Главная страница
Навигация по странице:

  • Типы журналистов-профессионалов 43

  • Журналистская профессия в информационном, постиндустриальном обществе 17

  • Период перестройки и гласности

  • Переходный период

  • Первая

  • Как изменилась профессиональная журналистика под влиянием культурного и социального факторов. Назвать и охарактеризовать основные черты 22

  • 1. Политизированность

  • 3. Карьеризм

  • 1.Самостоятельность

  • 3.Продажность

  • 5.Стремление к славе любой ценой

  • А. Журналист учитель Б. Журналист политический деятель В. Журналист историк Г. Журналист юрист

  • Исторические этапы функционирования журналистики. Исторические этапы функционирования журналистики. Назвать и охарактеризовть переломные моменты


    Скачать 80.81 Kb.
    НазваниеИсторические этапы функционирования журналистики. Назвать и охарактеризовть переломные моменты
    Дата06.06.2022
    Размер80.81 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИсторические этапы функционирования журналистики.docx
    ТипДокументы
    #572979
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Профессиональные роли журналиста 49

    Распространитель информации - Добыть и быстро передать любую информацию, используя любые средства и методы.

    Развлекатель - Добыть живой интересный сюжет, шокировать аудиторию.

    Исполнитель заказа - Сотрудничать с чиновниками, обезопасить себя.

    Социальный организатор - Воспитать, просветить, наказать.

    Информационный киллер - Уничтожить противника, пропагандировать интересы клиента, удовлетворить клиента.

    1. Типы журналистов-профессионалов 43

    журналист-универсал, воплощающий в себе разнообразие профессиональных функций

    журналист-творец – созидатель; журналист–мыслитель – философская натура; журналист-исследователь – наблюдатель и экспериментатор;

    журналист-политический борец – защитник определенной политической группы; журналист-предприниматель – коммерсант, работающий на заказ;

    журналист- карьерист – человек, добивающийся славы любой ценой.

    1. Журналистская профессия в информационном, постиндустриальном обществе 17

    рассмотрим некоторые периоды функционирования журналистики и ее характерные особенности.

    Начнем с советской эпохи – социализма (до 1989 г.), за которым следовали: период перестройки и гласности (1985 – 1991 гг.), переходный период (1992 – 2000 гг.), время «нового журнализма» – рыночные отношения (2000 – по настоящее время).

    Советская эпоха. В СССР система печати была унифицирована и строго регламентирована партией. СМИ являлись средством идеологического воздействия. Все средства массовой информации были объединены в централизованную монопольную систему институтов в однопартийном социалистическом государстве. Как пишет исследователь советской прессы Инкелз, «главная и в каком-то смысле единственная новость в Советском Союзе заключается в процессе, называемом социалистическим строительством, то есть в общем усилии построить советское общество».

    Был сформирован некий стандарт журналистской деятельности, суть которого хорошо раскрывают слова М.Шолохова: «Каждый из нас пишет по указке своего сердца, а сердца наши принадлежат партии и родному народу» .

    Период перестройки и гласности – период беспрецедентной журналистской свободы. Постсоветское общество отличается от советского относительными политическими и экономическими свободами. Но независимой прессы не было. В это время появилось понятие «средства массовой информации» в качестве бизнеса. Стало появляться множество изданий, предлагающих информацию, за которую население готово было платить деньги. Следствие этого периода – резкое «пожелтение» рынка СМИ, падение тиражей газет, уменьшение количества ежедневных газет и, в то же время, увеличение общего числа печатной периодики, развитие частных, коммерческих СМИ. Стали говорить о коммерциализации сознания журналиста.

    Переходный период, перетекший в период нового журнализма, ознаменован резкими изменениями требований, предъявляемых к журналистике. Стремительное изменение ситуации, по мнению И.Дзялошинского, привело к тому, что многие российские журналисты в первые годы переходного периода – «перестройки» – попали в ситуацию своеобразной ментальной катастрофы, когда казавшиеся незыблемыми представления стали расшатываться, крошиться, сминаться, многое из того, что журналисты рассматривали как безусловную истину, оказалось заблуждением, ложью или иллюзией. Десятки тысяч работников газет и журналов, радио и ТВ должны были самостоятельно определить линию своего профессионального поведения.

