Сборник интерактивных приемов для уроков географии. Интерактивных методов и приемов для уроков географии
Скачать 74.67 Kb.
|
Этап урока Физкультминутка Название приема: «Коллективное эхо по половинкам» Описание приема Сидящий за партами класс делится на две части. Одна половина - судит, другая - работает. Для учителя в этой ситуации главное - быстро менять роли между командами. Тогда темп упражнения разминки трансформируется в ритм. Времени на подобный вариант отводится не более одной минуты (в случае изменений четырех-пяти ролей), а заряда бодрости хватает надолго. Название приема: «Ванька-встанька» Описание приема: Исходное положение: все сидят; учитель, закрыв глаза (лучше отвернувшись), задает классу число - и выбрасывает над головой соответствующее количество пальцев. Затем он произносит: «Раз-два-три! Замри! »- Открывает глаза (возвращается к ученикам). В классе должно стоять ровно столько учеников, сколько пальцев им было предъявлено. Во время выполнения игрового задания каждому из учеников приходится быстро сориентироваться: если количество меньше заданной - схватиться самому; если же больше - то мгновенно сесть. Изюминка этого упражнения - в своеобразной мобилизации всех участников. Название приема: «Кто меня слышит ...» Описание приема: В классе стоит шум, в этом случае неважно какой это шум - рабочий или нерабочий, но учителю нужно внимание. Не пытаясь перекричать шум, а наоборот, очень тихо, себе «под нос» учитель говорит почти шепотом: «Кто меня слышит ... поднимите левую руку». Некоторые начнут прислушиваться. Учитель продолжает: «Кто меня слышит ... погладьте себя по плечу». Несколько рук мелькают в воздухе, появляются улыбки. «Кто меня слышит ...- так же тихо, слегка растягивая ударные гласные, бубнит он, - постучите по столу три раза». Раздается рикошет легких постукиваний, которые настораживают даже тех, кого и громким голосом НЕ дозовешься. «Кто меня слышит ... встаньте». Все единодушно встают. В классе идеальная тишина. «Кто меня слышит ... сядьте. Внимание на меня!» Все садятся, класс собран и готов к работе. Этот прием апробирован в работе со всеми возрастными группами и постоянно доказывает свою эффективность. Но на уроках со старшеклассниками имеет особенную популярность Название приема: «Руки-ноги» Описание приема: Когда учитель хлопает в ладоши один раз, класс поднимает руки, два раза - ученики поднимаются. Если руки уже подняты, то, когда ведущий хлопает один раз, их надо опустить (соответственно, когда дети уже стоят, то на серию аплодисментов они должны сесть). Изменяя последовательность и темп хлопки, учитель пытается сбить с толку учеников, тренируя их собранность. Это упражнение очень эффективно, концентрирует внимание, с ним справляется тот, кто способен четко подчиняться командам и не повторять движения соседей, которые могут быть неправильными. Условия следует объяснять кратко: «Однократное хлопки - команда рукам: их надо поднять или опустить; многоразовые хлопки - команда ногам: нужно встать или сесть », после чего учитель сразу подает сигналы. Моментальное включение учеников в упражнение заставляет их по ходу дела осознавать задачи, полагаясь на смекалку и ловкость. Название приема: «Эстафета» Описание приема: Сама эстафета: ученики по цепочке встают и садятся в едином ритме - так, чтобы, как только сел предыдущий, встал следующий. Условия элементарные, эффект стабильный! Порядок вставания можно менять - по рядам, от парты к парте; змейкой, через два человека; одновременно по одному с каждого ряда (двойная эстафета); в алфавитном порядке. Главное в задании - не подталкивать следующего локтем, а не выкрикивать его имя, одним словом, не вмешиваться в работу другого человека. Если же это произошло, ведущему ничего не остается как тут же остановить эстафету (уговор дороже денег) и начать ее заново. Название приема: «Коллективное эхо» Описание приема: Условие этой задачи простое - класс отвечает на хлопки ведущих (учителя или одноклассника) дружной эхом. Когда ведущий хлопает впервые, обычно класс отзывается хлопками в ответ. Слаженными аплодисментами удается ответить только в том случае, если все присутствующие не замкнуты на себе, а открыты для работы с другими. Ведущий может хлопать несколько раз подряд, меняя ритмический рисунок. Хлопки можно заменить щелчками, чечеткой, посвистыванием. Варианты усложнений могут быть такими: ведущий хлопает в ладоши несколько раз (3-6) в определенном ритме, замена хлопков постукиванием по стулу, стене, коленях или притоптуваннием. Название приема: Испорченный телефон Описание приема: Кстати, популярный «Испорченный телефон» также строится на принципах эстафеты. В классе это можно сделать так: каное-то слово пускается по среднему ряду, а крайние ряды «ловят слово», то есть пытаются его отгадать. Название приема: «Разведчики» Описание приема В любой групповой работе важно уметь внимательно и спокойно общаться друг с другом. Важна и собственное внимание к партнеру, его внимание к себе. «Разведчиков» удобно использовать, когда нужно по какой причине поменять «картинку» класса: разбить неугомонные парочки болтунов и шалунов, перемешать девочек и мальчиков или для дальнейшей работы поменять состав малых групп. После нескольких пересаживаний все ученики основательно (хотя и незаметно для себя) перемешаны друг с другом. Это помогает созданию новой деловой атмосферы в классе или малой группе. Учитель предлагает классу: «Сейчас мы с вами поработаем разведчиками. Разведчики умеют все делать точно и четко, но скрытно. По сигналу «связаться с агентом» без слов, подмигиваний и размахиваний руками, только взглядом, выясните, кто будет вашим партнером-агентом, найдя его, держите друг друга глазами. Старайтесь не выдать себя! Если вы будете договариваться не только взглядом, но и, например, кивками головы, то вам со стороны заметят и обнаружат, что вы разведчики ». Возникают пары партнеров-разведчиков, которым потом можно дать любое дополнительное задание - например, поменяться местами. Название приема: «Эстафета с вариациями» Описание приема: Вставания можно заменить эстафетой с мелом у доски. Написать слово или короткую фразу (каждому по одной букве) - какой ряд быстрее. При этом придерживаться того же порядка - первый ученик сел на место, только тогда встал другой. В эстафетах тренируется самостоятельность в определении момента своего вступления в общее дело, чувство зависимости друг от друга. Это коллективное упражнение, в котором у каждого есть своя задача, которая должна быть выполнена вовремя. Это «вовремя» и является основной сложностью, ведь от каждого из участников требуется верно определить момент, когда ему самому нужно встать или сесть, а от других - не вмешиваться в работу другого Этап урока: Закрепление и обобщение Название приема: Аукцион Описание приема: Используют на этапе обобщения знаний. Ученики повторяют какое-то свойство, функцию, особенность строения, образ жизни определенного объекта. Они дополняют друг друга, получая как можно больше знаний об этом объекте. Тот, кто назовет признак последним, а другие не смогут дополнить, выигрывает и получает соответственно наивысшую оценку. Название приема: Задача на логику и фантазию Описание приема: Учитель предлагает ученикам задания, ориентируясь на их логику и фантазию, а не на знания. Они могут решать сложные задачи и получать фантастический ответ, могут писать диктант, используя знаки препинания по своему усмотрению, могут приписывать событиям свое толкование, но во всех случаях они обязаны дать интересное, оригинальное толкование своих решений и находок, за что и получают оценки. Название приема: Интеллектуальное лото Описание приема: Лото может быть по определенной теме (по отдельным литературными произведениями, темами) или содержать вопросы из разных областей знаний (лото-мозаика). Для проведения игры нужно подготовить настольную игру «Лото» (карточки, кадушки, фишки), листы бумаги, ручку. Участие в игре может быть командной или индивидуальной. Участникам игры вручают игровые карточки. Ведущий быстро называет числа, изображенные на кадушках, которые он получает из сумки. Все игроки должны быть очень внимательными. Тот, у кого на карточке оказалось названное число, говорит «стоп». Ему задают вопрос под таким же номером. Если игрок отвечает правильно, он имеет право закрыть это число фишкой. Фишку получают в помощника ведущего. Если ответ неправильный, неполная - число остается открытым. Побеждает тот участник игры, который скорее закроет все числа на карточке фишками, то есть правильно ответит на предложенные вопросы. Следить за соблюдением правил игры ведущему помогают помощники (записывают все числа, которые были в игре, фиксируют правильные ответы игроков и т.д.). Название приема: Крокодил Описание приема: Эту довольно известную игру с успехом используют на уроках обобщения знаний. Учащиеся делятся на две команды. Один из учеников (или небольшая группа) демонстрирует опыт, явление с помощью мимики и жестов, без слов или оборудования. Победит команда, которая быстрее разгадает показаное. Название приема: Мой тезис Описание приема Необходимо записать одним предложением на листе бумаги главную идею изученного. Сгруппируйте участников в пары, и пусть каждый за сорок пять секунд попытается убедить партнера, что именно его тезис важнее других. А дальше пара на таких же условиях убеждает другую о важности уже их совместной тезиса. Объединенная четверка убеждает другую, и так до тех пор, пока половина участников не выберет своего представителя, который от их имени защищать совместно выбранную тезис, споря с представителем другой команды. Выделяя на речь каждого две минуты и чуть больше на заключительные дебаты, мы можем за двадцать минут задействовать трехсот человек. Дайте каждому участнику пять минут на то, чтобы одним предложением на отдельном листе бумаги написать итог изученного. Каждый цепляет свой лист на большую доску. Участники группируют листе в соответствии с их содержания и мотивируют свои решения. Количество тематически схожих выводов впоследствии определяет коллективное мнение о главной идее занятия и обобщает общий итог изученного. Название приема: Ораторские соревнования Описание приема: Ораторские предметные соревнования проводятся в классе, где наряду со знанием предмета учитывается манера держать себя, доказательность, образность, оригинальность умственных конструкций и построения речи, знание языка, точность цитирования, умение увлечь публику, скорость словесной реакции и способность к экспромта. Тематика предлагается заранее. Побеждает тот, кто больше понравился публике и жюри. Название приема: Портрет Описание приема: Лучше всего эту форму работы применять на уроках обобщения изученного материала. Учитель зачитывает утверждения, в котором описательно представлены сведения о растении, животное (биология), исторической личности (история), город (география). Ученики пытаются узнать объект. Если не удается, учитель зачитывает второе утверждение, содержащий более точную информацию. Третье утверждение содержит такую информацию, по которой не узнать загаданное нельзя. Если ученики угадывают характеристику с первого утверждения - получают высший балл, со второго подхода оценка ниже, с третьего - еще ниже. Название приема: Рисунок на скале Описание приема: Первобытные люди на стенах пещер изображали животных, вещи, которые имели отношение к их жизни. Ученику необходимо выбрать только одну вещь, которая символизировала художественное произведение, ученого и его открытие, явление природы и т. Пример. География ‰ - промилле (соленость океанической или морской воды). Кактус - Мексика. Кенгуру - Австралия. Пример. Экономика Графическое изображение денежной единицы (€) - евро. © - авторский знак, наличие интеллектуальной собственности. Название приема: Узкая специализация Описание приема: 1 вариант Учащимся предлагается прочитать текст и перевести его с точки зрения человека определенной специализации (врача, геолога, спортсмена, артиста). 2 вариант Учитель предлагает кому-то из учеников представить себя человеком определенной профессии (учителем, продавцом, юристом, политиком, шофером и т.д.). Затем раздается печатный материал, который ученики читают с точки зрения определенного специалиста. Далее ученики задают вопросы специалистам различных отраслей, на которые они должны ответить, используя термины своей специальности. 3 вариант Все ученики являются специалистами одной отрасли. После окончания ознакомления с текстом они задают вопросы друг другу, исходя из того, что они осведомлены только в своей области. Специальные сроки текста использовать нельзя. Кто поставит вопрос с нарушением правил - выбывает. Выигрывает тот, кто остался в игре. Название приема: Ученые и их открытия Описание приема Этот методический прием можно считать логическим продолжением метода «Узнай меня», но он отличается формой проведения. Игра, которую можно проводить на уроках систематизации или закрепления знаний (тематического или годового). Ученики сидят по двое за одним столом. Один из них называет фамилию ученого, другой должен быстро назвать его открытия. Рефери отслеживает время ответа, который обсуждается заранее. География 1-ученик. Христофор Колумб. 2-ученик. Открыл Америку для европейцев. Магеллан. 3-ученик. Первая кругосветное путешествие. Джеймс Кук. Если ученик задержался с ответом, он выбывает из игры и его заменяет другой ученик из той же команды. Побеждает команда, которая четко отвечала на вопросы, назвала наиболее фамилий ученых и в которой меньше участников выйдет из игры. Название приема: Эссе Описание приема: Эссе - произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеет подчеркнуто субъективная трактовка, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, приверженность к парадоксам. Написание эссе призвано обратить ученика к своему опыту во всех его противоречиях с определенному вопросу. Название приема: Анкетный способ обучения Описание приема Каждый названный учителем ученик получает анкету, включающую вопросы, которые позволяют полностью повторить тему в системе. Заполнение анкеты может быть выполнено на оценку "три" с помощью учебника, другие оценки требуют ответа без использования вспомогательных источников. Наглядные анкеты могут быть выданы ученикам заранее на целую четверть. Название приема: Домино Описание приема: Ученикам предлагают 18 незаконченных фраз. Сами окончания написанные на других листах. Учащимся необходимо подобрать правильные окончания в этих фраз. Название приема: Игра «Гонка в лабиринте» Описание приема: Большое игровое поле, которое изготавливают заранее, представляет собой лабиринт. Основой лабиринта может быть рисунок, который соответствует теме игры, или коллаж. На основе четко нанесены маршруты лабиринта для четырех команд. Готовят четыре основных комплекта вопросов (по 16 в каждом) и дополнительный (для тех команд, которые не смогли дать ответ на основные вопросы). Вопросы составляют таким образом, чтобы на них короткую, четкую и однозначный ответ. Одновременно могут играть две-четыре команды. В лабиринте - 16 секторов вопросов. Правильный ответ на вопрос означает прохождение каждой командой одного сектора. Прохождение каждой командой лабиринта обозначают фишкой соответствующего цвета. Если команды дают правильный ответ, их фишки передвигают лабиринтом к следующему сектора, приближаясь к выходу. Кто быстрее выйдет из лабиринта, тот и выиграет. Для более интересного проведения игры возможные дополнительные условия или бонусы. Например, если одновременно в одном секторе оказались две команды, то команда может ответить (по желанию) и на вопрос другой команды, при условии правильного ответа она делает один дополнительный шаг вперед (на один сектор), а если нет - то передвигается обратно в предыдущий сектор. Название приема: Интеллектуальный тир Описание приема: Для игры готовят игровое поле в виде мишени с изображением яблока в середине (количество колец - 5, секторов - 6), таким образом, на поле 30 секторов, соответствует 30 вопросам по определенной теме (желательно подготовить еще и дополнительные вопросы). Вопросы, которые расположены в разных кольцах, имеют разную стоимость. Первое внешнее кольцо - самый простой вопрос (стоимость 1 балл), второе - 2 балла, третье - 3 балла и т.д. Во внутреннем шестом кольце, расположенном в самом яблочку, вопрос сложные, поэтому и дорогие - 6 баллов. Играют четыре команды, которые по поперед¬ним жеребьевкой определяют последовательность и количество (5-8) подходов к интеллектуальной мишени. Далее возможны два варианта развития игры. Первый (в случае, когда мишень висит на стене) - представители от команды бросают в мишень специальные дротики; второй вариант (мишень лежит на горизонтальной плоскости) - бросают кубик (или другой маленький предмет, например, бочонок), который останавливается в соответствующем секторе. Каждый, кто бросает кубик (дротик), пытается попасть как можно ближе к внутреннему кругу, потому что там дороже вопрос. После 5-8 подходов каждой команды помощники рефери считают количество баллов, получили команды за правильные ответы. Название приема: «Машина времени» Описание приема: Игровые роли - четыре экипажа, король со свитой, колдун. По сюжету игры экипажи четырех «машин времени» терпят крушение и попадают в прошлое. Экипажам необходимо доказать свое могущество и реальную пользу своих знаний (полученных в современном мире) в королевстве, куда они попали. Свита короля во время встречи с пришельцами рассказывает о своем королевство (историческое время, уровень развития, возможно, проблемы). Задача колдуна (который играет против пришельцев) - не выпустить власть из своих рук, очернить игроков и не допустить появления чего-то нового и прогрессивного. Король, который заинтересован в развитии своего государства, напротив, намерен поддержать научные и практические исследования и дает 100 монет, которые необходимо распределить между экипажами в зависимости от перспективности направлений их деятельности. Король (его роль, безусловно, принадлежит учителю) как абсолютный монарх имеет право наказывать пришельцев, если они будут заподозрены во лжи (так, по сюжету игры, он обладает надинтуицией). Побеждает команда, получит наибольшую финансовую поддержку. Название приема: Перепишу параграф по-своему Описание приема: Не секрет, что наши учебники далеки от совершенства. Как творческое задание предложите ученикам переписать тему или параграф учебника по-новому, то есть написать свой авторский вариант. Но при этом задачи необходимо детализировать и выделить главное, что вы хотите получить в результате переписки. Например,структурировать текст - разбить на логические части, выделить правило, потом расположить примеры, его объясняют. Или, используя дополнительную литературу, сделать текст более образным, ярким, интересным. Название приема: Репортеры Описание приема: Эта работа с текстом целесообразна, если надо ознакомить учащихся с периодикой или дополнительным материалом. Учитель предлагает им представить себя в роли репортеров и записать на отдельном листе самое интересное, на их взгляд, вопросы к тексту. Все листы сдаются учителю, который предлагает ученикам вытянуть поочередно листы с вопросами и представить, что в них берут интервью. Название приема: Создай тест Описание приема: Предложите ученикам в конце года создать систему тестов, которая охватывала весь изученный материал учебника. Объясните правила и принципы составления тестов, покажите на примерах, как это сделать правильно. Уточните уровень создаваемых тестов и их тип (с одним правильным ответом, с несколькими правильными ответами и др.). Каждый тест необходимо сопровождать вариантами ответов и фактическими ответами. Смысл этой задачи не столько в оценке работы, сколько в формировании навыков составления тестов, поэтому обязательным является анализ работы учащихся. Название приема «управомачивающих ...» Описание приема Итак, есть методические приемы («Условные обозначения», «Лото»), которые невозможно реализовать без предварительной подготовки. Здесь мы сталкиваемся с одной из острых проблем организации учительского труда. Где найти время для подготовки дидактических материалов? Не надо забывать основное правило организации пространства вокруг себя. Вы не одиноки, рядом есть дети, которые с удовольствием будут выполнять дома ваше творческое задание вместо рутинного. Не стесняясь начните со слов: «Представь, что ты учитель и готовишься к уроку ...» Уполномочивая ученика, вы одновременно «убиваете несколько зайцев». Давайте посчитаем: 1. Дифференциация домашнего задания. 2. Индивидуальный подход к ученикам. 3. Творческое задание для творческого ребенка (или небольшой группы детей). 4. Накопление дидактического материала (что особенно важно для тех, кто имеет кабинет). 5. Повышение эффективности труда учителя (высвобождается время на тот вид работы, который ученикам не поручишь). 6. Гарантированные хорошие оценки для творческой группы (который Учитель не порадуется этому «явлению природы»!). 7. Интересный, необычный (могу вас заверить - эффективный) урок, который и вам и вашим ученикам доставит удовольствие. 8. Повышение престижности учительского труда («подготовить материалы к уроку - большой труд»). 9. Чем больше вы общаетесь с дитьми, выходя за рамки формальных отношений, тем проще, более доверительное и уважительное отношение к вам («интересный урок - хороший учитель, много знает ...»). 10. Администрация непременно оценит ваши организаторские способности. 11. Если в школе практикуются рейтинги различной направленности («интересный урок», «Самый преподаватель» и т. д.), То ваши усилия приведут к нужным результатам. Хочется верить, что мне удалось вас убедить, что «беззастенчиво пользоваться» детским трудом не только можно, а просто нужно, ведь это показатель высокого учительского профессионализма (а не лень, как кто-то подумал в первых рядах этого лирически дидактического отступления). Например, методический прием «Лото» или «Домино» выполнить ученикам силам. Но роль учителя заключается в том, чтобы дать детям очень четкие и конкретные инструкции. 1. Объем материала, который необходимо отразить в карточках (материал конкретного урока, подтема, тема, весь курс). 2. Вид задачи или вопросы (определение, примеры, лица). Приведите пример задачи. 3. Художественно-эстетическое оформление (размеры карт, вид материалов, внешнее оформление, наличие рамок и др.) 4. Определить сроки (промежуточный - показать задание на черновике и окончательный - в готовом варианты). |