Использование фильтров ifcb при записи программ (продолжение)
Скачать 24.12 Mb.
|
всех мастеров сразу нажмите Pig + Release. Мы только что записали первую световую сцену. Чтобы записать второе световое положение в выделенный CueList, необходимо повторить вышеуказанные действия. Для каждого мастера на нижней панели левого экрана отображаются несколько световых сцен (Cue). Для того чтобы увидеть все сцены, записанные в мастере, нажмите комбинацию клавиш Open + Choose или Choose Choose. На левом экране откроется окно Chosen Master. Расшифровка некоторых важных полей списка сцен CueList: –> (в поле Wait) указатель текущего Cue; Number номер Cue; Name название Cue; Fade время входа/выхода Cue; Delay задержка перед входом/выходом Cue. Чтобы изменить значение какого-либо поля, выделите его, нажмите Set (два раза, если хотите открыть цифровую клавиатуру), присвойте имя или новое значение, нажмите Enter. Чтобы закрепить методику записи и сцен и познакомится с некоторыми понятиями пультов, запишем на мастер воспроизведения список сцен для маленького шоу, состоящего из 5 переходов, выполняемых оператором вручную. В данном упражнении командная строка содержит небольшое количество информации. Если же переходы более сложные, а оператор только обучается процессу программирования, настоятельно рекомендуется подключить к пульту внешний монитор и вывести на него окно Programmer (нажав кнопку Programmer на нижней панели правого экрана и нажимая кнопку Move на верхней панели правого экрана). В окне Programmer отображаются все изменения командной строки, что только повысит качество Вашей работы. Можно обойтись и без внешнего монитора, просто открыв окно Programmer на одном из встроенных мониторов. + + HOGHOG.RU Практическое программирование пультов серии HOG-4 17 Представим, что перед оператором поставлена задача: 1. На открытие занавеса, Открыть Все приборы на Сцене в Синем цвете. 2. На музыкальный акцент, нечетные приборы резко переходят в белый цвет. 3. На выход артиста, прибор номер 2 перемещается в центр сцены за 5 секунд. 4. На реплике «Рассвет» все синие приборы, меняют цвет на оранжевый. 5. По окончании фонограммы, приборы 2 и 4 перемещаются на декорацию за 10 секунд, меняя цвет на желтый за 2 секунды, остальные приборы гаснут за 3 секунды. Перед началом программирования, отмените воспроизведения всех действующих мастеров, для этого нажмите комбинацию клавиш Pig+Release. На правом мониторе рекомендуется открыть Группы и Палитры (Open+Group, Open+Positn, Open+Colour и пр.), изменив размеры окон и расположив их в удобном для Вас порядке. На левый экран пульта лучше вывести окно CueList (Open+Choose) и содержание командной строки (окно Programmer). Если есть внешний монитор, лучше окно Programmer вывести на него. Это рабочее окружение наилучшим образом подходит для программирования. Теперь выберите свободный мастер с помощью кнопки Сhoose. Для записи первой сцены, выберите группу все приборы (All Fixtures) и откройте их, пока приборы имеют яркий белый цвет, направьте их по очереди на сцену (или просто используйте палитру «Scene» из окна Position Directory). Снова выберите все приборы и нажмите клавишу «Blue» из палитры цветов Color. Первая сцена составлена, для записи нажмите Record и, затем, Enter. (Так как мы выделили в начале программирования мастер с помощью клавиши Choose, пульт знает КУДА записать текущую сцену, а именно, в выделенный CueList). Сразу присвойте имя «Start Blue» только что записанной сцене, дважды нажав клавишу Set. Перед записью второй сцены, нажмите Clear для очистки командной строки. А чтобы видеть первую сцену, воспроизведите ее, нажав клавишу Play и открыв фейдер мастера. Второй шаг, предусматривает изменение только нечетных приборов, поэтому только их и необходимо выделить с помощью групп. Если при записи групп Вы не предусмотрели такое развитие событий, можно использовать некоторые дополнительные возможности выбора приборов, заложенные в пульте. Выделите группу «Все приборы», затем нажмите клавишу Select... (на нижней панели правого экрана). Из появившегося меню, выберите Odd (Нечетные), пульт из всех приборов, оставит только нечетные, теперь остается нажать клавишу «White» в палитре цветов и записать второй шаг, Record, Enter. Присвойте имя «Odd White» (два раза нажав Set). Перед записью третьего положения, переходим на воспроизведение второй сцены (нажав Play выделенного мастера) и нажимаем Clear для очистки командной строки. Третий шаг записать несложно, но появляется дополнительный параметр – время. Если HOGHOG.RU Практическое программирование пультов серии HOG-4 18 время перехода отличается от значения по умолчанию (2 секунды), то рекомендуемый подход следующий. Устанавливаете сначала изменения параметров по их значениям, (цвет, позиция луча, …). Затем выделите прибор, в котором требуется изменить значение времени и нажмите кнопку Time. На колеса изменений назначатся установки времени: Fade In (время входа в сцену), Fade Out (время выхода из сцены), Delay In (задержка перед входом в сцену), Delay Out (задержка перед выходом из сцены). Более того, пульт позволяет установить значение временных параметров как для всех параметров прибора одновременно, так и отдельно для каждого измененного параметра выделенного прибора. Нажав на кнопку Fade In, выберите в открывшемся списке Position. После этого все изменения временных параметров будут касаться лишь параметров позиции (Pan, Tilt). Второй прибор у Вас выбран, установите значение 5 секунд в поле Fade In, вращая левое колесо изменений, нажмите Record, Enter, присвойте имя сцене «To center». Как всегда, использование командной строки ускорит процесс программирования и настройки временных параметров. Например, для изменения времени входа Fade In (5 секунд) выделенных приборов на позицию достаточно нажать Positn Time 5 / 2 Enter где через /2 обозначено время выхода с этой позиции, то есть Fade Out. Четвертый шаг сформулирован несколько «нечетко». Как же узнать какие номера приборов на сцене остались в синем цвете? Здесь можно воспользоваться еще одной из удобных возможностей выбора приборов с помощью клавиш Live. Нажмите клавишу Live (все «живые» приборы, то есть те, интенсивность которых не нулевая), затем клавишу «Blue» из палитры цветов Color, нажмите Enter. Пульт выделит все синие приборы, интенсивность которых больше нуля. Теперь нажмите клавишу Orange, чтобы изменить синий цвет на оранжевый. Задание выполнено! Осталось записать этот шаг: Record, Enter. Имя для сцены «Rassvet». Командная строка для последней сцены будет выглядеть так: 2 + 4 “Decoration” “Yellow” Positn Time 10 “All Fixtures” - 2 - 4 @ 0 Intens Time 3 Record, Enter Для последней сцены присвойте имя «Final». Поставленная задача воплощена без ошибок. Настоящий профессионал всегда уделит немного времени, чтобы аккуратно оформить свой труд. Мы пока использовали присвоение имени для каждой сцены. Пульт предоставляет специальное поле Comment для дополнительных комментариев, которыми более чем полезно снабдить каждую сцену. Это поле находится в окне CueList. В поле Comment можно ввести комментарии, например, подсказывающие момент воспроизведения данной сцены. Комментарии вводятся как обычно с помощью клавиши Set. После выполнения всех действий, описанных выше, Ваш CueList, состоящий из 5 сцен (Cue) будет выглядеть примерно так, как показано на рисунке. HOGHOG.RU Практическое программирование пультов серии HOG-4 19 Попробуйте воспроизвести Ваше первое шоу. Перед тем, как начать воспроизведение прочтите еще один совет. При программировании мы отображали содержимое программной строки. При воспроизведении удобно вывести на левый экран содержание CueList, причем лучше на весь экран. Нажмите Open+Choose или два раза быстро Choose и расположите окно на экране. В сегодняшней публикации, мы познакомились с некоторыми дополнительными приемами выбора приборов и программирования простого шоу с переключением сцен вручную, клавишей Play (Go). В следующих публикациях мы раскроем некоторые полезные инструменты, которые можно использовать при записи программ, углубимся в понимание структуры пульта. Маленькие «хитрости» 6. При записи групп специального назначения, например, группа приборов, направленная на Елку, не забудьте создать группу, которая содержит остальные приборы. Эта группа позволит Вам быстро выбрать приборы, которые составляют «неелочную» партитуру. 7. При записи палитр цветов, оптимально расположить цвета в порядке следования их на колесе цвета. Таким образом, при смене цвета, Вы сможете предугадать, когда цвет сменится на соседний, а когда перескочит через какие- либо паразитные значения. Если используется несколько типов приборов с колесом цвета, выберите в качестве основных те приборы, которые составляют основную картину. Палитры для приборов с системой смешивания цвета записывайте с помощью клавиши Merge на ТЕ ЖЕ самые клавиши, что и палитры приборов с колесом цвета. Если после этого Вы выберите группу «Все приборы» и назначите красный цвет, пульт автоматически пошлет правильные сигналы для каждого типа приборов. Такой подход экономит массу времени. 8. Чтобы вернуть командную строку, после того как Вы ее очистили кнопкой Clear, нажмите Undo. 9. Всегда присваивайте имя сцене, палитре и текущему cписку CueList, для этого откройте директорию CueList с помощью комбинации клавиш Open+List. Подведите курсор к номеру Вашего CueList, например List 4, и традиционным способом присвойте имя с помощью кнопки Set. Теперь над Вашим мастером появится Имя, вместо надписи «List 4». HOGHOG.RU Практическое программирование пультов серии HOG-4 20 Урок 3 Организация воспроизведения Запись базовых световых картин Запись динамичных программ, запись движений, стробоскопов Конфигурация мастеров воспроизведения Маленькие «хитрости» по теме В прошлой публикации мы познакомились с методами составления и записи простых программ, состоящих из 6-7 световых переходов осуществляемых вручную. Методику записи таких программ можно с успехом применять для театральных партитур, для постановочных номеров внутри большого составного шоу, на выставке, в шоу-руме, а также в случаях, когда световые переходы предсказуемы и заранее обозначены. Теоретически ясно, что таким способом и должны создаваться все световые постановки, но на практике мы гораздо чаще имеем «непредсказуемые» ситуации, на которые вынуждены быстро реагировать. В таком случае гибкость и оперативность процесса программирования сказывается на качестве постановки решающим образом. Чтобы справится с изменения световых картин и переходов «на лету», необходимо располагать пультом, предоставляющим все возможности оперативного управления и воспроизведения. Пульты серии HOG отвечают самым высоким нормам оперативности, и в данной публикации мы перейдем к освоению полезных методик быстрого и качественного реагирования на «непредсказуемости». Рассмотрим, как можно подготовить пульт HOG 4 для световой постановки из 10 приборов WASH и 10 приборов SPOT. Из предварительного сценария ясно, что свет поддерживает шоу, где ожидается восемь номинаций, между которыми запланированы «вставки» с выступлением звезд эстрады, а также два постановочных цирковых номера. Если посмотреть на такую задачу глазами светооператора/художника, то необходимо предусмотреть минимум восемь цельных световых картин для номинаций, одну картину на вход гостей, одну картину на финал, две постановочные программы по свету для цирка. Это то, что предсказуемо; из непредсказуемого остаются «вставки» с артистами эстрады, о которых ничего не известно до их выхода на сцену. Итак, рассмотрим, как такое шоу запрограммировать на пультах HOG. Оптимальный план действий может выглядеть следующим образом: Настроить Patch Проверить приборы Записать полезные группы Записать совместные палитры для цветов, гобо, вращений, призм Записать в палитры, часто используемые позиции Составить и записать картины для номинаций Составить и записать световые картины и их развития для «вставок» Записать постановочные программы для цирковых выступлений Действия, выделенные жирным шрифтом можно выполнить заранее в «домашних условиях» с помощью бесплатной программы HOG4PC ( www.highend.com ) и визуализатора Lightconverse (www.lightconverse.de), Wysiwyg и др. Вы сэкономите 1-2 часа на постановке, где лишнего времени не бывает. Перед тем как составлять и записывать световые картины, остановимся на терминологии, которую используют все операторы пультов HOG: Cue – одна световая сцена (световое положение); Cuelist– последовательный список нескольких Cue; Для воспроизведения Cuelist назначается на Мастер воспроизведения. Пульты серии HOG-4 имеют 10 мастеров воспроизведения. Каждый мастер может иметь свои настройки, для удобного воспроизведения и отключения назначенного на него программы (то есть Cuelist-а). HOGHOG.RU Практическое программирование пультов серии HOG-4 21 В пультах HOG все мастера изначально имеют равный приоритет. Если Вы воспроизводите с помощью мастеров параллельно две или более программы, то для параметров цвета, позиции луча, гобо и др. пульт выдаст последние полученные значения. На рисунке схематично показан принцип работы пульта при последовательном воспроизведении трех мастеров 1, 2, 3. На первом мастере записана информация для параметров интенсивности, позиции, цвета и гобо. На втором мастере информация записана только для позиции, поэтому при включении мастера 2 при активном мастере 1 изменятся только параметры позиции, а интенсивность, цвет, гобо из мастера 1 останутся на выходе пульта без изменений. Такая же ситуация, но уже с параметром цвета будет иметь место после воспроизведения мастера 3. Результат выполнения трех программ показан на рисунке. Мастера активированы последовательно 1, 2, 3. Если же Вы хотите вернуться к световой картине мастера 1, просто нажмите кнопку Play мастера 1 еще раз. При этом мастера 2 и 3 автоматически снимутся с воспроизведения, так как записанные значения для их параметров полностью заместятся значениями мастера 1. Организация пульта позволяет воспроизводить параллельно несколько Cuelist- ов. Каждая программа вносит изменения только для тех параметров приборов, которые в себе содержит. Вернемся к созданию наших программ. Согласно плану, сначала создаем самые необходимые световые картины для номинаций. Выберем первый мастер, клавишей Choose. Клавиша Choose никак не влияет на изменение программ и помечает текущий мастер, например, для отображения информации на мониторе. 10 мастеров воспроизведения HOGHOG.RU Практическое программирование пультов серии HOG-4 22 Для записи картин выполняем действия, подробно описанные ранее. Повторим кратко оптимальный алгоритм: 1. Открыть окно Programmer (содержимое командной строки), нажав соответствующую кнопку на верхней панели левого монитора. Рекомендуется вывести окно Programmer на внешний монитор. 2. Выбрать с помощью групп или номеров приборы типа WASH, открыть (Group Wash @ Full). 3. Направить приборы на декорации или сцену с помощью колес изменений или палитр (Position, Focus). При записи позиций создайте заранее и затем используйте палитры «Декорация», «Трибуна», «Рояль», т.е. тех объектов, которые в процессе монтажа еще не заняли своего места и могут перемещаться. Перед входом гостей или генеральной репетицией Вы найдете пять минут, чтобы подправить приборы на указанные элементы, и все программы, где использованы палитры, обновятся автоматически. 4. Выбрать форму луча (Beam): Frost, Heavy Frost, Shape, … (форму луча удобнее выбирать, когда приборы в белом цвете). 5. Выбрать цвет (Color) приборов для первой картины (при выборе цвета с помощью палитр значительно экономится время). 6. Выбрать все приборы WASH, нажать клавишу Touch на нижней панели правого монитора (для того, чтобы в картину вписать все параметры приборов, даже если их не изменяли). 7. Нажать Record, затем Enter (так как мы заранее выбрали мастер клавишей Choose, пульт «знает» КУДА записать Cue). Пульт создаст CueList с одним Cue, на дисплее над мастером воспроизведения появится надпись “List 1” и чуть ниже “Cue 1”. List 1 означает на самом деле CueList 1, а название “Cue 1” говорит само за себя. Чтобы подписать CueList, откройте окно с помощью комбинации Open+List, подведите курсор к надписи List 1, нажмите два раза Set. Введите имя, нажмите Enter. Название световой картины вводится аналогично, но в окне, вызываемом комбинацией клавиш Open+Choose. Воспроизводим световую картину, клавишей Play на первом мастере (не забудьте, нажать Clear, чтобы очистить командную строку, поскольку она всегда имеет приоритет над мастерами воспроизведения). Для того чтобы добавить в нашу световую картину партию приборов SPOT, проделаем те же действия, только в седьмом пункте нажмем Record 1, Enter. Пульт выдаст запрос (Insert, Replace, Merge, Cancel), выберите “Merge” (что означает “Объединить”). Все! Приборы типа SPOT вписаны в Cue 1 мастера 1. Чтобы предвосхитить запрос (Insert, Replace, Merge, Cancel), при записи вместо кнопки Record нажмите Merge, затем нажмите номер сцены, в нашем случае «1», затем Enter. Аналогичным образом в CueList 1 запишите 8-10 базовых световых картин (Cue). Они будут иметь свои номера и названия. Чтобы воспроизвести следующую картину (Cue) мастера 1, достаточно нажать клавишу Play. Предыдущую картину можно вызвать клавишей Pause, которая кроме прямого действия «Пауза при переходе», имеет функцию «Шаг назад к предыдущему Cue». Чтобы перейти из Cue 1 в Cue 5, убедитесь, что выбран нужный мастер (горит клавиша Choose), затем нажмите клавишу GoTo, 5, Enter. Для «неожиданных» эстрадных вставок в CueList 2 создадим также 8-10 стартовых световых картин для медленных, средних, ритмичных и супер ритмичных композиций. У нас есть базовые световые картины, сосредоточенные всего лишь на двух мастерах. Эти картины, по сути, являются статичными. «Оживить» их, т.е. в HOGHOG.RU Практическое программирование пультов серии HOG-4 23 подходящий момент придать динамики можно за счет движения лучей, ритмичной смены цвета, увеличения скорости вращения гобо, изменениями ширины луча в такт, строб-эффектами и т.п. Чтобы иметь под рукой такие полезные динамические «добавки», нам необходимо заранее создать их в виде программ. Зарезервируем два мастера для постановочных цирковых выступлений, для динамических программ осталось как минимум 8 мастеров. На примере записи CueList движения лучей приборов SPOT, Вы легко поймете принцип построения динамических программ-«добавок». Чтобы увидеть приборы на сцене, воспроизведем с помощью мастеров 1 или 2 одну из базовых световых картин. Далее выполним следующие действия: Выделяем свободный мастер клавишей Choose; Составляем c помощью палитр или колес изменений первый шаг (Cue) используя только каналы Pan и Tilt; Для записи шага нажимаем Record, затем Enter; Аналогично записываем остальные 3 – 4 шага. Пульт создаст Cuelist, состоящий из записанного количества Cue, на выбранном мастере. Нажмите Clear. До настоящего момента мы рассматривали пошаговое ручное воспроизведение Cuelist-ов. Для движений луча удобнее было бы иметь автоматические переходы от одного Cue к другому. Установить такой режим воспроизведения для Cuelist-а можно одним касанием клавиши в меню опций. Откроем окно опций Cuelist-а (Pig+Choose). Откроется окно настроек мастера воспроизведения Playback Options (см. рисунок). (Клавишу PLAY в описаниях иногда называют GO.) Значение некоторых клавиш в окне Playback Options: |