    И.Дзялошинский рассматривает четыре бытующие профессиональные идеологии – четыре подхода к смыслу и организации журналистской деятельности :

    Одна из них ориентирует журналиста на мессианскую, просветительскую, пропагандистскую деятельность.

    Другая идеология, импортированная с Запада, предлагает журналисту рассматривать себя как беспристрастного информатора, который добывает и передает общественности информацию, не неся никакой ответственности за то, кем и как будет использована эта информация.

    Третья профессиональная идеология, сформировавшаяся на основе лучших образцов российской публицистики, требует от журналиста помогать решению конкретных общественных и человеческих проблем.

    Четвертая идеология призывает заработать как можно больше денег, представляя аудитории тот информационный продукт, те впечатления, те образы, за которые аудитория готова платить большие деньги.

    Существующие в рамках российской профессиональной журналистской культуры альтернативные парадигмы профессиональной деятельности, отличаются друг от друга всеми компонентами, включая и нравственно-этический .

    Первая из таких установок ставит журналиста над аудиторией, определяя его право рассматривать своих читателей как объект управления (воспитания, формирования)

    Вторая установка помещает журналиста рядом с аудиторией и ориентирует его на положение информатора.

    Третья установка требует от журналиста находиться внутри определенного журналистского сообщества, рассматривать себя как заинтересованного участника совместного с аудиторией поиска решений сложных жизненных проблем.

    В профессиональном сознании и на практике реализуются три альтернативные функции СМИ в обществе. Это управленческая функция, которая осуждается прогрессивно настроенными критиками, коммерческая функция, побеждающая сегодня в мире масс-медиа, и социально-объединяющая, гуманистическая функция.

    Управленческая и коммерческая функции журналистики сегодня проявляются в поведении журналистов более отчетливо.

    1. Как изменилась профессиональная журналистика под влиянием культурного и социального факторов. Назвать и охарактеризовать основные черты 22

    Российская журналистика за годы становления и развития претерпела множество изменений, испытала влияние различных общественных факторов, прошла сквозь призму процессов глобализации. Эти тенденции формировали черты профессии в разные исторические эпохи. В связи с этим закономерно выделяются модели профессиональной журналистской деятельности: советская, рыночная и гуманистическая, которые, в свою очередь, порождают новые функции журналистики. Это управленческая, коммерческая и гуманистическая функции, определяющие профессиональное поведение российских журналистов, их социальные и профессиональные роли, критерии журналистской деятельности. Таким образом, профессиональная деятельность журналиста во многом определяется влиянием следующих факторов:

    1) социокультурного;

    2) политического;

    3) экономического;

    4) технологического.

    Еще в XIX веке большое значение в формировании профессионального поведения имела внутренняя мотивация, объясняющая желание трудиться, – это профессиональное призвание, желание быть полезным обществу. Такие черты, как способность к сопереживанию, состраданию, соучастию, образная и выразительная речь, альтруизм, определили уникальные условия для формирования российской журналистики как духовного, нравственного и эстетического наследия. Это была интеллектуальная, творческая журналистика! Ценились человеческие качества, творческие способности публициста. В этом выражается отличие российской журналистики от западной: там журналист был, прежде всего, наемным работником, профессиональная журналистская деятельность была четко стандартизирована.

    Переход отечественной журналистики на рыночную основу в 1990-х годах породил такое явление в журналистике, как «новый журнализм», или «новая журналистика».

    Журналистам новой эпохи пришлось многое изменить в традициях предшествующей отечественной прессы. «Новые» журналисты могли теперь сами выбирать профессиональную идеологию, соответствующую их нравственной позиции, формировать корпоративный дух и даже изменять литературную норму современного языка средств массовой информации.

    Появление большого количества модных глянцевых журналов породило так называемую «тусовочную журналистику», освещающую события светской жизни.

    Современную журналистику характеризуют следующие черты:

    1.Управление информацией и аудиторией (воздействие, транслирование управленческих программ, исполнение воспитательной функции журналистики).

