Главная страница
Навигация по странице:

  • Свойства журналистского текса(информации)

  • Выразительные средства, используемые в журналистском тексте

  • Роль журналистской профессии в обществе

  • Какие парадоксы свойственны журналистской профессии

  • Трудности работы журналиста и профессиональные разочарования

  • Тенденции развития жур. Образования История журналистского образования в татарстане

  • Исторические этапы функционирования журналистики. Исторические этапы функционирования журналистики. Назвать и охарактеризовть переломные моменты


    Скачать 80.81 Kb.
    НазваниеИсторические этапы функционирования журналистики. Назвать и охарактеризовть переломные моменты
    Дата06.06.2022
    Размер80.81 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИсторические этапы функционирования журналистики.docx
    ТипДокументы
    #572979
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Технические службы на телевидении и на радио

    Производство газетно-журнальной периодики, теле- и радиопро-грамм невозможно без специальных технических служб и оборудова-ния. Техническим отделом в редакциях издательств служит секретари-ат, которому подчиняются фотографы, арт-редакторы, операторы компьютерного набора, верстальщики и дизайнеры – все, кто участву-ют в подготовке номера. На радио и телевидении – это технические центры.

    На радио решающую роль в организации вещания играют служ-бы звукозаписи. Обеспечивают работу этой службы технические ра-ботники – это звукооператоры, звукорежиссеры, музыкальные редак-торы, и все те, кто отвечает за работу микрофонов, записывающих устройств, монтаж.

    На телевидении важную роль выполняют специалисты, обеспечи-вающие изобразительную составляющую программы: операторы и ху-дожники, декораторы и осветители, гримеры, визажисты (парикмахе-ры). Технические службы на ТВ – это аппаратные видеозаписи и аппа-ратные видеомонтажа, передвижные технические станции

    1. Свойства журналистского текса(информации)

    Итак, определившись с информацией для будущего журналист-ского материала, собрав необходимые сведения и факты, начинается непосредственно творческий процесс работы над текстом или видео-сюжетом. Творческий процесс состоит из нескольких этапов:

    1. Определение темы, поиск новой идеи.

    2. Осмысление проблемы.

    3. Подготовка плана журналистского текста: отбор фактов, вы-бор жанра, формы подачи – композиция, соответствующие изобрази-тельно-выразительные средства.

    4. Реализация плана: развитие идеи в сюжетной линии текста.

    Тема (гр. – thema – положение, представление) – предмет изоб-ражения, главный вопрос авторского материала: «О чем?»

    Идея (гр. – idea – понятие, представление) – ведущая мысль про-изведения, выражение авторской позиции: «Зачем?»

    Факт – документальная основа журналистики. Видеть за фактом явление – одно из важнейших профессиональных качеств журналиста.

    Содержание – упорядоченная совокупность элементов, которые образуют произведение и характеризуют его внутренние черты и сущ-ностные свойства.

    Содержание включает в себя определенные фактические элемен-ты:

    1. Констатация фактов – документальная основа журналистского текста.

    2. Описание:

    – репортажное – рассказ очевидца с места события; предполагает точное, фактическое описание произошедшего. Выдержана хроноло-гия;

    – реконструктивное – включение дополнительных элементов (цитаты, диалоги, синхрон).

    3. Рассуждение (с доказательством). Изложение мыслей.

    4. Типизация – вершина мастерства. На основе анализа создается тип героя, типичность явления.

    5. Переосмысление – попытка осмыслить заново мысли людей.

    6. Цитаты, мнения, оценки людей.

    7. Выводы, заключение.

    Когда определена тема, найдена идея, отобраны факты, есть мате-риал содержания, – следующий этап: продумывание формы подачи материала, плана (последовательного логического изложения ото-бранного материала), построение журналистского произведения. Со-держание немыслимо без формы, форма – без содержания. Накоплен-ные факты предстоит изложить читателям.

    Мастерство журналиста заключается в создании единой целост-ности произведения. Большая роль здесь отводится композиции (лат. сompositio – составление, связывание, соединение) – закономерное по-строение произведения, гармоничное соотношение отдельных его ча-стей (компонентов содержания), образующих единое целое. Компози-ция помогает отражению авторского замысла, развивает интерес ауди-тории, концентрирует внимание на главном, подводит к выводам, раз-мышлениям.

    Композиционное построение журналистского произведения предполагает четкую структурную организацию. Немаловажную роль здесь играет архитектоника – соразмерность частей журналистского произведения, его эстетический уровень.

    В композиционном построении большое значение имеет фабула (лат. fаbula – сказание, рассказ, предание) – та цепь событий, о которой повествуется в сюжете. Исходя из фабулы, автор выстраивает сюжет своего произведения.

    Сюжет (фр. sujet – предмет) – логика развития мыслей, темы; си-стема событий, решение актуальной общественной проблемы. Основ-ными элементами сюжета являются: завязка – начало действия; повест-вование – развитие действия; силу и динамику придает конфликт – столкновение двух начал (добра и зла, положительного и отрицатель-ного и др.); кульминация – высшая точка развития действия; перипетии – события, ведущие к развязке; развязка – выводы, вопрос.

    Важно заинтересовать читателя, зрителя началом материала. Прочитав первый абзац статьи или услышав подводку к телевизионно-му сюжету, читатель (зритель) принимает решение, читать ли (смот-реть, слушать) ему дальше. Первая фраза журналистского текста, ви-деосюжета называется «лид» – от слова «лидер» (первый, ведущий). Лид содержит основную информацию и оказывает максимальное воз-действие при минимуме слов и предложений

    1. Выразительные средства, используемые в журналистском тексте

    Главное выразительно-изобразительное средство в журналистике – это, прежде всего, высокий уровень владения литературным языком, богатым лексическим запасом, грамматическими и синтаксическими возможностями. С помощью языка журналист проявляет свою инди-видуальность, свой авторский стиль, точно воссоздает картину проис-ходящего, описывает образы героев и персонажей.

    В журналистике наиболее уместны художественные приемы, тро-пы, арсенал которых достаточно велик:

    Эпитет – поэтическое определение («бродяга-ветер»).

    Метонимия – замещение двух или нескольких понятий одним («театр рукоплескал» – вместо «публика рукоплескала»).

    Синекдоха – часть вместо целого («читатель этого не поймет» – имеется в виду читательская аудитория).

    Литота – приуменьшение («искать все равно, что иголку в стоге сена»).

    Гипербола – преувеличение («горы денег»).

    Метафора – перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов («говор волн», «бронза мускулов»).

    Олицетворение – это вид метафоры, перенесение свойств оду-шевленных предметов на неодушевленные («ее сиделка – тишина»).

    Аллегория – это изображение отвлеченной идеи (понятия) по-средством образа. При этом связь между значением и образом устанав-ливается по аналогии или смежности («женщина с весами – правосу-дие»).

    Сравнение – это уподобление одного предмета другому («огромный, как слон»).

    Эвфемизм – более мягкое выражение вместо грубых («Вы лжете!» – грубо; «Это неправда» – мягче).

    Изобразительно-выразительным средством является стилисти-ческая эмоциональность: образная речь героев, которая, как прави-ло, отличается от авторской.

    В журналистском тексте неуместны канцеляризмы, сленг, ненор-мативная лексика, жаргон, трудно читаемые и воспринимаемые стили-стические конструкции, узкопрофессиональные термины.

    Оформительские средства: заголовки, анонсы, выделения, врез-ки, подложки, фон, фотографии, иллюстрации, инфографика – сред-ства, делающие газету «единым организмом».

    Все эти универсальные средства используются и в печатных, и в электронных СМИ. Но электронные СМИ имеют свою специфику. Например, на радио важен звук, тембр и высота голоса, на телевидении – изображение, свет и звук. Теперь обо всем по порядку.

    1. Роль журналистской профессии в обществе

    Журналистское восприятие ро-лей Предикаты вос-принятых ролей Контекст Стратегии

    (методы) Роль на практике

    Распространи-тель

    информации Добыть и быстро передать любую инфор-мацию, исполь-зуя любые сред-ства и методы Большой по-ток информа-ции, скорость передачи, дове-рие источнику, трудность до-ступа к инфор-мации, закры-тость офици-альных инсти-тутов, самоцен-зура Скрытые каме-ры, подозритель-ные источники, конфиденциальная информация, плата источнику,

    непроверенная ин-формация, раскры-тие имен постра-давших и преступ-ников Пропагандист

    (распространи-тель информа-ции, дезинфор-матор)

    Развлекатель Добыть живой интересный сю-жет, шокировать аудиторию Борьба на рынке за ауди-торию: при-влечь аудито-рию, получить прибыль Придумывание фактов, историй, скрытые камеры и микрофоны Развлекатель

    Исполнитель

    заказа Сотрудничать с чиновниками, обезопасить себя Редакцион-ная линия, жур-налистский собственный интерес, со-трудничество с официальными лицами, избе-жание рассле-дований, само-цензура Сокрытие фак-та, подозрительные источники, заказ-ной материал, кон-фиденциальная ин-формация без ссы-лок, непроверенная информация, рас-крытие имен по-страдавших и пре-ступников, неис-пользование лич-ных документов без разрешения Пропагандист

    Социальный

    организатор Воспитать, просветить, наказать Идеология социального активиста в традиционных СМИ Придумывание фактов, раскрытие имен преступников и пострадавших Организатор

    Информацион-ный киллер Уничтожить противника, пропагандиро-вать интересы клиента, удовле-творить клиента Редакцион-ная линия, жур-налистские по-литические симпатии Заказной мате-риал, придумыва-ние фактов Пропагандист

    1. Какие парадоксы свойственны журналистской профессии?

    1. Парадокс между стремлением запечатлеть сущностное, вечное и реальную сиюминутность информации, уже завтра никому не интересную.

    2. Философским парадоксом журнализма можно считать то, что эта профессия «как бы все и ничто».

    3. Стремление к независимости, свободе слова, желание быть «четвертой властью», с одной стороны, с другой – реальная зависимость от власти, владельцев, учредителей и издателей, от рекламодателей и спонсоров. Являясь «голосом» общества, обращенным, прежде всего, к «ушам» власти, журналистика, политическая в особенности, является частью изощренно-плюралистической системы управления обществом.

    4. Только имея свободные СМИ, можно говорить об основаниях для ограничения их свободы.

    5. Творческая зависимость. Индивидуальный творческий процесс проходит «сито коллективного редактирования».

    6. Оперативность приходит в столкновение со стремлением подольше изучать проблему.

    7. Поверхностность, дилетантизм драматически сталкиваются с желанием глубже показать суть явлений.

    8. Однонаправленность, идеологизированность, оценочность, субъективность журналиста и редакции имеют своей оппозицией необходимость отражать различные мнения, давать многообразную, объективную картину действительности.

    9. Потребность в отдыхе. Настоящий журналист работает всегда, даже когда другие в это время отдыхают.

    10. Сочетание творческих и черновых, литературных и организаторских, редакторских и даже коммерческих видов работы.

    1. Трудности работы журналиста и профессиональные разочарования

    Профессиональные разочарования. Разочарование – это чувство неудовлетворенности, вызванное несбывшимися надеждами или мечтами, неоправдавшимися ожиданиями, несовпадение идеальных представлений о предмете с его реальными критериями. Разочарование в работе постигает как молодых журналистов, так и опытных профессионалов. Самыми большими разочарованиями журналисты называют :

    – то, что журналистов (имеются в виду в массе, а не отдельные имена), несмотря на все их заслуги перед обществом, не очень-то любят и при случае демонстрируют эту неприязнь. Журналистов считают лжецами, продажными подхалимами, ненадежными людьми, которым не доверяют. В качестве последствий могут выступать и нежелание давать информацию (от вежливых уловок до категорического отказа), и высказывание негативного отношения к журналистам и к СМИ, кото-рое представляет журналист, и недопуск на важные мероприятия;

    – то, что журналисты чаще, чем представители других профессий, сталкиваются с грязной стороной жизни, с ее жестокостью, не-справедливостью и испытывают неудовлетворенность, боль и отчая-ние, когда «четвертая власть» не может помочь конкретному человеку;

    – то, что, занимаясь журналистикой, сложно заработать себе на достойное существование. В первую очередь это касается регионов, удаленных от федерального центра;

    – то, что, помимо личных талантов и заслуг для головокружительной карьеры необходимы еще и не слишком идеальные, но очень жизненные качества: умение быть «приближенным» к высоким ин-станциям; если необходимо – оказывать всемерное давление, к приме-ру, на строптивый источник необходимой информации (соответствен-но сначала вы должны получить возможность оказывать это давление). Ну и, как известно, конкуренция не всегда бывает честной как среди СМИ, так и среди журналистов.

    Трудности. Социальная и моральная ответственности. Работа журналиста специфически ответственна. В журналистских материалах прослеживается занятая автором позиция, система утверждаемых им ценностей и эталонов (несмотря на то, что в изданиях указывается, что мнение редакции может не совпадать с мнением автора). СМИ как инструмент воздействия на аудиторию может подвигнуть ее на принятие данной версии реальности. А если учитывать, что в настоящее время СМИ не просто информируют о происходящих событиях, а конструируют «реальность» путем отбора, акцентирования и интерпретации событий, то получается, что аудитории навязывается определенная позиция. Контекст события часто остается за кадром или между строк. Освещаются сами события, а не то, что они значат.

    С другой стороны, абсолютно полное освещение событий (особенно с негативной эмоциональной окраской) вызывает соответствующее отношение к СМИ аудитории. Чувство ответственности, социальная позиция журналиста всегда ставит его перед выбором: говорить правду, вдаваясь в подробности, или же индифферентно излагать факты.

    Низкий уровень оплаты труда. Проблемы заработной платы в нашей стране, конечно, являются не только проблемами журналистов. Но из уст самих журналистов не раз приходилось слышать, что их заработная плата не соответствует затраченным усилиям. По этой причине (нехватка денег) многие журналисты уходят в «желтую прессу», «заказную журналистику», рекламу. Желание повысить свое благосостояние сталкивается с нарушением норм морали, а иногда и закона. Как в этой ситуации остаться с чистой совестью и не запятнать журналистскую честь?

    Опасность для здоровья и жизни. Работа журналиста связана с риском. Речь идет о журналистах, работающих в криминальных сферах, «горячих точках», а также ведущих расследования-разоблачения. Печальных примеров немало: Дмитрий Холодов, Владислав Листьев, Дмитрий Шалаев, Артем Боровик, Анна Политковская…

    Доступ к информации. Несмотря на существование всевозможных комитетов, организаций, объединений, ассоциаций по защите прав журналистов, писаные и неписаные правила предоставления информации, зачастую журналистам очень сложно добиться желаемой информации.

    Совмещение профессиональных и семейных обязанностей. Условия деятельности и ритм труда зависят от режима работы редакции, периодичности выхода номера (программы), от объема работы журналиста. Несмотря на то, что продолжительность рабочего дня в редакциях периодических изданий также четко очерчена, как и в других организациях, в реальности рабочий день журналиста чаще всего ненормирован. Всецелое погружение в работу (а журналистика – это стиль жизни) играет определенную роль в жизни журналистов. Из-за ненормированного рабочего дня, особенно на телевидении, бесконечных командировок возникает недопонимание в семье. Полная самоотдача профессии и семейная жизнь журналиста часто оказываются несовместимыми.

    Коммерциализация журналистики. Подневольная работа журналиста. Профессиональная конкуренция. Испытание честолюбием. Деятельность современных СМИ и журналистов определяют рыночные отношения, поэтому все отношения с работодателем регулируются, прежде всего, соотношением спроса и предложения на информацию. Информация рассматривается как товар, который может заинтересовать аудиторию, журналист – как субъект на рынке трудовых ресурсов, на который есть спрос. Отсюда – конкуренция, исполняющая роль стимула. Только какая это конкуренция: честная, когда вы полу-чаете повышение, работая лучше других, или нечестная, когда вы добиваетесь высокого положения, не прилагая для этого соответствующих усилий?…

    Профессия требует огромных нервных и физических ресурсов.

    Трудности морального характера. Столкновение собственных человеческих принципов с реальной практикой и требованиями работодателей. Соблазн погрешить против истины ради коммерческой прибыли издания.

    1. Тенденции развития жур. Образования



    1. История журналистского образования в татарстане

    Отделение журналистики КГУ было открыто в 1962 году на ис-торико-филологическом факультете и в течение многих лет было единственным центром подготовки журналистских кадров для обла-стей и автономных республик всего Поволжского региона. На отделе-нии работала кафедра журналистики. С созданием кафедры и отделе-ния университет приобрел новую специальность – «Журналистика». С самого начала обучение велось по дневной, вечерней и заочной фор-мам. Руководить кафедрой журналистики пригласили признанного ли-тературоведа, профессора Казанского педагогического института Ива-на Георгиевича Пехтелева. Он был первым в Советском Союзе докто-ром и профессором журналистики. За 5 лет заведования кафедрой ему, человеку с широкими познаниями, организаторскими способностями, волевому и твердому по отношению к коллегам, удалось создать кол-лектив преподавателей из сотрудников других кафедр, журналистов-практиков, аспирантов. Одними из первых, кто откликнулся на откры-тие отделения и с кем стала сотрудничать кафедра, были работающие в те годы редакторами республиканских газет «Социалистик Татарстан» и «Советская Татария» Ш.Х.Хамматов и А.И.Клименков, а также жур-налисты этих газет. На кафедру пришли известный журналист и лите-ратуровед Миргази Солтанович Кашшаф, доцент Декабрина Францев-на Лучинская, мастер фотожурналистики Джавид Галимович Акчурин, опытные журналисты Станислав Иванович Антонов, Константин Кон-стантинович Петров, аспиранты Розалина Мардановна Нуруллина, Мира Сергеевна Савельева, Людмила Михайловна Пивоварова, Ан-дрей Александрович Роот, позже – доцент Тамара Сергеевна Карлова. Первым председателем государственной экзаменационной комиссии стал литературовед, доктор филологических наук Мухамед Хайрулло-вич Гайнуллин.

    Необходимо отметить положительную роль второго заведующе-го кафедрой, доцента Льва Гдальевича Юдкевича. Совершенствовался учебный процесс, конкретизировалось научное направление, большое внимание уделялось воспитательной работе среди студентов.

    С 1972 г. кафедру возглавил кандидат исторических наук, извест-ный журналист Флорит Имамахметович Агзамов.

    В 70 – 80-е годы проблемы совершенствования журналистского образования находились в центре внимания партийных органов, уни-верситетского руководства, широкой общественности. Было принято постановление ЦК КПСС по идеологическим вопросам, в частности постановление «О подготовке и переподготовке журналистских кад-ров». Проблемы журналистского образования обсуждались в партко-ме, прошли фронтальные проверки работы кафедры со стороны ЦК КПСС, Союза журналистов Советского Союза и Татарстана, Мини-стерства высшего и среднего специального образования СССР. Все это послужило стимулом усиления работы кафедры.

    В эти годы с кафедрой сотрудничали уже более двадцати журна-листов-практиков, почти все редакторы многотиражных газет Казани. На базе многотиражек выпускались учебные газеты, студенты постига-ли навыки макетирования и верстки. Технике производства и оформле-ния газет студентов учили А.М.Нижегородов, В.С.Калимул-лина, Е.Г.Зильберман, А.Т.Ожегов, Р.И.Копосов, И.М.Закиров. Студенты отделения активно сотрудничали с университетской газетой «Лени-нец», возглавляемой Т.М.Николаевой.

    Известные журналисты-сатирики С.С.Оффенгенден и Р.Н.Валеев учили студентов особенному восприятию действительности через призму сатиры и юмора. Много лет сотрудничает с кафедрой извест-ный литературный критик Рафаэль Ахметович Мустафин, который сейчас работает в журнале «Татарстан». Практической стилистике и литературному редактированию учила студентов Любовь Владими-ровна Агеева, зав. отделом газеты «Вечерняя Казань», а позже редак-тор «Казанских ведомостей».

    Специализации по радио и тележурналистике тогда еще не было. Не было достаточно штатных преподавателей, имеющих опыт работы на радио и телевидении. Курс по радиожурналистике вела Э.Г.Губайдуллина, работавшая в 60 – 70-е годы редактором юноше-ских и литературно-художественных передач на татарском радио. В азы тележурналистики вводили студентов телевизионщики М.Г.Шувалова, А.М.Карасик, В.И.Беспалов, В.М.Булычев.

    В 1992 г. отделение выделилось в самостоятельный факультет журналистики. В 1994 г. к нему были присоединены кафедры социоло-гии и психологии, он стал именоваться факультетом журналистики, социологии и психологии – ЖСП. В 2003 г. отделение психологии вышло из его состава в связи с преобразованием в самостоятельный факультет.

    Сегодня учебный процесс на факультете журналистики и социо-логии обеспечивается пятью кафедрами: журналистики, татарской журналистики, теории и практики электронных СМИ, прикладной по-литологии, социологии.

    На факультете получают образование более 800 студентов по дневной и заочной формам обучения. На кафедрах работают 5 профес-соров и более 20 доцентов. В процессе обучения активное участие принимают опытные практики.

    Подготовка специалистов ведется по двум специальностям: жур-налистика и социология.

    На отделении журналистики на сегодняшний день ведется подго-товка студентов по специализациям: периодическая печать, тележур-налистика, связи с общественностью, новые информационные техноло-гии, международная журналистика.

    На факультете также имеется аспирантура по двум специально-стям: социология и журналистика.

    В большинстве городских и районных изданий Республики Та-тарстан работают выпускники отделения журналистики. Многие зани-мают ключевые руководящие посты в медийной отрасли: Римма Рат-никова – заместитель Председателя Государственного совета Рес-публики Татарстан, председатель Союза журналистов Татарстана, Ма-рат Муратов – генеральный директор ОАО «Агентство Татмедиа», Ну-ри Мустафаев – заместитель министра экономики Республики Татар-стан, Ислам Ахметзянов – генеральный директор издательства «Идел-пресс», Ильшат Аминов – генеральный директор телерадиокомпании «Новый век», Миляуша Айтуганова – заместитель генерального ди-ректора ТРК «Новый век»; главные редакторы республиканских газет и журналов: Рифат Фаттахов, Минназым Сепперов, Александр Латы-шев, Фирая Бадртдинова, Хазбулат Шамсутдинов, Юрий Алаев, Вене-ра Якупова, Габдулхак Шамсутдинов, Хусаин Валиахметов, Айдар Ги-мадиев, Ранис Газизов, Аскар Сабиров, Алсу Бикбаева, Игорь Дурма-нов, Анатолий Потапов, Артур Гафаров и другие. Многие бывшие сту-денты отделения заняли достойное место в центральных средствах массовой информации: Владислав Фронин – главный редактор «Рос-сийской газеты», Алексей Манаев – сотрудник Аппарата президента РФ, Вера Фаляхова – руководитель пресс-центра МВД РФ, Анна Качкаева – заведущая кафедрой журфака МГУ. Среди выпускников – профессоры различных вузов: Петр Киричек (Академия госслужбы при Президенте РФ), Александр Замалеев (СПбГУ), Лидия Поминова (Казанский государственный энергетический универси-тет), Васил Гарифуллин (КГУ), Светлана Шайхитдинова (КГУ), Анд-рей Ершов (ректор Института госслужбы при Президенте Респуб-лики Татарстан), Александр Вахрушев (УдГУ) и другие. Гордостью отделения являют-ся руководители областных и городских изданий Самарской, Ульянов-ской областей, Башкортостана, Марий Эл, Удмуртии, Чувашии, Рос-сии. Факультет вырастил для татарской литературы таких маститых писателей, как Шамиль Ракипов, Ахат Гаффар, Айдар Халим, Вахит Имамов, Набира Гиматдинова, Нияз Акмал, Роза Кожевникова, Лябиб Лерон, Вазих Фатихов, Рафис Гиззатуллин и другие.

    Декан факультета – профессор Васил Загитович Гарифуллин. За-местители декана – доценты Владимир Павлович Модестов, Искандер Габдрахманович Ясавеев, Роман Петрович Баканов. Заведующие ка-федрами: журналистики – профессор Светлана Каимовна Шайхитдино-ва, теории и практики электронных средств массовой информации – профессор Елена Сергеевна Дорощук, татарской журналистики – про-фессор Васил Загитович Гарифуллин, социологии – профессор Рияз Гатауллович Минзарипов, прикладной политологии – профессор Га-лина Викторовна Морозова.
    1. 1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта