Исторические этапы функционирования журналистики. Исторические этапы функционирования журналистики. Назвать и охарактеризовть переломные моменты
Скачать 80.81 Kb.
|
Содержание и форма журналистских произведений Итак, определившись с информацией для будущего журналистского материала, собрав необходимые сведения и факты, начинается непосредственно творческий процесс работы над текстом или видео-сюжетом. Творческий процесс состоит из нескольких этапов: 1. Определение темы, поиск новой идеи. 2. Осмысление проблемы. 3. Подготовка плана журналистского текста: отбор фактов, выбор жанра, формы подачи – композиция, соответствующие изобразительно-выразительные средства. 4. Реализация плана: развитие идеи в сюжетной линии текста. Тема (гр. – thema – положение, представление) – предмет изображения, главный вопрос авторского материала: «О чем?» Идея (гр. – idea – понятие, представление) – ведущая мысль произведения, выражение авторской позиции: «Зачем?» Факт – документальная основа журналистики. Видеть за фактом явление – одно из важнейших профессиональных качеств журналиста. Содержание – упорядоченная совокупность элементов, которые образуют произведение и характеризуют его внутренние черты и сущностные свойства. Содержание включает в себя определенные фактические элементы: 1. Констатация фактов – документальная основа журналистского текста. 2. Описание: – репортажное – рассказ очевидца с места события; предполагает точное, фактическое описание произошедшего. Выдержана хронология; – реконструктивное – включение дополнительных элементов (цитаты, диалоги, синхрон). 3. Рассуждение (с доказательством). Изложение мыслей. 4. Типизация – вершина мастерства. На основе анализа создается тип героя, типичность явления. 5. Переосмысление – попытка осмыслить заново мысли людей. 6. Цитаты, мнения, оценки людей. 7. Выводы, заключение. Когда определена тема, найдена идея, отобраны факты, есть материал содержания, – следующий этап: продумывание формы подачи материала, плана (последовательного логического изложения ото-бранного материала), построение журналистского произведения. Содержание немыслимо без формы, форма – без содержания. Накопленные факты предстоит изложить читателям. Мастерство журналиста заключается в создании единой целостности произведения. Большая роль здесь отводится композиции (лат. сompositio – составление, связывание, соединение) – закономерное построение произведения, гармоничное соотношение отдельных его частей (компонентов содержания), образующих единое целое. Композиция помогает отражению авторского замысла, развивает интерес ауди-тории, концентрирует внимание на главном, подводит к выводам, раз-мышлениям. Композиционное построение журналистского произведения предполагает четкую структурную организацию. Немаловажную роль здесь играет архитектоника – соразмерность частей журналистского произведения, его эстетический уровень. В композиционном построении большое значение имеет фабула (лат. fаbula – сказание, рассказ, предание) – та цепь событий, о которой повествуется в сюжете. Исходя из фабулы, автор выстраивает сюжет своего произведения. Сюжет (фр. sujet – предмет) – логика развития мыслей, темы; система событий, решение актуальной общественной проблемы. Основными элементами сюжета являются: завязка – начало действия; повествование – развитие действия; силу и динамику придает конфликт – столкновение двух начал (добра и зла, положительного и отрицательного и др.); кульминация – высшая точка развития действия; перипетии – события, ведущие к развязке; развязка – выводы, вопрос. Важно заинтересовать читателя, зрителя началом материала. Прочитав первый абзац статьи или услышав подводку к телевизионному сюжету, читатель (зритель) принимает решение, читать ли (смотреть, слушать) ему дальше. Первая фраза журналистского текста, видеосюжета называется «лид» – от слова «лидер» (первый, ведущий). Лид содержит основную информацию и оказывает максимальное воздействие при минимуме слов и предложений. Организация работы редакций СМИ Технические службы в редакциях печатных СМИ, не телевидении и на радио Производство газетно-журнальной периодики, теле- и радиопрограмм невозможно без специальных технических служб и оборудования. Техническим отделом в редакциях издательств служит секретариат, которому подчиняются фотографы, арт-редакторы, операторы компьютерного набора, верстальщики и дизайнеры – все, кто участвуют в подготовке номера. На радио и телевидении – это технические центры. На радио решающую роль в организации вещания играют службы звукозаписи. Обеспечивают работу этой службы технические работники – это звукооператоры, звукорежиссеры, музыкальные редакторы, и все те, кто отвечает за работу микрофонов, записывающих устройств, монтаж. На телевидении важную роль выполняют специалисты, обеспечивающие изобразительную составляющую программы: операторы и художники, декораторы и осветители, гримеры, визажисты (парикмахеры). Технические службы на ТВ – это аппаратные видеозаписи и аппаратные видеомонтажа, передвижные технические станции (ПТС). Редакционный план. Виды Для того чтобы газета (программа) выходила в срок, выдерживалась тематическая линия издания и обеспечивалась динамичная работа коллектива, необходимо планирование работы редакции. Редакционный план – это конкретная программа действий журналистов на определенном отрезке времени. В нем указаны тематические направления, содержание материалов, их жанровые особенности, авторы материалов, сроки подготовки, последовательность публикации, организационно-массовые мероприятия редакции, лица, ответственные за исполнение всего намеченного. Редакционное планирование представлено системой различных по охвату времени планов: – долговременный план развития газеты; – перспективный план; – месячный план; – недельный план; – план номера; – план целевого номера; – план газетной кампании; – план организационно-массовой работы; – план внутриредакционной работы; – индивидуальный творческий план журналиста; – бизнес-план редакции. Долговременный план рассчитан на несколько лет для обеспечения стабильной работы редакционного коллектива. Он охватывает все стороны деятельности: материально-техническое обеспечение развития газеты, изменение структуры редакции, ее состава, изменение модели газеты, рассчитывание тиража в зависимости от изменения аудитории, распространение и другие параметры. Перспективный план является основой работы редакции; может разрабатываться на квартал, на полугодие. Все последующие виды планов представляют собой конкретизацию перспективного плана, в котором указываются: основное тематическое направление, рубрики, важные темы, которые должны освещать отделы редакции. Месячный план – это текущий рабочий план; конкретизирует перспективный, обеспечивает его последовательное выполнение; определяются: рубрика, тема, автор, ответственный за выполнение отдел или сотрудник, жанр публикации, ее объем, сроки предоставления материалов. Недельный план – тематический, максимально конкретный план. Он отражает содержание газетных номеров в течение недели и участие в них каждого отдела. План номера – в нем содержатся все сведения – заголовки материалов, точные формулировки тем, рубрики, объем текстов в строчках, жанры, в которых они написаны, отделы редакции и авторы, подготовившие материалы, графическое расположение текстов и фотографий на газетных полосах. План целевого номера составляется в том случае, когда редакция решила выпустить праздничный, тематический, объединенный номер газеты. План газетной кампании также составляется заранее. Газетная кампания может иметь политический, экономический характер и охватывать период от нескольких недель до нескольких месяцев. Примером яркой политической кампании является поддержка средствами массовой информации кандидатов и партий в ходе выборов. План организационно-массовой работы включает в себя проведение различных массовых мероприятий – заседаний, встреч за круглым столом, праздника газеты, конкурсов и соревнований на призы газеты. План внутриредакционной работы – тематические летучки, творческие конкурсы. Индивидуальный творческий план – план работы каждого отдельного сотрудника. В нем отражена приблизительная тематика материалов, предполагаемые жанры, сроки подготовки материалов, их объем, формы подачи материалов (отдельная публикация, подборка, тематическая полоса, спецвыпуск), различные мероприятия. Этот план относится к оперативному и среднесрочному планированию. Он может корректироваться в зависимости от ситуации. Бизнес-план – план экономического развития редакции, управления ее финансами. Бизнес-план включает в себя такие необходимые пункты, как краткие описания проекта (название, цели, проект развития, информационные услуги, целевой рынок, стратегия издания) и редакции издания, анализ информационного рынка, план производства, раздел, посвященный менеджменту организации, долгосрочное развитие, риски и стратегия продвижения и поддержки издания (распространение издания, реклама), финансовый план. Интернет-СМИ: многообразие форм и специфика работы Информационные агентства: особенности работы Специфика их деятельности заключается в оперативной передаче мак-симально короткой и «сухой» информации СМИ. Любое сообщение агентства всегда имеет точные время и дату, сопровождается словами-пометками: для радио и телевидения – «только что», «час назад»; для ежедневной газеты – «сегодня», для еженедельных газет и журналов – достаточно «на днях». Оперативный повод – основа любой передавае-мой информации. Сейчас профессионализм определяется не столько талантом публициста, сколько мобильностью. Это главное требование современности к журналисту. Работники информационных агентств с особой ответственностью относятся к каждому передаваемому слову, что имеет под собой веское основание: далее эту информацию распространяют многие СМИ. Ино-гда материалы из ленты новостей информагентства полностью перепе-чатываются с сохранением авторства – чаще в новостных блоках дела-ется ссылка на информагентство (причем данная информация является объектом авторского права, и внесение каких-либо изменений недопу-стимо без согласования с автором. Однако об этом часто забывают как газетчики, так и представители электронных СМИ). Рассмотрим деятельность информационного агентства (ИА) «Та-тар-информ» – одного из наиболее авторитетных и профессиональ-ных источников оперативной информации о жизни Татарстана и Рос-сии. Агентство имеет собственную корреспондентскую сеть на терри-тории Татарстана, России и за рубежом. В информационной ленте пуб-ликуется от 200 до 250 новостей ежедневно на 3-х языках: русском, та-тарском, английском. ИА «Татар-информ» выпускает еженедельный 8-полосный вкла-дыш, размещаемый в районных и городских газетах республики тира-жом около 300 тысяч экземпляров. Кроме того, «Татар-информ» – это: – первое в Поволжье Интернет-телевидение; – сайт видеоблогов www.v4me.ru; – проект для малого и среднего бизнеса – «Бизнес-навигатор»; – пресс-центр, в котором проводятся Интернет-конференции с руководителями республики и видными общественными деятелями; – ежедневный мониторинг прессы, социологические исследова-ния различного уровня сложности; – видеостудия, оснащенная самой современной техникой, в ко-торой работают профессионалы с многолетним стажем; – веб-отдел, который отвечает за создание и развитие Интернет-проектов агентства . Издательства: виды деятельности Полиграфическо-издательский комплекс «Идел-Пресс». Его произ-водственные мощности позволяют выпускать любую печатную про-дукцию – от спичечной этикетки до презентационного фотоальбома – любыми тиражами. Здесь печатаются газеты и журналы, которые вос-требованы не только в Татарстане, но и в других регионах России, а также книги, причем не только на татарском и русском языках, но и на чувашском, английском, немецком и французском языках. «Идел-Пресс» – это также специализированный газетно-журнальный ком-плекс, где сосредоточены редакции основных печатных изданий рес-публики. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ осуществляет функции по выработке государственной политики в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, осуществляет координацию и контроль деятельности СМИ. Возглавляет министерство И.Щеголев . Союз журналистов России.Функции. Задачи Общероссийская общественная организация «Союз журналистов России» (СЖР) – одна из самых массовых творческих организаций страны. СЖР является основанным на членстве творческим неполитическим общественным объединением, учрежденным для осуществления деятельности по защите интересов журналистов России. В число ассоциированных членов Союза входят: Профессиональный союз журналистов России, различные ассоциации преподавателей и исследователей журналистики, книгоиздателей, издателей и главных редакторов, региональные общественные организации, лиги и гильдии журналистов и другие организации, так или иначе связанные с журналистикой. Цели и задачи деятельности СЖР : – содействие профессиональной творческой деятельности российских журналистов; – содействие утверждению и реализации свободы массовой информации, укреплению гарантий права граждан на оперативное получение всесторонней и достоверной информации по каналам электронной и печатной прессы; – формирование культуры честной и свободной журналистики, базирующейся на общепризнанных принципах профессионального поведения и этики; – защита прав и свобод журналистов, их экономических и профессионально-творческих интересов, чести и достоинства; – содействие утверждению и реализации свободы массовой информации, укреплению правовой базы деятельности всех сторон ин-формационного процесса; – развитие системы журналистского образования и повышения профессионально-творческого уровня российской журналистики; – привлечение внимания общества к положению дел в средствах массовой информации, укрепление общественного доверия к печатной и электронной прессе, возрождение традиций российского меценатства; – содействие развитию индустрии печатных и электронных СМИ; – содействие внедрению международных норм, касающихся деятельности СМИ в российское законодательство и практику; – организация работы с молодыми журналистами; – популяризация лучших образцов творчества мастеров российской журналистики; – разработка концепций развития организационно-массовых форм сотрудничества журналистов, средств массовой информации, сбор, анализ, хранение и распространение практического опыта, необходимого российским журналистам. Союз журналистов России сотрудничает с профессиональными журналистскими организациями многих стран мира. Членами СЖР могут быть профессиональные журналисты, преподаватели и исследователи в области журналистики, разделяющие цели СЖР. Председатель общероссийской общественной организации «Союз журналистов Рос-сии» – В.Л.Богданов . Общественную организацию «Союз журналистов Республики Татарстан (Творческий Союз)» возглавляет Р.А.Ратникова, заместитель председателя Государственного Совета Республики Татарстан . АО ТАТМЕДИА. Функции задачи организовано в целях эффективного взаимодействия органов государственной власти и общества, реализации принципа открытости информации для граждан, защиты их информационных прав, дальнейшего развития средств массовой информации всех форм собственности, издательской и полиграфической деятельности в Республике Татарстан, а также реализации основ государственной политики Республики Татарстан в области информатизации и связи в области развития СМИ. Агентство является государственным учреждением. Основу структуры Агентства составляют следующие основные направления: – отдел средств массовой информации и издательской деятельности; – отдел по работе с пресс-службами и связям с общественностью; – отдел электронных СМИ и информационных технологий; – аналитический отдел и другие. Генеральный директор ОАО «Агентства Татмедиа» – М.Я.Муратов . Функции: редактора печатного издания ответственного секретаря заведующего отделом корреспондента литературного редактора редактора на телевидении режиссера на телевидении функции продюсера Качественно-количественные признаки печатной периодики Признаки, характеризующие издание с качественной стороны: – тип издания (общественно-политические, молодежные, религиозные, информационно-развлекательные, электронные и т.д.); – содержание (как правило, отражает название издания, логотип, девиз. Например, девиз «Делового Петербурга»: «Газета о бизнесе и для бизнеса». Другие газеты могут быть адресованы широкой аудитории: «Известия», «Новая газета»); – язык (дифференциация по национальному признаку); – категории читателей (существуют массовые издания, специализированные, дифференцирующие аудиторию по половым, возрастным, социальным признакам, образовательному уровню, интересам и т.д.). Количественные признаки – это: – периодичность (ежедневные, еженедельные газеты, ежемесячные журналы, ежеквартальные издания, ежегодники или альманахи); – время выхода в свет (основной, дополнительный, утренний или вечерний выпуск, приложения – субботнее, воскресное); – тираж (количество экземпляров каждого номера); – формат (в полиграфии единицей измерения является печатный лист: А-2 – 1/2 листа – формат больших газет («Российская газе-та», «Известия»); А-3 – 1/4 листа («Восточный экспресс», «Комсо-мольская правда»); А-4 – 1/8 листа («Казанский университет»)); – количество полос (газетных страниц). |