    2.Прагматизм (манипулирование действительностью, ориентация на потребление, а не на созидание, пересмотр ценностей профессии, изменение духовности человека, поиск сенсации, спекуляция, не-ориентированность на конечный результат, выполнение, преимущественно, развлекательной функции журналистики).

    3.Упрощенность подходов (поверхностность показа сути проблемы, дилетантизм, отсутствие анализа, нечеткость, однонаправленность мысли, минимизация творчества, вульгаризация языка).

    4. «Светский» образ жизни (высокий социальный статус, броская внешность).

    Эти качества определены временем, но сохранились важные качества, характеризующие разные поколения журналистов и положительно влияющие на журналистику:

    5.Стилистический талант (совершенствование литературной нормы языка СМИ).

    6.Умение понимать факты и интерпретировать мнения и комментарии (быть очевидцем, летописцем истории).

    1. ……под влиянием политического фактора

    Коммуникативные стратегии СМИ определяются политическим влиянием. Страницы газет заполнены информационным монологом власти, всякая «политическая трескотня» льется с экранов телевидения. Из журналистских произведений ушел герой – простой, рядовой, неименитый человек.

    Журналисту выгодно заниматься политикой: это престиж, особый статус в профессиональной среде, успех, большая возможность карьерного роста и, как следствие, – высокий жизненный уровень.

    Современная журналистика в России все больше и больше превращается в PR-службу государства и крупного бизнеса.

    Официальные пресс-службы усердно формируют текущую «повестку дня» как государственных, так и частных средств массовой информации, организуя разнообразные информационные поводы для привлечения внимания прессы, рассылая в редакции пресс-релизы и готовые к опубликованию «информационные» и «аналитические» материалы, представляющие в благоприятном свете деятельность властей и их конкретных представителей.

    Журналисты выступают носителями идеи той или иной партии (искажается понимание плюрализма: с одной стороны, много мнений и идей, с другой – все мнения жестко регламентированы «сверху»), работают на конкретных людей, исполняя политический заказ. Стремление журналистов к независимости, свободе слова, желание быть «четвертой властью» сталкивается с зависимостью от власти, владельцев СМИ, учредителей и издателей, спонсоров и рекламодателей.

    Итак, подводя итог, отметим важные, на наш взгляд, моменты. Стремясь к расширению влияния на аудиторию, властные структуры прибегают к ограничению деятельности СМИ, оказывая негласное силовое давление. Журналистика и журналисты – инструмент власти, инструмент манипулирования, а информация – символ политического влияния и власти.

    политизация СМИ определяет следующие черты современной российской журналистики:

    1. Политизированность (обособление журналистики от литературного процесса).

    2. Корпоративный менталитет (исполнение политического заказа, приравнивание журналистики к PR, исполнение функций пресс-секретаря, а не журналиста, оценочность, субъективность журналиста – выбор «нужной» информации).

    3. Карьеризм (престиж, особый статус в профессиональной среде, успех, возможность карьерного роста).

    1. ..экономического фактора 30

    Экономическая независимость и свобода, обретенная средствами массовой информации в начале 1990-х годов, способствовали, с одной стороны, появлению самостоятельной, свободной прессы, активному развитию сферы интересов, подходов, позиций в СМИ, плюрализму мнений.

    В результате расширения рынка СМИ, борьбы за читательский интерес появилась так называемая «желтая пресса». Все меньше востребованы грамотные и ответственные журналисты, в СМИ приходят люди, которые умеют делать скандальные низкосортные материалы, яркое шоу, фальсифицировать факты. «Желтая пресса» сформировала образ продажного журналиста, пишущего хвалебные статьи, наживающегося на чужих несчастьях, собирании подробностей и освещении частной жизни известных людей.

    Информация стала товаром, следовательно, журналисты – ее продавцами. У журналиста не только формируется рыночное поведение, но и происходит коммерциализация сознания. Коммерческая черта проявилась в современной журналистике, которая стала рассматриваться как рынок услуг или соответствующий бизнес. В этом случае журналист просто закрывает глаза на принципы, разделявшиеся советским поколением журналистов. Его задача – любой ценой удержать рейтинг, повысить тираж, поэтому в 1990-х годах заказная журналистика, «черный PR», коррупция стали обычными явлениями, определяющими профессиональное поведение журналиста.

    Профессиональное поведение журналиста стали определять способности выживать в условиях рыночной экономики: умение приспосабливаться, работать на износ, а также успех и карьерный рост.

    На фоне коммерциализации и монополизации СМИ сформировались следующие профессиональные черты журналиста:

    1.Самостоятельность (способность выживать в условиях рыночной экономики, стремление к независимости).

    2.Коммерциализация сознания (легкость смены убеждений, творческие амбиции, коррупция, расчетливость, предприимчивость, ложь).

    3.Продажность (умение угодить заказчику, писать рекламные материалы).

    4.Безответственность (помпезность, фальшь, специфика работы в «желтой прессе»).

    5.Стремление к славе любой ценой (стремление к получению высокого должностного статуса, блата, успеха, поиск новых перспектив).

    1. ….технологического фактора 33

    Стремительное развитие новых технологий проявляется как в организации труда журналиста, так и в его профессиональном поведении. Журналист не стремится себя проявить, не желает решать злободневные проблемы, не задумывается о результатах и эффективности своей деятельности.

    На телевидении нет необходимости себя проявлять. Основная функция телевизионной журналистики – развлечение. Технологизация журналистской деятельности требует от журналиста знания и умения применить новые технологии.

    Сегодня журналисту мало иметь талант и призвание, он должен быть опытным специалистом, уметь владеть техникой, совмещать различные виды профессиональной деятельности, быть мобильным и уметь чувствовать время.

    Выделим профессиональные черты, сформировавшиеся под влиянием технологического прогресса и положительно повлиявшие на журналиста и на современную журналистику в целом.

    1.Владение компьютерными и информационными технология-ми.

    2.Мобильность, оперативность, активность.

    3.Способность адаптироваться к языку электронных СМИ.

    4.Способность выполнять разные роли и разные виды работ одновременно.

    5.Диалогичность (взаимодействие различных форм СМИ).

    6.Коллективный характер профессии.

    Технологический прогресс привнес в профессию и негативные черты:

    7.Ориентация на профессиональный успех.

    8.Способность манипулировать общественным мнением.

    9.Несоблюдение норм профессиональной этики.

    Таким образом, рассмотрев социокультурные, политические и экономические тенденции развития медиасферы, мы пришли к выводу, что проблема журналистского профессионализма напрямую зависит от процессов, которые происходят в обществе.

    выстраиваются разные модели практического воплощения профессионализма:

    1.Советская – модель, принятая в социалистическом обществе. Ее характерные черты: идеологизированность, однонаправленность информации, стандартизация.

    2.Рыночная – современная модель, сформировавшаяся в эпоху информационного общества, характеризует «новый журнализм». Принято понимание журналистики как бизнеса.

    3.Гуманистическая – это та модель, к которой надо стремиться, такой должна быть журналистика. Первостепенная роль в этой модели отводится таланту, призванию, профессиональной этике, социальной ответственности и справедливости журналиста. Человек – главная ценность профессии. Гуманистическая модель – это совокупность ценностей, существующая в сознании журналиста, но отсутствующая на практике.

    Каждая модель рассматривает журналистскую деятельность в контексте времени и преобразований, происходящих в обществе, формируя определенные профессиональные черты и качества.

    1. А. Журналист учитель

    Б. Журналист политический деятель

    В. Журналист историк

    Г. Журналист юрист

    1. Аудитория СМИ. Типы аудитории 12

    Важным понятием в журналистике является понятие «аудитория». Стоит задуматься над вопросом: «А для кого я работаю? Кто этот человек по ту сторону экрана, газетной полосы?»

    Аудитория – определенное количество людей, объединенных интересом к какому-либо изданию (печатному или электронному). Аудитория может быть:

    – массовой;

    – анонимной;

    рассредоточенной в пространстве;

    – динамичной, меняющейся;

    – стихийной.

    Ориентация на конкретную аудиторию определяет идейную направленность издания, тематику выступлений. В идеале, журналистика призвана удовлетворять потребности и интересы общества в информации. На первом месте должен быть человек, его интересы. Профессионал осознает свою зависимость (в хорошем смысле) от общественных потребностей и от интересов аудитории
    1. 1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта