Сказка в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Курсовая сказка. Исследование уровня сформированности нравственных качеств старших дошкольников
Скачать 190.5 Kb.
|
Содержание Введение………………………………………………………………………..… 3 Глава 1. Сказка, как средство нравственного воспитания дошкольника…….. 6 1.1 Нравственно-этические достоинства сказки в воспитание дошкольников…... 6 1.2 Воспитательная ценность русских народных сказок………………..…… 8 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению нравственных качеств в сказках старшими дошкольниками………………………………… 102.1 Исследование уровня сформированности нравственных качеств старших дошкольников………………………………………………………………….. 102.2 Организация работы по формированию нравственных качеств у старших дошкольников с применением и использованием сказок………………….... 142.3 Результаты экспериментальной работы…………………………………... 17Заключение……………………………………………………………………… 21 Список литературы…………………………………………………………..…. 22 Приложение…………………………………………………………….…….…. 24 Введение В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств - сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явлении - все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом в нравственно здоровой личности ребенка. Актуальность темы исследования состоит в том, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально - нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность. От совместной работы с родителями зависит дальнейшее формирование личности ребенка. Источниковая база исследования представляет собой комплекс материалов, которые можно разделить на две большие группы: неопубликованные материалы (Галяутдинова Ф.Ф.1, Капитова И.С.2) и опубликованные источники (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»3, Гликман И.З.4, Шорохова О.А.5). Степень разработанности темы. При разработке выбранной темы были использованы работы отечественных и зарубежных исследователей. Особую значимость для нашего исследования представляют основные положения личностно-гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили1, гуманистические концепции личностно ориентированного образования М.Н. Берулавы2, Е.В. Бондаревской3, которые продолжают развитие гуманистических идей в образовании и воспитании. Становится очевидным и необходимость учёта в нашем исследовании результатов исследований содержания, целей и форм нравственного воспитания дошкольников, которым посвятили свои труды учёные-исследователи Н.Е. Щуркова4, М.Г. Яновская5. Цель настоящей диссертационной работы заключается в комплексном изучении сказки, как средства нравственного воспитания дошкольников. Сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Для достижения обозначенной цели потребовалось решить ряд задач: 1. Рассмотреть нравственно-этические достоинства сказки в воспитании дошкольников; 2. Определить влияние сказки на нравственное воспитание; 3. Разработать методические рекомендации для педагогов по работе со сказкой. Объект исследования - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - влияние сказки на нравственное воспитание старших дошкольников. Методологической основой нашего исследования являются методики и разработки профессора Н.Н. Светловской «Основы науки о читателе»1, опыт фундаментальных направлений методической науки - методика работы над выразительностью Л.П. Стрелковой2; программа «Воспитание сказкой» Л. Фесюковой3; Л.С. Выготский «Психология искусства»4, Эльконин Б.Д.5 - волшебная сказка, а также труды «Морфология сказки» и «Трансформация волшебных сказок» В.Я. Проппа6 о результатах исследования множества волшебных сказок, Д. Родари – «Волшебные сказки или Д. Родари7 учиться сочинять сказки», а также на наш собственный опыт. Научная новизна исследования заключается в следующем: - разработана модель нравственного воспитания детей дошкольного возраста на основе использования сказки; - определены педагогические условия повышения эффективности использования сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольника в процессе поэтапного овладения ими смыслового содержания нравственных ценностей и понятий, что позволило определить дидактический и воспитывающий потенциал, а также обосновать специфику использования сказки в условиях дошкольного, и семейного воспитания; База исследования: МКДОУ №12 г. Россошь Воронежской области, 20 дошкольников: 10 детей экспериментальная группа и 10 детей – контрольная. 1. Сказка как средство нравственного воспитания дошкольника 1.1 Нравственно-этические достоинства сказки в воспитание дошкольников Духовно-нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие ребёнка, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям детей. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты [5, c. 14]. Сказка играет очень большую роль в формировании нравственных качеств ребенка. И с самого начала надо отметить гендерный подход сказки. В гендерном отношении все сказки помогают сформировать мужские и женские черты характера. Например, сказки для формирования мужских черт характера - «Три поросенка», «Колобок». В них показан метод борьбы для мужчины. В сказке «Три поросенка» дается успешный сценарий победы над превосходящим по силе противником, а в сказке «Колобок» содержится важнейшее предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение, о выполнении правил безопасности. На этих сказках можно объяснить мальчику типологию противника, сценарии борьбы с ним и победы. В противостоянии с одним противником нужна сила, с другим - осторожность и предусмотрительность, с третьим - надежная команда, с четвертым - тактическая беседа. Сказки, с мужским характером, содержат три важных для мальчика идеи: во-первых - адекватное восприятие реальности, во - вторых - представление о враге и безопасности, в - третьих - желание победить врага. Они символически дают мальчику знания стратегии и тактики в борьбе с противником[6, с. 38]. А вот сказки - «Маша и медведь», «Хаврошечка», «Морозко», «Гуси лебеди» помогают формировать женские черты характера. В этих сказках обязательно присутствует мужской персонаж. Героиня по- разному, строит с ним отношения. Она либо вступает в борьбу, либо готовит себя к счастливому супружеству, либо помогает ему. Эти сказки помогают девочке постичь смысл женственности. В этих сказках девочка принимает определенные знания о жизни героинь. Во - первых - найти достойного партнера, то есть избрать лучшее. А выбор связан со способностью слушать свое сердце, которое подскажет: кто - достойный, любящий, преданный, готовый всегда прийти на помощь. Принимать помощь с благодарностью, и то, что ты задумаешь, исполнится. Во - вторых - создать комфортную среду, где она чувствует себя спокойно и защищенно, где ее сила приумножается, чтобы понимать и дарить любовь, где она может расти детей - продолжение рода. Именно любовь, терпимость являются основными проявлениями женственности в русской культуре. Но есть сказки, с помощью которых мы можем формировать нравственные качества и у мальчиков, и у девочек. Они имеют одинаковую концовку и обязательно завершаются воссоединением героя и героини - свадьбой. Таким образом, сказки являются эффективным средством формирования нравственных качеств личности и национальных черт характера [5, c. 59]. Какими будут наши дети - внимательными, заботливыми, добрыми, отзывчивыми, дружными или напротив - эгоистичными, бестактными, агрессивными - зависит только от нас - родителей? Ведь именно в семье формируется у детей отношение к миру людей, вещей, к природе, развиваются и крепнут чувства. 1.2 Воспитательная ценность русских народных сказок Воспитательная ценность народных сказок заключается ещё и в том, что в них запечатлены лучшие черты русского трудового народа: свободолюбие, природный ум, настойчивость, упорство достижение цели. Сказки воспитывают у детей гордость за свой народ, любовь к Родине. Народная сказка, как правило, вызывает богатые эмоции у детской аудитории, что усиливает её воспитательное влияние. Интенсивность переживаний детей находится в тесной зависимости от содержания сказки, разнообразия приключений, которые испытывают её герои. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите, но эти эмоции быстро гаснут, так как нет условий для их реализации. Правда, они как аккумулятор, заряжают душу нравственной энергией. Читая малышу сказки, с искренним интересом разглядывая вместе с ним картинки и комментируя их, понимаешь, что это, может быть, важнее и, главное, эффективнее, чем последующая многолетняя работа с подросшими детьми. Именно так и создается это богатство - естественный и стойкий интерес к книге, представление о правильной, красивой литературной речи, вкус к родному языку, который позже назовут врожденной грамотностью. Упустишь этот момент - и понадобятся годы, специальные методики и прочие педагогические премудрости, чтобы достичь того, что сейчас создается так легко- достаточно просто читать ребёнку сказки. Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в не реальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке, как реальность. Этого требует его внутренний мир. Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания. Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выполи на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе! Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. |