Главная страница
Навигация по странице:

  • Центральная смысловая часть фигуры

  • Несущая, опорная часть фигуры.

  • Части, поднимающиеся над уровнем фигуры.

  • Методика определения нервно-психической устойчивости, риска

  • Инструкция для ребенка "Мы сейчас с тобой поиграем. Я тебе буду говорить предложения, а ты как можно быстрее закончи их. Говори первое, что придет в голову"


    Скачать 118.69 Kb.
    НазваниеИнструкция для ребенка "Мы сейчас с тобой поиграем. Я тебе буду говорить предложения, а ты как можно быстрее закончи их. Говори первое, что придет в голову"
    Дата26.05.2022
    Размер118.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаmentodika_uverennost_v_sebe_dorofeeva.docx
    ТипИнструкция
    #551762
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Положение рисунка на листе.

    В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

    Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

    Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

    Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

    Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно).

    Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств—уши, рот, глаза. Значение детали "уши" — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

    Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

    Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы—также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

    Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

    На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья—тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

    Несущая, опорная часть фигуры.

    К ней относятся (ноги, лапы, иногда — постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

    а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

    б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

    Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).


    Части, поднимающиеся над уровнем фигуры.

    Они могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа — крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

    Хвосты.

    Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

    Контуры фигуры.

    Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, "заслоны", линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

    Общая энергия.

    Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае —экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на него). Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).


    Линии.

    Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, "островки" из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание", отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

    Типы животных.

    Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.

    Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

    Агрессивность.

    Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

    Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

    Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело "животного" — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного —рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

    Творческие возможности.

    Выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается "готовая" существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

    Название.

    Может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления ("лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

    Наблюдаются иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд" и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы ("тру-тру", лю-лю", "кус-кус" и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями ("аберосинотиклирон", "гулобарниклета-миешиния" и т.п.).

     

     

    Методика определения нервно-психической устойчивости, риска

    дезадаптации в стрессе “Прогноз”

    Цель: определение уровня нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе

    Описание: методика содержит 84 вопроса, на каждый из которых предлагается дать ответ “да” или “нет”. Обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.

    Процедура проведения: испытуемому предлагается протокол с вопросами. Ему необходимо ответить на каждый вопрос “да” или “нет”, отмечая при этом свой ответ определенным образом в соответствующих графах в бланке ответов.

    Обработка данных: Подсчитывается сумма баллов – правильных ответов, соответствующих «ключу»:

    «ДА» - вопросы: 3, 5, 7, 10, 16, 20, 26, 27, 29, 32, 35, 37, 40, 41, 42, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84;

    «НЕТ» - вопросы: 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 33, 38, 39, 46, 54, 55, 58, 61, 68.

    Методика содержит шкалу для проверки искренности ответов:

    «НЕТ» - вопросы: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43.

    Начинать подведение итогов следует с проверки искренности ответов респондента: если по данной шкале опрашиваемый набирает 5 и более баллов, результаты опроса недостоверны, ибо человек хочет казаться лучше, а не таким, какой он есть.
    Интерпретация результатов: Нервно-психическая неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов. Полученный балл надо соотнести с условной шкалой НПУ; она в интервале от 1 до 10 пунктов. Чем больше значение пункта условной шкалы, тем больше нервно – психическая устойчивость.

    Полученные баллы

    НПУ

    Пункты шкалы НПУ

    Значение пунктов шкалы НПУ

    33 и более

    29-32

    23-28

    18-22

    1

    2

    3

    4

    Чем ниже пункт, тем больше нервно-психическая неустойчивость в стрессе

    14-17

    5

    среднее

    11-13

    9-10

    7-8

    6

    5 и менее

    6

    7

    8

    9

    10

    Чем выше пункт, тем больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезадаптации в стрессе

    Протокол

    Инструкция: “Прочитав вопрос, ответьте на него «да» или «нет», отмечая свой ответ определенным образом в предложенном бланке ответов. Отвечайте исходя из того, что больше соответствует вашему состоянию или представлениям о себе”.

    1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

    2. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.

    3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

    4. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.

    5. У меня часто болит голова.

    6. Иногда я говорю неправду.

    7. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

    8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

    9. Бывает, что я сержусь.

    10. Теперь мне трудно надеяться на то, что чего-нибудь добьюсь в жизни.

    11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.

    12. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятий.

    13. Самая трудная борьба для меня – борьба с самим собой.

    14. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.

    15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

    16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

    17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

    18. Если мне не грозит штраф и машин по близости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

    19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая как и у большинства моих знакомых.

    20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

    21. Запоры у меня бывают редко.

    22. В игре я предпочитаю выигрывать.

    23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.

    24. Сейчас мой вес постоянен – я не полнею и не худею.

    25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.

    26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.

    27. С моим рассудком творится что-то неладное.

    28. Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы.

    29. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

    30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как

    31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

    32. Думаю, что я человек обреченный.

    33. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.

    34. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

    35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

    36. Бывал, что при обсуждении некоторых вопросов особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

    37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

    38. Моя внешность меня в общем устраивает.

    39. Я вполне уверен в себе.

    40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.

    41. Кто-то управляет моими мыслями.

    42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

    43. Бывает, что неприличная или непристойная шутка вызывает у меня смех.

    44. Счастливей всего я бываю, когда один.

    45. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

    46. Я любил сказки Андерсена.

    47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.

    48. Меня злит, когда меня торопят.

    49. Меня легко привести в замешательство.

    50. Я легко теряю терпение с людьми.

    51. Часто мне хочется умереть.

    52. Бывало, что я бросал начатое дело, т.к. боялся, что не справлюсь с ним.

    53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

    54. К вопросам религии я отношусь равнодушно – они не занимают меня.

    55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.

    56. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.

    57. У меня были очень необычные мистические переживания.

    58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

    59. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.

    60. Я человек нервный легко возбудимый.

    61. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других людей (не хуже).

    62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.

    63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

    64. Большую часть времени я чувствую себя усталым.

    65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

    66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

    67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

    68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

    69. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым другим условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимым.

    70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.

    71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.

    72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.

    73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни и мне не хочется жить.

    74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.

    75. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.

    76.Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.

    77. Мне трудно проснуться в назначенный час.

    78. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

    79. В детстве я был капризный и раздражительный.

    80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров.

    81. Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства.

    82. У меня есть судимые родственники.

    83. В юности я имел приводы в милицию.

    84. Случалось, что мне грозили оставить в школе на второй год.

    Бланк ответов

    Ф.И.О.________________________________________________.

    Возраст_________________

    Дата проведения_______________________

    вопроса

    ответ



    вопроса

    ответ



    вопроса

    ответ



    вопроса

    ответ



    вопроса

    ответ

    1.

    18.

    35.

    52.

    69.

    2.

    19.

    36.

    53.

    70.

    3.

    20.

    37.

    54.

    71.

    4.

    21.

    38.

    55.

    72.

    5.

    22.

    39.

    56.

    73.

    6.

    23.

    40.

    57.

    74.

    7.

    24.

    41.

    58.

    75.

    8.

    25.

    42.

    59.

    76.

    9.

    26.

    43.

    60.

    77.

    10.

    27.

    44.

    61.

    78.

    11.

    28.

    45.

    62.

    79.

    12.

    29.

    46.

    63.

    80.

    13.

    30.

    47.

    64.

    81.

    14.

    31.

    48.

    65.

    82.

    15.

    32.

    49.

    66.

    83.

    16.

    33.

    50.

    67.

    84.

    17.

    34.

    51.

    68.

    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта