оценки в нашем исследовании будут являться:

    а) использование «проблемных» звуков на занятиях в группе и у других специалистов ДОУ.

    б) использование «проблемных» звуков в бытовой, общепринятой речи.

    Для оценки планируем использовать следующие значения:

    «+» - сформирован

    «-» - не сформирован

    «*» - недостаточно сформирован

    А также в определении уровня развития речи будут использоваться сле­дующие параметры:

    1. Сведения о раннем речевом развитии.

      1. Уровень общего развития ребёнка.

      2. Устойчивость внимания, работоспособность.

    4.Состояние общей и мелкой моторики.

    5.Общее звучание речи.

    6.Строение и подвижность артикуляционного аппарата.

    7.Развитие фонематического слуха.

    8.Развитие слоговой структуры слова.

    9.Развитие звукопроизношения.

    10.Словарный запас.

    11.Грамматический строй речи.

    12. Связная речь.

    Прогноз негативных последствий и механизмы их компенсации.

    Негативными последствиями использования логоритмики в коррекционных занятиях могут являться:

        1. Частые пропуски воспитанников.

        2. Билингвизм в семье.

        3. Посещение кружков с изучением иностранных языков.

        4. Нарушение звукопроизношения у педагогов и родителей.

    Механизмами компенсации данных негативных последствий будут являться:

          1. Проведение 1 раз в квартал итогового занятия.

          2. Посещение детей и контроль над ними в режимных моментах.

          3. Консультирование родителей и педагогов на тему: « Контроль над речью детей в повсе­дневной жизни».


    Заключение

    Анализ литературы и собственные наблюдения свидетельствуют о необходимости заниматься с детьми логопедической ритмикой деятельностью, поскольку она имеет большое значение развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией.

    Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содействует устранению речевого нарушения и, в конечном счете, адаптации к условиям внешней и внутренней среды.

    Занятия логопедической ритмикой развивают психические процессы - восприятие, внимание, память и мышление, развивают эмоциональную сферу.

    Большое значение эти занятия имеют и для нравственного воспитания дошкольника, что очень важно в наше время - воспитание умения вести себя во время занятий, формируют чувство такта и культурных привычек в процессе общения с детьми и взрослыми, сопереживать и сочувствовать друг другу.

    Подбирая возможные средства и методы проведения коррекционной работы и диагностики по логопедической ритмике и музыкально-ритмической деятельности следует помнить, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, следовательно все мероприятия должны проводиться в игровой форме, только тогда они будут интересны детям, заинтересуют их и будут давать ощутимый результат и отдачу.

    Включение элементов логопедической ритмики в музыкальные занятия и занятия по развитию речи, в повседневные игры детей способствует как собственно музыкальному развитию, так и преодолению речевых и двигательных нарушений.
    Библиография

    1. Бабушкина Р.П., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика в системе

    Коррекционно - воспитательной работе с детьми страдающим общим недоразвитием речи. -С.П., 2010г.

    1. Басов М.Я. Движения под музыку. - М, 1975.

    2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. - Ярославль, 1998.

    3. Введение в психодиагностику /Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. - М., 2000.

    4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М., 1985.

    5. Из истории музыкального воспитания: Христоматия /Сост. О.А.Апраксина. - М., 1990.

    6. Метлов Н.А. Игры с пением для детского сада.. - М., 1963.

    7. Метлов Н.А. Музыка - детям. - М., 1985.

    8. Правдина О.В. Логопедия. 2-е изд. - М., 1973.

    9. Россихина В.П., Н.Г.Александрова. Ритмика Далькроза в нашей стране. - В кн.: Из прошлого советской музыкальной культуры. Вып. 3. М., 1982.

    10. Система детского музыкального воспитания К.Орфа / Под ред. Л.А.Беренбойма. Л., 1970.

    11. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания./ Вопросы художественного воспитания, М.-Л., 1947.





    написать администратору сайта