Главная страница
Навигация по странице:

  • 3 Экспериментальное педагогическое исследование 3.1 Ход и динамика опытно-экспериментальной работы

  • Группа №1 (эксп.) Группа №2

  • 3.2.

  • вкр. ВКР. Использование игровых педагогических технологий в учебном процессе теория и практик. Содержание


    Скачать 271.19 Kb.
    НазваниеИспользование игровых педагогических технологий в учебном процессе теория и практик. Содержание
    Дата15.04.2023
    Размер271.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВКР.docx
    ТипДокументы
    #1064809
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    2.3 Механизмы, обуславливающие привлекательность игры.



    Д. Кавторадзе определяет игру как «способ группового диалогичного исследования возможной действительности в контексте личностных интересов»2.

    В этом определении подчеркнуто наличие:

    • личных интересов каждого участника;

    • «возможной действительности» (иной реальности);

    • возможность действий в этой действительности (исследования);

    • группы (включенность в общение);

    • диалога (в тексте работы автор уточняет, что более точным было бы

    понятие «полилога»).

    К.Д.Ушинский писал: «Для дитяти игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более чем дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями»1.

    На основании этой мысли Ушинского мы можем выделить следующие факторы, делающие игру для ребенка не просто привлекательной, но и незаменимой, единственной сферой реализации потребностей:

      1. Самостоятельность. Игра - единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства. И это важно не только детям. Одной из причин кризисности, трудности подросткового возраста считают отсутствие у них собственной деятельности. Проба сил всегда сопряжена с неудачей. Поэтому пробы во взрослых деятельностях практически невозможны; никто не даст ребенку и подростку какого-либо дела, практически обреченного на неудачу. Возможность творчества вне игры доступна лишь небольшому количеству дошкольников. Игра же представляет собой возможность «безнаказанно» творить - в очень многих областях жизни. В области межличностных отношений (классические игры типа «дочки-матери»), в управлении (игры в «города», которые дети населяют вымышленными персонажами), собственно в исполнительском творчестве — вылепить из пластилина, нарисовать, сшить костюм…

    Ю.В. Геронимус выделил следующие факторы, способствующие возникновению игрового интереса2:

    • удовольствие от контактов с партнерами по игре;

    • удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока;

    • азарт от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;

    • необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;

    • быстрое выяснение последствий принятых решений. Это выяснение, как правило, возможно только в ходе игры, так как последствия зависят еще и от непредсказуемых действий других игроков;

    • удовлетворение от успеха — промежуточного или окончательного;

    • если игра ролевая, то удовольствие от процесса перевоплощения в роль;

    • если игра азартная, то интерес к денежному выигрышу.

     Б.Д.Эльконин в выступлении на конференции «Педагогика развития» сформулировал такой из механизмов возникновения интереса, как энергии исследования новых возможностей. Новоприобретенная возможность обычно подталкивает к опробованию. Это, например, объясняет интенсивность увлечения детей и взрослых системой Интернет — эта сеть дает ощущение практически неограниченных возможностей.

    В определении образовательной игры Д.Кавторадзе также говорится об «исследовании возможной действительности»1, то есть привлекательность игры заключается, в частности, в возникновении новых возможностей. Каких именно? Это зависит от типа игры. Очевидно, наиболее привлекательны возможности, соответствующие актуальным потребностям возраста и личности. Правда, следует отметить, что математические игры, решение головоломок, не апеллирующие ни к каким потребностям, часто увлекают не менее чем игры с денежным выигрышем. Проблема игровой мотивации очень важна, но исследована пока не в полном объеме. Мы предлагаем следующий перечень потребностей, которые могут быть реализованы в играх:

    • наличие собственной деятельности;

    • творчество;

    • общение;

    • власть;

    • потребность в ином;

    • самоопределение через ролевое экспериментирование;

    • самоопределение через пробы деятельностей.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что условия, обеспечивающие привлекательность игр, могут быть трансформированы в требования к играм в образовании:

          1. Игровая оболочка: должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех участников на достижение игровых целей.

          2. Включенности каждого: команды в целом и каждого игрока лично. Можно не задавать индивидуальных мотивов, если речь идет, к примеру, о соревновании. Но тогда возможность достижения выигрыша должна быть у каждого члена команды.

          3. Возможность действия для каждого участника. Должны быть проработаны и заложены в игровую оболочку не только мотивы, но и возможность самостоятельного активного действия для каждого игрока, таким образом, чтобы он мог принимать решения, выбирать варианты способов действования, имел право отказа от действия и т.д.

          4. Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.

          5. Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями.

          6. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому участнику, поэтому необходимо, во-первых, учитывать уровень участников игры; и, во-вторых, задания подбирать с «вилкой» от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).

          7. Вариативность — в игре не должно быть одного единственно возможного пути достижения цели.

          8. Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.

    Таким образом, в этом параграфе мы рассмотрели различные виды педагогической классификации игры и игровых технологий. Также выделили функции игровой деятельности и задачи педагогической игры.

    В результате теоретического анализа, мы определили, что игра - это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

    Игра - это деятельность, мотив которой лежит в ней самой. То есть такая деятельность, которая осуществляется не ради результата, а ради самого процесса.

    Во второй главе выпускной квалификационной работы мы проанализировали особенности применения игровых технологий в обучающем процессе. Разобрали требования к организации педагогических игр, задачи, стоящие перед педагогом.

    Рассмотрели роль игровой деятельности в процессе обучения, значение применения игры на развитие ребенка.

    3 Экспериментальное педагогическое исследование
    3.1 Ход и динамика опытно-экспериментальной работы

    Для оценки уровня влияния проведения обучающих занятий с использованием игровых технологий мы провели исследование, в рамках которого использовали ряд экспериментов.

    Опытно-экспериментальная работа проводилась в муниципальном общеобразовательном учреждении средней школе № 160 Северо- западного района города Москвы.

    Цель исследования:

    • определить влияние использования педагогической игры во время проведения учебных занятий (развитие активности детей, сосредоточенность на занятии, наличие результатов);

    • определить необходимые условия и требования для проведения обучающих занятий с применением игровых технологий.

    В процессе исследования в «Дневнике наблюдения» фиксировались все особенности ответов и поведения детей.

    В ходе констатирующих этапов экспериментов соблюдался запрет на исправления ответов ребенка, просьбы подумать еще раз, указывание на ошибки или требование пояснений. За правильные ответы детей хвалили, если ребенок отвечал неверно, просто переходили к следующему заданию со словами «А теперь...». Разговоры с детьми велись спокойно и доброжелательно. Мы не торопили ребенка с ответом, а если он задумывался, то молча ждали. Если ребенок признавался, что не может найти ответ, то говорили ему что ничего страшного в этом нет, и предлагали перейти к другому заданию. Задания констатирующих этапов экспериментов были одинаковыми для всех детей.

    Исследование состоит из двух экспериментов, каждый эксперимент проходил в 3 этапа:

    1. Констатирующий этап эксперимента.

    Цель эксперимента: выявление знаний детей. Наблюдение за активностью в процессе выполнения заданий.

    1. Формирующий этап.

    Проведение обучающего занятия с использованием педагогической игры.

    1. Контрольный этап.

    Цель: выявление знаний, полученных в процессе формирующего эксперимента, беседа с ребенком об игровом занятии. Обучение детей порядковому и обратному счету.

    В экспериментальную группу №1 вошли 6 чел (6-7 лет): Никитушкина Мария 7 лет, Васильева Люда 6 лет, Листопадова Ира 6 лет, Гоцкало Максим 7 лет, Свиридов Сережа 6 лет, Рыжов Роман 7 лет.

    1. Констатирующий этап.

    Ответы детей оценивались по 10-тибальной шкале, по количеству ошибок.

    Задание А. Попросили детей устно сосчитать от 1 до 10.

    Задание Б. Попросили детей устно сосчитать от 10 до 1.

    Задание В. Попросили сосчитать счетные палочки по порядку от 1 до 10.

    Задание С. Попросили сосчитать счетные палочки в обратном порядке от 10

    до 1.

    Выписка из дневника наблюдения:

    Никитушкина Мария 7 лет.

    Задание А: от 1 до 10 посчитала без ошибок (10 баллов).

    Задание Б: Обратный счет был с ошибками, большими паузами, до конца не досчитала (4 балла).

    Задание В: от 1 до 10 посчитала без ошибок (10 баллов).

    Задание С: счет был с ошибками, не до конца (5 баллов).

    Васильева Люда 6 лет.

    Задание А: от 1 до 10 посчитала, поменяв местами числа «6» и «8», пропустила число «9» (8 баллов).

    Задание Б: Обратный счет не знает (0 баллов).

    Задание В: посчитала, поменяв местами числа «6» и «8», пропустила число «9» (8 баллов).

    Задание С: Обратный счет не знает (0 баллов).

    Листопадова Ира 6 лет.

    Задание А: пропустила числа «6,7,9» (7 баллов).

    Задание Б: обратный счет не знает (0 баллов).

    Задание В: также пропустила 3 числа (7 баллов).

    Задание С: счет до 9 (2 балла).

    Гоцкало Максим 7 лет.

    Задание А, Б: считать отказался (0 баллов).

    Задание В: палочки посчитал до 3, затем просто с ними играл (3 балла). Задание С: считать не захотел (0 баллов).

    Свиридов Сережа 6 лет.

    Задание А: от 1 до 10 посчитал, запутался после 6, стал называть цифры в разнобой (6 баллов).

    Задание Б: Обратный счет не знает (0 баллов).

    Задание В: просчитал без ошибок до 8 (8 баллов).

    Задание С: просчитал без ошибок до 9 (2 балла).

    Рыжов Роман 7 лет.

    Задание А: от 1 до 10 посчитал, пропустив число «10», за ним последовали «11,17, 20» (9 баллов).

    Задание Б: Обратный счет не знает (0 баллов).

    Задание В: счет до 9 (9 баллов).

    Задание С: счет до 8 (3 балла).

    У детей абсолютно не было активности. Отвлекались, очевидно, что они не

    были заинтересованы в заданиях.

    1. Формирующий этап.

    Цель: Научить детей порядковому и обратному счету в пределах десяти. Наблюдение за активностью детей на обучающем занятии с применением игровой

    технологии.

    Игра «В гости к Винни-Пуху!»

    Цель игры: обучение порядковому счету от 1 до 10. Зрительное знакомство с цифрами. Проявить у детей интерес к обучению, развить активность на занятии.

    Доп. цель: повторить и укрепить знание понятий: дикие и домашние животные, фрукты и овощи.

    Правила:

    • перед детьми кладутся карточки с картинками: 10 диких животных, 10 домашних животных, 10 овощей, 10 фруктов;

    • на доску/стенд вешается поезд с кармашками для картинок и цифрами в окошках (см. рис.3.1)




























    Рисунок 3.1 –Дидактический материал к игре «В гости к Винни-Пуху!»
    Педагог, держа в руках игрушечного медведя, объяснил детям, что у Винни- Пуха сегодня день рождения, и он пригласил к себе в гости диких и домашних животных. С детьми постоянно велся диалог: «Какие сначала животные поедут в гост дикие или домашние?», «Где живут домашние животные?», «Кто поедет первым?», «А потом кто поедет?», «Медведь первый, а зайка какой?». При счете педагог показывала детям цифры на окошках вагончиков. Когда все дикие животные были «рассажены» по вагонам поезда, дети хором с помощью педагога посчитали, сколько зверей поедет в гости. Затем педагог объявила, что дикие животные везут Винни подарки - овощи. Диалог: «Где растут овощи?» «Что можно из них приготовить?». Далее дети хором посчитали овощи-подарки. Затем к Винни-Пуху поехали домашние животные и повезли подарки-фрукты. Но, в задании на счет педагог просила считать не хором, а индивидуально каждого ребенка.

    Во время проведения занятия-игры «В гости к Винни-Пуху!» в классе была очень благоприятная атмосфера. Дети вели себя очень активно, не отвлекались, были сосредоточены на игре. С большим энтузиазмом выбирали картинки и считали их. При индивидуальном счете дети помогали друг другу.

    Игра «Забавные человечки»

    В задании закрепляются приемы сравнения предметов по длине «на глаз».

    Одновременно уточняются отношение выше, ниже, дальше, ближе. На доске выставляют картинки человечков:

    • в одном городе жили неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша и Гриша. Как зовут каждого из них, если Коля меньше всех ростом, а Миша и Гриша одного роста? При этом Гриша стоит между Мишей и Колей (первый – Толя, второй – Миша, третий – Гриша, четвертый – Коля). Предлагаю разложить портреты друзей в том же порядке у себя на столе (у детей такие же картинки с изображениями четырёх человечков).

    Данное игровое задание в дальнейшем помогает детям решать такие логические задачки в устной форме, образно представляя себе предметы, о которых говорится в задании.

    «Веселая задача»

    Цель: раскрыть аналогию между делением на части отрезков и групп предметов, ввести в речевую практику термины условие и вопрос задачи, познакомить с использованием отрезка для ответа на вопрос задачи.

    На доске – три ромашки и два василька.

    Ребята, сегодня я приготовила для вас веселую задачу:

    Три ромашки-желтоглазки,

    Два веселых василька.

    Подарили маме дети,

    Сколько всех цветов в букете?

    Сегодня, прежде чем решать эту задачу, я запишу все что сказано, с помощью чертежа – ведь на отрезке легче обозначить, что известно в задаче и что нужно найти.

    Давайте вспомним, сколько было ромашек? (три ромашки). Это будет ПЕРВАЯ часть:

    Сколько было васильков? (два василька). Это будет ВТОРАЯ часть:

    Мы показали отрезками, что известно в задаче, то есть условие задачи. А о чем спрашивается в этой задаче? (сколько всех цветов в букете?). То, что нужно узнать называется вопросом задачи.

    Последовательно выставляю сначала желтую полоску, потом синюю, записываю условие и вопрос задачи.

    • посмотрите на чертеж, подумайте, что мы будем искать: часть или целое? (Целое);

    • как найти целое? (Надо сложить части: 3+2=5 или 2+3=5);

    • а что останется в букете, если ромашки завянут? (Останутся васильки). Как это записать? (5-3=2);

    • а если завянут сначала васильки, что останется? (Останутся ромашки). Сколько? (5-2=3).

    Применение игрового приема с использованием таких моделей помогло детям в выявлении отношений между различными величинами и на основе этого в правильном выборе арифметических действий.

    Во время проведения занятия-игры «Весёлая задачка» в классе была очень благоприятная, добродушная и весёлая атмосфера. Дети вели себя очень активно, не отвлекались, были сосредоточены на игре.

    Игра «Посчитай-ка от 10»

    Цель: обучение обратному счету от 10 до 1. Проявить у детей интерес к обучению, развить активность на занятии.

    Правила: дети становятся в круг и, кидая друг другу мяч, считают от 10 до 1. Тот ребенок, который ошибается, выходит из игры.

    Игра очень понравилась детям, сначала им было сложно поймав мяч назвать правильное число, но к концу игрового занятия (игра проводилась многократно) дети почти не делали ошибок в обратном счете, помогали друг другу.

    Контрольный этап эксперимента.

    Детям были заданы те же вопросы, что и в первом эксперименте. Также была проведена беседа об игровом занятии. Вопросы: «Тебе понравилось собирать гостей к Винни-Пуху?», «Понравилась ли игра с мячом?», «Хотел (а) бы еще раз поиграть в эту игру?».

    Выписка из дневника наблюдения:

    Никитушкина Мария 7лет.

    Задание А: от 1 до 10 посчитала без ошибок, быстро, без пауз (10 баллов).

    Задание Б: Обратный счет без ошибок, быстро без значительных пауз (10

    баллов).

    Задание В: от 1 до 10 посчитала без ошибок, быстро, без пауз (10 баллов).

    Задание С: Обратный счет без ошибок, быстро без значительных пауз (10

    баллов).

    Васильева Люда 6 лет.

    Задание А: от 1 до 10 посчитала без ошибок, быстро, без пауз (10 баллов).

    Задание Б: пропустила числа «7,6» (8 баллов).

    Задание В: от 1 до 10 посчитала без ошибок, быстро, без пауз (10 баллов).

    Задание С: пропустила число «7» (9 баллов).

    Листопадова Ира 6 лет.

    Задание А: пропустила число «6» (9 баллов).

    Задание Б: посчитала с двумя ошибками (8 баллов).

    Задание В: без ошибок, с не большими паузами (10 баллов).

    Задание С: 2 ошибки (8 баллов).

    Гойкало Максим 7 лет.

    Задание А: 4 ошибки - поменял местами числа «6», далее сбился (6 баллов).

    Задание Б: посчитал без ошибок до 6, далее ошибки и 1 (6 баллов)

    Задание В: от 1 до 10 почитал с одной ошибкой (9 баллов).

    Задание С: сделал 3 ошибки, пропустил «2, 4 ,8» (7 баллов).

    Свиридов Сережа 6 лет.

    Задание А: от 1 до 10 посчитал без ошибок. (10 баллов).

    Задание Б: пропустил число «8» (9 баллов).

    Задание В: от 1 до 10 посчитал без ошибок (10 баллов).

    Задание С: посчитал без ошибок (10 баллов).

    В беседе все дети радостно вспоминали игровое занятие, делились впечатлениями, сказали, что хотели бы еще поиграть с Винни-Пухом и мячиком. Проведя обработку полученных данных, мы сравнили результаты:





    Рисунок 3.2 – Сравнение констатирующего и контрольного этапа исследования.
    Обучение детей примерам на вычитание в пределах 10.

    В рамках данного исследования мы сравнили две группы: экспериментальную, где проводилось обучающее занятие с применением игровой технологии, и группу, проходящую дошкольную подготовку с применением традиционной формы обучения.

    В экспериментальную группу №2 вошли 6 чел (7 лет): Сальникова Наталья, Рябова Ольга, Быковская Света, Ясенцев Святослав, Рябов Дима, Смирнов Тимур.

    Было проведено 3 этапа эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. Констатирующий и контрольный этапы мы сравнили между группой детей, обучающихся с применением игровой технологии и группой, обучающейся по традиционной системе.

    Констатирующий этап эксперимента:

    Цель: Выявление знаний детей. Наблюдение за активностью в процессе выполнения заданий.

    А. Предложили детям решить примеры на вычитание (10-2=_; 8-3=_ и др.) в

    количестве 10.

    Б. Попросили решить примеры на вычитание с использованием счетных палочек (10 примеров).

    Дети без особой активности выполняли задания, отвлекались.

    Задание А: Простые примеры, на вычитание 1 выполнили 2 детей. Несколько примеров на вычитание 2,3 решил 1 ребенок. Все примеры не решил никто.

    Задание Б: дети не называли ответ сразу, а пересчитывали палочки. Интерес

    пропал быстро.








    Рисунок 3.3 - Сравнение результатов констатирующего этапа эксперимента
    В результате сравнения двух групп, оказалось, что уровень знаний детей примерно одинаков.

    Формирующий этап эксперимента.

    Цель: Наблюдение за активностью детей на обучающем занятии с применением педагогической игры. Выяснение, как педагогическая игра помогает усвоению знаний, развивают познавательную деятельность.

    Игра «Яблоня»

    Цель: обучение навыкам вычитания. Развить умение решать примеры. Побудить интерес к обучающим занятиям.

    Правила: на доску/стенд вешается яблоня с 10 яблоками, которые можно открепить.

    Педагог прочитала стихи, и обратилась к одному ребенку:

    «В саду яблоня растет, Детям яблоки дает!

    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

    Сколько яблок Люде взвесить?»

    Девочка ответила: «Два»

    Педагог написала на доске пример 10-2=_, и сняла два яблока с яблони продолжила: «Было яблок 10 Люда съела 2. Сосчитайте дети 10 минус 2...». Вначале игрового занятия дети заинтересованно слушали педагога и отвечали на вопрос, в конце занятия яблоки никто не пересчитывал, дети по очереди составляли сами на доске примеры и вписывали правильные ответы. Играли уже без участия педагога, друг с другом.

    Контрольный этап.

    Для определения результатов обучающего занятия с применением игровых технологий и сравнения с результатом обучения детей по традиционной системе, мы также, как и в первом этапе эксперимента, попросили решить детей 10 примеров на вычитание:

    Задание А. Примеры на вычитание (в пределах 10) без счетного материала. Задание Б. Примеры на вычитание (в пределах 10) с использованием счетных палочек.




    Группа №1 (эксп.) Группа №2



    Рисунок 3.4 - Сравнение результатов контрольного этапа эксперимента

    Сравнение результатов контрольного этапа эксперимента среди двух групп показало, что в группе, где проходило обучающее занятие с использованием игровой технологии уровень полученных знаний выше, чем в группе, которая обучалась по традиционной системе.

    Таким образом, рассмотрев результаты проведенного исследования, мы определили, что применение игровых технологий в учебном процессе является эффективной формой обучения, так как дети, участвующие в исследовании, получили необходимые знания, соответствующие цели проведения игрового занятия.

    Вторая часть исследования, при сравнении традиционного занятия и урока с применением игровой технологии, показала, что игровое занятие получило более эффективные результаты, нежели занятие с применением традиционной системы обучения. В процессе обучения дети вели себя активно, были полностью включены в процесс педагогической игры. На контрольных этапах эксперимента, в результате проведенной беседы, дети подтвердили интерес к игровой форме обучения.

    3.2. Педагогические условия эффективности применения игровых технологий в учебном процессе
    В результате опытно-экспериментального исследования мы сформулировали необходимые условия, обеспечивающие эффективность применения игровых технологий в учебном процессе, такими условиями являются те принципы организации и правила, которые способствуют достижению поставленных в обучении целей и задач:

    Педагогу необходимо создать условия:

      1. Для возникновения и развития игровой деятельности детей:

    • создать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре;

    • в качестве непосредственного участника игры педагог предлагает детям образцы различных игровых действий;

    • соблюдает баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе;

    • побуждать детей к развертыванию игры;

    2. Педагогу необходимо создавать условия для развития общения между детьми в игре:

    • развивает способы игрового общения - общения детей как носителя роли (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера);

    • развивает у детей умение общаться по поводу игры (договориться, делиться, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру, тактично улаживать конфликты и пр.).

    3. Педагог создает условия для развития творческой активности в игре:

    • способствует возникновению эмоционально-насыщенной атмосферы в игре (включается в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; использует выразительные движения, мимику, интонированную речь; вносит в игру моменты неожиданности, таинственности и т.п.);

    • обеспечивает новизну в занятиях, избегает воспроизведения трафаретных и однообразных сюжетов, действий и приемов;

    • стимулирует детей пользоваться предметами – заместителями, помогает подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование;

    • внимательно и тактично наблюдает за состоявшейся игрой, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправный партнер.

    4. Педагог реализует индивидуальный подход в организации игры:

    • организует игры с учетом личностных особенностей детей;

    • обращает особое внимание на «изолированных» детей (оказывает поддержку в игре, застенчивых детей выдвигает на центральные роли и т.п.);

    • способствует полоролевой социализации мальчиков и девочек в игре (организует отдельные и совместные игры, предлагает роли с мужественными/женственными ролями, предоставляет детям возможность выбора соответствующей атрибутики);

    • поддерживает индивидуальные интересы и возможности детей в игре.

    Ведущее значение в организации игровой деятельности принадлежит личности педагога, проводящего игру. Непринужденность, терпение, такт - это основные требования к поведению педагога, проводящего занятие с использованием игровых технологий. Иногда необходимо подыграть ребенку. Нельзя прерывать резко игру, дети не способны к быстрому переключению. Для успешного руководства игрой необходимо воспитывать и развивать творческие способности педагога (воспитателя), позволяющие ему создать и поддерживать воображаемую ситуацию. При этом в сотворчестве детей и педагогов (родителей) желательно, чтобы ребенок выступал в качестве главного организатора игры, а взрослый - в качестве ее активного участника.

    При выборе игр необходимо учитывать, чтобы задание, составляющее основное содержание игры, отвечало обучающей цели занятия, было посильно всем детям и служило максимальной активизации их мыслительной деятельности.

    При подборе игр необходимо учитывать особенности и возможности участия детей в педагогической игре, интерес к различным играм.

    Важно соблюдать и определенную последовательность при подборе содержания игр, учитывать, что играм с более трудным заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени сложности, служащие как бы подготовкой для их проведения.

    Т.к. у детей дошкольного и младшего школьного возраста трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а, следовательно, к одной игре, необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами - одну и ту же игру следует видоизменять. Это позволит снять трудности в усвоении правил игры и сохранит длительное время интерес к уже знакомой детям игре.

    Изменение правил, некоторое усложнение содержания игры, новый дидактический материал еще ярче и полнее раскрывают игровой замысел и задерживают внимание детей на ценной в образовательном отношении игре. Это позволяет закрепить знания, выработать навыки и прием действий на интересном и увлекательном материале.

    Педагогу не стоит стремиться к максимально подробному, полному разъяснению всех деталей игры, т.к. многие правила по-настоящему уясняются детьми лишь по ходу игры. Чрезмерное инструктирование до начала самой игры может запутать детей или привести к снижению их интереса.

    Для более простого понимания и запоминания правил игры или действия персонажа (при сюжетно-ролевой игре) на доске/стенде может быть изображен алгоритм, как ориентировочная основа действий.

    При выборе, составлении игрового занятия следует учитывать не только обучающую задачу педагогической игры, но и ее воспитывающую роль. Лучше подбирать игры, которые служили естественным дисциплинарным средством, тренировали выдержку, усидчивость, желание добиваться результата.

    Следует учитывать, что любое обучающее занятие с применением игровой технологии должно не только решать задачу расширения или закрепления знаний, не только развивать способности ребенка, но и выполнять коррекционно - развивающую и воспитательную задачи.

    Технология проведения обучающего занятия с применением педагогической игры требует от воспитателя большого педагогического мастерства и такта. Для того, чтобы педагогическая игра заинтересовала детей и помогла в решении той учебной задачи, которую она призвана решать, педагогу необходимо провести большую подготовительную работу, проведение занятия с применением игровой технологии должно быть тщательно продумано педагогом.

    Игра не должна быть слишком длительной, чтобы не вызывать пресыщения и утомления ребенка. Сидячие игры необходимо чередовать с паузами, заполненными активными двигательными упражнениями. Повышено нервозных и робких детей не следует сразу активно включать в групповую игру: необходимо дать ему сначала возможность просто посидеть и понаблюдать за другими, он должен подготовиться для включения в игру.

    Наблюдения за игрой детей или совместная с ними игра могут помочь родителям и педагогам сформировать свою воспитательную позицию, соответствующую актуальному уровню развития ребенка. Эффективность этой позиции обеспечивается ее динамичностью, то есть при организации каждой последующей игры необходимо учитывать все достижения или трудности ребенка в предыдущих играх. При этом игровые задания должны несколько опережать достигнутый ребенком уровень, ориентируясь на зону его ближайшего развития.

    Если игра предполагает наличие дидактического материала, детей с ним лучше заранее познакомить. Лучше привлекать к изготовлению дидактического материала самих детей. Это позволит воспитывать бережное отношение к играм и материалам, из которого они готовятся. Необходимо при этом воспитывать у детей эстетические чувства, аккуратность.

    Обязательно, чтобы на первых порах педагог был участником педагогической игры: показывал, как нужно играть, как правильно выполнять правила, в каком случае можно оказаться победителем или побежденным, как реагировать на успехи или неудачи.

    Педагог также развивает умения, учащихся к самоорганизации: объединяет их для проведения игры, учит правильно распределять имеющиеся для игры предметы, выбирать руководителя, когда это необходимо, подчиняться правилам игры. Педагог должен поощрять умение учащихся самим организовывать проведение дидактических игр, их желание придумать свою, оригинальную игру.

    Играя с детьми, педагог должен чередовать более простые и более сложные задания с тем, чтобы давать отдых ребенку и поддерживать стойкую мотивацию к участию в игре через переживание удовлетворения от победы в предыдущей игре. Иногда полезно предупредить ребенка о том, что сейчас будет более сложная игра, с тем, чтобы тренировать его способность концентрировать собственные усилия

    Важно, чтобы педагогические игры не превращались бы в принуждение, тренинг. Их эффективность, прежде всего, зависит от мотивационной включенности ребенка в игру, удовольствия от нее. Формирование способности к усвоению нового знания, возможности охотно и целенаправленно его усваивать важнее в развивающем обучении, чем само знание нового правила или умение его применять. Эта способность поможет ребенку в школе не механически заучивать предлагаемую в школе информацию, а сознательно ее усваивать, включая в ранее сформированные в игре понятия и умения.

    Педагог должен чувствовать игровые интересы детей, демонстрируя уважительное эмоциональное отношение к игре и этим увлекать детей. Вялость, безразличие очень быстро улавливаются детьми, и интерес к игре моментально угасает. В некоторых играх можно создать ситуацию ожидания, загадочности, что также позволит удержать интерес к игре и более целенаправленно решать поставленные задачи.

    Если дети не запомнили правил игры или не поняли ее содержания, лучше прервать игру и дать дополнительные разъяснения. Игра, которая содержит несколько правил или сложна по содержанию, может быть расчленена на составные части, и знакомство с такой игрой следует проводить по этапам: отработав один этап в игре, переходить к отработке следующего. Игра повторяется несколько занятий подряд, пока ее содержание не будет хорошо усвоено всеми детьми. После этого можно познакомить их с другим вариантом игры. При этом выясняется, чем похожа новая игра на предыдущую, какие есть различия между ними. Чтобы развить инициативу и самостоятельность детей, можно предложить им познакомить с содержанием игры своих друзей, родителей, братьев и сестер.

    Для успешного проведения обучающих занятий с использованием игровых технологий необходимо разграничение игровой деятельности и целенаправленной педагогической игры, игры с правилами, подчиненной достижению заранее намеченного игрового результата (цели).

    В этом параграфе мы рассмотрели педагогические условия эффективности применения игровых технологий в учебном процессе, которые мы сформировали в результате проведения опытно-экспериментальной работы.

    В третьей главе мы описали ход и динамику опытно-экспериментальной работы, направленной на подтверждение действенности и результативности использования игровых технологий на обучающих занятиях для детей младшего школьного возраста. В результате проведенного исследования мы сформировали педагогические условия эффективности применения игровых технологий в учебном процессе. Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что уровень знаний и умений у детей экспериментальной группы выше, чем у детей, обучающихся по традиционной системе обучения. В результате проведенной беседы с детьми выяснилось, что им очень понравилось игровое занятие. Ввиду того, что дети, участвующие в исследовании, получили необходимые знания, соответствующие цели проведения игрового занятия, то, можно отметить, что применение игровых технологий в учебном процессе является эффективной формой обучения.

    В результате опытно-экспериментальной работы нами были сформулированы педагогические условия эффективности применения игровых технологий в учебном процессе.

    Таким образом, подтвердились наши предложения о том, что использование в процессе обучения игровых технологий является эффективным средством активизации познавательной деятельности детей, их применение повышает прочность и качество усвоенных знаний, если педагогические игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами; четко организуются; соответствуют возможностям детей.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта