Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Литературный обзор исследований по проблеме восприятия рекламы 1.1. Адвертологический подход в психологии рекламы

  • 1.1.2. Понятие неэтичной рекламы и её воздействие на потребителя

  • 1.1.3. Обзор эмпирических исследований восприятия рекламы

  • 1.2. Методики исследования восприятия рекламы в контексте нравственного самоопределения 1.2.1. Методика нравственного самоопределения А.Б. Купрейченко, А.Е. Воробьевой

  • 1.2.2. Методика Басса-Дарки

  • 1.2.3. Метод семантического дифференциала в исследовании рекламы

  • Выводы к первой главе

  • 2. Эмпирическое исследование восприятия неэтичной рекламы людьми с различным нравственным самоопределением

  • Вкр. !ВКР-20Исследование-20неэтичной-20наружной-20рекламы. Исследование неэтичной наружной рекламы


    Скачать 0.99 Mb.
    НазваниеИсследование неэтичной наружной рекламы
    Дата01.12.2021
    Размер0.99 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла!ВКР-20Исследование-20неэтичной-20наружной-20рекламы.docx
    ТипИсследование
    #287811
    страница1 из 3
      1   2   3

    Выпускная квалификационная работа на тему: «Исследование неэтичной наружной рекламы»


    Содержание


    Введение 1

    1. Литературный обзор исследований по проблеме восприятия рекламы 3

    1.1. Адвертологический подход в психологии рекламы 3

    1.1.1. Реклама как элемент общественной системы 3

    1.1.2. Понятие неэтичной рекламы и её воздействие на потребителя 5

    1.1.3. Обзор эмпирических исследований восприятия рекламы 11

    1.2. Методики исследования восприятия рекламы в контексте нравственного самоопределения 13

    1.2.1. Методика нравственного самоопределения А.Б. Купрейченко, А.Е. Воробьевой 13

    1.2.2. Методика Басса-Дарки 15

    1.2.3. Метод семантического дифференциала в исследовании рекламы 16

    Выводы к первой главе 18

    2. Эмпирическое исследование восприятия неэтичной рекламы людьми с различным нравственным самоопределением 20

    2.1. Определение базы исследования нравственного самоопределения людей и определение их уровня нравственности 20

    2.2. Исследование специфики нравственного самоопределения в массовых коммуникациях создателей медиапродукта и аудитории 20

    Заключение 28

    Список использованных источников 32

    ПРИЛОЖЕНИЕ А 36

    ПРИЛОЖЕНИЕ Б 37




    1. Введение

    Актуальность. Реклама несёт в себе множество функций, в их числе – определение ценностных установок. Однако содержание разнится в зависимости от вида и целей рекламы. Так, социальная реклама транслирует семейные ценности, важность здоровых отношений между людьми, заботу о своём здоровье и безопасности. Привычная нам коммерческая реклама формирует потребительский образ жизни, а в некоторых случаях и грозит общественному моральному сознанию [22]. Реклама пронизывает всё современное медиа-пространство и растворяется в существующем контенте. Институт рекламы не может не влиять на культурную жизнь общества, поэтому на данный момент времени существуют определённые ограничения для негативной стороны рекламной продукции.

    Влияние рекламы на представителей различных групп является частой темой для обсуждения в научных кругах. Выделяют половые различия в восприятии, различия в семейном положении, рабочем статусе. Разумеется, влияет уровень нравственного самоопределения.

    Гипотезы исследования:

    • Между людьми разного уровня нравственности существуют различия в восприятии нейтральной, агрессивной, сексуальной и циничной рекламы.

    • Люди более нравственные лучше воспринимают нейтральную рекламу, а менее нравственные – лучше воспринимают циничную, сексуальную и агрессивную рекламу.

    Объект исследования – восприятие наружной рекламы.

    Предмет исследования – восприятие неэтичной наружной рекламы.

    Цель исследования – выявить различия в восприятии неэтичной рекламы людьми с различным нравственным самоопределением.

    Задачи:

    1. Рассмотреть адвертологический подход в психологии рекламы, определить понятие неэтичной рекламы и её последствия;

    2. Изучить особенности восприятия рекламы;

    3. Провести исследование, направленное на выявление различий в восприятии неэтичной рекламы людьми с разным уровнем нравственности.

    Методологическая база исследования:

    Теоретическая

    Теоретический анализ явления неэтичной рекламы.

    Эмпирическая

    Методы: метод психологического тестирования, метод анкетирования, методы математической обработки, а именно метод коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

    Методики: авторская методика оценки психологических показателей эффективности рекламы, методика «Нравственное самоопределение личности» А. Е. Воробьевой и А. Б. Купрейченко, метод семантического дифференциала в исследовании рекламы, методика измерения агрессивности личности Басса-Дарки.

    В рамках исследования было проведено сравнительное исследование нравственного самоопределения людей с разным уровнем нравственности.

    Выборку исследования составили студенты в возрасте от 19 до 29 лет в количестве 60 человек.


    1. 1. Литературный обзор исследований по проблеме восприятия рекламы

    2. 1.1. Адвертологический подход в психологии рекламы

    3. 1.1.1. Реклама как элемент общественной системы

    Институт рекламы возник в процессе развития рыночных отношений [14]. С помощью неё инициаторы отношений – рекламодатели – влияют на определённые социальные группы и широкие слои населения для достижения конкретных целей, чаще всего – продвижение товара в массы.

    Данная цель не всегда достигается, более того, вместе с ней или вместо неё могут возникнуть непредвиденные последствия, выходящие за рамки рыночных отношений [12].

    Несмотря на признанное влияние рекламы на многие сферы общества, данный феномен не изучен достаточно. Особенно часто на это указывают исследователи рекламы как социальной составляющей, её этической стороны [12, 25, 27].

    Рекламная деятельность изучается множеством наук, по своему характеру она междисциплинарна. Но условно можно выделить три основных подхода к её анализу: экономический, психологический и социологический.

    Экономический предполагает разбор как способов подготовки сообщения, так и его передачи через каналы связи, будь то телевидение или интернет. Социологический изучает, как работает способность рекламы к манипуляции, а также то, каким образом она стимулирует изменения в социуме. Психологический подход акцентирует внимание на воздействие рекламы на личность, рассматривает рекламу через систему потребностей, мотивов и стимулов [13].

    Задачи последнего направления решает такой научно-методологический подход, как «адвертологический».

    «Адвертологический подход» направлен на системное изучение рекламной деятельности как социокультурного явления [16]. В отличие от прочих подходов в изучении рекламы – «суггестивного» и «маркетингового» – он является универсальным для психологического анализа рекламной деятельности, так как включает в себя не только вышеназванные подходы, но и прочие составляющие, вроде психологии саморекламы, пропаганды, PR.

    В психологии «адвертологический подход» рассматривает рекламную деятельность как явление культурной жизни общества. В этом случае человек воспринимается не как потребитель, но как личность с чувством собственного достоинства. Анализируется прямое и косвенное воздействие рекламы на человека, но не для улучшения продаж; «адвертологический подход» позволяет в первую очередь привести человека к культурному росту, это же и является его главной целью.

    Рекламное воздействие часто признаётся травмирующим. Выявлены следующие возможные последствия: фрагментация сознания, непрерывная стимуляция психической активности, снижение самооценки среди потребителей с невысокой заработной платой, возникновение ложной конкуренции за обладание статусными вещами [20]. Рекламные раздражители, хоть и имеют слабый эффект, воздействуют на человека в течение всей его жизни [30].

    Помимо общих травмирующих факторов, часть рекламных кампаний также способны вызвать негативную реакцию у общества, отрицательно повлиять на самочувствие и самооценку [23].


    1. 1.1.2. Понятие неэтичной рекламы и её воздействие на потребителя

    Исследование этичности рекламы относится к частному случаю такой прикладной специализации как этика бизнеса. Согласно теории этики бизнеса, реклама условно имеет две составляющие – это информация о продукте и убеждение в том, что продукт необходим потребителям. Данные компоненты подлежат этической оценке по отдельности.

    Этика рекламы вмещает в себя несколько подходов к проблеме рекламы, которые согласуются с основными этическими направлениями. Так, основные исследования морали в рекламе относятся к деонтической этике, утилитаризму и «этике справедливости», менее популярны такие подходы как религиозная этика, этика дискурса и этика добродетели [11].

    «Этика справедливости» основывается на идее равенства людей, как следствие, здесь речь идёт об устранении социального неравенства в пользу тех, кто находится в менее благоприятных условиях. То есть ради общественной системы человек должен ограничивать свои права в отношении других, конечно же, в разумных пределах.

    Утилитаристская этика чаще всего рассматривает вопрос с позиции производителя или предпринимателя. Реклама этична, если явно не нарушает общепринятые нормы. Для утилитаризма важно, насколько реклама экономически успешна и насколько положительно она повлияла на развитие предприятия или торговли. Так, если компания процветает, она удовлетворяет нужды населения в товаре, в перспективе избавляет от безработицы и т.д.

    Несмотря на разнообразие подходов в этике рекламы, самой разносторонней и популярной является деонтическая этика. С позиции деонтической этики мы и будем в дальнейшем рассматривать вопрос этичности рекламы.

    В отличие от утилитаризма, например, деонтическая этика не сосредоточивается на одном экономическом компоненте, она также выделяет духовный и интеллектуальный уровни. Человек здесь в первую очередь личность, причём это касается не только потребителя, но и производителя. Они являются членами общества, и только потом – субъектами экономических отношений. В соответствии с этим примарная идея рекламной этики состоит в соблюдении моральной этики и норм, в уважении человеческой личности [11].

    Информационная часть должна в первую очередь соответствовать истине. «Обманчивая» реклама предполагает намеренно ложную информацию о составляющих продукта. При этом попытки производителей убедить потребителей через рекламные слоганы (яркий пример – «Gillette – лучше для мужчины нет») обманом не считаются, и, как следствие, проходят этическую проверку на достоверность.

    Убедительность в рекламе имеет свои этические критерии. Исследования по данному вопросу проводились ещё в 50-60-х гг. прошлого века. Так, один из критиков рекламы как явления, Гэлбрейт (1958), считал, что реклама не показывает людям способ удовлетворить свои потребности, вместо этого навязывая новые. Переизбыток рекламы потребительских товаров заставляет желать их вместо общественных благ [31]. Тремя годами позже другой исследователь, Хайек (1961), высказал обратную точку зрения: природа желаний зависит от окружающей среды, следовательно, желания, порождённые рекламой, являются лишь небольшой частью целого; они не более важны остальных [30].

    Если Гэлбрейт усматривал вред рекламы в её изначальной способности убеждать, то более современные исследователи сосредоточиваются на методах убеждения, которые используют рекламодатели. В этом плане неэтичная реклама – та, что переходит черту манипуляции. То есть неэтичная манипулятивная реклама – та, что убеждает потребителя, зачастую с использованием нерациональных средств, сделать неоптимальный выбор, не учитывая его собственных потребностей [29].

    В качестве примера подобной рекламы приводится так называемая ассоциативная реклама. В таком случае продукт связывается с каким-либо положительным убеждением, чувством, отношением или деятельностью (с которыми в действительности имеет мало общего). Таким образом, условная реклама мужских духов может воздействовать на нерыночное желание части целевой аудитории стать более мужественными при помощи рыночного средства – покупки определённого аромата.

