Главная страница
Навигация по странице:

  • Теоретический анализ игры История возникновения игры

  • вкр. ВКР. Использование игровых педагогических технологий в учебном процессе теория и практик. Содержание


    Скачать 271.19 Kb.
    НазваниеИспользование игровых педагогических технологий в учебном процессе теория и практик. Содержание
    Дата15.04.2023
    Размер271.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВКР.docx
    ТипДокументы
    #1064809
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    Использование игровых педагогических технологий в учебном процессе: теория и практик.

    Содержание


    1.1История возникновения игры 7

    1.2Педагогическая классификация детской игры 13

    2. Анализ особенностей применения игровых технологий 24

    2.1 Требования к организации педагогических игр в процессе обучения 24

    2.2 Значение игры в процессе обучения 33

    2.3 Механизмы, обуславливающие привлекательность игры. 39

    3 Экспериментальное педагогическое исследование 44

    3.1 Ход и динамика опытно-экспериментальной работы 44

    3.2. Педагогические условия эффективности применения игровых технологий в учебном процессе 54

    Заключение 61

    Глоссарий 64

    Список использованных источников 66

    Приложение А - Этапы развития игры 69

    Приложение Б - Классификация педагогических игр 70

    Сравнение констатирующего и контрольного этапа 71

    исследования 71

    Приложение Г - Обучение детей примерам на вычитание в пределах 10 72

    Сравнение результатов констатирующего этапа эксперимента. 72


    В настоящее время образовательные учреждения нуждаются в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого развития каждого ребенка.

    Среди задач образовательной системы значится проблема совершенствования обучающей и воспитательной деятельности, внедрение различных инновационных учебных программ, направленных на полноценное и разностороннее развитие детей.

    Уровень воспитания и подготовки к школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого- педагогическое сопровождение ребенка на протяжении всего периода обучения (начиная с дошкольного образования) с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при проблемах в обучении или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в старших группах детского сада и младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба постепенно становится ведущей деятельностью, в результате которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы, формируется отношение к себе (самооценка), роль и участие в коллективе, способность к сотрудничеству.

    В педагогике и психологии большое внимание уделяется играм дошкольников и младших школьников (Д.Б. Эльконин, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.С. Макаренко, А.И.Сорокина, В.С.Мухина, А.П. Усова, А.В. Запорожец и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались Ж.М. Глозманом, М.Клариным и др.

    В современных образовательных учреждениях возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности.К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным, в методике преподавания относятся игровые технологии.

    Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными обучающие занятия. Проведение занятий с использованием игровых технологий положительно эмоционально окрашивает монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а также активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый детьми материал проходит через своеобразную практику.

    Актуальность темы. Ведущее значение в развитии ребенка дошкольного и младшего школьного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний, умений и навыков. Очень важно в педагогическом процессе использовать наиболее эффективные формы воспитания и обучения. Так как игра - это естественная для ребенка форма обучения, то введение в обучающие и развивающие занятия игровых технологий является наиболее разумным, закономерным и необходимым способом обучения.

    Для успешного развития и воспитания детей образовательное учреждение должно создать соответствующие условия, которые являлись бы для ребенка наиболее комфортными для овладения новыми знаниями и умениями. Обучая посредством педагогической игры, педагог так преподносит учебный материал, что ребенок естественно впитывает информацию.

    Несмотря на то, что детская игра достаточно хорошо изучена в психолого- педагогической литературе, проблема внедрения игровых технологий в обучающий процесс до сих пор остается за пределами исследований.

    Необходимо изучить такие важные аспекты, как результативность применения игровой технологии в изучении того или иного предмета в соответствии с возрастом детей и учетом специфики их развития; способы комбинирования игровых технологий с другими педагогическими технологиями, в том числе и с традиционным обучением и воспитанием в школах и детских садах; разнообразить игровые технологии и ввести в программу развития образовательного учреждения учебные занятия с их включением; обеспечить подготовку педагогов для работы с игровыми технологиями, так как педагог должен правильно формировать цели и задачи педагогической игры, в соответствии с темой обучающего занятия и уровня развития детей.

    Все это обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы «Использование игровых технологий в учебном процессе».

    Цель работы: рассмотреть и изучить методику использования игровых технологий в обучении в современной образовательной системе как одну из форм организации познавательной деятельности детей в процессе обучения, выявить закономерность и необходимость их использования.

    Достижение цели работы требовало решения следующих задач:

      1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы установить значение использования игровых технологий в учебном процессе;

      2. Выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий;

      3. Рассмотреть основные разновидности обучающих игр, которые могут успешно использоваться при изучении и закреплении нового материала;

      4. Раскрыть понятие педагогической игры в обучении.

    Объектом исследования ВКР является процесс обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста с использованием игровых технологий.

    Предмет исследования - развитие и обучение детей, посредством использования игровых технологий в учебном процессе.

    Гипотеза исследования: использование в процессе обучения игровых технологий является эффективным средством активизации познавательной деятельности детей, их применение повышает прочность и качество усвоения знаний, если педагогические игры:

    • отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами;

    • четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям детей;

    • используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала.

    Использование игровых технологий в процессе обучения всецело соответствует тенденции перехода от преимущественно информативных к активным формам и методам обучения, созданию условий для творчества.

    Методы исследования, использованные в процессе выполнения работы: изучение и анализ педагогической и психологической литературы, эксперимент, наблюдение, опросный метод (беседа).

    Практическая значимость исследования заключается в том, что:

        1. В работе представлено обобщение научно-методических рекомендаций для педагогов по использованию игровых технологий в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста;

        2. Выводы и материалы исследования могут быть использованы при разработке обучающих программ, дидактического (наглядного) материала для проведения занятий с применением игровых технологий, методических пособий для педагогов.

    Полученные данные могут быть использованы в процессе подготовки и переподготовки педагогов дошкольного и школьного образования. Результаты исследования могут быть непосредственно использованы в практике педагогической деятельности.

    Игровые технологии способствуют активизации познавательной деятельности детей и ведут к более осмысленному усвоению знаний. Применение последних повысит прочность и качество усвоения знаний детей, если игры:

    • отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами занятий;

    • используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала;

    • четко организуются и соответствуют интересам и познавательным возможностям детей.

    1. Теоретический анализ игры




      1. История возникновения игры



    Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений.1 Чем выше развитие общества, тем больше увеличивается продолжительность детства, то есть дети все позже принимают активное участие в жизни взрослых, и тем сложнее становится период подготовки ребенка к взрослой жизни. Если на ранних этапах развития человечества воспитание не выделено в качестве специальной общественной функции, так как дети с самого раннего возраста жили общей жизнью с взрослыми и были с малых лет включены в производительный труд, а также очень быстро становились независимыми, то в современном обществе, в связи с усложнением производственных отношений, возникает производство специальных предметов для детей - игрушек, помогающих в ходе сюжетно-ролевых игр осваивать социальные функции предметов и овладевать умениями, необходимыми для будущих трудовых действий.2 Ребенок изучает мир взрослых через игровую деятельность, которая воспроизводит жизнь общества.

    Взаимодействие с игрушками есть для ребенка взаимодействие с миром человеческих вещей. Важно, что это взаимодействие всегда инициируется и организуется взрослым, который предоставляет образец действий, эмоционально подкрепляет (одобряет или не одобряет) манипуляции с предметами или замещающими их игрушками. При этом многие игрушки направлены не на овладение определенными трудовыми навыками, а на развитие общих способностей, необходимых для различных видов будущей деятельности: ловкости, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, точности движений и т.п. Характерно, что функции и содержание игрушек одинаковы у разных народов с разными условиями жизни и с разным уровнем развития. Но это верно только для «изначальных игрушек», типа мяча, волчка, оружия, кукол и изображений животных. Но и эти игрушки, их формы и значимость для детской игры исторически изменяются по мере изменения места ребенка в обществе. Таким образом, игра возникает в ответ на потребности общества, в котором живут дети и активными членами которого они должны стать. Игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию. Она не сможет развиваться без частого полноценного общения с взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым.

    Первая игра раннего детства - предметная игра, вырастающая из манипулятивных действий с предметами параллельно с усвоением исторически сложившихся способов действий и функций реальных предметов в контексте общения взрослого с ребенком. «Ребенок живет в обществе людей и в обстановке человеческих предметов, за каждым из которых закреплен определенный, общественно выработанный способ действия, носителем которого является взрослый человек... Способ действия с предметом может быть освоен ребенком только через образец, а смысл действия - только через включение действия в систему межличностных отношений»,1 - писал Д.Б. Эльконин. Это означает, что предметная игра - это детская игра с предметами человеческой материальной и духовной культуры, в которой ребенок использует их по прямому назначению.

    Необходимым условием для возникновения предметных игр является формирование сенсомоторной координации в ходе манипуляций реальными предметами на первом году жизни во взаимодействии с взрослым, стимулирующим сосредоточение на предмете, ориентацию в пространстве при его хватании, ориентацию в физической форме предмета.

    В игре предметы приобретают особый игровой смысл, который сохраняется до конца игры. Возникновение игрового смысла порождает воображаемую ситуацию, для которой характерен перенос значений с одного предмета на другой и действия, воссоздающие в обобщенной и сокращенной форме реальные действия.2

    Свойственная игре повторяемость действий способствует их усвоению. При этом действие отделяется от предмета, воспроизводится только схема движений. Таким образом, возникает замещение - игровое употребление предмета.

    В предметных играх большое значение имеют также замещающие предметы, то есть неспецифические предметы (кубики, палочки и т. д.), замещающие недостающие игрушки. Кубик может стать и куклой, и коляской или машинкой для нее, и бутылочкой, из которой она пьет и т. д. Такие предметы очень важны для развития воображения ребенка и более углубленного познания функций предметов внешнего мира. Замещение (игровое употребление предмета) может происходить по типу переноса действия в новую ситуацию (кормление куклы), либо осуществление того же действия предметом - заместителем (баюканье кубика). Таким образом, в игровых действиях уже содержатся элементы роли. «Путь развития игры идет от конкретного предметного действия к обобщенному игровому действию и от него к игровому ролевому действию: есть ложкой; кормить ложкой куклу; кормить ложкой куклу, как мама, - таков схематический путь к ролевой игре» - писал Д.Б. Эльконин.

    Первая форма игры в дошкольном периоде - режиссерская игра, включающая организацию игрового пространства, связывание нескольких предметов по смыслу, придумывание реплик для каждого персонажа, называние свойств игровому предмету. Ребенок управляет игрушкой, действует через нее.

    Эта игра отвечает потребности ребенка оказывать активное воздействие на окружающие предметы. Ребенок начинает манипулировать предметами, наделяя предметы (часто неспецифические, с нейтральными свойствами) игровыми значениями и привнося эти значения в игровую ситуацию. При этом, как указывал Л. С. Выготский, важно не сходство предмета с обозначаемым существом или животным, а его функциональное употребление, возможность им манипулировать, придать предмету (или самым различным предметам) с помощью жеста функцию знака. «Так, верховой лошадью становится для ребенка палочка, потому что ее можно поместить между ног, к ней можно применить тот жест, который будет указывать, что палочка в данном случае обозначает лошадь». Поэтому Л. С. Выготский назвал эту форму игры «символической»1.

    Объем персонажей, и величина игрового пространства должны быть невелики, чтобы ребенок мог удерживать их в поле зрения и объеме памяти. Усложняется игровое поведение ребенка, который должен постоянно удерживать одновременно две позиции: позицию режиссера (надситуативную, надигровую) и позицию играющего, ролевую (иногда даже несколько ролей). В игре «ребенок плачет, как пациент, и радуется, как играющий» - писал Л.С. Выготский. Первая позиция связана с наглядностью игры, а вторая - со смысловым полем, в котором развертывается игра. По словам Л.С. Выготского главное генетическое противоречие игры заключается в том, что в ней возникает движение в смысловом поле, но способ движения остается как во внешнем действии. В игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Ситуативная позиция обеспечивает процессуальность игры, а надситуативная - ее регуляцию. Двуплановость игровой деятельности, возможность переходов от одного плана к другому обусловливают развивающий эффект игры.

    В режиссерской игре отрабатывается, укрепляется инициативность ребенка, способность действовать изнутри и впервые появляется второй компонент волевого поведения - осмысленность (ребенок придает смысл нейтральным предметам - кубикам, палочкам и т. п., и связывает их между собой сюжетом). Эти два компонента волевого поведения (инициатива и осмысленность) направлены в основном на внешние предметы, ребенок с их помощью учится владеть игровой ситуацией. Режиссерскую игру можно считать переходным этапом к возникновению сюжетно-ролевой игры, новообразованием которой является появление логически связанной цепочки действий, объединенных в одно сложное действие.

    В среднем дошкольном возрасте (4 года) у детей появляется новый вид игры: образно - символическая игра (ролевая), когда дети перевоплощаются в образы- роли (зайчика, доктора, автомобиля и т. п.) и подчиняют свои действия характеру образа - роли. Инициативность наполняется смыслом образа - роли. При исполнении роли - образа ребенок пользуется разными средствами изображения: речью, действием, мимикой, жестами, внешними атрибутами образа и т. п. Этот вид игры позволяет попробовать себя в разных ролях и открывает ребенку новые возможности познания действительности и овладения своим поведением, речью, мимикой, движениями и т. д. - необходимыми компонентами для формирования в будущем полноценной сюжетно - ролевой игры. Ребенок создает особую осмысленную ситуацию, являясь ее центром. При этом и образы, и роли, в которые перевоплощается ребенок, абсолютно не похожи на исполнителя, т. е. воображаемая ситуация качественно отличается от реальной (машины разговаривают друг с другом, светофор уходит гулять и т. д.).

    К старшему дошкольному возрасту (5 лет) появляется сюжетно-ролевая игра - самостоятельная полноценная игровая деятельность по Д. Б. Эльконину. Воображаемая ситуация и роль придают новый смысл прежним действиям с предметами, делают их длительными и эмоционально насыщенными. «Предметы и действия с ними включены теперь в новую систему отношений ребенка к действительности, в новую аффективно-привлекательную деятельность». Важно также, что «роль вносится в действия ребенка как бы извне, через сюжетные игрушки, которые подсказывают человеческий смысл действий с ними; ...роль является смысловым центром игры, и для ее осуществления служит и создаваемая игровая ситуация, и игровые действия».1 При этом недостаточно обладать умением воспроизводить соответствующее действие с предметом, необходимо эмоциональное отношение к персонажу, представленному игрушкой - объектом действия. Иначе говоря, принятие роли матери предполагает не только воспроизведение действия кормления или купания, но и демонстрацию любви к кукле/ребенку или, наоборот, ее порицания и наказания. Предпосылки сюжетно-ролевой игры возникают и в более раннем возрасте, но младшие дети, разыгрывая роли в воображаемой ситуации, еще не способны к развертыванию сюжета («няня» в детском саду готовит обед, но не предлагает его куклам).

    При одном и том же сюжете игры дети разного возраста воспроизводят разное содержание, в котором меняется количество действий, по-разному отражается соответствие игрового действия реальному действию, в различной степени соблюдается логика действий, передаются и оречевляются межличностные отношения и взаимосвязь ролей (Д.Б. Эльконин). Это приводит к более или менее четкому выполнению взятой роли.

    В содержании игры, в наибольшей степени, проявляется ее социальное происхождение. Игра является для ребенка естественным средством самовыражения, проявления своих чувств и проблем.

    В ходе развития ребенка меняется также осознание ребенком своей роли и возникает в старшем дошкольном возрасте критическое отношение к собственному выполнению роли и к аналогичной деятельности товарищей по игре.

    В ролевой игре, таким образом, развиваются важнейшие новообразования дошкольного возраста: развитое воображение, элементы произвольного поведения, знаково - символические функции.

    К 6 годам дети овладевают самым сложным видом игры с точки зрения развития произвольного поведения - игрой с правилами. Инициативность ребенка, его действия и отношения с другими детьми опосредованы некоторыми правилами игры, которые оговариваются, обсуждаются (осмысляются) до игры, до начала действия. Правила определяются основным содержанием роли и усложняются по мере развития и усложнения содержания принятой роли. Игра с развернутым сюжетом и скрытыми в ролях правилами (паровоз едет) развивается в игру с открытыми правилами и свернутой игровой ситуацией (паровоз едет по условному сигналу - 2 звонка1) (Д.Б. Эльконин).

    Ребенок приходит к полному осознанию себя субъектом деятельности. Он может осмыслить не только свое поведение, но и придать смысл тому, что делают другие дети, строить сценарий игры с учетом других, распределяя роли в соответствии с логикой ситуации, находясь в надситуативной (надигровой) позиции.

    Правило выступает для ребенка как связанное с партнером по игре, то есть выступает как социальное по своему содержанию. От индивидуального самоутверждения ребенок приходит к социальному самоутверждению в группе и посредством группы. Поэтому этот тип игры является прообразом будущей учебной деятельности ребенка. По мнению Д.Б. Эльконина, появление отношения к правилу, как к условному, - есть один из признаков готовности ребенка к школе.

    В игре ребенок учится управлять своим поведением, подчиняясь правилам роли, взятой на себя, начинает овладевать своими психическими процессами (учится запоминать целенаправленно, в соответствии с замыслом игры развивать ее сюжет и т. п.).

    Овладение школьными предметами требует от ребенка возможности отношения к знаку, как к обозначающему определенную действительность, т. е. формирования символической функции. Это было экспериментально подтверждено в исследовании Л.С..Выготского.


    Предметная




    Режиссерская




    Образно-




    Сюжетно-




    Игра с

    игра

    —►

    игра

    —►

    символическая (ролевая игра)

    —►

    ролевая игра

    —►

    правилами


    Таким образом, в этом параграфе мы рассмотрели историю возникновения игровой деятельности у детей. Проанализировали виды детской игры, возникающие в процессе роста и развития ребенка. Увидели, как усложняется игра в процессе роста и развития ребенка, необходимость каждого вида игр.

      1.   1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта