Главная страница
Навигация по странице:

  • Чего надо добиваться

  • Фамильный дом

  • Стенд для родителей

  • Волшебная улица

  • Самая большая ценность – жизнь

  • Горы объединяют людей разных --------------- и выводят на первое место истинную человеческую ценность: ________________.

  • Современный японский сад

  • Но порой всего несколько цветных штрихов способны превратить в настоящий объект искусства самые обыкновенные развалины…

  • Размышления о «Робинзоне Крузо»

  • Сборник. Сборник гр. чт. 11-1. Инструкция Внимательно прочитайте текст и правильно выполните задания к тексту


    Скачать 0.97 Mb.
    НазваниеИнструкция Внимательно прочитайте текст и правильно выполните задания к тексту
    АнкорСборник
    Дата27.10.2022
    Размер0.97 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСборник гр. чт. 11-1.docx
    ТипИнструкция
    #758192
    страница10 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

     Нет конца миру…



    Теперь конец сентября, но ветлы ещё не пожелтели. Зато из-за домов, с задворков, проглядывают верхушки жёлтых и багрово-красных деревьев.

    Травка, которой заросло всё село, тоже, как и ветлы, была бы совершенно зелёная, если бы старые липы, растущие в ограде, не начали ронять пожелтевшей листвы. А так как вчера был сильный ветер, листьев хватило на то, чтобы запорошить всё село, и теперь уже сквозь опавшие листья проглядывает зелень травы. Среди жёлто-зелёного ярко поблескивает неширокая проезжая дорога.

    В небе какое-то странное сочетание наивной голубизны и тёмных, аспидных туч. Временами проглядывает ясное солнце, и тогда ещё чернее делаются тучи, еще голубее чистые участки неба, ещё желтее листва, ещё зеленее трава. А вдали проглядывает сквозь полуопавшие липы старенькая колокольня.

    Если с этой колокольни, забравшись по полуистлевшим балкам и лестницам, поглядеть теперь во все стороны белого света, то сразу расширится кругозор. Мы охватим взглядом весь холм, на котором стоит село, увидим, может быть, речку, обвивающую подножие холма, деревни, стоящие по реке, лес, подковой охвативший весь пейзаж.

    Воображение может поднять нас повыше колокольни, тогда вновь раздадутся горизонты, и село, которое только что было вокруг нас, покажется как бы состоящим из игрушечных домиков, слившихся в небольшую стайку посреди земли, имеющей заметную планетарную кривизну.

    Мы увидим, что земля оплетена множеством тропинок и дорог. Те, что поярче, пожирнее, уводят к городам, которые теперь можно увидеть с нашей высоты.

    (По В. Солоухину.)
    1.Соотнесите виды пространства и образы:

    1) горизонтальное

    А) шкатулка

    2) вертикальное

    Б) деревня

    3) динамическое

    В) трава

    4) внутреннее закрытое

    Г) водопад

    5) пространство цивилизации

    Д) небо


    А) 1 – Б, 2 – А, 3 – Г, 4 – Д, 5 - В

    В) 1 – Г, 2 – Д, 3 – В, 4 – А, 5 - Б

    С) 1 – А, 2 – Г, 3 – В, 4 – Б, 5 - Д

    D) 1 – Д, 2 - Г, 3 – В, 4 – А, 5 – Б

    Е) 1 – В, 2 – Д, 3 – Г, 4 – А, 5 – Б

    2. Цветовая гамма растительности не соответствует тексту:

    А) жёлтый

    В) зелёный

    С) багрово-красный

    D) голубой

    Е) жёлто-зелёный

    3. Согласно тексту, автор не мог обозревать с колокольни:

    А) озеро

    В) лес

    С) холм

    D) деревни

    Е) речку

    4. В предложении использована метафора:

    А) Среди жёлто-зелёного ярко поблескивает неширокая проезжая дорога.

    В) Теперь конец сентября, но ветлы ещё не пожелтели.

    С) В небе какое-то странное сочетание наивной голубизны и тёмных, аспидных туч.

    D) Травка, которой заросло всё село, была зелёная.

    Е) Зато из-за домов, с задворков, проглядывают верхушки жёлтых и багрово-красных деревьев.

    5. Цель данного текста:

    А) Показать красоту осеннего пейзажа.

    В) Показать, что особенность любого художника – видеть в малом большое.

    С) Привлечь внимание к деревне.

    D) Уметь определять признаки осени.

    Е) Доказать, что планетарная кривизна имеет форму эллипсоида.

    6. Стиль и тип речи:

    А) Публицистический, рассуждение

    В) Научный, описание

    С) Художественный, рассуждение

    D) Художественный, описание

    Е) Публицистический, повествование
    Чего надо добиваться?

    Очень хорошо, что ты себя чувствуешь совсем счастливой, но ты знаешь, что я не особенно верю в счастье. И в несчастье тоже. И то и другое бывает только в спектаклях, в кино и в книжках, а в жизни ничего этого на самом деле нет.

    Верю я в то, что человек живет так, как сам того заслуживает (по своим талантам и качествам), а если не делать того, что нужно, то приходится расплачиваться за это, и не просто, а вдвойне.

    Чего надо добиваться:

    Постарайся быть смелой,

    Чистоплотной,

    Умеющей хорошо работать

    Чего добиваться не надо:

    Не старайся, чтобы ты всем нравилась

    И чтобы твои куклы не болели,

    И не раздумывай о прошлом и о будущем тоже.

    Не раздумывай о своих разочарованиях, как и о своих радостях.

    …Множество людей полагают, что жить – значит, всё время радоваться, и только. Я так не думаю. Но когда мне было двадцать и потом тридцать лет, я тоже умел радоваться и считаю, что ты должна переносить печаль, трагичность мира, в котором мы живём, с известной бодростью.

    1.По мнению автора письма, не стоит раздумывать о

    А) своих ошибках

    В) счастье и несчастье

    С) болезни своих кукол

    D) своих радостях

    Е) прошлом и будущем

    2. Выберите верное утверждение:

    А) …человек живёт так, как сам того заслуживает.

    В) в тридцать лет я разучился радоваться жизни

    С) я верю в счастье и в несчастье

    D) постарайся быть смелой и счастливой

    Е) жить – значит всё время радоваться и веселиться

    3. Информация, соответствующая тексту:

    А) взгляды автора на жизнь

    В) точный возраст автора письма

    С) кому адресовано письмо

    D) о возрасте дочери автора письма

    Е) имя дочери автора письма

    4. Выберите цитату, которая наиболее точно отражает жизненные и нравственные позиции автора:

    А) «Если ты сам счастлив, то ты сделаешь счастливыми и других». Людвиг Фейербах

    В) «Человек должен быть всегда счастливым». Л.Н.Толстой

    С) «И то, что мы называем счастьем, и то, что мы называем несчастьем, одинаково полезно нам, если мы смотрим на то и на другое, как на испытание». Л.Н.Толстой

    D) «Каковы поступки и помыслы, такова и жизнь». Сенека

    Е) «Жизнь, как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна». Сенека
    Фамильный дом

    К моему рождению дедушка и бабушка построили дачу. На участке, которого из конца в конец не было видно, воздвигли большой двухэтажный деревянный дом. Его обогревали три печки, в них же готовилась пища, которая была почему-то гораздо вкуснее московской, приготовленной на газовой плите. А толстая тёмно-коричневая пенка на топлёном молоке, по-моему, вообще может родиться только в печке. Мне нравилось всё, кроме комаров и туалета в саду. Нравились майские жуки на пионах, тритоны, водившиеся в пруду неподалёку, нравились бесконечные гости, чай с мёдом от соседа-пасечника. Мне казалось, что и вся наша семья существует благостно только на даче. Я там росла с удовольствием, которое никогда и нигде после не было таким чистым и полным, потому что горчило, возможно, это неизбежная примесь городской гари.
    Я купалась в озере и бродила в лесу. Лес был редкостным: именно там остановили нацистов под Москвой, и спустя 30 лет после окончания войны он был изрыт окопами и траншеями, усеян патронами, осколками, касками. От этого у меня в детстве создалось впечатление, что я знаю войну, и от этого мне страшно было засыпать в городской квартире. Каждый ночной звук казался мне началом войны, которую я представляла себе чем-то вроде конца света, последней битвы при Армагеддоне. Однако на даче война была почему-то невозможна.
    Когда я выросла, дача перестала меня интересовать. Она потихоньку разрушалась, чинить было некому, сад зарос бурьяном. Интересы мои стали сугубо городскими, а летом тянуло тепло, к морю. (По Т. Щербина)

    1.Неверное утверждение:

    А) Повзрослев, героиня вернулась жить в фамильный дом.

    В) Героиню раздражали комары.

    С) У героини со временем поменялись интересы.

    D) Дача приносила много удовольствия семье.

    Е) В этом лесу были остановлены войска врагов во время войны.

    2. Событие, свидетелем которого была местность в тексте:

    А) партизанское движение

    В) наступление фашистских захватчиков

    С) восстание Емельяна Пугачёва

    D) крестьянское восстание

    Е) наполеоновское сражение

    3. Дача у героини ассоциировалась с

    А) родителями

    В) обилием бабочек, жуков

    С) играми

    D) детством

    Е) красотой природы

    4. Впечатлительный ребёнок ассоциировал звуки в ночной тишине с

    А) ночью перед Рождеством

    В) царством Аида

    С) битвой при Армагеддоне

    D) последним днём Помпеи

    Е) Варфоломеевской ночью

    5. Фамильный дом построила(-и):

    А) сестра героини

    В) мама героини

    С) тётя героини

    D) бабушка и дедушка

    Е) героиня рассказа

    6. Место, в котором героиня не представляла войну:

    А) квартира

    В) город

    С) дача

    D) лес

    Е) озеро

    Стенд для родителей


    1.Утверждения, соответствующие тексту, верны:

    1. При переходе через дорогу посмотреть налево, а потом направо.

    2. Обратить внимание на пешеходный переход или зелёный сигнал светофора.

    3. Нельзя играть на остановочных пунктах общественного транспорта.

    4. Не останавливаться, а быстро перебегать дорогу.

    5. Обращать внимание на марки автомобилей.

    А) 4, 5

    В) 2, 3

    С) 1, 2

    D) 3, 4

    E) 2, 4

    2. Согласно тексту, в целях безопасности следует обращать внимание на:

    А) место, выбранное ребёнком для игры

    В) движущиеся мотоциклы

    С) погодные условия

    D) расположение скоростемера

    E) одежду ребёнка

    3. Если вы увидите малыша, сомневающегося, переходить ли дорогу самостоятельно, ваши действия:

    А) Не обращая внимания на сигнал светофора, переведёте его по пешеходному переходу

    В) Переведёте его только на разрешающий сигнал светофора

    С) Возьмёте его за руку и перебежите с ним дорогу

    D) Не обращая внимания на «зебру», покажете ему короткий путь перехода через дорогу

    E) Вместе с ним обойдёте стоящий на дороге автомобиль

    4. Для привлечения внимания к стенду использованы средства:

    А) разнообразные виды транспорта

    В) нарисованный остановочный пункт для транспорта

    С) яркие иллюстрации, заголовок с обращением

    D) использованы глаголы, стоящие в инфинитиве

    E) детские рисунки

    Волшебная улица

    Погрузившись в розовое облако воспоминаний о чудесных  сказках, я, сам уж не знаю как, забрёл на незнакомую улицу. Вдруг я остановился, поражённый звуками, каких до этого никогда ещё не слышал.

    Я огляделся по сторонам: улица была вымощена и чисто подметена. Мне стало совершенно ясно, что ничего интересного здесь не найдёшь.

    Вечерело. В глубине улицы, за деревьями большого парка, садилось солнце. Сквозь ветви сияло яркое багровое небо. Горячие недлинные лучи заката пылали в стёклах окон, даже камни мостовой стали ярко-красными.

    Из-за изгороди акации и сирени выглядывал домик с зелёными ставнями, и из его открытых окон неслись звуки, похожие на солнечные лучи, целующие гладь спокойного озера.

    Я сразу же догадался, что вступил в пределы волшебного царства, и, понятно, решил отправиться на разведку таинственной страны, чтобы своими руками потрогать её бесчисленные чудеса и насладиться ими.   
    1.Явление, утвердившее мнение автора о сказочности места:

    А) горячие лучи заката солнца

    В) незнакомая местность

    С) волшебные звуки

    D) чистые и вымощенные улицы

    E) ярко-красные камни на мостовой

    2. Место, откуда доносились волшебные звуки:

    А) из домика с зелёными ставнями

    В) за деревьями

    С) из-за изгороди акации

    D) из-за кустов сирени

    E) из глубины улицы
    Аль-Фараби

    Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки родился в городе Фарабе на Сыр-Дарье при впадении в нее реки Арысь в 870 г. Он происходит из семьи знатного тюркского военачальника. Умер в 950 году.

    Бассейн Сыр-Дарьи сыграл в истории своего региона такую же роль как Нил для Египта, Тигр и Ефрат для Месопотамии. Позже Фараб стал именоваться Отраром, развалины которого находятся на территории Отрарского района Южно-Казахстанской области. В IX-X вв., по описанию современников, это был крупный центр, важнейший пограничный и узловой пункт караванных дорог мировой торговли того времени, в котором связывались кочевая степь и оседлое население. Широко известен факт разрушения монголами города в 1218 г., вошедший в историю как "Отрарская катастрофа". Здесь же в феврале 1405 г. умер Тимур. Но на карте культурного развития Отрар отмечен как родина целой плеяды выдающихся ученых, поэтов, мыслителей.

    В молодые годы Фараби покинул родной город и практически побывал во всех городах, связанных с исламом и арабским халифатом. Многие годы жизни он провел в Багдаде, явившемся политическим и культурным центром арабского халифата. Здесь он основательно пополняет свои знания, изучая труды деятелей "Бейт аль-хикма", переводчиков греческих авторов, входит в контакт с видными учеными и по истечении определенного времени занимает первенствующее место среди них благодаря нравственной высоте и силе мысли. Именно здесь ему был присвоен титул "Муаллим ассана" - Второй учитель. Звание "второго" подразумевало наличие "первого", под которым имелся в виду Аристотель.

    И действительно, их многое сближает: широта и разносторонность научных интересов, стремление философски понять бытие и место человека в нем, близость к “общепринятому мнению”, к практической житейской мудрости народа. Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики. Необычность и смелость его философских воззрений входила в определенное противоречие с общественным мнением, неспособным к полному восприятию греческой философии и науки. А прямые нападки на некоторые предрассудки эпохи заставили многих людей подозревать его в ереси и отходе от религии.

    Он был не просто ученым-гуманитарием, сблизившим различные культурные традиции, в нем жил гений реформатора науки, стремившегося систематизировать знания своего времени, что нашло отражение в его трактате “Слово о классификации наук”. Фараби мыслил как реформатор педагогики, стремящийся внести знания в народную толщу, соединить просвещение с развитием в людях человечности.
    1.Последовательность событий:

    1.в Багдаде пополняет свои знания

    2.его философские воззрения противоречили общественному мнению

    3. Аль-Фараби был реформатором наук

    4. родился в семье знатного тюркского военачальника

    5. юношей покинул родной город

    А) 4, 5, 1, 2, 3

    В) 3, 1, 5, 2, 4

    С) 4, 2, 5, 3, 1

    D) 2, 4, 3, 5, 1

    Е) 3, 1, 2, 4, 5

    2.Цель второго абзаца:

    А) подчеркнуть культурное значение родины

    В) представить земляков учёного

    С) показать общие знания о поэте

    D) узнать о происхождении фамилии

    Е) выразить интерес к истории современной науки

    3. Аль-Фараби присвоили титул «Второй учитель» за

    А) знатное происхождение

    В) философское понимание бытия и человека

    С) самостоятельный вклад в науку логики

    D) нравственную высоту и силу мысли

    Е) реформы в науке

    4. Выражение «близость к общепринятому мнению» в контексте подразумевает:

    А) консерватизм

    В) романтизм

    С) авторитаризм

    D) реализм

    Е) прагматизм

    5. Утверждения, НЕ соответствующие тексту:

    А) Багдад – политический и культурный центр арийского халифата.

    В) Фараб стал именоваться Отраром.

    С) Аль-Фараби изучал и переводил греческих авторов.

    D) Стремился систематизировать знания своего времени.

    Е) Аристотеля и Тимура сближает широта и разносторонность научных интересов.

    6. Учёного не волновали вопросы:

    А) материальное благосостояние народа

    В) просвещение и систематизация наук

    С) развитие человечности

    D) реформы в педагогике

    Е) сближение традиций и нравственность
    Самая большая ценность – жизнь

    «Вдох – выдох, выдох!» Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от „отработанного” воздуха».

    Жизнь – это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер – прежде всего – «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон!» – это значит «умер».

    Душно бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Следует хорошенько «выдохнуть» все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту.

    Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.

    Надо быть открытым людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто хорошее, «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.

    Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже – в человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.

    Я долго искал это слово – «сфера». Сперва я сказал себе: «Надо расширять границы жизни», но жизнь не имеет границ! Это не земельный участок, огороженный забором – границами. «Расширять пределы жизни» – не годится для выражения моей мысли по той же причине. «Расширять горизонты жизни» – это уже лучше, но все же что-то не то. У Максимилиана Волошина есть хорошее придуманное им слово – «окоём». Это все то, что вмещает глаз, что он может охватить. Но и тут мешает ограниченность нашего бытового знания. Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового. Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.
    1.Ключевой тезис рассуждения Д.С.Лихачёва:

    А) Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от „отработанного” воздуха.

    В) Надо быть открытым людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее.

    С) Умение искать и находить лучшее, просто хорошее, «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.

    D) Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.

    Е) Жизнь – это прежде всего дыхание.

    2. Автор определяет жизнь как:

    А) жизнь животного мира и растений

    В) жизненный простор

    С) земельный участок, огороженный забором

    D) бытовые впечатления

    Е) самая большая ценность в мире

    3. Д.С.Лихачёв определет красоту в природе, в посёлке, городе, улице, не говоря уже в человеке, как стремление

    А) как пределы жизни

    В) как земельный участок, огороженный забором

    С) расширять границы жизни

    D) как горизонты жизни

    Е) расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живёт человек

    4. Человека духовно обогащает:

    А) жизнь, её ценности

    В) мелочные заботы

    С) движение мысли

    D) умение искать и находить

    Е) суета будничной жизни

    5. По мнению Д.С.Лихачёва, самая большая ценность в мире:

    А) жизнь

    В) «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового

    С) неожиданная мудрость, неповторимость

    D) всё то, что вмещает глаз

    Е) бытовые впечатления

    6. Информация, НЕ соответствующая содержанию текста:

    А) Духовно человек может обогащаться тогда, когда будет находить во всём хорошее.

    В) Мы постоянно встречаемся в жизни с тем, что не замечали раньше.

    С) Автор рад, что нашёл слово сфера, которое не ограничивает понятие жизни, как слова границы, пределы, горизонты

    D) Замечать красоту сквозь заслоны мелочей – расширять сферу самой жизни.

    Е) Нельзя сбрасывать с себя пустые заботы, думая только о главном.

    (1) Зачем мы ходим в горы? На высоте 4800 метров мы лежим с моим другом Аркадием, засунув головы под нависающий камень, чтобы хоть мозги защитить от этого мексиканского ультрафиолета. Юго-Западный Памир. В каменистом безветренном ущелье, формой напоминающем ложку, а содержанием – сковородку, нам предстоит пролежать весь день, пока не подойдут остальные участники, вышедшие позже нас… Несусветное пекло. Апатия и равнодушие. Первый подъём на высоту всегда тяжёл. Спина моей рубашки, калящаяся на солнце, хрустит как фанерная. Рядом стоят рюкзаки, всё ещё дымящиеся от нашего пота.

    (2) Зачем мы ходим в горы? Почему спортивное действие, совершенное наедине с самим собой, без свидетелей, если не считать товарищей по маршруту, звёзд, солнца и облаков, нам милее и дороже успеха, достигнутого в присутствии стотысячной толпы? Любимые спортивные игры, сколь прекрасны они бы ни были, всего лишь площадка, где демонстрируются сила, быстрота реакции, крепость нервов… Альпинист же – партнёр природы. Он состязается с величинами, не знающими ни правил игры, ни отступления, ни пощады. Эти величины – снег, скалы, лёд, отвесы, ветер, холод, гипоксия. И победа в горах щедра потому, что никакая спортивная радость не может сравниться с ней.

    (3) Меняется ли человек в горах? Да. Слесарь и администратор, художник и конструктор, технолог и учёный сообща занимаются любимым делом, и зачастую их городские привычки, стереотипы, нажитые за годы профессиональной деятельности, здесь не имеют значения. Зато здесь на первый план выходят фундаментальные качества души.

    (4) Я знаю многих товарищей-альпинистов, с которыми я ходил в горах, и весьма смутно представляю, чем они занимались “на равнине”. Может, они и говорили мне, но как-то забывалось. А вот о том, какие они люди, я знаю и помню прекрасно. В горах в совместно преодолённых трудностях я получил о них (и они обо мне) исчерпывающую человеческую информацию. Восхождение в этом смысле – идеальный прибор, снимающий точную электрокардиограмму душевных достоинств. Равно как и недостатков. И вместе с тем это уникальный точильный инструмент, способный вернуть сабельный блеск мужеству, покрывающемуся коррозией в вялой городской суете.

    (5) Снизу слышны негромкие голоса, постукивание ледорубов о камни. Это подходят наши.

    (6) Зачем мы ходим в горы? Я хочу процитировать французского альпиниста Роббера Параго: “Что важно – это опыт, который человек один сам с собой обретает для себя в этой школе истины: оценка, которую он получает своей силе и своей слабости, и возможность судить о себе…”

    (Ю.Визбор)
    1.Информация, противоречащая тексту:

    А) Альпинисты соревнуются с величинами, не знающими правил игры.

    В) Рассказчик с другом поднялись на высоту 4800 метров.

    С) Человек в горах не меняется.

    D) Победа в горах щедра потому, что никакая спортивная радость не сравнится с ней.

    Е) Спортивные игры – площадка для проявления силы, быстроты реакции, крепости нервов.

    2. Слова, подходящие по смыслу данному предложению, согласно тексту: Горы объединяют людей разных --------------- и выводят на первое место истинную человеческую ценность: ________________.

    А) вероисповеданий, любовь к природе

    В) стран, любовь к Родине

    С) сословий, мужество

    D) увлечений, взаимопомощь

    Е) профессий, качества души

    3. Природное явление, о котором герой рассказывает с юмором:

    А) камнепад

    В) зной

    С) холод

    D) ветер

    Е) лавина

    4. Согласно тексту, спортсмен на стадионе и спортсмен в горах отличаются:

    А) соперниками

    В) силой духа

    С) мужеством

    D) ценой победы

    Е) выносливостью

    5. Герой провёл аналогию между горой и

    А) площадкой

    В) сковородкой

    С) ультрафиолетом

    D) маршрутом

    Е) стаканом

    6.Форма ущелья напоминает герою:

    А) саблю

    В) электрокардиограмму

    С) рюкзак

    D) точильный инструмент

    Е) столовый прибор

    7. Из абзаца (4) мы узнаём о том, что

    А) в горах стоит сильная жара

    В) альпинист – партнёр природы

    С) рассказчик совершал восхождение с другим

    D) горы помогают лучше узнать человека

    Е) в горах не имеет значения профессия человека

    8. Ответ героя на вопрос: «Зачем мы ходим в горы?»

    А) Только в горах можно обрести истинных друзей, ибо здесь никого не интересует твоё социально положение в обществе.

    В) Проверить силу духа и выносливость, потому что остаёшься один на один со стихией, не знающей ни пощады, ни отступления.

    С) Отдохнуть от «вялой городской суеты», стать снова частью природы.

    D) Приобрести свой опыт, проверить себя и дать себе оценку, ибо для человека, прошедшего проверку восхождением, главный судья – он сам.

    Е) Вернуться к истокам, когда мужчина был воином, завоевателем.



    1. В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный ящер име­ет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.

    2. Крокодил - искусный охотник. Часами он может лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза. Стоит кому-то приблизиться к водо­пою, от жажды потеряв бдительность, он мгновенно бросается на жертву (в Африке ею чаще всего бывают антилопы).

    3. Размеры жертвы крокодила ничуть не смущают. На суше он ловит добычу, а затем тащит в воду. Жертву хищник поместит за корягу или в пещеру, вырытую под водой, и подождёт, пока добыча «отмокнет».

    4. Желудок крокодила - адский химический комбинат, переваривающий шерсть, рога, копыта. Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке.

    5. Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие - греться на песчаном берегу водоёма. При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая вперёд задние ноги. Здесь он хозяин.

    (По В. Пескову)

    1.Абзацы, в которых содержится информация о внешнем виде крокодила:

    А) 1, 5

    В) 3, 5

    С) 2, 4

    D) 2, 3

    Е) 1, 2

    2.В тексте есть подтверждение следующему тезису:

    А) Крокодил - искусный охотник.

    В) Крокодил име­ет небольшой мозг, но мощные челюсти.

    С) В воде крокодил хозяин.

    D) В Африке жертвами крокодила чаще всего бывают антилопы.

    Е) У крокодила выпуклые глаза-перископы.

    3. Информация, соответствующая содержанию текста:

    А) К большинству животных человек относится с симпатией.

    В) Крокодил определяет жертву по запаху.

    С) Крокодил выбирает жертву по размеру.

    D) Крокодилы водятся только в Африке.

    Е) Крокодил чувствует себя комфортно на суше и в воде.

    4. В абзаце 4 содержится информация о (об)

    А) отношении к крокодилам

    В) пищеварении крокодила

    С) месте обитания крокодила

    D) способах добывания пищи

    Е) выборе пищи крокодилом
    Современный японский сад
    1.В последние годы сильно возрос интерес к японским садам. В современном мире постоянно происходит множество событий, насыщенных динамикой, каждодневным напряжением, а порой стрессами, поэтому человек испытывает огромную потребность в отвлечении, умиротворении, в спокойном и радостном общении с природой. Японский сад - это постоянное переживание красоты природы, источник вдохновения. Самые удивительные и необычные современные сады в мире, как, например, «Сад из стекла и воды» или «Сад с одним деревом», находятся в Японии и создаются ведущими дизайнерами и архитекторами страны. Удивительно то, что, развивая новый стиль, японские садоводы используют многовековые традиции.

    2.Уникальным шедевром считается проект Кензо Кума «Дом и вода». По старой традиции глыбы поставлены в центре искусственного водоема без ограждений. Их форма тоже традиционна, но сделаны они из горного хрусталя; лучи заходящего солнца, преломляясь, рассыпаются золотым дождем по поверхности воды, переливаются радостными бликами по прозрачным стеклянным перегородкам.

    3.Проектирование современного сада дзэн - попытка достичь максимального выражения сущности минимальными средствами. Этот принцип блестяще продемонстрировал дизайнер Шанмайо Масумо в новом саду для отеля в Токио. Главная проблема заключалась в создании посреди города атмосферы естественной природы, располагающей к размышлению в одиночестве. Еще один пример минималистского сада - «Сад с одним деревом». Созданный дизайнерами-архитекторами Кадзуе Сэдзима и Рюэ Нисидзава, этот сад располагает к размышлению в одиночестве. Одинокое дерево так выразительно, что кажется одухотворенным существом.

    4.В XV веке в Японии чаепитие превращается в ритуальную церемонию в специальном домике. В саду появляются камни для перехода через ручей, сосуд для омовения рук и фонари, освещающие тропинки. Например, архитектор Кишо Курокава, автор Музея современного искусства в Хиросиме, построил чайный сад на крыше дома в деловой части Токио. Сидя в современной квартире за чашкой чая, человек любуется классическим садом с каменной тропинкой. Пышные деревья на фоне высоких зданий похожи на дивный оазис.

    5.«Когда копируешь сад известного мастера прошлого, не упускай из виду пожеланий хозяина, но воспроизводи по собственному вкусу», - советовал в XI веке Татибана-но Тосицуна, автор «Сакутэйки».
    1.Стиль и тип речи:

    А) разговорный, рассуждение

    В) художественный, рассуждение

    С) публицистический, описание

    D) художественный, повествование

    Е) художественный, описание

    2.Информация об искусственном водоёме содержится в части текста:

    А) 3

    В) 5

    С) 1

    D) 2

    Е) 4

    3.При сооружении современного японского сада, согласно тексту, используют:

    1.естественные водоёмы

    2. крыши домов

    3. деревянные мосты

    4. каменные тропинки

    5. искусственные предметы

    А) 1, 3, 5

    В) 1, 2, 5

    С) 3, 4, 5

    D) 1, 4, 5

    Е) 2, 4, 5

    4. Соотнесите план с текстом:

    1. использование закона физики

    2. чайный сад

    3. проблемы современного мира

    4. наставление

    5. символ одиночества

    А) 3, 1, 2, 4, 5

    В) 1, 3, 5, 2, 4

    С) 2, 4, 5, 1, 3

    D) 3, 1, 5, 2, 4

    Е) 1, 2, 5, 3, 4

    6. Значение «Японский сад»:

    А) сад, в котором с научной целью разводят различные растения

    В) участок земли, засаженный деревьями и различными растениями

    С) помещение в доме, обставленное живыми растениями и деревьями

    D) воспитательное учреждение для детей дошкольного возраста

    Е) место для общения с природой. Источник вдохновения

    7. Минималистский сад

    А) «Сад с одним деревом»

    В) «Светящиеся Медузы»

    С) «Сад мхов»

    D) «Дом и вода»

    Е) «Сад из стекла и воды»
    1.На сегодняшний день граффити (искусство надписи на улице) представляет собой преимущественно некоммерческое явление, однако практически в каждом городе земного шара можно найти какое-нибудь кафе или книжную лавку, оформленную в этом стиле.

    2. Картины, размещаемые на стенах и заборах, то приобретают большую эстетичность, то сменяются надписями, имеющими исключительно политический контекст. Это обусловлено, в первую очередь, ситуацией в той или иной стране, уровнем стабильности и благополучия населения.

    3. Несмотря на то что сама «мода» к прекрасному определенно имеет место, в минуты народных потрясений изначальное назначение искусства граффити возвращается, и за периодом расцвета культуры уличных картин следует вынужденный спад.

    4.Как относиться к подобным проявлениям искусства — личное дело каждого. Кто-то предпочитает их вовсе не замечать, кто-то пишет о них гневные сообщения в личных блогах, а кто-то коллекционирует и получает удовольствие от простого созерцания свободы выражения.

    5. Неудачно написанная надпись может испортить порой даже самое великое здание, считающееся одним из величайших архитектурных памятников. Но порой всего несколько цветных штрихов способны превратить в настоящий объект искусства самые обыкновенные развалины…
    1.Зависимость содержания уличных картин от различных условий раскрывается в абзаце:

    А) 2

    В) 1

    С) 5

    D) 4

    Е) 3

    2. Информация, отсутствующая в тексте:

    А) Граффити – это наследие нашего великого прошлого.

    В) В искусстве граффити есть периоды расцвета и упадка.

    С) Граффити встречаются по всему миру.

    D) Для граффити характерна свобода самовыражения.

    Е) Граффити – это культура уличных картин.

    3. Выделенное предложение является:

    А) гипотезой абзаца 3

    В) опровержением сказанного в предыдущем абзаце

    С) тезисом, к которому представлены аргументы

    D) выводом к абзацу 1

    Е) обобщением мыслей абзаца 5

    4. Абзац, в котором говорится о разном восприятии граффити:

    А) 1

    В) 2

    С) 4

    D) 5

    Е) 3
    Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?»
    Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом – одни проблемы и пустота. Часто
    такие формальные связи хуже одиночества.

    Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло.
    Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.
    Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов,
    требований, представлений о том, какими они должны быть. Мы не должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию. Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма.
    (По Е. Сикирич*)
    1.Стиль и тип речи:

    А) художественный, рассуждение

    В) публицистический, повествование

    С) публицистический, рассуждение

    D) научный, рассуждение

    Е) научный, описание

    2. Отношения между людьми приносят радость, когда

    А) у людей есть общие увлечения, интересы.

    В) любые отношения разрушаются

    С) долгие годы люди сохраняют формальные отношения

    D) людей связывают материальные ценности

    Е) отношения похожи на потёмкинские деревни

    3. Чтобы два человека не перестали понимать друг друга, в их отношениях не наступил разлад, нужно

    А) разрушенные отношения не возобновлять

    В) делать шаги навстречу с обеих сторон

    С) всё предоставить времени и случаю

    D) прибегнуть к помощи третьей стороны

    Е) одной стороне всё время уступать

    4. В тексте речь идёт о взаимоотношениях:

    А) людей и животных

    В) человека и природы

    С) в коллективе

    D) людей

    Е) в семье

    5. Основная идея текста:

    А) Чувство собственника в себе надо растить, если хочешь сохранить отношения с людьми.

    В) У каждого человека свой путь, свой взгляд на мир.

    С) Желание ограничить свободу человека приведёт к укреплению взаимоотношений.

    D) Уважать самобытность человека, его индивидуальность – залог успешных взаимоотношений.

    Е) Люди уникальны своей непохожестью друг на друга.

    6. Согласно тексту, после пережитых трудностей

    А) многие к своим ошибкам относятся менее придирчиво.

    В) женщины менее привязаны к друзьям детства

    С) укрепляются взаимоотношения

    D) возникает чувство собственничества

    Е) родственников люди не ищут
    Размышления о «Робинзоне Крузо»

    «Робинзон Крузо» написан почти три века назад. За это время забыты тысячи книг. А книга о Робинзоне живет.

    В чем секрет ее долгой жизни? В описаниях бурь, кораблекрушений, охоты на львов? Вряд ли. Тот, кто читал эту книгу давно, может забыть, сколько приключений было у Робинзона, прежде чем он оказался на необитаемом острове. Но он не забудет сути: это история человека, который «прожил 28 лет в полном одиночестве». Одиночество. Вот что в его истории самое главное.

    Разные люди в разное время читали эту книгу по-разному. Одни восхищались: вот что может сделать человек, оставшись один на один с дикой природой, вот что может сделать человек, когда никто не помогает ему, но никто не мешает, никто не ставит подножку. Всё сам! Сам строит дом, сам приручает коз, сам выращивает хлеб.

    Другие спрашивали: неужели Робинзон добился всего сам? Неужели ему никто и ни в чем не помогал? И, поразмыслив, отвечали: на самом деле это было, пожалуй, иначе. Действительно, рядом с ним не было ни товарищей, ни помощников. Но каждый день и каждый час жизни на необитаемом острове он пользовался плодами труда других людей.

    Найдя на полузатопленном судне ящик корабельного плотника, Робинзон воскликнул, что эту поистине драгоценную находку он не променял бы на целый корабль с золотом. И он был прав! Когда он инструментами плотника рубил деревья, тесал бревна, пилил доски, с ним вместе незримо работали те, кто когда-то сделал эту пилу, этот топор, этот бурав. В ружье и в пулях, в бумаге и в чернилах, в зерне и в тряпках, найденных на корабле, были заключены труд и опыт многих людей. Труд и опыт других людей помогли ему выжить на необитаемом острове.

    А что стало бы с человеком, окажись он без всего этого? В долгой истории мореплавания бывали и такие случаи. Но кончались они иначе, чем история Робинзона. Они кончались гибелью или одичанием человека.

    Между тем Робинзон много раз возносил благодарение небесам, но ни разу мысленно не поблагодарил ни мастеров, сделавших его топор и ружье, ни пахаря, вырастившего колос, из зерен которого он взрастил целое поле, ни тех, кто научил его искусству плотника, умению возделывать землю.

    И еще один вопрос: хорошо ли иметь Робинзона товарищем? На этот вопрос мог бы ответить мальчик Ксури (помните, он спрятался в баркасе, на котором Робинзон бежал из плена). Пока у Робинзона не было другого слуги и помощника, пока Ксури был ему нужен, Робинзон дорожил им. Но вот они оказались в безопасности, на бразильской земле. Как поступил Робинзон с бедным Ксури? Продал его за 60 золотых монет. Правда, поколебавшись: «Мне было жалко продавать свободу бедняги, который так преданно помогал мне самому добыть ее». Потом пожалел о своем поступке. Потому что в нем заговорила совесть? Нет, совсем не поэтому. Когда Робинзон завел плантацию, он увидел, что ему не хватает рабочих рук: «Тут мне стало ясно, как нерасчетливо я поступил, расставшись с мальчиком Ксури».

    Выходит, книга не только о том одиночестве, которое окружало Робинзона на необитаемом острове, но и о том одиночестве, на которое он обрек себя сам.
    1.Период жизни Робинзона, когда он пожалел о потере Ксури:

    А) пользовался плодами труда других людей

    В) завёл плантацию

    С) утонуло судно

    D) погибли его друзья

    Е) нашёл клад

    2. Тема одиночества, робинзонады также раскрывается в произведении

    А) «Мцыри» М.Ю.Лермонтова

    В) «Чайка» А.П.Чехова

    С) «Гамлет» У.Шекспира

    D) «Полтава» А.С.Пушкина

    Е) «Путешествие Гулливера» Д.Свифта

    3. Стиль и тип речи

    А) научный, рассуждение с элементами повествования

    В) публицистический, повествование

    С) публицистический, рассуждение с элементами повествования

    D) художественный, рассуждение

    Е) научный, рассуждение

    4. Жанр романа «Робинзон Крузо»

    1.реалистический

    2.психологический

    3.авантюрно-приключенческий

    4. исторический

    5. детективный

    А) 1, 2, 4

    В) 3, 4, 5

    С) 1, 2, 3

    D) 2, 3, 5

    Е) 2, 3, 4

    5. Книга Д.Дефо до сих пор привлекает внимание из-за

    А) экстремальной ситуации

    В) незабываемых приключений

    С) отношения к другу

    D) затопления судна героя

    Е) своей сути

    6. Согласно источнику, главная идея произведения «Робинзон Крузо»

    А) вера и безверие

    В) полное одиночество, на которое обрёк себя герой

    С) погружение героя в экстремальные обстоятельства

    D) «разные люди в разное время читали эту книгу по-разному»

    Е) гибель или одичание человека

    7. Согласно источнику, изложение текста идёт в данном порядке:

    1.Благодарение небесам

    2. Полное одиночество героя

    3. Секрет долгой жизни книги

    4. Хорошо ли иметь Робинзона товарищем?

    5. Разное восприятие книги.

    А) 3. 1, 5, 2, 4

    В) 4, 5, 3, 2, 1

    С) 2, 4, 1, 3, 5

    D) 1, 3, 5, 4, 2

    Е) 3, 2, 5, 1, 4

    8. Предложение, в котором содержится олицетворение:

    А) Найдя на полузатопленном судне ящик корабельного плотника, Робинзон воскликнул, что эту поистине драгоценную находку он не променял бы на целый корабль с золотом.

    В) Но каждый день и каждый час жизни на необитаемом острове он пользовался плодами труда других людей.

    С) Потому что в нем заговорила совесть?

    D) Когда Робинзон завел плантацию, он увидел, что ему не хватает рабочих рук.

    Е) Они кончались гибелью или одичанием человека.

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта