интерактивные методы работы. Интерактивные методы в методической работе с педагогами учреждения дошкольного образования
Скачать 160.5 Kb.
|
Интерактивные методы в методической работе с педагогами учреждения дошкольного образования Использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает педагогов к постоянному творчеству, а в этой связи к совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию. Ведь знакомство с тем или иным интерактивным методом, педагог определяет его педагогические возможности, идентифицирует с особенностями участников, примеряет к своей индивидуальности. И эта инновационная деятельность не оставляет педагога, пока он осознает, что интерактивные методы обучения являются действенным педагогическим средством, а использование в педагогическом процессе технологии интерактивного обучения – необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит. Интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приемов, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия. Оно направлено на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса. Каковы основные характеристики «интерактива»? Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации той или иной деятельности. Она имеет в виду достаточно конкретные и прогнозируемые цели работы. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых педагог (обучаемый) чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. При интерактивном обучении исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения. Смысл понятия «интерактивные методы» складывается из понятий «метод» и «интерактивный». Метод – способ целенаправленного взаимодействия педагога и участников для решения педагогических задач. В понятии «интеракции» можно выделить два слагаемых: «интер» - между, «акция» - усиленная деятельность между кем-либо. Таким образом, интерактивные методы – это усиленное педагогическое взаимодействие участников педагогического процесса. В ходе диалогового общения у участников формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств, они учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами. Ценно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить её. У участников формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать другого, делать обоснованные заключения и выводы. Особенностями интерактивных методик являются: Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают. Наличие четко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила). Наличие ясной, конкретной цели. Взаимодействие участников в том объеме и тем способом, которые они сами определяют. Групповая рефлексия. Подведение итогов. Формы организации интерактивного педагогического взаимодействия. Индивидуальная (каждый участник выполняет задание самостоятельно). Парная ( задание выполняется в паре). Коллективная или фронтальная ( все участники выполняют задание одновременно). Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; развивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после этого педагоги выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект). Основные требования по использованию интерактивных методик: * руководителю необходимо понимать, какую цель он преследует, используя ту или иную методику (знакомство участников, сплочение, снятие напряжения, диагностика отношений в коллективе и т.д.) * во время проведения мероприятий с использованием интерактивных методик задача руководителя – внимательно наблюдать за членами группы (за их поведением, действиями, эмоциональным состоянием, степенью активности, межличностными отношениями и т.д.) * после проведения мероприятий с группой обязательно проводится рефлексия; при этом руководителю необходимо только управлять и организовывать процесс обсуждения, а комментировать произошедшее допустимо лишь после завершения высказываний участников (в качестве своей точки зрения, объективно проанализировав ситуацию). Интерактивные методы в работе с педагогами Эффективность групповых мероприятий с участием педагогов будет высокой, если вы предусмотрите использование активных форм взаимодействия участников. Интерактивные методы и игры во многом позволят решить эти проблемы. «Интерактивный» означает основывающийся на взаимодействии. Но интерактивность – это не просто взаимодействие субъектов друг с другом, а специально организованная познавательная деятельность, носящая ярко выраженную социальную направленность. Цель интерактивного процесса – улучшение и изменение моделей поведения участников. Анализируя свои реакции и реакции партнера, участник меняет свою модель поведения и осознанно усваивает ее, что позволяет говорить об интерактивных методах как о процессе интерактивного воспитания. Интеракционизм – направление в современной социальной психологии и педагогике, базирующееся на концепциях американского социолога Дж. Г. Мида. Интерактивная игра является одной из особенно продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития, саморазвития участников педагогического процесса. Ведущими принципами организации интерактивного процесса являются: Организация мыследеятельности; Организация смыслотворчества; Свобода выбора; Организация рефлексии; Организация мыследеятельности заключается: - в выполнении участниками различных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования и др.); - обмене мыслительными деятельностями между участниками педагогического процесса; - смене и разнообразии видов, форм мыслительной и познавательной деятельности; - сочетании индивидуальных и групповых форм работы; - проблемном обучении, использовании в педпроцессе развивающихся и продуктивных педагогических технологий; - смыслотворчестве участников и ведущего, рефлексии. Смыслотворчество есть осознанное создание субъектами педагогического процесса через взаимодействие нового содержания, значения чего-либо в окружающей действительности, своей деятельности, взаимодействия с позиций своей индивидуальности. Конечным результатом, целью смыслотворчества является обогащение, появление нового индивидуального смысла, расширяющего границы индивидуального сознания. Рефлексия – в педагогическом процессе – это процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого. Каждый интерактивный метод, игра имеет свою цель, правила, поэтому, учитывая эту особенность, вы можете включать их на разных этапах проведения мероприятия. Важным условием является расположение участников таким образом, чтобы они могли видеть друг друга сидя, например, в круге, по периметру. Полезные советы для установления контакта 1.Используйте улыбку, полуулыбку в общении. Выражение лица должно быть доброжелательным, приветливым. 2.Проявляйте неподдельный интерес к собеседнику. Невербальными средствами общения ( взглядом, жестом, позой) и словом демонстрируйте заинтересованность собеседником. 3.Используйте прием «поглаживания» при общении. Педагоги должны чувствовать, что Вы уважаете их, считаете интересными собеседниками. 4.Обращайте внимание на эмоциональное состояние педагогов, в соответствии с этим откорректируйте свое общение. 5.Будьте хорошим слушателем. Дайте возможность педагогам выговориться. Если Вы не согласны, не прерывайте, позвольте высказаться до конца. Постарайтесь понять зачем педагог это говорит. 6.Поддерживайте атмосферу психологического комфорта. Используйте контакт глаз. Говорите спокойно, избегайте безаппеляционных, категоричных высказываний. Не используйте жестких отрицательных оценок. Если чувствуете, что возникает напряженность,- снимите ее добрым словом, взглядом. 7.Вопринимайте педагогов такими, какими они есть. Терпимо относитесь к их личностным особенностям, взглядам на жизнь. Они имеют на это право. 8.Учитесь не вступать в конфликт, если возникнет предконфликтная ситуация, умейте не поддаваться на какие-либо провокации. Предлагаем Вам некоторые интерактивные методы и игры: Игры, используемые на этапе знакомства. Цель: познакомить участников друг с другом, дать им возможность предоставить краткую информацию о себе. «Интервью» Участникам предлагается образовать пары и взять друг у друга интервью по следующим вопросам: - Что вам нравится делать в семье? (В профессиональной деятельности?) - Что не нравится делать в семье? (В профессиональной деятельности?) - Ваше жизненное кредо (в форме пословицы, поговорки). Представлять друг друга нужно со слов: «Разрешите представить Вам… (называется Ф.И.О.)». на запись интервью дается три – пять минут; еще лучше, если родители сделают это до мероприятия, а на нем озвучат результаты интервью. «Аллитерация имени» Руководитель объясняет участникам, что означает слово аллитерация: от лат. ad – к, при и lit – при букве, к букве. Аллитерация имени – дополнительная характеристика к имени участников на ту же букву, с которой начинается имя. (Например: Сергей – серьезный, Михаил – мудрый, и т.д.). Каждому участнику предлагается придумать аллитерацию своего имени. Руководитель, начиная с себя, говорит: «Хочу представиться вам – я Антонина артистичная!» - и передает эстафету (палочку, маркер и т.п.) следующему участнику. Следующий участник сначала представляет предыдущих, впереди сидящих, называя их аллитерацию имен, а затем представляется сам. И так до тех пор пока не представятся все участники. б) игры и методы, используемые на этапе создания благоприятной атмосферы в группе, выявления ожиданий ( в начале мероприятия) Цель: способствовать созданию благоприятного психологического микроклимата, подготовить участников для обсуждения проблем, выявить их ожидания, опасения. «Отыщи кого-нибудь» Ведущий задает вопросы, а участники подымают руку, если ответ положительный. Вопросы могут быть примерно такими: - Кто любит совершать прогулки пешком? - У кого есть дома собака? - Кто засыпает перед телевизором? - Кто любит кататься на лыжах? - Кто владеет более чем двумя языками? - Кто любит готовить? - Кто любит играть с ребенком? - Кто не наказывает детей ремнем? - Кто считает, что семья – самое главное для человека? - Кто проводит отпуск со своей семьей? - И т.д. Участники, сидя в кругу и отвечая на вопросы ведущего, «отыскивают» глазами того, кто любит тоже, делает так же, как он. Таким образом, у них возникают симпатии, чувство доверия, если их взгляды, интересы совпадают. «Сказка» Участникам предлагается сочинить сказку. Кто-либо по желанию начинает ее, затем по сигналу ведущего (хлопок) сказка прерывается и дальше продолжает ее рядом сидящий, и так далее, до тех пор, пока не выскажется каждый. Правила: не обязательно придерживаться единого сюжета; сказка рассказывается в темпе. Вариант 2. участникам раздаются вырезанные из газет или журналов, напечатанные крупным текстом слова (фразы) и предлагается сочинить сказку. Ведущий определяет первого рассказчика, предложив соответствующее слово (о ком или о чем будет сказка). Далее рассказывание сказки поочередно продолжается по кругу. Правило: каждый участник придумывает одно предложение сказки, в котором содержится предложенное ему слово или фраза. «Прогноз погоды»( «Термометр» по аналогии) Материал: «технологическая карта»: лист бумаги большого формата, на котором изображена система координат: вертикальная ось – toC эмоционального состояния, душевного настроя; горизонтальная ось – участники педагогического взаимодействия. Ведущий предлагает участникам рассказать о своем эмоциональном, душевном состоянии на данный момент через «прогноз погоды», т.е. рассказать о том, какими погодными признаками можно охарактеризовать собственное внутренне состояние: - Какому времени года соответствует ваше настроение? - Пасмурно или ясно? - Ветрено или тихо? - Есть ли осадки? - Какое время суток? - Какая температура (определять температуру необходимо в интервале от 0 до +10о С)? Каждый участник по цепочке рассказывает о с воем душевном эмоциональном, состоянии, температуру руководитель по каждому участнику фиксирует на технологической карте маркером. После того, как высказались все участники, руководитель соединяет все отметки температуры в график и предлагает им проанализировать график, высказать свое отношение к нему. Подводя итог, руководитель отмечает, что каждый участник взаимодействия является индивидуальностью, каждый имеет право на свое эмоциональное состояние, мироощущение; построенный график подтверждает это. «Ожидания» Участники получают по два клеящихся листочка разного цвета. Например, на розовом они пишут: «Мне бы хотелось, чтобы на родительском собрании (в родительском клубе и т.д.)…» А на белом листочке записывают, чего бы им не хотелось на родительском собрании. Листочки-ожидания озвучиваются, участники и ведущий будут общаться теперь так, оправдать эти ожидания. «Гирлянда» Участники получают флажки треугольной формы и записывают на них вопросы, на которые они хотели бы получить ответы. Затем флажки с вопросами вывешиваются на длинную нить, образуя тем самым гирлянду. Вопросы зачитываются, и ведущий отвечает на них. «Волшебный сундучок» В сундучок (коробку, шкатулку) помещаются мелкие предметы, игрушки (например, львенок, скотч, ручка, часы, кольцо, брелок и т.