Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные проблемы в истории и культуре древнеколхидского царства.

  • Сиро-Палестинский регион

  • Основные источники

  • ХАНАНЕИ

  • Угариту

  • ханаанских

  • Сиро-Палестинского региона

  • Именно здесь и располагалась Финикия

  • Современные историки довольно поздно открыли для себя Финикию.

  • Вопросы по истории древнего мира Бунин. История Древнего Мира


    Скачать 1.23 Mb.
    НазваниеИстория Древнего Мира
    АнкорВопросы по истории древнего мира Бунин
    Дата12.02.2020
    Размер1.23 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаIstoria_Drevnego_Mira_s_voprosami_po_distsipline_k_ekzamenu.doc
    ТипДокументы
    #108143
    страница19 из 24
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

    Предметы материальной культуры.

    Кроме письменных источников сохранились урартские памятники и предметы искусства, часть из которых до сих пор изучена мало. Обнаруженные памятники урартской письменности и искусства разбросаны по многим странам и представлены в Британском музее, Эрмитаже и в исторических музеях Германии, Турции, Армении и Грузии. Самое крупное собрание урартских древностей в настоящее время сосредоточено в Ванском музее.


    1. Основные проблемы в истории и культуре древнеколхидского царства.

    Разрушительные нашествия киммерийцев и скифов, а также события, развернувшиеся в Малой Азии, задержали дальнейшее развитие грузинских племен.

    Возрождение грузинских племен связано с именем колхов, о которых мы находим интересные сведения в сочинениях древнегреческих историков и географов. Греческий историк Геродот рядом с персами и мидийцами упоминает сасперов и колхов, что указывает на усиление этих двух древних грузинских племен. Наивысшего могущества объединение сасперов достигло в VII–VI веках до нашей эры. Предполагается, что в это объединение под гегемонией сасперов входили все древние восточногрузинские и западногрузинские племена, упоминавшиеся сасперами.

    Колхидой, повидимому, называлась территория от Питиунта (Пицунды) до Апсароса (город у устья р. Чорохи) и Сарапани (Шорапани) на востоке. Эта область была населена и другими грузинскими племенами, но главенствующее положение здесь занимали колхи. В этом случае Колхида употребляется и в политическом значении, означая страну, которая подчинялась колхам.

    В VI–IV века до нашей эры Колхидское царство было достаточно развитой страной. Высокого уровня достигла железная металлургия.

    Применение железного плуга способствовало развитию земледелия. Было также развито зерновое хозяйство. Обнаруженные во многих местах пифосы (квеври – большой сосуд для хранения вина в земле) свидетельствуют о широком распространении таких отраслей хозяйства, так виноградарство и виноделие. На высоком уровне развития находилось и златокузнечество.

    Жизнь западногрузинских племен этого периода была тесно связана с греческим миром. Греция развивалась своеобразным путем: вместо единого сильного государства создавалось множество городов-государств. Такими были Афины, Спарта, Коринто, Тебеи.

    Усиление Ассирии привело к падению Финикии. Это обстоятельство позволило греческим городам захватить в свои руки всю внешнюю торговлю. После этого колонизация приняла широкие масштабы.

    На Колхидском побережье греческие колонии возникли там, где уже существовали поселения местного населения. По археологическим материалам видно, что этнический состав греческих колоний был смешанным. Исходя из этого, противоречия между колонистами и местным населением не были столь острыми, как на северном Причерноморье, где ввиду сильного антагонизма колонии вынуждены были объединиться и создать Боспорское царство.

    Греческие поселения восточного Причерноморья не смогли оказать политического давления на коренное население Колхиды. Из Колхиды греки вывозили зерно, лен, древесину, металлы, увозили также рабов, а из Греции ввозили керамические изделия, украшения, масла, вина. Следует полагать, что вино греки привозили для своих нужд, так как Грузия – традиционная страна виноделия – виноградарства, и поэтому греческое вино не могло быть предметом торговли.

    Греческие колонии оказывали сильное влияние на социально-экономическую и культурную жизнь Колхидского царства. Они связывали колхов с греческим миром, который был один из самым высокоразвитых во всем мире. Колхида имела связи и с северным Причерноморьем (в Крыму найдены колхидские монеты), с колониями южного Причерноморья (Гераклия, Синоп), с городами Малой Азии (Пергамон, Самос). Даже из таких отдаленных от Грузии стран, как Сирия и Египет, в Грузию завозились: бусы из цветного стекла и пасты, посуда из полихромного стекла и т. д.

    В Колхиде существовали и основанные местным населением города, о чем свидетельствуют археологические раскопки в Вании Даблагоми, где обнаружены остатки древнего города. Интересное сведение сообщает историк IV века до нашей эры: «В верховьях реки Фасис на расстоянии 180 стадиев (приблизительно 30 километров) находится большой варварский город, откуда была Медея». Правда, этот город пока еще не обнаружен, но упоминание о нем как о варварском городе указывает на то, что он принадлежал коренному населению.

    О высоком уровне развития Колхиды говорит факт обращения монет местной чеканки. В VI–III веках до нашей эры в Колхиде чеканили серебряные монеты, называемые колхидками. Колхидки найдены и за пределами Колхиды (в Крыму, в окрестностях Трапезунда, на Ферганской равнине), что свидетельствует об их обращении в международной торговле.

    Своеобразные отношения сложились у колхов с персами. Персидская держава Ахеменидов, созданная Киром Великим, наивысшего могущества достигла при царе Дарии I (521–485). К этому времени Персия подчинила всю Малую Азию. В составе Персии оказались и несколько грузинских племен. Колхида не входила в Ахеменидскую Персию, но раз в каждые 5 лет она посылала туда 100 мальчиков и 100 девочек.

    Интересные сведения о грузинских племенах, живших на юго-востоке Причерноморья, можно почерпнуть в сообщениях Ксенофонта, прошедшего в V веке до нашей эры вместе со своим войском территорию, населенную грузинскими племенами: кардухами, халибами, скифинами, макронами, моссиниками и тибаре нами. Сообщаемые о них сведения ценны тем, что они достоверны, так как Ксенофонт был очевидцем описываемых фактов. Территорию Колхиды греки не проходили, но Ксенофонт пишет, что «в это время там царствовал потомок Аиэта».

    Таким образом, Колхидское царство представляло собой в политическом, экономическом и культурном отношении высокоразвитое государство, имевшее взаимоотношения с тогдашними цивилизованными странами. 


    1. Источники по истории и культуре стран Сиро-Палестинского региона, их типологическая характеристика.


    Сиро-Палестинский регион – это сравнительно изолированный регион.

    Его сердце – замкнутая полосами невысоких гор долина реки Иордан. Он граничит на юге – с Синайским полуостровом. На востоке – расположена пустыня. На севере – водораздел бассейна рек Иордана и Оронт. Бассейн р. Оронт представлял собой иной этнокультурный регион. Поэтому судьба этих двух районов была принципиально иной.

    Материал памятников Сиро-палестинского региона говорит о наличии постоянных сравнительно тесных связей с территорией современной Сирии. Это равнинное, степное пространство на востоке упирается в долину р. Евфрат, а на западе – в Средиземное море.

    В 10-ом – 9-ом тыс. влияние культур Сиро-Палестинского региона распространялось и на Сирию. Позже на Сирию начинают влиять районы, расположенные к северу и северо-западу от Двуречья, а затем – и само Двуречье.

    Одна из особенностей региона заключается в том, что на протяжении тысячелетий между культурами прослеживается преемственность. Между различными периодами начиная с Кебары, через докерамический неолит А, докерамический неолит Б, керамический неолит А, керамический неолит Б и далее, в энеолитическую гассульскую культуру 4-го тыс. прослеживается преемственность ведущих форм керамики, форм жилища, и самого городского поселения. При этом преемственность реализовывалась в условиях непрерывной пульсации: смены периодов усложнения городской жизни с периодами ее упрощения.

       Основные источники наших знаний – это в первую очередь надписи, обнаруженные в Сиро-Палестинском регионе. Самые древние из них, вероятно, синайские, которые могут быть отнесены к первой половине 2-го тысячелетия до н. э. Однако они остаются малопонятными, и наиболее ранние тексты, переводу которых можно доверять, датируются началом второй половины того же тысячелетия. К их числу относятся письменные источники из Угарита.

