Главная страница
Навигация по странице:

  • Эволюция формы произведения. Виды произведений.

  • Мультимедийные произведения и программы.

  • Основы экономики и финансов. Экономика

  • Экономический интерес

  • Потребность

  • Кругооборот экономических благ

  • Интеллектуальная собственность

  • Субсидирование

  • Предложение

  • Исторические, социокультурные, экономические и правовые теоретические основы современной социокультурной системы продюсирования


    Скачать 464 Kb.
    НазваниеИсторические, социокультурные, экономические и правовые теоретические основы современной социокультурной системы продюсирования
    Дата04.11.2018
    Размер464 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла[Levitina_I.YU.]_Osnovue_prodyusirovaniya(b-ok.cc).doc
    ТипУчебно-методическое пособие
    #55360
    страница6 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Виды авторских прав.

    Личные неимущественные права


    Виды авторских прав






    Исключительное право

    Личные права.

    Неотчуждаемы и непередаваемы. Основное назначение личных неимущественных прав заключается в признание автора в качестве создателя произведения, а также в предоставлении ему права ставить свое имя под своим произведением при использовании (моральное право)

    Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от состояния личных имущественных прав. Существуют бессрочно в том числе после окончания периода их защиты). После смерти автора охрана неимущественных прав находится, как правило, в сфере интересов его наследников.

    Право на имя.

    Право подразумевает разрешение на использование произведения с указанием именно того имени, который автор заявил в оригинале произведения (в том числе и псевдоним). Из этого следует, что у автора существует право требовать, чтобы его имя указывалось при любом использовании произведения. Право на имя позволяет ему требовать использования произведения под собственным именем или псевдонимом. Все эти вопросы регулируются положениями договора, который будет заключен в целях использования произведения.

    Право на опубликование.

    Заключается в предоставлении автору права на принятие решения о готовности обнародовать произведение. Обнародование может быть осуществлено автором или его представителем в той форме и в том виде, в котором он сочтет нужным. Обнародование означает возникновение авторских прав. Если произведение опубликовано без согласия авторов, то оно формально не считается законным образом опубликованным.

    Право на отзыв.

    Означает предоставление прав автору в любое время отказаться от ранее принятого решения на обнародование произведения при условии возмещения возможно причиненных в результате этого отзыва убытков. Исключение составляют служебные произведения.

    Право на защиту репутации автора.

    Это право на защиту произведения, включая его название, от любого искажения или любого вмешательства, способного нанести урон репутации автора.
    Имущественные права.

    Имущественные права характеризуются предоставлением права автору или его правопреемнику получать определенный доход от использования произведения. Имущественные права могут по различным основаниям отчуждаться от автора.

    Имущественные права делятся на четыре группы:

    • Исключительные.

    • Контроль за использованием произведения.

    • Право на основное и дополнительное вознаграждение.

    • Право на специальное вознаграждение.

    Виды имущественных авторских прав:

      1. Право на воспроизведение произведения.

      2. Право на распространение экземпляров любым способом (например, продажа, прокат).

      3. Право на импорт экземпляра в целях распространения.

      4. Право на публичный показ.

      5. Право на публичное исполнение.

      6. Право на передачу в эфир (включая показ, исполнение).

      7. Передача в эфир по кабелю.

      8. Право на перевод.

      9. Право на переработку произведения.

    Способы использования произведения определяет автор.

    Право на вознаграждение.

    Предполагает получение авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения.

    Право следования.

    Означает, что автор по закону имеет право требовать свою долю доходов от продажи оригиналов произведения изобразительного искусства или рукописей.

    Право доступа.

    Означает право доступа автора к своему произведению.
    Возникновение авторского права и его защита на произведение науки, литературы, искусства наступает с момента создания произведения и выражения его в материальной (объективной) форме. Объективность произведение означает его безусловное существование. Это необходимо для того, чтобы произведение было доступно другим людям без посредничества автора оно должно быть выражено в той объективной форме, в которой может восприниматься чувствами других. Авторское право не распространяется на идеи, замыслы. Объективная (материальная) форма одно из основополагающих условий возникновения авторского права.


    Эволюция формы произведения. Виды произведений.

    С развитием общества развиваются методы фиксации, записи и виды материальных носителей, на которых существуют произведения. Материальные носители не только объективируют произведение, но и позволяют сохранять его, а также создают возможность передачи произведения (его содержания) во времени и в пространстве. Эволюция форм произведения не уничтожает предыдущее воплощение, а лишь совершенствует его. Безусловно, существуют поверхности, использование которых для создания и сохранения произведений запрещено. Это мемориалы, памятники, здания, объекты, находящиеся под охраной государства, а также в частной собственности.

    Наибольший скачок в развитии формы произведения произошел с появлением кинематографа. Первое устройство записи звука появилось в 1857 году, когда Мартин Виль изобрел фонавтоограф. В 1877 году Т.Эдисон изобрел фонограф – более совершенное устройство. А Эмиль Берлинер через 10 лет изобрел граммофон. Изобретение Берлинера стало основой промышленного производства граммофонов.

    В 1889 году В.Тульсеном был изобретен телеграфон, в котором использовалась стальная проволока, впоследствии его идеи были использованы при изобретении магнитофона. Самые первые движущиеся картинки были изобретены Луи Лепренсом. Революцию в методах записи звука произвели оптические DVD и цифровые универсальные диски.
    Объекты охраны АП – произведения науки, литературы, искусства должны обладать двумя признаками:

    Первое – должны быть результатами творческого труда и второе – должны существовать в объективной форме.

    Таким образом, произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, полученная в результате творческой деятельности автора, выраженная в любой доступной для человеческого восприятии форме и допускающая возможность воспроизведения.
    Творческая деятельность – духовная, интеллектуальная деятельность человека, в результате которой он раскрывает свою индивидуальность и создает новый, не существовавший ранее результат (продукт). Элемент творчества – новизна, индивидуальность – являются необходимыми показателями объекта авторского права.
    Виды произведений, закрепленные в Бернской конвенции об авторском праве:

    1. Литературные произведения.

    2. Научные.

    3. Драматические.

    4. Музыкально-драматические.

    5. Хореографические.

    6. Музыкальные.

    7. Аудиовизуальные.

    8. Изобразительные.

    9. Декоративно-прикладные.

    10. Архитектурные и градостроительные.

    11. Фотографические.

    12. Картографические и другие.

    Все произведения можно условно разделить на две группы:

    1. Авторские произведения – их главная особенность они имеют оригинал. Создаются и существуют без участия других лиц

    2. Исполнительские произведения – аудиовизуальные, драматические, музыкальные воспроизведения оригинала, как правило с привлечением других лиц.

    Исполнительские произведения не существуют без участия других лиц, не имеют оригинала, а могут иметь запись первого оригинального исполнения.

    Объекты авторских прав подразделяются на обнародованные и необнародованные.

    Обнародование произведение осуществляется с согласия автора, делает произведение доступным для всеобщего обозрения путем его опубликования, публичного исполнения или показа.

    Необнародованные – все остальные произведения, опубликованные без согласия автора.

    Произведения делятся на две группы: оригинальные и производные.

    Оригинал – произведение созданное автором.

    Производное – произведение, которое содержит охраняемые элементы чужих произведений

    Кроме того, существует разделение произведений на:

    • Служебные – выполняются в порядке служебной деятельности, или служебного задания. Все права на служебное произведение, включая право на вознаграждение, принадлежат автору, за исключением права на использование, которое принадлежит работодателю.

    • Неслужебные – все остальные произведения.



    Литературные произведения – любые оригинальные, письменные произведения, художественно-публицистические или прикладного характера. Самая обширная группа произведений в сфере интеллектуальной собственности и авторского права. Выделяют:

    1. Произведения, выраженные в устной форме (лекции, публичные выступления). Одна из слабо охраняемых категорий, поскольку имеет наименьшую защиту от незаконного использования.

    2. Личные документы, письма, дневники. Охрана этих произведений связана с конституционным обеспечением неприкосновенности частной жизни, личной переписки, семейной тайны и права собственности.

    3. Коллективные произведения (интервью, дискуссии).

    4. Письма в различные организации (например, в редакции средств массовой информации).

    5. Переводы, только в том случае, если они носят творческий характер и не нарушают права создателя произведения.

    6. Программы для ЭВМ.

    7. Произведения, созданные с помощью компьютерных программ (СМС, сообщения электронной почты).


    Сценарные произведения. Характеризуются тем, что созданы для дальнейшего использования в театре, кино, на телевидении и т.п. Сценарий – план организации процессов культурно-массовых зрелищ Воплощенное произведение сценарного искусства приобретает другой режим охраны – наступает действие прав, смежных с авторскими, поскольку предполагается участие третьих лиц в реализации произведения и выплата и определенного вознаграждения.

    Драматические произведения. Характеризуются обилием диалогов, монологов, предполагают сценическое воплощение с участием третьих лиц (актеров).
    Хореография и пантомима – выражают идею в пластике и танце. Для правовой охраны целесообразна фиксация, которая возможна как в традиционной текстовой форме (описание), так и в электронном виде (запись на электронный носитель).
    Музыкальное произведение – объект авторского права, произведение выраженное через сочетание звуков и тишины, зафиксированное при помощи музыкальных знаков (нот). Охраняются и с текстом и без текста.
    Производное музыкальное произведение – различные вариации, переработки, аранжировки оригинального музыкального произведения.
    Аудиовизуальное произведение – целостное произведение, которое выражено аудиовизуальными средствами, сочетанием зрительных и слуховых образов. Это единое, неделимое на составные части произведение. Авторами данного произведения являются автор сценария, режиссер-постановщик, автор музыки к данному произведению.
    Произведение художественного и декоративно-прикладного искусства – замысел автора, воплощенный в любом материале (бумага, стекло, пластик, текстиль, камень, металл и т.д.). Отличие авторских произведений – в их уникальности.
    Произведение изобразительного искусства – скульптура, дизайн вещи, картины, мозаика, фотография и многое другое. Архитектура, градостроительство, садово-парковое хозяйство – эскизы, планы, чертежи. Фотографирование этого произведения не запрещено, если оно находится в общественном месте.
    Мультимедийные произведения и программы.
    Предшественниками мультимедийных продуктов являются анимация, мультипликация, фильмы. В конце ХХ века в России появляются компьютерные программы, игры. Они привнесли интерактивный элемент в восприятие произведения человеком. Интерактивность означает возможность непосредственного участия пользователя некой программы в ходе применения этой программы и в ее рамках.

    В 90-ые годы появляются мультимедийные энциклопедии, журналы, книги, обучающие программы и т.д. Особенность мультимедийного произведения состоит в том, что потребитель имеет дело с виртуальным исполнителем, который не подразумевает заключения договоров и выплату вознаграждения. Использование же реальных прототипов должно быть законным образом оформлено.

    К мультимедийным произведениям относятся презентации, простые и сложные. Сложные задействуют большие технические средства, объемы, массовую аудиторию.

    Сетевые произведения. Интернет – совокупность огромного числа компьютеров и серверов, соединенных коммутируемыми или выделенными линиями связи. Интернет получил массовое распространение в 1990-х годах. Первоначально он создавался для обмена данными между учеными. В 1993 году Тим Бернерс в национальном центре компьютеров США создал прототип первого вебузла и специальную компьютерную программу (браузер).

    Мультимедийные произведения, современные коммуникационные технологии позволяют осуществлять электронную коммерцию. Интерактивная электронная коммерция охватывает различные отрасли: приобретение товаров, просмотр аудиовизуальных произведений, получение различной информации (тексты, музыка и т.д.), и представлена двумя видами, частичная и полная.

    При частичной форме – покупатель знакомится с товаром чрез свой компьютер и оплачивает свой заказ посредством электронного платежного средства (например, кредитная карта).

    Полная электронная коммерция – подразумевает выбор оплату и получение товара непосредственно на свой компьютер. Ведение электронной коммерции наиболее выгодный способ реализации своих произведений и получение вознаграждения для авторов.


    Основы экономики и финансов.

    Экономика – наука, изучающая хозяйственную деятельности семьи, организаций, государства, и собственно деятельность.

    Экономический интерес – причина, побуждающая людей осуществлять хозяйственную деятельность, позволяющая приобретать средства для удовлетворения общественные и собственные потребности.

    Потребность – ощущаемая человеком нужда в чем-либо необходимом для обеспечения жизнедеятельности.

    Производство – деятельность, контролируемая и выполняемая определенной институциональной единицей, осуществляемая для создания материальных благ и удовлетворения потребностей.

    Кругооборот экономических благ – процесс создания и обмена благами, включающий производство, распределение, обмен, потребление благ.

    Собственность – имущественные отношения, устанавливающие право владения, пользования, распоряжения неким имуществом.

    Интеллектуальная собственность – результаты интеллектуальной (творческой) деятельности лица, а также комплекс прав по распоряжению правомочиями.

    Конкуренция – соперничество субъектов различных видов отношений в целях создания лучших условий своей деятельности и достижения превосходства по разнообразным критериям.

    Предприятие – одна из организационных форм; это самостоятельно хозяйствующий субъект, с правами юридического лица, занимающийся различными видами экономической деятельности. Существуют государственные, муниципальные и частные предприятия, это определяется тем, кто является собственником предприятия.

    Субсидирование – перераспределение государственных ресурсов, выделение средств из бюджетов высшего уровня бюджетам низшего уровня.

    Рынок – обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, а также за счет взаимодействия спроса и предложения.

    Спрос – подкрепленное денежной возможностью желание, намерение потребителя приобрести данный товар. Характеризуется его величиной, означающей количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести в данное время и по данной цене.

    Предложение – стремление продавца, производителя предложить в продажу свои товары, Измеряется количественно, характеризуется объемом, Это то количество товаров (продукта, услуг и др.), которое продавец (производитель) предлагает продать в данное время по данной цене.
    Организация производства различных материальных и нематериальных благ имеет в основе определенные принципы, общие для ряда этих процессов. Совокупность производств определенного (одного) блага объединена в понятие «отрасль», которая, в свою очередь, объединяется в группу отраслей – «промышленность». В основном хозяйственная деятельность осуществляется в отношении материальных благ, однако развитие техники и технологии позволило превратить нематериальное производство в достаточно объемный рынок, имеющий внушительный экономический и общественный потенциал. Экономическая модель создания аудиовизуальных, музыкальных и других творческих произведений предполагает наличие финансовых, технических, технологических, трудовых и других ресурсов. Кроме того, данная деятельность направлена на определенный финансовый и социальный результаты. Безусловно, как и любой другой бизнес, деятельность по созданию аудиовизуального и иного аналогичного продукта предполагает постановку и решение массы проблем организационного характера, преодоления кризисных и критических ситуаций, различных рисков. Так, американский кинематограф сегодня признан достижением мировой экономики, поскольку оптимальным образом организован. Например, в медиасекторе США, обеспечивающим занятость более 2 миллионам работникам и высокий экспортный уровень, ежегодный финансовый оборот составляет более 500 миллиардов долларов. В России же ситуация несколько иная. Кинобизнес не является отраслью, имеющей высокое значение, и, хотя медиа в целом, уже признаны одним из главных инструментов влияние на общественное создание, отношение к производству идей и информации как к достойному и серьезному делу еще не сформировалось.

    Одной из центральных фигур производства аудиовизуального продукта в России и за рубежом выступает продюсер, лицо, принимающее на себя ответственность по созданию и реализации проекта. Для западного кинематографа фигура продюсера является привычной. В России эта профессия находится на стадии формирования. Возникновение ее связано с глубокими социально-экономическими трансформациями конца ХХ века, приведшими, в частности, к разрушению системы советского кинематографа.

    Роль катализатора перемен в киноиндустрии сыграло Постановление Совета Министров СССР j 18 ноября 1989 года № 1003 «О перестройке творческой, организационной т экономической деятельности в советской кинематографии». Отменялась система советского кинематографа, которая действовала на протяжении 70 лет. Отказ от диктата государства означал и прекращение финансирования отрасли. Теперь кинопроизводителю предлагалось самостоятельно устанавливать отношения со зрителем и существовать за его счет. Это означало фундаментальный сдвиг в культурно-психологической миссии кино, терявшего нормативы образа жизни. Теоретически – это переход к жанровому кино, однако о предпочтениях зрителей того времени системных представления не имелось.

    Постановление №1003 оказалось более революционным, чем ожидалось, так как разрешало и частное кинопроизводство, и торговлю фильмами. Однако кинотеатры все еще оставались государственными. Не была предложена и система преобразования областных контор проката и распределения фильмов в рыночные прокатные структуры.

    Не предусматривались и источников компенсации оборотных средств для киностудии, что при отсутствии их собственного возвратного механизма грозило неминуемой катастрофой.

    Отныне студии не сдавали свои фильмы в Госкино, не ждали поправок и присвоения прокатной категории. Разрешался прямой выход со своими фильмами в прокат, то есть установление прямых связей с кинотеатрами.

    Твердые единые тарифы проката были отменены, так же как и цензура. Наступала необходимость возврата потраченных на съемку фильма средств через прокат, и многие кинематографисты оказались не готовы к этому. Таким образом, можно признать, что Постановление №1003 не создавало будущего, а лишь констатировало разрушение старого.

    В целом, это время характеризуется отдаленными представлениями об интеллектуальной собственности, когда не существовало законодательство об АП, что и послужило возникновению «пиратства». Законодательство того периода не могло исчерпывающе ответить на вопросы о собственности и праве, зачастую вступало в противоречие с договорными отношениями. Возникшие в то время конфликты по вопросам авторских прав до сих пор являются предметом судебных слушаний.

    Каждый отдельный процесс кинопроизводства предполагает некую организацию, юридически оформленную, которая занимается производством конкретного фильма, включая при этом, как поиск профессионалов, так и поиск средств. Кинобизнес превращался из государственной службы на огромной кинофабрике в самостоятельную предпринимательскую деятельность. Безусловно, новые виды деятельности диктуют новую логику и методы работы, требуют новых технических решений, учат принимать оперативные мероприятия, добиваться эффективности производства, что сопряжено с большими трудностями. Для преодоления трудностей кинокомпании занимаются и непрофильной деятельностью, оказывая информационно-издательские, рекламные и другие услуги. В 1991 году независимых кинокомпаний насчитывалось около 200, среди них и те, кто сохранился и известен до сих пор – 3Т, «Форафильм» и некоторые другие.

    Профессионализм кинокомпаний со временем укрепился, обогатившись опытом предпринимательской деятельности. Этот период характерен также началом сотрудничества независимых отечественных кинокомпаний с иностранными. Кинематографисты того времени успешно сотрудничали с Французским центром национальной кинематографии, который проводил конкурс в целях поддержки независимого кино. В результате этого сотрудничества России было реализовано 25 проектов. Среди них: «Окно в Париж» (реж. Ю.Мамин), «Прорва» (реж. И. Дыховичный), «Урга», «От 6 до 12» ( реж. Н.Михалков) и другие.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта