Главная страница
Навигация по странице:

  • Библиотеки Античной эпохи ЕСЛИ нужно боле подробно напишешь про какие именно, Алекс, пергамская расписаны в 1 вопросе

  • 3. Библиотеки Византийской Империи

  • Константий II был создателем константинопольской публичной библиотеки – первой публичной библиотеки средневековья.

  • Константинопольского Патриаршества, библиотеках Студийского и Афонского монастырей. Патриаршья библиотека существовала по крайней мере с VII в

  • Мусульманам достались

  • История библиотечного дела 1 курс. История библиотечного дела за рубежом (1). История библиотечного дела за рубежом


    Скачать 121.37 Kb.
    НазваниеИстория библиотечного дела за рубежом
    АнкорИстория библиотечного дела 1 курс
    Дата21.01.2022
    Размер121.37 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория библиотечного дела за рубежом (1).docx
    ТипДокументы
    #338169
    страница3 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Библиотека аль-Хакама II в Кордове

    Самая выдающаяся библиотека мусульманской Испании, это, вне всяких сомнений, дворцовая библиотека в Кордове. Создаваться она начала при четвертом омейядском халифе Андалусии Абдуррахмане II (792-852). Продолжил ее собирать халиф Абдуррахман III (929-961), который заботился о развитии культуры, покровительствуя ремеслам, торговле, литературе и просвещению. При нем Кордова стала одним из самых прекрасных городов мира. Но подлинным основателем знаменитой библиотеки следует считать его сына Хакама II. При нем она превратилась в крупнейшее собрание книг исламского мира в Средние века.
    Интересные факты о библиотеках в исламском мире.
    Хакам II испытывал особый интерес к науке и библиографии. Он специально отправлял людей в разные культурные центры Востока, чтобы они покупали там книги и привозили в Кордову. Кроме дворцовой библиотеки, оставшейся ему от отца халифа Абдуррахмана III, при нем существовали еще две крупные коллекции книг. Одна принадлежала самому Хакаму II, а вторая его брату Мухаммаду. Объединив все три собрания, халиф и создал знаменитую Кордовскую библиотеку. Сообщается, что она содержала более 400 тысяч книг (для сравнения можно отметить, что в это время в Европе в соборных библиотеках количество книг не превышало ста). Старое здание оказалось слишком маленьким для такого количества рукописей, поэтому пришлось построить новое. А чтобы перевезти туда все книги, понадобилось шесть месяцев.

    При Кордовской библиотеке помимо библиотекарей работали переписчики, иллюстраторы, переводчики и переплетчики. В это время было переведено множество книг с древнегреческого и латинского языков на арабский. Была создана специальная комиссия, занимавшаяся этим вопросом. Агенты библиотеки следили за новинками и редкими изданиями в разных странах мусульманского мира. Слава библиотеки шагнула далеко за пределы страны. Император Византии прислал в подарок халифу роскошный экземпляр фармакопеи Диоскориада.

    Рукописи там не горят: старинная библиотека Аль-Кадирия в Багдаде.

    При Хакаме II Кордовская библиотека переживала свой расцвет. После него на трон взошел его сын Хишам II, которому было всего 14 лет. Поэтому властью завладел хаджиб (высший придворный сановник) и военачальник Ибн Абу Амир аль-Мансур. Чтобы удержать власть в своих руках, он искал опору в тех слоях населения, которые были недовольными некоторыми действиями Хакама II. Аль-Мансур доверил группе представителей из них изъять из библиотеки книги, казавшиеся им наиболее опасными и вредными, и сжечь их.

    После смерти аль-Мансура в 1002 г. наступили времена смуты, власть переходила от одного правителя к другому, в результате чего Кордовский халифат пришел в упадок и распался. Библиотеке пришлось пережить новое бедствие. Когда Кордову окружили берберы, наместник города Вадих, не имея средств для выплаты зарплаты наемникам, приказал продать часть книг. После этого библиотека поверглась разграблению берберами, захватившими Кордову. Книги из этой библиотеки разошлись по разным городам Андалусии, а потом и вовсе пропали в результате политики Фердинанда и Изабеллы, направленной на уничтожение следов мусульманской культуры в регионе.



    1. Библиотеки Античной эпохи ЕСЛИ нужно боле подробно напишешь про какие именно, Алекс, пергамская расписаны в 1 вопросе

    https://etnoc.mirtesen.ru/blog/43854140244/BIBLIOTEKI-V-EPOHU-ANTICHNOSTI-I-V-EPOHU-ELLINIZMA

    В период античности в Древней Греции появляется слово «библиотека» от греческих слов biblion (книга) и theke (хранилище). В это же время появляются библиотеки, в значении, близком к современному. Основание первой крупной библиотеки в Древней Греции относят к IV веку до н.э. и связывают с именем Аристотеля (384 – 323 годы до н.э.).Ему принадлежала уникальная библиотека, насчитывавшая около 40 тысяч свитков. В создании этой библиотеки принимал участие один из самых знаменитых его учеников – Александр Македонский. Важную роль в пополнении фондов библиотеки Аристотеля сыграл также другой его ученик – Теофраст. Библиотеки античности становятся в известном смысле общедоступными, правда, только для определенных слоев общества. Они начинают также выполнять роль скрипториев – учреждений, не только изготавливавших копии документов, но и имевших обязательства предоставлять копии, гарантирующие подлинность текстов [1, 2]. Самым богатым и известным книжным собранием античности была, вероятно, Александрийская библиотека царей Птолемеев, основанная в начале III века до н.э. царем Египта Птолемеем I Сотером (323 – 283 годы до н.э.), заключавшая в себе к I веку н.э., как утверждают специалисты, более 700 тысяч единиц хранения. Александрийская библиотека была самой богатой и наиболее полной библиотекой того времени. Главной задачей библиотеки был сбор всей греческой литературы и переводов произведений других народов на греческий язык, причем самой разной – от произведений греческих трагиков до поварских книг. Кроме произведений древнегреческой литературы и науки, составлявших основу античной библиотеки, имелись книги на восточных языках. Александрийская библиотека состояла из двух отделений: главное (при Мусейоне) и филиал (при храме Сераписа). Рукописи (папирусные и пергаментные свитки) для библиотеки собирались по всему миру, причем «иностранные» сочинения — египетские и латинские — переводились на греческий язык работниками библиотеки.Библиотекой продолжали заниматься и потомки Птолемея I Сотера – другие представители этой династии также стремились собирать все книги (свитки) мира и выделяли на это практически неограниченные средства. Послы библиотеки собирали свитки по всему миру [2, 3]. Задача предоставления этих фондов в общественное пользование не ставилась, в силу чего ее характеризуют как «библиотеку без публики». Возглавляли Александрийскую библиотеку крупнейшие учёные: Эрастосфен, Зенодот, Аристарх Самосский, Каллимах и другие. В Александрийской библиотеке впервые была реализована система каталогизации и расстановки книг, созданная выдающимся греческим ученым и поэтом Каллимахом (ок. 310 – 240 годы до н.э.). При библиотеке работал штат копиистов, занимавшихся перепиской книг. Составленный Каллимахом каталог Александрийской библиотеки регулярно пополнялся. Александрийская библиотека стала самым крупным культурным и научным центром античного мира. В большом, облицованном белым мрамором зале стояли столы для чтения и письма, а возле них находились удобные кресла и мягкие ложа. Специалисты считают, что в их форме отразилось не только желание создать наиболее благоприятные условия для работы читателей, но, прежде всего, стремление обеспечить сохранность книг, имевших форму свитков [2]. В 47 году до н.э. большая часть фондов библиотеки по распоряжению Юлия Цезаря была подготовлена для отправки в Рим. Когда эти книги попытались вывезти, возник пожар, и большая их часть погибла в огне. Оставшаяся часть библиотеки, находившаяся в римском квартале Серапиум, служила читателям до 389 года, когда она была уничтожена по приказу христианского патриарха Феофила. Второй после Александрийской библиотеки в античности была Пергамская библиотека, основанная в Пергаме во II веке до н.э. царем Эвменом II (197 –160) годы до н.э.). Эта библиотека, имевшая к середине I века до н.э. около 200 тысяч рукописных книг, соперничала с Александрийской библиотекой. Здание, в котором размещались фонды библиотеки, находилось на центральной площади города. Книги размещались в четырех больших залах. В центре главного зала на мраморном пьедестале стояла статуя Афины, в 1,5 раза превышавшая человеческий рост [2]. Пергам был медицинским центром своего времени, поэтому библиотека специализировалась преимущественно на медицинской литературе. История Пергамской библиотеки завершилась в 43 году до н.э., когда Пергам уже был провинцией Рима (это случилось в в 133 до н.э.), и Марк Антоний подарил большую часть библиотеки царице Клеопатре. Так была восстановлена и пополнена погибшая после пожара в 47 году до н.э. часть фонда Александрийской библиотеки [1, 2]. Первые общественные публичные библиотеки в Древнем Риме возникают в I веке н.э., а первый план создания публичной библиотеки принадлежал императору Юлию Цезарю (100 –44 годы до н.э.), и возник он у императора после посещения Александрийской библиотеки. Первая крупная библиотека в Риме была открыта в Риме уже после смерти Цезаря, примерно между 39 и 28 годами до н. э. одним из его ближайших друзей – Азинием Поллионом. Впоследствии римские императоры также занимались вопросами создания и развития библиотек и во времена императора Константина (285 – 337 годы) только в Риме их насчитывалось двадцать восемь. Самой знаменитой их римских библиотек стала библиотека Ульпиана, основанная в Риме императором Траяном (98 – 117годы), которая могла соперничать с Александрийской библиотекой. Кроме того, в книжных лавках Древнего Рима можно было взять книгу напрокат, для временного пользования. Были и небольшие частные читальни в крупных городах. Однако расцвет книжного дела в античные времена был уделом крупных центров культуры. На периферии и в отдаленных регионах оно развивалось слабо. Римские библиотеки активно выполняли функции скриптория, здесь буквально процветала деятельность по переписке и переплету книг. В Риме также развивались библиотечная архитектура и учение об организации работы библиотеки, неотделимые друг от друга. Архитектор Витрувий, в частности, писал: «… Библиотеки должны выходить на восток, потому что назначение их требует утреннего света, а также для того, чтобы в них не поражались книги. Ибо в библиотеках, выходящих на юг и на запад, в книгах заводятся черви и сырость, и, наполняя свитки сырым дуновением, покрывают их плесенью» [1, 2, 3]. © И.Ф. Богданова Библиотеки: от античних до электронных Культура народов Причерноморья №77 35 Несмотря на то, что значительная часть потребностей читателей того времени в книге удовлетворялась при помощи общественных библиотек, библиотеки Древней Греции и Рима, хотя и называвшиеся публичными, были доступными крайне узкому кругу священнослужителей и образованных рабовладельцев.
    3. Библиотеки Византийской Империи

    Менее резким переход от древнего мира к средневековью был в Византии – государстве с тысячелетней историей (IV-XV вв.), образовавшемся при распаде Римской империи в ее восточной части (Балканский полуостров, Малая Азия, юго-восточное Средиземноморье). Культура Византии представляла собой синтез античной, восточной и раннехристианской культур. Христианские правители Византии были терпимы к языческой культуре и не отказались полностью от наследия античности. Греческий язык был государственным и наиболее распространенным языком империи, поэтому произведения великих греков древности были общедоступны, пользовались почетом и являлись основой образования. Все это способствовало созданию благоприятных условий для развития культуры.
    В империи была широко распространена грамотность. Существовали многочисленные начальные и средние школы. Уже с IV века открывались университеты, причем не только в столице, но и в провинции.
    Важную роль в интеллектуальной жизни Византии играли библиотеки. Одной из самых знаменитых была императорская библиотека, созданная в IV веке императором Константином I Великим. Его потомки продолжали заботы о библиотеке и уже к концу V века она представляла собой значительное собрание, насчитывающее около 120 тысяч книг. Среди книжных редкостей имелись списки поэм Гомера, написанные золотыми буквами на змеиной коже. Для переписывания книг и общего поддержания фондов библиотеки на высоком уровне приглашались ученые. Такое положение вещей соответствовало античной традиции.
    В середине IV века сын Константина Великого – Константий II основал в столице государственный скрипторий. “Скриптор” по латыни означает “писец ”, а само слово “скрипторий ” означает мастерскую по созданию рукописных книг. Император назначал руководителя скриптория – специального чиновника – архонта, под началом которого состояло множество каллиграфов.
    Константий II был создателем константинопольской публичной библиотеки – первой публичной библиотеки средневековья. Она славилась своими богатыми фондами и просуществовала по некоторым данным по падения Византийской империи.
    Наряду с императорской и публичной библиотеками существовали библиотеки религиозных учреждений, учебных заведений и частных лиц.
    Книжные собрания имелись во всех церквах и монастырях. До нас дошли сведения о библиотеке Константинопольского Патриаршества, библиотеках Студийского и Афонского монастырей. Патриаршья библиотека существовала по крайней мере с VII века. Фонд ее носил преимущественно религиозный характер, но кроме книг, освященных церковью, здесь имелись и труды “еретического” содержания. Хранились они в особых ящиках, отдельно от работ правоверных авторов. Известно, что в некоторых столичных монастырях практиковалась выдача книг мирянам.
    В отличие от Западной Европы в Византии, где была сильна монархия, церковь не обладала монополией на образование. Многочисленные светские учебные заведения имели свои библиотеки, так как преподавание было неразрывно связано с книгой. Но из всех этих библиотек выделяется библиотека Константинопольского университета, созданная еще в начале V века. Заведовал ею специальный служитель, которого называли “библиофил”  .
    Славилась Византия и частными книжными собраниями. Личные библиотеки имелись не только у императоров, вельмож и иерархов церкви, но и у ученых, профессоров, учителей. Наиболее богатые книголюбы часто, заказывая книгу переписчику, особо оговаривали элементы ее оформления. Главное внимание уделялось орнаментике и переплету, для изготовления которого использовали слоновую кость, золото, эмаль и драгоценные камни.
    В среде византийских собирателей книг была предпринята первая в средние века попытка библиографического описания коллекции. Один из образованнейших византийцев IX века – патриарх Фотий – написал сочинение “Мириобиблион ”, что означает “Тысячекнижие ”. Это было описание более чем 300 книг – античных и христианских. Писатель кратко излагал содержание книги и сообщал сведения об авторе. Иногда Фотий не ограничивался простым пересказом и включал в аннотацию собственные размышления и критические заметки.
    Об устройстве византийских библиотек известно немного. В раннем средневековье, следуя античной традиции, библиотеку размещали в открытых портиках зданий, и даже владельцы частных собраний, следуя моде, охотно выставляли свои книжные богатства напоказ. Постепенно эта традиция открытого хранения книг стала заменяться практикой их скрытого “сбережения” от читателей. Эти перемены были вызваны обстоятельствами разного характера. Во-первых, в средние века стоимость книг существенно возросла. Во-вторых, сказывалось влияние христианства, которое изначально было преследуемой и гонимой религией и поэтому религиозные книги хранились в потаенных, укрытых местах – сундуках и ларях. В больших библиотеках книги снабжались шифром и расставлялись в соответствии с ним. На некоторых дошедших до нас рукописях сохранились пометы, обозначавшие шкаф (или полку) и место книги на полке.
    Судьба византийских библиотек незавидна. Невосполнимый ущерб им причинили вторгшиеся на территорию империи крестоносцы. В начале XIII века они захватили Константинополь штурмом и разграбили город. Сохранились свидетельства о том, что крестоносцы беспощадно уничтожали книги и проносили на копьях через весь город письменные принадлежности. Целые транспорты, груженные военными трофеями крестоносцев – богато украшенными византийскими рукописями – отправлялись в Западную Европу.
    Во второй половине XIV века Константинополь был восстановлен и вновь стал столицей империи. Вместе с разрушенным городом восстанавливались и библиотеки, но это спокойствие было недолгим. В середине XVY века Византийская империя пала под натиском турков-осман, и снова это сопровождалось разрушениями, сожжением и расхищением книгохранилищ. Историки писали о кораблях, увозивших книги, о груженых рукописями телегах, о том, что золото и серебро, украшавшие переплеты, безжалостно сдирались и продавались.
    Значение Константинополя для западной цивилизации велико. Деятельность византийских библиофилов, работа скрипториев, сам факт существования множества библиотек помогли сохранить значительную часть наследия Эллады, утраченного в то время для Запада.



    1. Библиотеки арабского Халифата http://www.gpntb.ru/ntb/ntb/2015/10/ntb_10_7_2015.pdf

    В дальнейшем в результате мусульманских завоеваний было создано

    огромное государство, включавшее весь Аравийский полуостров, Ирак,

    Иран, большую часть Закавказья (в частности Армянское и Иранское нагорья, Прикаспийские территории, в том числе Дагестан, а также районы нынешней Грузии), Среднюю (Центральную) Азию, Сирию, Палестину, Вавилонию, Месопотамию, Египет, Северную Африку (до нынешнего Туниса включительно), большую часть Пиренейского полуострова, часть Пакистана(Синд). Мусульманам достались накопленные к тому времени богатейшие

    фонды библиотек Древнего мира: Александрии (Египет), Персии, Византии,

    а позднее – и фонды библиотек Среднего, Ближнего и Дальнего Востока,

    Юго-Восточной Азии.

    Но вскоре после укрепления власти халиф Абу Джафар аль-Мансур (Победоносный) (754–775) основал и собственную библиотеку в Суде. Его внук халиф Гарун ар-Рашид (Праведный) (786–809), автор сказок «Тысяча и одна ночь», преобразовал эту библиотеку в Академию наук и начал развивать арабскую науку. Руководитель библиотеки имел ранг чуть ниже визиря (министра).

    Тайна производства бумаги была раскрыта наместником багдадского

    халифа в Самарканде, когда в одном из боёв он захватил в плен двух китайцев-бумагоделов (751 г.). Книги стали издавать с начала VIII в. (Плата за перевод с греческого на арабский, установленная халифом династии Аббасидов аль-Мамуном, равнялась весу переводимой книги.)

    Тогда же, т.е. намного раньше чем в Европе, в Самарканде, Багдаде,Дамаске появились бумажные фабрики, что дало возможность учредить сотни библиотек и сделать книги общедоступными. Была создана богатейшая литература по исламу, математике (арабские цифры), филологии, истории, праву (шариат), философии, алхимии, астрологии и астрономии, географии (путешествия, в том числе ибн-Фадлан на среднюю Волгу, 921), развлечениям. Благодаря переводам до нашего времени дошли труды Аристотеля, Галена, Гиппократа, Птолемея и других выдающихся мыслителей,специалистов и писателей.

    При преемнике Мансура, его сыне халифе Абд Алла аль-Мамун (Правдивый) (813–833), Академия достигла высшего расцвета. В то время библиотеку «Дома мудрости» возглавлял выдающийся учёный, основатель алгебры – аль-Хорезми (783–850). Он вошёл в историю как величайший математик всех времён, но одновременно он был выдающимся астрономом,

    историком, географом. В 827 г. аль-Хорезми принимал участие в измерении длины градуса земного меридиана на равнине Синджара. В это же время в Багдаде работали аль-Марвази, аль-Фаргани, Ибн Турк, аль-Кинди и другие выдающиеся учёные.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта