Главная страница

Наумова Г.Р. Историография истории России. Историография истории россии


Скачать 2.61 Mb.
НазваниеИсториография истории россии
АнкорНаумова Г.Р. Историография истории России.doc
Дата01.02.2017
Размер2.61 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНаумова Г.Р. Историография истории России.doc
ТипДокументы
#1672
страница17 из 36
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   36

Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879). Вся жизнь научная и педагогическая деятельность Соловьева связана с Московским университетом. В 1845 г. он защитил магистерскую диссертацию, через год - докторскую и стал профессором, заведующим кафедрой русской истории. В 1864 – 1870 г. Соловьев избирался деканом историко-филологического факультета, в 1876-1877 г. ректором университета. В 1872 г. он был избран действительным членом Петербургской академии наук.

В своих политических убеждениях Соловьев, по его выражению, был «очень умерен». Он был сторонником сильной государственной власти, которая и должна была произвести необходимые реформы в стране. «Преобразования проводятся успешно Петрами Великими, но беда, если за них принимаются Людовики ХУ1-е и Александры П-е. Преобразователь вроде Петра Великого при самом крутом спуске держит лошадей в сильной руке – и экипаж безопасен; но преобразователи второго рода пустят лошадей во всю прыть с горы, а силы сдерживать их не имеют и потому экипажу предстоит погибнуть»1

Соловьев рано проявил интерес к истории: «Я родился историком», говорил он. На вопрос Погодина Соловьеву-студенту «Чем Вы особенно занимаетесь?» он отвечал: «Всем русским, русской историей, русским языком, историей русской литературы».

«В изучении историческом я бросался в разные стороны, - сообщал он о себе, - читал Гиббона, Вико, Сисмонди; не помню, когда именно попалось мне в руки Эверсово «Древнейшее право руссов», эта книга составляет эпоху в моей умственной жизни, ибо у Карамзина я набирал только факты, Карамзин ударил только на мои чувства, Эверс ударил на мысль, он заставил думать над русской историей»1. Он слушал лекции М.П.Погодина, С.П.Шевырева, Н.И.Давыдова, М.Т.Грановского. Соловьев был хорошо знаком с трудами немецких ученых – Шеллинга, Гегеля, историка Ранке, Г.Бокля и другими. Будучи в качестве учителя в семье Строганова за границей он слушал лекции Мишле, Гизо, последнего ставил выше всех в европейской историографии Х1Х в. Соловьев обладал исключительной эрудицией.

Теория. Методы исследования. Основные моменты своей исторической концепции и свой основной интерес Соловьев определил еще в диссертациях – изучение отношений между князьями, между князьями и дружиной, с соседними странами, между государством и народом.

Если иметь в виду, что, по определению Ключевского, в жизни ученого «главные биографические факты – книги, важные события – мысли», то относительно первого это вылилось у Соловьевав в написание 29 томной «Истории Российской с древнейших времен». (1851 – 1879); большого количества статей по русской и всеобщей истории, серий статей по русской историографии ХУШ-Х1Х в., учебных пособий многочисленных рецензий и т.п. Что касается мысли, то главное, - создание органической концепции истории России. В основе ее лежали идеи философии истории Гегеля. Но по справедливому мнению многих современных исследователей творчества Соловьева, в процессе их практического применения к изучению русской истории и решению стоящих перед исторической наукой задач, теоретические положения немецкой философии претерпели значительные изменения. Не отвечали они и религиозным чувствам историка.

Уже в первой, еще студенческом сочинении «Философские взгляды на историю России», затем в двух диссертациях, в работах «Исторические письма», «Наблюдения над исторической жизнью народов», «Публичные чтения о Петре Великом» и других он определил основные теоретические положения своей исторической концепции.

Сущность теории органического развития Соловьева составляли представления о единстве исторического процесса, его внутренней обусловленности, закономерном и поступательно-прогрессивном характере развития.

Народы, писал он, живут, развиваются по известным законам, «как все органическое, проходят одинаково через известные видоизменения бытия, родятся, растут, дряхлеют, умирают»1. Все народы проходят через два периода или возраста. Первый период – «религиозный», период господства чувств, разгула страстей, сильных движений, подвигов, творчества, создания крепких сильных государств. Второй период – зрелый, период господства мысли, когда место религии занимает философия, развивается просвещение, науки, народ мужает, появляется «сознание народа о собственной судьбе». Время перехода во второй период на Западе Соловьев связывает с эпохой Возрождения, в России - с деятельностью Петра 1. Так же все народы от родовых отношений переходят к государственным.

Целью жизни человечества, писал историк, является воплощение в жизни народов идеалов христианства, справедливости и добра. Но христианство поставило такие высокие требования, которые «человечество по слабости своих средств удовлетворить не может, если бы удовлетворило, то прекратилось бы само движение». В этом собственно, по Соловьеву, заключается прогресс, т.е. движет обществом не абсолютная идея Гегеля, а идеалы христианства. Прогрессивно-поступательное развитие закон исторической жизни.

Соловьев понимает прогресс как эволюцию, постепенное совершенствование, переход от низших форм к высшим. Историк имеет дело не с абсолютным прогрессом, считал он, а с развитием, при котором «с приобретением или усилением одного начала, одних способностей, утрачиваются или слабеют другие». В процессе этого движения не исключается борьба. В истории России он наблюдает борьбу родовых и государственных начал, «старых» и «новых» городов, леса со степью. Но при этом, заключает он, «народы в своей истории не делают прыжков», а если они и происходят, то это нарушение нормального хода истории, ее «болезненные припадки». Болезни накапливаются в следствие «застоя, односторонности, исключительности одного известного направления». Пример этого он видел во Французской революции, представляющей собой «печальный момент» в истории Франции. Необходима «спокойная, постепенная революция сверху». Пример в истории России он видит в реформах Петра 1.

Законы развития, писал Соловьев, для всех народов одинаковые. Разница происходит от более или менее благоприятных условий, ускоряющих или замедляющих развитие. Таковыми по его определению, являются природно-географические условия жизни народа, характер племени (народа) и внешние события, отношения с другими народами. Определение этих условий, факторов развития не является новым в отечественной историографии, но Соловьев углубляет их содержание, опираясь на анализ конкретных исторических явлений. Качественные различия этих факторов вносят разнообразие в исторический процесс, определяют специфику развития отдельных народов.

Природу страны он рассматривал как исходный фактор, влияющий на занятия населения, обычаи, нравы, психологию людей. В России, писал он, однообразие природных форм ведет народонаселение к однообразным занятиям, однообразие занятий определили однообразие потребностей, обычаев, нравов, верований; что исключало враждебные столкновения. С природными условиями Соловьев связывает и другие общественные процессы в России. Так, обширность территории не привязывало население к месту, не создавало оседлости. Отсюда долгий процесс перемещения, расселения, колонизации, «жидкое» состояние населения. Но, заключал Соловьев, как бы не были обширна территория, как бы не было вначале «разноплеменно» население России, рано или поздно все области стали единым государством, ибо цель у народа одна и следовательно одинаковы средства ее удовлетворения. Природно-географические условия России определили темпы исторического процесса, но не его характер.

Соловьев отмечал, что влияние природного фактора на разных этапах истории не одинаково.. Народ несет в самом себе способность подчиняться и не подчиняться природным влияниям. Влияние природных условий на жизнь народа более сильно «во времена младенчества», но с развитием его духовных сил, под влиянием народной деятельности природные условия могут меняться. Решение этой проблемы Соловьев связывал с фактором «природы племени», особенностями славянских народов: «В сильной природе этого племени лежали возможности преодоления всех препятствий, представленных природой-мачехой»1. Неблагоприятные условия были преодолены благодаря особенным свойствам славянской натуры, как натуры деятельной, энергичной, упорной.

Большую роль в историческом процессе Соловьев отводил ходу внешних событий и взаимодействию народов. Народы, живущие вне общения с другими народами, обречены на застой. Только в обществе других народов можно, считал он, развивать свои силы, может познать себя. Самым сильным развитием отличаются народы, которые находятся в постоянном общении. Таковыми являлись, по Соловьеву, европейские, христианские народы.

Соловьев требовал совокупного учета всех факторов. Разностью их качественного содержания объяснял различия, особенности в исторической жизни народов. Влияние совокупности факторов в истории России ( природные условия, отсутствие выхода к морю, постоянная борьба с кочевниками), отмечал он, привело к тому, что она задержалась в своем развитии и вступила в возраст мысли на 200 лет позднее европейских стран. Но русские, будучи народом способным к развитию, народом европейским, христианским имеют возможности преодолеть эту задержку и догнать другие народы.

Признание Соловьевым общих законов исторического развития позволило ему включить русского народа, историю России в состав европейских народов и их историю. Тем самым он ввел в гегелевскую философию новый элемент – русский народ, народ арийский, способный преодолеть неблагоприятные условия своей жизни, народ исторический.

Все это определило конкретные задачи, поставленные Соловьевым перед историческим исследованием и принципы изучения прошлого.

Основные принципы изучения истории Соловьев определил в предисловии к своей «Истории российской»: «Не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм; не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараться объяснить каждое явление из внутренних причин, прежде чем выделить его из общей связи события и подчинить внешнему влиянию…»1. Только выяснив характер каждой эпохи, постепенный ход истории, связь событий, естественный выход одних явлений из других историк, писал он, может соединить разрозненные части в одно органическое целое и ответить на вопросы современного ему общества и историческая наука станет наукой народного самопознания.

Такое понимание задач исторической науки определило другой важнейший принцип изучения прошлого – историзм, стремление соотнести жизнь народа с возрастом и условиями его жизни. Именно историзм является сильнейшей стороной научной концепции Соловьева. Он предупреждал о недопустимости перенесения современных понятий на толкование древностей. В интересах данной минуты историк может стараться исказить исторические явления. Ее указаниями хотят осветить свои мнения, ищут в истории только то, что им нужно. История, предупреждал он, это - свидетель, от которого зависит решение дела и понятно стремление подкупить этого свидетеля, заставить его говорить только то, что нужно.

Взгляд ученого должен быть по возможности всесторонним. Дискуссии, подчеркивал Соловьев, возникают в связи с тем, что ученые смотрят на разные стороны явления и «не догадываются соединить свои взгляды, дополнить друг друга». Соловьев – человек науки, о чем свидетельствует все его творчество. Но он отводил и должную область чувству, религиозной вере, умел определить границы области знания и области веры.

Народ – государство- личность. Главное в истории, заявлял Соловьев, народные массы. Русский народ – великий народ, живущий долгой и славной жизнью и чувствующий в себе способность к ее продолжению. Народ сильный, умевший, несмотря на разбросанность собраться и «стать как один человек», когда беды грозили стране. Ни один народ, по Соловьеву, не мог представить «такого великого многостороннего преобразования», которое было совершено реформами Петра 1.

Соловьев возражал против противопоставления народа и государства, как это делали некоторые славянофилы. Одновременно для него было неприемлемым и признание полного подчинения народа государством, подобно тому, как это было у Чичерина. Он утверждал, что между народом и государством существует органическая связь: в основе государства лежит «духовный строй народа», в свою очередь государство формирует строй жизни, дух народа. Оно «есть необходимая форма для народа, который не мыслим без государство». Историк, имеющий на первом плане государственную жизнь, писал ученый, на том же плане имеет и народную жизнь, ибо отделить их нельзя. Так народные бедствия имеют влияние на государственные дела. Расстройств в государственной машине, что вредным образом действует на народную жизнь. Главная задача истории изучать историю народа и особенно государства, поскольку в России в силу громадности территории, разбросанности населения, слабости внутренних связей, недостатке сознания общих интересов ему принадлежала определяющая роль в русской истории, с отличительным признаком – крепким самодержавием.

Однако история, заявлял далее Соловьев, не имеет возможности иметь дело с народными массами. Он имеет дело с их представителями, даже и тогда, когда народные массы приходят в движение. «Самый лучший, самый богатый материал для изучения народной жизни», - по мнению Соловьева, находится в деятельности правительства и правителей. Правительство, какая бы не была его форма, «представляет свой народ; в нем народ олицетворяется, и потому оно было, есть и будет всегда на первом плане для историка». Поэтому на первом плане у него ее вожди, которые благодаря своим действиям становятся доступными для историка. Однако Соловьев не принимал утверждения, что история твориться по капризу отдельных личностей. «Произвол одного лица как бы сильно это лицо не было, - писал ученый, - не может изменить течение народной жизни, выбить народ из его колеи». Сами же действия правительственных лиц обусловлены состоянием общества, условиями своего времени. Великий человек, а это, по мнению Соловьева, может быть монарх, ораторы, вождь партий, министр, является «сыном своего времени, своего народа…, он высоко поднимается, как представитель своего народа в известное время, носитель и выразитель народной мысли; деятельность его получает высокое значение, как удовлетворяющая сильной потребности народной, выводящей народ на новую дорогу, необходимую для продолжения его исторической жизни»1.

Великий человек делает только то, на что способен народ, на что даны ему средства. Он не может чувствовать и сознавать того. что не чувствует и не делает сам народ, к чему не подготовлен предшествующей историей. Если это происходит, то являются Петры Великие: «народ осознал…, народ собрался в дорогу. Ждали вождя».

Сознавая значение деятельности великой личности мы сознаем значение народа, делал вывод Соловьев. Великий человек своей деятельностью воздвигает памятник своему народу. При этом личность должна иметь известную и значительную долю самостоятельности и свободы. Подлинная свободы личности, утверждал Соловьев, нравственна и религиозна. Обращаясь к современности Соловьев отмечал односторонность, узость, мелкость взглядов, которые наводнили общество. Человек «перестал верить в свое духовное начало, в его вечность, верить в свое собственное достоинство.

«История России с древнейших времен». В ней он представил наиболее цельную концепцию русской истории. Это самый больший обобщающий труд в отечественной историографии. События охватывают время с древнейших времен до 1775 г.

«Вооружившись приемами и задачами, - писал Ключевский, - выработанными в исторической науке первой половины нашего века, он первый посмотрел всю массу исторического материала, оставшегося от жизни русского народа с половины Х1 до последней четверти ХУШ в., связал одной мыслью разорванные лоскуты исторических памятников»1.

Начав писать «Историю» Соловьев уже достаточно ясно представлял процесс исторической жизни. В «Отчете о состоянии и действиях в 1845/46 г. в Московском университет» Соловьев писал о том, что в лекциях особенно обращает внимание на родовой быт и постепенный переход его в быт государственный. Впервые в диссертации об отношениях князей Рюрикова дома он изобразил, как из одного начала в виде непрерывного процесса вытекал ряд форм политического быта, как из отношений, основанных на понятиях общности, неразделенности владений, постепенно складывались понятие об отдельной княжеской собственности.

Изучая отдельные, даже небольшие явления русской истории, Соловьев не терял из вида общие закономерности, обращал внимание на то, каким образом при внешнем делении сохраняются внутренние связи, как они постепенно укрепляются единство государственное. Он пытался следить за ростом государства вместе с развитием народа. Главным для Соловьева было воспроизвести движение общества, основанного на родовых началах, к государственным и доказать благодетельную, решающую роль государства в историческом процессе, внутреннюю обусловленность и закономерность происходящих процессов.

В процессе подготовки «Истории» им были изучены практически все изданные памятники по русской истории - летописи, законодательные акты. литературные памятник, шире использовал географические данные. Он, по выражению Богословского, «спускался в рудники и долгие годы с неизменной аккуратностью ежедневно появлялся то в том, то в другом архиве с неумолимой энергией извлекая все новые и новые сокровища»1. Особенно следует отметить включение им в историческую науку источников по истории ХУШ в. Никто глубже его, отмечал Ключевский, не проникал в наиболее скрытые ее течения. Поражает фактическая полнота истории, она превосходит все, что было сделано ранее в отечественной исторической науке.

Русская история традиционно открывалась Соловьевым описание призванием иноземных князей для установления единой власти. Определяя отношения между призванным (правительственным) началом и призвавшим его племенем, он считал, что этим нанесен первый удар по родовым отношениям, однако они не исчезли. Киевскую Русь он полагал считать можно государством лишь условно, так как в основании ее родовые отношения. Князья считали все русские земли общим неразделимым владением своего рода. Передвижка князей, несмотря на все споры между ними, вовлекала их в общую жизнь, сохраняла сознание неразделенности, единстве государства. Соловьев отверг мнение о каком-либо серьезном влиянии норманнов и не связывал создание государства с их призванием. Государство, доказывал историк, возникло на определенном этапе исторического развития и обусловлено внутренней жизнью

Начало перелома в отношении родовых и государственных отношений Соловьев относит ко второй половине ХП в. (от Андрея Боголюбского до Ивана Калиты). Через ослабление родовых отношений, «через видимое нарушение единства Русской земли» готовился «путь к ее собиранию, сосредоточению, сплочению частей около одного центра, под властью одного государя». Природа страны и быт племени, по мнению Соловьева, обусловили особую форму распространения русской государственности – колонизацию, которая обеспечивала прилив населения на север, что привело к возвышению северо-восточной Руси, к распадению родовых связей. Соловьев отказался от трактовки нашествия монголов как одного из главных условий утверждения нового порядка. Они для русских князей служили только оружием в борьбе с родовыми узами. Начало собирание Руси в единое государство Соловьев относил ко времени Ивана Калиты. Завершил многовековой процесс борьбы государственных начал с родовыми Иван 1У, когда удельные князья становятся совершенно подданными великого князя, который получает титул царя и утверждает самодержавие.

Решающую роль в образовании государства Соловьев отводил деятельности князей. При разбросанности населения, слабого развития городов, неразвитости торговли и промышленности общество стягивалось сильной правительственной централизацией - «хирургической повязкой». Он утверждал, что вхождение в состав России различных неславянских земель есть результат не завоевания, а колонизации и необходимости обороны страны. Это определило, по его мнению, основную черту русского государства, ее оборонительный характер. Для своего укрепления Московское государство не имея средств вынуждено обязать все сословия службою государству: помещики несут военную службу, городское население несет финансовые повинности, а крестьяне прикрепляются к земле, дабы военное сословие могло нести свою службу. «Прикрепление крестьян – это вопль отчаяния, испущенный государством, находящимся в безвыходном экономическом положении»1, это, с одной стороны, «тяжелый заем» у народа. С другой, считал ученый, естественный результат древней русской истории. – таков вывод Соловьева относительно закрепощения крестьян.

В структуре «Истории Российской» изложение материала всего этого время занимает восемь томов и охватывает три периода русской истории.

Следующие четыре тома Соловьев посвятил пространному описанию ХУП в. Главными событиями этого времени для него были Смута, в которой несмотря на множество внутренних и внешних врагов государство спаслось благодаря связи «религиозной и гражданской». С новой династией он связывал приготовление к новому порядку вещей, который знаменовал начало вступления России в систему европейских. Представленный им материал был новым и для читателя и для профессионалов историков. Кроме этого ХУП в. был очень важен для Соловьева как обоснование и раскрытие закономерности, непрерывности исторического процесса и определении предпосылок реформаторской деятельности Петра. Царю-реформатору он посвятил три тома. В своей схеме истории России он не разделял ХУП и первую половину ХУШ в. На материалах начала ХУШ в. Соловьеву удалось обосновать свои важнейшие определения роли государства, личности в истории, реформы. Петр 1 вывел Россию на новую дорогу к новой жизни. На мировой арене появилось могучее государство, уничтожившее «монополию племени германского» и соединило обе половины Европы.

С середины ХУШ в. Соловьев определил новый этап в истории России, завершившийся реформами 60-х годов. Он констатировал изменение направления русской истории. Изменился взгляд на Петра и его реформы. Началось поступательное движение духовной жизни народа, происходило заимствование не только плодов европейской цивилизации с целью «материального благосостояния», но и явилась «потребность в духовном, нравственном просвещении, потребность вложить душу в приготовленное прежде тело. Наконец в наше время, - заключал он, - просвещение принесло свои необходимые плоды – познание вообще привело к самопознанию». Этому времени Соловьев посвятил последние четырнадцать Ученые отмечают у Соловьева осторожность в оценках деятелей этой эпохи, определенных близостью к современности. Последние тома отличаются снижением теоретического уровня осмысления материала, рыхлостью изложения, что объясняется новизной, не изученностью вводимых им в историческую науку источников.

Таким образом Соловьев впервые в систематической форме изложил историю России с древнейших времен до середины ХУШ в. Затронул он и царствование Екатерины П и Александра 1. Он представил и историю соседей России – Польши, Литвы, Швеции. Это обогатило содержание и повысило научную значимость его труда. Ввел в «Истории» весьма обширные главы, посвященные государственному строю, социальному составу населения, законодательству. Он обратил внимание на состояние торговли, промышленности; деятельность церкви, религии, обычаи и нравы, просвещение. Тем самым Соловьев значительно расширил предмет своего изучения, представил историю государства не только политическую. Однако он не всегда полно и структурно оправдано представил их в своей «Истории».

Соловьев на конкретном материале русской истории проследил взаимодействие факторов, и показал возможности своих теоретических и методологических подходов для изучения исторического процесса. Представил органическую концепцию русской истории.

Петр 1. Особое место в истории России Соловьев отводил петровским преобразованиям и личности самого Петра. Кроме «Истории российской» он прочел цикл публичных лекций, которые были опубликованы под названием «Чтения о Петре Великом», где им дана былине только подробнейшая характеристика петровских преобразований, но и обозначены основные теоретические и методологические проблемы в их конкретно-историческом применении.

С Петром Россия вступила, по определению ученого, в новый возраст через которые проходит вся история человнчества, т.е. подтверждала развитие страныв русле общих законов исторического развития. Соловьев при рассмотрении этой эпохи четко проводит принцип не дробить, не делить историю. Деятельность Петра является следствием предшествующего развития народной жизни, то есть это процесс закономерный, естественный. Внутреннее и внешнее состояние России в ХУП в. подвело страну к необходимости преобразований и определило их направление. Завоевание выхода к морю, создание флота, строительство заводов, развитие внешней торговли укрепляли экономику страны, что отвечало национальным потребностям и обеспечивало прогресс страны. Петр ввел русский народ в систему европейской истории, положил начало преодоления задержки в ее развитии.

Петр, по мнению Соловьева сумел преодолеть негативное влияние географического фактора, тормозившего развитие России. Он обеспечил выход к морю и тем самым более тесному общению со странами Западной Европы. Это служило для Соловьева оправданием «непопулярных» суровых мер Петра против народных масс.

Деятельность Петра служила наглядным примером для Соловьева выступления на исторической арене великой личности, ее связи с народной массой. Петр потому великий человек, что понял задачи движения исторической жизни русского народа и осуществил его замыслы. «Деятельность его получает великое значение, - писал Соловьев, - как удовлетворяющая сильной потребности народной, выводящий народ на новую дорогу, необходимую для продолжения его исторической жизни. Народ дает «капитал», утверждал Соловьев, накопленный вековым развитием средств, а личность дает труд и от этого союза идет усиление производства исторической жизни.

Соловьев неоднократно пытался подчеркнуть, что Петр истинно русский человек, сохранивший связь с народом. Значение Петра кроме всего он видел в том, что им был открыт «для общественной жизни новый великий народ, новое племя славянское, нашедшее для себя достойного представителя, при помощи которого могло подняться для сильной и славной исторической жизни. В европейской истории наступила новая эпоха»1

С этих позиций Соловьев критиковал современную ему и предшествующую историографию. Он считал неисторическим взглядом на дело Петра как приведение им России «от небытия к бытию» Выступал против его обожествления, представления сверхчеловеком Деятельность одного лица, при таком взгляде, отрывается, отмечаал он, от действия целого народа и деятельность народа объявляется несуществующей. Соловьев не считал возможным делить Россия на допетровскую и петровскую, так как явления последней являются результатом явлений первой. Отрицание этой связи, по его мнению. есть отрицание «законности происхождения» явлений новой России, уклонение от естественного хода исторического процесса.

Не удовлетворяла Соловьева и точка зрения на Петра как нарушившего правильное течение русской жизни, уничтожившего народный строй, произведшего рознь между высшими и низшими слоями народонаселения, устроившего государство по иностранному образцу и подобию, заставившего русских людей потерять сознание о своем, о своей народности.

«По многим причинам, - писал Ключевский спустя десять лет, - 29 томов «Истории» Соловьева не скоро последуют в могилу за своим автором». Соловьев создал не только самый большой обобщающий труд, но и разработал цельную концепцию русской истории. Фактическая полнота ее превосходит все, что было сделано его современниками. Он высказал много предположений. Изучая историю русского народа, он постоянно имел в виду общих закономерностей, коренных оснований, на которых строилось людское общество. Историки второй половины Х1Х – начала ХХ в. в той или иной мере являлись последователями Соловьева. Они либо продолжали его традиции в понимании русской истории, разрабатывали отдельные составляющие его концепции, либо пытались создать новые.

Советская историческая наука высоко ценила ученые достижения ученого, особенно ее привлекали, утверждаемые им идеи закономерности, единстве, прогрессивно-поступательного развитии исторического процесса, внимание объективным условиям развития общества, историзм в подходе к изучению прошлого, оригинальность его мысли по сравнению с предшествующей и современной ему историографии.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   36


написать администратору сайта