Главная страница
Навигация по странице:

  • Отечественная хеттология

  • Хеттское государство

  • тулии.

  • Вопросы по истории древнего мира Бунин. История Древнего Мира


    Скачать 1.23 Mb.
    НазваниеИстория Древнего Мира
    АнкорВопросы по истории древнего мира Бунин
    Дата12.02.2020
    Размер1.23 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаIstoria_Drevnego_Mira_s_voprosami_po_distsipline_k_ekzamenu.doc
    ТипДокументы
    #108143
    страница17 из 24
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   24

    Хеттология, наука, изучающая историю, культуру и язык народов М. Азии 2-го тыс. до н. э., говоривших на хетто-лувийских языках (см. также ХеттыХеттское царство). Формированию Хеттология как науки предшествовали работы учёных 19 в. (англичанина — А. Сейса, норвежца — А. Кнудсона и др.), указывавших на значение хеттов в древней истории Малой Азии.

    Для последних десятилетий характерен быстрый рост археологических исследований (особенно надо отметить находки клинописного архива в Масате и памятников истории хеттского удельного царства Тархундасса на юге Малой Азии), внимание к роли хурритов в хеттской истории и подъем турецкой хеттологии.

    Отечественная хеттология по сей день не может сравниться с зарубежной наукой, как по объему используемых материалов, так и по охвату исследуемых проблем. Это и понятно, ибо большинство данных нам приходится получать из вторых рук; к тому же, как нам кажется, дает знать традиционное увлечение Египтом и Месопотамией.

    И тем не менее уже в 1923 году проф. И. Н. Бороздин обращает внимание на разработку вопросов социально-правовой истории Хеттского царства. В том же году выходит в свет аналогичная работа А. А. Захарова. Эти первые шаги в области хеттологии были довольно далеки от постановки и разработки строго научных проблем, и значение их ограничивалось главным образом стремлением привлечь внимание научной общественности к исследованию вопросов развития хеттского общества и государства. Однако инициатива И. Н. Бороздина и А. А. Захарова не вызвала бурного и немедленного отклика.

    Лишь в 1928 году публикуется статья Н. М. Никольского «Хеттские законы и их влияние на законодательство Пятикнижия», которая носила характер скорее беглого сравнения отдельных положений двух правовых памятников (хеттского и библейского), чем специального научного исследования.

    Первым опытом научного изучения социально-экономической истории Хатти в советской науке надо считать работу акад. В. В. Струве — «Хеттское общество, как тип военного рабовладельческого общества» (1934 г.).

    Конечно, это был период, когда советской хеттологии, как таковой, фактически все еще не существовало и делать какие-либо научные выводы, было, может быть, несколько преждевременно, однако развитие мировой науки предоставляло возможность для известных научных обобщений, чем и воспользовался акад. В. В. Струве.

    Начало было положено, но дальше дело не продвигалось, несмотря на то, что накануне второй мировой войны в Советский Союз приезжал сам «патриарх» хеттологии — Б. Грозный, выступивший с лекциями и опубликовавший на русском языке вначале свою статью «Хеттские народы и языки», а затем — «Доисторические судьбы Малой Азии».

    Только значительно позже, уже после окончания второй мировой войны в области хеттологии намечается известное оживление. Уже в 1947 году появляется еще одна работа акад. В. В. Струве, а через год акад. Н. М. Никольский дает анализ важного хеттского законодательного памятника — Указа Телепину.

    На этом этапе важнейшее значение имела публикация научно установленного и снабженного филологическими и юридическими комментариями текста ХЗ-ов (название документа). Пожалуй, это была первая серьезная заявка на зрелость советской хеттологии как науки; было положено начало глубокому и всестороннему научному изучению вопросов социально-экономической истории Хеттского царства.


    1. Основные проблемы социально-экономической истории Хатти.


    Интерес к проблемам социально-экономической историиДревнего Ближнего Востока возник сразу же после находок и публикаций табличек хозяйственной и деловой отчетности и правовых памятников древнего Двуречья в конце XIX, а уже с начала XX столетия (особенно после того, как Л. Шейль в 1901—1902 гг. нашел стелу с записью законов Хаммурапи) наука начинает интенсивно заниматься указанными проблемами.

    Одновременно с этим непрекращающиеся раскопки продолжали пополнять число первоисточников и научных данных, на основе которых можно было судить о социальной организации, хозяйственной и деловой активности, государственных и правовых институтах древневосточных народов. С этой точки зрения наибольшее внимание привлекали сборники древневосточных законов, которые были обнаружены и опубликованы с переводами и комментариями.

    Особое значение для ученых, занимающихся социально-экономическими проблемами Хеттского царства имел сборник документов PRU IV, изданный в 1956 году и содержавший сведения не только о тесных связях Угарита с Малой Азией, но и данные по различным вопросам внутреннего положения в Хатти.

    Однако к этому моменту наука уже располагала богатыми фактическими материалами, добытыми непосредственно на территории древнего Хеттского царства. Помимо десятков томов уже упоминавшихся КВо и KUB (клинописные тексты) появились сборники АВоТ, IBoT и др., а также многочисленные публикации текстов в транскрипции с переводами и комментариями.

    Наибольшее значение для исследуемой нами темы имели публикации Хеттских законов, текст которых изучается и уточняется по сей день.

    В 1922 году Б. Грозный перевел ХЗ на французский язык, а вслед за ним в том же году немецкий перевод опубликовали И. Фридрих и Г. Циммерн. Именно эти работы положили начало научному изучению социальной организации, экономической структуры, государственных и правовых институтов хеттского народа.

    В дальнейшем работа над текстом ХЗ не прекращалась. Появляются новые переводы. В Советском Союзе ХЗ-ы неоднократно переводились на русский (И. Н. Бороздиным, В. В. Струве, Н. М. Никольским, И. М. Дунаевской, В. В. Ивановым) язык.

    Не все эти переводы имеют одинаковую научную ценность: одни из них являются неполными, другие содержат переводы лишь отдельных статей, третьи сделаны не с текста оригинала, а с других переводов, четвертые являются фактически свободным изложением текста. Наиболее полным, современным и научно обоснованным переводом по сей день остается перевод И. Фридриха.

    Помимо публикаций ХЗ-ов мы располагаем ныне многочисленными строго научными переводами хеттских хозяйственных, юридических и др. текстов, которые являются прямыми источниками по социально-экономической истории Хатти.

    Кроме того, массу полезных сведений можно почерпнуть в хеттских исторических и, главным образом, религиозных текстах, которые также неоднократно издавались и переиздавались.

    Сравнительно-историческое изучение социально-экономна веского развития, вообще, и юридических документов Древнего Ближнего Востока, в частности, поставило вопрос об определенной классификация этих источников по «правовым областям».

    Нас в данном случае интересует та группа юридических памятников, которую П. Кошакер объединил под названием «клинописного права».

    К этой группе памятников следует отнести, в первую очередь, шумерские, вавилонские, ассирийские, хеттские законы и другие правовые памятники, а также юридические документы из Элама, Аррапхи, Нузи и Угарита. Наиболее близко к этим клинописным законодательным сборникам и актам стоит библейское право, в котором отразились многие стороны добиблейского социально-экономического развития Древнего Востока.

    Указывая на внутреннюю связь ряда ближневосточных правовых систем, мы, разумеется, не говорим об их тождестве. Наоборот, своеобразие цивилизации и известные тенденции развития, характерные для любого народа, довольно ясно выступают в каждом конкретном случае и это справедливо, в первую очередь, в отношении хеттов. 

    Характерные черты социальной организации этого индоевропейского народа во многом отличаются от общественных институтов семитических и азианических народов, живших на Ближнем Востоке в древности. Конечно, дело не только (и не столько) в этнических различиях, а скорее в условиях жизни и деятельности древних народов.

    Не вдаваясь в детальное рассмотрение мнений отдельных ученых, в нескольких словах следует остановиться на важнейших исследованиях, посвященных специально вопросам социально-экономической истории Хеттского царства.

    Со времени публикации первого перевода ХЗ-ов Грозным (1922 г.) проблемы хозяйственного, общественного и государственного развития Хатти находятся в центре внимания науки. Появляется ряд работ, отразивших пробуждающийся научный интерес к указанным проблемам и посвященных, главным образом, вопросам сравнительного изучения хеттских и библейских законов (первое, что привлекло внимание большинства исследователей, было сходство ряда статей ХЗ-ов с «законодательством Моисея»). Только после этого делаются попытки более всестороннего и глубокого анализа самого текста хеттских законов.

    Помимо работ, касавшихся непосредственно сборника ХЗ-ов, в целом ряде трудов изучались другие юридические документы (указы царей, «договоры» с зависимыми странами и областями, разнообразные инструкции и т. д.), рассматривались отдельные вопросы классово-социальной структуры хеттского общества, государственного управления, системы «вассалитета», видов землевладения и землепользования, хозяйственной деятельности, семейно-брачных отношений и т. п.

    Новую страницу в деле изучения социально-экономической истории Хеттского государства открыла книга крупного американского ученого Альбрехта Гётце — Kleinasien (Kulturgeschichte des Alten Orients), которая вышла в Мюнхене в 1933 году и была переиздана (с дополнениями и исправлениями) в 1957 году. В своей работе А. Гётце не ограничивается простым анализом хеттского права или какой-либо одной группы юридических документов, а старается всесторонне обрисовать социальную и государственную структуру хеттского общества, систему управления, положение зависимых стран и провинций, состояние и уровень развития экономики, деловой и хозяйственной деятельности населения и т. д.


    1. Хеттское государство: предпосылка возникновения, структура, организация верховной власти, специфика и историческое значение.


    Хеттское государство сложилось в восточной части Малой Азии, в бассейне реки Галис, в области, которая позднее получила наименование Каппадокии. Природные условия Каппадокии не благоприятствовали развитию земледелия на естественно орошаемых почвах, ибо Галис - сравнительно небольшая река, которая не может идти ни в какое сравнение с Нилом и Евфратом. Правда, хетты научились строить небольшие каналы для орошения садов и виноградников, однако земледелие здесь играло меньшую роль, чем скотоводство. На горных пастбищах хетты пасли обширные табуны коней и овец - еще в III тысячелетии до н. э. эта область давала первосортную шерсть.

    Каппадокия была богата металлами (в первую очередь серебром) и славилась в древности как страна опытных металлургов; горы изобиловали также лесом и камнем.

    Население Каппадокии было разноплеменным: в III тысячелетии до н. э. здесь жили племена хатти, которые дали название стране; язык, на котором говорили эти племена (мы называем его протохеттским), был близок языкам Закавказья; да и в материальной культуре хатти и племен древнего Закавказья мы можем отметить много общего. Позднее - По-видимому, на рубеже III и II тысячелетий до н. э. в Малую Азию вторглись другие племена: неситы и лувийцы, говорившие на языках индоевропейской системы. Однако заняв страну хатти, они тоже стали называть себя хеттами.

    Процесс формирования классового общества и государства у хеттов изучен еще очень слабо. Мы можем предполагать, что развитие крупного табунного скотоводства и бронзовой индустрии создавало у хеттов в начале II тысячелетия до н. э. экономические предпосылки для использования рабского труда.

    В начале II тысячелетия в восточной части Малой Азии сложился ряд племен (или племенных союзов), которые вели между собой войны. Эти племена группировались вокруг хорошо укрепленных центров, крупнейшими среди которых были Куссар, Неса и Хаттус. На первых порах гегемония принадлежала правителям Куссар а, которые подчинили Несу и разрушили Хаттус. Лишь позднее Хаттус стал столицей Хеттского царства.

    Судя по раскопкам, Хаттус представлял собой крепость, окруженную двойной стеной. Стена состояла из земляного вала, каменных плит и кирпича-сырца и была укреплена башнями, расположенными на определенном расстоянии одна от другой. Все это придавало Хаттусу облик военного поселения.

    О древнейшем периоде хеттской истории мы имеем лишь отрывочные сведения. Они свидетельствуют об острой борьбе между рабами и свободными: она достигла наивысшего подъема во второй половине XVII века до н. э. - в восстании рабов царевичей, которые разрушали дома своих господ и проливали их кровь. По-видимому, резкие противоречия возникли и в господствующем классе: они выражались прежде всего в борьбе за престолонаследие, что даже заставило в XVI веке провести реформу, которая имела целью упорядочить наследование престола. Наконец, известно, что хеттские цари конца XVII и начала XVI века совершали захватнические походы: особенно успешными были походы царя Мурсиля I, который захватил крупный город в Северной Сирии Халпу (Алеппо), а затем вторгся в Вавилонию и разграбил ее.

    Гораздо больше сведений сохранилось о Хеттском государстве XV-XIII веков до н. э. Сохранившиеся отрывки из хеттских законов позволяют судить об общественных отношениях этой эпохи, а летописи содержат подробные сведения о дипломатии и войнах хеттских царей.

    Общественный и государственный строй Хеттского государства

    Хеттское государство было рабовладельческим; большое количество рабов принадлежало не только царю и храмам, но и частным лицам; известны владения знати, число рабов в которых было свыше ста. Рабы были по преимуществу ремесленниками и пастухами. За одно и то же преступление свободный карался штрафом, раб - смертной казнью или увечьем: например, за поджог или кражу рабу обрезали нос и уши. Раб считался вещью, и за убийство чужого раба свободный не карался как за преступление: он был только обязан возместить ущерб, причиненный собственнику,- дать ему раба (или нескольких) взамен убитого.

    Кроме рабов, в хеттском обществе существовали и другие категории эксплуатируемых непосредственных производителей. Ближе всего к рабам стояли так называемые хиппары. Это было, По-видимому, население покоренных областей, которое переселялось на новые места и было обязано выполнять повинности в пользу царя; в некоторых случаях хиппары должны были даже нести военную службу. Хиппары объединялись в особые группы, члены которых были связаны между собой круговой порукой. По-видимому, эти группы представляли собой сколок с соседской общины.

    Рабы и хиппары происходили из иноплеменников и, как правило, были пленниками. Однако и свободные хетты в силу определенных условий могли оказаться подневольными людьми: свободный человек в голодный год мог попасть в бессрочную кабалу от того, кто ему давал жить, т. е. предоставлял ссуду, если только он не имел возможности отдать вместо себя другого человека. Свободная беднота могла продавать детей в рабство (любопытно, что хиппарам такая сделка была запрещена).

    Основную массу свободного населения составляли общинники. Соседские общины имели свои неразделенные земли, хотя основная масса земли уже перешла в собственность патриархальных семей и составляла наделы, которые сплошь да рядом разделялись на участки, находившиеся в пользовании малых семей.

    Общинники, обладавшие полным наделом, обязаны были выполнять повинности, так называемые луцци. Эти повинности охватывали широкий круг работ: строительство крепостей, ремонт дорог, сооружение храмов, уборку винограда и т. п. Кроме того, общинники должны были выполнять военную повинность; у того, кто отказывался нести службу, отбирали участок. При продаже земли на покупателя переходила обязанность выполнять луцци и военную повинность.

    К выполнению луцци привлекались не только земледельцы, но и ремесленники; лишь отдельные привилегированные лица освобождались от луцци - некоторые воины и жрецы, а также лица, получившие от царя землю в дар со специальным освобождением их от повинностей.

    Верхушку господствующего класса рабовладельцев составляла хеттская знать: члены царского рода, жрецы, военачальники, потомки родовой аристократии, нередко еще удерживавшей власть в своих поселениях. Они обладали землей и рабами, а во время войн получали известную часть добычи.

    Во главе Хеттского государства стоял великий царь, который носил титул Солнце. Он считался носителем благополучия народа и выступал в качестве верховного жреца, обязанного выполнять определенные обряды и руководить определенными религиозными празднествами. После смерти хеттского царя объявляли божеством. Царь был вместе с тем верховным военачальником, а также сосредоточивал в своих руках высшую административную и судебную власть.

    Царская власть была ограничена советом, который назывался панк. Буквальное значение слова панк - толпа или множество. По-видимому, на первых порах панк представлял собой собрание воинов Куссара, однако с развитием рабовладельческого строя органы военной демократии постепенно теряют свое значение: состав панка был ограничен и он превратился в узкий, аристократический совет - орган верхушки господствующего класса. В состав панка входили царские родичи (сыновья, братья и т. п.) и свойственники, а также военачальники. Панк обладал большими правами и, в частности, мог творить суд над царем; царю же запрещалось казнить членов царского рода без санкции панка. Правда, царь имел право пересматривать принятые панком решения: в частности, он мог смягчить наказание.

    Таким образом, на первых порах в Хеттском государстве сложился аристократический строй: высшая знать (приближенные царя), обладавшая обширными стадами скота и рабами, возглавлявшая влиятельные дома (патриархальные семьи) пользовалась большим политическим влиянием и смогла ограничить царскую власть. Однако со временем, когда Хеттское государство превратилось в могущественную военную державу, царская власть окрепла и панк потерял прежнее значение.

    Хеттское государство распадалось на ряд областей, в которых правили наместники, нередко назначавшиеся из царских родичей и носившие титул царей. На границах Хеттского государства располагался ряд стран, подчиненных хеттам: их отношения с великим царем регулировались специальными договорами. В этих договорах регламентировались нормы военных контингентов, которые должна была поставлять зависимая страна в случае войны, определялась доля военной добычи, а также устанавливалось право торговли и дипломатических отношений с другими странами. Эти области имели право вести войну и расширять свои границы за счет соседей, не подчиненных Хеттскому государству.

    К концу XIII в. до н.э. Хеттское царство переживало внутригосударственный кризис. Непрерывные военные походы сильно ослабили экономику страны, разорив различные отрасли хозяйства. Из одного письма, адресованного хеттским царем правителю Угарита, выясняется, что в это время Хатти испытывало большую нехватку продовольствия. Ко всему прибавилось вторжение в Малую Азию племен Эгейского мира, названных в египетских источниках "народами моря". "Ни одна страна, начиная с Хатти, не устояла перед их войсками", - отмечается в одной из египетских надписей. В хеттских же источниках не сохранилось сведений об этой катастрофе, разразившейся, видимо, при последнем царе хеттов - Суппилулиуме II.

    Приблизительно к 1200 г. до н.э. или несколько позже некогда грозное царство Хатти навсегда пало вместе со своей столицей Хаттусой. Восточная Малая Азия запустела на триста-четыреста лет. В те же годы в войне с ахейцами погибла и знаменитая Троя, связывавшая цивилизации Малой Азии и Балканского полуострова.
     

    1. Хеттский царь и его место в политической структуре Хеттского государства в период Древнего царства.


    На древнейшем этапе развития хеттского государства положение царя было довольно шатким. Одним из первых документированных событий в истории Хаттусаса стала попытка переворота, когда вместо Лабарны I, которому предстояло унаследовать трон после отца, хеттские вельможи провозгласили царя по своему выбору; и вся последующая история царства буквально пестрит мятежами и заговорами в среде царских родичей и сообщениями о том, как цари всеми силами старались удержать политическое равновесие в стране.

    Смерть царя, как правило, влекла за собой кризис власти, и мудрые монархи пытались предотвращать его ещё при жизни, публично провозглашая имя своего будущего преемника. Все эти факты были истолкованы как свидетельство того, что первоначально хеттские цари не наследовали престол, а избирались: по мнению исследователей, процедура объявления наследника перед собранием знати включала в себя формальную просьбу об одобрении заявленной кандидатуры, и без этого одобрения преемник не мог быть признан законным царём. В свете того, что выборные монархии существовали также у англосаксов и других германских народов, эта теория представляет большой интерес. И всё же традицию провозглашения наследника можно интерпретировать и как свидетельство того, что конфликт интересов между знатными особами,  имевшими известные права на власть, и царём, стремившимся утвердить принцип наследственной передачи трона, делал положение царя ненадёжным. Такая трактовка позволяет объяснить, почему в речах царей мы не встречаем ссылок на традиционные права знати.

