Главная страница
Навигация по странице:

  • 2

  • вкр. ВКР. Использование игровых педагогических технологий в учебном процессе теория и практик. Содержание


    Скачать 271.19 Kb.
    НазваниеИспользование игровых педагогических технологий в учебном процессе теория и практик. Содержание
    Дата15.04.2023
    Размер271.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВКР.docx
    ТипДокументы
    #1064809
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6
    Педагогическая классификация детской игры

    Детские игры разнообразны по своему содержанию, возрастным возможностям их использования, степени самостоятельности ребенка, организационной структуре, игровому материалу и т.д., поэтому точная их классификация затруднительна. В каждой теории игры предлагаются те критерии для классификации, которые отвечают данной концепции.

    В отечественной дошкольной педагогике традиционно сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре.1

    Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П.Ф. Лесгафт, он разделил детские игры на две группы:

    1. Имитационные (подражательные), без участия взрослых;

    2. Подвижные (игры с правилами).

    Позже идея П.Ф. Лесгафта получила развитие в работах Н.К. Крупской. Она разделила детские игры по тому же принципу:

      1. Игры, придуманные самими детьми (творческие);

      2. Игры, придуманные взрослыми (игры с правилами).

    В основе новой классификации детских игр, разработанной С.Л. Новоселовой, лежит представление о том по чьей инициативе они возникают.2

    Выделяются три класса игр:

    1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (самодеятельные игры): игра- экспериментирование; самодеятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительная; сюжетно-ролевая; режиссерская; театрализованная).

    2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целями: обучающие игры (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные игры и др.), досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально- постановочные (не игры в театр, а сам театр)).

    Все игры второго класса могут быть и самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, т.к. в этих играх нет исходной инициативы ребенка в постановке игровой задачи. Воспитательное и развивающее значение подобных игр огромно. Они формируют культуру игры; служат в дошкольный период жизни естественной формой передачи детям знаний; способствуют усвоению социальных норм и правил; и, что особенно важно, являются нарядý с другими видами деятельности основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания.

    3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные или традиционные игры), которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

    Игры третьего класса исторически лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым. Народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и др.), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.

    Все виды игр имеют свои особенности и назначение, но между ними нет явно обозначенных границ - в каждой игровой ситуации они могут накладываться друг на друга.

    Грэйс Крайг выделяет следующие виды игр:

    Сенсорные игры.

    Цель игры этого вида: приобретение сенсорного опыта ради самого опыта. Благодаря сенсорной игре дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окружают.

    Моторные игры (бег, прыжки).

    Этот вид игр предполагает постоянную смену ощущений движения. Моторные игры являются хорошим упражнением на развитие координации движений. Как правило, ребенок начинает играть в подобные игры с другими детьми не ранее, чем ему исполнится 3 года. Игра речью.

    Детей интересует сама речь, они экспериментируют с ритмическим строем и мелодикой речи; объединяют слова друг с другом, придавая им новое значение. Смысловое содержание отходит здесь на задний план. Дети играют со звуками, формами и смысловыми оттенками речи. Игра со словами дает детям возможность поупражняться в грамматике, помогает разобраться в смысловых оттенках речи.

    Ролевые игры (сюжетно-ролевая игра).

    Один из основных видов игр. Заключается в проигрывании разных ролей и ситуаций. Включает в себя не только имитацию поведения кого-либо, но также значительный элемент фантазии и новые способы взаимодействия. С ее помощью дети знакомятся с социальными отношениями, нормами, традициями и другими аспектами культуры.

    Игры с правилами и игры-состязания.

    По мере того как дети становятся старше, их игры начинают проходить по определенным правилам и преследовать какую-то цель. Подобные игры требуют владения определенными когнитивными навыками: нужно знать правила, учитывать последствия тех или иных действий, уметь выигрывать и проигрывать, что одновременно и способствует развитию этих навыков.

    В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.1

    Г. К. Селевко предлагает классифицировать педагогические игры по нескольким принципам:

    1. По виду деятельности:

    - физические (двигательные);

    - интеллектуальные (умственные);

    - трудовые;

    - социальные;

    - психологические.

    2. По характеру педагогического процесса:

    • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

    • познавательные, воспитательные, развивающие;

    • репродуктивные, продуктивные, творческие;

    1. По характеру игровой методики.

    Самые важнейшие из применяемых типов:

    • предметные;

    • сюжетные;

    • ролевые;

    • деловые;

    • имитационные;

    • игры-драматизации.

    1. По игровой среде:

    • с предметами / без предметов;

    • настольные, комнатные, уличные, на местности;

    • компьютерные, с применением технических средств обучения (ТСО);

    • технические, с различными средствами передвижения.1.

    Смирнов С.А выделяет три группы игр, подходящих для использования в образовательных учреждениях:

    1. Короткие игры.

    К ним относятся предметные, сюжетно-ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач (усвоение правила, отработка навыка и т.д.).

    1. Игровые оболочки.

    Эти игровые формы организации учебной деятельности более продолжительны по времени. К ним относится такой прием, как создание единой игровой оболочки урока, т.е. представление урока в виде целостной учебы-игры. К примеру, сюжетом, объединяющим весь урок, может стать приход на занятие героев сказки.

    3. Длительные развивающие игры (подготовка к какому-либо событию, большая коллективная работа и т.д.).

    Игры подобного типа рассчитаны на различные временные промежутки. Они ориентированы по выражению на далекую цель, и направлены на формирование медленно образующихся психических и личностных качеств ребенка. Игры этой группы учат ответственности - это игры воспитывающей направленности.2 Имеется определенная сложность в определении типа игры, так как некоторые принципы построения у различных игр сходны, но, тем не менее, у них есть существенные, принципиальные различия. Все игры, так или иначе, решают своим воздействием на обучающихся три основные задачи: воспитательную, образовательную и развлекательную.

    Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом классификации и функций педагогических игр.1

    Игровая деятельность выполняет такие функции:

    • Развлекательная: это одна из основных функций игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;

    • обучающая: закрепление знаний, формирование умений и навыков, развитие памяти, внимания, мышления;

    • коммуникативная: освоение диалектики общения, объединение коллектива, установление эмоциональных контактов;

    • самореализация в игре;

    • игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении;

    • диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения (предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка: интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.), самопознание в процессе игры (ребенок проверяет свои силы, возможности, самовыражает и самоутверждает себя);

    • функция коррекции: внесение позитивных изменений и дополнений в структуру личностных показателей ребенка;

    • релаксационная: снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при обучении;

    • психотехническая - формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности;

    • функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

    Однако четкую границу провести между функциями игры невозможно. Каждая игра чему-то учит, воспитывает определенные качества у детей и в то же время обеспечивает достижение развлекательной цели.

    Рассмотрим более подробно дидактическую группу игр, как наиболее часто используемых в учебно-воспитательном процессе.

    Дидактическая игра - разновидность игры с правилами, специально созданными в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра имеет педагогическую и игровую задачи, правила действия, результат. Дидактическая задача не выступает открыто, реализуется косвенным образом через игровую задачу, игровые действия и правила.

    Дидактические игры решают различные учебно-развивающие задачи и включают игровой опыт детей в учебную ситуацию. Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов подготовки к школе и обучения различным учебным предметам, прежде всего в старшем дошкольном возрасте и начальной школе.

    Дидактическая игра - это вид деятельности, занимаясь которым, дети учатся. Дидактическая игра является утвержденным в педагогической практике и теории средством для расширения, углубления и закрепления знаний. Кроме того, дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой охотно занимаются дети. Она может быть индивидуальной, групповой или коллективной.

    К дидактическим играм относят: игры на внимание, развитие памяти, тренировку наблюдательности, на быстроту реакции, развитие творческих способностей и др.

    Процесс игры подчинен решению дидактической задачи, которая всегда связана с определенной темой учебной программы. Она предусматривает необходимость овладения знаниями, необходимыми для реализации замысла игры.

    Учебная задача в дидактической игре не ставится прямым образом перед детьми, поэтому обычно говорится о непроизвольном усвоении учебного материала. Двойственный характер дидактической игры - учебная направленность и игровая форма - повышает интерес ребенка, стимулирует и повышает эффективность овладения конкретным учебным материалом.

    Дидактические игры отличаются от дидактических упражнений наличием обязательных элементов: игрового замысла, дидактической задачи, игрового действия и правил.

    Игровой замысел и игровое действие делают дидактическую игру привлекательным, желанным и эмоциональным видом деятельности. Игровой замысел бывает выражен в самом названии игры и в игровой задаче, путем решения которой дети начинают понимать практическое применение полученных ими знаний. Игровой замысел определяет характер игрового действия, а игровое действие дает возможность детям учиться в тот момент, когда они играют. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Результаты игры всегда бывают очевидными, конкретными и наглядными. Соблюдение правил обязывает детей самостоятельно выполнять игровые действия, и вместе с этим у них вырабатывается критерий для оценки поведения своих партнеров по игре и своего собственного.

    Работа над дидактической задачей требует активизации всей психической деятельности ребенка. Развиваются познавательные процессы, мышление, память, воображение. Совершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных операций в их единстве. Внимание учащегося становится более целенаправленным, устойчивым, и появляется умение правильно его распределять.

    Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на: предметные (с дидактическими игрушками и материалами); настольно-печатные, основанные на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино) или по принципу сложения целого из частей (типа разрезных картинок); предметно- словесные.

    Дидактические игры могут быть использованы для индивидуальной игры, в которой ребенок соревнуется со своим прошлым результатом в игре, а также в дидактические игры может играть группа детей, состоящая из двух или большего числа человек, и тогда момент соревнования в игре еще больше усиливает эффективность усвоения учебного материала.

    Приведем примеры дидактических игр для детей 6-7лет.

    Игра 1. Первоклассник.

    Дидактические задачи: закреплять знания о том, что нужно первокласснику для учебы в школе; воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.

    Игровая задача: собрать портфель первокласснику.

    Игровое правило: собирать предметы по сигналу.

    Игровое действие: соревнование, кто быстрее соберет в портфель все необходимое для школы.

    Ход игры. На столе у педагога лежат два портфеля. На других столах лежат разные вещи, среди которых есть учебные принадлежности: тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др.

    К столу выходят двое играющих. По команде педагога они должны выбрать необходимые учебные принадлежности, аккуратно положить их в портфель, закрыть его. Кто сделает это первым, тот и выиграл. Школьники, выполнившие задание, выбирают вместо себя других участников, остальные выступают в роли болельщиков и объективно оценивают участников. В игре закрепляются названия и назначения всех предметов. Педагог обращает внимание на то, что нужно все складывать не только быстро, но и аккуратно, поощряет тех, кто точно выполнил все правила игры.

    Вариант: одна пара первоклассников складывает в портфель все необходимое, другая — достает из него собранные вещи и аккуратно раскладывает их на полочке (на столе), отдельно помещая учебники, тетради, альбом и т.д.
    Игра 2. Магазин игрушек.

    Дидактическая задача: развивать умение выделять первый звук (гласный или согласный) в слове.

    Игровая задача: «купить» игрушку.

    Игровые правила: игрушка продается только тогда, когда правильно определен первый звук в ее названии.

    Игровые действия: выбрать игрушку; определить первый звук; заплатить за игрушку чеком — буквой.

    Ход игры. Педагог раскладывает на столе игрушки: куклу, дудку, зайца, ослика, утенка, автобус, барабан, мяч — и предлагает учащимся поиграть в магазин: «Я буду продавцом, а вы — покупателями. Подумайте, какую игрушку вы хотите купить. Но, покупая игрушку, вы должны «заплатить» за нее чеком — буквой, точно выбрав ту, которая обозначает первый звук в названии игрушки». Школьники должны также объяснить, какой это звук — гласный или согласный. Если ответ правильный, то игрушка считается купленной.

    Подведение итогов осуществляется сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков, выявление учеников, которые лучше выполнили игровое задание, определение команды-победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого учащегося, подчеркнуть успехи отстающих детей.

    Технология проведения обучающих игр предусматривает, что при проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, так как именно с их помощью решаются основные учебные задачи.

    И так, можно сделать вывод о том, что игровые технологии позволяют подходить к каждому ребенку как к индивиду с особыми возможностями: интерес к условиям обучения порождает добровольное движение обучаемого к заинтересованному познанию содержания, к процессу выполнения учебных действий. Таким образом, в этом параграфе мы рассмотрели различные виды педагогической классификации игры и игровых технологий. Также выделили функции игровой деятельности и задачи педагогической игры.

    В результате теоретического анализа, мы определили, что игра - это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

    Игра - это деятельность, мотив которой лежит в ней самой. То есть такая деятельность, которая осуществляется не ради результата, а ради самого процесса.

    В первой части выпускной квалификационной работы мы провели теоретический анализ игры, рассмотрели историю возникновения игры, этапы развития игры. Увидели различные классификации педагогических игр, их функции и задачи. Подробно рассмотрели дидактическую игру.


