Аннерс История Европейского права. Институт европы шведская королевская академия наук
Скачать 2.19 Mb.
|
135 "феод", небольшой земельной надел за военную службу). Другая характерная черта феодального строя в той форме, в какой он возник во франкском государстве и затем распространился по всей Европе (за исключением Швеции, Норвегии и Финляндии), заключалась в правовом иммунитете как самого феодала, так и его чиновников. Это в той же мере относилось и к собственности церквей. Королевские чиновники даже не имели права и ногой ступить на землю феодала или его вассала. Не имели они и права вершить какой бы то ни было суд или чинить расправу и устраивать экзекуции на их земле, т. е. исполнять свои прямые обязанности по долгу и службе на этих землях. Земли феодалов и их вассалов не подлежали официальному обложению налогами. В результате политической борьбы вокруг феодальных институтов Европы XVIII в. понятия "феодализм" и "феодальная система" как форма институтов претерпели значительные изменения. (Термин "феодализм" ("феодальный строй") стал обозначать определенную систему организации общественных отношений, в которой привилегированный слой богатых землевладельцев начал "прижимать" и экономически закабалять подвластных им сограждан. Так произошло в России, феодальный строй которой покоился на принципах византийского феодализма, и именно так это произошло (хотя в менее слабо выраженной форме) и в странах Западной Европы в период Позднего средневековья и самом начале Нового времени. Но первоначально, как уже упоминалось, эта ^феодальная система представляла собой не что иное, как инструмент для организации социальной и экономической защиты общества, в котором государственная власть больше уже не функционировала. Такая первоначальная форма феодализма предусматривала формирование прав и обязанностей, соблюдать которые в равной мере должны были как крупные феодалы, так и кормившиеся возле них вассалы. Мы уже говорили о письменных посланиях тех, кто обращался к феодалам с просьбой о защите и покровительстве. В качестве наглядного примера мы приводим одно из таких посланий. Данное послание содержалось в одном из текстов формулярного сборника некоего Tours (Тоурса), относящегося приблизительно к 750 г. н. э. Текст представляет собой послание гражданина, ищущего у богатого землевладельца защиты и покровительства: "Тот кто отдает себя во власть другому. Благородному Господину (такому-то и такому-то). Я (такой-то и такой-то). Так как всем хорошо известно, что я ничем не владею, что могло прокормить и одеть меня, то прошу обратить на меня Ваше милосердие, а я, со своей стороны, по своей доброй воле решил отдать себя пол Вашу защиту и довериться Вам. И я делаю это следующим образом: Вы будете помогать мне и поддерживать меня в моем пропитании и одежде в той мере, в какой я смогу слу- 136 жить Вам как свободный человек и быть Вам полезен. Ло тех пор, пока я буду оставаться в живых, я как свободный человек буду служить Вам и оказывать Вам свое послушание, и я не буду противиться Вашей власти и Вашему превосходству, а всегда, пока я буду жив, буду оставаться под Вашей властью и Вашей защитой. Мы договариваемся о том, что если кто-нибудь из нас захочет расторгнуть это соглашение, то он должен будет заплатить другому штраф (в такой-то и такой-то сумме), а соглашение при этом будет по-прежнему сохранять свою силу. На этом основании мы договариваемся о том, что такое соглашение составляется обеими сторонами и подтверждается ими как имеющее одинаковую силу единый документ". Как видно из представленного документа, вассал обязывался оставаться во власти феодала и подчиняться ему в течение всей жизни. Эта "собственность на жизнь" с самого начала представляла собой естественный момент такого соглашения. Феодал в подобного рода случаях должен был точно знать, какими именно военными, а главное, людскими ресурсами он располагал, поскольку в такой ситуации он брал на себя ответственность за жизнь и безопасность доверившегося ему свободного гражданина и его защиту от посягательств извне, за соблюдение внутреннего порядка в своих владениях и за материальное положение своего подопечного. Однако, с другой стороны, особенность положения, в которое попадал доверившийся феодалу свободный гражданин, а также шаткость этого положения в конце концов оборачивалась для доверившегося тем, что он попадал в полную личную зависимость от своего покровителя, которая на практике означала, что он становился обычным рабом своего господина и в этом качестве оказывался у него в рабстве и, таким образом, по своему положению приравнивался к классу несвободных граждан, т. е. к классу, который в свое время вышел из недр рабовладельческого строя античной эпохи. Положение этого класса несвободных граждан иногда несколько смягчалось или даже улучшалось за счет влияния церкви. Первоначально свободные, ставшие затем заложниками собственной жизни, эти категории граждан в конечном счете попадали под пресс новой системы социального гнета. Рождение новой феодальной системы соповождалось интенсивным усилением экономической власти крупных землевладельцев, которые обеспечивали увеличение общего объема производства продукции в стране, а вместе с тем и корыстное присвоение всех доходов. Усиление экономической власти одновременно сопровождалось также укреплением политических и правовых позиций землевладельцев, которые полностью завладели всеми структурами военной власти, подчинили себе все исполнительные функции административной и юридической властей, а также взяли под свой контроль все производство. Феодальный строй в эпоху Средневе- 137 ковья в различных частях Европы имел свои отличительные особенности, оказавшие на различные страны различное влияние. Несмотря на то, что в XVIII и XIX вв. этот строй был уже подорван и как таковой ушел с исторической арены Западной Европы, он как форма социальной организации общества тем не менее в виде отдельных проявлений продолжал сохраняться на довольно больших территориях Восточной Европы, среди которых можно назвать, например, Польшу, Чехословакию и Венгрию, где он просуществовал вплоть до 1945 г. Но даже когда феодальная система в начальный период Позднего средневековья приняла жесткие застывшие иерархические формы, т. е. когда появились вассалы короны или, другими словами, вассалы короля (вассалы, которым король жаловал земли в награду за их верность союзническому долгу с ним), даже тогда среди послушных вассалов и у вассалов этих вассалов и т. д. отмечалось сильное влияние со стороны прогерманских взглядов на общество и его членов. Входившие в структуру богато развитой феодальной иерархической системы граждане (сюда не относились категории граждан, о которых мы говорили выше, т. е. граждан, добровольно доверявших свою жизнь феодалам) внимательно следили за сохранением своего правового положения. Феодальная система сохраняла свои позиции, с одной стороны, за счет строгого соблюдения развивавшихся феодальных правовых норм, а с другой - за счет верности германским традициям, которые были ее идеологическим ядром. Аналогичным образом обстояло дело и во вновь возродившейся и начавшей процветать общественной городской жизни. Это началось в последний период эпохи Великого переселения народов. Германское влияние привело к образованию различных, на добровольных началах формировавшихся и взаимодействовавших одна с другой общественных структур, среди которых на первый план выдвинулись такие развитые и богатые корпоративные системы, как купеческие структуры и союзы ремесленников. Лаже сами города как таковые основывались на базе добровольных сообществ, как правило, со своим правовым статусом. Одновременно с этим создавались общие правовые нормы, принимавшиеся жителями городов на добровольной основе. 138 СРЕДНЕВЕКОВЬЕ 5. ЕВРОПА И ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО КАК ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ПОНЯТИЕ В предыдущих разделах мы дали описание развития права в древние времена, которое явилось отправной точкой для последующего формирования общей европейской правовой культуры Средневековья. Поскольку понятия "Европа" и "европейское право" определяют рамки процесса формирования и развития права, который будет анализироваться в дальнейшем, мы сочли необходимым дать определение самого содержания этих понятий с историко-правовой точки зрения. В само понятие "Европа" можно вложить как географический, так и культурно-идеологический смысл. В любом случае оба метода в основном ведут к одним и тем же результатам. Как западноевропейская, так и восточноевропейская системы жультур, если рассматривать их с перспективно-исторической точки зрения, построены на фундаменте единой культурной модели, и они, естественно, отражают все характерные особенности этой модели, или, другими словами, обе эти системы созданы на базе эллинистической культуры. Для чисто символического определения западноевропейской жультуры ученые обычно ссылаются на Иерусалим, Афины и /Рим. Этим они как бы хотят сказать, что именно упомянутые города явились источником тех бурных культурных потоков, которые, объединившись, создали предпосылки для развития будущей западноевропейской культуры. Если таким же символическим путем определить происхождение восточноевропейской культуры, то, на наш взгляд, так же естественно будет сослаться на Иерусалим, Афины и Константинополь. Речь не идет об одинаковом или параллельном влиянии христианства, греческой философии и римского права на процесс культурного развития. Основной центр тяжести на Западе и Востоке приходился на различные части этого общего источника культурного наследия. Главное различие в культурно-идеологическом аспекте заключалось в том, что на Западе источником дальнейшего развития цивилизации был Рим, в то время как на Востоке -1 Константинополь. Образно говоря, греческая интеллектуаль-1 ная база явилась той плавильной печью, в которой воедино гслились иудейская религия, греческая философия и римская государственно-правовая система. Их рациональный анализ и синтез стали в конечном итоге той творческой и преобразующей силой, которую и называют эллинистической культурой. Культурный мир эллинизма в своей основе был един, и «до тех пор, пока какая-либо страна в основном отражала его 139 характерные особенности, ее правовое развитие с точки зрения историко-правовой науки вполне обоснованно можно считать составной частью общего процесса развития всей европейской правовой культуры. Поскольку Россия с исторической точки зрения испытала на себе сильное воздействие эллинистического культурного наследия, то было бы ошибкой исключить эту страну из обзора основных направлений в развитии европейской правовой истории, так же как было бы ошибкой проигнорировать вопросы, относящиеся к формированию англо-американского права. Вместе с тем в рамках данной работы мы не располагаем возможностью более или менее подробно рассмотреть проблемы формирования российского или англо-американского права. Слишком обширен материал для такого анализа. Вынужденные ограничения в описании процессов развития российского и англо-американского права компенсируются нами во второй части данного издания, которая содержит главу, посвященную рассмотрению проблем, относящихся к основным периодам развития общеевропейской истории права. В эту же главу будут включены также и вопросы о российском и англо-американском праве. История российского права, однако, рассматривается в контексте истории права Нового времени. После всего сказанного вернемся к понятию "Европа", выясним его происхождение, а заодно раскроем и само содержание понятий 'Западная" и "Восточная Европа". Однако ни в коем случае нельзя этого делать, ссылаясь на аналогию такого рода, как деление Римского государства на Западный и Восточный Рим, памятуя о том, что в рассматриваемую эпоху Западный и Восточный Рим должны восприниматься нами как единое целое. Деление одного государства на две отдельные части явилось, скорее всего, следствием того тяжелого бремени ответственности, которое несла государственная власть и которое еще задолго до этого привело к необходимости в сложившейся тогда правовой государственной системе участия в управлении государством двух соправителей (регентов). Таким образом, в сложившейся ситуации в эпоху с VI по XII вв. ни Юстиниан, ни его будущие преемники в качестве императоров Восточного Рима, не заявляли о своих притязаниях на роль верховных правителей государственными территориями, принадлежащими Западному Риму. Окончательно сложившееся представление о едином образовании, которое мы называем 'Западная Европа", исходит со времен Карла Великого. Из этого же представления, в свою очередь, сформировалось и такое идеологическое понятие, как "Европа впереди" (передовая Европа). Таким образом, возникновение понятия "Европа" как такового следует отнести еще к временам Каролингской империи (империи Карла Великого). Название "Восточный Рим" первоначально не входило в понятие "Европа". Только спустя 140 определенное время можно уже было говорить о Восточной Европе и европейской России - терминология, созданная на основе принятого в этих странах своего понимания европейской государственно-правовой идеологии, европейского общественного строя и европейских идеалов культуры (в том числе и правовой) и европейской юридической техники. После изложения исторических перспектив и методов их рассмотрения, в которых наибольшее предпочтение отдается нами общему для всех культур эллинистическому наследию, теперь уже на основе проведенного анализа европейского права с исторической точки зрения будет вполне естественно, если мы поговорим о Западной и Восточной Европе, начав разговор с эпохи расцвета Средневековья. Однако в интересах большей ясности необходимо подчеркнуть, что все наши суждения о развитии европейской истории (за исключением случаев, когда речь будет идти об чсторико-правовом единстве) впредь будут относиться к Западной Европе, т. е. к понятию, соответствующему территориям, которые в настоящее время географически обозначают понятия: "Западная Европа", "Центральная Европа", "Южная Европа" и "Северная Европа". В этом европейском единстве нашла свое отражение модель эллинистической культуры, что в конечном счете дало сильнейший импульс к созданию с гуманной и технической точек зрения намного более развитых правовых норм, чем те, которые действовали в Древнем мире. 6. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ В ЕВРОПЕ В ПЕРИОД РАСЦВЕТА И ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ Политическое разложение государственности Западного Рима частично было вызвано экономическими факторами, заключавшимися в снижении возможностей производства продукции. Политическое ослабление позиций Западного Рима так же, как и разложение самой административной и юридической системы, в свою очередь, вызвали дальнейший спад экономики. Любое хорошо налаженное функционирование государственной структуры, а в рамках этой структуры и правовой системы, является необходимейшей предпосылкой для обеспечения хорошего развития экономически сильного народного хозяйства. Экономический спад нашел свое наибольшее выражение в городских структурах хозяйственной жизни; города, которые по уровню хозяйственной и экономической жизни некогда были богатыми и процветающими, опустились до уровня, близкого к уровню крестьянских 141 хозяйств. О некоторых городах буквально можно сказать, что они вообще исчезли как таковые. На их месте оставались только одни руины, свидетельствовавшие об их некогда былом величии. Другим свидетельством экономического и хозяйственного упадка Западного Рима, еще более усугублявшего постоянно ухудшавшиеся условия жизни граждан, был постепенный откат к натуральному ведению хозяйства. Роль денег значительно снизилась, и на смену им пришел прямой товарообмен, который постоянно возрастал. Однако в данном случае речь идет не о каком-то тотальном крахе хозяйственной и экономической жизни Западного Рима, а скорее о медленно снижавшейся кривой (если это представить в виде диаграммы), которая к концу эпохи Великого переселения снова поползла вверх. После того как угроза арабского завоевания, нависшая над Западным Римом в VIII в., явно миновала, римская церковь в союзе с государственной властью самостоятельных государств, образовавшихся после раздела Каролингской империи, в первую очередь, с немецким королевством, получила возможность создания мало-мальски надежного социального порядка, который знаменовал собой начало подъема культурного уровня, быстро достигшего своего возрождения и былого процветания с соответствующим возвращением к денежному обращению. Интенсивно развивавшаяся торговля с Ближним Востоком вызвала бурный рост экономики в Северной Италии. Ведущее место в этой торговле заняли города Венеция и Генуя, начавшие играть такую _же роль, какую играла Барселона в Испании (Каталония). Начав с этих городов, торговля стала распространяться дальше частично через Альпы и вдоль Рейна во Фландрию, а частично вдоль басссейна рек Роны и Сены в Северную Францию. Осваивая эти торговые пути, римляне постепенно достигли Лондона, который к этому времени уже располагал широко развитыми торговыми связями с французским портом Бордо. В эту эпоху были неплохо развиты и освоены торговые связи со многими городами. В Балтии шла торговля товарами, поступавшими из внутренних губерний России. Поступали товары из Швеции. Через Любек-Гамбург товары направлялись во Фландрию и Англию. С появлением новых типов судов и оснащением их новыми видами навигационных средств судоходство получило новый импульс для дальнейшего развития и совершенствования, в результате чего оно всего лишь за какую-то пару столетий настолько далеко ушло вперед, что намного превзошло уровень транспортных средств античной эпохи в смысле их эффективности. Весь этот экономически возросший потенциал, в свою очередь, обеспечил стимул для дальнейшего развития городского права. Потребности в совершенствовании финансово-кредитной деятельности, а также торговли и мореплавания, в свою очередь, требовавшие 142 совершенствования юридической техники, по-прежнему удовлетворялись в основном практикой судов и законодательством, которые были разработаны еще в эпоху, когда действовали сначала городские суды всевластных феодалов, а позже городские советы под властью все тех же феодалов, и которые продолжали служить в качестве отправной точки. Одновременно успехи в юридической области благоприятно сказывались и на экономической жизни общества. |