    В конце концов, царь Телепину ввёл закон о престолонаследии, сформулированный следующим образом:

     «Да станет царём царевич, сын жены первого ранга. Если нет царевича первого ранга, да станет царём сын второго ранга. Если же нет царевича, да возьмут мужа для дочери первого ранга, и да станет он царём».

     Этот законодательный акт стал поворотной точкой в истории хеттского государства. Если прежде страну то и дело сотрясали внутриполитические катаклизмы, то с принятием закона о престолонаследии утвердилась стабильность, и властолюбивые вельможи более ни разу не пытались оспорить авторитет царя. Закон этот действовал так эффективно, что даже около двухсот лет спустя, когда царь Муваталли умер, не оставив законного наследника, трон беспрепятственно занял Урхи-Тешуб — сын наложницы, и только через семь лет своей некомпетентностью и пренебрежением к государственным обязанностям этот юноша вынудил своего могущественного дядю Хаттусили совершить переворот.

    Властители Древнехеттского царства именовали себя «великими царями» — табарна. Титул «великий царь» принадлежал к слою дипломатической лексики и означал, что хеттский царь притязает на роль правителя одной из величайших держав своего времени, властвующего над царьками не столь значительных государств. «Табарна» — это, по всей вероятности, не что иное, как слегка видоизменённое имя древнего царя Лабарны, к которому хеттские цари возводили свою династию. Титул это носил только живой монарх, и выдвигалась гипотеза, что каждого очередного царя хетты считали инкарнацией основателя царского рода. Изменение начальной буквы (л > т) может свидетельствовать о том, что первоначальная форма имени содержала непривычный согласный, труднопроизносимый для индоевропейцев-хеттов.

    В более поздние времена, в период империи, вместо «табарна» чаще всего использовался другой титул со значением «моё солнце». Очевидно, такова была официальная форма обращения подданного к царю, наверняка заимствованная из практики, принятой в Митанни и Египте, вместе с символом царского достоинства — крылатым солнцем. В эпоху империи впервые появляется и восточное представление о том, что царь наделён сверхчеловеческими способностями. Оно отразилось и в устойчивом обороте «…герой, возлюбленный бога (или богини)…», которым сопровождается имя каждого из царей этого периода, и в таких текстах, как следующий фрагмент из автобиографии Хаттусили III: «Богиня, госпожа моя, всегда держала меня за руку; и так как был я оделён благоволением богов и ходил у богов в милости, то никогда не совершал я злодеяний среди людей». К тому же периоду относятся многочисленные описания сложных ритуалов, соблюдавшихся при дворе и призванных защитить царя от малейшей скверны.

    При жизни хеттских царей не обожествляли. Но существовал официально признанный культ духов покойных царей, поэтому смерть царя обычно обозначалась эвфемистическим оборотом «он стал богом».

    Царь был верховным главнокомандующим, верховным судьёй и верховным жрецом в одном лице; кроме того, будучи главой государства, он естественным образом нёс ответственность за все дипломатические связи с другими государствами. По-видимому, только обязанности судьи могли препоручаться подданным. Военные и религиозные обязанности царь должен был исполнять лично; если же последними приходилось пренебречь в связи с дальним военным походом, это считалось грехом, грозящим навлечь божественный гнев на весь народ. Иногда царю даже приходилось вверять командование своим военачальникам и спешно возвращаться в столицу для участия в религиозном празднестве. Но, как правило, летние месяцы монарх посвящал военным кампаниям, а зимние — проведению праздников и отправлению прочих жреческих обязанностей, которые требовали от него личного посещения всех главных культовых центров страны. Сохранились тексты с описаниями подобных поездок, в которых царя обычно сопровождали царица и наследный царевич. Эти тексты — важный источник сведений о местонахождении ряда городов, так как в них указывается точное время, требовавшееся для переезда из одного центра в другой.

    Именно в своей функции жреца хеттский царь чаще всего изображается на памятниках. На рельефах из Аладжа-Хююка он изображён перед быком (символом бога грозы) с приветственно поднятыми руками, а на рельефах из Малатьи — совершающим возлияния перед самим богом грозы — великим покровителем Хатти. На этих и многих других изображениях царь облачён в длинную ризу, доходящую до лодыжек и искусно задрапированную покрывалом; покрывало наброшено на одну руку и пропущено под другой; конец его свободно свисает вдоль тела спереди; на голове царя — плотная шапочка, в руке — длинный посох, напоминающий lituusримских авгуров. Это — ритуальное облачение солнечного бога.


    1. Международные связи Хатти в новохеттский период. Их характеристика и значение.


    Хетты имели дипломатические отношения со многими странами Малой Азии и Ближнего Востока, весьма часто отношения регулировались договорами. В зависимости от соотношения сил сторон главы государств обращались друг к другу как «брат к брату» или как «сын к отцу».

    Свидетельством дружественных отношений служили обмен посольствами и дарами, династические браки. Международные отношения находились в ведении специального ведомства при царской канцелярии, в состав которого входили послы, посланники, переводчики. Послания иностранных государей, тексты международных соглашений иногда обсуждались царем на специальном царском совете – тулии. 

    Утверждению договора могли предшествовать длительные консультации, на которых условия договора обговаривались в наиболее приемлемом для сторон виде. В дипломатической практике хеттов имели место и случаи обращения к правителям иностранных держав с просьбами о присылке медиков, поскольку уровень хеттской медицины был ниже, чем в Египте или Вавилонии.

    В дальнейшем развитии обществ Восточной Малой Азии важную роль сыграли существовавшие там в XX—XVIII вв. до н. э. торговые колонии ассирийцев (выходцев из Ашшура), а также амореев и хурритов бассейна Евфрата. Центральное место среди них занимала международная торговая колония в Канише (совр. Кюль-тепе), контролировавшая целую сеть факторий. Все эти колонии, организованные по общинному принципу, размещались на территории различных номовых государств и подчинялись их правителям, но пользовались полным самоуправлением во всех внутренних делах. Через их систему шла международная торговля, полюсами которой были Ашшур с одной стороны и бассейн Галиса и оз. Туз — с другой, а предметами — прежде всего металлы и высококачественные ткани.

    С помощью ассирийско-аморейких купцов местная знать получала предметы роскоши, приобщалась к образу жизни более цивилизованной Месопотамии. Само существование колоний способствовало втягиванию населения Малой Азии в международную торговлю, развитию местного производства (особенно металлургии), интеграции и ускоренному формированию классовых отношений.

    Большинство международных соглашений хеттов представляли собой акты, закреплявшие военные победы хеттской армии. Поэтому в них часто ощущается неравноправный характер взаимоотношений сторон. Хеттский царь обычно предстает в качестве «сюзерена», а его партнер — в качестве «вассала». Так, хеттские цари часто обязывали вассала платить дань, возвращать скрывавшихся у него беглых земледельцев и сановников, замешанных в политических интригах. Они обязывают «данника» ежегодно являться с визитом пред очи хеттского царя, заботиться о гарнизонах хеттских войск, расквартированных в городах вассала, по первому зову выступать с войском на помощь хеттскому правителю, не поддерживать тайных сношений с государями других враждебных хеттам стран.


    1. Культура Малой Азии в эпоху ранней Древности и ее историческое значение.


    За время существования Хеттского государства его народом были созданы многие культурные ценности. К их числу относятся памятники искусства, архитектуры, разнообразные литературные сочинения. Вместе с тем культура Хатти сохранила в себе богатое наследие, почерпнутое из традиций древних этносов Анатолии, а также заимствованное из культур Месопотамии, Сирии, Кавказа. Она стала важным звеном, соединившим культуры древнего Востока с культурами Греции и Рима. В частности, в переводах на хеттский дошли до нас многочисленные мифы из традиции Древнего царства.
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   24


    написать администратору сайта