Главная страница

Аннерс История Европейского права. Институт европы шведская королевская академия наук


Скачать 2.19 Mb.
НазваниеИнститут европы шведская королевская академия наук
АнкорАннерс История Европейского права.doc
Дата12.02.2017
Размер2.19 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАннерс История Европейского права.doc
ТипДокументы
#2591
страница22 из 50
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   50

149

зании его как агрессора. Но иногда даже нападение может рассматриваться как справедливо начатая война. Государство может подвергнуться нападению в результате, например, того, что оно, скажем, отказалось выплатить компенсацию за какое-либо преступление, совершенное его гражданами на территории напавшего государства. Далее, допускается силой оружия заставить то или иное государство, например, вернуть чужую собственность, которой оно завладело незаконным путем.

В своих рассуждениях о возможностях человека добиться справедливости автор "Града Божия" проявил скептический реализм, который позже в весьма значительной степени повлиял на взгляды христианской церкви в отношении к общественному труду. По мнению автора, если даже стремление человека к достижению идеальной справедливости может и должно рассматриваться в качестве его законного притязания на эту справедливость, то в этом случае Божественное государство никогда не сможет воцариться на земле. Божественное начало первый раз должно праздновать свой триумф в самый последний день.

Благодаря тому, что церкви удалось сделать сформулированные Аврелием христианско-этические взгляды на правовые отношения и нормы (кстати, часто на практике не соблюдавшиеся) общепризнанным своим достоянием, эти взгляды как по своему содержанию, так и по форме выражения правовых норм (каноническое право) оказали мощное просветительское влияние на всю систему европейского права. Германские правовые источники, обнаруженные в последнем периоде эпохи Великого переселения народов, красноречиво свидетельствуют о том, что культура многих германских племен даже в IX в. продолжала еще по-прежнему оставаться на уровне культуры варваров^ Так, только что обращенным в христианскую веру аломанам впредь в соответствии с законом "Lex Alamannorum" ('Закон об аломанах") строго запрещалось "сжигать н поедать ведьм".

Просветительские успехи европейского права в эпоху Средневековья могут быть поняты нами только на фоне четкого представления об исключительном значении гуманитарного, социального и культурного вклада церкви в общую культуру. Так, например, в эпоху расцвета Средневековья на территории Западной Европы появились десятки и десятки тысяч церквей, монастырей, храмов, различных христианских институтов и учреждений, общие задачи и цели которых заключались в чтении и распространении многочисленных религиозных проповедей о человеческом братстве, бережном уходе за больными и немощными, о помощи бедным и страждущим, а также в распространении других знаний, раз-

Аломаны - германское племя, жившее между Дунаем, Рейном и Майном (прим. пер.).

150

витии образования и распространении идей о нравственном усовершенствовании.

Исключительно большое и неоценимое влияние этот вклад оказал на дальнейшее развитие научного правоведения и правосудия, особенно в сфере преподавательской деятельности. В VI в. церковь ввела в монастырских школах новую методику преподавания различных дисциплин, основанную на базе школьного преподавания Позднеантичного периода. Не остановившись на этом нововведении, церковь пошла еще дальше, используя достигнутое в качестве основы для создания, главным образом, университетов, а в остальном и вообще всей системы обучения. После ухода со сцены западногерманских юридических школ преподавание юридических дисциплин велось в обычных школах. Но церковь и здесь оказалась на высоте. Приспособив к своим монастырским школам и используя в них формы и методы преподавания, доставшиеся в наследство от школ Позднеантичного периода, церковь внедрила в свои школы лучшее наследие прошлого в области обучения и получения дальнейшего образования граждан, без чего достижение такого высокого уровня развития европейского правового образования, какой наблюдался в период расцвета Средневековья, было бы просто немыслимо.

Система образования в эпоху Средневековья вернулась назад, к греческим идеалам в области преподавания, т. е. к тем идеалам, которых придерживался Древний Рим, впитавший в себя эллинистическую культуру. Согласно традиции принято считать, что родоначальником этой греческой системы образования был софист Гиппий из Элиды, образовательная программа которого охватывала семь дисциплин: грамматику, диалектику, риторику, музыку, математику, геометрию и астрономию. Все эти дисциплины позже были объединены римским философом Сенекой под одним общим названием "artes liberates" ("свободные искусства"), поскольку, по мнению Сенеки, они приличествовали только свободным гражданам общества.

В IX в. появились понятия квадривиум (quadriviunt) и тривиум (trivium). Под первым из них подразумевались математические науки: музыка, арифметика, геометрия и астрономия. Под вторым имелись в виду грамматика, диалектика и риторика.

Грамматика. Эта наука считалась основой для получения знаний по всем остальным и содержала небольшие упражнения по латинскому языку. Студент должен был не только уметь читать тексты, составленные на латинском языке, но также общаться на нем в письменной и устной формах. Грамматика как самостоятельная наука впервые окончательно сформировалась только в XIII в. Цель ее заключалась в обучении студентов логической систематизации языкового материала.

151

Риторика. Ее сущность заключалась в обучении студентов приемам ораторского искусства, в процессе которого прежде всего нужно было научиться правильно и грамотно распределять материал, используя при этом различные стилистические средства для образного выражения материала.

Лиллекгика. Эта дисциплина целиком и полностью относилась к области обучения студентов формированию развиваемых мысленным воображением различных логических построений тех или иных рассуждений, составляемых и комбинируемых на основе использования противоречивых по содержанию фраз или противоречий, часто связанных с весьма замысловатыми, хитроумными и запутанными аргументами и контраргументами. С помощью этого диалектического метода можно было на основе тех или иных различий {distinctio) выделять конкретные, отличавшиеся один от другого факты, сопоставлять и сравнивать их, а затем уже выделять те из них, которые имели общие черты (syntes). Именно на основе такого диалектического полхода, или метола, ученым впервые удалось (а об этом нам уже известно из предшествующего описания) свести все известные им правовые нормы в определенную, удобную для последующего анализа единую систему и уже на базе этой системы приступить к изучению самой юридической техники в современном ее понимании.

В течение XII и XIII вв. возникли первые университеты, отвечавшие духу того времени. Однако их не следует рассматривать в качестве учебных заведений, представлявших собой некое усовершенствование или обновление высших школ античного периода, появившихся во времена правления последних императоров. Эти университеты являли собой оригинальное творение, созданное эпохой Средневековья. В античной эпохе мы не найдем ни единого аналога, который можно было бы сопоставить хотя бы с каким-нибудь одним из университетов Средневековья с их привилегиями, жесткими студенческими планами и градацией научных степеней, присваиваемых после получения университетского образования (baccalaureus, licentiatus, magister, doctor, т. е. бакалавр, лиценциат, магистр, доктор). Само слово "университет" вовсе не означает, как это можно было бы думать вначале, universitas litterarum (всеобщие знания), а отражает представление о корпорации преподавателей и студентов (societas magjstrorum et discipulorum). Старейшим университетом Средневековья является университет в Болонье (Италия), который получил свои привилегии от германского императора Фридриха I (Барбароссы) в 1158 г.

Именно университеты стали подлинными рассадниками знаний, а изучение в них богатого наследия известнейшего ученого своего времени Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) предопределило переворот во всей интеллектуальной жизни Средневековья. В период Средневековья этот греческий философ

152

был почти забыт, но в XII и XIII вв. благодаря тому, что итальянские портовые города снова возобновили оживленную торговлю со странами Востока и "в руки" одного из них попали сочинения арабского комментатора Аверроэса (1126-1198 гг.) , Аристотель отпраздновал свое второе рождение. С "открытием" Аристотеля в университетских кругах исподволь зародилось стремление попытаться с помощью эмпирических методов исследовать наблюдаемую всеми действительность. Поскольку натурфилософские сочинения Аристотеля по своей природе представляли опасный взрывной материал огромной разрушительной силы, вполне достаточной для того, чтобы полностью уничтожить все столь заботливо воздвигнутое средневековой церковью здание духовного храма, то восседавший в то время на своем троне римский папа Григорий IX (ок. 1145-1241 гг.), естественно, повелел (1213 г.) впредь запретить студентам парижского университета заниматься штудированием нового учения -источника "аристотелизма". Однако все попытки отлучить студентов от изучения наследия Аристотеля потерпели фиаско.

Человеком, чье влияние на возрождение авторитета Аристотеля оказалось решающим, был Фома Аквинский (Thomas аЪ Aquino), доминиканский монах (1225-1274 гг.). Этому монаху удалось реабилитировать Аристотеля в глазах церкви, так как он сумел убедить ее верных служителей в том, что философские трактаты Аристотеля можно хорошо согласовывать с христианской теологией. С точки зрения правоведения Фома Аквинский интересен нам своими набросками общих контуров естественно-правовой системы, которые позже развили ученые-правоведы, такие, как Гуго Гроций (Hugo Grotius) и др.

