Главная страница
Навигация по странице:

  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ИГРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

  • ИГРА КАК ОДИН ИЗ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ОПЫТА ПЕДАГОГОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРЫ КАК АКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ


  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Курсовая по играм. Использование игры как активного метода обучения в системе дополнительного образования


    Скачать 126.09 Kb.
    НазваниеИспользование игры как активного метода обучения в системе дополнительного образования
    Дата19.08.2022
    Размер126.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая по играм.docx
    ТипКурсовая
    #648925
    страница1 из 2
      1   2



    КУРСОВАЯ РАБОТА

    по МДК 03.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования»

    на тему:
    «Использование игрыкак активного метода обучения в системе дополнительного образования»
    Специальность 44.02.03 -

    Педагогика дополнительного

    образования в области СПД
    Курс ДЗ – 21

    Форма обучения:

    заочная
    Руководитель:

    Нормоконтроль

    Дата защиты курсовой работы:

    Оценка за защиту курсовой работы:

    Председатель ПЦК:

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение 3

    1.Теоретические основы использования метода игры в педагогическом процессе 6

    2.Игра как один из активных методов обучения в системе дополнительного образования 11

    3.Анализ современного опыта педагогов по использованию игры как активного метода обучения 18

    Заключение 23

    Глоссарий 25

    Список литературы 26

    Приложения 28


    ВВЕДЕНИЕ

    Современное российское образование направлено на подготовку молодых людей, которые органично вольются во всемирное сообщество, проявляя свои таланты и творческий потенциал. Эта задача сегодня лежит на плечах одного из основных социальных институтов, обеспечивающих развитие индивидуальных способностей у детей – учреждениях дополнительного образования детей. В отличие от школ они имеют возможность чутко реагировать на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, создавать равные «стартовые» возможности каждому ребенку, оказывать помощь и поддержку одаренным и талантливым детям, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития. К одним из наиболее эффективных методов воздействия на ребенка относится игровая деятельность.

    Педагоги дополнительного образования стараются выстраивать процесс обучения таким образом, чтобы на занятиях объединений каждый воспитанник работал головой и руками активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития глубокого познавательного интереса. Игра, применяемая на занятиях объединений, в большей мере способствуют такому развитию. Игра не ради игры, а игра ради ученья. В игре воспитанники накапливают знания, развивают способности, формируют познавательные интересы. Вследствие этого сегодня, как никогда, игры становятся актуальными в образовательном процессе в учреждениях дополнительного образования.

    Игры, применяемые на занятиях объединений дополнительного образования, в большей мере способствуют всестороннему развитию личности. Но не игра ради игры, где ребенок пассивен, где он является не субъектом игрового действия, а объектом развлечения, а игра ради ученья.

    Игра, по своей сути есть явление многофункциональное. Она осуществляет развивающую, воспитательную, обучающую, стимулирующую и другие функции. Игра, как средство формирования каких-либо качеств личности ребенка, притягательна в первую очередь потому, что в процессе игры ее участники находятся в положении субъектов игровой деятельности. Это значит, – что игровые действия и операции, выполняемые играющими, обусловлены внутренними потребностями личности. В большинстве игр у участников нет возможности использовать готовые алгоритмы решений, поэтому участники вынуждены проявлять настойчивость, творческий подход к делу, самостоятельность в поиске собственных решений.

    Игра дает возможность побывать в роли других людей, почувствовать то, что чувствуют они, вместе с тем игра дает возможность для самопознания и прогнозирования дальнейшего саморазвития, а так же создает благоприятный психоэмоциональный фон для развития знаний умений, навыков.

    Отмеченные особенности придают игре особое значение, наделяя её ролью чрезвычайной:

    • игра – фактор развития ребенка;

    • игра – способ приобщения ребенка к миру культуры;

    • игра – щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям;

    • игра – ознакомление ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;

    • игра – мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;

    • игра – деликатное диагностирование социального развития ребенка;

    • игра – способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним в реальной повседневности;

    • игра – один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты проживания радости жизни;

    • игра – простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе.

    В отечественной педагогике и психологии теорию игры разрабатывали Е. А. Аркин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин; проблему обучения детей с помощью игры исследовали Д. Н. Кавтарадзе, Л. Н. Матросова, П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров и др.

    Цель работы – проанализировать опыт использования игры как активного метода обучения в учреждениях дополнительного образования.

    Теоретические основы исследования – работы В.П Беспалько, В.С., Кукушина, П.Ф. Лесгафта, А.С. Макаренко, Н.Е. Щурковой.

    В рамках этой поставленной цели решаются следующие конкретные задачи:

    • Раскрыть теоретические основы использования игры в образовательном процессе;

    • Изучить особенности использования игры как одного из активных методов обучения в системе дополнительного образования;

    • Проанализировать современный опыт педагогов по использованию игр как активного метода обучения.

    Объект исследования – игра, как активный метод обучения.

    Предмет изучения – особенности применения игры, как метода обучения в образовательном процессе учреждений дополнительного образования.

    Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, изучение передового педагогического опыта.

    Теоретическая значимость работы заключается в формировании базы данных передового педагогического опыта педагогов по использованию игры как активного метода обучения по дополнительным образовательным программам.


    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ИГРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ



    Об истории возникновения игры, как инструмента педагогического воздействия на детей, размышляли многие современные педагоги. Надежда Егоровна Щуркова рассматривала: «Игру как метод обучения,передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях» [21, с. 6].

    Игра – великое изобретение человека: она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо. В ней, как в зеркале, отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия. Можно сказать, что человеческая игра возникла как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми.

    По мере становления педагогики как науки теорию игр разрабатывали многие педагогические деятели. Например, Константин Дмитриевич Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он писал: «Игра может использоваться как средство воспитания и подготовки к трудовой деятельности. Именно в игре ребенок учится взаимодействовать с окружающими и упражняется в нравственном поведении… Обучение в форме игр может быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим». [19, с. 432]

    Вот что говорил о роли игры в жизни ребенка Антон Семенович Макаренко, один из самых знаменитых педагогов России: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...» [12, с. 72].

    Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [9, с. 45].

    П. Ф. Лесгафт – биолог, анатом, антрополог, врач, педагог, также известный, как создатель научной системы физического воспитания большое внимание обращал на содержание физического образования, на использование упражнений и игр как метода познания, дал следующее определение игры: «игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни» [11, с. 25].

    В современных значениях термин «игра» имеет много различных определений:

    «Игра – занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования» [4].

    «Игра - занятие для развлечения, отдыха, укрепления здоровья и т.п. Какой-л. вид, способ такого занятия, основанный на определенных условиях, подчиненный определенным правилам» [3].

    «Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе».

    «Игра – это некая деятельность ребенка или взрослого в условиях искусственно моделирующих реальные ситуации, в которых человек воспроизводит нормы деятельности, способствующие приобщению к культуре и познанию действительности», – так считает Селиванов С.А. [16, с. 336].

    Одним из первых отечественных психологов попытался выяснить происхождение игры Даниил Борисович Эльконин. Он рассматривал через призму истории, как изменялось положение ребенка в обществе, и на каком уровне развития человеческого сообщества возникла игра. Он предполагает, что на первом этапе эволюции, когда основным способом добычи пищи было собирательство, игры еще не было, дети очень рано включались в жизнь взрослых, на практике усваивая способы добычи пищи с помощью примитивных орудий. Далее, с появлением возрастного и полового разделения труда, в силу потребности в специальной подготовке будущего охотника, скотовода, землевладельца, возникают игры-упражнения. И только гораздо позднее, по мере усложнения орудий труда и социальной структуры общества, появляется ролевая игра, представляющая собой реконструкцию социальных отношений с целью подготовки к будущей жизни взрослого субъекта общества [22, с. 210].

    «С образовательной точки зрения игра — это способ группового диалогичного исследования возможной дей­ствительности в контексте личностных интересов» - считает Д.Н. Кавтарадзе [6, с. 35].

    «Игра – это фактор развития ребенка; игра – это способ приобщения ребенка к миру культуры; игра – щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям; игра – ознакомление ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности; игра – мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений; игра – деликатное диагностирование социального развития ребенка; игра – профессионально-изящная форма социально-психологического тренинга; игра – способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним в реальной повседневности; игра – один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты проживания радости жизни; игра – простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе» – именно это множество функций делает игру – универсальной, как считает Надежда Егоровна Щуркова [21, с. 11].

    Игра по своей роли объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой-то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением.

    Игра для ребенка это естественный способ усвоения информации и довольно эффективная форма обучения. Она неотъемлемая часть жизненного опыта ребенка. Передавая знания с помощью игры, учитываются будущие интересы школьника и составляют учебную деятельность, исходя из своих соображений, порядка и целесообразности.

    С помощью игры ребенок приучается к труду и продолжению дела старшего поколения. Игра развивает в ребенке способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить. В игре он реализует себя, демонстрируя свои способности и индивидуальность. В игре лучше всего можно разглядеть характер, личностные качества и особенности поведения ребенка.

    И, что еще более ценно, как считает Н.Е Щуркова, игра – это всегда стимул к развитию инноваций: «Продукт игры – проживаемое детьми в течение игры ценностное отношение. Это выявленное отношение и становится исходным для отбора игровой методики или для создания новой оригинальной игры» [21, с. 13].

    Использование игры в процессе обучения предоставляет следующие педагогические возможности:

    • повышение интереса к учебным занятиям в целом и к тем проблемам, которые моделируются с помощью игровой технологии;

    • рост познавательной активности школьников в процессе обучения, что позволяет учащимся получать большее количество информации, основанной на примерах конкретной действительности, моделируемой в игре;

    • приобретение участниками игры навыков принятия ответственных решений в сложных жизненных ситуациях, которые моделируются в процессе проводимой игры;

    • улучшение отношений между участниками игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности;

    • изменение отношения к окружающей действительности, снятие страха перед неизвестностью.

    По мнению. Д.Н. Кавтарадзе особая ценность игр для современного образования заключается «в новых логических конструкциях и их сочетаниях при исследо­вании мира возможностей, открытие и освоение которых приносит так много удовольствия и так важно для пости­жения вероятностных процессов в природе и обществе. Разработчики дидактических игр для детей делают акцент на том, что игры развивают сообразительность, логику, пространственное воображение, математические, конструкторские и прочие способности, столь необходимые для творчества, и в ходе учебного взаимодействия, несомненно, повышает положительную мотивацию учения [6, с. 39].

    Таким образом, рассмотрев теоретические основы использования метода игры в образовательном процессе можно сделать вывод, что игра не только развлечение и веселое времяпровождение, но так же и эффективный способ повышения эффективности образовательного процесса. Игру необходимо включить в учебно-воспитательный процесс и всесторонне использовать как средство обучения. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.


    1. ИГРА КАК ОДИН ИЗ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



    Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей [2, с. 97].

    Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

    Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:

    1. Пассивные методы;

    2. Интерактивные методы.

    3. Активные методы;

    Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

    Интерактивный метод. Термин «интерактивный» – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

    Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль [1, с. 204].

    Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского и других. Из числа отечественных психологов к идее активности в разное время обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и другие.

    Кукушкин В.С. считает, что «активные методы обучения – это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака и др. При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека» [8, с. 165].

    Применение АМО – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Благодаря АМО снимается напряжение, оказывается эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

    Особенно велика роль активных методов обучения в дополнительном образовании, так как свою задачу педагог видит в том, чтобы не только удержать интерес к предмету, но и сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию к его изучению.

    Сегодня одним из активных методов является игра, которая может развить умения и навыки самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Посредством игры происходит косвенное воздействие на ребенка, и он не ощущает себя объектом воздействия взрослого, а, скорее наоборот, полноправным субъектом деятельности. В процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, сами ставят перед собой задачи и сами их решают.

    «В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом», – считает Н.Е Щуркова [21, с.24].

    В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технологии внеклассной работы.

    Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний облегчающем усвоение материала. Игра легко включается в любую деятельность. Применение игры в процессе обучения и воспитания способствуют повышению сплоченности детского коллектива, снижению конфликтности, развитию эмпатии, творческих способностей, воображения, положительной взаимооценке, воспитанию основ нравственности и коррекции неблагоприятных эмоциональных состояний.

    Использование игры в процессе обучения предоставляет разнообразные педагогические возможности:

    • повышение у учащихся интереса к учебным занятиям в целом и к тем социально-экономическим проблемам, которые моделируются или проектируются с помощью игровой технологии;

    • рост познавательной активности школьников в процессе обучения, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, основанной на примерах конкретной действительности, моделируемой в игре;

    • приобретение участниками игры навыков принятия ответственных решений в сложных жизненных ситуациях, которые моделируются в процессе проводимой игры;

    • улучшение отношений между участниками игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности;

    • изменение отношения к окружающей действительности, снятие страха перед неизвестностью.

    Педагогические игры можно классифицировать по нескольким принципам:

    По виду деятельности:

    • физические (двигательные)

    • интеллектуальные (умственные)

    • трудовые

    • социальные

    • психологические.

    По характеру педагогического процесса:

    • обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

    • познавательные, воспитательные, развивающие;

    • репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические и другие.

    На занятиях объединений в учреждениях дополнительного образования используются следующие виды игр: деловые игры, ролевые игры, игры-путешествия, интеллектуальные игры.

    Деловые игры пришли в педагогику из жизни взрослых. Они используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Игра позволяет учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Такие игры подразделяются на имитационные, операционные, ролевые и др.

    Процесс подготовки и проведения деловой игры состоит из следующих этапов:

    Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с написания сценария. В содержание сценария входят: цель занятия, описание какой-то проблемы, план игры, описание правил игры, характеристик действующих лиц.

    Далее идет введение, где выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. В это время допускаются контакты между участниками.

    Этап проведения – процесс игры. «С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников».

    Этап анализа. Здесь можно вставить выступления экспертов, обмен мнениями, защита командами своей деятельности [22].

    Игры-путешествия – эта форма, по мнению Ирины Игоревны Фришман, «может использоваться:

    • для информирования воспитанников;

    • служить средством отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решать изобретательские задачи и др.);

    • предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и навыков, в этом случае она может проводиться с использованием соревнования между командами участницами;

    • способствовать осознанию взглядов, отношений или ценностей через «проживание» воспитывающих ситуаций,

    • организации коллективного планирования деятельности коллектива.

    Игра-путешествие, применяемая как форма организации соревнования, поможет педагогу сделать шаг на пути сплочения коллектива. Вообще игра-путешествие одна из самых богатых по потенциалу форм» [9, с.173]

    По мнению. Б.В. Куприянова, «В дополнительном образовании в последнее время широкое распространение приобретают ролевые игры, в которых цель игрока – действовать согласно своей роли образ. В ситуационно-ролевой игре «действия игрока могут быть не оптимальными с точки зрения его статуса, но зато оптимально проявляющими образ, заданный ролью»[10, с. 46].

    В этих играх сам процесс игры представляет собой моделирование группой людей той или иной ситуации. Каждый из них ведёт себя, как хочет, играя за своего персонажа. Такие ролевые игры отличаются большой эмоциональной отдачей участников.

    Ещё одна активная форма обучения – интеллектуальная игра, которая позволяет проверить знания детей и даёт возможность узнать новые факты в интересной игровой форме (соревнование участников в эрудиции).

    Педагогические задачи:

    • интеллектуальная игра развивает логическое мышление;

    • тренирует механическую память и выдержку;

    • расширяет кругозор;

    • воспитывает принципиальность и честность.

    По сути, каждая интеллектуальная игра – набор вопросов, требующих однозначных, верных ответов. Но простое задавание вопросов не похоже на игру, поэтому интеллектуальные игры в своей основе часто имеют правила известных игр (футбол, крестики-нолики, морской бой, ход конем и др.) или имитацию какого-либо действия (восхождение на гору, “взлом” сейфа и т.д.)

    Для того чтобы сконструировать интеллектуальную игру, необходимо использовать сочетание нескольких обязательных частей, соблюдая следующий алгоритм:

    1. Решить, что вы конструируете - игру или игровую программу (игровая программа включает в себя несколько разных игр)

    2. Заложить основу интеллектуальной игры (сочинить вопросы)

    3. Определиться с тематикой вашей игры. Она может быть выражена через название, внешнее оформление, костюмы игроков и ведущего.

    4. Определиться с системой выбора вопросов из пакета.

    5. Заложить систему начисления баллов.

    6. Четко определить и “развести”

    а) когда кончится игра,

    б) как точно будет определяться победитель

    7. Заложить систему случайностей

    Таким образом, проанализировав разные виды игр с точки зрения их применения как методов в процессе работы по образовательным программам дополнительного образования можно сделать вывод, что игры являются один из активных методов обучения. В целом применение АМО и приемов обучения позволяет не только привить интерес к изучению предмета, но и научить детей учиться, самостоятельно добывать знания, сформировать внутреннюю потребность непрерывного их пополнения. Ценность игр заключается в том, что полученный в игре опыт сохраняется длительное время и имеет практическую направленность, в отличие от теоретической информации, которая имеет тенденцию к быстрому стиранию.


    1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ОПЫТА ПЕДАГОГОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРЫ КАК АКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ



    Принцип активности в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Он подразумевает такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Именно через игровую деятельность у ребенка возникает интерес к предмету и легче происходит усвоение материала, удовлетворяется его биологическая потребность в движении.

    Среди всего многообразия игр с правилами особое место принадлежит дидактическим играм. Уже само название, – «дидактические» – говорит о том, что цель этих игр – умственное развитие детей. Следовательно, они рассматриваются как средство умственного воспитания детей.

    Светлана Александровна Савинова, педагог дополнительного образования, руководитель клуба интеллектуального творчества «Астерикс» МБОУ ДОД СЦ «Звездный», автор интеллектуальных игр АМКИР ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска. Является членом Ассоциации Молодежных Клубов Интеллектуального развития. С 1994 года ассоциация собрала более 300 команд – коллективных членов из г. Новосибирска, Новосибирской и Кемеровской областей. Светлана Александровна принимает участие в создании авторских интеллектуальных игр и программ: «Победный залп», «Золотые колокола», «Рокировка», «Русь изначальная», «Богатырские забавы», «Река времени», «Все могут короли», «Пирамида», «Земляне», «Во славу России», «Сокровища Земли», «Вниз по русскому Нилу», «Вояж», «Семь чудес», «Под счастливой звездой», «Книжный шкаф», «Три столицы», «Что написано пером» – это лишь малая часть игр и программ, представленных в сборнике АМКИР [15].

    В ее авторской копилке имеется много интеллектуальных игр и интеллектуальных программ, которые включают в себя основу известных игр и программ таких как: «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Угадай мелодию», а так же игры «тематические» или «на общую эрудицию».

    Если игра тематическая, то для этого должны быть соблюдены некоторые условия соответствующие теме проведения игры или программы, выбраны вопросов: по сложности, по тематике, по жребию и т.д. Определяется система начисления баллов, она бывает постоянная или зависимая. При создании игры четко определяется начало и окончание игры, победителей. И заключительной точкой игры - создание непредсказуемых для игроков ситуаций. Они нужны для того чтобы игра не получилась предсказуемой и похожей на экзамен, для сохранения интриги, для поддержания интереса игроков и зрителей, необходимо заложить некоторые случайности. Игра, в которой нет острых ситуаций, нет борьбы за первенство, не будет пользоваться успехом у ребят, поэтому, включив фантазию, организаторам необходимо на этот момент обратить особое внимание.

    Методики Светланы Александровны способствуют для развития умственных возможностей детей, организаторских способностей, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий. Игры и программы она используют на разных этапах занятия. Например, на этапе закрепления знаний, она рекомендует использовать интеллектуальную игру «Вокруг света». Приложение 1.

    Крупина Наталья Владимировна, методист МБУДО ЦДОД г. Димитровград, Ульяновской области в своей работе использует разные виды игры. Игры-упражнения применяются ею для совершенствования познавательных способностей и для закрепления изученного материала. Они не занимает много времени, примерно 10-15 минут и могут быть началом или окончанием занятия [7].

    Игры-путешествия. Эти игры, по ее мнению, служат для осмысления и углубления в материал, для развития навыков воображения, т.к. все действия и переживания определяются игровыми ролями и домыслами. В данном виде ключевым является сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Игры путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Проведение данных игр необходимо использовать для усвоения целого блока информации и может занимать довольно таки много времени. Педагогом разработан сценарий игры - путешествие «Удивительный мир природы». Приложение 2.

    Еще один вид игр, широко используемых на занятиях в дополнительном образовании – сюжетно-ролевая игра. В этом виде игр педагог инсценирует условия воображаемой ситуации учащихся определяя им роли. Неважно, как много читает и наблюдает ребенок, развить эти навыки полностью можно только путем применения их в реальных межличностных контактах, считает учитель начальных классов, работающая по программе внеурочной деятельности – Рычина Татьяна Николаевна, которая делится опытом проведения таких игр [14].

    Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета. Сюжет – предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность, способ развёртывания темы игры. Сюжет ролевой игры узнаваем, но вместе с тем в нём присутствуют условия преодоления стереотипов поведения в повседневной жизни, к которым можно отнести неопределённость, самостоятельный выбор, риск, неожиданность, эмоциональную увлечённость. Поскольку деятельность людей и их отношения, которые являются содержанием сюжетно-ролевой игры детей, чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты детских игр разнообразны и изменчивы.

    К наиболее распространённым сюжетам игр детей младшего школьного возраста можно отнести:

    • созидательные сюжеты;

    • сюжеты поиска и открытия;

    • сюжеты, связанные с романтикой профессий;

    • военные и военизированные сюжеты;

    • сюжеты, связанные с искусством;

    • этнические и сказочные сюжеты;

    • фантастические сюжеты по мотивам книг. 

    Цель этих игр это помощь ребенку справляться с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями, а так же получение навыков межличностного общения. Для проведения этих игр педагог выделяет 5 минутки для рассмотрения отдельно ситуации, примеров, а так же целые блоки для повышения межличностного общения детей.

    Татьяна Николаевна на занятиях по внеурочной деятельности использует различные игры для различных ситуаций в процессе взаимодействия с детьми, на этапе знакомства с материалом она проводит сюжетно ролевую игру или игры путешествия на этапе закрепления материала игры упражнения или соревновательные игры. Она считает, что правильно подобранная игра к той или иной ситуации повышает уровень и скорость восприятия ребенка.

    Шипкова Ирина Сергеевна педагог дополнительного образования и педагог-организатор ЦВР г. Омска на занятиях использует различные формы игр: индивидуальную, групповую, коллективную. Она считает, что игр должно быть как можно больше, а выбор формы зависит от целей и задач занятия. Цель выбирается в зависимости от результата, которого необходимо добиться. Она предпочитает использовать игру при проверке и закреплении материала, и считает, что кроме закрепления знаний, происходит развитие психологических качеств, умения правильно и логично излагать свои мысли, развитие умения находить оптимальные решения и т. д [20].

    Для того, чтобы понять, как сделать использование игр более эффективным для образовательного процесса, она провела исследования среди учащихся своего объединения и учащихся других объединений Центра. Анализ ответов дал следующие результаты:

    • Игры на занятиях нравятся всем без исключения;

    • Большинство учащихся хотели бы играть на каждом занятии, но если только эта игра им интересна;

    • Дети больше всего любят групповую форму игр. По-видимому это объясняется стремлением к общению со сверстниками, стремлением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями, а также утвердить свой авторитет среди товарищей.

    • Большинству детей нравится в игре побеждать. Это стремление к победе обеспечивает обучение и развитие учащихся в игровой деятельности.

    На основании своего опыта она делает следующие выводы:

    • игра — эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

    • правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

    • игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

    • в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.

    Заслуживает внимания её разработка игры «Путешествие по цветным морям». Приложение 3

    Таким образом, изучив опыт педагогов-практиков, можно сделать вывод, что игра для младших школьников является средством познания окружающего мира, формирования личности и приобретения определенных навыков. В то время как для старшеклассников игра является средством для самоутверждения и формирования межличностных отношений. Однако независимо от возраста учащихся, игра является неотъемлемой частью деятельности ребенка. Игра является не только развлечением, но и эффективным методом обучения и значительно увеличивает мотивацию ребенка к обучению, делая образовательный процесс более привлекательным и ненавязчивым. Самое главное, что детям любого возраста очень нравится играть на занятиях, самостоятельно находить выход из сложной ситуации, и демонстрировать свои умения и навыки.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Об учебных и воспитательных возможностях игры человек знает давно. В этом мы убедились в процессе изучения теоретического материала и анализа научно-методической литературы по теме исследования.

    В современной психолого-педагогической науке термины «игра», «игровое взаимодействие», «игровая деятельность» наконец-то стали достаточно распространенными научно-обоснованными понятиями. С игры постепенно снимается «клеймо» пустяка, забавы, развлечения, игра становится серьезным инструментом профессиональной деятельности.

    Неоспорим тот факт, что игра является очень мощным средством воздействия на личность ребенка. Очевидна важная воспитательная роль игры в жизни человека. Игра имеет очень большое влияние на развитие творческого воображения, которое очень необходимо для дальнейшей трудовой деятельности.

    Игра формирует положительные качества для межличностных отношений. Ребенок в игре овладевает нравственными нормами и правилами поведения.

    Игра так же является довольно эффективным средством для обучения. Игра намного облегчает образовательный процесс, вовлекая в деятельность учащихся с разным темпом работы и уровнем владения материала. Она гарантирует позитивное эмоциональное состояние, повышает работоспособность, снимает усталость и увеличивает мотивацию к обучению.

    Применение игр на занятиях оказывает побуждающее и стимулирующее влияние на учащихся. Все виды игр, использованных на занятиях, помогают сформировать у детей положительную динамику. Ребята активно участвуют в разных видах игровой деятельности, даже те, которые раньше не казались особо заинтересованными, начинают постепенно включаться в работу.

    Игра – это та деятельность, которая помогает ребенку в становлении личности, в приобретении необходимого жизненного опыта. Игровая деятельность – естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из эффективных средств обучения и воспитания. Именно поэтому дидактические игры обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

    Обобщая все выше сказанное, мы пришли к выводу, что применение игры в процессе обучения по дополнительным образовательным программам поможет значительно увеличить эффективность образовательной деятельности. Помогут сделать педагогический процесс менее утомительным, и сделают его более привлекательным и интересным.

    В результате теоретического изучения материала, нам удалось дать теоретическое определение игре, проследить историю происхождения игры как метода педагогического воздействия, а так же выявить наиболее популярные в дополнительном образовании дидактические игры и дать им характеристику.

    В заключении можно привести цитату выдающегося польского педагога Януша Корчака «Игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной».


    ГЛОССАРИЙ

    АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ (АМО)совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

    ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт. К продуктивным видам деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация, театральная деятельность и др. в продуктивных видах деятельности тесно переплетены интеллектуальные и аффективные процессы.

    ИГРА тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе.

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

    МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



    1. Активные методы обучения. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://methodological_terms.academic.ru/57/АКТИВНЫЕ_МЕТОДЫ_ОБУЧЕНИЯ

    2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П.Беспалько. — М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с.

    3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ttps://www.efremova.info/word/igra.html#.XIT6nk11PIU

    4. Игра. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/70442

    5. Игра. Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://megabook.ru/article/Игра

    6. Кавтарадзе, Д. Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения/Д. Н. Кавтарадзе. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009.

    7. Крупина Т.В. Семинар для педагогов дополнительного образования «Центр внешкольной работы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://komiedu.ru/pedagogam/rmo/iskusstvo/metod-bank/detail.php?ID=15621

    8. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие / В. С. Кукушин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 474 с.

    9. Куприянов, Б.В. Взрослые игры для детей: методическое пособие / Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман.. М.: Издательство «Владос», 2000. - 215 с.

    10. Куприянов, Б.В. Ситуационно-ролевая игра в социальном воспитании старшеклассников / Б.В. Куприянов, А.Е Подобин – Кострома: КГПУ, 1998. – 217 с..

    11. Лесгафт, П.Ф. Избранные труды / Сост. И. Н. Решетень – М.: Физкультура и спорт. – 1987. – 359 с.

    12. Макаренко, А.С. Педагогическое сочинение. В 8 т. Т4 / А.С. Макаренко ¬ М.: Педагогика, 1984. ¬ 400 с.

    13. Особенности создания городских игр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://courier.yaweb.ru/page/123-.html

    14. Рычина Т.Н. Интерактивный метод обучения – ролевая игра. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://открытыйурок.рф/статьи/576686/

    15. Савинова С.А. Игровые технологии в дополнительном образовании детей.[Электронный ресурс].- Режим доступа: Http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=3

    16. Селиванов, B. C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учебное пособие для студен. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2000 ­ 336 с.

    17. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. — М.: Академия, 2002. —576 с.

    18. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А.Сухомлинский. – М.,: Политическая литература, 1982 ­ 270 с.

    19. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания / К.Д. Ушинский ­ М.: Педагогика, 1990. - 528 с.

    20. Шипкова И.С. Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе в учреждении дополнительного образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pandia.ru/text/82/266/63388-3.php

    21. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: игровые методики / Н.Е.Щуркова – М.: Педагогическое общество России, 2002, - 224 с.

    22. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин ­ М.: Педагогика, 1978. – 360 с.

    23. Этапы организации деловой игры. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2548381/page:80/


      1   2


    написать администратору сайта