Главная страница
Навигация по странице:

  • Художественная культура

  • Развитие науки.

  • Мировое значение китайской культуры.

  • Развитие учения Зороастра.

  • Вопросы по истории древнего мира Бунин. История Древнего Мира


    Скачать 1.23 Mb.
    НазваниеИстория Древнего Мира
    АнкорВопросы по истории древнего мира Бунин
    Дата12.02.2020
    Размер1.23 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаIstoria_Drevnego_Mira_s_voprosami_po_distsipline_k_ekzamenu.doc
    ТипДокументы
    #108143
    страница24 из 24
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

    Архитектура.

    Вместе с проникновением на территорию Китая буддизма (VI в. до н. э), здесь начинают появляться культовые сооружения – пагоды и скальные монастыри. Состоят они из нескольких сотен малых и больших гротов, расположенных в толще скалы. С 1127 г. сооружают первые дворцы, храмы и монастыри. Строятся они преимущественно из дерева, бамбука, глины, тростника.

    В эпоху правления императора Хань активно возводятся погребальные комплексы, оформленные росписями, рельефами и украшенные статуями мифологических животных. Многие архитектурные сооружения Китая имеют одну общую черту - это приподнятые углы крыши, в результате чего кровля кажется слегка прогнутой.

    Скульптура.

    Возникновение этого вида искусства связано с развитием ремеслиничества. Китайцы создают керамические изделия и украшают их красочной росписью в виде сеток, спиралей и раковин. Также появляются ритуальные сосуды, погребальные урны и другие предметы.

    Появление скульптур, изделий из камня и кости, а также бронзовых сосудов, украшенных золотом и драгоценными камнями относят к 2 в. до н.э. В 4 в до н.э. начинается активное производство фарфора и лаковых изделий.

    Художественная культура древнего Китая отражает главные духовные ценности конфуцианства и даосизма:

    - Духовное совершенство.

    - Близость природы и человека.

    - Поиск гармонии в явлениях природы (животных, цветах, деревьях).

    Эти идеалы поспособствовали формированию уникального эстетического сознания.

    Культура древнего Китая пронизана идеями гармоничного соединения окружающего мира и человека. Это отражается как в каллиграфии, так и в живописи. В традиционной культуре Китая письменность рассматривается как отдельная область эстетики и этики, ведь индивидуальное своеобразное написание иероглифов отражает душевные переживания автора.

    Издавна каллиграфическим письменам придавалось магическое значение, поэтому их хранят в каждом доме. Китайцы полагают, что иероглиф является идеальной моделью художественного произведения, так как в нем сочетаются простота формы, символичность, глубина и строгость.

    Одним из высших достижений культуры этой страны является живопись на свитке. Этот новый вид искусства полностью освобожден от декоративной функции, он создан исключительно для созерцания. Основные жанры, в которых писали на свитке – это портрет (бытовой, исторический), пейзаж, жанр «цветы и птицы».

    В китайском портрете соединены реалистическая достоверность и символичность, немного граничащая с карикатурностью. Картины отличает то, что каждый предмет, изображенный на ней, глубоко символичен. Цветок, дерево, птица или животное характеризует определенный поэтический образ. Так сосна символизирует долголетие, аист – святость и одиночество, а бамбук – счастье и стойкость.

    Традиционные пейзажи создавались в форме вытянутого свитка, это помогало создать ощущение необъятного пространства. Все произведения древнекитайского искусства несут в себе нравственный смысл и идею самосовершенствования человека, побуждая восхищаться красотой природы и искусной работой мастера. Видимо поэтому красота и выразительность, которую несет в себе культура древнего Китая, восхищает ценителей прекрасного. Она открывает новое видение мира и новую эстетику.

    Развитие науки.

    Науку как часть культурного наследия  древнего Китая кратко можно описать как перечень достижений математики, астрономии, медицины. Математики древнего Китая изучили и описали  свойства прямоугольного треугольника, ввели понятие отрицательных чисел,  изучили свойства дробей,  описали арифметическую  прогрессию, разработали методы решения систем уравнений.

    В I веке до нашей эры ученые древнего Китая написали трактат «Математика в девяти главах», где были собраны все знания накопленные в Поднебесной.
    Развитие математики, соответственно дало импульс развитию астрономии, во II тысячелетии до н.э. год в Поднебесной делился на 12 месяцев, а месяц соответственно на 4 недели (т.е. точно так же как в наше время).  Астроном Чжан Хэн, во II веке до нашей эры был создан небесный глобус изображавший движение светил и планет.

    Развитие знаний в различных областях науки привело к тому что, в Поднебесной был изобретен компас, придумали и изготовили водяной насос.

    Музыка.

    На рубеже веков, в Китае был написан трактат «Юэцзи», он суммировал представления древнего Китая о музыке. Начало музыкального развития пришлось на I тысячелетие до нашей эры. Была организована система подготовки музыкантов, танцоров. Для этого была создана придворная плата Юэфу. Она занималась, в том числе и регламентацию написания и исполнения музыкальных произведений. Музыкальная культура древнего Китая, кратко говоря, была под контролем императора.

    Мировое значение китайской культуры.

    Культура, которую создал китайский народ, является одной из самых самобытных и интересных культур мира. В ней они проецировали свое отношение к жизни, через нее проявлялся национальный характер народа, понимание того, что реальная жизнь - это и есть основная и по сути единственная жизнь, которую следует ценить и которую следует устроить как можно лучше, в соответствии с великими заповедями мудрецов древности.

    Основываясь на таком понимании жизни, в Китае наблюдается преемственность культурных традиций от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Особенно ценной, как представляется, в культурной традиции Китая является ориентация человека на соответствие своей социальной роли, умение довольствоваться малым, на безусловный примат морального над материальным.

    Вклад китайского народа в мировую сокровищницу весьма значителен.

    Высокое значение ритуала является спецификой китайской культуры. Ритуал представляет собой средство пробуждения и закрепления определенных чувств и составляет основу воспитания.

    Особенностью духовной жизни Древнего Китая было наличие в ней нескольких философско-религиозных систем: конфуцианства, даосизма, буддизма. В религиозных взглядах отразились особенности мышления и мировоззрения китайцев и их национальный характер. Они проповедовали терпимость, послушание, отказ от активных действий, принцип недеяния, культ повиновения старшим.

    Китайская иероглифическая письменность, возникшая во 2 тыс. до н. э., сохраняется до сих пор и в современном мире.

    До наших дней сохранились литературные памятники: «Книга перемен», «Книга песен», поэтические сборники.

    Уважение к знанию и учености способствовало развитию математики, медицины, астрономии, географии, истории.

    Самобытное изобразительное искусство, поэзия, архитектура. Знаменита Великая Китайская стена, прикладное искусство.

    Древнекитайская философия («сто философских школ») оказала влияние на мировую духовную культуру.


    1. Пророческое движение в Палестине по материалам Библии.


    Библия — священная книга христианской религии, запись Божиих откровений человеку, полученных в течение многих тысячелетий — так считало духовенство христианских и иудейских религий. Это книга божественных указаний. Она дает успокоение в горе, решение жизненных проблем, осуждение греха и духовную зрелость, необходимую для преодоления всевозможных забот.

    В середине 19 века археологические раскопки начались и в Палестине. Было обнаружено большинство городов, название которых мы раньше знали только из Библии.

    В развалинах этих городов найдено подтверждение подлинности ряда фактов, упоминаемых в Библии, в том числе найдены неопровержимые доказательства захватнической политики Иисуса Навина, остатки зданий времен Саула, Давида и Соломона, а также следы опустошительных вторжений арамейцев, ассирийцев и халдеев.

    Израильский народ, как и всякий другой народ, не мог жить в полной культурной и бытовой изоляции, особенно потому, что был молодым народом по сравнению с окружавшими его древними, богатыми и зрелыми цивилизациями.

    Была установлена тесная связь между обычаями, законодательством и религией. Достаточно отметить для примера, что десять заповедей и законы Моисея сложились под влиянием месопотамского законодательства, что история сотворения мира, так же, как и сказание о потопе и ряд других сказаний, заимствована из вавилонской мифологии, что даже вся эсхатология пророков, например, картины страшного суда, загробной жизни, рая и ада, ангелов и сатаны, — все это заимствовано из чужих источников.

    Словом, все христианские религиозные концепции на несколько столетий старше Библии, из которой мы их почерпнули.

    Просто трудно поверить, что этот калейдоскоп сказаний, полных пластики, движения, колорита, а также человеческих образов из плоти и крови, мог возникнуть в столь отдаленном прошлом и просуществовать до наших дней. Содержание Библии так богато, как богата сама жизнь. Библия содержит также тщательно отобранные стихотворные сборники речей, произнесенных пророками (VIII — Ш вв. до н.э.) новеллистические сочинения, афоризмы, сборник разновременных культурных песнопений (“Псалмы Давида”), религиозно-философские и другие произведения разного времени (наиболее поздние — III в. до н.э.), в том числе интересную своей скептической философией, не уничтоженной официально-религиозной обработкой, книгу “Экклесиаст”.

    Таковы выводы передовой науки XIX — начала XX в. В связи с новыми археологическими открытиями выдвигаются и другие теории, относительно периодизации библейской литературы, однако, ни одна из них еще не может считаться вполне обоснованной и окончательной.


    1. Пророческая деятельность Заратустры. Характер учения раннего зороастризма.


    Множество пророчеств великого Заратустры дошло до наших дней. Сохранились записи его ведений грядущих мировых битв Добра со Злом, конца времен и Судного дня. Заратустра предупредил: не одно жесточайшее сражение придется выдержать человечеству, но появится, наконец, «Божественный царевич», воины которого воспоют святые молитвы, и победоносно завершит он вековечный бой. И тогда закончится Эра волка и наступит Эра овцы, то есть вражду сменит любовь. «Овца» — не предвидение ли это появления Агнца Божьего за много веков до Рождества Христова?..

    «Эра смешения Добра и Зла обязательно на Земле кончится и, начиная с 2003 года новой эры, Русская Империя вступит в эру безраздельного властвования Добра и полной победы Добра над Злом.

    Таким образом, Зло есть временный и необходимый этап развития Русской Империи и мира в целом, и через заданный срок, Зло будет полностью уничтожено».

    Зороастризм - религиозное течение, сформировавшееся и возникшее в Восточном Иране на рубеже VII-VI вв. Основой для зороастризма послужила древнеиранская мифология, нашедшая отражение в священной книге откровений древних иранцев – Авесте. Зороастризм носит дуалистический характер: это учение о борьбе двух антагонистических космических начал - Добра и Зла.

    Основателем зороастризма является древнеиранский пророк Зороастр (Заратуштра, Заратустра). До сих пор окончательно не установлено, кем в действительности был этот человек. Не известно также и точное время его жизни. В отечественной исторической науке долгое время считалось, что Зороастра вообще не существовало. Однако в настоящее время это положение пересмотрено.

    Как уже было сказано выше, учение Зороастра изложено в Гатах. Эта часть Авесты составлена как ответы Ахурамазды на вопросы Зороастра. Древнейшая часть Авесты - Гаты - составлена в стихотворной форме.

    Согласно космогонии зороастризма, в начале мир был совершенным духовным Светом, в который появился Ахурамазда. Затем он подумал о Творении, и создал Аша, Неизменный Закон, на основе которого были рождены все Духовные создания. Далее, на основе Аша, был создан Спентаманью, Дух Света и Красоты - идея всех форм. На основе Закона Полярности получил свое рождение Анграманью Дух Тьмы. И затем был создан Духовный мир.

    Согласно концепции зороастризма, Творение происходило в течение символических 12000 лет, разделенных на четыре части, по 3000 лет каждая. Периоды Творения:

    1. «Творение» (6000 лет).Существуют Совершенные Духовные Создания.

    2. «Смешение» (6000 лет). Первые 3000 лет - Ахриман нападает и захватывает 7 материальных созданий.

    3. «Разделение». Время прекратит существовать, и создания вернуться назад к их совершенному духовному состоянию.

    Понятие Бог означает  - Самосущий Всезнающий Владыка, отец всех существующих вещей, милостивый и милосердный.

    Человек наиболее одарен из созданий Бога. Ему было доверено управление другими телесными созданиями, с помощью его мысли и речи. Человек был создан с целью и для исполнения миссии. Именно с активным участием человека, божественные существа будут способны реализовать Фрашокерети - Воскресение мира. Чтобы помогать человеку выполнять его божественную цель, он был одарен несколькими способностями.

    Человек был сделан из девяти компонентов, из которых три являются физическим, три полудуховными и три духовными.

    Зороастризм пронизан абстракциями, противопоставлениями. Здесь Добро и Зло существуют неразрывно, а человек принимает самое деятельное участие в извечной борьбе между ними. Для борьбы со Злом необходимо очищение, поэтому зороастрийцы большое внимание уделяли чистоте.

    Большое внимание уделялось огню как представителю Ахурамазды на земле.

    Развитие учения Зороастра.

    После смерти Заратуштры его религия стала постепенно распространяться на юг (по территории современного Афганистана) и на запад (в направлении к Ирану и Мидии).

    Несмотря на восстановление почитания некоторых древних богов, Ахурамазда по-прежнему оставался великим богом, возвышавшихся над всеми другими богами. Однако теперь его всемогущество оказалось ограниченным силой Злого Духа: великое противостояние и борьба осуществлялись уже не между двумя подчиненными духами-близнецами, так как сам Ахурамазда был отождествлен с Благим Духом и тем самым низведен на одну ступень со Злым Духом.

    Начиная с конца классического периода язычники, а позднее и христиане, стали видеть в Заратуштре и магах предшественников своих собственных учений и верований. Так, Заратуштру считали учителем Пифагора. Кроме того, философия, астрология, алхимия, теургия и магия нашли отражения в т.н. халдейских пророчествах. В большинстве своем эти сочинения, приписываемые восточным мудрецам, были апокрифическими и несли на себе сильный отпечаток греческих понятий и идей с незначительными вкраплениями иранских элементов.

    По-видимому, зороастризм стал оказывать влияние, на иудаизм, начиная с эпохи вавилонского плена; это влияние проявилось, прежде всего, в области ангелологии, демонологии и эсхатологии (учения о конечной судьбе мироздания и человечества).

    Кроме того, для христиан Иран был еще и страной трех волхвов (магов), которые, следуя за путеводной звездой, пришли поклониться младенцу Иисусу в Вифлеем. Позднее, продолжая наметившуюся уже в иудаизме традицию, христиане отождествляли Заратуштру с Иезекиилем, Нимродом, Сифом, Варухом и даже с самим Христом. Начиная с Юстина Мученика христианские апологеты стали ссылаться на Заратуштру и персидских магов как на языческих «свидетелей» истинности христианства, помогающих утвердить эту истинность в глазах язычников. Вместе с тем считалось, что Заратуштра явился отцом столь отвратительных, с точки зрения христиан, суеверий, как астрология и магия.

    Религия зороастризма продолжает существовать до сегодняшних дней. В Иране ее последователи насчитывают всего около 10 000 человек, и мусульмане называют их габарами («неверными»). В Индии, известные под именем парсов (от слова, означающего «персидский»), они насчитывают около 115 тыс. приверженцев и сосредоточены преимущественно в Бомбее и ряде других городов на севере Индии. Парсы - потомки переселенцев, покинувших Иран в 10 веке.


    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


    написать администратору сайта