    Несмотря на это, большая часть взрослых людей способна заметить, когда их пытаются убедить купить какой-либо продукт. То есть подобная «заметная» реклама, пусть и воздействует на слабые стороны человека, ещё не признаётся неэтичной. Проблема возникает, когда целевой аудиторией рекламы выбирают уязвимые слои населения – а это дети, пожилые люди, люди, пережившие недавно утрату и т.д. Они не обладают способностью делать разумный потребительский выбор, а потому представляют собой тип предосудительной эксплуатации.

    Таким образом, первые этические требования, предъявляемые рекламе, это законность, честность и достоверность.

    Вторая проблема этических норм в рекламе – проблема её соответствия общепринятым моральным ценностям. Г. Хэйко в своём обзорном исследовании вывел три темы, которыми злоупотребляет неэтичная реклама. К ним относятся манипулирование детьми, стимулирование перепотребления и эротический подтекст (чаще всего в отношении женщин) [30].

    Маркетинговые коммуникации, направленные на детей и подростков, зачастую несут в себе опасность из-за наивности целевой аудитории. Реклама легко формирует детские вкусы (например, вредные пищевые привычки, желание вещей определённых брендов, зачастую дорогостоящих, зависимость от материальных ценностей), косвенно влияет на поведение (закрепляется реакция истерики на отказ) [32]. Другие исследования показывают также такие последствия, как расстройства пищевого поведения, депрессии и неудовлетворённость собой у подростков из-за искажённых рекламных образов: так, в рекламе часто обыгрываются стереотипы, касающиеся пола и различных социальных групп, а внешность актёров близка к идеализированной в обществе. Для ребёнка размывается разница между реальным миром и тем, что предлагает реклама [30].

    Далее, неэтичной признаётся реклама, воздействующая на такие чувства потребителя, как страх, отвращение, агрессия и ненависть – другими словами, на чувства, которые выводят человека из душевного равновесия. Также считается недопустимым манипуляция т.н. низменными чувствами человека – к ним относятся жадность, лицемерие, эгоизм и эксплуатация сексуальности. К неэтичной рекламе относят и ту, где присутствует различного рода дискриминация, по половому признаку, религиозному, возрастному и т.д. Вопреки общественным нормам считается и использование намёков на ненормативную лексику [8].

    Если обобщить проблему этичности рекламы в содержательном плане, то можно выделить такую особенность: критика затрагивает те аспекты, что касаются личности человека. То есть главный момент неэтичности в рекламе – отношение к человеку как к средству достижения целей, а не как к самоценной личности. Что касается государственного регулирования рекламной продукции, то в России экспертными советами при УФАС выделяются такие критерии непристойной рекламы, как изображение или описание интимных частей тела, эксплуатация половых желаний, популяризация низких культурных стандартов, скрытое воздействие на человека при помощи символов и знаков, использование криминальной тематики, слов, в которых узнаются бранные выражения.

    Учитываются особенности этических норм в отдельных регионах, а также место, где находится реклама, насколько она близка к детским учреждениям [22].


    1. 1.1.3. Обзор эмпирических исследований восприятия рекламы

    Влияние рекламных роликов на людей представляет собой интересный объект для психологических исследований.

    Гордякова О.В. изучала соотношение личностной агрессивности и тревожности подростков с эмоциональным отношением к агрессии в рекламных роликах. Как было выведено в статье, СМИ могут являться фактором, предшествующим агрессивному поведению подростков. В связи с этим проблемным может считаться юмор в агрессивной рекламе. В таких случаях контроль сознания ослабевает, мы не оцениваем насилие серьёзно. Как следствие, люди не вырабатывают негативного отношения к нему. В особенности это касается детей и подростков [7].

    Анненкова А.В. через исследование социальной рекламы анализировала возможности семантического дифференциала в изучении структуры суждения индивида. Оно показало, что метод семантического дифференциала позволяет оценивать как смысл слов, так и их эмоциональную окраску.