Сущность естественного права (jus naturale) Фома Аквинский вывел, опираясь на здравый человеческий смысл. По его мнению, это естественное право является той основой, на которой покоятся все создаваемые людьми законы (Lee humana). Любой закон, который хоть немного отклоняется от здравого смысла, утрачивает свое значение как закон и становится проявлением насилия. Фома в данном случае полагал, что нарушение такого закона, утратившего поддержку естественного права и фактически ставшего проявлением насилия, ненаказуемо.

Так же, как Аристотель, Фома Аквинский считал, что, согласно естественному праву, рабство вполне допустимо. Такая точка зрения роковым образом сказалась на будущих поколениях. Когда португальцы и испанцы в XV и XVI вв. завоевали Америку, они получили от Папы разрешение на введение рабства в странах Америки. Папу, в свою очередь, под-

Аверроэс (Ибн Рошд) – известный арабский философ и врач, представитель арабского аристотелизма" {прим. пер.).

153

держал Фома, который после своей смерти был возвеличен до высших авторитетов церкви, т. е. канонизирован.

Когда оказалось, что американские индейцы были не в силах выдержать тяжелый рабский труд, другой доминиканский мон£Х Лас Касас в 1517 г. посоветовал императору Карлу V в качестве рабов использовать негров, заменив ими аборигенов-индейцев, что получило всеобщее осуждение со стороны католической церкви в лице Папы Лео XIII.

Другим философом, оказавшим большое влияние на науку о правоведении в насыщенный событиями период Средневековья, был Марсилий Палуанский (умер около 1342 г.) , наиболее оригинальный мыслитель эпохи Средневековья. В одном из своих сочинений, в частности, в трактате "Defensor pads" ("Защитник мира") он объявил открытую войну традиционно чтимым в Средневековье взглядам Аристотеля, согласно которым всеобъемлющая и объединяющая людей сила создаваемых ими законов исходит из одного высшего, вечного и божественного правового начала. Марсилий резко возражал против этого утверждения, полагая, что все законы, для того чтобы они могли стать реально действующими правовыми нормами, должны исходить не из божественного начала, а как раз наоборот, т. е. от народа, являющегося, по его мнению, коллективным творцом (universitas civium). Таким образом, единственным и исключительным творцом законов Марсилий Падуанский считал народ и только народ. Законы, появившиеся на свет без санкции народа, не могли рассчитывать на поддержку со стороны граждан. Божественное естественное право рассматривалось Марсилием не в качестве некоего правового порядка в собственном значении этого выражения, а как всего лишь одно из философских учений. Марсилий, таким образом, дал новое направление мышлению в длившихся на всем протяжении Средневековья дискуссиях в вопросе о том, кто же все-таки должен обладать абсолютным авторитетом в государстве - император или Папа. Марсилий ясно видел разницу между исполнительными и законодательными функциями. Император, избиравшийся на свой пост народом, должен был вершить свой суд в полном соответствии с принятыми народом и им толковавшимися законами. В случае, если император нарушал законы, народ мог сместить и наказать его. Основываясь на этой теории, Марсилий поворачивался лицом к традиционным взглядам мыслителей Средневековья, согласно которым император мог сосредоточить в своих руках как законодательную, так и исполнительную функции. Именно поэтому

Лас Касас Бортоломе (1474-1566 гг.) - испанский гуманист (прим. пер.). Карл V (1500-1558 гг.) - император Священной Римской Империи, в 1519-1556 гг. - испанский король Карлос Г(прим. пер.).

Марсилий Падуанский (между 1275 и 1280 - ок. 1343 гг.) - итальянский политический мыслитель, отстаивавший идею общественного договора. Выступал за сословную монархию и против притязаний папства на светскую власть. Отлучен от церкви (1327 г.) (прим. пер).

154

Марсилий считался основателем развитого впоследствии английским философом-материалистом Джоном Локком (1632-1704 гг.) и французским просветителем, правоведом и философом Шарлем Луи Монтескье (1689-1755 гг.) учения о разделении властей.

