История библиотечного дела 1 курс. История библиотечного дела за рубежом (1). История библиотечного дела за рубежом
Скачать 121.37 Kb.
|
6. Европейские библиотеки эпохи Возрождения https://docplayer.com/32048706-Biblioteki-v-epohu-vozrozhdeniya.html - презентация кратенько http://www.library.ru/3/event/history/XV.php - основной материал причем почти на все вопросы есть и с проекцией что в это время в россии Заметные изменения в деятельности библиотек происходят в эпоху Возрождения. Открываются новые университетские библиотеки. В собственность городов переходят некоторые пришедшие в упадок монастырские библиотеки. Посетителями многочисленных публичных библиотек становятся не только церковные деятели, монахи, ученые, студенты, но и мореплаватели, инженеры, юристы, купцы, ремесленники. Владельцы частных библиотек нередко завещают или передают их в общественное пользование. Франческо Петрарка, который считал, что публичные библиотеки надо создать в каждом городе, поскольку именно они являются распространительницами гуманистических идей, завещал Венеции (собору святого Марка) свою прекрасную библиотеку, с которой он не расставался даже в путешествиях, с тем условием, что в нее будет допущена публика. Джованни Боккаччо тоже хотел сделать свое собрание общедоступным и оставил свои книги флорентийскому монастырю Санто Спирито. На основе частной коллекции известного собирателя Никколо Никколи во Флоренции была создана публичная библиотека Лауренциана; впоследствии для нее было построено великолепное здание, а интерьеры оформил великий Микеланджело. Современник Микеланджело, художник и историк искусства Джорджо Вазари писал: «Нигде не найти такого вольного изящества частей и целого, не найти лестницы столь удобной, ступени которой дают такие причудливые изгибы». К проектированию библиотечных зданий привлекаются лучшие архитекторы. Было признано, что эти здания должны находиться в центре города и привлекать внимание своей красотой. Библиотека Марчиана строится в самом центре Венеции, напротив собора святого Марка и Дворца Дожей, где земля ценится чрезвычайно дорого. В ее оформлении участвуют самые знаменитые художники того времени – Тициан, Веронезе, Тинторетто. Датой основания Библиотеки Ватикана официально считается 15 июня 1475 года, когда папа Сикст IV издал буллу, узаконившую этот факт. Но к тому времени библиотека имела давнюю историю. Уже первые Папы начали собирать древние рукописи. А истинным основателем библиотеки может быть назван папа Николай V, который объявил ее публичной и оставил после своей смерти более полутора тысяч рукописей. К XVI в. фонд библиотеки был близок к четырем тысячам. Содержание многих трудов увековечивали для последующих поколений сотни переписчиков. Коллекция включала не только священные книги и теологические труды, но и философские трактаты, классические произведения греческой, латинской, древнееврейской, древнесирийской, коптской и арабской литературы, а также материалы по юриспруденции, истории, искусству, архитектуре и музыке. Особо ценные рукописи переплетали, переплеты отделывали бархатом и шелком и снабжали папским суперэкслибрисом, выгравированным на металлической пластинке. Легенда гласит, что в главной библиотеке римско-католической церкви есть секретные комнаты, о которых знают только посвященные. И что многие Папы, проведя всю жизнь в Ватикане, даже не подозревали об их существовании. Например, некоторые рукописи великого Леонардо да Винчи так до сих пор и хранятся за семью печатями, потому что содержат нечто, способное нанести урон престижу церкви. Особой загадкой библиотеки считаются некие таинственные книги тольтеков – древних индейцев. Говорят, что в них содержатся сведения о пропавшем золоте инков, о тайнах идолов острова Пасхи, что это единственный источник достоверной информации о посещении в древности нашей планеты инопланетянами. В 1604 г. руководитель библиотеки Ватикана Джованни Бранко был послан с миссионерской целью в Китай. В древних манускриптах он вычитал описание тележки, приводимой в движение с помощью паровой турбины и «огненного колеса» (это был некий прообраз автомобиля). Решение Бранко ознакомить мир с этими знаниями привело к изъятию переводов и помещению их в секретный фонд библиотеки. Автора же крамольных записей отстранили от должности и сослали в дальний монастырь. Библиотека Ватикана Чтобы раскрыть тайны Ватиканской Библиотеки, надо поработать с ее фондом. Но допуск читателей к многочисленным архивам строго ограничен. Официально библиотека открыта для научно-исследовательской работы, но ежедневно ее могут посещать в среднем 150 ученых и специалистов. Сегодня фонды Библиотеки Ватикана насчитывают 70 тысяч рукописей; 8 тысяч первопечатных книг; 1 миллион более поздних изданий; более 100 тыс. гравюр; около 200 тыс. карт и документов; множество произведений искусства. Библиотека продолжает пополняться и сегодня, и предполагается обеспечить доступ к ее материалам через Интернет. В ХIV веке возникли первые публичные библиотеки в Италии и Франции. Спустя столетие они появились в Англии и других европейских странах. Надпись на дверях одной из таких библиотек гласит «Всякий изучающий науки, входящий сюда, не хлопай дверью и не стучи грубо ногами – это неприятно музам. Если ты найдешь кого здесь уже сидящим, почтительно поклонись молча, и не занимайся болтовней: здесь умершие говорят с занимающимися». На севере Европы, в бурно развивающихся городах библиотеки создаются по инициативе городских властей. Священник и просветитель Мартин Лютер призывал «не останавливаясь перед затратами, открывать в больших городах библиотеки, которые устраивали бы всех». Такие библиотеки могли возникать при ратушах, церквах, гимназиях. Открыты они были обычно всего несколько часов в неделю. Церковь Олевисте в Таллине. Здесь в 1552 г. была основана первая городская общедоступная библиотека. Домский собор в Риге. В одной из его галерей в течение более 300 лет, вплоть до конца XIX в. размещалась Рижская городская библиотека. Развитие библиотек католического мира во многом связано со стилем барокко. Интерьеры библиотек украшались не только выставленными на полках и в витринах книгами, но картинами, скульптурами. Стены и потолки покрывались росписями, связанными с содержанием материалов, хранившихся в том или ином зале. Библиотека Эскориала В 1557 г. испанский король Филипп II основал монастырь Эскориал, основной частью которого должна была стать библиотека. Известные архитекторы и художники спланировали ее пространство и дизайн. Библиотека размещалась в двух залах, в третьем находился архив. В первом зале были представлены рукописи и книги античных авторов, литература по религии, философии, праву, истории, медицине. Украшен зал был изображениями святых, портретами ученых-теологов. Во втором зале размещались карты, глобусы, астрономические и математические инструменты, часы, изображения генеалогических древ, античные вазы. Оформление здесь строилось на мотивах сотворения мира, были представлены портреты Архимеда, Птолемея, Аристотеля, Колумба, Магеллана и завоевателя Америки Кортеса. Библиотека Страгова монастыря Уникальна по архитектуре и дизайну библиотека Страгова монастыря в Праге. Идеи философа Иеронима Гринхейна, работавшего в библиотеке в 70-х гг. XVII в., о подлинной и ложной мудрости воплощены в росписях двух залов – Теологического и Философского. Рассматривая фрески, посетители библиотеки должны были понять, что ученые и писатели через книги дают жизнь своим идеям, что при чтении книги и их авторы оживают, а их идеи приносят радость потомкам. Сейчас здесь находится библиотека Музея национальной письменности, и она является действующей (равно как и сам монастырь). При входе висит небольшое объявление, в котором туристов просят принять во внимание, что в архиве работают люди, а потому любопытство стоит проявлять умеренное и не нарушать тишину. Библиотечным книгам во все времена угрожали воры и зачастую эти воры были достаточно известными и уважаемыми людьми. Матиас Флациус, выдающийся историк немецкой Реформации и лютеранский проповедник, ходил по монастырям, переодевшись монахом, и крал из библиотек не только особо любимые им тома, но и отдельные части их, а иногда только страницы. Папа Римский Иннокентий X (когда он ещё был кардиналом Памфилио), застигнутый на месте преступления в одной из церковных библиотек Франции, столь страстно отстаивал свою невиновность, что украденная им книга вывалилась из складок кардинальской мантии. Страсть брауншвейгского герцога Августа, коллекция которого составила основу знаменитой Герцогской библиотеки в Вольфенбюттеле, к чтению была столь велика, что по его инициативе был создан специальный механизм – «книжное колесо». ????? На Западе книгопечатание с помощью подвижных литер, предположительно изобретенное Иоганном Гутенбергом в Майнце около 1450 г., оказало громадное влияние на развитие библиотек. Оно разорвало многовековую связь между библиотекой и скрипторием — библиотека больше уже не была связана с выпуском книг. Более того, легкость массового производства книг даже в тот период, когда печатание было относительно трудоемким делом, настолько увеличила их выпуск, что отпала необходимость приковывать книги к столам или пюпитрам, как это часто приходилось делать в средние века, чтобы избежать хищений. Изменилась даже архитектура библиотек. Книги стали расставлять на полках вдоль галерей, окружавших внутренний дворик, куда свет проникал через застекленную крышу. В этом дворике помимо читательских столов имелось место и для экспонирования различных редкостей, что увеличивало связь библиотеки с музеем. Самое же важное — это то, что изобретение книгопечатания открыло мир книг гораздо более широкой аудитории, чем та, которая когда-либо прежде пользовалась ими. Монополия на образование, принадлежавшая только избранным, была разрушена, и это открыло путь к Реформации, подъему науки и Просвещению. Можно сказать, что Реформация началась 31 октября 1517 г., когда Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к дверям собора в Виттенберге, бросив тем самым вызов верховной власти папы. Это революционное движение, сопровождавшееся Крестьянской войной в Германии, борьбой гугенотов во Франции и 30-летней борьбой протестантов и католиков в Англии, привело к развалу многих монастырей и их библиотек. Монастырские библиотеки приходят в упадок. Их нищенское положение ярко характеризует свидетельство Боккаччо. Находясь в Апулии, он посетил древний монастырь Монте-Кассино, ожидая увидеть хорошую библиотеку. Но застал незакрывающиеся, затхлые, разграбленные монахами помещения. Монахи….. 7. Библиотеки Франции в годы Великой Французской революции Для буржуазии, выступившей против феодально-сословных ограничений, была характерна определенная забота о просвещении, о библиотеках. Глубокие революционные преобразования в библиотечном деле Франции определил выдвинутый революцией буржуазный принцип доступности библиотек и равенства читателей. Библиотеки во Франции еще до революции стали - одни в большей, другие в меньшей степени- доступными для некоторых слоев общества. Как правило, книги из библиотек на дом не выдавали. Документы Конвента о библиотеках Реорганизация библиотек началась с принятия декретов Учредительного собрания о передаче церковного имущества в распоряжение нации, предписывавших монастырям и капитулам отправлять каталоги книг и рукописей в муниципалитеты и канцелярии местных судебных учреждений. Изъятие книг у церкви было частью общей национализации имущества духовенства. Церковники яростно сопротивлялись. Декреты выполнялись плохо. 15 декабря была издана инструкция, которая в параграфах, относящихся к книгам, требовала ускорить передачу литературы муниципалитетам, соблюдать определенный режим в помещениях, где хранятся книги, разбирать и расставлять их. В результате появились книгохранилища с богатейшими коллекциями литературы, ставшие основным источником пополнения существующих и вновь создаваемых библиотек. Эти книгохранилища существовали с 1790 г. до 1811 г., их остатки были переданы библиотеке Арсенала. 30 марта 1792 г. был издан декрет о конфискации имущества эмигрировавших сторонников короля. Снова в руки государства попали богатые книжные собрания. Эту литературу направляли в так называемые “литературные депо”, их было восемь. Большую роль в их создании сыграл Гюбер Паскаль Амейлон, библиотекарь ратуши. Чтобы приостановить продажу за бесценок библиотек эмигрантов, Конвент принял декрет от 10 октября 1792 г. о “приостановке продажи библиотек... картин и научных пособий, находящихся в домах эмигрантов”. Таким образом было отобрано 250 тыс. книг из 20 библиотек. Сосредоточенные в основном в Париже, эти богатства, однако, продолжали разбазариваться. Тогда Конвент запретил изымать, уничтожать, портить книги под предлогом вытравления знаков феодальной и королевской принадлежности. Знаменательно, что 24 постановлений и законов Конвента о библиотеках шесть касались защиты книг. В период высшего этапа революции- диктатуры якобинцев- было принято специальное постановление о том, что виновные в уничтожении библиотечных ценностей, памятников искусств караются двухгодичным тюремным заключением. В декрете Законодательного собрания (2 янв. 1792 г.) указывалось, что необходим точный учет книжных богатств для справедливого распределения их между департаментами. В целом по стране было конфисковано около 10 млн. томов. Парижский департамент получил 1 800 тыс. томов, включая издания для национальной библиотеки, каждый из 86 департаментов республики - по 56 тыс. томов. Деятельность Комитета народного образования В октябре 1791 г. был создан Комитет народного образования. Несколько позже образовалась библиотечная секция этого Комитета во главе с Анри Грегуаром. Секция занималась переустройством действующих и созданием новых библиотек, перераспределением и каталогизацией книжных собраний, воспитывала в обществе понимания новой роли библиотек. Не все мероприятия секции были одинаково успешны, но многообразная и сложная работа началась. Книги, конфискованные у эмигрантов и конгрегаций в период революции 1789-1794 гг., поступали, прежде всего, в Королевскую библиотеку, которую в 1795 г. Конвент провозгласил национальной. К этому времени в ней насчитывалось 300 тыс. томов. Как это ни странно, но революция нанесла национальной библиотеке и ущерб, так как вместе с другими налогами и податями был отменен и закон об обязательном экземпляре. По отношению к типографиям закон восстановили только в 1810 г., а на издателей его действие распространили только 1925 г. Оставшаяся в хранилищах литература была передана в библиотеку Арсенала, которая стала публичной. Основу ее составила библиотека статс-секретаря Франции по военным делам, французского посла в Швейцарии, Польше и Венецианской республике Марка Антуана Рене Д’Аржансона. Много изданий попало в библиотеку Национального института наук и искусств, созданного Конвентом в 1795 г. вместо упраздненной Академии наук. Направлялась литература и в библиотеки, возникшие во всех главных городах департаментов. Достигшее апогея в 1793 г. революционное творчество народных масс утвердило идеи о связи школы и государства, преобразующей роли воспитания, о создании общественных библиотек в каждом дистрикте. К январю 1794 г. насчитывалось 555 таких библиотек. Но полностью программа создания библиотек дистриктов не была выполнена. Конвент декретировал открытие на местах библиотек, которые собирали не только книги, но и все, что могло служить просвещению: карты, планы, картины, эстампы, модели. Расширялась краеведческая деятельность библиотек. Политический деятель, писатель и философ де Кондорсе составил план организации народного образования во Франции. В соответствии с ним предполагалось открывать небольшие библиотеки в каждой начальной школе. Но декрет разрешил открывать библиотеки только при центральных школах (одна школа на 300 тыс. жителей). Параллельно с созданием библиотек решалась задача перераспределения конфискованной литературы. Книги, предназначаемые библиотекам, оценивались с точки зрения их политической, научной, практической полезности. Книги делили на три группы: полезные, число экземпляров которых не ограничивалось; бесполезные, оставлявшиеся для изучения в одном- двух экземплярах; вредные, отправляемые для переработки на бумажные фабрики. Чистка конфискованных фондов до их направления в библиотеки, характер требований, предъявляемый библиотекарям, ясно показывают, что библиотекам отвадилась активная политическая роль в обществе. +Считая библиотеки важным средством продвижения книг к читателю, деятель народного образования, библиотечного дела много внимания уделяли в этот период вопросам классификации литературы и организации фондов и каталогов. Контролировала эту работу библиотечная секция Комитета народного образования. 15 мая 1791 г. вышла инструкция по инвентаризации и каталогизации, предусматривавшая безотлагательное составление каталогов на фонды библиотек во всех департаментах. Наиболее значительных результатов добился Г.П. Амейлон, его стараниями были составлены каталоги на фонды трех крупных книгохранилищ Парижа. Он подчеркивал, что основой хорошего каталога, рациональной расстановки фондов является знание содержания книги. Инструкция предусматривала создание сводного каталога на фонды парижских библиотек. Решение поставленной задачи было дело трудоемким и сложным, так как еще не были разработаны теоретические основы составления сводных каталогов. 4.3. Представление о роли библиотекаря в конце XVIII в. Встал вопрос о необходимости специальной подготовки библиотечных кадров. Библиотечные деятели революционной Франции подняли вопрос о внесении изменений в устаревшую библиотечную классификацию, начинающуюся с богословия. Первым в 1796 г. о том, что богословие не имеет оснований и не должно стоять в главе схемы для каталогов, заявил Гюбер Амейлон. Но он не был сторонником полной реорганизации каталогов. Его предложение сводилось к вынесению на первое место в схеме грамматики. Амейлон подчеркнул, что для составления каталога необходимо знать книгу по существу. Это требование не теряло значения до настоящего времени. Основателя Национального архива, юриста, историка, библиографа Армана Гастона Камюса (1740-1804 гг.) не удовлетворили поправки, внесенные в схему Амейлоном. Расположение книг, считал Камюс, должно соответствовать последовательности их изучения. Проблемами классификации занимались и многие другие ученые, деятели культуры. На их решения оказали влияние взгляды буржуазной интеллигенции предреволюционной и революционной эпохи. Установление связи между библиотечно- библиографической классификацией и научной системой знаний, отказ от устаревших принципов деления, поиски наиболее рациональных схем расположения- большая заслуга французских теоретиков и практиков библиотечного дела, идеи которых оказали влияние на эту и последующие эпохи. В этот период был поднят вопрос о создании национальной библиографии. И хотя новые теории, предложения по улучшению библиотечного дела зачастую были противоречивы и далеки от подлинного демократизма, прогресс в библиотечной теории и практике тем не менее был значителен. https://gendocs.ru/v46678/%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE_%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4_%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B6%D1%83%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D0%B8_1789_-_1793 это про библиотеку в эпоху Просвещения,посмотришь что тебе нужно 8. Библиотека Британского музея XVIII – начало XX вв. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/76870/1/im-07-al-1-2001.pdf - не копируется сука так читать В 1753 г. британский парламент принял закон об образованииБританского музея. В начале своего существования Британский музейвключал в себя три отдела: отдел естественной истории (the Depart-ment of Natural and Artificial Productions), отдел рукописей (the De-partment of Manuscripts) и отдел печатных книг (the Department of Print-ed Books). Из отдела естественной истории в свое время возникливсе отделы древностей Британского музея и Музея естественнойистории, который был размещен в Южном Кенсингтоне в начале80-х гг. XIX в. Однако отделы рукописей и печатных книг былинаиболее важными частями Британского музея XVIII в., и они вырослив конечном счете в самую большую библиотеку Великобритании.Библиотека оставалась подразделением Британского музея до 1973 г.Хотя структуры библиотеки и музея на протяжении почти двух с по-ловиной веков менялись, система управления музеем и библиотекойза это время не претерпела существенных изменений. С момента егооснования Британским музеем руководил Совет попечителей, в кото-рый входили представители важнейших государственных учреждений,научных обществ, благотворители, выдающиеся ученые и обществен-ные деятели, а также члены королевской фамилии, семейств Слоунов,Коттонов и Харлеев. Главные должности в Совете попечителей зани-мали архиепископ Кентерберийский, лорд-канцлер и спикер палатыобщин. Для непосредственного руководства музеем из числа членовСовета попечителей избирался постоянный комитет, который и решалтекущие вопросы финансирования, комплектования фондов, техни-ческого обслуживания и т.д. Общее руководство осуществлял директор,назначаемый королем из числа сотрудников музея. Средства, необхо-димые на содержание музея, предоставлялись государством. ЕжегодноСовет попечителей официально обращался в парламент за государ-ственной дотацией, предоставляя в Министерство финансов сметурасходов на текущий год. Сейчас Британскую библиотеку возглавляетСовет, в который входят сотрудники библиотеки (исполнительныйдиректор и руководители отделов), представители государства, науч-ных и общественных организаций.В основу коллекций рукописей и печатных книг легли библиотекисэра Ханса Слоуна (Sir Hans Sloane), Роберта и Эдуарда Харлеев –лордов Оксфорд (Robert and Edward Harley Earls of Oxford) и сэраРоберта Коттона (Sir Robert Cotton). Они включали книги по естествознанию, средневековые книги и рукописи, документы по историиАнглии. В 1757 г. Георг II передал музею так называемую Старуюкоролевскую библиотеку (Old Royal Library), которую начал собиратьв свое время еще Генрих VII. Королевская библиотека была однойиз старейших английских библиотек, и, кроме того, в ней хранилиськоллекции книг и рукописей, принадлежавшие английским монас-тырям до их закрытия в XVI в. Вместе со Старой королевской биб-лиотекой Британскому музею перешло принадлежавшее ей правополучать обязательный экземпляр всех книг, издававшихся в Вели-кобритании. В 1799 г. доктор C. М. Крэчероуд (С. М. Cracherode) за-вещал музею четыре с половиной тысячи книг по античной историии литературе. Тем не менее в XVIII в. Британский музей был довольноскромным учреждением, он начал активно развиваться только после1800 г. В 1823 г. Георг IV подарил Британскому музею библиотекусвоего отца Георга III (по размеру она равнялась половине фондапечатных книг тогдашней библиотеки Британского музея). В 1827 г.была приобретена библиотека сэра Джозефа Бэнкса (Sir Joseph Banks),в основном включавшая в себя книги по естествознанию. В 1830 г.лорд Бриджуотер (Earl of Bridgewater) завещал музею свою коллек-цию рукописей (the Egerton Manuscripts) и капитал для пополненияколлекции. Все эти собрания принято называть «первоначальнымиколлекциями» (foundation collections). Таким образом, на раннем этапесвоего существования библиотека Британского музея формироваласьв основном за счет частных коллекций.Коллекции книг и рукописей начали быстро увеличиваться с 1837 г.,когда хранителем рукописей стал сэр Фредерик Мэдден (Sir FredericMadden), а хранителем печатных книг – Антонио Паницци (AntonioPanizzi). Ф. Мэдден улучшил систему каталогизации и хранения ру-кописей и активно расширял фонды библиотеки. Сэр Антонио Па-ницци в 1856–1862 гг. занимал пост директора библиотеки и заслу-женно считается самым выдающимся из директоров за всю историюсуществования Британской библиотеки и одним из талантливейшихбиблиотекарей Англии. Он организовал перемещение большей частипечатных книг из Монтегю-хауса (Montagu House), в котором музейразмещался с 1753 г., в новое здание, которое было построено в садумузея в 20–40-е гг. XIX в. Другими крупными его достижениями былисоздание единого и обязательного для всей библиотеки свода каталогизационных правил («XCI правило»), которыми библиотекапользовалась до середины ХХ в., получение больших государствен-ных субсидий на пополнение фондов, проведение в жизнь новогозакона о получении для музея обязательного экземпляра каждойработы, изданной в Соединенном Королевстве и колониях (1842), ко-торый конкретизировал и уточнял старые законы, и получение в рас-поряжение библиотеки здания Большого круглого читального зала,окруженного железными стеллажами для книг, который был пост-роен в 1853–1857 гг. А. Паницци ввел в библиотеке читательскиебилеты и современную систему обслуживания читателей.В 1881–1905 гг. на основе правил А. Паницци был издан первыйполный каталог печатных книг, который лег в основу всех каталоговбиблиотеки ХХ в. После 1880 г. стал создаваться предметный каталог.В 1867 г. в число сотрудников отдела рукописей вошел дополнитель-ный хранитель, который отвечал за восточные рукописи, в 1892 г.к восточным рукописям были присоединены восточные печатные книгии сформирован новый отдел.В 1903 г. из-за переполнения библиотеки газеты были перемещеныв здание на улице Колиндэйл, в восьми милях к северо-западу от Бри-танского музея. В определенной мере проблема площадей была ре-шена строительством так называемого Белого крыла в 80-х гг. XIX в.,здания короля Эдуарда в 1906–1914 гг. и постройкой новых зданийпод офис и книгохранилище отдела печатных книг в 1930-х гг.В годы Второй мировой войны в результате бомбежек в зданииБританского музея было уничтожено приблизительно двести двадцатьпять тысяч томов, тридцать тысяч подшивок газет были сожженыили повреждены в Колиндэйле. Значительное количество ценных книги рукописей были эвакуированы из Лондона.Сожженные книжные стеллажи в здании Британского музея быливосстановлены к 1954 г., но потребность в новом здании для библио-теки вновь стала острой в 1960-х гг., когда возникла необходимостьпереместить фонды в какое-либо другое место в Лондоне. Планы стро-ительства на участке к югу от Британского музея были заблокированыправительством из-за требований сохранить парк, и в конечном счетев 1983 г. строительство началось на улице Юстон-Роуд, в километреот Британского музея, на участке, примыкающем к железнодорожнойстанции Сент-Панкрас |