История библиотечного дела 1 курс. История библиотечного дела за рубежом (1). История библиотечного дела за рубежом
Скачать 121.37 Kb.
|
Пергамская библиотека - её главный конкурент в античности Пергамская библиотека была создана царем Эвменом II во II в. до н.э. Здание находилось на центральной площади города. Книги размещались в четырех больших залах. В центре главного зала на мраморном пьедестале стояла статуя Афины в полтора человеческих роста. Ниши для свитков в книгохранилище были выложены кедром, поскольку считалось, что он защищает рукописи от насекомых. В штате числились переписчики, переводчики, существовал каталог. Пергамская библиотека уступала Александрийской библиотеке лишь по величине фонда, составлявшего 200 тыс. списков. Его самую большую часть составляли медицинские трактаты – Пергам считался центром медицины. Однажды Пергамская библиотека купила труды Аристотеля, дав за них ровно столько золота, сколько весили рукописи. Боясь соперничества, египетские правители запретили вывозить папирус в Пергам. Тогда пергамцы изобрели свой материал для письма. Это был пергамен – особым образом отбитая, вытертая и заглаженная кожа козлят и ягнят. Из пергамена не склеивали свитки, а складывали тетрадки и сшивали их в книги. Он был гораздо дороже папируса, зато прочней; кроме того, пергамен можно было изготовлять везде, а папирус - только в Египте. Поэтому в средние века, когда вывоз из Египта прекратился, вся Европа перешла на пергамен. Но в древности папирус господствовал, и Пергамская библиотека так и не смогла догнать Александрийскую. История Пергамской библиотеки завершилась в 43 г. до н.э., когда Пергам уже был провинцией Рима. Марк Антоний подарил большую часть библиотеки египетской царице Клеопатре, и свитки попали в Александрийскую библиотеку. Сегодня Пергам (Перегамон)находится на территории Турции и развалины библиотеки входят в число туристических объектов. В I в. до н.э. войска Римской империи захватывают Грецию и ряд эллинистических государств. В военных походах книги брались в качестве трофеев. В Риме открываются десятки мастерских по переписке книг; в книжных лавках можно купить произведения авторов из всех стран античного мира. Появляются первые богатые частные библиотеки. Захвативший Александрию Юлий Цезарь решил вывезти знаменитую Александрийскую библиотеку в Рим, где на ее основе собирался открыть публичную библиотеку. Однако в 44 г. до н.э. Цезарь был убит, а книги, приготовленные к отправке в Рим, сгорели. План Цезаря претворил в жизнь в 39 г. до н.э. оратор, политик, историк и писатель, друг Горация и Вергилия Азиний Поллион. Он открыл публичную библиотеку в Риме, на Авентинском холме, в храме Свободы. Это была первая в мире публичная библиотека. Римляне встретили новшество с восторгом, поэты слагали гимны в честь библиотеки и ее основателя, «сделавшего произведения человеческого ума общественным достоянием». В следующие годы библиотеки в Риме были основаны Августом, Траяном, другими императорами. К IV в. н.э. в Риме было не менее 30 публичных библиотек. Они располагались в крытых галереях больших мраморных построек, во дворцах, в храмах или вблизи храмов, а также при термах – общественных банях. Развивается библиотечная архитектура и учение об организации работы библиотек. В соответствии с идеями знаменитого архитектора Витрувия их окна выходили на восток, чтобы утром в залах было много света – римляне предпочитали для занятий утренние часы. Кроме того, так лучше удавалось защитить папирусные свитки от сырости, проникавшей в окна при частых южных и западных ветрах. Залы – прямоугольные или полукруглые – были украшены статуями богов, бюстами и портретами великих людей. Но все украшения размещались в глубоких нишах, пол клался из темного мрамора, потолки без позолоты – чтобы ничто не раздражало глаз читателя. Шкафы стояли вдоль стен или в середине зала. Полки в шкафах делились вертикальными перегородками на гнезда для рукописей, которые хранились горизонтально в систематическом порядке. Читатели древнеримских библиотек – поэты, ученые, чиновники, знатные и богатые граждане – могли брать рукописи на дом. Библиотеки располагали каталогами. Составлялись пособия по комплектованию: «О приобретении и отборе книг», «Какие книги достойны приобретения». В Риме были и специальные библиотеки, содержащие рукописи по одной отрасли знания (например, грамматические трактаты). Библиотека Цельса в Эфесе (ныне Турция). Построена во II в. н.э., во времена римского императора Адриана. До настоящего времени дошел фасад Библиотеки, украшенный колоннами и статуями в нишах. Остальная часть двухэтажного здания погибла во время нападения готов. В IV в. Римская империя распадается и в течение почти тысячи лет процветает ее восточная часть – Византия. Именно здесь продолжают сохраняться эллинистические библиотечные традиции. В 330 г. в столице Византии – Константинополе – создается уникальная библиотека императора Константина. В ее штате – переписчики греческих и латинских книг, которые не только копировали, но и восстанавливали испорченные тексты. К 475 г. здесь было уже 120 тыс. текстов (в основном это пергамены), среди них списки поэм Гомера, написанные на змеиной коже золотыми буквами. В Константинополе находилась также библиотека Константинопольского патриарха, где были представлены не только канонические религиозные тексты, но и сочинения еретиков, которые хранились в особых ящиках. Отрарская библиотека в Отраре Мусульманам достались накопленные к тому времени богатейшие фонды библиотек Древнего мира: Александрии (Египет), Персии, Византии,а позднее – и фонды библиотек Среднего, Ближнего и Дальнего Востока,Юго-Восточной Азии. Но вскоре после укрепления власти халиф Абу Джафар аль-Мансур (По-бедоносный) (754–775) основал и собственную библиотеку в Суде. Его внук халиф Гарун ар-Рашид (Праведный) (786–809), автор сказок «Тысяча и одна ночь», преобразовал эту библиотеку в Академию наук и начал развивать арабскую науку. Слово "тенгри" ( верховное божество неба) написано тюркскими рунами Руководитель библиотеки имел ранг чуть ниже визиря (министра). Тайна производства бумаги была раскрыта наместником багдадского халифа в Самарканде, когда в одном из боёв он захватил в плен двух китайцев-бумагоделов (751 г.). Книги стали издавать с начала VIII в. (Плата за перевод с греческого на арабский, установленная халифом династии Аб-басидов аль-Мамуном, равнялась весу переводимой книги.) В 1258 г. Багдад захватили монголы; все книги – из 36 библиотек и отобранные у 100 книготорговцев – они сбросили в Тигр. Образовался мост из книг, а река почернела от чернил. Потребовалось очень много времени,чтобы восстановить библиотечные фонды.В 1392 г. войска Тамерлана подвергли богатейшие арабские библиотеки новому опустошению. (К слову, его войска разгромили торговые города Крыма и нанесли большой урон Русскому государству, дойдя с юго-восточной стороны до Рязанского княжества.) Правда, Тамерлан, питавший страсть к наукам, предпочитал забирать книги себе. Для кладоискательства земля Южного Казахстана - почти Эльдорадо. Шутка ли, на территориях нынешней ЮКО активная жизнедеятельность началась уже две-три тысячи лет до нашей эры. Одна из самых муссируемых легенд о кладах ЮКО - сокровища Чингисхана. Как и многие другие легенды о средневековых библиотеках, сказания о книгохранилище в Отраре вдохновляют энтузиастов на его поиски. Смерть Тамерлана, клад Чингисхана и подземная библиотека. Быль и легенды древнего Отрара. Еще одна таинственная история - отрарская библиотека. По уверению приверженцев этой идеи, некогда собранное в древнем Отраре