Часть вторая
НОВОЕ ВРЕМЯ :
1500-1800 и 1800-1914 гг.
НОВОЕ ВРЕМЯ, 1500-1800 гг.: ОТ РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО
ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА К ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВА В 150О-1800 гг.
ЭКОНОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
В заключительном обзоре к предыдущей части книги было особо подчеркнуто то большое значение, которое имел высокий уровень развития западноевропейского средневекового права для технического прогресса нового времени. Но еще до промышленной революции достижения в области юридической техники способствовали экономическому и политическому развитию мирового сообщества. Очень сильная экономическая экспансия и переориентация торговли на рынки Америки, Африки, Индии и Восточной Азии способствовали усилению экономического положения европейских стран.
В то же время приток золота и серебра из Средней и Южной Америки стал причиной инфляции, которая, в свою очередь, привела к серьезным социальным кризисам, в частности, к подрыву феодальной системы. Поистине катастрофические последствия для Европы, которые во всяком случае в самой богатой западноевропейской стране - Германии превысили последствия чумы XIV в., имела 30 летняя война. После нее население Германии уменьшилось на 2/3, а уровень производства в стране сократился на 4/5. Однако, несмотря на эти и другие сдерживающие факторы, в' целом можно говорить о сильном подъеме экономической жизни. Внедрение новых, более прогрессивных методов землепользования и совершенствование земельного права способствовало увеличению производства сельскохозяйственной продукции. Использование механической техники вызвало скачок в промышленности. Благодаря этому создавались большие запасы капитала, которые так же, как и в Позднее средневековье, могли быстро вкладываться в отрасли, дающие быструю и выгодную отдачу. Эта ранняя промышленная экспансия, по своему техническому типу напоминавшая позднеантичные цивилизации, происходила в рамках системы взаимодействия государственной власти и частной экономики, которая называется торговой системой. Данная система основывалась на государственном контроле над внешней торговлей и
I
210
валютном обороте. Стремление привлечь в страну как можно больше иностранной валюты посредством выгодного торгового оборота способствовало быстрому развитию важнейших экспортных отраслей. Благодаря тому, что система отвечала новым суверенным интересам национальных государств, она, естественно, влияла на общеевропейское хозяйство. Подобные тенденции существовали уже в средние века, но только став экономически выгодной для роста капитала, эта система стимулировала промышленное производство.
Расцвет экономической жизни особенно ярко проявился в Германии, которая быстро справилась с последствиями войны. Как юридические, так и экономические предпосылки привели во второй половине XVIII в. к применению сделанных еще в XVI-XVII вв. открытий в области естественных наук. С учетом этих открытий начала создаваться новая техника, основанная на новых источниках энергии и на возможности конструировать более сложные машины и оборудование.
СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
С общественно-исторической точки зрения рассматриваемый период представляет собой одновременно время расцвета европейского общества и постепенного разрушения основополагающей общественной структуры - феодализма. Наряду с дворянством и духовенством в средние века появилась новая сильная общественная группа, объединившая близкую к церковным кругам интеллектуальную элиту, состоявшую прежде всего из выпускников юридических и философских факультетов университетов, и богатую и политически влиятельную буржуазию.
Сословная структура общества изначально формально выражала разделение труда между различными общественными группами. Подобное формальное выражение существует во многих примитивных культурах; оно было обычным также и для высокоразвитых цивилизаций древних времен. Разделение на священников, воинов (дворянство), буржуа (торговцев) и крестьян было естественным: они выполняли различные функции в обществе. На европейскую сословную иерархию повлияли представления христиан о небесной иерархии архангелов и семи рангах ангелов. Земной церковный и мирской порядок считался предопределенным Богом, отражением порядка небесного. Каждое сословие имело свое, Богом данное предназначение и место. Внутри каждого сословия имелась особая иерархия начальников и подчиненных.
Место человека в этой строго организованной системе предопределялось с рождения. Конечно, можно было перейти из одного сословия в другое. Сын крестьянина или буржуа мог стать священником или дворянином. Но это все-таки
211
б1*16' Аишь подтверждающее правило, закреплявшее
„_„. v^*AbUiHHCTBa остальных. Вплоть до секуляризации в конце ^^ ^^^ттт
вием ни в' это не считалось ни социальным неравнопра-ние б'ь ТСК* более личной неудачей. Человеческое мышле-сословна Та>с п°Авержено религиозным представлениям, что потому ч структура общества считалась справедливой, ее умены^0 ^ана Богом. Вся власть исходила от него, и сила ась по направлению от вершины иерархической Папа, императоры и конунги*- к более низким
„„.„., ^и**еская экспансия в рассматриваемый период при-исла к ус.л г4л&- *-* г*
ходим ^ож**ению общественной жизни, что вызвало неоо-
ие ^* Детального юридического урегулирования этого
клюзив ско^о порядка. Каждое сословие получило свои экс-
пповел "*С **Ривилегии> и внутри каждого сословия было
чески п ° ледение на ранги. Особенно детальным и юриди-
^ootio разработанным было деление на ранги в выс-
р^истративных, судебных и военных слоях, в дво-
рангах ка^сдой европейской стране образовалась табель о
£^v«^ ' ^''Р^странявшаяся также на лиц недворянского про-
. н> Занимающих дворянские посты, например, на
оангах пе ^ 1оРИСТ0В недворянского происхождения. Табели о
ской си во**ачально имели правовой фундамент в дворян-
^е титулов, включавшей князей, герцогов, марки-
оашен ^' ^аРонов и обычных дворян. Но вследствие прев-
„„„, „ л.л^°Рян в сословие служилых людей были нормиро-
оапЫ И СЛУ^^ы -
Поско Лые чины, прежде всего военные.
^ку социальное разделение общества имело корни исхо и ^но мотивированной системе, в которой власть „„„„„„ ^ вершины пирамиды, установление больших, для Гдохол х) ени непреодолимых, различии в жалованье
милы бь С*-*У вершиной и основанием иерахической пира-напои 2 вг*олне естественным. Соотношение могло быть, полковник *^'* МежлУ полковником и капитаном, 200:1 - между ,.._ . „_„,„„ ^ ** рядовым. Такая же сильная дифференциация
личия в о Речалась и в других сословиях. Огромные раз-впемя вели ^ах считались в общем нормальными даже во Р -tKoit демократической революции конца XVIII в.
б
р р
Исключение отнюль не отказывались сами разбогатеть,
бование d ' Привлекающим внимание, был Робеспьер. Тре-имуществе ^нс"гва в этой революции касалось не различий в т-Mut fC«. ^on, положении, а в равных возможностях дос-*ичь оолее пк^ *п
естественно сокого положения. Такой принцип равенства,
* т-w.. L" Противоречил как наследственным привиле-^tPc:hocTHOMy праву.
Конунг - Bbicv.,,m». _
^ш"ч представитель родовой знати в Скандинавии (прим. пер.).
212
Критика унаследованной от поздней античности формы общества - феодализма - имела другое основание Феодальный общественный уклад пришел на смену распавшейся Римской империи. Когда в конце Средневековья была реорганизована государственная власть, возникли феодальные институты и связанное с ними ленное право, которое сдерживало развитие экономической и социальной жизни.
Смертельный удар по феодализму был нанесен появлением в XVII в. абсолютных монархий, выявивших несправедливость системы феодальных привилегий. Абсолютная власть монарха, идеологически основанная на позднеантич-ных представлениях о властителе милостью Божией, повлекла за собой далеко идущие изменения многих средневековых общественных институтов. С точки зрения истории права особенно важным было преобразование университетов из исследовательских и образовательных заведений в национальные институты. Канонисты и легисты считались состоявшими не на государственной или княжеской службе, а на службе христианской общины. С XVI в. университеты стали национальными центрами обучения княжеских чиновников; научная деятельность контролировалась, чтобы бунтарские мысли против монаршей власти не могли развиваться в науке и распространяться в обучении.
Само собой разумеется, что это преобразование университетов разрушило универсальную юридическую науку и тенденции к общему европейскому законодательству, которые сложились в средние века. Появление национальных государств как основной общественной формы в Западной Европе повлекло за собой принципиальное требование "национализации" юридической науки и законодательства.
В то же время этот процесс сдерживался сильным влиянием римского права, представлявшим собой важную общую черту правовой жизни различных европейских стран. Прежде всего это касалось Германии, где в результате слияния права консилиаторов и сложившегося ранее права образовалась правовая традиция, получившая название usus modernus (новый опыт). Глубокое влияние римского права сохранилось во Франции. Скандинавские страны, которых ранее римское правовое влияние в основном не затронуло, теперь усвоили римское право в немецко-римской версии. Англия, напротив, несмотря на большое уважение к принципам римского права и высокое качество юридической техники, в дальнейшем исходила из обычного права и справедливости.
Из-за Реформации каноническое право закрепилось только в тех странах, где католицизм удержался как государственная религия или по крайней мере как доминирующее учение. Это не означало, однако, что в протестантских странах каноническое правовое ' наследие было предано забвению. Унаследованные от канонистов правовые нормы и правила
213
во многом сохранились, но к ним добавились новые, уходящие корнями во взгляды, лежащие в основе протестантской теологической доктрины. Нужно вернуться к чистому учению, к слову Господа как оно передано в Священном Писании. Отсюда представления о том, что текст Библии буквально вдохновлен Богом. Это означало уже в средние века предвещавшееся возрождение Ветхого завета и содержащегося в нем Моисеева права с его примитивными мерами наказания. Принятие Моисеева права имело роковые последствия с человеческой точки зрения, особенно потому, что надолго закрепилась мысль о том, что люди не должны поступать против предписанного Богом. Следовательно, нельзя помиловать, если наказание было наложено по Моисееву закону.
КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ
В области культуры особенно важными были достижения в философии и естественных науках. Впервые в истории в Западной Европе в этой области знаний было преодолено подчиняющее влияние античной традиции, к которой был привязан даже Фома Аквинский, ушедший в своих идеях далеко вперед. Вдохновленные гуманистической критикой схоластики-ученые на рубеже Средневековья и Возрождения начали самостоятельно думать над философскими и естественно-научными проблемами. Эксперимент и эмпирия стали общепринятым научным доказательством. На этой основе возник принципиально новый взгляд на природные явления, общество и человека: Земля круглая и вращается вокруг Солнца; общество - не слепок с божественной воли, а человек - разумное существо, способное с помощью мышления формировать свою судьбу. Картезианское "я мыслю, следовательно, я сущствую" и отстаиваемый им принцип объективной истины, познаваемой с помощью разума, подорвали религиозные и философские рамки, в которых до тех пор развивались общественные науки и право, естественные науки и техника.
В средние века основой всех наук была теология. Исследование, поиск истины, проводились в границах, очерченных теологической предпосылкой, что все есть творение Бога, а самый достоверный источник знания - божественное озарение.
Однако уже в позднее Средневековье начали развиваться новые области знания, не связанные с Библией или отцами церкви и основанные на логическом мышлении, прежде всего математика и геометрия. Арабские математики разработали десятичную систему исчисления. В XIII в. она пришла в Европу, сначала в торговлю, а потом и в науку. В середине XVII в. на основе соединения разработанной арабами алгебры и
214
эллинистической геометрии Декарт создал аналитическую геометрию, проложившую путь для естественно-научного и технического прогресса. На новой математике было основано открытие Ньютоном закона всемирного тяготения. Она способствовала также развитию промышленности. Приведем один пример. Долгое время корабли строились интуитивно ("на глазок"). В выработанной на практике ремесленной традиции было приблизительно известно, как нужно строить корабли, чтобы они держались на ветру и на волнах и сохраняли равновесие в море. Но теоретическое объяснение тому, почему слишком слабая мачта ломалась или недостаточно нагруженное судно опрокидывалось, "ремесленная" традиция дать не могла. Новая математика позволяла развивать основанную на теоретической физике технологию. Конструкторы смогли рассчитывать и записывать свои творения, не выходя из-за письменного стола. "Ремесленная" традиция превратилась в научную технологию.
Решающее влияние научного рационализма состояло в том, что божественное озарение не считалось больше конечной причиной и неоспоримым авторитетом, которому люди должны подчиняться. Основанное на рационалистических предпосылках логическое мышление стало самостоятельным и надежным источником знаний. Что бы ни говорили Библия и другие религиозные авторитеты, дважды два - все равно четыре.
Тем самым вера в озарение и теологическая моральная философия были вытеснены как из мира науки, так и из экономической жизни. В культурной жизни и в общественных отношениях - особенно в праве - теология, напротив, долго сохраняла свой прежний авторитет. Но даже там последнее слово было уже не за ней. И когда в XVIII в. всю Европу охватила рационалистическая в своей основе философия Просвещения, секуляризация сильно ограничила значение теологии и церкви для общественной жизни и законотворчества.
Интерес к занятиям естественными науками, который был одним из многих последствий этой идеологической переориентации, привел в XVIII в. к интенсивному расцвету этой области знаний. Естественным следствием того, что основой экономики было земледелие, стало господство этой идеи в социально-экономической теории, которая исходила из представления о земле как источнике всей продукции. Это учение - физиократизм - было попыткой объединить естественные науки и общественную философию в научно обоснованную политическую теорию.
Идеология Просвещения затронула и абсолютные монархии. Первыми среди европейских монархов философами на троне были сторонники картезианства - английский король Якоб I и шведская королева Кристина, правившие в XVII в. В
215
XVIII в. уних было несколько последователей: Фридрих II в Пруссии, Йозеф II Австрийский, Густав III в Швеции и Екатерина II в России. На них оказали сильное влияние Монтескье, Вольтер и энциклопедисты, прежде всего Лидро и Д'Аламбер. Они были в центре научной жизни с ее интенсивными идеологическими дебатами, вызванными во второй половине XVIII в. потоком публикаций, а также новым средством создания общественного мнения - газетами и журналами. Согласно физиократам, монарх должен был поощрять дебаты. Именно благодаря им он мог получать знание о непорядке в обществе, устранять который входило в его обязанность как "первого слуги государства". Этому должен был крайне способствовать пересмотр законопроектов просвещенными гражданами, для чего с середины XVIII в. законопроекты начали публиковать и выставлять на суд общественности при передаче в комиссию парламента. Это стало особенно важным в теоретическом плане, поскольку в XVIII столетии были подготовлены первые большие кодификации общеевропейского значения. Поводом послужили явления как юридическо-идеологические, так и юридическо-полити-ческие.
Со времени средневековых источников права, имевших главным образом форму доктрин, общепринятых норм и охватывающих всю страну частных законодательств, западноевропейские общества претерпели такие значительные политические, экономические, социальные и культурные изменения, что средневековые правопорядки более не соответствовали их потребностям. Оказались несостоятельными и попытки обновить их путем частичных реформ. Новый взгляд на право проявился в форме националистического естественного права XVII в., что было одновременно и оживлением традиции естественного права, которую европейские народы получили как часть культурного наследия эллинизма, и выражением нового идеологического течения в рамках рационализма. Естественное право и его идеологическая основа стали исходным пунктом в радикальном преобразовании западноевропейского общественного и правового порядка при помощи законодательства как основного метода. В рамках Просвещения это приобрело форму идеологического движения. Его инициаторами были сторонники реформ среди дворян и политически активные круги буржуазии. Их взаимодействие привело к общеевропейской демократической революции. Против феодальной системы, сословного общества и сословных привилегий было направлено требование "свобода, равенство и братство". Все три понятия имели корни в античном мышлении: требование свободы и идея равенства восходят к афинской философской школе, а идеал братства -к стоикам.
216
2. ЗНАЧЕНИЕ РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО i ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА И ИДЕЙ ПРОСВЕЩЕНИЯ ЛЛЯ РАЗВИТИЯ ПРАВА
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО И ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ПРИНЦИПЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
Учение, которое привыкли называть "естественным правом", является важным идейным течением со времен античности и до настоящего времени, несмотря на то, что сам термин, несомненно, способен ввести в заблуждение. Доктрина естественного права представляет собой несколько большее, чем просто теория права и концепция его возникновения. Она является философией, которая объясняет и определяет положение человека в универсуме* и в обществе. Затем уже из такой философии выводятся принципы и методы создания права.
|