    Надписи более поздних периодов встречаются чаще, и дошли до нас от моавитян, эдомитов и аммонитов, а также, конечно, от финикийцев, экономическая и торговая экспансия которых распространила их язык далеко за пределы их родины. Это видно из надписей, найденных в 1947 году Каратепе (Малая Азия) и в финикийских средиземноморских колониях, прежде всего в Карфагене.

    Кроме письменных документов существуют важные археологические находки, хотя, конечно, их масштаб несравним с месопотамскими. Здесь тоже наши знания существенно расширились и изменились благодаря последним археологическим открытиям. Например, раньше считалось, что ХАНАНЕИ (группа семитических племен, состоящая из финикиян, амореев, евреев (израильтян, моавитян, идумеев, аммонитян). Название условно и заимствовано из Ветхого Завета, где оно применяется к племенам, населявшим Палестину до прибытия евреев) всегда проводили религиозные церемонии на открытом воздухе, у жертвенных столбов. Теперь очевидно, что эта гипотеза была основана на недостаточной информации, ведь не было обнаружено ни одного храма в нашем понимании слова. Зато теперь в нескольких ханаанских городах, таких как Алалах и Угарит, были найдены постройки, определенно использовавшиеся для поклонения богам.

    Но вернемся к Угариту, где не так давно были сделаны самые крупные в Сиро-Палестинском регионе археологические открытия.

    Северная часть сирийского побережья прерывается рядом маленьких заливов. Возле одного из них, получившего название Минет-эль-Бейда (Белая бухта), почти в 10 милях (ок. 16 км) к северу от Лаодикеи, в апреле 1928 года крестьянин пахал свое поле. Неожиданно плуг задел под землей какой-то твердый предмет. Когда мужчина начал выяснять, что это такое, то обнаружил, что наткнулся на нечто, похожее на полуразрушенную гробницу. О находке были уведомлены сотрудники Службы древностей в Бейруте, и прибывшие специалисты подтвердили ее важность.

    Одновременно выяснилось, что за последнее время по соседству было сделано несколько археологических открытий. В начале 1929 года начались раскопки, и археологи обнаружили, что холм, расположенный в полумиле от берега между двумя рукавами реки, которые потом объединялись, чтобы вместе течь к морю, закрывает остатки древнего города. Современное арабское название холма – Рас-Шамра, но археологи выяснили, что он закрывает город, носивший имя Угарит и упоминающийся в египетских, месопотамских и хеттских письменных источниках. В ходе раскопок были обнаружены гробницы, керамика, статуэтки, украшения, кости животных и, наконец, тексты, похожие на клинописные. Успех был так велик, что раскопки стали организовывать каждый год под руководством французского археолога Шеффера. Работа была прервана в 1939 году из-за войны и возобновилась в 1950 году.

    При раскопках Рас-Шамры были обнаружены сотни табличек и фрагментов текста, которые в корне изменили наши знания о литературе хананеев, поскольку до того момента составленные ими письменные источники встречались крайне редко. Основная масса текстов из Угарита – это эпическая и мифологическая поэзия.

    Другие угаритские тексты носят административный, дипломатический и религиозный характер. Все источники были написаны до разрушения города в 1350 году до н. э. Они датируются периодом между 1500 и 1400 годами до н. э., но, разумеется, многие из них могут быть копиями более древних текстов.

    По прочтении текстов создается впечатление, что их содержание не только отражает угаритские традиции, но и является частью общего наследия ханаанской культуры. Однако в них присутствует значительная и сложная примесь элементов иностранного происхождения, от Вавилона до Египта, от Хеттского государства до стран Эгейского моря, и это обстоятельство отражает сложную и эклектичную природу культуры, носителями которой были создатели текстов.

    Дополнительную информацию о хананеях можно получить из косвенных источников. Главный из них, до последнего времени бывший единственным, – это Ветхий Завет. Евреи оставили нам много записей о превратностях жизни и верованиях людей, среди которых они жили и с которыми находились в постоянном контакте. Враждебное отношение израильских историографов не помешало этим записям быть полными и надежными.

    Другими важными египетскими источниками являются рассказы фараонов о своих военных экспедициях в Азию. Кроме чисто исторических текстов существуют и другие, в которых есть информация о Палестине и Сирии.

    Как мы уже сказали, именно в ханаанских источниках впервые появился алфавит. Его изобретение, несомненно, является величайшим вкладом древних сиро-палестинских народов в развитие цивилизации.

    Появление алфавита – последний этап длительного процесса эволюции, начавшегося с того, что даже едва ли можно назвать письменностью, а именно с изображений предметов, предназначавшихся для того, чтобы представить или вызвать в памяти определенных людей, вещи, события или идеи.

    Самые древние письменные источники, в которых использовался алфавит, дошли до нас из Сиро-Палестинского региона. Синайские надписи, о которых мы уже упомянули, – внимание к ним привлек в начале XX века Флиндерс Питри, – представляются алфавитными. Они содержат знаки, имеющие некоторое сходство с египетскими иероглифами, но ими не являются. Делались попытки перевести их как алфавитные знаки, сформированные акрофонией в семитском языке, поскольку известно, что в рудниках, где были обнаружены надписи, работали семиты.

    Тексты, составленные из алфавитных знаков, также были найдены в Центральной и Южной Палестине. Самые древние из них обнаружены в Гезере, Лахише и Сихеме; они относятся к XVII и XVI векам до н. э., но их перевод все еще остается предметом оживленных дискуссий. В Финикии наиболее древние известные нам алфавитные тексты – угаритские, но они, как мы видели, клинописные по типу.

    Таковы источники, пользуясь которыми можно дать ответ на важнейший вопрос о происхождении алфавита. Кроме того, представляется определенным, что алфавит зародился в Сиро-Палестинском регионе. Значительно менее бесспорным кажется утверждение, что заслуга его изобретения принадлежит именно финикийцам, хотя в его пользу говорит многое.

    Более того, самое вероятное объяснение начальных моделей, на которых основывались буквы – если, конечно, они основывались на моделях, заключается в том, что они произошли от египетских иероглифов. Клинописные источники менее вероятны, хотя возможно, что источников было несколько и в Угарите мы действительно имеем алфавит клинописного типа.


    1. Основные проблемы истории и культуры Финикии первой половины I тысячелетия до нашей эры. Финикийская колонизация Средиземноморья.


    История Финикии и финикийского народа полна противоречий и белых пятен, не образовав единого государства, они задавали тон другим странам и народам. В историю финикийцы вошли как народ мореплавателей и торговцев, давший своему времени открытия в самых разных областях.

    Левантийское побережье Средиземного моря представляет собой узкую полоску земли, огражденную горной грядой, что тянется вдоль моря. Эта полоска поделена сейчас между Сирией и Ливаном. Она простерлась на несколько сотен километров. В некоторых местах ее перерезают горные хребты, подступая прямо к морю. Кое-где едва остается место для узкой тропы.

    Именно здесь и располагалась Финикия – могущественная страна, покорившая большую часть побережья Средиземного моря. Вся Финикия разместилась на клочке земли длиной две сотни километров и шириной от 15 до 50 километров – примерно от Арвада на севере до Тира и мыса Кармел на юге. В современной Европе с Финикией по занимаемой территории можно сравнить разве что Люксембург. Вы можете представить себе этого карлика «владыкой морей»?

    В современной науке принято мнение, что с учетом политических, экономических, лингвистических и культурных признаков можно говорить о сложении финикийской цивилизации к 1200 г. до н.э.

    Левантийское побережье изобиловало маленькими заливами, укрытыми скалами. По всему побережью с незапамятных времен строились города. Располагались они там, где горные хребты были прорезаны речушками, открывавшими путь во внутренние районы Передней Азии.

    Важнейшие финикийские города находились в средней части этой полосы. К ним относились Арвад, Библ, Сидон и Тир. Уже во II тысячелетии до нашей эры это были пусть и маленькие, но процветающие города. Другие финикийские поселения, в том числе Берута (Бейрут), Ирката, Уллаза, Ардата, Цумур, были порой чуть больше деревни.

    Положение прибрежных городов казалось довольно выгодным. Здесь легко было защититься от нападения с суши. С тыла их прикрывала стена Ливанских гор, преодолеть которую чужеземным завоевателям было трудно. Тем не менее к богатым финикийцам регулярно подступали иноземные войска: египтяне и хетты, вавилоняне и ассирийцы, персы, греки и римляне. В крайнем случае, можно было спастись от врагов морем, ведь в гавани наготове стояли корабли.

    Современные историки довольно поздно открыли для себя Финикию. Ее письменность была непонятна до середины ХVIII века, пока не удалось прочесть двуязычную греко-финикийскую надпись, найденную на Мальте. Археологическое же открытие Финикии началось почти через столетие, и заслуга в нем отчасти принадлежит… французскому императору Наполеону III.

    В крепости крестоносцев были обнаружены загадочные гранитные столпы. В стены некоторых домов в селении были вмурованы каменные блоки с высеченными на них египетскими иероглифами. Важнейшей же находкой стал барельеф, изображавший богиню с рогами на голове, между которыми помещался солнечный диск.

    Ученый – ориенталист Жозеф Эрнест Ренан (сопровождал в экспедиции Наполеона III) принял ее за египетскую богиню Хатхор, но он опять ошибался. Сегодня известно, что это – изображение Баалат-Гебал, финикийской богини неба и любви. Она правила Библом – была верховной богиней этого города. Сегодня барельеф, найденный Ренаном, можно увидеть в Лувре.

    В 1919 году египтолог Пьер Монтэ прибыл в Джубейль и был поражен обилием встречавшихся здесь камней с иероглифами, о которых упоминал и Ренан в своей «Финикийской экспедиции». Через два года Монтэ вернулся сюда, чтобы поближе познакомиться с местными памятниками прошлого.

    В Библе, наконец, начались раскопки.

    В течение трех лет помощники Монтэ и нанятые им рабочие методично раскапывали все пустыри. Им попадались алебастровые обломки с печатями египетских фараонов разных династий. Эти находки доказывали, что между Египтом и Библом существовали тесные экономические и культурные связи.

    Открытие старинной гробницы на берегу моря вызвало интерес археологов всего мира. Найденные захоронения назвали «царскими гробницами из Библа».

    Ученые извлекли из захоронений немалые сокровища: обсидиановые вазы в золотой оправе, серебряные сандалии и серебряные сосуды, прозванные за свою форму «чайниками», серебряное зеркало, золотой щит с отчеканенными на нем изображением сокола и двумя портретами фараона, а также бронзовые и глиняные кувшины, медные трезубцы.

    Были найдены также различные мелкие украшения из благородных металлов, бронзы и драгоценных камней. Они казались очень похожими на те, что находили в египетских гробницах того времени. Впрочем, лишь несколько вещей, – например, обсидиановый футляр, в котором хранились украшения, – являлись подлинным даром фараонов. Все прочие предметы оказались копиями, выполненными мастерами Библа. В этом легко было убедиться по различным грамматическим ошибкам в якобы «египетских» надписях. Кроме того, в царских гробницах обнаружились изделия, напоминавшие работы эгейских и месопотамских мастеров.

    По сделанным находкам было видно, какие вещи составляли церемониальный наряд местных царей. Это были кольца, браслеты, серьги, нагрудные подвески. А вот предметов обихода оказалось мало. В основном попадались зеркала, кинжалы, светильники и сосуды с благовониями. Отсутствовала утварь, которой египтяне снабжали умерших. Погребальные обряды также отличались от египетских: жители Библа не мумифицировали своих царей.

    Самой примечательной находкой был один из трех саркофагов, обнаруженных в пятой гробнице. Он отличался от других не только своими размерами, но и формой. Если большинство саркофагов выглядели весьма незатейливо и их поверхность была гладкой, то этот саркофаг, достигавший в длину 2,3 метра, со всех сторон украшали искусные рельефы, изображавшие ритуальную процессию, которая приносила жертву некоему человеку на троне. Возможно, это и был сам царь Ахирам, вознесшийся теперь к богам. Рядом стояли женщины, оплакивавшие покойного, – в древности на Ближнем Востоке плакальщицы были привычными гостьями на похоронах. Саркофаг был украшен также орнаментом из листьев лотоса и покоился на четырех львах, чьи фигуры были исполнены в хеттском стиле. Сам же саркофаг напоминал лучшие работы египетских и сирийских мастеров. Все это свидетельствовало о высоком мастерстве древних библских камнерезов.

    Любопытна была и техника погребения. В скале вырубили шахту глубиной около одиннадцати метров, и на дне ее устроили погребальную камеру. По окончании работы шахту засыпали доверху песком. Затем придвинули многотонный каменный саркофаг, поставив его точно по центру шахты. Понемногу песок выгребали, и саркофаг сам собой погружался на дно шахты. Наконец, на канатах опустили двухтонную крышку.

    Когда же саркофаг, – впоследствии его датировали 1300 – 1000 годами до нашей эры, – очистили от налипшей на него грязи, то на его крышке обнаружилась знаменитая надпись в одну строку, выполненная на финикийском языке: «Это саркофаг, что сделал Этбаал, сын Ахирама, царь Гебала, для Ахирама, отца своего, который произвел его на свет. А если какой-нибудь царь из царей, или правитель из правителей, или военачальник вступит в Библ и откроет этот саркофаг, – сокрушен будет жезл судейской власти его, опрокинут будет трон царства его и мир покинет Библ. А он – изглажена будет надпись его перед лицом всего мира» (пер. И.Н. Винникова).

    Любопытно, что в этой надписи, вопреки обыкновению, отсутствовало имя отца Ахирама. Вероятно, тот не был царем и пришел к власти, свергнув прежнего правителя.

    Так, из-под египетских культурных наслоений внезапно выступили подлинные хозяева здешних мест: финикийцы. Их появление было пышным и величавым. К археологам взывали не скромные, безвестные горожане, а могучие цари. Так могли говорить египетские фараоны. Так говорил царь финикийского города.


    1. История и культура Израильско-иудейского царства.


    В первой половине первого тысячелетия до нашей эры возникло новое политическое образование. Оно сложилось в результате союза двенадцати древнееврейский племен, которые вторглись на территорию палестины и подчинившие себе ряд ханаанских государств.

    Древнееврейские племена сохраняли черты первобытных правопорядков до XII—XI до н.э. Вождей выбирали и они же являлись верховными жрецами, в военное время вожди командовали ополчениями, в мирное разбирали тяжбы соплеменников, поэтому и обозначались термином "судьи". Переход к оседлой жизни, развитие торговли и ремесла ускорил имущественное расслоение, начал формироваться класс богатых собственников и рабовладельцев которым нужна была крепкая власть для защиты своих интересов, тогда на замену выборных вождей пришли цари с наследной властью. Формированию государства способствовала и внешняя опасность, древнееврейские племена с переменным успехом вели долгие войны с филимистянами царь Давид.

    В ходе воин царем избрали Саула и его власть признали все племена. Саул назначал военачальников, наделял их полями и виноградниками, что вело к зарождению служилой знати. Однако он оказался плохим полководцем и потерпев сокрушительное поражение от филистимлян покончил с собой бросившись на свой меч.

    Следующим царем был его зять Давид (около 1000—965 г. до н. э.) который проводил политику централизованной монархии, присоединил Иерусалим и сделал его новой столицей своего царства. Давид создал центральный государственный аппарат для управления страной, во главе которого стоял верховный сановник, так же он создал лично преданную ему гвардию из наёмников с Крита и филистимлян.
    Сильные возмущения народа Давид вызвал своими распоряжениями о проведении переписи населения с целью обложения всех налогами и правилу, согласно которому все от рядового до царевича должны были «падать лицом своим на землю».
    Внешняя политика его была вполне удачной, он заключил мир с филистимлянами и продвинул южные границы царства до Акабского залива.

    Своим преемником Давид назначил младшего сына Соломона (965—935 г.до н.э.).
    Предания наделяют Соломона мудростью, его изображают проницательным и справедливым судьей и даже объявляют его автором ряда литературных произведений вошедших в Библию. На самом же деле Соломон был властолюбивым и тщеславным монархом с деспотическими замашками отца, он, не раздумывая, устранял всех кто стоял у него на пути.

    Очень много внимания во времена правления Соломона уделялось строительству. Строились дворцы, храмы, восстанавливались ставшие пустыми ханаанейские города, основывались новые. В Иерусалиме Соломон воздвиг роскошный храм в честь бога Яхве. Тирситский царь Ахирам прислал Соломону своих лучших мастеров и художников и даже строительные материалы, а тот в свою очередь снабжал Тир зерном, оливковым маслом и уступил ему двадцать городов. Содержание двора и огромный размах развернувшегося строительства требовало больших средств, налоговое бремя увеличивалось.

    Вся территория Израильско-Иудейского царства была разделена на двенадцать округов, каждый из которых доставлял царю, продовольствия на один месяц в году, так же была введена трудовая повинность. Сперва трудовая повинность коснулась только покоренного ханаанейско-аморейского населения, а затем и самих израильтян, которые должны были работать четыре месяца в году на царских строительных работах. К концу правления Соломона внешнеполитическое положение государства осложнилось. На северной границе появилось мощное Дамасское царство. Большая часть племен отделилось от Иудеи и основало новое Израильское царство с новой столицей городом Самария. Династия Давида продолжила царствовать на юге страны в Иудеи и сохранила своей столицей Иерусалим.

     Египет воспользовался ослаблением и раздробленностью страны. Около 930 г. до н. э. фараон Шешонк совершил опустошительный поход в Палестину, разорив не только Иудейское, но и Израильское царство. Но все, же при преемниках Шешонка ослаб и Египет, так и не восстановив былого господства в Восточном Средиземноморье.

    В первой половине I тысячелетия до н. э. в Палестине отмечается рост товарного хозяйства. В больших городах появились ремесляные и торговые кварталы, за городом гончары, плотники, ткачи основали отдельные посёлки. Расширилась торговля с Тиром, куда главным образом ввозили пшеницу. Излишки зерна сбывали и на внутреннем рынке, причем упоминаются дельцы, которые накапливают запасы хлеба и в нужный момент открывают житницы, уменьшают меру сыпучих веществ и взвинчивают цены.

    Развитие товарно-денежных отношений постепенно привело к разложению общин. Поля, виноградники, сады общин стали продавать даже посторонним лицам (не соседям и не родственникам). Вместе с общинным землевладением появилась и частная земельная собственность. Царские же земли использовались для раздач вельможам и чиновникам. Усилилось имущественное расслоение, обострились классовые различия, общество поделилось на четыре сословия: 1) светская аристократия (вельможи и князья); 2) духовная аристократия (жрецы и профессиональные пророки); 3) так называемый народ земли — основная масса свободного населения. Они владели общинными наделами и обязаны были служить в ополчении и платить налоги; 4) чужеземцы (пришельцы и поселенцы), ограниченные в правах. Бедные общинники становились жертвами насилия, их угнетали и ростовщики, и царские чиновники.

    На самой же низшей ступени социальной лестнице стояли рабы. Рабы хоть и составляли малую долю населения, но их количество неуклонно росло, так как развитие ремесла и товарного земледелия повышало спрос на подневольный труд. Источники пополнения рабской силы были разнообразны. В основном в рабов обращали пленных с завоеванных территорий, взрослых мужчин обычно убивали (иногда щадили и отправляли на каторжные работы), а в рабство обращали женщин и детей. Женщины и девушки становились наложницами победителей, дети же от свободного и рабыни часто оставались в доме отца в качестве младших членов семьи с положением практически рабов с той лишь разницей, что их нельзя было продать посторонним.

    Жестокая эксплуатация бедняков и рабов вызывала недовольство и брожение. Упоминаются случаи бегства рабов и переговоры об их выдаче.
    Социальные противоречия израильско-иудейского общества нашли свое отражение в так называемом пророческом движении (VIII—VI вв. до н. э.). Исайя и ряд других проповедников ярко и образно разоблачали насилия и пороки власть имущих, хотя и не призывали бедняков к активному сопротивлению.


    1. Источники по истории Древнего Ирана и Средней Азии, их типологическая характеристика. Отечественная иранистика.

    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


    написать администратору сайта