книгохранилище содержало тысячи томов начиная от клинописных табличек и папирусных свитков до средневековых книг европейского, арабского и китайского мира. Естественно, следы библиотеки теряются во время нашествия монголов. Первые казахстанские города возникали преимущественно там, где пролегал Великий Шелковый путь. Сначала строились караван-сараи - места отдыха для путников. И если их становилось много, то вокруг этих караван-сараев возникали города. Развивались торговля, ремесла, начинал функционировать восточный базар - сердце любого средневекового города. В числе популярных товаров того времени были шелк, нефрит, лазурит, пряности и многие другие. В числе специфичных и дорогих заказов были книги. Они имели огромную ценность, так как писались исключительно вручную. Люди, испытывавшие жажду познаний, заказывали купцам книги со всего мира и были готовы ждать свой дорогой заказ годами. Отра́р, (каз. Отырар) Тарбанд, Турарбанд, Турар, Фараб — до монгольского нашествия, один из крупнейших городов Средней Азии, ныне городище в Отрарском районе Туркестанской области. Расположено в низовьях реки Арысь при впадении её в Сырдарью, в 10 км западнее железнодорожной станции Тимур. В двухсоттысячном Отраре, выросшем на том месте, где река Арысь сливалась с Сырдарьей, обосновались ученые, мудрецы, искусные музыканты, предсказатели, ювелиры. В городе было большое медресе, базар, мастерская-кузница, гурт-хана (место, где распивали вина), баня, мечети, лавки, магазины. Отрар был стёрт с лица земли во время завоевательных походов Чингисхана, а дальнейшая судьба его книжных богатств не задокументирована. В начале XIII века город Отрар вошел в состав государства Хорезм. Средневековые историки писали, что после убийства послов по степи разлетелись искры мести, которые утопили в крови мусульманский мир. Масштабы описания отрарской трагедии потрясают. Удивительно лишь то, что в ходе раскопок на городище специалисты не нашли никаких следов пожара и разрушений. Ни одних следов! Более того, после монгольского нашествия он быстро восстановился и в XV веке был отстроен заново. Город пережил монгольское нашествие и даже стал одним из крупнейших городов Казахского ханства. Спустя века Отрар настигла новая беда - пережив монгольское нашествие, город не сумел пережить джунгарское.В 80-х годах XVII века прекратил свое существование после осады, погрома и разрушения войсками джунгарского хана Галдана и славный Отрар. В современном Казахстане название «Отрар» является популярным: его носят кафе, гостиницы, фирменный поезд, телеканалы и т. д. В средствах массовой информации сообщается о поисках бесценной Отрарской библиотеки, которая якобы могла уцелеть после разрушения Отрара монголами. …Из далеких держав шли сюда мудрецы. Что бы светом познанья, насладиться душой, И к высоким трудам прикоснуться рукой. Книги разных времен и достойных умов, Собирались, хранились не мало веков. Был бы каждый мыслитель несказанно рад, Если смог бы прочесть и понять этот клад…. (Ануар Суртаев) Кстати судьба библиотеки заинтересовала Домбровского Ю.О. Его герой Зыбин в книге «Факультет ненужных вещей» разыскивает Отрарскую библиотеку. Из романа Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей»: «А древний Отрар? Вторая библиотека древнего мира? Ее до сих пор не нашли, но она где-то там, в подземелье. И вот в какой-нибудь нише стоит сундук, и в нем лежит полный Тацит, все сто драм Софокла, десять книг Сафо, все элегии великого Галла, от которого не осталось ни строчки. Вот куда хочу я обязательно добраться с лопатой…» Абилда Жумашев, директор отарского литературного музея и ярый сторонник гипотезы "отрарской библиотеки" неоднократно обращался в национальную академию наук с просьбой выделить средства на поиски легендарного книгохранилища, не уступающего по значимости знаменитой библиотеке Ивана Грозного. Курганы Отрара — хранители величайших творений древней культуры. Но для того чтобы прикоснуться к их тайне, потребовались столетия и еще потребовались последние пятьдесят лет, которые позволили казахскому народу, использовав все достижения современной науки и культуры, уверенно и бережно приподнять полог, скрывающий уникальные ценности национальной культуры прошлого. По преданию, Отрар был одним из немногих городов Среднего Востока, имевшим библиотеку. Легенды рассказывают, что отрарское книгохранилище, основанное Абу-Насыром аль-Фараби, насчитывало не менее 33 тысяч томов, начиная с клинописных табличек и папирусных свитков до средневековых книг европейского, арабского и китайского миров. За столетия отрарская библиотека смогла собрать уникальные экземпляры кипчакских летописей, обтянутых бараньими шкурами, арабские дастаны, индийские своды, украшенные рыбьей чешуей, инжали мусульман, евангелия христиан... научные и художественные книги, стихи и рецепты лекарств, религиозные книги и описания путешествий, совершенных в древности... По значимости отрарская библиотека уступала лишь Александрийской. Легенд о библиотеке сохранилось достаточно много. Согласно одной из них, библиотека спрятана глубоко под землей. Однажды охотник погнался за лисой, которая скрылась в норе. Он было принялся раскапывать нору, и вдруг у него в руках оказался папирусный свиток. А нора оказалась ходом в пещеру, где в отблесках света джигит успел разглядеть большие залежи древних книг. Однако в это время лиса неожиданно выскочила из другой стороны, и охотник вновь устремился за ней. А после уже не смог отыскать того места. Есть и совершенно фантастические легенды. Они связаны с человеком, которого звали Хисамуддин, провидцем, который знал и предвидел, какие события ждут Отрар. Все эти сведения Хисамуддин будто бы черпал в одной из книг отрарской библиотеки, к которой никому из смертных, кроме него, не дозволялось прикасаться. Эта книга состояла всего из нескольких страниц, и на каждой были изложены события целого десятилетия... Отрар жил безбедно до тех пор, пока не закончились страницы волшебной книги, и тогда на цветущий город сразу обрушились бедствия, которых никто не ждал и к которым не успел приготовиться... Согласно тем же легендам, отрарская библиотека была полностью сожжена во время монгольского нашествия. Древние хроники единодушно утверждают, что за столетия в Отрарской библиотеке были собраны тысячи и тысячи книг со всего света — кипчакские летописи, обтянутые бараньими шкурами, арабские дастаны, книги, написанные на белой шагреневой коже, индийские своды, украшенные рыбьей чешуей, инжали мусульман, евангелия христиан... Книги научные и художественные, стихи и рецепты лекарств, книги религиозные и описания путешествий, совершенных в древности... А была ли эта библиотека на самом деле? Этот вопрос уже многие годы волнует археологов и историков. Раскопки Отрара начались в 1969 году. И за почти полвека никаких остатков былой великой библиотеки найдено не было. Ничего - ни фундамента здания, ни клочков папирусов или клинописей, ни подземного тайного хранилища, которое могло бы все сохранить… Более того, нет информации о библиотеке ни в одном письменном источнике, известном науке. Современные ученые-историки склонны полагать, что предания об отрарской библиотеке - лишь миф. Более того, современный миф, который, по их мнению, родился в конце прошлого столетия, чтобы пробудить интерес к Отрару и древней истории. В начале XIII века город Отрар вошел в состав государства Хорезм. Во время монгольского нашествия городом правил Каир-хан, дядя хорезмшаха по материнской линии. По историческим данным, после того, как горожане казнили послов Чингисхана, в 1219 году город был осажден монгольскими войсками. Осада продолжалась полгода, однако, несмотря на начавшийся сильнейший голод, жители не сдавались и сражались поистине героически. Однажды ночью предатель открыл ворота и впустил захватчиков. Путникам, впервые приехавшим сюда, открывается величественная картина - Сырдарья и огромный холм - остатки древнего Отрара. Город насчитывает более 2 тысяч лет, его история овеяна тайнами и легендами. Легендарная отрарская библиотека - тоже миф? Согласно другой легенде, отрарскую библиотеку найдет семилетний мальчик, который пока еще не родился. Заметим сразу, что никакую библиотеку в Отраре аль-Фараби основать не мог уже в силу того, что покинул родные края подростком и никогда туда не возвращался, прожив всю сознательную жизнь в Багдаде, а затем в Дамаске. Но откуда же легенда? На эту тему как-то беседовали с известным южно-казахстанским археологом Александром Грищенко. Он буквально огорошил неожиданным заявлением - Легенда возникла недавно, где-то в семидесятых годах. Помню, к нам обратился тогда некий пенсионер, безаппеляционно заявивший, что знает, где закопана Отрарская библиотека. До этого и слухов о ней не было, и легенд никаких. А тут как снежный ком. Мы пытались его разубедить. Но он отправился к первому секретарю обкома партии. Последовало указание: проверить. Поехали. Была поздняя осень, грязь. Пенсионер указал на клумбу напротив районной прокуратуры. Перекопали все - и, конечно, безрезультатно. Итак, легенда эта недавнего происхождения. Но за полвека существования она буквально расцвела. Хисамуддин из рода Сунак был хранителем библиотеки. О нем тоже ходит много легенд. Одна легенда повествует о чудесных талантах Хисамуддина: он мог читать одновременно сто книг сразу и мог запомнить содержание любой из них так прочно, что рассказывал его наизусть и год спустя, и десять лет... Третья легенда утверждает, что Хисамуддин из рода Сунак умел писать так, что со страниц, которых касалось его перо, сходили настоящие, живые люди... В этих легендах, упорно связывающих имя Хисамуддина с книгами, реальное растворилось в самой необузданной фантастике, и сегодня можно считать доподлинным лишь то, что Хисамуддин — реальное лицо, автор поэмы «Хакая», в которой рассказывается о роде правителей Отрара. Неизвестны дата его рождения и дата смерти, подлинные факты его жизни. И все-таки в числе легенд о Хисамуддине есть одна гораздо менее фантастичная, чем все остальные, несущая в себе сведения, которые могут показаться вполне достоверными. …. Поэт Хисамуддин, рожденный в городе Сыганак, узколицый юноша в пыльном дорожном халате, сидел у края ковра, раскрыв на коленях книгу, оплетенную в тисненый сафьян. Он не поднимал глаз от черных букв и хрипловатым голосом нараспев читал, бережно, за верхние углы перелистывая пергамент. Напротив на троне, похожем на боевое седло, сидел сам повелитель Отрара и всех кипчаков Иланчик Кадырхан…. Негромко звучал голос поэта… ….Хисамуддин кончил читать и выпрямился, перед Иланчиком Кадырханом. - - За прекрасные твои стихи, восславившие доблесть моих предков, — наконец проговорил медленно Иланчик, — дарю тулпара, обгоняющего ветер, охотничьего сокола, видящего волка за три полета стрелы, и пусть еще выше парит твое вдохновение! Хисамуддин молча соединил ладони и склонился перед владыкой. — Мирхаба, хан ханов! Мне не нужен белогрудый сокол, чьи когти рассекают рослый тавожник, мне не нужен и стремительный тулпар, чьи копыта дробят камень. Но в вашем городе есть на весь мир прославленная библиотека Абуна-сира аль-Фараби. Позволь мне, слуге твоему, доступ к этому хранилищу книг. Таково мое единственное желание... — Хисамуддин мой, будет по-твоему! Оставайся в Отраре! Смотри за книгами, к которым мечтал прикоснуться. Закончи свой труд, запишешь повеление мое... Сабля доведет народ до беды... Но что тогда защитит народ от нее?..Они пошли к воротам библиотеки… У главных ворот здания, в котором была расположена библиотека, стоял Анет-баба. Главный летописец ханского двора, стодевятилетний старец, увидев своего повелителя, дрожащими руками едва открыл огромный замок. Зажег светильник, повел Иланчика и Хисамуддина в темноту. Большие комнаты соединялись между собой арками. На самом верху, под потолком, были маленькие окошки, через которые падали тонкие пучки света. Стены были без украшений, выложены из темно-серого кирпича. — Сколько всего книг? — спросил Кадырхан. Анет-баба ответил не сразу. Он поставил светильник в нишу, сунул руку за пазуху и вытащил трубкой свернутую бумагу. Развернул и начал читать тихим, ровным голосом. — «Кипчакская летопись, обернутая в баранью шкуру, — семьдесят пять мотков, древних книг — десять, духовных книг, написанных на сафьяне козлиной шкуры, — одна тысяча тринадцать, рыбьей чешуей украшенные индийские книги, с рецептами великих лекарей и вобравших мудрость звездочетов — три кипа, арабские книги — тридцать, римская летопись — девять... — старик откашлялся, — ученые трактаты на языках фарси-пехлеви, иудейском, китайском, славянском, кипчакском — двенадцать тысяч семьдесят две, двести тюков папирусных свитков, девяносто вавилонских плит, на которых выбиты священные слова...» Долго читал Анет-баба список. Хисамуддин уже зажег новый светильник. Кадырхан задумчиво листал какую-то тяжеленную книгу, его поразили ее краски, ее сложные орнаменты, которые ни разу не повторяли друг друга. Видно, немало потрудился писец, украшая каждый орнамент, будто на ковре. Обложка была из золота. Очень тяжелая книга. Хан пробовал почитать, но не разобрал ничего. Книга была написана на неизвестном ему языке. До слуха все еще доносился надтреснутый голос старика. — Итого, мой повелитель, в библиотеке хранится около тридцати трех тысяч очень ценных книг и рукописей! — заключил Анет-баба, пряча свиток за пазуху. «У хана есть одно тайное подземное помещение под названием «гар». Там содержатся прекрасные пленницы отрарского хана, хранятся редчайшие драгоценности», — рассказывали старики. — Так вот, мой Хисамуддин, все это построено нашими предками во время прежних больших войн. Это их великое творение, наследство потомкам, священная тайна для черного часа всенародных бед и потрясений. Теперь растет опасность... Чингисхан на востоке... Сейчас мы уже за пределами городских стен... Я показал тебе это, чтобы ты знал, что делать с книгами, если придет последний час Отрара... Возле сопки Кокмордан, одного из курганов города, и совсем рядом с передними колесами машины мы увидели в земле трещину, почти скрытую глыбой оплывшей почвы. Под землю уходил узкий лаз, терявшийся в темноте... Быть может, именно здесь начиналась подземная дорога, сооруженная предками Иланчика Кадырхана, — одна из тех, о которых оставили полулегендарные сведения историки древности. Случайно ли близ сопки Кокмордан тридцать лет назад собака одного из пастухов, забредшего сюда невзначай с отарой овец, прыгнув в одну из нор за барсуком, принесла в зубах старинную арабскую книгу в порыхлевшем от времени переплете?.. И случайно ли последняя легенда о поэте Хисамуддине утверждает, что в черные дни жизни города он перенес все отрарские книги в тайное и надежное место, в подземелье, куда не узнал хода никто из врагов?.. Подземелье, ход в которое остался неизвестным и тогда, когда в 1903 году А. Черкасов, известный русский археолог, первый из ученых собравший по крупицам достоверные и легендарные сведения о библиотеке, которую могли скрывать курганы Отрара, начал раскопки на месте погибшего города. Многие тысячи древних книг... Если они действительно уцелели, лежали где-то в земле,— сколько они могли бы рассказать исследователям о прошлом? Ведь среди них должны были оказаться труды древних ученых, чьи имена затерялись в веках. Произведения безвестных писателей и поэтов древности. И не случайно так упорно и настойчиво шел по следам легенды русский археолог. От древности нам досталось ничтожное количество книг. Погибли, сгорели в огне пожаров, были уничтожены религиозными фанатиками книги Александрийской и Карфагенской библиотек. Были уничтожены библиотеки в Хиве, Ташкенте, Самарканде, Бухаре. Здесь, в Отраре, тысячам книг, возможно, повезло больше, чем книгам всех остальных библиотек древности. Современники писали о разгроме крупнейших книгохранилищ прошлого. О гибели Отрарской библиотеки не дошло до нас ни единой строчки... То, что ее книги до сих пор хранятся где-то под курганами, допускают сейчас многие ученые, и среди них крупнейший исследователь творчества Фараби А. Машанов.Черкасов провел на холмах Отрара несколько месяцев. Раскопки не дали никаких результатов. Город был разрушен. Спустя века даже Сырдарья, когда-то протекавшая под самыми стенами укреплений, словно поняв, что ее вода не нужна больше людям, отступила в пустыню. Остались только пески, тишина, курганы... Курганы Отрара. ...До нашего времени надежно укрывшие уникальные для историков ценности и среди них, может быть, спрятанный в черный для города день невиданный клад мировой культуры — тысячи отрарских книг. Итак… легенды( или мифы) гласят, что Отрарская библиотека не погибла, она была надежно спрятана... В катакомбах. В то время, когда основная часть жителей была задействована на защите города, 5-10 доверенных людей, самоотверженных энтузиастов, упаковывали книги и свитки в сундуки, выносили их за пределы Отрара по подземным тоннелям и глубоко под землей в песчаных катакомбах складировали». И не смущает что за многие десятки лет археологических раскопок на городище Отрар никаких катакомб не обнаружено. Да и не могло быть обнаружено, поскольку грунтовые воды подходят здесь к поверхности слишком близко для того чтобы можно было рыть масштабные сухие подземелья для хранения книг.А далее ученые увлеченно рассказывает, что в библиотеке были книги саков и гуннов. А это уже нечто. По мнению историков, у гуннов своей письменности вообще не было. А от саков нам осталась единственная, до сих пор не расшифрованная надпись на серебряном блюде. Множество подобных интервью можно найти, и все они похожи, поскольку у легенды об Отрарской библиотеке один источник. И удалось его найти. В 1971 году в мартовском номере популярного журнала «Вокруг света» вышел большой очерк «Курганы Отрара», подписанный специальными корреспондентами Д.Досжановым и В.Маловым. В те годы на городище Отрар работала вторая по размаху в СССР археологическая экспедиция. Этот очерк и лег в основу и этого поста.… Так и зажил миф об Отрарской библиотеке своей самостоятельной жизнью, породив многочисленных энтузиастов поисков того, чего никогда не было. Вот уж воистину - «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется»… пишет Алексей Гончаров. Но, с другой стороны - судьба Отрара известна нам по двум источникам. «Это книга секретаря султана Джулалазина — Ан-Насави, который пережил катастрофу, связанную с вторжением монголов в державу Хорезмшаха. Вторым рассказчиком был арабский историк Ибн-Аль Насир, живший в Сирии. Его ученую обитель омывали потоки беженцев из Степи, среди которых были и значимые личности». Добавим, что свои версии гибели Отрара также излагали средневековые историки Джувейни и Рашид ад-Дин. В общем..материала практически нет, эпоха молчит, почти ничего достоверного не добралось оттуда до нас. Все гневно противоречило друг другу… Сколько тайн хранится в бескрайней степи, Здесь был город Отрар, а теперь миражи. Только ветер звенит и качая ковыль, Он с холмов обдувает забвения пыль. Ануар Суртаев |