Главная страница

Аннерс История Европейского права. Институт европы шведская королевская академия наук


Скачать 2.19 Mb.
НазваниеИнститут европы шведская королевская академия наук
АнкорАннерс История Европейского права.doc
Дата12.02.2017
Размер2.19 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАннерс История Европейского права.doc
ТипДокументы
#2591
страница18 из 50
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   50

121

Во время правления византийского императора Лео Мудрого (886-911 гг.) появился греческий вариант переработки законодательства с использованием соответствующих текстовых фрагментов, но эта работа проводилась не на базе латинских оригинальных текстов, а на основе более ранних переработок, выполнявшихся на византийской почве. Последнее слово в этом искажении (а это было именно искажение юстинианского источника) - появление в 1345 г. справочника, основу которого составляли, скажем так, выдержки из выдержек из "Corpus Juris Civilis". Этот справочник состоял из шести книг и поэтому назывался Hexabiblos ("Шестикнижник").-Этим справочником греческие граждане начали пользоваться после того, как турки в 1453 г. завоевали Константинополь, и продолжали им пользоваться в качестве действующего закона вплоть до 1941 г., когда они, наконец, приняли кодификацию, соответствовавшую современному гражданскому праву.

С точки зрения всемирной истории Свод римского гражданского права "Corpus Juris Civilis" имела огромное значение в качестве источника права по той причине, что он создал предпосылки для реконструирования самого метода формирования римского права, которое на протяжении почти целого тысячелетия было непревзойденным образцом во всех вопросах, имевших прямое отношение к всестороннему охвату всех сфер жизни и деятельности общества, к практической функциональной дееспособности правовых норм, наконец, к самой утонченности юридической техники. И все это было создано в эпоху высокоразвитой античной культуры. Можно сказать, что обращение к истории Римской империи произошло под знаменами римских легионов и римского права. Тот факт, что римляне так долго могли держать свою империю в едином монолите, вне всякого сомнения, в высшей степени зависело от их выдающихся административных и юридических способностей. Стоящая на высоком уровне развития правовая система обеспечивает обществу возможность в полной мере использовать человеческие и природные ресурсы.

I

ОБЗОР ТИПОВ ПРОЦЕССОВ В РИМСКОМ ПРАВЕ 1. Формальная классификация

1. Actiones civiles: тип судебного процесса, при котором судьи ориентируются на правила (нормы) jus civile (гражданского права).

2. Actiones honorariae: тип судебного процесса, при котором судьи ориентируются на право претора jus honorarium.

122

2. Образование формулы

1. Formulae in jus conceptae (действие по праву): применяется при тяжбе (actiones civiles) в соответствии с законом (jus). Решающим является факт, имеет ли истец основание для своих притязаний в гражданском праве (jus civile).

2. Formulae in factum conceptae (фактическое действие): при праве на вознаграждение (actiones honorariae) всегда применяется формула по фактическому действию (in factum), если решение судьи основывается не на норме гражданского права (jus civile), а на основании имеющихся обстоятельств. Судебный процесс в этом случае так и называется: actio in factum (фактическое действие).

а) Formulae fictitae (фиктивное действие): эта формула образует особую группу формулы formulae in factum conceptae (фактическое действие) и основывается га праве претора или на jus honorarium (праве вознаграждения, устанавливавшемся эдиктами магистрата). Наглядным примером в данном случае может служить наследник, право на наследство которого основано не на нормах гражданского права (jus civile), а на праве вознаграждения (jus honorarium). Если наследник, по правам приравненный к владельцу имущества (bonorum possessor), захочет потребовать возвращения ранее данной им наследодателю денежной ссуды, то в этом случае он не может распоряжаться по формуле actio certae creditae pewniae (действие суда по уточнению долговых обязательств), представляющую собой actio civilis (иск, основанный на гражданском праве), поскольку его наследственное право не основывалось на представленных в гражданском праве (jus civile) правилах вступления во владение собственностью. Вместо этого он с помощью претора должен был начать судебное дело в качестве не истинного, а фиктивного наследника (fictus se heres). Пример: "Если Авл Агерий (подразумевается владелец имущества) является наследником Л.Тития и если в этом случае совершенно очевидно, что Нумерий Негидий должен дать Авлу Агерию 10 000 сестерций, то ты, судья, должен присудить Нумерию Негидию отдать Авлу Агерию 10 000 сестерций, а если ты считаешь, что это не так, то ты должен освободить его (Нумерия Негидия) от этого".

б) Actiones utiles (обоснованное действие). Эта формула аналогична формулам других, оговоренных в эдикте типов судебных процессов. В edictum perpetuum (вечный, бессрочный эдикт) была даже придусмотрена специальная формула, получившая название actiones ad exemplum (деяние после предупреждения). При таких деяниях судьи исходили из формулы actio civilis (судебное дело о тяжбе), которая после некоторого смягчения трансформировалась в формулу actio honoraria (компенсация, вознаграждение). Это один из примеров применения формулы actio honoraria. Формула actiones utiles (обоснованное действие) всегда содержала в себе formulae in factum

123

conceptae (фактическое действие). В качестве примера можно назвать формулу, отражавшую тип деяний, смягчавших суровость судебных приговоров, оговаривавшихся в законе Акви-лия (lex Aquilia) (см. раздел "О некоторых важнейших институтах римского гражданского права").

3. Виды материальных претензий

Все типы судебных процессов, как те, которые реализовались по формуле actiones civiles (тяжба), так и те, которые осуществлялись по формуле actiones honorariae (компенсация, вознаграждение), представляли собой судебные процессы типа actiones in rent (т. е. процессы, касавшиеся непосредственно самого дела). Наглядным примером такого типа процессов может служить процесс, реализовавшийся по формуле rei vindicatio - притязания на имущество должника или банкрота, или судебные процессы типа in personam (т. е. процессы, касавшиеся непосредственно самого субъекта следствия), например, связанные долговыми обязательствами, когда кредитор вправе распорядиться имуществом должника или банкрота по формуле actio certae creditae pecuniae (действие, предусматривающее уточнение вопросов по долговым обязательствам). Это различие было решающим фактором для выбора нужной формулы. В формуле actio in rent (по конкретному делу) имя ответчика впервые упоминалось в condemnatio (решение суда) (раздел "О некоторых важнейших институтах римского гражданского права"). Конкретный пример: "Если признано, что имущество С, по которому (имуществу) идет тяжба, принадлежит Авлу Агерию в соответствии с римским гражданским правом, и если это имущество не возвращено Авлу Агерию, то в этом случае ты, судья, должен присудить Нумерию Негидию заплатить столько денег, во сколько это имущество было оценено, а в случае, если это, по-твоему, не так, то ты, судья, должен освободить Нумерия Негидия от этого".

Когда же судебный процесс, наоборот, касался только самой личности ответчика, т. е. применялась формула actio in personam (по конкретному лицу), то в этом случае имя ответчика должно было вноситься в начало intentio (иск) (см. тот же раздел выше): "Если ты, судья, считаешь, что Нумерий Негидий должен дать Авлу Агерию 10 000 сестерций, то в этом случае ты, судья, должен присудить Нумерию Негидию выплатить эти 10 000 сестерций, а если это по-твоему не так, то ты, судья, должен освободить Нумерия Негидия от этого".

Формула actiones in personam (по конкретному лицу), в свою очередь, подразделялась на следующие группы:

1. Группу судебных процессов, возникавших на базе формулы ex contractu (на основе договора) и на основе деяний, вытекавших из формулы ex delicto (на основе преступных деяний).

124

2. Группу судебных процессов - actiones strictus juris (строго соответствовавшие правовым нормам формальные типы судебных процессов; название было заимствовано у постклассической эпохи, по всей вероятности, византийской), которые предусматривали установление в ходе следствия точной денежной суммы долга (pecunia certa) и, таким образом, лишали судей свободы действий. Если судья соглашался с притязаниями истца, то в его решении должна была указываться точно такая же сумма, как в condemnatio (решении суда) по формуле actio ex stipulate (по долговому обязательству). Формула judicia bonae fidei (деяния, основанные на доброй воле: классическая терминология признавала только такое обозначение этой формулы, а не сокращенное: "actiones b.f."), наоборот, давала судьям большую свободу действий, так как им в этом случае не требовалось прибегать к уточнению правовых притязаний. Формула judicium bonae fidei представляла собой формулу судебного процесса, происходившего перед претором, который заканчивался тем, что правовой спор между сторонами уточнялся в соответствии с формулой, согласно которой судье рекомендовалось выносить свое решение в соответствии с его доброй волей (еде fide bond). Однако такое требование звучало несколько туманно. Пример:

"Поскольку Авл Агерий продал Нумерию Негидию имущество С, по которому (имуществу) идет тяжба, то ты, судья (независимо от того, что, по твоему мнению, Нумерий Неги-дий в связи с этим должен отдать или сделать в соответ-: ствии со своей доброй волей) должен присудить Нумерию I Негидию отказаться от имущества в пользу Авла Агерия, а если ты так не считаешь, то в этом случае ты, судья, должен освободить Нумерия Негидия от этого".

) Часть фразы текста: "Quidquid......ex fide bona" ("незави-

! симо от того......доброй волей") представляет собой intentio

; (иск) (см. тот же раздел). Формула intentio (иск) выглядела i сомнительно, и поэтому судья имел право назначить вып-.j лату причитавшейся истцу денежной суммы добровольно (bona fides). Эта сумма могла быть выше или, наоборот, ниже I договорной цены: выше в том случае, если ответчик задер-j живал выплату долга и поэтому обязан был вернуть его с i процентами, ниже, если, например, обе стороны договорились I о том, что сумма, заплаченная при покупке, будет пога-j шаться по частям и что при этом погашена будет только

i первая часть. Часть фразы текста "quod......vendidit" ("пос-

I кольку......тяжба") являет собой demonstratio (уточнение

j притязаний, представленных в intentio (иске)), и ее послед-t ствие в случае сомнительности intentio (иска) неизбежно. i Если притязания не уточнены в материальном отношении, к то давалось правовое обоснование.

125

4. ВЛИЯНИЕ ГЕРМАНСКОЙ И РИМСКОЙ КУЛЬТУР

НА ПРАВОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭПОХИ ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ

Первые два тысячелетия европейской истории до н. э. ознаменовались многочисленным нашествием переселенцев с севера и востока в восточные районы Средиземноморья, принесших с собой совершенно новые формы культуры и установившие там свое владычество. Римлянам, конечно, удалось отразить кашествие гуннов, вторгшихся на их территорию под предводительством Аттилы. В 451 г. Аттила вместе со своим войском был разбит на Каталаунских полях "последним римлянином" - полководцем Восточного Рима Аэцием (ок. 390-454 гг. н. э.). Однако ослабленный в военном отношении Западный Рим не смог выдержать натиска многочисленных иноземных германских племен, вандалов, готов, франков и бургундцев и, с трудом продержавшись до конца V в., пал. На бывших территориях Западного Рима, за исключением незначительного пространства вокруг Равенны и нескольких областей Южной Италии, которые Восточному Риму все же удалось удержать за собой, стали образовываться германские государства. О кельтских и других государства^, возникавших на завоеванных римских просторах, мы упоминать не будем, поскольку они сыграли весьма незначительную роль, если даже не сказать, что вообще не сыграли никакой роли в формировании европейского права. Такие важные государственные образования, как германские государства, в правовом и в основном в культурном отношении характеризовались смешанным римско-германским влиянием.

В ходе завоевания и освоения захваченных римских территорий германцы во многих отношениях пребывали еще на уровне родового общества. Лаже несмотря на то, что они во многих областях общественной жизни уже успели перенять некоторые характерные особенности более высокой римской культуры, особенно в военной и административной областях, они тем не менее продолжали оставаться чуждыми к восприятию высокоразвитой римской культуры в области гуманитарных, общественных и естественных наук, а также в сфере технической культуры. Это, безусловно, относилось и к инженерному искусству, и к юриспруденции. Как это очень часто случалось в истории, завоеватели в конце концов сами оказались завоеванными более высокой культурой. Они очень скоро научились рассматривать эту культуру в качестве примера для подражания. Одним из наиболее действенных факторов в этом отношении, безусловно, явилась христианская церковь. После принятия христианства правящая германская элита оказалась под сильным влиянием православного духовенства, благодаря которому она синтезировала античное религиозное и философское мышление, которое это духо-

126

венство представляло. После римского императора Константина I Великого (280-337 гг. н. э.) христианская церковь благодаря сильно разросшемуся административному аппарату все более энергично прибирала к рукам и принимала на себя функции римской государственной власти. Авторитет императора как законодателя отныне был подкреплен церковью, и с этих пор многие германские короли стали брать на себя функции формирования государственного права, которое все более начинало принимать характерные особенности римского права, постепенно утрачивая черты германского. В германском родовом обществе законодательство как таковое не мыслилось в качестве инструмента создания правовых норм, которые служили бы для объединения народа. Примирительное право германского родового общества представляло собой сумму постепенно все более дифференцировавшихся по содержанию конфликтных ситуаций, возникавших между отдельными представителями общества, которые при возникновении конфликтов устраивали сход (тинг), где они совместно искали выход из опасной ситуации, чреватой кровной местью и враждой. Так как германское право в течение длительного периода передавалось последующим поколениям в традиционной устной форме, то нетрудно понять, что система правовых норм германцев носила устойчивый характер. В их представлении право, закон были вечной категорией (ewa - закон).

Характерная оценка того, каким образом утвердившейся на римской земле германской королевской власти удалось усвоить римские взгляды на государство и его правовые нормы, выражена в одном из высказываний короля вестготов Атаулфа (Athaulf), смысл которого сводится к тому, что он первоначально высказал желание сделать свое государство истинно германским, но, обнаружив, что готы совершенно не понимали самой сущности какого бы то ни было подчинения законам, он передумал и отказался от своего намерения, вместо этого решив прославить себя на вечные времена обновлением римского государства силой германского оружия.

Германцы довольно легко и быстро приняли и освоили римское право. Это обстоятельство было связано с тем, что как раз в этот период появился популярный и довольно простой, но более легкодоступный народный метод формирования права на базе использования классических римских правовых норм. Такое право мы обыкновенно называем вульгарным римским правом. Методы и результаты классического римского законодательства и правоведения были настолько утонченными, что они оказались намного выше того уровня, который мог быть принят германцами. Вульгарное право германцев характеризовалось весьма примитивным уровнем формирования правовых понятий. Из германского вульгарного права исчезла не только техника ведения гражданских процессов, но даже точно отточенная система институтов

127

гражданского права. В этом праве были смешаны, например, различные типы договорных контрактов, в результате чего невозможно было отличить между собой наследственное право, право владения собственностью (имущественное право) и особо выделенное имущественное право. Вульгарное право, таким образом, с чисто технической стороны было сравнительно настолько близко собственным представлениям германцев о методах его формирования, что сам факт его романизации, реализовавшийся принятием отдельных правовых норм римской системы права, вполне можно считать совершенно естественным явлением.

К сказанному следует, пожалуй, добавить еще и влияние со стороны законодательств германских королей. В германских государствах эпохи Великого переселения народов система правовых норм (так же, как в эллинистическом и в течение длительного времени в римском праве) строилась на принципе индивидуальности. Это означало, что германские короли должны были издавать законы отдельно как для своих германских подданных, так и для подданных, имевших римское гражданство.

Более существенные последствия такой романизации особенно четко можно проследить на примере одного из наиболее романизированных германских государств, в частности, вестготов. Так, в 506 г. н. э. король вестготов Аларих II издал для своих римских подданных справочник, известный нам под двумя названиями: "Lex Romana Visigothorum" (Законы римских вестготов) и "Breviarium Alaridanum" (Справочник Ала-риха). Справочник состоял отчасти из императорских конституций, а отчасти из выдержек, заимствованных из римских трудов по правоведению. Среди прочего он содержал также Институции Гая и труд Юлия Павла, обычно известный юристам под названием "Pauli Sententiae", который, однако, не являлся оригинальным текстом известного ученого-правоведа Юлия Павла, а представлял собой всего лишь сборник цитат из его сочинений, составленный еще в IV в. н. э. Изданный королем Аларихом II, справочник просуществовал, однако, недолго и в 654 г. был аннулирован, но в тех районах вестготского государства, которые остались незавоеванными франками, он по-прежнему продолжал служить авторитетным правовым источником вплоть до Позднего средневековья. В государстве франков он исправно служил жившим там римским подданным и церкви. На территории, на которой впоследствии возникла современная Франция, разница между северной и южной частями Франкского государства (в результате посредничества между взаимовлиянием вестготских и римских правовых норм) оказалась настолько велика, что в эпоху Средневековья даже говорили, с одной стороны, о так называемых странах писаного права (т. е. о странах римского права), занимавших территорию, простиравшуюся к югу приблизительно от устья Луары до Женевского озера, а с другой
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   50


написать администратору сайта