    Широко использовали рекламу в качестве объекта исследования Купрейченко А.Б. и Воробьёва А.Е. [3, 4]. Так, с помощью авторских методик они изучали нравственные воззрения молодёжи через опросник нравственного самоопределения и через оценку отношения молодёжи к неэтичным рекламным слоганам. В их случае исследование рекламы носило вспомогательную роль, которая должна была дополнять методику нравственного самоопределения. Таким образом авторы книги получали более объективную оценку нравственности респондентов.

    Благодаря эмпирическому исследованию было выявлено, что молодёжь, уже имеющая детей, относится к неэтичным рекламным подзаголовкам гораздо критичнее тех, кто детей ещё не имеет. Был сделан вывод, что наличие объекта заботы или ответственности даёт более полное понимание назначения и важности морали. Также сравнение респондентов работающих и тех, кто совмещает работу с учёбой, показало, что работающие люди воспринимают неэтичную рекламу более негативно, чем вторая группа. По мнению авторов исследования, это объясняется необходимостью второй группы перестраиваться с одной системы норм (учебных) на другую систему (трудового коллектива). Как следствие, происходит размытие допустимых границ поведения. Вместе с этим подчёркивается, что по этой же причине терпимость к отклонениям от норм в данной группе выше, чем среди работающих [15].


    1. 1.2. Методики исследования восприятия рекламы в контексте нравственного самоопределения

    2. 1.2.1. Методика нравственного самоопределения А.Б. Купрейченко, А.Е. Воробьевой

    А.Б. Купрейченко и А.Е. Воробьева понимали нравственное самоопределение как «процесс ориентации личности в системе нравственных идеалов и ценностей, среди людей и социальных групп, являющихся их носителями, а также как осознанный процесс поиска, выбора и создания собственных нравственных эталонов и идеалов, а затем на их основе – принципов, ценностей, норм, правил и т.п.» [5, с. 354].

    Авторы задались целью создать такую методику, которая бы сумела предоставить надёжные результаты статистической обработки. «Нравственное самоопределение личности» оценивает представления человека о происхождении, значимости и роли нравственности для социума, основные составляющие этических стратегий и нравственную ориентацию, характерную для человека [4].

    Данная методика учитывает такие факторы, которые, как ранее вывели А.Б. Купрейченко и А.Е. Воробьева, влияют на нравственное самоопределение личности. К данным факторам относятся половая принадлежность, возраст, материальная обеспеченность, социальный статус, семейное положение, сила воли, эмпатичность, доверчивость, агрессивность, эмоциональная неустойчивость, уровень интеллекта и т.д. [5].

    Результаты делятся на 3 блока, где первый отвечает за те представления о нравственности, которыми отвечающий руководствуется в жизни; ответы второго блока высказываний фиксируют нравственные стратегии отвечающего – активное или пассивное соблюдение норм, обязательность этих норм, взаимность или невзаимность нравственного поведения; третий блок даёт понятие о нравственной ориентации отвечающего, которая условно делится на эгоцентрическую, группоцентрическую, гуманистическую и миросозидательную [24].

    Соответственно, первый уровень отражает религиозную и светскую этику – утилитаризм, натурализм, прагматизм и др., – второй уровень исследует поведение человека в отношении нравственных норм, а третий рассматривает вовлечённость окружения в нравственное понятие личности: так, личность может быть эгоцентрично ориентирована («пренебрегаю интересами других ради собственных»), иметь группоцентрическую ориентацию («в первую очередь забочусь о благе своего коллектива»), гуманистическую («мои поступки оказывают влияние на общество в целом») или миросозидательную («я ответственен не только за общество, но и за среду, в которой оно живёт») [24].

    Данная методика не раз использовалась исследователями в различных целях: в рамках валидизации собственной методики (Стрижов Е.Ю., 2009), в непосредственно исследовательских целях (Закрирзянова Л.А., Аборина М.В., Ерёмина А.Н.) [5].


    1. 1.2.2. Методика Басса-Дарки

    Опросник А. Басса и А. Дарки был создан в 60-х гг. XX в., но не потерял актуальности и в наше время, оставаясь популярной методикой для исследования уровня проявления агрессии и враждебности. Согласно определениям опросника, термин «агрессия» включает в себя реакцию «внешнюю», которая направлена к конкретным лицам, в то время как под «враждебностью» авторы опросника понимают позицию недоверия по отношению к окружающим [17].

    Данная методика зарекомендовала себя как прагматичную благодаря тому, что позволяет узнать не только типичную форму агрессии респондентов, но и их склонность к определённому поведению.

    Методика включает в себя 75 вопросов, каждый из которых относится к определённой шкале ответов, респондент может отвечать только утверждением или отрицанием. Всего в методике 8 возможных реакций, вопросы сформулированы таким образом, чтобы чётко относиться только к одной из них. Так, А. Басс и А. Дарки выделили такие реакции, как: физическая агрессия, косвенная, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия и чувство вины. Расшифровывая результаты, специалист суммирует баллы по каждой из реакций и определяет их процентное соотношение к общему числу ответов по индексу реакции – индексу агрессии (физическая агрессия, косвенная, вербальная и раздражение) или индексу враждебности (обида и подозрительность). Шкала негативизма измеряет силу сопротивления личности авторитетам или устоявшимся правилам, а шкала чувства вины – силу сдерживания поведения через угрызения совести [26].

    В данной методике также присутствуют и недостатки. Так, представляется сложным проверить правдивость результатов, основываясь лишь на данной методике, именно поэтому специалисты зачастую советуют использовать опросник в совокупности с другими методиками.


    1. 1.2.3. Метод семантического дифференциала в исследовании рекламы

    Семантический дифференциал чаще всего представляет собой набор биполярных шкал – антонимов – среди которых опрашиваемый выбирает наиболее подходящее качество. Часто такие наборы шкалированные, что позволяет также оценить степень выраженности того или иного предложенного качества [28].

    Семантический дифференциал широко используется в исследованиях благодаря своим преимуществам: он отличается компактностью, появляется возможность работать бланковым методом с большой выборкой, а полученный результат – стандартизировать.

    На базе семантического дифференциала был разработан опросник за авторством А.Б. Купрейченко и А.Е. Воробьёвой (2004) [15], оценивающий психологические показатели эффективности рекламы. Данная методика исследует такие компоненты восприятия рекламы как когнитивный, эмоциональный, поведенческий, этичность и идентификация.

    Авторами методики также было проведено исследование с помощью данного опросника, которое изучало нравственно-психические механизмы молодёжи посредством выведения взаимосвязи нравственного самоопределения респондентов и отношения данных респондентов к различным видам неэтичной рекламы. Неэтичная реклама подразделялась условно на агрессивную, циничную и вызывающе сексуальную [5].

    Таким образом, изучение неэтичности рекламы в данном исследовании играло вспомогательную роль при анализе нравственности молодёжи – через отношение к рекламе оценивалось отношение к неэтичным явлениям.

    Из примеров использования метода семантического дифференциала при изучении непосредственно рекламы можно выделить исследование А.В. Анненковой [1]. Автор использует данный метод в исследовании отношения двух групп людей разных возрастных категорий к социальной рекламе.

    Можно сказать, что метод семантического дифференциала в исследовании рекламы используется при необходимости вывести среднее оценочное или эмоциональное суждение человека о рекламе. По полученному результату можно видеть, насколько влияет реклама на человека, исследовать его нравственные характеристики и т.д. То есть производится анализ различных психических структур личности в зависимости от его семантических суждений.

    1. Выводы к первой главе

    Существует несколько подходов к изучению рекламы. Наиболее подходящим для психологических исследований считается адвертологический подход за свою наиболее полную содержательность: именно он рассматривает рекламу как часть общественной системы, влияние рекламы на психику человека.

    В связи с этим возникает вопрос о том, какое негативное влияние оказывается на человека и насколько сильно. Эта проблема принадлежит сфере рекламной этики. В содержательном плане этичность измеряется по таким критериям, воздействие на негативные человеческие эмоции, ненормативность лексики в рекламе, есть ли в рекламе дискриминация по половому или расовому признаку. Этичная реклама не эксплуатирует сексуальность, а также не манипулирует детским сознанием. Этичная реклама не относится к человеку, как к средству для достижения цели, но как к самоценному индивиду.

    Влияние рекламы на людей представляет собой интересный феномен, который исследователи используют не только ради изучения непосредственного воздействия рекламы, но и с помощью которого изучают такие черты, как нравственность или агрессивность. Так, исследование Гордяковой О.В. показало, что одним из возможных факторов агрессивного поведения подростков являются СМИ. Реклама, используя агрессивные образы и, в частности, юмор, построенный на насилии, формирует терпимое, толерантное отношение к агрессии [7].

    Анализ восприятия рекламы уже не раз использовался в качестве вспомогательного средства при изучении нравственности благодаря своей объективности и удобности – с рекламой знакомы все, этичность достаточно чётко определена, а тест на основе семантического дифференциала позволяет видеть достаточно чёткую картину воззрений индивида.

    1. 2. Эмпирическое исследование восприятия неэтичной рекламы людьми с различным нравственным самоопределением

    2. 2.1. Определение базы исследования нравственного самоопределения людей и определение их уровня нравственности




    1. 2.2. Исследование специфики нравственного самоопределения в массовых коммуникациях создателей медиапродукта и аудитории

    Цель дальнейшего более детального исследования – выявить различия в восприятии неэтичной рекламы людьми с различным нравственным самоопределением. Исследование велось по следующим методикам: авторская методика оценки психологических показателей эффективности рекламы, методика «Нравственное самоопределение личности» А. Е. Воробьевой и А. Б. Купрейченко, метод семантического дифференциала в исследовании рекламы, методика измерения агрессивности личности Басса-Дарки.

    Эмпирическая база исследования – юноши и девушки 18-25 лет. Выборка состояла из 60 человек, которые впоследствии были разделены по результатам теста Басса-Дарки на две группы. Группа 1 включает в себя 39 человек, «индекс агрессивности» группы меньше обычного значения. Группа 2 состоит из 21 человек, «индекс агрессивности» находится в зоне нормы. Респондентов с завышенным уровнем агрессивности выявлено не было.

    Полные сравнительные средние значения результатов теста Басса-Дарки представлены ниже ( рисунок 1):



    Рисунок 1. – Сравнение средних значений между двумя группами респондентов по методике измерения агрессивности Басса-Дарки
    Между группами по Манна-Уитни были выявлены значимые различия по пунктам физическая агрессия, раздражение, обида, вербальная агрессия, индекс враждебности и индекс агрессивности.

    Все респонденты также проводили оценку рекламных баннеров по методу семантического дифференциала. Через 25 вопросов выявлялось отношение к 12 различным рекламным баннерам, а также узнавалась позиция отвечающих к вопросу о том, какой должна быть идеальная реклама.

    Сами баннеры были специально подобраны таким образом, чтобы представлять разнообразные типажи встречающихся в маркетинге реклам, как представлено на рисунках 2 – 5.






    Рисунок 2. – Нейтральная реклама

    Так, первые три баннера имеют нейтральный окрас.



    Рисунок 3. – Взаимосвязь идеальной рекламы с баннерами, имеющими нейтральный окрас
    Таким образом, была выявлена прямая связь между Идеальной рекламой и Рекламным баннером №1.







    Рисунок 4. – Агрессивная реклама

    Следующие три баннера, представленные на рисунке 4, имеют агрессивное настроение



    Рисунок 5. – Взаимосвязь идеальной рекламы с баннерами, имеющими агрессивное настроение
    Следовательно, обратная взаимосвязь обнаружена между представлением об идеальной рекламе и баннером №5.







      1   2   3


    написать администратору сайта