д.). участникам предлагается достать один предмет и рассказать, какие ассоциации вызывает он у них по отношению к обсуждаемой теме (например, профессиональная деятельность, семья, ребенок, лично он сам и т.д.). «Поменяемся местами» Все участники взаимодействия садятся в круг. Педагог объясняет, как реализовывается метод: участники быстро меняются местами, отвечая таким образом на вопросы и выражая свое отношение к какому-либо явлению, событию. Оптимальное количество вопросов-10-15. Например, педагог предлагает поменяться местами тем, кто: уже проснулся; жаждет деятельности; пил на завтрак кофе; добирался до учреждения пешком; у кого хорошее настроение; Те участники, которые отвечают на вопрос положительно, должны быстро подняться со своего места и пересесть на другое, освободившееся; если отвечают отрицательно, остаются на своих местах. Данный метод может быть использован и в целях рефлексии кто удовлетворен состоявшейся работой; кому трудно определить свое эмоциональное состояние; кто чему-либо научился; кто устал и т.д. «Подари цветок» Педагог поясняет порядок реализации метода: кому-либо из участников вручается цветок и объясняет почему это сделано; в свою очередь этот участник дарит цветок любому из присутствующих. Желательно, чтобы цветок побывал у большинства присутствующих. в) Игры, используемые в основной части мероприятия. Методы обмена деятельности. Метод метаплана Метаплан позволяет собирать идеи, структурировать мысли и искать решения. Поясним название метода. Оно складывается из двух частей: «мета»и «план».План –это намеченный на определенный срок порядок работы, « мета» означает промежутность следования за чем-либо, переход к чему- либо другому. «Метаплан» представляет собой систему разнообразных видов коллективной, групповой и индивидуальной деятельности, в которой промежуточные результаты одной деятельности являются исходными материалами для организации другой деятельности. Участникам предлагается на специальных карточках (0,5 листа) маркером написать проблему, которая вызывает трудности при ее решении. Проблемы определяются в рамках обозначенной темы. Затем карточки собираются, перетасовываются, озвучиваются и группируются по блокам (вывешиваются на доске). Далее определяется рейтинг проблем. Для этого каждый получает одинаковое количество клеящихся точек (одну – три), с помощью которых осуществляется выбор. При отсутствии клеящихся точек эту процедуру можно осуществить фломастером или ручкой, отмечая точки (птичкой) на карточках свой выбор. Точки («птички») подсчитываются, и становится ясна картина распределения предпочтений в группе. Таким образом, между большим количеством альтернатив нужно выбрать приоритеты. Большая группа должна разбиться на малые, чтобы в них выбрать проблему для обсуждения и принятия решения. После того, как решение принято (это может быть разработанный проект, план действий), лидер каждой малой группы «презентует» свой проект. В конце все рефлексируется, отмечается деловой и психосоциальный аспект взаимодействия участников. Ведущий подводит итоги работы. Мозговой штурм «Карусель граффити» Участники делятся на три – пять малых групп. Каждая команда получает лист ватмана с заданием. В течении одной – двух минут команды выполняют задание. Затем по сигналу ведущего (хлопок, колокольчик) листы передаются по кругу следующей команде и так далее до тех пор, пока первоначальные листы не вернуться в команды. Например задания могут быть такими: методы поощрения детей. Методы наказания детей. Формы организации досуга в семье. Затем проводится «Прогулка по галерее». Участники знакомятся с записями, сделанными на всех листах ватмана. Обсуждают, обмениваются мнениями. Ведущий вносит дополнения, уточнения. Метод «Коллаж» Участникам предлагается в течении 20-30 минут сделать коллаж на определенную тему, например, «Времена года», по сказке «Три медведя», «Здоровый образ жизни» и т.п. используя различные материалы, они выполняют задания в компаниях по четыре – пять человек. В процессе этой деятельности заметными становятся взаимоотношения, линии поведения участников: лидер, генератор идей, исполнитель, пассивный наблюдатель и др. Участники корректируют свое поведение, действия для достижения поставленной задачи. В конце проводится мини-презентация коллажей, рефлексия. |