Главная страница

Исторические, социокультурные, экономические и правовые теоретические основы современной социокультурной системы продюсирования


Скачать 464 Kb.
НазваниеИсторические, социокультурные, экономические и правовые теоретические основы современной социокультурной системы продюсирования
Дата04.11.2018
Размер464 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла[Levitina_I.YU.]_Osnovue_prodyusirovaniya(b-ok.cc).doc
ТипУчебно-методическое пособие
#55360
страница5 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

История развития авторского права в России.
Авторское право как институт в России появляется сравнительно позже, чем в иных, главным образом, европейских странах. Однако общим в процессе первоначального возникновения, как в Европе, так и в Росси, является то, что это было право на использование литературных произведений. Кроме того, и в России и в других странах регулирование отношений, связанных с воспроизведением и распространением литературных произведений, также возникло не с целью соблюдения и защиты интересов издателей и книгораспространителей или, более того, авторов. Как выявлено нами, важной особенностью российского права интеллектуальной собственности являлась его непосредственная связь с законодательными актами по цензуре, главным образом, в книжном деле. Так, в 1700 г. Петр дарует своему голландскому другу, видному амстердамскому купцу Янну Тессингу право в течение 15 лет печатать для России книги, карты и т. п., ввозить их и продавать; Тессингу предоставлена монополия. В это же время появляются первые цензурные требование: чтобы книги были “к славе великого государя”, а “понижения нашего царского величества <...> и государства нашего<...> в тех чертежах и книгах не было».

До второй половины 18 века книгоиздательское дело в России являлось государственной монополией. Частных типографий не существовало, поскольку их образования законодательством не допускалось. Многолетняя монополия государства на владение печатным станком закончилась 1 марта 1771 года, когда появился сенатский указ «О даче иноземцу Гартунгу привилегии на заведение в Санкт-Петербурге вольной типографии и словолитной мастерской для иностранных языков». В нем говорилось, что, получив прошение иноземца, словолитного мастера Иоганна Михеля Гартунга «о дозволении ему завести здесь вольную Типографию и словолитное художество», а также соизволение Екатерины II положительно решить этот вопрос, Сенат нашел это «делом нужным и для общества полезным». А потому дал разрешение открыть И.М. Гартунгу частную типографию «для печатания на иностранных языках книг и других сочинений», а при ней словолитную мастерскую для изготовления шрифтов. Правда, деятельность типографии была ограничена рядом условий. И.М. Гартунг мог печатать книги на всех иностранных языках, а «на российском языке никаких книг, ни сочинений не печатать, дабы прочим казенным типографиям в доходах их подрыву не было». Вся издательская продукция должна была проходить через цензуру, которую для книг должна была осуществлять Академия наук, а для объявлений — полиция. Таким образом, должны были быть пресечены попытки выпуска изданий, «кои противны либо Христианским законам, или Правительству, или же добронравию». Нарушение данных условий грозило конфискацией отпечатанной продукции и лишением привилегии.

Известно, что согласно этой привилегии Гартунгу разрешалось издавать книги только на иностранных языках, с тем, чтобы государственная монополия на издание книг на русском языке сохранялась в неприкосновенности. Одновременно с этим разрешением вводится цензура на произведения на иностранных языках. В Европе цензура возникла еще в 15 веке и по форме контроля подразделялась на предварительную и карательную. Цензура появилась вместе с появлением книгопечатания для осуществления контроля государства над книжным делом. Петровский указ 5 октября 1720 года о запрещении печатать церковные книги без цензуры Духовной коллегии, можно условно считать первым законом о печати. В последующие десятилетия был принят длинный ряд различных предписаний цензурного свойства, направленных к ограничению светской и духовной литературы.

Институт цензуры создавался в России постепенно в условиях господства церкви в духовной жизни общества. В начале 18 века контроль церкви над светским книгоиздательством был утрачен, и ее попытки выступить против какого-нибудь издания были проявлением того скрытого протеста, который она попыталась оказывать реформам Петра I. Однако в 30-50 гг. 18 столетия духовная цензура активизировалась. Известны факты, когда подготовленное к печати произведение так и не увидело свет или вышло из печати в урезанном и искаженном виде.

В 18 веке, по мнению Г. Смагиной, происходит осознание преобразующей роли книги в культуре России. С книгой в руках русские люди знакомились с основами наук, изучали военное дело и морское ремесло, создавали корабли и строили города, путешествовали и открывали для себя другие страны, языки и народы, наслаждались искусством и литературой.

В результате просветительской деятельности, прежде всего Академии наук и Московского университета, заметно возрос интерес к печатной продукции, и существовавшие в то время казенные типографии были не в состоянии удовлетворить потребности общества. Этот факт стал одной из причин выдачи государством разрешений на открытие частных типографий. Общее законодательное разрешение на устройство частных, или, как их тогда именовали, "вольных", типографий во всех городах империи было дано лишь Указом от 15 января 1783 года, который, однако, как слишком либеральный в 1796 году был отменен. Правда, уже в 1801 году, как указывает в своей работе Н. Лисовский, новый император Александр I вновь разрешает открывать частные типографии, но доминирующее положение государства в сфере издательского дела сохраняется вплоть до середины 19 века. Совершенно очевидно, что в условиях отсутствия конкуренции между издателями в России не было главных объективных предпосылок для появления авторского права.

На первых порах отношения авторов с издателями вообще не были предметом правового регулирования. Российскому законодательству было почти совершенно незнакомо распространенное на Западе представление об авторском праве как о частной привилегии, предоставляемой создателю произведения. Если привилегии на издание произведений в России и выдавались, то, как правило, не авторам, а издателям, в роли которых чаще всего выступали казенные учреждения, научные общества и иные юридические лица публичного характера. Вознаграждение же, которое получали авторы, в большинстве случаев совершенно не было связано с изданием произведений, это были награды и подарки.

Важной особенностью авторского права России, свойственной ему почти на всем пути его исторического развития, была, по мнению большинства исследователей авторского права, тесная связь с цензурным законодательством, которое родилось в России значительно раньше. Первоначально, выдавая издателям разрешение на печатание книг, цензура совершенно не интересовалась тем, обладают ли издатели соответствующими правами на произведения. Но участившиеся в первой четверти 19 века случаи явного мошенничества со стороны отдельных издателей, в частности сознательное введение публики в заблуждение относительно авторов распространяемых книг, вынудили правительство принять соответствующие меры. В 1816 году Министерством народного просвещения было издано распоряжение о том, чтобы при представлении рукописей на цензуру к ним прилагались доказательства прав издателя на подачу рукописи к напечатанию. Таким образом, с появлением указанного распоряжения вопрос о правах издателя впервые ставился в зависимость от авторского права создателя произведения.

Формирование документных ресурсов по авторскому праву практически совпадает с началом регулирования этого вида правовых отношений. Первый авторский закон в России появился также в рамках законодательства о цензуре. Утвержденный 22 апреля 1828 года новый Цензурный устав содержал специальную главу, которая называлась "О сочинителях и издателях книг". Указанная глава, состоявшая всего из 5 статей, дополнялась развернутым Положением о правах сочинителей, которое служило приложением к Цензурному уставу. По данному Закону, касавшемуся лишь литературных произведений, сочинитель или переводчик книги имел "исключительное право пользоваться всю жизнь свою изданием и продажей оной по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным" (§ 1 Положения). Срок авторского права был установлен в 25 лет со дня смерти автора, после чего произведение "становилось собственностью публики" (§ 137 Цензурного устава). Защита авторского права ставилась в зависимость от соблюдения цензурных правил, поскольку "напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался всех прав на оную" (§ 17 Положения).

Постепенно авторско-правовые отношения распространялись и на другие виды интеллектуальной деятельности, став со временем предметом глубокого интереса других социальных институтов.

В 1830 году было утверждено новое Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которое значительно дополнило правила 1828 г., решив вопросы об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т. д. Из числа принципиальных нововведений следует отметить прямое признание прав сочинителей правом собственности, а также возможность продления до 35 лет срока охраны произведения после смерти автора.

Дальнейшее развитие авторского права в 19 веке шло по пути постепенного расширения числа охраняемых произведений и признаваемых законом авторских правомочий. В 1845 и 1848 гг. было признано право на музыкальную и художественную собственность. В 1875 году срок защиты авторского права был увеличен до 50 лет. В 1877 году правила об авторском праве были перенесены из Цензурного устава в Законы Гражданские (т. X, ч. 1 Свода законов Российской Империи) в виде приложения к статье 420, содержащей общую характеристику права собственности.

К концу 19 века стало, как отмечают исследователи авторского права, совершенно очевидно, что частичные усовершенствования правил об авторском праве не в состоянии обеспечить эффективную защиту интересов авторов и пользователей произведений. К этому времени назрела необходимость принятия нового закона, который соответствовал бы потребностям времени и дал ответы на накопившиеся на практике вопросы. В 1897 году Государственный Совет принял решение безотлагательно приступить к подготовке нового закона, систематизировавшего сложившуюся практику и опыт в данной сфере. Однако понадобилось более 13 лет для того, чтобы такой закон был принят 20 марта 1911 года. Он назывался "Положение об авторском праве" и был составлен на основе лучших образцов западноевропейских законодательств того времени с отражением, однако, традиционного для российского авторского права более низкого уровня охраны авторских прав. Закон содержал Общую часть, в которой раскрывались основные понятия — круг охраняемых объектов, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и средства защиты и т. п., а также отдельные главы, посвященные авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения. В особой главе регламентировались основные положения и условия издательского договора. Этот Закон распространил авторское право на географические, топологические, астрономические и иного рода карты, глобусы, атласы, рисунки по естествознанию, строительные и другие технические планы, рисунки, чертежи, драматические, музыкально-драматические, фотографические, кинематографические и подобные им произведения. Следует подчеркнуть, что многие правила Закона 1911 года носили весьма прогрессивный характер. Так, в статье 9 указывалось, что договоры об отчуждении авторского права относительно будущих произведений автора сохраняют силу на срок не свыше 5 лет, хотя бы в договоре была установлена большая его продолжительность или бессрочность. Статья 33 впервые закрепила право авторов на перевод их произведений, которое действовало в течение 10 лет со дня издания произведения при условии подготовки автором перевода в течение 5 лет со дня издания оригинала. Законодатель отказался от конструкции "литературная и художественная собственность", заменив ее понятием "исключительные права" и т. д. Закон, впитал в себя современные принципы права вообще и авторского права в частности, блещущий цветами новейших правовых воззрений Запада. Все области авторского права преобразованы, объединены и подчинены общим принципам. Права автора, моральные и материальные, признаются новым законом и вместе с тем согласуются с интересами и правами общества и общественными требованиями. Но не в этом одном достоинство Положения. В целях наилучшего ограждения интересов духовного творчества Положение использовало новейшие приемы регламентации гражданско-правовых отношений, уделило должное место справедливому судейскому усмотрению, предоставило надлежащий простор судейской совести.

В целом это был, по мнению исследователей авторского права, более совершенный закон, который лишь в некоторых отношениях не следовал международной практике, в частности, он допускал свободный перевод зарубежных произведений. Эти и другие особенности Закона не соответствовали некоторым принципам Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, к которой большинство интеллектуальной элиты России и не считало необходимым присоединяться: выгоды такого членства в Бернском Союзе были не ясны, а потери для переводчиков и просветителей — понятны. Многие именитые литераторы, выступая против членства в Бернском Союзе, успешно применяли принципы двойного стандарта и охраняли свои авторские права, используя зарубежное законодательство и зарубежную издательскую и судебную практику.

Современники признавали, что наибольшее влияние на Закон Российской империи «Об авторском праве» оказало германское законодательство и в меньшей мере — французское.

Таким образом, Закон 1911 года явился значительным шагом в развитии авторского права России. Хотя он и не уравнял права российских авторов в полном объеме с правами авторов стран — участниц Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года, к которой Россия не присоединилась, однако все же вывел нашу страну на приемлемый для цивилизованного общества уровень регулирования творческих правоотношений. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года не внесла каких-либо существенных изменений в авторское законодательство царской России, поскольку начатые Временным правительством масштабные законопроектные работы были прерваны в октябре 1917года.

Советский период развития авторского права, который может быть ограничен временными рамками с 1917 по 1991 годы, является самым противоречивым этапом в становлении и развитии авторских правоотношений в истории России.

Революция 1917 года и последующий приход новой власти привели к отмене всего массива имперского гражданского законодательства. Не стал исключением и раздел, регулирующий правоотношения в сфере интеллектуальной собственности. Таким образом, и Закон Российской империи «Положение об авторском праве» от 20.03.1911 года утратил силу. Кроме того, Октябрьская революция ликвидировала частные издательства, монополизируя издательскую деятельность в руках новой власти. Следует отметить, что в первых законодательных актах правительства большевиков прослеживается тенденция к упразднению права интеллектуальной собственности. Так первым советским законом в рассматриваемой области явился Декрет «О государственном издательстве» от 29 декабря 1917. В соответствии с данным документом Народной комиссии по просвещению было указано незамедлительно приступить к широкомасштабной издательской деятельности. Во многом такое распоряжение было связано с тем, что в стране существенно недоставало доступных для широких масс изданий. Поэтому, в первую очередь, к изданию готовились произведения русских классиков. Указанным Декретом специальной комиссии предоставлялось право устанавливать ограниченную государственную монополию сроком на 5 лет на произведения некоторых авторов. При этом разъяснялось, что эти сочинения переходят таким образом «из области частной собственности в область общественную». Практически эти действия были осуществлены в отношении произведений 23 русских писателей, к тому времени уже умерших.

Среди издаваемых произведений авторов получали поддержку сочинения социалистического, пролетарского направления. Современники-создатели таких произведений получали значительные гонорары, а произведения их издавались большими тиражами.

Как видно первый декрет советской власти, касающиеся правоотношений в сфере интеллектуальной собственности, существенно ограничил права авторов по сравнению с Законом Российской империи об авторском праве от 1911 года. Последующие декреты в этой области в своем содержании сохранили отношение государства к правам сочинителей.

Так, линия, аналогичная Декрету от 29 декабря 1917 года, была продолжена Декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) от 26 ноября 1918 года «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием». Согласно этому документу предоставлялась возможность признания достоянием молодого государства уже любых произведений – опубликованных и неопубликованных, сочинений живых и уже умерших авторов, произведения литературные, музыкальные, научные и т.д. За использование произведений, объявленных государственным достоянием, организации-пользователи обязывались выплачивать авторам гонорар по установленным ставкам. Права наследников умерших авторов по общему правилу не признавались, что согласовывалось с Декретом СНК от 28 апреля 1918 года «Об отмене наследования». Справедливости ради необходимо отметить, что наследникам было гарантировано содержание в размере прожиточного минимума. Однако порядка определения круга наследников, а также срока действия наследственных прав оговорено не было. Таким образом, Народный Комиссариат Просвещения РСФСР, пользуясь полномочиями, предоставленными государственной властью, объявил государственным достоянием произведения 47 писателей и 17 композиторов. Что касается авторов произведений, не объявленных достоянием государства, то за ними сохранялись права по распоряжению ими.

В соответствии с Декретом СНК «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях» 1918 года любое произведение могло быть признано достоянием республики, хотя при всяком издании даже объявленного достоянием республики произведения автору мог выдаваться гонорар, а в случае смерти автора, его нуждающиеся и нетрудоспособные родственники имели право на получение материальной помощи через губернские отделы социального обеспечения в размере прожиточного уровня. Декрет по существу ликвидировал имущественные права авторов.

На основании Декрета «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях» в 1919 году были признаны достоянием РСФСР все произведения 17 русских авторов, в том числе произведения А. Бородина, П. Чайковского, М. Мусоргского, П. Римского-Корсакова, А. Скрябина, А. Рубинштейна. В 1923 году были национализированы произведения еще 47 русских авторов, в том числе произведения Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, А. П. Чехова. В постановлении было заявлено, что «наследники произведений национализированных авторов вознаграждаются согласно существующим законам». В 1925 году достоянием РСФСР были признаны все переводы на русский язык произведений Э. Синклера (Эптон Билл Синклер (1878-1968) – американский писатель-публицист, приверженец идеи ненасильственного социализма) и все произведения Г.В.Плеханова.

Вообще, внутренняя политика Советского государства в условиях Гражданской войны 1917 – 1922 годов была направлена на преодоление кризиса, в том числе экономического, и опиралась на теоретические возможности непосредственного введения коммунизма. Наиболее важным является то, что в этот период руководство всей жизнью общества можно охарактеризовать как военно-приказное. Безусловно, такой подход распространялся и на отношения в области авторского права.

Таким образом, авторское право периода "военного коммунизма" характеризовалось коренной ломкой прежнего авторского права и попытками внедрить в рассматриваемую сферу нормы, согласующиеся с большевистскими взглядами.

Новая Экономическая Политика (НЭП), которая была принята в 1921 году, сменила политику «военного коммунизма» и была рассчитана на восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. НЭП достаточно быстро привел к восстановлению разрушенного войной хозяйства. Однако с середины 1920 годов начинаются первые попытки свертывания НЭПа, которые приведут к тому, что в начале 1930 годов она будет фактически свернута. Тем не менее, период НЭПа частично восстановил систему исключительных прав.

В этот период принимаются «Основы авторского права» (1925 и 1928 годы), которые признавали права авторов на произведения (пожизненно, с переходом к наследникам на срок 15 лет после смерти автора). Также предусматривалось использование произведений только на основе авторского договора. В развитие этих законодательных актов 8 октября 1928 года был принят Закон РСФСР «Об авторском праве». Согласно приведенным законодательным документам предусматривалась возможность принудительного выкупа авторского права на любое произведение по решению Правительства СССР или союзной республики, однако это рассматривалось как исключительная мере, которая практически не применялась.

Итак, по Основам от 1925 года в СССР за всеми авторами признавалось исключительное право на созданные ими произведения, которое имело силу в течение 25 лет с момента первого издания или первого публичного исполнения произведения, а с 1928 года стало в отношении большинства произведений пожизненным правом автора. Это право распространялось на всякое произведение литературы, науки и искусства, каковы бы ни были способ и форма его произведения.

Срок авторского права, как указывалось выше, устанавливался в 25 лет, что вдвое меньше срока, который к тому времени существовал в западных странах. Для некоторых менее ценных видов произведений были установлены более краткие сроки (для произведений хореографических, пантомим, киносценариев, кинолент и для издателей повременных изданий и энциклопедических словарей —10 лет; для фотографических снимков — 3 года; для собраний этих снимков — 5 лет). Более того, после смерти авторское право переходило к наследникам не всегда, а лишь в определенном случае, а именно: если к 1 января того года, в котором скончался автор, не истекут указанные 25-летний или более краткий срок, то авторское право переходит к наследникам автора на время, остающееся до истечения этого срока, однако, во всяком, случае, не более, как на 15 лет, начиная со смерти автора.

Закон «Основы авторского права» 1928 года определяет природу авторского права следующим образом: автор имеет исключительное право под своим именем (или под условным именем – псевдонимом), или без обозначения имени (анонимно) выпустить в свет свое произведение и в течение установленного в законе срока всеми позволенными в законе способами воспроизводить и распространять его, а равно извлекать всеми законными способами имущественные выгоды из названного исключительного права. Примечательно то, что, ставя задачей всемерную защиту личных и имущественных интересов автора, советское авторское право также ставит задачей широкое распространение произведений литературы, науки и искусства среди трудящихся, поэтому в ряде случаев в интересах социалистического общества произведение могло использоваться помимо (и вопреки) согласия (воли) автора. Поэтому Закон 1928 года содержит положения, приспосабливающие авторское право к экономическим условиям: в качестве пользователей произведений стали выступать не частные организации (как это было раньше), а только государственные. С. В. Петровский утверждает, что фактически исключительное авторское право перестало находить практическое применение с начала 1930 годов.

Имущественные авторские права были сведены к авторскому вознаграждению, которое стало нормируемым, а в некоторых случая – фиксируемым. Государство определяло и формы авторских договоров.

Кроме Основ авторские правоотношения регулировались иными актами – Постановлением СНК РСФСР от 12 июля 1944 года «Об авторском гонораре», ведомственными инструкциями и циркулярами, устанавливающими минимальные ставки авторского гонорара, нормы тиража изданий, типовой издательский договор и пр.

Закон «Об авторском праве» просуществовал до начала 60-х годов, когда его измененное содержание было внесено в Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик.

В 1960 годы серьезных изменений в авторском законодательстве не наблюдалось, если не считать того факта, что в ходе проводившейся в тот период кодификации законодательства было решено включить законодательство об авторском право в качестве самостоятельного раздела в Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, в гражданские кодексы союзных республик. Это и был, по сути дела, закон об авторском праве. Само по себе новое законодательство об авторском праве повысило правовое значение этого института.

27 февраля 1973 года Советский Союз присоединился к Женевской конвенции об авторском праве 1952 года. В свете требований международного законодательства, были пересмотрены советские нормы об авторском праве, в частности, увеличен срок охраны права до 25 лет после смерти автора.

Несмотря на то, что в то время уже вступила в силу Римская конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (18 мая 1964 года), которая выработала нормы смежных прав, советское законодательство не содержало даже упоминания о смежных правах исполнителей и производителей фонограмм. Отсутствие охраны смежных прав в советском законодательстве означало, что любые исполнения, фонограммы оказывались по существу общественным достоянием и могли быть свободно использованы любым лицом, любой организацией. Своей непоследовательностью, своим консерватизмом советская правовая система создала условия для процветания пиратства, прежде всего в сфере смежных прав. Впоследствии страны СНГ оказались в тяжелейшем положении, поскольку пиратство интеллектуальной собственности распространилось и на произведения науки, литературы, искусства и стало наносить значительный ущерб национальной экономике.

Советское правительство заявляло также о том, что готово присоединиться и к Бернской конвенции, и, по сути, данный вопрос считался уже в принципе решенным. Поэтому в 1991 году был разработан соответствующий раздел «Авторское право» в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик. Этим документом было исключено свободное использование произведений в кино, на радио и телевидении, а также публичное исполнение опубликованных произведений без согласия автора; был расширен круг охраняемых произведений, увеличен срок действия авторского права до 50 лет после смерти автора, введена охрана так называемых «смежных прав». Новые Основы гражданского законодательства должны были вступить в силу с 1 января 1992 года, однако в связи с распадом СССР (25 декабря 1991 года) этого не произошло. В РФ Основы гражданского законодательства вступили в силу только 3 августа 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 года «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы». Введение в действие Закона РФ от 9 июля 1993 года №5351-I «Об авторском праве и смежных правах» прекратило действие соответствующего раздела Основ.

Анализируя этот период в развитии авторского права в России, И. Свечникова приходит к утверждению о разрозненности массива законодательства в целом по интеллектуальной собственности. Эффективное функционирование комплекса законодательной базы требует наличие единой системы норм, регулирующих насущные вопросы, касающиеся согласованности и отсутствия расхождений и противоречий между действующими нормами разных законов. Кроме того, все большую остроту приобретают вопросы защиты обладателей исключительных вопросов, а также международной охраны авторских прав.

С 9 марта 1995 года Россия присоединилась к Всемирной конвенции об авторском праве и с 13 марта 1996 года к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Очевидной становится необходимость работы по приведению национального законодательства в соответствие с нормами международных актов.

Так, Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» был изменен и дополнен в 2004 году, включив новые нормы, касающиеся отношений, связанные с использованием Интернета.

Новым этапом развития законодательства об авторском праве стали разработка, принятие и вступление в силу 1 января 2008 года части 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации, которая призвана решить вопросы соответствия национального законодательства международным стандартам. Этим документом регламентируются права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, услуг и предприятий отменяются все ранее действовавшие специализированные законы в области интеллектуальной собственности.

Вступление в силу части 4 Гражданского Кодекса РФ стало образным подведением черты под почти десятилетними дискуссиями о соотношении специализированных законов и Гражданского Кодекса. Выбранный Россией вариант кодификации всех положений об интеллектуальной собственности не находит одобрения Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС), поскольку кодификация законодательства затрудняет его изменение и препятствует унификации законодательства стран-членов ВОИС с нормами новых международных договоров, разрабатываемых в основном по инициативе развитых стран. Кодификация затрудняет глобализацию интеллектуальной собственности и поэтому противоречит интересам стран Европы и США.

Таким образом, история развития авторского права в России может быть условно разделена на три временных периода, охватывающих развитие права в России до 1917 года; советский период (1917 – 1991 годы), состояние и развитие в современной России (от 1991 года). Аналогичной точки зрения на периодизацию эволюции авторского права придерживается С. Судариков. Наиболее продуктивным для современного состояния авторского права в России представляется третий период развития авторского права (1991 – настоящее время), поскольку, в том числе, отражает процессы политической, экономической и социокультурной трансформации в истории России.

В контексте научных исследований социальных наук авторское право интерпретируется как текстовая, документная деятельность, осуществляемая в определенной социальной среде. Именно документы позволяют определить актуальную тематику. Так, в результате анализа материалов печатных и электронных изданий в период с 2007 по 2013 год, нами получен перечень наиболее актуальных проблем современного авторского права.

Проблемные материалы

Защита и охрана авторского права

Аудиовизуальная сфера, СМИ, Интернет, телекоммуникации

Авторское право за рубежом

Теория авторского права

Программы для ЭВМ

Договорные отношения

РАО, коллективное управление и регистрация права

Законодательство об авторском праве

Судебная практика

Комментарии к законодательным актам

Смежные права

Контрафакт, интеллектуальное пиратство

Музыкальные произведения

Фотографические произведения

Споры по вопросам авторского права

История авторского права

Государственно-административный контроль, правоохранительная система, ответственность за нарушения авторских прав

Произведения литературы, издательская деятельность

Наследование прав

Прочее (библиотечное дело, бухгалтерский учет, образование, учебная литература, тайна, тираж, служебные произведения, изобразительные произведения, плагиат, спорт, сельское хозяйство, вознаграждение по договору, компенсация, химия, математика и т.д.)


Анализ истории развития интеллектуального права в целом, по мнению ведущих специалистов в этой области, свидетельствует о том, что право в своей основе является юридическим выражением осознания государством важности культуры и прогресса для сохранения и развития общества. Построение адекватного правового регулирования эффективно на основании отчетливых теоретических представлений, выработанных в ходе разнообразных научных исследованиях, затрагивающих все стороны социального явления и учитывающие его многоаспектный характер, зачастую имеющий внутренние противоречия. Так, например, в правом феномене авторское право на протяжении всего периода его развития противоречия существуют на пересечении потребностей общества в беспрепятственном обмене знаниями и установлением правовых рамок в отношении деятельности по их распространению.

Ретроспективный анализ, затрагивающий теоретические аспекты науки авторского права, позволяет способствовать изучению целей этой отрасли, достижение которых и призвано способствовать современное авторское право: сохранение культурного наследия, содействие распространению культурных ценностей в обществе; создание необходимых условий, способствующих развитию творчества и созданию новых результатов интеллектуального труда в современных условиях, с учетом новейших технологий в науке, искусстве, организации государственной и общественной жизни.

1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта