Главная страница
Навигация по странице:

  • Староассирийский

  • Среднеассирийский период

  • Ассирия в среднеассирийский период (2-я пол. II тыс. до н.э.).

  • Но основным направлением в развитии внешней политики Ассирии было западное — район Восточносредиземноморского побережья.

  • Вопросы по истории древнего мира Бунин. История Древнего Мира


    Скачать 1.23 Mb.
    НазваниеИстория Древнего Мира
    АнкорВопросы по истории древнего мира Бунин
    Дата12.02.2020
    Размер1.23 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаIstoria_Drevnego_Mira_s_voprosami_po_distsipline_k_ekzamenu.doc
    ТипДокументы
    #108143
    страница16 из 24
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   24

    Ассириология, наука о языках, письменности, культуре, истории Вавилонии и Ассирии, в широком смысле — весь комплекс наук, связанных с цивилизациями, пользовавшимися клинообразной письменностью (клинописью), в этом мысле ассириология охватывает и шумерологию, а также урартологию, хеттологию, хурритологию и эламитологию. К ассириологии теперь обычно не относят угаритоведение, а также историко-филологическое изучение Др. Ирана (хотя угаритская и древнеперсидская цивилизации тоже пользовались особыми разновидностями клинообразных письменных знаков, однако, по-видимому, они генетически прямо не связаны с вавилоно-ассирийской клинописью).

    Базу ассириологии заложили в середине 19 в. археологические исследования О. Г. Лейарда (Англия) и П. Э. Ботта (Франция), обнаруживших на городищах Куюнджик, Нимруд и Хорсабад в Ираке многочисленные ассирийские письменные и художественные памятники 9—7 вв. до н. э., а также открытие Г. Роулинсоном (Англия) в Иране трёхъязычной (древнеперсидско-эламсковавилонской) Бехистунской (Бисутунской) наскальной клинописной надписи персидского царя Дария I (около 521 до н. э.).

    В России первые ассириологические публикации принадлежали египтологам В. С. Голенищеву и Б. А. Тураеву (90-е гг. 19 в.). Первым русским ассириологом и шумерологом-профессионалом был М. В. Никольский, образцово издавший шумерские документы, собранные выдающимся палеографом Н. П. Лихачевым. Преподавание аккадского яз. было начато в Петербургском университете П. К. Коковцовым. К числу русских и советских ассириологов, шумерологов и хеттологов мирового масштаба принадлежал В. К. Шилейко, занимавшийся особенно проблемами клинописной литературы.

    В начале 1930-х гг., в ходе дискуссий о марксистской периодизации мирового исторического процесса, выдвинулся своими работами В. В. Струве, на ассириологическом и шумерологическом материале приведший аргументы в пользу преобладания рабовладельческого способа производства на Др. Востоке и положивший начало советскому направлению социально-экономических исследований в ассириологии. Полемизируя с В. В. Струве, значительный вклад в социально-экономическую историю Шумера внёс А. И. Тюменев. Ныне советская школа историков занимает ведущее место в мировой А. Советские шумерологи и собственно ассириологи разрабатывают социально-экономические и правовые проблемы (М. А. Дандамаев, И. М. Дьяконов, Г. Х. Саркисян. В. А. Якобсон, Н. Б. Янковская и др.), а также проблемы языков (И. М. Дьяконов, И. Т. Канева, Л. А. Липин), литературы, искусства и фольклора (И. Х. Левин, В. К. Афанасьева). Большое значение имеет работа А. А. Ваймана по дешифровке архаических шумерских текстов конца 4 — начала 3-го тыс. до н. э. 


    1. Периодизация и хронология истории и культуры Ассирии. Общая характеристика периодов.


    Различают три периода в истории Ассирии:

    Староассирийский (XXXVI вв. до н. э.)

    Среднеассирийский (XVXI вв. до н. э.)

    Новоассирийский (XVII вв. до н. э.)
    Староассирийский период

    Ухудшение климата на Аравийском полуострове во второй половине 3-го тысячелетия до нашей эры вызвало переселение оттуда семитских племён к среднему течению Евфрата и далее на север и восток. Северной группой этих семитских переселенцев были ассирийцы, тесно связанные по происхождению и языку с племенами, расселившимися на той части Месопотамии, где Евфрат приближается к Тигру и получивших название аккадцев. Ассирийцы говорили на северном диалекте аккадского языка.

    Первый город, построенный ассирийцами (вероятно, на месте субарейского поселения), они назвали Ашшур, по имени своего верховного бога Ашшура. Города, впоследствии составившие ядро ассирийского государства (НиневияАшшурАрбела и др.), были основаны до XV века до н. э.. Сначала Ашшур был центром сравнительно небольшого, номового, преимущественно торгового государства, в котором ведущую роль играли купцы. Ассирийское государство до XVI в до н. э. называлось «алум Ашшур», то есть народ или община Ашшур. Используя близость своего города к важнейшим торговым путям, купцы и ростовщики Ашшура проникли в Малую Азию и основали там свои торговые колонии, важнейшей из которых является город Каниш.

    С III тыс. до н. э. — номовое государство Ашшур на среднем Тигре.

    В XXI в. до н. э. — входил в державу III династии Ура.

    Около 1970 г. до н. э. — власть переходит к коренным ашшурцам.

    Около 1807 г. до н. э. — Ашшур входит в обширную новообразованную, но не прочную, державу Шамши-Адада I.

    Середина XVIII в. до н. э. — Ашшур завоёван вавилонским царём Хаммурапи.

    Около 1720 г. до н. э. — правитель из рода аморейского вождя Шамши-Адада восстанавливает независимость.

    Среднеассирийский период

    Древний Восток около 1220 до н. э., короткая ситуация на канунекатастрофы бронзового векаМикенская культураДревний Египет, Хеттское царство (с частью уничтоженного ассирийцами Митанни), Ассирия (с завоёванными Митанни, Аррапхэ и Вавилонией) на пике могущества в среднеассирийский период при Тукульти-Нинурте I.

    В XIVIX веках до н. э. Ассирия неоднократно подчиняла всю Северную Месопотамию и прилегающие районы.

    Середина XV в. до н. э. — зависимость от Митанни.

    Ашшур-убаллит I (13531318 гг. до н. э.) — начало формирования империи.

    Адад-нирари I (12951264 гг. до н. э.) — закончил оформление империи.

    Вторая половина XIV—XIII вв. до н. э. — войны схеттами и вавилонянами.

    XII в. до н. э. — полоса упадка в борьбе сбалканскими племенами мушков.

    Тиглатпаласар I (11141076 гг. до н. э.) — новый подъём.

    Около 1000 г. до н. э. — интервенциякочевников-арамеев, очередной упадок. После смерти Тиглатпаласара I ассирийцам не только не удалось закрепиться к западу от Евфрата, но даже отстоять территории к востоку от него. Попытки последующих ассирийских царей заключить против вездесущих арамеев союз с царями Вавилонии тоже не принесли пользы. Ассирия оказалась отброшенной на свои коренные земли, а её экономическая и политическая жизнь пришла в полный упадок. С конца XI по конец X вв. до н. э. из Ассирии до нашего времени не дошло почти никаких документов или надписей.

    Новоассирийский период

    Новый период в истории Ассирии начался лишь после того, как она сумела оправиться от арамейского вторжения. Период наивысшего могущества Ассирии — VIII—VII век до н. э. Новая Ассирийская империя (750620 г. до н. э.) считается первой империей в истории человечества.

    Финикийские мастера строили для Ассирии боевые корабли типа галер с острым носом для нанесения таранного удара судам противника. Гребцы в них располагались в два яруса. Корабли строились на Тигре и Евфрате и спускались в Персидский залив.

    Адад-нирари II (911891 гг. до н. э.) — вывел страну из кризиса, последующие правители — в основном завоеватели.

    Адад-нирари III (810783 гг. до н. э.) — вначале правил под опекой матери Шаммурамат.

    Первая половина VIII в. до н. э. — потеря владений под ударами Урарту.

    Тиглатпаласар III (745727 гг. до н. э.) — новое возвышение Ассирии, разгром Урарту.

    Салманасар V (ок. 727 — 722 гг. до н. э.) — завоевание Израильского царства.

    671 г. до н. э. — Ассархаддон (680669 гг. до н. э.) — завоевание Египта.

    Ашшурбанапал (668627 гг. до н. э.) — распространение власти Ассирии на ЛидиюФригиюМидию, разгром Фив.

    630-е гг. до н. э. — нападение мидийцев, до этого бывших в союзе.

    609 г. до н. э. — последняя территория — Харран на западе Верхней Месопотамии — завоёвана Вавилонией.


    1. Основные проблемы истории и культуры Ассирии, древне - и средне-ассирийского периодов.


    В так называемый Староассирийский период на востоке Северной Месопотамии существовали небольшие номовые государства: Ниневия, Арбелы с примыкающей сельскохозяйственной округой и др. Наиболее крупным среди них был город-государство Ашшур. Сам город Ашшур на рубеже III—II тысячелетий стал центром поклонения одноименному племенному богу расселявшихся вокруг ассирийцев — второй ветви аккадцев (первой являлись вавилоняне). Бог Ашшур также покровительствовал охоте и скотоводству. Ок. 2000 г. ему был построен храм, а сам город вскоре обнесен стенами. С этих событий и берет начало ассирийская государственность.

    Ассирия в среднеассирийский период (2-я пол. II тыс. до н.э.).

    В XV в. до н. э. ассирийцы пытаются восстановить прежнее положение своего государства в значительной степени средствами дипломатии. Своим врагам — Вавилонскому, Митаннийскому и Хеттскому царствам — они противопоставили союз с Египтом, который стал играть в середине II тысячелетия до н. э. ведущую роль на Ближнем Востоке. Уже после первого похода Тутмоса III на Восточносредиземноморское побережье Ассирия отправила ему ценные дары. Дружественные отношения двух государств укрепляются при египетских фараонах Аменхотепе III и Эхнатоне (конец XV—XIV в. до н. э.). Они обмениваются послами и богатыми дарами, египтяне ведут ответственные переговоры с ассирийским посольством, несмотря на яростные протесты Вавилонии и Митанни, видевших в Ассирии подвластное им государство.

    О социальной структуре средне-ассирийского общества можно судить на основании Судебника XIV—XIII вв. до н. э. из города Ашшура и ряда государственных и частноправовых документов. Судебник, возможно, восходит к более древним традициям. Сохранился он фрагментарно на 14 таблицах.

    Верхушку ассирийского общества составлял класс рабовладельцев, который был представлен крупными землевладельцами, купцами, жречеством, служилой знатью, имевшими обширные частные наследственные земельные владения, ненаследственные участки за службу, получавшими дары и вознаграждения от царя, освобождение от повинностей, владевшими рабами. Именно права «великих» строго охраняли среднеассирийские законы.

    Основная масса населения — класс мелких производителей — состояла преимущественно из свободных земледельцев-общинников. Сельская община обладала правом собственности на землю, держала в своих руках систему орошения и имела самоуправление: во главе ее стояли староста и совет «великих» поселения. Все общинники выполняли повинности: работу на «дом царя», платили подати в казну, несли воинскую службу. Земли общины окружались «большой межой», за нарушение которой следовало суровое наказание. Внутри сельской общины земля делилась «по жребию», подвергалась переделам между большесемейными домами, и за нарушение этой «малой межи» также наказывали. Внутри «большой семьи» имелись «малые семьи», которые получали свою долю.

    В области литературы Ассирия, по-видимому, не создала ничего своего, кроме военных царских анналов. В своём роде, впрочем, эти анналы были замечательны яркой выразительностью ритмического языка и системой образов, когда дело шло об изображении военной мощи Ассирии и описании побед ассирийского царя.

    Но характерно, что даже эти типично ассирийские произведения почти всегда писались не на родном для ассирийцев диалекте, а на довольно сильно отличавшемся от него к этому времени аккадском (вавилонском) языке.

    Что же касается всех остальных литературных памятников, заботливо собиравшихся в библиотеке Ниневийского дворца по приказу царя-грамотея Ашшурбанапала, а также в библиотеках храмов, то они почти все без исключения представляли памятники вавилонской литературы или же подражания им, вроде составленных, повидимому, самим Ашшурбанапалом гимнов и молитв богам.

    Наука в Ассирии находилась, в общем, ещё на этапе первичного накопления фактов. Дошедшие до нас научные сочинения носят сугубо утилитарный характер - это различные перечни, справочники, рецепты. Некоторые из этих справочников, однако, предполагают наличие известных предварительных обобщений.

    Большинство дошедших до нас из Ассирии научных сочинений - вавилонского происхождения. Нам известны словари в сборники языковых и юридических упражнений, медицинские и химические рецептурные справочники, сводки ботанических и минералогических терминов, астрологическо-астрономические записи и т. п. Научные знания в таких сочинениях перемешаны с колдовством; профессия врача, например, считалась жреческой профессией.


    1. Общество и государство в Ассирии в новоассирийский период.


    В I тысячелетии до н. э. наблюдается экономический подъем древневосточных государств, вызванный внедрением в производство железа, интенсивным развитием сухопутной и морской торговли, заселением всех удобных для жизни территорий Ближнего Востока.

    В I тысячелетии до н. э. активно заявляет о себе племенной мир, окружавший территорию древневосточных государств. Фракийцы, фригийцы, карийцы, арабы, но особенно киммерийцы и скифы начинают принимать участие в политических образованиях.

    Уже во II тысячелетии до н. э. развернулась борьба за создание обширных империй. Вавилон, Египет, Хеттское царство, Ассирия поочередно пытались утвердить свою гегемонию на Ближнем Востоке, но она, как правило, распространялась не на всю ближневосточную территорию, а только на ее отдельные части и была кратковременной. Лишь в I тысячелетии до н. э. борьба за «мировое» господство приобрела огромный размах и привела к образованию крупных военно-рабовладельческих держав древности, грандиозных империй, первой среди которых стала Ассирийская держава, добившаяся господства на всем Ближнем Востоке.

    Уже во II тысячелетии до н. э. Ассирия была одним из крупных древневосточных государств. Однако нашествие кочевых арамейских племен тяжело отразилось на ее судьбе. Она пережила затяжной, почти двухсотлетний упадок, от которого оправилась лишь в конце X в. до н. э. Этому способствовал ряд причин. Приостановилось дальнейшее продвижение арамейских племен и прекратились их набеги на Ассирию, а осевшие на ее землях завоеватели смешались с коренным населением. В ее подъеме огромную роль сыграло освоение железа и особенно его внедрение в военное дело. Благоприятствовала и международная обстановка: не было крупных конкурентов, наблюдалось военное затишье.

    Восстановив свой экономический и военный потенциал, политическую централизацию и стабильность, Ассирия вступила в новую фазу своей истории, охватывающую X—VII века до н. э. и получившую название новоассирийского периода.

    Одной из важнейших причин активизации агрессивной политики Ассирии была потребность ее экономики в сырье, не имевшемся в стране или имевшемся в недостаточном количестве (металлы, дерево).

    Большое значение для развивающегося рабовладельческого хозяйства имел захват военнопленных — необходимой рабочей силы. Немаловажную роль в развитии экономики Ассирии играло переселение на ее территорию значительной части населения завоеванных земель, которое составляло обширную категорию подневольных, жестоко эксплуатируемых людей, близких к рабам. Побуждало к войне и стремление к грабежу чужих территорий, который осуществлялся как непосредственно во время военных действий, так и в виде единовременной дани, систематического выплачивания налогов, всевозможных даров в пользу государства-победителя. Для Ассирии грабеж завоеванных территорий превратился в постоянную статью пополнения доходов, своеобразную выгодную отрасль ассирийской экономики, в один из источников ее однобокого развития.

    Завоевательные походы Ассирии имели также своей целью овладение торговыми путями, центрами их скрещивания, морскими и сухопутными магистралями, что обеспечивало ей реализацию прибавочного продукта, определяло господствующую роль в международном обмене, закрепляло ее монополию в переднеазиатской торговле.
    Наконец, война играла большую роль и во внутренней политике Ассирии. Победоносные войны давали народу не только материальные блага, они отвлекали его внимание от острых внутренних социальных проблем. К началу IX в. до н. э. ассирийское государство окрепло, восстановило свою власть в Северной Месопотамии и возобновило захватническую внешнюю политику.

    Завоевательную политику Ашшурнацирапала продолжал его сын Салманасар III, также действовавший в традиционных для Ассирии направлениях.

    На севере велись войны с молодым Урартским государством. Салманасеру III вначале удалось захватить его столицу и обратить в бегство урартского царя, но Урарту далее консолидировалось и войны с ним приняли затяжной характер.

    Большой успех принесла ассирийцам борьба с Вавилоном. Их войска вторгались далеко в глубь страны и доходили до берегов Персидского залива. Вмешавшись в борьбу претендентов на вавилонский трон, Салманасар III помог утвердиться на нем тому из них, кто признал верховную власть Ассирии. В последнее десятилетие его правления имели место столкновения с мидянами на востоке.

    И все-таки важнейшим продолжало оставаться западное направление завоевательной политики.

    Захват сокровищ, получение дани и угон пленников позволили ассирийским царям развернуть в стране обширное строительство. Пышно отстраивался и украшался древнейший Англур. Но особое внимание в IX в. до н. э. было обращено на город Кальху (совр. Нимруд), новую ассирийскую столицу.

    IX век до н. э. был временем экономического и военно-политического подъема Ассирии, и его часто называют временем ее «второго возвышения».


    1. Внешняя политика Ассирии в новоассирийский период.


    Восстановив свой экономический и военный потенциал, политическую централизацию и стабильность, Ассирия вступила в новую фазу своей истории, охватывающую X—VII века до н. э. и получившую название новоассирийского периода.

    Одной из важнейших причин активизации агрессивной политики Ассирии была потребность ее экономики в сырье, не имевшемся в стране или имевшемся в недостаточном количестве (металлы, дерево).

    Большое значение для развивающегося рабовладельческого хозяйства имел захват военнопленных — необходимой рабочей силы. Немаловажную роль в развитии экономики Ассирии играло переселение на ее территорию значительной части населения завоеванных земель, которое составляло обширную категорию подневольных, жестоко эксплуатируемых людей, близких к рабам.

    Побуждало к войне и стремление к грабежу чужих территорий, который осуществлялся как непосредственно во время военных действий, так и в виде единовременной дани, систематического выплачивания налогов, всевозможных даров в пользу государства-победителя. Для Ассирии грабеж завоеванных территорий превратился в постоянную статью пополнения доходов, своеобразную выгодную отрасль ассирийской экономики, в один из источников ее однобокого развития.

    Завоевательные походы Ассирии имели также своей целью овладение торговыми путями, центрами их скрещивания, морскими и сухопутными магистралями, что обеспечивало ей реализацию прибавочного продукта, определяло господствующую роль в международном обмене, закрепляло ее монополию в переднеазиатской торговле.
    Наконец, война играла большую роль и во внутренней политике Ассирии. Победоносные войны давали народу не только материальные блага, они отвлекали его внимание от острых внутренних социальных проблем.

    К началу IX в. до н. э. ассирийское государство окрепло, восстановило свою власть в Северной Месопотамии и возобновило захватническую внешнюю политику.

    Особенно активизировалась она в правление двух царей: Ашшурнадирапала II (883—859 гг. до н. э.) и Салманасара III (859—824 гг. до н. э.).

    При первом из них Ассирия успешно воевала на севере с племенами Наири, у которых в это время начался процесс складывания Урартского государства. Ряд поражений ассирийские войска нанесли мидийским племенам, жившим к востоку от Тигра. После нескольких столкновений с Вавилоном был захвачен ряд северных пограничных вавилонских пунктов.

    Но основным направлением в развитии внешней политики Ассирии было западное — район Восточносредиземноморского побережья. Почему именно туда стремились ассирийские владыки? Это был район, щедро одаренный природными богатствами, высокоразвитый экономически и выгодно расположенный географически. Обилие полезных ископаемых (металлов, драгоценных и полудрагоценных камней), великолепный строевой лес, благовония были известны на всем Ближнем Востоке. Через Восточное Средиземноморье проходили важнейшие международные сухопутные торговые пути, на его территории находились крупнейшие торгово-ремесленные центры тогдашнего мира: Тир, Сидон, Дамаск, Библ, Арвад, Каркемиш. Здесь кипела городская жизнь, была высокая плотность населения, так что любой поход в этот район давал в руки завоевателей не только сырье, продукты потребления, рынки сбыта, но и большие людские ресурсы, причем это были по преимуществу хорошо обученные и высококвалифицированные ремесленники.

    Этот район был и стратегически важным плацдармом в глубь Малой Азии, на острова Средиземного моря, в Египет.

    Именно в этом направлении и предпринимает главные военные походы Ашшурнацирапал II. Ему удалось разбить арамейские племена, жившие в Северной Сирии, и утвердиться на караванных путях, шедших через Сирийско-Месопотамскую степь к средиземноморским торговым центрам. В продвижении на запад он достиг берегов Средиземного моря, и ряд правителей сирийских княжеств и финикийских городов принесли ему дань.

    Завоевательную политику Ашшурнацирапала продолжал его сын Салманасар III, также действовавший в традиционных для Ассирии направлениях.

    На севере велись войны с молодым Урартским государством. Салманасеру III вначале удалось захватить его столицу и обратить в бегство урартского царя, но Урарту далее консолидировалось и войны с ним приняли затяжной характер.

    Большой успех принесла ассирийцам борьба с Вавилоном. Их войска вторгались далеко в глубь страны и доходили до берегов Персидского залива. Вмешавшись в борьбу претендентов на вавилонский трон, Салманасар III помог утвердиться на нем тому из них, кто признал верховную власть Ассирии. В последнее десятилетие его правления имели место столкновения с мидянами на востоке.

    И все-таки важнейшим продолжало оставаться западное направление завоевательной политики.

    В 856 г. до н. э. Салманасар III окончательно покорил княжество БитАдини, с которым воевал еще его отец. В летописи этого царя отмечается, что ему принесли дань и выразили покорность «цари того берега Евфрата»; Дальнейшее продвижение проходило уже с упорными боями. Дамасское царство создало многочисленную коалицию для борьбы с Ассирией, к которой присоединился даже Египет.

    Ожесточенное сражение произошло при городе Каркаре на реке Оронт в 853 г. до н. э, Хотя Салманасар III в своей летописи говорит о разрушении Каркара, о гибели 14 000 неприятельских воинов, о захвате пленников, видимо, его успех не был решающим. Дамаск и другие центры сопротивления не были взяты, а трофеи в целом оказались невелики.

    Лишь в 840 г. до н. э. после шестнадцати походов за Евфрат, Ассирии удалось добиться решающего перевеса. Газаил, царь Дамаска, был разбит и осажден в своей столице, захвачена богатая добыча и многочисленные пленники, И хотя сам город не сдался, сила Дамасского царства была сломлена. Тир, Сидон и Израильское царство поспешили принести дань ассирийскому царю.

    Захват сокровищ, получение дани и угон пленников позволили ассирийским царям развернуть в стране обширное строительство. Пышно отстраивался и украшался древнейший Англур. Но особое внимание в IX в. до н. э. было обращено на город Кальху (совр. Нимруд), новую ассирийскую столицу. При раскопках найдены развалины дворца Ашшурнацирапала II с парадными залами, стены которых украшали барельефы со сценами сражений, религиозных обрядов, различные орнаменты, надписи; остатки «ботанического» сада с редкими породами деревьев, зверинца. Вход во дворец «стерегли» могучие двухметровые крылатые быки с лицом человека — добрые духи-покровители. Найдены также руины храмов и других дворцовых построек с хорошо укрепленной цитаделью, с помещениями для гарнизона, арсеналом, плацем для парада, со складскими помещениями. Исследованы остатки мощных крепостных сооружений города и находившегося близ него, так называемого форта Салманасара III.

    IX век до н. в. был временем экономического и военно-политического подъема Ассирии, и его часто называют временем ее «второго возвышения».


    1. «Аналлы Синаххериба» как источник для характеристики внешней политики Ассирии в конце VIII - начале VII веков до нашей эры.


    Наследник Саргона II, Синаххериб (705—680), ещё при жизни отца принимал активное участие в политике и, в частности, руководил ассирийским шпионажем в Урарту и окружающих странах. Но между ним и его отцом, к концу жизни последнего, возникли разногласия. Синаххериб — бывший сторонником военной знати— вступив на престол, полностью вернулся к политической линии Тиглатпаласара III и Салманасара V.

    После того, как в Ассирии воцарился Синаххериб, в Вавилоне произошло некоторое замешательство. Вновь появившийся Мардукапалиддин явно готовился к захвату вавилонского престола, а Синаххериб по не совсем ясным причинам медлил с легализацией своей власти в Вавилоне. Воспользовавшись моментом, вавилоняне решили избрать царя из своей среды. Это спутало карты Мардукапалиддина и заставило его занять Вавилон до того, как подготовка к восстанию была закончена. Дело же было им задумано широко: в качестве союзников были привлечены не только Элам, но и кочевники — арабы и арамеи, а также Иудея и, вероятно, Египет, равно как и города Финикии.

    Синаххериб выступил против Мардукапалиддина в феврале 702 г. Халдейско-эламские войска, находившиеся под начальством эламских командиров, были разбиты в двух одновременных сражениях при Куту и Ките. Мардукапалиддин бежал, и Вавилон был взят. Синаххериб увёл в плен более 200 тыс. человек из числа халдеев и части вавилонян, поддерживавших Мардукапалиддина, не считая тех пленных, которые достались на долю отдельных ассирийских воинов. Помимо того, была захвачена колоссальная добыча. Но страна покорилась Сннаххерибу только после ожесточённого сопротивления.

    Уже после того, как была замирена Вавилония, разразилось подготовлявшееся Мардукапалиддином восстание на западе. Душой восстания был Хизкия (Езекия), царь Иудеи, поддержанный Египтом и арабскими бедуинами. В числе восставших были Тир, Сидон, филистимлянские города и т. д. Но союзники не проявили единодушия и были, по-видимому, деморализованы судьбой вавилонского восстания. При появлении Синаххериба с ассирийскими войсками большинство восставших изъявило покорность. Посланные эфиопским фараоном Египта против ассирийцев войска были разбиты под Эльтеке, в Палестине. Хизкия был осаждён в Иерусалиме. Лишь начавшаяся в ассирийском войске какая-то эпидемическая болезнь помешала Синаххерибу полностью разгромить своих противников. Хизкия откупился огромной данью —150 кг золота и 9 т (по данным Библии) или даже 24 т (по ассирийским данным) серебра, не считая всевозможного другого добра.

    В Вавилонии, однако, дело обстояло не так благополучно для ассирийцев, как могло казаться вначале. Вторгшиеся эламиты захватили сына Синаххериба, посаженного им царём в Вавилоне, а самому Синаххерибу едва удалось вернуться из предпринятой им в это время по Персидскому заливу морской экспедиции на Элам, организованной им с помощью финикийских и греческих моряков. Последние, вероятно, происходили из греческих колоний в Киликии на юго-восточном побережье Малой Азии, около этого времени подчинённой Синаххерибом, или с Кипра, царьки которого формально признали верховенство Ассирии при Саргоне II. К 691 г. создалась крупная коалиция, включавшая Вавилон, Элам, арамеев, мелкие царства на окраинах Мидии, а также, возможно, даже персов, если мы правильно понимаем значение одного из упомянутых анналами Синаххериба названий — Парсуаш1 (Эту область Парсуаш, упоминаемую впервые при Шамшиададе V в связи с Восточным Эламом, надо отличать от ассирийской области Парсуаш, или Парсуа, в Западной Мидии). Синаххериб дал союзникам битву при Халуле, на реке Дияле (691 г.). Это кровопролитное сражение не привело к решительным результатам; но развитие внутренних событий парализовало дальнейшие военные действия Элама, и Вавилон остался без своего главного союзника.

    После длительной осады Вавилон был взят в 689 г. до н.э.; Синаххериб приказал вывезти статую бога Мардука в Ассирию, а город снести с лица земли. Жители Вавилона были частью казнены, а частью выселены в различные области Ассирийской державы.

    Какая бы партия ни господствовала в Вавилоне — халдеи или вавилонская торгово-ростовщическая знать вместе со жречеством — Вавилон всегда был враждебен Синаххерибу, проводившему политику военной партии. Поэтому разрушение Вавилона было логическим завершением деятельности Синаххериба: всё его правление было наполнено борьбой с Вавилоном и группировавшимися вокруг него коалициями. Но уничтожение этого старого торгово-ремесленного и культурного центра Передней Азии произвело на современников крайне тяжёлое впечатление и ещё более усилило ненависть оппозиционных группировок к Синаххерибу.

    Конец жизни Синаххериб провёл в Ниневии, благоустройству которой он уделил много внимания. К городу был подведён акведук, вокруг нового дворца был разбит сад, где наряду с различными необыкновенными растениями разводился и хлопчатник, в городе были проложены новые прямые улицы (характерная черта нравов того времени: Синаххериб распорядился, чтобы всякий, кто осмелится, выстроив дом, нарушить прямую линию улицы, был посажен на кол на крыше своего дома).

    Своим наследником и правителем Вавилонии Синаххериб назначил Асархаддона (Ашшурахиддина), своего сына от сириянки. Это назначение вызвало, по-видимому, недовольство в придворных кругах, в результате чего двое других сыновей Синаххериба организовали заговор. Синаххериб был убит в храме в январе 680 г.

    Среди мятежников, однако, царили разногласия, и Асархаддону удалось справиться с мятежом; его восставшие братья бежали в недоступные области Армянского нагорья, а их сторонники были истреблены. Асархаддон выступил при этом в противоречивой роли — мстителя за Синаххериба и одновременно разрушителя всей его политики, так как сам он был ярым сторонником жреческой группировки. В Ассирии в это время жреческая группа среди рабовладельцев значительно усиливается.

    Асархаддон немедленно по восшествии на престол приступил к восстановлению Вавилона, куда были возвращены его жители. Город был отстроен в результате того, что к строительной повинности были привлечены огромные массы податного населения. При этом была заново сооружена (ассирийским зодчим Арадаххешу) знаменитая храмовая башня Этеменанки при святилище Мардука (так называемая “Вавилонская башня”). Сиппар, Ниппур, Борсиппа, Дер и другие города получили обратно свои привилегии, отнятые у них Синаххерибом. Привилегии Ашшура были расширены: его жители были освобождены от всех вообще налогов и пошлин. Асархаддон ввёл также по всей своей державе особые налоги в пользу храмов. Такие налоги ранее взимались, по-видимому, лишь с некоторых специально выделенных для этого районов.


    1. Культура Ассирии и ее значение.


    Почти два тысячелетия христианские народы черпали своё представление об Ассирии и Вавилонии, об ассирийцах и вавилонянах из Библии. Вот что писал об этом учёный-ассириолог Н. Никольский в книге "Древний Вавилон":

    "И о Вавилонии и о вавилонских царях, об Ассирии и ассирийских царях у европейцев составилось понятие почти исключительно на основании библейских рассказов. Ассирияне казались жестокими, кровожадными завоевателями, пьющими человеческую кровь, чуть ли не людоедами... Не было и мысли о том, чтобы эти бичи могли быть высококультурными народами и даже учителями греков и римлян".

    Древние греки и затем римляне испытали на себе самое прямое ассиро-вавилонское воздействие во многих областях: науке, технике, истории, мифах, литературе, военном деле, медицине, сельском хозяйстве, математике и т.д.

    Мы так привыкли, например, к семи дням недели, что нам и в голову не приходит спросить себя, откуда этот счёт дней недели, так же мы относимся к двенадцати месяцам в году, или к 60 минутам в часе, или 60 секундам в минуте. Между тем эти неотъемлемые, вошедшие в нашу плоть и кровь подразделения вовсе не составляют оригинального достояния нашей культуры, но ведут своё происхождение из древней Ассирии и Вавилона.

    Другой интересный факт - открытие в истории музыкального романса. Об этом рассказали профессора Калифорнийского университета в 1975 году. Они возродили к жизни ассирийский романс, записанный на глине, возраст которого около 3400 лет. До этого считали, что древние музыканты могли извлекать по одной ноте за один раз. Теперь доказано, что древние ассирийские музыканты извлекали две ноты и пользовались западной семизвуковой гаммой, а не восточной пятизвуковой. До этого учёные-музыковеды были уверены, что семизвуковую гамму создали древние греки в 400 г. до Р.Х.

    Другое изобретение ассирийцев и вавилонян, дожившее до наших дней и широко используемое людьми во всех странах мира - солнечные и водяные часы.

    Когда мы приступаем к изучению геометрии, то обязательно заучиваем теорему Пифагора. Её заимствовал Пифагор во время посещения Вавилонии. А ассиро-вавилонские математики знали её за тысячелетия до этого. Они же положили начало алгебре и умели извлекать квадратные и кубические корни.

    В Месопотамии был изобретён лунный календарь, существующий и поныне. Учёные Ассирии и Вавилонии установили связь Солнца со знаками зодиака в день весеннего равноденствия. Они могли предсказывать солнечные и лунные затмения, сближение Луны и Земли.

    Ассирийские учёные коллекционировали, отбирали и систематизировали растения, составляли списки местных и привезённых животных, минералов, проводили исследования по сельскому хозяйству.

    Жители Междуречья превратили свою страну в крупнейший центр наиболее развитого земледелия и славились виноградством и виноделием.

    В Ассирии были созданы первые зоопарки. Об этом писал знаменитый естествоиспытатель Дж. Даррел: "Много зоопарков было у ассирийцев, в том числе у таких известных, как царица Семирамида, её сын Ниниас и царь Ашшурбанипал, специалист по львам и верблюдам".

    И наконец, архитектура Ассирии и Вавилона образует особый стиль и жанр и оказала воздействие на европейскую архитектуру в целом, а через Византию - и на Русь.


    1. Источники по истории и культуре Хеттского государства. Отечественная хеттология и ее успехи.


    Дешифровка хеттских надписей позволила изучать историю Хеттского государства на основе документальных источников. Особенный интерес среди источников представляет свод хеттских законов, относящийся к XIV в. до н. э., дающий яркое представление о хозяйственном и общественном строе Хеттского государства. Этот кодекс состоит из двух частей, составленных в разное время. Некоторое представление об экономике хеттской страны дают документы о дарении земель и кадастровые записи. Огромное значение для внешнеполитической истории Хеттского государства имеют царские надписи, как, например, надписи Анитты, Телепина и анналы Муршиля П. Представление о международных отношениях того времени дают договоры хеттских царей с царями и князьями соседних государств и княжеств. Ценными источниками следует признать религиозно-магические тексты, описание праздников и жертвоприношений при дворе, молитвы, гимны, заклинания, вопросы к оракулу, мифы и эпические поэмы. Сохранившиеся ветеринарный и астрономический трактаты и вавилоно-хеттские словари дают некоторое представление о возникновении и накоплении научных знаний у хеттских народов. Для изучения хеттской истории большое значение имеют вавилонские надписи, в частности деловые документы, написанные на вавилоно-аккадском языке и найденные на территории древнейших ассирийских колоний в хеттских странах (в позднейшей Каппадокии). Яркий свет на взаимоотношения хеттов с соседними странами в середине II тысячелетия до н. э. проливают дипломатаческие документы из Амарнского архива. Большое значение для хеттской истории позднейшего времени имеют ассирийские документы.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   24


    написать администратору сайта