Усовершенствование в области экономической техники, например, изобретение двойного учета (двойной бухгалтерии), улучшение агро- и инженерной техники, а также усовершенствование юридической техники, все это вместе взятое привело к быстрому, хотя и неравномерному ускорению всех общественных процессов и к общему повышению интенсивности товарообмена.
Взаимодействие всех вышеперечисленных процессов можно наглядно проследить непосредственно по городским правовым источникам, в которых зафиксировано поразительное сходство между отправным, или исходным, материалом экономического источника на данном историческом отрезке времени и. отражением его в правовых документах этого же периода. Это сходство дает одну и ту же общую картину, судя по которой можно сделать однозначный вывод: чем выше был достигнутый городом уровень экономической жизни, тем вышёТГточки зрения юридической техники оказывался уровень городского права.
Наряду с самими городами постепенно начали (точно так же, как это наблюдалось и в античную эпоху) возникать "мультинациональные" (многонациональные) предприятия, бразды правления которыми находились в руках купеческих династий, таких, например, как Фугер в Германии и Медичи в Италии, которые на доходах, полученных ими от торговли, мореплавания, а часто даже от горнорудных разработок, по меркам того времени создали несметные богатства. В Северной Европе такую же роль играли наиболее богатые купеческие династии, входившие в могущественный в то время Союз Ганзейских городов. Такая концентрация капитала в руках владельцев компаний имела большое политическое значение, а с экономической точки зрения она была движущей силой дальнейшей экспансии, поскольку компании могли вкладывать крупные инвестиции в нуждавшиеся в наличном капитале экономические структуры, например, в горнодобывающие и судовладельческие предприятия. Это, в свою очередь, привело к необходимости обновления правовых структур как в области права, относившегося к горнорудной отрасли, так и в области морского права.
Несмотря на исключительно тяжелые последствия, вызывавшиеся войнами, враждой, преступностью и массовыми эпидемиями, приводившими к большой смертности (например, чума), благосостояние Европы в целом благодаря
143
увеличению производства сельскохозяйственной продукции, имевшей решающее значение для экономики, начало неуклонно возрастать. Даже в этой области (т. е. в сельском хозяйстве) такие технические новинки, как успехи в юридической технике, выразившиеся в форме улучшения защиты в области имущественного права или в форме создания более надежного права собственности на землю, играли значительную роль. Среди технических новшеств в сельском хозяйстве особенно большое значение имели следующие: введение трехсменных полевых работ, использование новых методов запрягания лошадей, благодаря чему была увеличена тягловая сила животных, изобретение подковы и, наконец, улучшение методов вспашки земли. Для городских хозяйств и горнодобывающей промышленности большую роль сыграло введение новых методов передачи механических усилий. Очень многое из сказанного явилось предпосылкой или привело к созданию новых конструкций в юридической технике. Едва ли еще найдется в европейской истории период, в котором с такой отчетливостью можно было бы проследить взаимосвязь между экономическими и юридическими успехами, как в период Средневековья.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
' Как уже упоминалось в предыдущей главе, корни европейского феодального строя эпохи Средневековья залегают в глубинах общественных структур позднеантичного периода. Для создания пусть даже скудной и убогой социальной защиты граждан в период дезорганизации центральной государственной власти и почти тотального распада всех сфер жизнедеятельности общества необходимо было срочно сформировать общественно-правовую систему, которая могла бы обслуживать, в первую очередь, властные структуры с их огромными поместьями. С юридической точки зрения это означало: то, что раньше понималось как публичное право вместе с его целями и задачами, теперь должно вылиться в систему частного права. Землевладельцы-феодалы одновременно были и военачальниками своих вассалов, заведовали административным аппаратом своих ленов, вершили суд и расправу над подданными, совершенно не придерживаясь никаких предписаний публичных правовых норм, а творя его по своему собственному разумению с позиций частного права, т. е. с позиций защиты интересов клана военачальников и его земельной собственности. С началом развития такой системы возникла необходимость в глубоких преобразованиях в области регулирования прав и обязанностей, вытекавших из самого факта владения земельной собственностью на различных уровнях феодальной иерархической лестницы. Необходимы были также и соответствующие правила реше-
144
Ш
ния спорных вопросов, ущемлявших частноправовые интересы феодалов. Поэтому феодальная система (сначала она представляла собой социально состоятельную часть общества) и развилась в общественно-правовую систему. Необходимость в создании правовых норм для обслуживания этой системы привела, в свою очередь, к созданию так называемого феодального ленного права, т. е. правовой нормы, бравшей под защиту права феодала на владение леном. Эти источники имели исключительно большое значение в тех частях Европы, где феодальная система уже набрала силу и находилась в полном расцвете, в частности, в Германии, Франции, Англии, Италии и Испании.
Расхождения во взглядах между представителями различных самостоятельных судебных инстаций в рамках феодальной системы естественно привели к значительным расхождениям в вопросах формирования правовых норм. Государственные центральные органы, императоры и короли в период расцвета Средневековья, как правило, были еще слабы и поэтому не могли проводить политику в области создания государственных законодательств общего характера. Они обычно не могли достигнуть большего, чем создания специальных правовых предписаний в особо важных областях, в которых потребность в них была особенно велика, например, предписаний в форме законов о мире между гражданами, направленных на обуздание грубого насилия, процветавшего в тот период во всех районах Европы. И только лишь в эпоху Позднего средневековья и Ренессанса впервые вновь появилась возможность консолидации властных структур, оказавшихся к этому периоду достаточно сильными для того, чтобы вступить в открытую борьбу за власть против крупных феодалов-землевладельцев, которая отразилась на всей внутренней политике государства и на развитии государственного права в XVI и XVII вв.
В эпоху расцвета Средневековья состоятельная часть европейского общества обрела формы, которые стали доминировать над социальными отношениями вплоть до начала Французской революции. На базе римских и германских инсЗ титутов развилось к этому времени окончательно оформившееся рыцарское сословие, в экономическом отношении опиравшееся на земельную собственность (лены) и рассматривавшее войну как свою основную профессию.-Идеал рыцарей - рыцарь-христианин - представлял собойнеразрывную связь между, с одной стороны, внушенными христианской верой идеями о долге защищать слабых и бескорыстном служении благу и, с другой стороны, идеями, взращенными на представлениях древних германцев о мужской чести и военном счастье. То, что все это представляло собой глубокую пропасть между их идеалами и фактическими примерами человеческого бытия, не воспрепятствовало, однако, этим представлениям рыцарей об этических нормах дожить до
145
наших дней, благодаря чему мы можем уже с большей долей осведомленности судить о военных и гражданских нормах поведения государственных деятелей Европы того далекого периода. Рыцарское понимание этики, по всей вероятностм, оказало большое влияние на убеждения и взгляды государственных деятелей и должностных лиц судебных инстанций, которые по своему призванию и долгу были обязаны служить на пользу всеобщего блага, что в конечном счете явилось предпосылкой для достижения большей эффективности в функционировании европейского аппарата власти.
В социальных условиях эпохи Средневековья большое значение имело изменение самой сущности военного искусства, в частности, применение стремян создало предпосылки к появлению лат, в которые облачались не только всадники, но и кони, в результате чего кавалерия в целом приобрела огромную ударную силу.'Конные рыцари, представлявшие собой высокопрофессиональных воинов, заметно выделялись своим превосходством над остальными воинами на полях брани. Это способствовало выдвижению их в более привилегированное положение по сравнению с остальными, что надолго определило характер поведения дворянства как привилегированного военного сословия.) Это длилось вплоть до появления пороха и наемных солдат-копьеносцев, которые взяли верх над военным превосходством рыцарской кавалерии.
О духовенстве. В Позднеантичную эпоху и эпоху Великого переселения народов оно в области высшего образования фактически играло монопольную роль. В силу этого обстоятельства, а также благодаря тому, что церковь обладала /'неслыханно высокой духовной, а позже - экономической,^ * политической и правовой властью, духовенство наряду с дво-/ рянством заняло господствующее положение в обществе. Именно поэтому правовая система католической церкви, каноническое право стали играть существенную роль в качестве общеевропейского правового источника.
В больших городах, освободившихся от феодалов (это освобождение на протяжении почти целого столетия нередко сопровождалось жестокими схватками), на сцене общественной жизни появилась новая состоятельная, по положению ведущая сила в лице буржуазии. По отношению к строгим феодальным порядкам в провинциях и крепостному праву стало действовать правило: "городской воздух дает свободу". Это, в частности, означает, что гражданин, в свое время доверивший судьбу феодалу, проживший в городе в течение одного года, должен рассматриваться городскими властями (в течение всего периода их существования) в качестве свободного гражданина. Свои основные идеалы буржуазия почерпнула из времен Римской республики, т. е. бургомистры (или члены магистрата) часто назывались консулами, городской магистрат а сенатом. Еще и сегодня на городских воро-
146
тах Любека можно прочесть аббревиатуру S.P.Q.L. (Senatus Populusque Lubecensis - Сенат и народ Любека). Но классическим для буржуазии был знаменитый девиз времен Римской республики S.P.Q.R. (Senatus Populusque Romanus - Сенат и Римский народ).
Дворянство, духовенство и буржуазия представляли собой привилегированные классы общества. Принцип равенства представителей буржуазного класса перед законом для них не существовал и не имел к ним никакого отношения, так как, по их убеждению, общество, в котором именно имущественное состояние каждого его члена определяло правовое положение хозяина в иерархической социальной пирамиде, говорило само за себя: право писано не для него. Вместо права буржуазия использовала совершенно иной принцип, а именно: Гкаждый может быть судим только им подобным) Церкви тем не менее все же со временем удалось взломать эту систему взглядов на право, поскольку правосудие и правовая система церкви к тому времени уже успели проникнуть в некоторые области правовых отношений, имевших прямую связь с имущественным положением граждан, прежде всего в те области, которые относились к семейному праву и, что наиболее важно, в область уголовного права.
Большое значение для развития правовой системы имело то обстоятельство, что наиболее сильно выраженная привязанность членов упомянутых выше трех привилегированных сословий общества проявлялась к представителям своего сословия, братьям по сословию, жившим в других странах, а не к тем, которые жили в одной с ними стране, но не принадлежали к одному с ними сословию. Стремление католической церкви создать некое универсальное государство в Восточной Европе, управляемое католической церковью, окончилось явной неудачей. Католическая церковь в период процветания европейского общества (пусть^даже социально расслоенного) в эпоху расцвета Средневековья сумела все же внушить гражданам чувство интернационального духовного единства, чувство, которое начало возрождаться вновь уже в наше время. Разумеется, этому явлению способствовала торговля, все более приобретавшая международный характер. ("
В северных странах и некоторых провинциях Швейцарии, Англии и ГерманииГкрестьянство играло подчиненную роль, что объясняется его малочисленностью. В остальном класс земледельцев эпохи Средневековья состоял из людей, единственным богатством которых была разве что собственная - жизнь, а сами они были опутаны жесткой системой социального давления. И тем не менее стоит сказать о том, что жизнь средневекового крестьянина, хоть и немного, но все равно была лучше, чем жизнь раба античного мира. В принципе на рабов смотрели как на движимую собственность. Их, собственно говоря, могли использовать как особую породу домашних животных. По выражению Гая, рабы относились к
147
категории "res se moventes" ("веши, которые могут двигаться сами"). Всю свою жизнь упомянутый выше крестьянин был обязан трудиться под строгим надзором своего хозяина, проявляя при этом полное послушание. Что касается хозяина, то он, со своей стороны, должен был защищать своего работника и заботиться о нем. Работник имел ограниченную свободу передвижения. У него не было даже права на личную, семейную жизнь. Положение крестьян, по-видимому, в различное время было разным. Личные качества хозяина также вероятно играли весьма существенную роль в его отношении к своему работнику. Наибольшая защищеннность работника, его жизни и прав исходила от церкви, от ее христианского требования смотреть на. хозяина как на своего брата. Ведь оба они, хозяин и работник - дети Бога, одного из которых, хозяина, Бог наградил властью как раз для того, чтобы он мог проявлять заботу о своем слабом брате и таким образом нести полную ответственность за его жизнь и личное спасение от бед. Это требование церкви находило свое выражение еще в высказываниях церковных авторитетов древних времен, в частности, в высказываниях апостола Павла, который в одном из своих писем убеждал сбежавшего раба вернуться к своему хозяину. В письме, кстати, тоже приводилось мысль о том, что хозяин должен вилетъ в своем рабе брата.
КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
Одновременно с развитием научно-правового мышления, оказавшего большое влияние на совершенствование правосудия, такое же основополагающее и направляющее влияние на правосудие оказывала и церковь. Церковные доктрины представляли собой особый мир формирования метафизических понятий и метифизического мышления, в рамках которых, подобно другим наукам, очутилось и правоведение. На это мышление сильное влияние оказал вновь открытый отцами церкви платоновский идеализм, который обновил теологию Средневековья в период его расцвета. Важнейшее выражение взглядов христианской церкви Средневековья этого периода на право и сами правовые нормы представлено в труде христианского теолога блаженного Аврелия (354-430 гг.) "О граде божием" ("De Civitate Dei"). В этой работе он рассматривает и выставляет в качестве основного своего требования утверждение о том, что все земные общественные и правовое порядки, уже в самой своей основе подвергшиеся воздействию злых сил, должны быть пронизаны идеями царства божия или, другими словами, идеальная справедливость божественного царства должна украшать земную справедливость, "потому что, - говорит автор, - без этой справедливости земное государство есть не что иное, как шайка разбойников". Конкретный смысл теологии блаженного Аврелия заключа-
148
ется в том, что создаваемые человеком законы должны строиться на этических идеалах человеческой любви, сердеч-• ности и служении благу, как это и проповедует церковь. I* В своем труде "О граде божием" Аврелий развил также 1рял теологических тезисов о целях права, функциях повели-i телей и о справедливой войне, которые и в Новое время ока-|зывают весьма существенное влияние на развитие права. Он «также обнародовал свою мысль о том, что правовой порядок l представляет собой явление не естественного порядка, а ^категорию, созданную Богом после грехопадения человека ! специально для того, чтобы оградить его от совершения •дальнейшего преступления. Единственной гарантией обретения человеческим обществом спокойствия и уверенности в своем существовании может быть только уголовное право, которое внушает чувство страха за содеянное преступление. Право частной собственности и рабство, по его представлениям, тоже суть явления, которые до грехопадения не существовали в естественном праве. Они введены Богом, с одной стороны, как наказание, а с другой - как стремление к оказанию человеку помощи во время его земного существования.
У Аврелия было патриархальное представление о предназначении правителя. Любой правитель - это отец государства, и поэтому ради общего блага и на глазах у всех он создает и издает законы, направленные на сохранение мира и поддержание добропорядка в своем государстве. Такую же мысль мы встречаем и у Цицерона. Так, в одном из своих трудов он говорит буквально следующее: "Salus populi suprema lex esto" ("Благополучие народа должно быть высшим законом"). Законы, издаваемые правителями, должны безукосни-тельно соблюдаться всеми без исключения гражданами, поскольку они издаются на основании той власти, которая дается правителям самим Богом и, следовательно, имеет божественное происхождение. Если, однако, вдруг случится так,-что правитель издаст закон, который окажется в противоречии с намерениями Бога, то в этом случае христиане должны освободить себя от обязанности повиноваться такому закону. Тот же, кто нарушит этот запрет, не будет подвергнут наказанию по обвинению в таком нарушении - он понесет наказание без всякого обвинения.
Аврелий развивает также свои взгляды на справедливые войны (justum bellum), в которых тоже ощущается влияние Цицерона. Аврелий считает, что война как таковая всегда есть зло, но при определенных обстоятельствах она может стать необходимостью, например, если такая война сможет избавить общество от еще большего зла. Любая война, которая ведется с целью защиты своего государства от вторгшегося на его территорию врага, всегда должна рассматриваться в качестве справедливой войны, так как цель ее заключается в изгнании врага со своей территории или в нака-
|