Лаже в части, касавшейся отношения церкви к государству, тезисы Марсилия носили революционизирующий характер. Марсилий, например, протестовал против претензий папства на всю полноту власти (plena potestas). Церковь, по мнению Марсилия, наравне с государством должна всецело (uni-versitas fidelium) находиться под контролем верующих, а не исключительно под контролем только представителей духовенства и лично Папы. Таким образом, по Марсилию, верующие сами должны выбирать церковных сановников, в том числе включая и самого Папу, сами определять возможные случаи отлучения того или иного священнослужителя от церкви и, наконец, сами на Церковном соборе утверждать соответствующие статьи церковного устава. Марсилий, следовательно, лишил духовенство его основной религиозной прерогативы, а именно выступать в качестве посредника в промежуточной инстанции между Богом и людьми и однозначно при этом заявил о том, что священники являются только наставниками верующих, совершающими церковные таинства. Реакция церкви на все эти теоретические рассуждения итальянского мыслителя, разумеется, носила самый бурный характер, и Марсилию пришлось это испытать на себе. Тем не менее, ему все же удалось дожить до тех времен, когда его идеи стали воплощаться в жизнь. В 1328 г. Людовик Байер низвергнул Папу Иоанна XXII и надел на себя корону немецко-римского императора. Все это случилось еще при жизни Марсилия. В научном мире Марсилия часто считают предшественником многих других весьма важных политических теорий. Так, например, принято считать, что именно он явился вдохновителем широко известного французского писателя и философа Жан Жака Руссо (1712-1778 гг.), создавшего философские сочинения в области государственного права, а косвенно и вдохновителем Французской революции.

В одно и то же время с Марсилием Падуанским жил и творил один из знаменитейших философов познесхоластичес-кого периода английский францисканский монах, философ-схоласт, логик и церковно-политический писатель Уильям Оккам (ок. 1300-1350 гг.). Он был выдающимся борцом в отстаивании философского направления, которое называлось "номинализмом", так как это направление выдвигало принципы, в соответствии с которыми никаких общих понятий в природе (действительности) не существует вообще, в ней есть только одни абстрактные понятия (абстракции) и не

Людовик IV Баварский (1287-1347 гг.) - германский король с 1314 г. С 1328 г. император "Священной Римской Империи . Вел борьбу с римскими папами (прим. пер.).

155

I !

более того. В связи с этим Оккам считал, что "общее понятие" не представляет собой ничего реального, выступающего в форме субъективного бытия, независимо от того, находится ли оно внутри нас или вне нас (т. е. в нашей душе или вне ее); общее понятие - это всего лишь фикция, другими словами, понятие, созданное нашим интеллектом на базе абстракции. Эта мысль Оккама получила широкое распространение и оказала глубокое влияние на все мышление Нового времени. Не менее известен также и его основной методологический принцип научного исследования под названием "бритвы Оккама". В соответствии с этим принципом при предоставлении доказательств нельзя приводить подтверждающие документы в количестве, превышающем необходимое (Frustra fit per plura quod potest fieri per pauciora).

Философские взгляды Оккама характеризовали всю политическую жизнь XIV в. и в первую очередь острую политическую борьбу, вспыхнувшую в тот период между католической церковью и светскими властями. По большинству спорных политических вопросов Оккам выступал с мнениями, отличными от мнений, которых придерживалась официальная церковь, как это было, например, в случае, когда дело коснулось утверждения права церкви на владение собственной землей. Для английского короля Эдуарда III (1312-1377 гг.), который в свое время хотел отторгнуть от церкви ее земельную собственность для финансирования задуманных им военных операций, Оккам сформулировал специально им разработанную и с исторической точки зрения весьма важную теорию, которая как раз касалась земельной собственности. Кратко смысл этой теории сводился к следующему. В раю все люди жили одинаково. Ни у кого ничего не было, но все имели общее для каждого право на использование благ, которые им давала земля. Но после грехопадения жившие в раю люди получили право делать приобретение благ лично для себя. Такое приобретение благ в личное пользование, возникшее в раю после грехопадения, привело к возникновению права владения (dominium mundanorum), которое стало регулироваться всеми людьми на основе созданных ими законов (человеческих законов). Церковь, имевшая свое имущество, владела им не по этому праву. Вместо него церковь использовала право владения имуществом исключительно лишь служителями самой церкви. Это право реализовалось всеми служителями в форме общего, коллективного права на имущество церкви (tota communitas fidelium). В церквах более древней эпохи с практической точки зрения было выгодно передавать право владения общим церковным имуществом в распоряжение служителям церкви, поскольку они в те времена с моральной точки зрения обладали большим превосходством. Однако при этом следует иметь в виду, что передавалось не само право владения церковной собствен-
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   50


написать администратору сайта