История библиотечного дела 1 курс. История библиотечного дела за рубежом (1). История библиотечного дела за рубежом
Скачать 121.37 Kb.
|
Багдадский халиф Везир ас-Сахид создал свою библиотеку тысячу лет назад. Она насчитывала около 100 тыс. книг. Большую часть жизни этот правитель провёл в военных походах. За ним всегда следовал караван с книгами в алфавитном порядке (своеобразный каталог), которые везли верблюды. Благодаря этому караванщики-библиотекари могли быстро найти нужную книгу. Только произведений по исламу в ней насчитывалось до 400 верблюжьих тюков. Каталог состоял из 10 томов и содержал записи о 117 тыс. книг. В 1258 г. Багдад захватили монголы; все книги – из 36 библиотек и отобранные у 100 книготорговцев – они сбросили в Тигр. Образовался мост из книг, а река почернела от чернил. Потребовалось очень много времени, чтобы восстановить библиотечные фонды. В 1392 г. войска Тамерлана подвергли богатейшие арабские библиотеки новому опустошению. (К слову, его войска разгромили торговые города Крыма и нанесли большой урон Русскому государству, дойдя с юговосточной стороны до Рязанского княжества.) Правда, Тамерлан, питавший страсть к наукам, предпочитал забирать книги себе. Он завоевал всю исламскую Азию и Индию. К XVI в. Население большей части этих территорий приняло ислам. Потомки Тамерлана – это целая литературная династия. Библиотеки Великих Моголов до сих пор составляют исключительную национальную гордость Индии. Тамерлан уделял очень большое внимание развитию исламской культуры и благоустройству священных для мусульман мест. Широкое распространение при нём получило прикладное искусство, в котором художники могли проявить мастерство владения своими навыками. Особое развитие получило искусство миниатюр, которыми украшали такие книги писателей и поэтов Мавераннахра, как «Шахнаме» Абулкасима Фирдоуси и «Антология иранских поэтов». При Саманидах и потомках Тамерлана Бухарское ханство, Хива и Хорасан более всего славились своими библиотеками. Лучшие из них находились в Самарканде, Ургендже, Герате. Во время крестовых походов, т.е. вплоть до XV в., арабские библиотеки подвергались грабежам. В XV–XVIII вв. богатейшими фондами владела Османская империя, включавшая Анатолию, Ближний Восток, Северную Африку, Балканы и всю Южную Европу. Монголы, разгромившие Османскую империю, завоевавшие Азербайджан, большую часть Руси, Крым, в начале XIV в. приняли ислам. Халиф Испании Аль-Хакам II (961–971) имел, как свидетельствуют исторические источники, «страсть к книгам сильнее, чем страсть к трону». В то время как, например, один из центров западноевропейской цивилизации – Лондон был утопавшей в нечистотах крошечной деревней, в испаномусульманской Кордове было полмиллиона жителей, 113 тыс. домов, 700 мечетей, 300 общественных бань. Вымощенные улицы по ночам освещались. В домах были прохладные балконы для жаркого лета и трубы с горячим воздухом для зимы. Дворы украшались садами с искусственными фонтанами. Бумага, остававшаяся загадкой для европейцев, использовалась повсюду. В городе работали книжные магазины и более 17 библиотек. С VIII по XV в. только в Андалузии насчитывалось около 2 млн книг. Особенно славились ими Кордова, Севилья, Малага, Толедо, Гвадалахар, Гранада. В конце первого тысячелетия интеллектуальным центром для всей Европы была Кордова, в её главной библиотеке насчитывалось около 600 тыс. рукописей. Ученики из Франции и Англии приезжали сюда, чтобы набраться знаний у мусульманских, христианских, иудейских учёных, изучить философию, науку, медицину. Так, в 960-е гг. французский монах Герберт прибыл в Кордову, предварительно освоив арабский язык и иврит. В течение пяти лет он изучал в библиотеке астрономию, математику, философию, музыку. Вернувшись в Реймс с богатым фондом латинских, еврейских, греческих и арабских рукописей, Герберт основал первое в Европе гуманитарное училище; он познакомил Европу с арабской десятичной системой исчисления, строил астролябии, оргáны, подчас меняя их на новые книги. В 999 г. его избрали папой Римским с новообретённым именем Сильвестр II. Из его рук правители Норвегии и Венгрии, предварительно окрещённые, впервые получили королевскую корону. Интеллектуальному и научному возрождению Европы способствовало завоевание христианами в 1105 г. Толедо, располагающегося в центральной части Испании. В огромных библиотеках города вместе с книгами мусульманских философов и работами по математике хранились и утерянные для Европы труды греков и римлян. Фонды этих библиотек, изобиловавшие мусульманскими и античными произведениями, поразили воображение христианской Европы. Прознав об интеллектуальных трофеях Толедо, учёные Северной Европы съехались туда и с помощью иудеев перевели на латынь основные книги греческой философии и науки, а также значительное количество трудов мусульманских учёных. Специалистов Северной Европы настолько поразил уровень развития общества в Испании, что это оставило отпечаток зависти к мусульманской культуре, сохранившийся в западных умах на века. Это и естественно: в Толедо были обнаружены книги по медицине, аст рологии, астрономии, фармакологии, психологии, физиологии, зоологии, биологии, ботанике, минералогии, оптике, химии, физике, математике, алгебре, геометрии, тригонометрии, музыке, метеорологии, географии, механике, гидростатике, навигации, истории. В XII в. христианские королевства Северной Испании объединились, чтобы изгнать мусульман из Европы. В 1013 г. большая библиотека Кордовы была уничтожена. Правда, новые правители позволили перераспределить книги и разослали учёных по главным городам небольших эмиратов. Духовное наследие некогда великой Аль-Андалус было поделено между несколькими городами. Сходную картину расцвета библиотек можно было наблюдать в Египте. В 1050 г. фонд библиотеки аль-Хазар в Каире насчитывал более 120 тыс. книг, зарегистрированных в каталоге из 60 томов, общим объёмом в 3 500 страниц. Библиотека Сайфия при соборной городской мечети Омайяд (Алеппо, Сирия), вероятно, является самой древней и большой библиотекой при мечети. Её фонд насчитывал более 10 тыс. экземпляров, которые, по имеющимся сведениям, были переданы ей самым известным правителем города – принцем Сайф ад-Давла (визирь с 1289 по 1291 г.). Сайфия была самой древней и большой, но библиотека в учебном заведении при мечети Зайтуна (Тунис), вероятно, самой богатой: в ней хранились десятки тысяч книг. Также считается, что правители династии Хафсидов соревновались друг с другом: кто лучше содержит библиотеку и больше её расширил. В какой-то момент её фонд увеличился до 100 тыс. томов. Огромными были не только государственные библиотеки, но и частные. Известна история о том, как мусульманский врач отказался от приглашения султана Бухары, поскольку ему понадобилось бы четыреста верблюдов для того, чтобы перевезти свою библиотеку, без которой он не соглашался куда-либо ехать. Таинственному исчезновению книг всегда сопутствовали легенды об их гибели, но эти легенды никогда не подтверждались. Так, после трёх пожаров в знаменитой Александрийской библиотеке основная часть её книжного фонда всё-таки уцелела и стала наиболее ценным военным трофеем халифа Омара (585–644), а её бесценные книжные фонды – украшением и гордостью наиболее известных библиотек арабского Востока. При этом захват Александрийской библиотеки послужил причиной длительного периода эпохи арабского Ренессанса (Возрождения). После покорения Константинополя и захвата турецкими войсками бесчисленных и бесценных древних рукописей Византии наступила эпоха турецкого Ренессанса. Султан Магомет Второй (1451–1481) в полной мере оценил доставшиеся ему знания древних цивилизаций, позаимствовав у христиан на правах победителя даже византийскую символику – звезду и полумесяц – для мусульманской религии. Главная причина уничтожения исторических книг – стремление представителей религиозных вероучений монополизировать права на знания, которые могли бы пролить свет на естественно-научные причины глобальных космических катаклизмов – основу всех религиозных культов. C глубокой древности хранителями библиотеки, т.е. защитниками знаний, могли стать только самые просвещённые люди своей эпохи. Например, должность библиотекаря династии Альмохадов, правителей Северной Африки XII и XIII в., была одной из самых привилегированных. Величественными были здания библиотек. Сохранились описания комплексов строений в Ширазе (Иран, Х в.), составленные средневековым историком Аль-Мукаддаси: здания были окружены садами с озёрами и каналами, увенчаны куполами и состояли из верхнего и нижнего этажей и 360 комнат. В каждом отделении на полках располагались каталоги; полы были устланы коврами. Такая форма обслуживания, как абонемент возникла ещё в средневековых исламских библиотеках: уже тысячу лет назад книги можно было брать домой. Пользователи должны были относиться к ним очень бережно. Запрещалось писать на них, исправлять ошибки (о них следовало сообщать библиотекарям); необходимо было возвращать книги в установленный срок. Одной из самых известных исламских библиотек своего времени была библиотека великого учёного арабского Востока – Улугбека (1394–1449), любимого внука Тамерлана. Фонд библиотеки достался ему от отца - Шахруха, младшего сына Тамерлана. Её основу составила захваченная в 1402 г. войсками Тамерлана знаменитая Пергамская библиотека, фонды которой мало в чём уступали Александрийской библиотеке. Улугбек оставил потомкам свои знаменитые «Звёздные таблицы Улугбека» – «Зидж Улугбека (Гурагони)», в которых с поразительной точностью зафиксировал положение 1018 звёзд. Таблицами до сих пор пользуются астрономы. Улугбек определил длину земного года, провёл очень успешную денежную реформу, был меценатом. Он также увлекался поэзией и историей, написал «Историю четырёх улусов». Время его правления – это расцвет науки и литературы в Самарканде и Бухаре. За уникальные книги он, не торгуясь, давал любые деньги. Время существования Арабского халифата считается «золотым веком» арабской культуры. Вобрав в себя всё лучшее из сасанидской и старопе сидской культуры (которая, в свою очередь, обогатилась достижениями Индии, Ассирии, Вавилона) и, опосредованно, из греческой и византийской, а также отчасти из римской и римско-испанской, арабский язык стал связующим звеном между культурами народов разных континентов, полностью сохранив при этом самобытность. Можно привести много других исторических свидетельств об исламских библиотеках Средневековья. Они создавались практически при каждой мечети, медресе, существовало немало публичных и персональных (фамильных, семейных) библиотек. К сожалению, факты пока не сведены в стройную историю. Больших высот и изящной утончённости достигли арабская поэзия, каллиграфия. Возникла научная историография; на арабский язык переведены важнейшие греческие произведения – медицинские, математические, философские. Под влиянием греко-персидской философии комментаторская работа по истолкованию Корана перерастает в научную арабскую филологию, создаётся арабская грамматика, собираются произведения доисламской и омейядской народной словесности. Этот период также характеризуется наибольшим развитием религиозной мысли. Однако к концу IX в. халифы постепенно теряют политическую власть, компенсируя это усилением правоверия, преследованием ересей, свободомыслия и иноверства (христиан, иудеев и др.), религиозными гонениями на философию, естественные и даже на точные науки. Слабостью распавшейся сельджукской династии в конечном счёте воспользовался Чингисхан, на первый план на Ближнем Востоке выдвинулись османские султаны, вынудившие арабских халифов торжественно отречься от своих прав и титула в пользу султанов. Все эти исторические метаморфозы естественным образом сказались на состоянии исламских библиотек. Последующий период их развития нуждается в отдельном исследовании и освещении. Библиотеки средневекового Китая http://www.library.ru/3/event/history/medieval.php Император и государство в Китае воспринимались как единый символ космического порядка, и китайские дворцовые библиотеки были государственными. Императоры читали здесь сами и держали специальных чтецов. Цинь Ши-хуан-ди (III в. до н.э.) запретил иметь библиотеки кому-либо еще и издал указ о сожжении всей неугодной литературы. Средневековый Китай, как и античную Грецию, можно считать родиной библиотеки. Уже в III в. для письма в Китае начинают широко применять бумагу (более ранние документы написаны на бамбуке и шелке). В IV–VI вв. возникают библиотеки буддийских и даосских монастырей, имевшие значительные собрания как религиозной, так и светской литературы. Некоторые части этих собраний сохранились и поныне. Первая печатная (созданная методом ксилографии) книга – буддийский канон «Алмазная сутра» – появилась в Китае в 868 г. Монастырские библиотеки стали появляться в Западной Европе в V–VI вв. Это были весьма скромные по величине собрания – книги нередко умещались в одном сундуке или шкафу. В бенедиктинских монастырях, согласно уставу, монахи обязаны были заниматься как физическим трудом, так и чтением, и переписыванием книг. В VIII в. арабы научились изготавливать бумагу. Это сыграло важную роль в распространении книг во всех странах арабского Востока. Если библиотеки средневековой Европы были совсем небольшими, то в странах Азии, Африки и завоеванной Испании создавались крупные книгохранилища – сотни тысяч и даже миллионы томов. По одной из легенд, монголы, завоевавшие Багдад, бросили все библиотечные книги в реку Тигр. Образовался мост, по которому могли свободно идти люди, а вода в реке почернела от чернил. В исламском мире сложилась особая форма конструкции помещений библиотек. Обычно они располагались в отдельных зданиях. В центре – большой красиво украшенный зал с высоким потолком, часто с куполом. Стены были побелены, иногда украшены цветным мрамором. На дверях висели роскошные занавесы, а пол покрывался коврами, на которых и располагались читатели. Книги хранились в деревянных шкафах, наиболее ценные (прежде всего ценные экземпляры Корана) – в специальных витринах. Особое значение придавалось сохранности – от хищений, от пыли, от насекомых. За это отвечал хранитель библиотеки – сахиб. Он же следил за тем, чтобы всем читателям предоставлялись (бесплатно) бумага, чернила, перья. Ведь посетители приходили сюда в основном не читать, а именно переписывать. Правители восточных государств VIII–ХI вв. имели богатые и строго организованные библиотеки. В Багдаде, Каире и других городах в библиотеках были специальные залы для дискуссий «мудрых». Описывая библиотеку багдадского султана – «дом мудрости» –, современник говорит, что она помещалась в специальном здании, состоящем из вестибюля и длинного сводчатого зала, от которого отходили многочисленные боковые помещения. Вдоль всех стен как зала, так и этих помещений, стояли шкафы с дверцами, опускавшимися сверху вниз. Каждая отрасль (а султан собирал книги по всем отраслям знания) имела свой шкаф и каталог, в который были занесены названия книг. Библиотека стала крупнейшим исследовательским центром мусульманского мира. Переводились труды Аристотеля, Гиппократа, Эвклида. В Х в. одним из крупнейших центров арабского мира стала Кордова. Библиотека кордовского халифа аль-Хакама II составляла около 400 тыс. томов, среди которых встречались редчайшие манускрипты. В городе возникло много и частных библиотек, владелицами некоторых были богатые женщины. Сохранилось имя одной из них – Аикса; она даже отказалась от семейной жизни и полностью посвятила себя собиранию библиотеки. Вообще, приобретение книг в Кордове, как и вообще в Халифате, считалось модным, а наличие частной библиотеки было знаком высокого социального статуса. В ХVIII в. прошел слух, что в Абиссинии сохранилась в целости библиотека царицы Савской, Кто и когда пустил эту библиографическую утку, неизвестно… Серьезные научные книги утверждали, что папа Григорий VIII (1572-1585) послал двух своих ученых людей в Абиссинию, где они проделали большую исследовательскую работу, результаты которой были записаны. Согласно этим исследованиям, чудесная библиотека библейской царицы действительно существует. Хранится она в монастыре на горе Амара. Основателем ее был царь Соломон, который в каждый из своих визитов к царице Савской одаривал ее ценнейшими рукописными произведениями. Здесь есть и книги Сивилл, и книга Ноя о математике, и записи философских бесед Авраама, и книги самой царицы Савской. А всего, говорит неизвестный мистификатор, в этой библиотеке десять миллионов сто тысяч книг, которые записаны на белом пергаменте и заключены в шелковые футляры… Но впоследствии обнаружилось, что все это лишь легенды. Во всей Абиссинии только у ее правителя – негуса – оказалась небольшая домашняя библиотечка, на полках которой стояли не сочинения древних пророков, а современные французские бульварные романчики. В VII–X вв. в Китае возникает особое научное учреждение – «книжный двор». Здесь работали выдающиеся ученые, которые занимались также и обучением. Велась также подготовка к государственным экзаменам, необходимым для поступления на государственную службу. А основой системы исследования, воспитания, образования, самообразования была именно библиотека. В одном из сочинений китайских средневековых историков имеется запись о том, что император сказал первому министру: «Недавно слышал, что библиотеки не в порядке. Из книг, которые выданы, часто случаются пропажи… Императорским чиновникам выдано на руки четыреста шестьдесят томов. Высочайше повелеваю, чтобы был установлен контроль за возвратом всех выданных книг, кроме тех, что были выданы для переписывания». Одной из крупнейших в Юго-Восточной Азии была священная библиотека Питака-тайк в государстве Паган; ныне это территория Мьянмы – бывшей Бирмы. (В этих местах для письма использовались пальмовые листья, а переплетами служили дощечки из редких пород дерева). Библиотека располагалась в многоярусном здании, сохранившемся до наших дней. В странах Юго-Восточной Азии библиотеки появились и начали развиваться вне какого-либо влияния культур, в том числе без взаимодействия культурой эллинистического мира. В этом регионе библиотека как общественный институт формируется и развивается, прежде всего в Китае. Именно Китай, также как и Грецию, нужно рассматривать как родину современной библиотеки. К I в. в Китай проникает буддизм, и в 504 г. он становится государственной религией. Возникшие в IV-VI вв. библиотеки буддийских и даосских монастырей имели значительные собрания как религиозной, так и светской литературы. До настоящего времени сохранились значительные части книжного собрания библиотеки буддийского монастыря в Дуньхуане, существовавшей в IV — вначале XI вв. Появление печати (ксилографическим способом) способствовало распространению книг за пределами Китая. При этом книгопечатание не повлияло на характер доступности библиотечных фондов. Библиотеки в то время ориентированы на выполнение первой основной функции библиотеки — фондообразования, книги собирают и искусно хранят, вынося в определенное время на просушку. Их берегут для последующих поколений. Начиная с VII века, оживились связи Китая с Японией. Фонды японских монастырских библиотек состояли, в основном, из китайских буддийских книг. В XI в. китайская буддийская литература попадает в Паган (совр. Бирма). В целом библиотеки Пагана, как и японские, были похожи на китайские. Богатейшим собранием стала священная библиотека Питака-тайк в городе Пагане. Эта библиотека располагалась в многоярусном здании, сохранившимся до наших дней. Уникальные библиотечные здания сохранились до наших дней и в других странах Индокитая, например в Камбодже. Внешне неизменными остаются в Китае типы библиотек - «мен фу» («союзные палаты» - китайский вариант государственных дворцовых библиотек), «шу юань» («книжные дворы» - китайский аналог библиотеки государственного научного центра, напоминающего греческий мусейон и арабские «дом мудрости» и «дом науки»), частные библиотеки. Библиотеки Китая сориентированы на протяжении многих столетий не на обслуживание, а на фондообразование. Доступ к ним открыт лишь очень узкому кругу избранных, что и позволяет рассматривать эти учреждения как библиотеки, а не архивы. Наиболее важную роль в жизни феодального Китая сыграли государственные дворцовые «союзные палаты». Во главе этих библиотек стояли летописцы. Этот тип библиотеки сохранялся на протяжении многих столетий — вплоть до начала ХХ века, и был «лидирующим» типом библиотеки Китая. Изначально фондами «союзной палаты» могли пользоваться император и его приближенные. Императоры сами читали и держали специальных людей-чтецов. Книгохранилища в Китае располагались в павильонах, каждый из которых имел свое название (с поэтическим оттенком, например: «хижина отшельника», «золотая История библиотек корзина» и т.п.). В них постоянно работали люди, занимавшиеся составлением новых книг и сборников со сведениями о правителях (фактически — летописцы). Среди них был и работавший при дворе У-ди выдающийся историограф, автор первой сводной истории Китая «Ши цзи» («Исторические записки») Сыма Цянь (ок. 145 или 135 г. - 86 г. до н. э.). Постепенно круг лиц, имевших доступ к книгохранилищу, расширялся. В число пользователей фондами «союзной палаты» постепенно вошли члены императорской фамилии, высшие сановники, генералы, министры и другие должностные лица. Временами это осложняло пользование библиотекой самому императору, ведь брать книги на дом запрещалось. Поэтому часть «павильонов» обслуживала императора, а остальными пользовались другие читатели. Еще в VII-Х вв., в эпоху династии Тан (618-907) в Китае возникает особое научное учреждение - «книжный двор». Для работы в них приглашали известных ученых, здесь же велось обучение. Деятельность «книжного двора» строилась на основе библиотеки. Такая библиотека была изначально сориентирована не на хранение, а на обслуживание, причем ученику гарантировалось получение книг. Не менее важную роль играли в Китае частные библиотеки. Среди частных библиотек были очень большие собрания. Так, историк и государственный деятель Сыма Гуан (1017-1086), будучи высланным из столицы, поселился в Лояне, где в парке построил библиотеку «Сад уединенной радости», в ней было 10 тыс. книг, преимущественно по истории. В Китае именно частные библиотеки более других влияли на характер взаимоотношений функций хранения и обслуживания. На протяжении нескольких столетий владельцы частных библиотек занимались лишь коллекционированием книг. При этом продавать или отдавать их на «сторону» запрещалось — подобное деяние рассматривалось как преступление. |