История библиотечного дела 1 курс. История библиотечного дела за рубежом (1). История библиотечного дела за рубежом
Скачать 121.37 Kb.
|
11. Библиотечное дело славянских государств Европы в конце XIX - 1-й половине XX в. – ничего не нашла. Нужно наверное монографии Глазкова 12. Международное библиотечное сотрудничество в 1-й половине XX в. 13. Библиотечное дело в нацистской Германии (1933–1945 гг.). http://www.gpntb.ru/ntb/ntb/2017/3/NTB3_2017_%D0%905_10.pdf ГЛАЗКОВ рецензия на Есипова но это про оккупированные территории и только вскользь про политику в самой германии http://www.bibliograf.ru/issues/2009/7/131/0/1005/ Принцип единения культуры и политики, который нацисты разработали ещё задолго до прихода к власти, теперь стал одним из основополагающих в культурной политике Третьего рейха. С первых дней правления нацистов чётко определилось, что в культуре отныне должны доминировать расовые признаки немецкого народа. Все творения культуры должны были иметь отличительные черты, благодаря которым в будущем можно было бы определить немецкие корни их создателей. Область культуры уже не могла быть автономной и должна была находиться на службе государственных интересов. Принцип единения культуры и политики, который нацисты разработали ещё задолго до прихода к власти, теперь стал одним из основополагающих в культурной политике Третьего рейха. Адольф Гитлер отчётливо понимал значение книги и библиотеки как в формировании образа мышления отдельного человека, так и в формировании общественного мнения. Характеризуя значение чтения в жизни человека, он писал: «Надо добиваться того, чтобы в рамках общего мировоззрения мозаика книг находила себе соответствующее место в умственном багаже человека и помогала ему укреплять и раскрывать своё миросозерцание. В ином случае в голове читателя получается только хаос».1 В печатном слове, в книге нацисты видели угрозу новому порядку. Таким образом, библиотеки, располагающие книгами, исповедующими чуждые нацизму идеи, были изначально обречены на уничтожение. Не случайно первая государственная акция, призванная продемонстрировать приоритеты нацистов в отношении культуры, была предпринята в отношении библиотек. Для того чтобы продемонстрировать всему миру новую систему ценностей в духе «национального возрождения» и показать возможности новой власти в области культуры, была организована так называемая книжная акция. Акция, вошедшая в историю как «Сожжение книг 10 мая 1933 года», имела большое значение не только для Германии, но и для всего мира. Она стала своеобразным символом культурной политики нацизма. Огромные костры из книг, запечатлённые на кадрах немецкой кинохроники, стали ярким примером воплощений идей национал-социализма. Эта акция носила символический характер и была преувеличенно помпезной. Не менее впечатляющими, однако, являются данные, характеризующие систему тотального контроля над деятельностью библиотек и содержанием чтения немецких граждан. До прихода к власти нацистов немецкие библиотеки не имели единой системы управления. По сути, они действовали автономно друг от друга. После того как на выборах победили национал-социалисты, министром науки, искусства и народного образования Бернхардом Рустом был введён «новый порядок» по организации библиотечного дела.2 Библиотеки Германии были поставлены под жёсткий контроль правящей партии. В 1938 году вышло специальное постановление, согласно которому библиотечными чиновниками могли быть только члены НСДАП. К 1940 году 60% общего числа директоров научных библиотек были членами национал-социалистической партии. Изменился характер комплектования библиотечных фондов. Была разработана система централизованного комплектования народных библиотек партийно-пропагандистской литературой. Специально созданный Дом закупок в Лейпциге начал выступать как координационный центр по обеспечению народных библиотек новыми изданиями. Особое внимание уделялось созданию системы контроля над содержанием библиотечных фондов и разработке способов «фильтрации», оценки содержания книг по принципу «свои» и «чужие», «полезные» и «вредные». На основе этого принципа в Германии был издан секретный справочник «вредной литературы». В него вошли 5000 авторов, кроме того, в нём были указаны 379 наименований периодических изданий и 20 издательств. В качестве инструмента оценки и разделения книг на «полезные» и «вредные» активно использовались методы рекомендательной библиографии, в частности составление различного рода списков литературы. Работе над подготовкой таких оценочных списков литературы серьёзное внимание уделяли Министерство пропаганды и Министерство народного просвещения. Так, например, Министерство пропаганды Германии считало своей прямой обязанностью публикацию рекомендательных списков литературы. Они включали авторов, пользовавшихся особыми симпатиями нацистских лидеров (например, Г. Альквена из эсэсовской газеты «Дас Шварце Корпс», Ф. Бюлера и В. Буха из аппарата НСДАП; нацистского историка К. Р. Ганцера). Книги, одобренные данным министерством, достигали тиражей, которые исчислялись сотнями тысяч. Одним из первых результатов деятельности гитлеровского Министерства народного просвещения стали так называемые справки к созданию «Чёрного списка», содержащие разъяснение принципов «очищения» книжных магазинов. В соответствии с этими принципами книги делились на три группы. К первой группе относились книги, подлежащие безоговорочному уничтожению, например, книги Э.-М. Ремарка. В состав второй группы входили книги, предназначенные для хранения в «ядовитых шкафах», например, труды В. И. Ленина. Третью группу образовывали книги, содержание которых оценивалось неоднозначно и нуждалось в дополнительной проверке. Текст справки подлежал обнародованию за несколько недель до публичного сожжения книг и рассматривался как директивное руководство к очищению магазинов и народных библиотек. В качестве составителя справки выступил доктор В. Герман, обосновывавший принципы «чистки» книжных фондов в полном соответствии с идеологией нацизма. Им был составлен список запрещённых книг 13 авторов и нескольких антологий.3 В целом, акциям сожжения книг придавалось исключительно важное политическое значение, не случайно в нацистском руководстве существовала определённая конкуренция за право авторства на неё. Так, один из нацистских деятелей, Г. Штрассер утверждал, что ещё с марта 1933 г. разрабатывал эту акцию: «Так как я известен как национал-социалистический библиотекарь, то именно я имел задание подготовить чёрный список и провести массовое сожжение марксистских и еврейских книг».4 Окончательный вариант «Чёрного списка» был разработан ранее упомянутым доктором В. Германом. Книги были сгруппированы по трём темам: 1. Литература о Первой мировой войне, которая «представляет битвы в искажённом свете» и содержит пацифистские идеи (Э.-М. Ремарк, С. Цвейг и т.д.). 2. Социальнонаправленная литература (Г. Манн, Х. Толлер, Д. Лондон). 3. Литература, отражающая реформистские и революционные тенденции (Б. Брехт, Р. Отвалт, советские писатели). Следует подчеркнуть, что в ходе организации акции по сожжению книг перечень авторов, заданных рамками «Чёрного списка», был существенно расширен, и многие писатели и литераторы, хотя и не значились в этом списке, тем не менее были обвинены в «неарийстве» и «еврействе». Наряду с официальным «Чёрным списком» существовал список «Союза борьбы за немецкую культуру», дополнявший (незначительно) список, составленный доктором В. Германом. Этот список активно использовался в ходе проведения акции «Вновь не немецкий дух», сопровождавшейся мощной пропагандой в средствах массовой информации: в центральных газетах было опубликовано сообщение о начале очищения немецких библиотек; широкой огласке подлежали имена авторов книг, враждебных идеям национал-социализма. В соответствии со списком «Союза борьбы за немецкую культуру» были организованы подготовительные работы по уничтожению «вредных книг»: на протяжении четырёх дней группы немецких студентов и члены «штурмового батальона» (СА) изымали из библиотек идеологически «вредные книги» и грузили их на автомашины. «Чистке» подлежали не только народные, научные, но и личные библиотеки. В результате было собрано 10 000 центнеров книг и журналов5, подлежащих уничтожению. Костры вспыхнули ночью 10 мая 1933 г. на площадях Берлина и в университетских городах Германии, причём в течение нескольких часов через громкоговорители сообщались фамилии авторов, чьи книги сжигались на кострах. Возглавлял эту акцию лично И. Геббельс. Следует отметить тот факт, что подобные «книжные акции» (хотя уже без особой помпезности) продолжались ещё довольно длительное время. Резко отрицательная реакция мирового сообщества на акции сожжения книг в Германии обусловила осознание правящей нацистской элитой того, что подобные действия дискредитируют новое национал-социалистическое государство в глазах мировой общественности. В связи с этим Министерство пропаганды во главе с И. Геббельсом решило дистанцироваться от акций по сожжению книг: было негласно решено в дальнейшем воздерживаться от официальных запретов, предоставив их региональным организациям. Одновременно с созданием системы тотального контроля над содержанием библиотечных фондов и разработкой способов «фильтрации», оценки содержания книг по принципу «свои» и «чужие», «полезные» и «вредные», в нацистской Германии разрабатывалась система контроля над книгоизданием. В основу этой системы был положен целый ряд запретительных актов. Закон имперского президента от 28.11.33 о защите народа и государства давал права тайной полиции на контроль за полиграфической деятельностью.6 В 1934 г. в Германии было запрещено к изданию около 4100 названий книг. Таким образом, государственная политика национал-социалистов в области культуры характеризуется разработкой системы тотального контроля и жёстких запретительных мер в области библиотечного дела и книгоиздания, имевших следствием массовые чистки библиотек, изъятие и уничтожение книг, которые по своему содержанию не соответствовали идеям национал-социализма. https://vuzlit.ru/493389/bibliotechnoe_delo_germanii - вся история библиотек в германии может пригодится С национал-социалистическим режимом (1933-1945 г.г), подавлявшим право на свободу мнений, пришел конец свободе в литературе, искусстве и культуре, как и во всех остальных областях общественной жизни. Ничто не иллюстрирует лучше притязания нацистского режима на тотальную власть, чем сжигание книг в мае 1933 г., введение цензуры и бегство из страны многих свободомыслящих людей. Серьезным репрессиям подверглась также церковные народные библиотеки, существовавшие со второй половины 19-го века; в Католической церкви при финансовой поддержке Союза им. Борромеуса и Союза им. Св. Михаэля, в Евангельской церкви - в основном, при поддержке Внутренней миссии. 10 мая 1933 года на площадях немецких городов горели книги. Эта акция стала мрачной прелюдией к 12-летнему господству национал-социалистов. Какие книги они сжигали? И почему? Публичное сожжение книг на площадях университетских городов Германии - одна из самых черных страниц в истории немецкой культуры. Национал-социалисты считали эту акцию исключительно важной с идеологической точки зрения. Поэтому и провели ее спустя всего четыре месяца после прихода Гитлера к власти. Но еще до этого, в последние годы Веймарской республики, студенческие организации Германии были настроены пронацистски, в их руководстве господствовали шовинистические, антисемитские настроения. Формально именно Союз немецких студентов, а не созданное нацистами новое министерство народного просвещения и пропаганды, стал инициатором "Акции против антинемецкого духа" (так это назвали официально). Духовная отрава В середине апреля 1933 года были опубликованы тезисы, объясняющие, что именно понимается под "антинемецким духом". В виде плакатов, напечатанных красным шрифтом, они были расклеены по всем немецким университетам. Главными врагами "немецкого духа" объявлялись произведения, написанные евреями, коммунистами, социал-демократами, либералами и "декадентами". Тогда же была дана команда к сбору книг, которые предполагалось предать огню. Студенты чистили домашние библиотеки родителей, изымали "вредную" литературу в университетских хранилищах и книжных магазинах, призывали "всех патриотов Германии" носить на сборные пункты из дома найденную "духовную отраву"… Само сожжение книг 10 мая 1933 года происходило в высшей степени организованно. Министерство пропаганды подготовило лозунги, которые скандировали, бросая книги в огонь. Их заранее разослали циркулярным письмом. Сам Геббельс выступил на одной из центральных площадей Берлина, где был разложен гигантский костер из книг. "Немецкая нация очищается!" - с пафосом восклицал Геббельс. Вакханалия началась одновременно в 22 университетских городах Германии. Сначала прошли митинги, с наступлением темноты начались факельные шествия, само сожжение книг состоялось, согласно спущенному сверху расписанию, с одиннадцати вечера до полуночи. Шпалерами стояли штурмовики СА и отряды гитлерюгенда, гремели барабаны... Немецкие радиостанции вели прямые трансляции, восторженно комментируя происходящее. Так как в некоторых районах Германии 10 мая шли проливные дожди, то, к сожалению нацистов, "Акцию против антинемецкого духа" там пришлось перенести. Поэтому, скажем, в Гамбурге она прошла 15 мая, а в Гейдельберге и Кельне еще через два дня. Публичное сожжение книг происходило в "третьем рейхе" и позже, но это было первым и самым массовым. Нацисты и цвет немецкой литературы Только в день 10 мая 1933 года и только в одном Берлине в огонь были отправлены книги 94 писателей. Позже, по всей Германии, - еще двухсот. Среди тех, чьи имена выкрикивали студенты-нацисты, бросая их книги в огонь, - цвет немецкой литературы: Бертольд Брехт, Томас Манн, Стефан Цвейг, Эрих Кестнер, Ремарк, Фейхтвангер... И не только немецкой. В костер были отправлены книги Хемингуэя, Джека Лондона, Ярослава Гашека, Маяковского, Бабеля, Ильфа и Петрова, Зощенко, Горького, Эренбурга... Это было только начало. Пройдет всего несколько лет, и сбудется пророчество Генриха Гейне, вложенное им в уста одного из героев трагедии "Альманзор" (1821): "Это была лишь прелюдия. Там, где сжигают книги, в конце концов, будут сжигать и людей". Томики Гейне тоже бросали в огонь 10 мая 1933 года В нацистской Германии библиотеки стали объектом мощного давления со стороны государства. Комплектование, обслуживание, научная деятельность, – все было подчинено жесткой идеологии. Резко ограничивался международный книгообмен. Приобретение книг должно было определяться «народными взглядами при максимальном сокращении иностранной литературы и акценте на ценных, немецких по духу произведениях». При чистках фондов изымались социал-демократические, профсоюзные издания, книги «духовно и расово чуждых» авторов. Изъятые издания оставались – и то не всегда – лишь в единственном экземпляре в спецхранах крупнейших научных библиотек. Чтобы получить билет читатель-иностранец должен был доказать свое арийское происхождение. Были проведены расовые чистки персонала. Есть мнение, что провал в распространении нацистской идеологии в Германии связан в определенной степени с тем, что в этой стране оказались слабыми именно «народные», публичные библиотеки. Они не охватывали всей страны и не были в целом столь мощными, как в СССР. Нацисты не смогли подчинить их себе и использовать для распространения своих идей. НО ЗА ПЕРИОД 1933-1945 НЕТ ПОДРОБНОГО МАТЕРИАЛА 14. Библиотечное дело ведущих зарубежных стран в годы Второй Мировой войны. В 20–30-е гг. в Италии, Болгарии, Польше, Румынии, Венгрии, прибалтийских государствах, Португалии, Германии и других странах утвердился фашизм. Грубая ликвидация немногих имеющихся гражданских свобод нанесла удар по библиотекам, прежде всего народным. Приход нацистов к власти ознаменовался сожжением на кострах сотен книг из общественных и частных библиотек. В Берлине библиотечные книги сжигались на площади Берлинской оперы, напротив университета. В одном только Лейпциге, центре германского издательского дела и книготорговли, в 1933 г. было уничтожено около 500 тысяч книг, брошюр, журналов. За состоянием фондов библиотек был учрежден контроль тайной полиции. Нацисты закрыли профсоюзные библиотеки, запретили общественным библиотекам иметь литературу на еврейском и других языках. В период новейшей истории росли фонды научных библиотек, менялся состав читателей, модернизировались способы обслуживания. Ведущее положение среди научных заняли национальные библиотеки. Численно возросли, стали разнообразнее по видам носителей информации, по языковому составу их фонды. Появлялись все новые и новые отделы. Во многих случаях это потребовало реконструкции старых и строительства новых зданий, ввода в действие дополнительных книгохранилищ для размещения литературы, новых структурных подразделений библиотек, обеспечивающих в более значительных масштабах обращение накопленных книг Насыщенный трагическими для человечества событиями шестилетний период (сентябрь 1939 — сентябрь 1945 г.) Второй мировой войны занимает особое место в истории библиотек. В войне участвовало 61 государство, военные действия велись на территории 40 стран. В огне сражений погибли невосполнимые духовные ценности огромного числа библиотек. В первый налет фашисткой Германии на Белград (6 апреля 1941 г.) от зажигательных бомб сгорела до основания Народная библиотека Сербии. Навсегда была утеряна богатая коллекция (около 1300 ед.) кириллических рукописей XII–XVIII вв. Взрывы авиабомб в 1940 и 1941 гг. привели к разрушению библиотек Лондона, Ковентри. В здании хранилища Британского музея было уничтожено около 250 тыс. томов ценных изданий, в том числе редкие славянские и русские издания. В результате бомбардировок погибли значительные части библиотечных фондов в Роттердаме, Гааге, Брюсселе. При отступлении немцы сожгли библиотеки монастырей, университетскую в Нименгене (Голландия). Во время бомбардировки в Софии сгорела самая крупная массовая библиотека Болгарии — городская. Подчеркивая ликвидацию польской государственности, гитлеровцы объявили Варшаву «провинциальным городом». Библиотеки — национальная и Варшавского университета в 1940 г. стали единым учреждением. Во время Варшавского восстания 1944 г. гитлеровцы уничтожили фонды этой библиотеки. Польша лишилась собрания рукописей, старинных изданий, документов и материалов по истории Польши. Из 22,5 миллионов томов в польских библиотеках уцелело около 7,5 миллионов [3]. Во время войны и фашистской оккупации 5,3 миллиона книг и рукописей лишились библиотеки Чехословакии. Особенно пострадали массовые библиотеки. Подпольно действующие Общество народных читален и Польская школьная матица пытались продолжать библиотечное обслуживание детей. Детские филиалы публичных библиотек подвергались наиболее жесткому разгрому. В 1943 г. книги из школьных библиотек были вывезены для переработки на бумажную фабрику. В немногих оставленных гитлеровцами школах не обучали ни истории, ни географии. Библиотечные книги поэтому стали единственным источником, из которых дети черпали сведения о прошлом и настоящем мира. Исключенные из фондов книги по истории и географии некоторые библиотекари брали домой и выдавали только надежным читателям. В 1942 г. Библиотека Конгресса приступила к микрофильмированию карточного сводного национального каталога. |