    2. Анализ особенностей применения игровых технологий

    2.1 Требования к организации педагогических игр в процессе обучения

    Для более полного понимания понятия «Игровых технологий», рассмотрим педагогическую игру как вид педагогической технологии. Термин «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве» techne - «искусство», «мастерство»; logos - «слово», «учение». Понятие «педагогическая технология», охватывает процессы образования, обучения и воспитания. Образовательная технология связана с организацией образовательных систем и образовательных учреждений. Технология обучения и технология воспитания описывают деятельность учителя и учащихся соответственно в учебном и воспитательном процессе.

    Педагогическая технология - это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанная с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирование и конкретизация целей педагогического процесса; преобразование содержания образования в учебный материал; анализ межпредметных и внутри предметных связей; и т.д.1

    Технология педагогической деятельности, таким образом, представляет собой реализацию приемов и способов управления образовательным процессом в образовательном учреждении.

    Педагогическую технологию понимают, как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. В. В. Пикан выделяет наиболее существенные признаки таких технологий:

    • технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора;

    • технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

    • технология предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и учащихся;

    • элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым педагогом, с другой гарантировать достижение планируемых результатов всеми обучающимися;

    • органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.1




    Общие цели и содержание




    Учебные




    Обучение




    Оценка




    цели







    обучения

















    Поправки и коррекция

    Схема технологического построения учебного процесса.2

    Использование педагогических технологий предполагает особое построение учебного процесса. Данная схема содержит этапы, присущие любому типу построения учебного процесса - выработку цели и определение содержания обучения. Отличительной ее особенностью является направленность на достижение заведомо поставленной цели и на этой основе коррекция учебного процесса, наличие оперативной обратной связи. Игровая технология основана на закономерностях учебного процесса, как результате научного познания процесса образования человека. Методика опирается на эмпирический опыт, мастерство педагога, она ближе к его артистизму, искусству.

    Игра – естественная среда для обучения. Ребенок имеет дело не с искусственно подготовленными и дозированными объектами или информацией, а с реальной жизнью, задачами и вещами. Мотивы и побуждения к учению идут изнутри, а не извне. Психика ребенка сама осуществляет отбор и закрепление необходимых сведений и действий без специальных усилий с его стороны и принуждения со стороны педагога. Отсюда высокая готовность учащегося к учению, большая его учебная активность, высокие и устойчивые результаты. Особенностью игровой технологии является то, что ее разработка и применение требуют высочайшей творческой активности педагога и детей.

    Педагогу необходимо учитывать, что технологическую структуру обучающего занятия с применением игровой технологии определяют следующие компоненты:

    • мотивационный;

    • ориентационно – целевой;

    • содержательно – операционный;

    • ценностно – волевой;

    • оценочный.

    Мотивационный компонент связан с отношением ребенка к содержанию и процессу деятельности, включает его мотивы, интересы и потребности в игре. Мотивация, которая обеспечивает активность в игре и связь с другими видами деятельности, закладывается в процесс игры.

    Ориентационно – целевой компонент связан с тем, что ребенок воспринимает цели учебно – познавательной деятельности, нравственные установки, ценности, которые, став лично значимыми становятся регуляторами игрового поведения обучаемых.

    Содержательно – операционный компонент предполагает, что дети примерно на одном уровне владеют учебным материалом по теме игрового занятия, находятся на одной ступени развития.

    Ценностно-волевой компонент обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, эмоциональные переживания.

    Оценочный компонент игры обеспечивает сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры, а также самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности. Выделенные компоненты игровой технологии включают ряд структурных элементов.

    Компоненты игровой технологии во взаимосвязи со структурными элементами игры.1

    Компонент игровой технологии

    Структурные элементы игры


    Мотивационный

    Установочный момент, игровая ситуация

    Ориентационно-целевой

    Задачи игры

    Содержательно-операционный

    Правила игры, игровое действие

    Ценностно-волевой

    Игровое состояние

    Оценочный

    Результат игры

    В большинстве случаев, в педагогических играх все структурные элементы игры очень тесно связаны между собой, и их трудно отделить друг от друга.

    Начало любой игры - это, прежде всего, эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установка на игру должна создаваться в увлекательной форме, возможно с использованием слайдов, рисунков (материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и должны отвечать гигиеническим нормам).

    Установочный элемент игры позволяет ввести ребят в игровую ситуацию. Данная ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве (сказочный лес, акватория океана и т.д.), историческим временем, поставленной проблемой. В игровой ситуации участвует определенное количество учеников (группа, класс), которые выполняют определенные действия.

    Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников. Игровая задача заинтересовывает школьников, но если игровой задачи нет, то игра превращается в обычное задание или упражнение.

    Для соединения учебных и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия, выступают регулятором игрового действия.

    Наряду с правилами действия в воображаемой ситуации необходимо разработать правила межличностных отношений. Без введения этих правил игра будет неуправляемой, а учебные цели не удастся реализовать. Правила взаимоотношений, играющих друг с другом выполняют воспитательную роль, направляют игру по заданному руслу. Примеры правил: закончил свою работу - помоги товарищу; будь доброжелательным; внимательно выслушивай мнение товарища и т.д.

    Игровые правила реализуются в игровых действиях. Существуют внешние действия (слушать, рисовать, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру.

    Игровые действия должны быть мотивированы, должны постепенно усложняться и соответствовать числу учащихся.

    Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние - важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностъю ситуации, элементами соревнования и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.

    Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом) и отсроченным (создал свой вариант игры спустя какое-то время).

    Различают результат для педагога (игра продемонстрировала умения, уровень усвоения знаний и норм поведения) и результат для учеников (игра пробудила интерес к проблеме, принесла моральное удовлетворение).

    Важна коллективная оценка игры, которая стимулирует учащихся. При этом можно вносить коррективы в игру, отметить положительные моменты, подчеркнуть успехи слабых учеников, закончить игру на эмоциональном подъеме.

    Характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами.

    Педагогическая игра хороша тем, что она позволяет педагогу не предъявлять ребенку педагогическую цель в явном виде, избегать прямого воздействия, не демонстрировать, а наоборот, тщательно скрывать свою, безусловно руководящую, позицию в воспитании. Дошкольник, участвуя в педагогической игре, оказывается и объектом педагогического воздействия, и субъектом собственной деятельности, так как действует самостоятельно, не осознавая, что рамки его активности определил педагог.

    Задача педагога как организатора игры - контроль и внешнее управление всем игровым процессом обучения и развития через взаимодействие участников игрового занятия, создание условий для развития инициативы детей и их творческого поиска эффективных решений конкретных задач и ситуаций, установление обратной связи.

    Организационная сторона деятельности педагога обеспечивает педагогическую результативность игры. Это сказывается, например, на характере распределения ролей, при котором педагог стремится добиться активного включения всех детей в игру. Учебно-игровая деятельность дает более широкие возможности для личностных проявлений по сравнению с традиционной формой обучения.

    На игровых занятиях важную роль играют разнообразные виды активности обучаемых. Активность является решающим условием эффективности игрового взаимодействия. Игровая технология провоцирует познавательную, физическую и социальную активность детей, и каждая из них является значимой для достижения планируемых результатов в соответствии с поставленными игровыми, учебными и развивающими целями.

    Педагогу, использующему игровые технологии, необходимо составить подробное описание целей своего курса обучения и каждого конкретного занятия. Именно от этого момента зависит образовательная результативность игровых технологий.

    Педагог для себя должен четко разграничить игровую (развлекательную) составляющую обучающего занятия с применением педагогической игры и обучающую, соответствующую заранее намеченной цели занятия.

    Задачи необходимо четко сформулировать и определить сроки и объем теоретической и игровой работы - они должны быть выполнимы и нацелены на достижение практического результата. Кроме того, педагогу для проведения практических занятий с применением игровых технологий необходимо подготовить разнообразные средства и задания, дидактический (иллюстративный) материал.

    В процесс игры предполагается строгое соблюдение сформулированных педагогом норм, правил игры, «поощрений» и «наказаний» за демонстрируемые позитивные и негативные результаты.

    В игре должна быть обеспечена двухпозиционность: сочетание ситуативной (воображаемой) и надситуативной (смысловой) позиции. Иначе это будет не игра, а действия по правилам. Важно также переключать внимание детей с процессуальной стороны игры на эмоциональное отождествление с тем или иным героем, персонажем, партнером, другом. Для реализации двухпозиционности первостепенное значение приобретает момент соревнования, выигрыша / проигрыша, награды. При этом нельзя приучать детей к постоянному успеху в игре через системы уступок, «поддавки» в игре, которые необходимы на начальном этапе формирования мотивации в игре, но становятся вредными при их чрезмерном использовании.1 Умение адекватно воспринимать проигрыш является для ребенка профилактикой стрессов при неудачах в будущем. С другой стороны, если в группе игроков постоянно выигрывает один и тот же ребенок, это формирует зависть и отказ от игры у остальных. Поэтому для «слабого», конкурентно неспособного ребенка предпочтительна индивидуальная игра и соревнование с самим собой. В любом случае ему необходимо одобрение, поощрение, положительный опыт успеха для сохранения веры в свои силы и возможности. Похвалив ребенка, педагог дает ему новый импульс к достижениям, а порицание может помешать реализовать даже имеющиеся возможности.

    В развивающем обучении особое значение имеет вопрос об организации педагогических игр. Дети знакомятся с каждой новой обучающей игрой под руководством педагога следующим образом: педагог рассказывает, как называется игра; знакомит детей с предметами (материалами), с которыми им придется иметь дело во время игры; объясняет правила игры.1

    Этот момент имеет важное психологическое значение, поскольку он должен создать у детей соответствующий психологический настрой, который поможет им внимательно выслушать правила игры. Они должны быть сформулированы кратко, точно и ясно. Педагог сам решает, есть ли необходимость давать учащимся более полное объяснение игры в сочетании с показом части (или всего целиком) игрового действия. Следует приветствовать, если дети участвуют в обсуждении правил игры или предлагают их модификации, не забывать хвалить детей за все то новое, что они придумали. Потом начинается игра. Педагог контролирует, чтобы соблюдались правила. Он может участвовать в игре в качестве ведущего или же в качестве простого участника на общих основаниях. Игра оценивается в соответствии с полученными результатами и с тем, как соблюдались правила игры ее участниками. Поощрения всегда должны преобладать над порицаниями и запретами. Не должно остаться незамеченным ни одно, даже минимальное, достижение каждого ребенка.

    Число участников педагогической игры может колебаться от одного ребенка (соревнующегося со своим предыдущим результатом) до многочисленной группы. Численность игроков не определяет качества и эффективности игры. «В группе из двух человек игра может достигать высокого уровня развития, а в более многочисленной группе стоять на более низком уровне. Есть все основания предполагать, что уже при переходе к игре вдвоем при наличии ролей, воссоздающих определенную систему социальных отношений, происходит качественное изменение в ходе развития игры, а дальнейший рост количества играющих совместно не представляет особого значения»1 - писал Д.Б. Эльконин.

    При организации обучающего занятия с применением игровой технологии необходимо учитывать закономерности развития игры как деятельности (см. таблицу 2.1). Динамика использования педагогических игр и игровых приемов в процессе обучения элементарным математическим представлениям в ДОУ.

    Таблица 2.1 - Динамика использования педагогических игр и игровых приемов.

    Возрастная группа


    Ведущий тип игры


    На занятиях

    Первая младшая

    Предметно - манипулятивная игра

    Внесение дидактических игрушек

    Вторая младшая

    режиссерская игра (игровое действие)

    Использование дидактических игрушек, игровая мотивация при закреплении навыка.

    Средняя

    Ролевая (игровая ситуация и роль)

    Одушевление чисел и превращение их в персонажей предметных историй

    Старшая

    Сюжетно-ролевая игра

    Составление и решение задач.

    Подготовительная

    Игры с правилами

    Дидактические игры с правилами; настольные, подвижные.



    Педагогу, проводящему обучающие занятия с детьми, необходимо использование игрового взаимодействия, которое, в частности включает:

    • проявление активной эмоциональной и речевой заинтересованности к игровым действиям ребенка;

    • формирование умения присоединиться к игре, не лишая ребенка инициативы;

    • формирование умения вести диалог в процессе игры в ситуации «разделенного внимания» (сосредоточения на общем сюжете игры) и согласованности с репликами ребенка.1

    Правильно руководить игрой - значит воздействовать на игру в интересах полноценного психического развития ребенка. Но при этом необходимо понимать логику и закономерности развития самой игры.

    Кроме понимания логики игры, необходимо также учитывать индивидуальные особенности ребенка. Поэтому большое внимание должно быть уделено дифференциации материала и заданий в игровой деятельности по возрасту детей и уровню их знаний и представлений по изучаемым разделам и областям.

    Организация групповых занятий с детьми во многом определяется их возрастом, от которого зависит не только степень когнитивного развития, но и уровень общения ребенка.

    Эффективность педагогической игры напрямую зависит от ее привлекательности, интереса для детей и ее эмоциональной насыщенности.

    При внедрении игровых технологий важно определить прогресс, достигнутый детьми к концу игрового занятия, а затем к окончанию всего цикла обучения и соотнести успехи с целями курса.

    Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели требования к организации и проведению обучающих занятий с применением игровых технологий. Проанализировали задачи, стоящие перед педагогом; особенности поведения педагога при проведении педагогической игры.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта