Главная страница
Навигация по странице:

  • Источники и историография Средней Азии.

  • Хозяйственная жизнь и общественные отношения.

  • Культура и религия Элама.

  • Иран. В XX веке особым вниманием ученых пользуются проблемы этногенеза иранских племен, персидская хронология

  • Проблемы происхождения Авесты и прародины иранцев

  • «гражданско-храмовой общиной»

  • Отечественная типология и ее вклад в изучение истории Древней Индии.

  • Общественный строй.

  • Архитектура. Что касается древнеиндийской архитектуры

  • Вопросы по истории древнего мира Бунин. История Древнего Мира


    Скачать 1.23 Mb.
    НазваниеИстория Древнего Мира
    АнкорВопросы по истории древнего мира Бунин
    Дата12.02.2020
    Размер1.23 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаIstoria_Drevnego_Mira_s_voprosami_po_distsipline_k_ekzamenu.doc
    ТипДокументы
    #108143
    страница20 из 24
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

    Источники и историография Древнего Ирана.

    Древнейшие из источников освещают историю Элама с III по I тысячелетие до н. э.: это царские надписи, деловые и правовые документы, посвятительные тексты, межгосударственные договоры на аккадском и эламском языках.

    Особенно многочисленны источники по истории Персидской державы: это хозяйственные документы, исторические надписи, указы царей и распоряжения наместников областей, официальная переписка чиновников. К настоящему времени издано около 200 царских клинописных надписей, которые составлены на древнеперсидском языке с переводами на эламский и аккадский языки. Самой значительной среди них является Бехистунская, рассказывающая о бурных политических событиях конца правления Камбиза и первых годах царствования Дария I.

    Несмотря на постоянный приток новых текстов по древнеиранскому периоду, произведения греческих авторов остаются основными повествовательными источниками, особенно по истории Мидии и Персии. Почти вся дипломатическая и политическая история V —IV вв. до н. э. известна лишь из этих источников. Чрезвычайно важным источником по истории, экономике и этнографии народов Персидской державы является «История» Геродота. Этот труд подробно рассказывает также об административной системе и материальных ресурсах Персидской державы и дает перечень входивших в нее народов, суммы царских податей с них и т. д.

    Источники и историография Средней Азии.

    Для изучения древних периодов Средней Азии особое значение имеет священная книга зороастрийцев «Авеста». Она представляет собой соединение частей, возникших в разное время, и многие ее места еще не вполне ясны. Древнейшей частью Авесты являются так называемые Гаты — ритмические проповеди Заратустры, относящиеся самое позднее к VII в. до н. э. К древнейшим периодам относятся также Яшты — гимны различным богам древнеиранского пантеона. В остальных авестийских произведениях сохранились, в частности, мифы и эпические предания древнеиранских племен.

    Из других письменных памятников народов Средней Азии помимо надписей на древних монетах следует упомянуть архив хозяйственных документов из парфянской Нисы (около совр, Ашхабада), часть дворцового архива из хорезмской столицы Топраккала и кушанские надписи, найденные в Афганистане французскими и советскими археологами.

    Так же как для истории Ирана, для изучения Средней Азии важны сведения античных авторов. Эпические предания восточно-иранских народов частично известны нам из сочинения древнегреческого автора Ктесия «Персидская история». Но наиболее надежны, хотя и очень кратки, сообщения Геродота. Для позднего времени важное значение имеют отрывки из книги по истории Парфии, написанной Аполлодором из Артемиты, и сведения неизвестного автора, в переработанном виде сохранившиеся у римского историка Помпея Трога, чей труд дошел до нас лишь в кратком изложении.

    Огромное значение имеет археологический материал, доставляющий сведения о культуре, хозяйстве, типах поселений, а также о других сторонах жизни древних обществ. В годы Советской власти в Средней Азии развернулись широкие археологические работы и созданы труды, в которых комплексно рассматриваются данные археологических и письменных источников.

    Иранистика (в широком смысле) — комплекс гуманитарных наук, изучающих быт, историю, литературу (фольклор), материальную и духовную культуру, музыку и пение, памятники письменности (рукописи, наскальные надписи), религию и верования, социально-политическое положение, экономику и языки ираноязычных народов.

    Иранистика сложилась как общая наука в XIX в. В XX в. внутри иранистики оформились ориентированные на ареалы самостоятельные разделы: афгановедение, ирановедение, курдоведение, осетиноведение, памироведение, таджиковедение. Под иранистикой в узком смысле иногда понимается изучение перечисленных дисциплин в отношении собственно Ирана.

    В России иранистика делала первые шаги в 1-й половине XIX в. (А.В. Болдырев, О.И. Сенковский, А.И. Ходзько). Активизация политики царской России в Иране в XIX в. вызвала появление многочисленных описаний Ирана, сделанных русскими дипломатами и военными чиновниками, а также представителями торгово-промышленных кругов. Ценны описания научных путешествий Н.В. Ханыкова, Н. Зарудного и др.

    Началась разработка истории Ирана и сопредельных стран на основании первоисточников (И.Н. Березин, А.К. Казем-Бек, Б.А. Дорн, В.В. Григорьев, В.В. Вельяминов-Зернов, Н.И. Веселовский).

    Особенно значительные труды были созданы В.В. Бартольдом, который стал разрабатывать социально-экономические вопросы, А.Е. Крымским, К.А. Иностранцевым и др.

    Иран XIX в. изучали В.Р. Розен, А.Г. Туманский, Л.Ф. Тигранов и др. Большинство иранистов занималось изучением иранских языков и литературы (В.Ф. Миллер, К.Г. Залеман, Ф.Е. Корш, В.А. Жуковский).

    Большое внимание уделялось истории и социально-экономическим проблемам Ирана в XX в., советско-иранским отношениям, истории национально-освободи­тельного движения, разоблачению политики империалистических держав в Иране (М.С. Иванов, Х.А. Атаев, С.Л. Агаев и др.).

    Выдающуюся роль в становлении отечественной иранистики сыграли такие ученые, как В. В. Бартольд и М. М. Дьяконов. Отечественные ученые плодотворно занимаются проблемами этногенеза ираноязычных народов, изучают историю восточных и западных персидских сатрапий, религию и литературу Древнего Ирана.


    1. Древний Элам: история и культура.


    С историей рабовладельческого общества Двуречья тесно связана история Элама. Эта страна (шумеры называли её «Ним», аккадцы — «Эламту») находилась к востоку от Шумера.

    Элам был расположен в гористой местности, но наряду с горами, где возможно было лишь разведение скота, имелись и плодородные долины по течению двух больших рек Элама — на западе Хоаспа (современная Керхе) и на востоке Эвлея (современный Карун).

    На восточном берегу Хоаспы, течение которой здесь сближается с течением Эвлеи, находилось большое поселение Сузы, главный бог которого Иншушинак почитался и в Шумере. Сузы, расположенные на скрещении важнейших путей, проходивших через Элам, сыграли огромную роль в истории страны.

    В юго-восточной части Элама жили, по-видимому, темнокожие племена. Высказывалось предположение, что это были племена, родственные дравидским племенам Индии. До сих пор нельзя считать установленным, к какой группе языков можно отнести язык Элама.

    Хозяйственная жизнь и общественные отношения.

    Долголетние раскопки городища Суз установили здесь ряд культурных слоев: Сузы I и Сузы II.

    Наряду с каменными орудиями, тщательно изготовленными и отшлифованными, здесь встречаются лишь изредка предметы из меди. Орудия труда свидетельствуют о том, что люди, создавшие их, были оседлыми и занимались наряду с охотой также и земледелием. Наряду с ячменём и эммером они выращивали и лён. В числе статуэток, вылепленных из глины, встречаются изображения богини плодородия. Сосуды украшены геометрическими узорами и условными, геометризованными изображениями людей, птиц, домашних и диких животных, а также орудий труда.

    В период культуры Сузы I уже имелись медные орудий труда и оружие. Надо полагать, что медь добывалась в самом Эламе, В слое Сузы II было найдено и золото. К тому же времени относится появление в Эламе бронзы.

    Наряду с металлургией большое значение имело и керамическое производство. Правда, сосуды, найденные в слое Сузы II, изготовлены не столь тщательно, как сосуды из слоя Сузы. I, но зато они многокрасочны и изображения на них более многообразны: художник намечает пейзаж, изображает животных и людей. Если судить по встречающимся изображениям крупного рогатого скота, скотоводство в хозяйстве того времени получило дальнейшее развитие. Уровень развития производительных сил культуры Сузы I, известной нам по данным слоя, в котором предметы из меди были ещё редким явлением, соответствовал производственным отношениям первобытнообщинного строя.

    В дальнейшем, по мере роста производительных сил, в особенности же в связи с переходом от каменных к металлическим орудиям, в Эламе происходит переворот в производстве, конечным результатом которого было установление рабовладельческого строя.

    Сузы были включены в состав Аккадского государства, следствием чего явилось значительное усиление воздействия культуры Двуречья на Элам. Дошедшие до нас статуи были изваяны согласно традициям круглой скульптуры Двуречья. Лишь часть надписей Пузуриншушинака была написана на эламском языке и эламскими иероглифами. Другая же часть была написана клинописью на семитическом языке Аккада.

    В дальнейшем, по мере ослабления мощи Аккада, походы эламитов становились более удачными. Когда государство Ура стало клониться к упадку, правители Элама смогли снова стать самостоятельными и в конце концов нанесли сокрушительное поражение своим угнетателям.

    Культура и религия Элама.

    Наиболее крупным достижением культуры Элама явилось создание своего письма, знаки которого восходили к пиктографическим образцам. В дальнейшем своем развитии эти знаки превратились в комбинации линий, и письмо тем самым приняло своеобразный линейный характер.

    При Пузуриншушинаке оно начало заменяться клинописью, а эламский язык — семитическим языком Аккада, который и вытеснил в письменных памятниках местный язык Элама. Лишь со второй половины II тысячелетия до н. э. стали писать клинописью обычно на эламском языке.

    В изобразительном искусстве Элама, как уже упоминалось, чувствуется влияние Двуречья. Сильное влияние Двуречья на Элам проявилось и в религии. В эламских семитических надписях боги Элама, кроме главы, пантеона Иншушинака, назывались именами их шумеро-семитических соответствий — Бела, Шамаша, Сина, Инанны, Иштар и т. д. Правда, и в Двуречье жречество включало в свой пантеон некоторых эламских богов. 


    1. Основные проблемы истории и культуры народов Ирана и Средней Азии I –го тысячелетия до нашей эры (до создания державы Ахеменидов).


    Иран.

    В XX веке особым вниманием ученых пользуются проблемы этногенеза иранских племен, персидская хронология.

    Одна из основных проблем ранней истории иранских народов Передней Азии, весьма важная и для истории ираноязычных народов, обитавших на иных территориях, а также ряда индоевропейских народов, — это вопрос о путях проникновения западноиранских племён в Переднюю Азию. Они могли прийти сюда либо с востока, из Средней Азии и соседних с ней районов (точка зрения большинства исследователей), либо с севера, через Кавказ.

    Многочисленная группа ученых занимается изучением отдельных регионов — сатрапий Персидской державы, а также проблемой греко-персидских взаимоотношений.

    Большой интерес вызывает учение зороастризма и священная книга «Авеста». В Индии, где и сейчас имеются зороастрийские общины, также создана школа историков-религиоведов, занимающихся этой проблемой.

    Средняя Азия.

    Для изучения древних периодов Средней Азии особое значение имеет священная книга зороастрийцев «Авеста». Она представляет собой соединение частей, возникших в разное время, и многие ее места еще не вполне ясны. Древнейшей частью Авесты являются так называемые Гаты — ритмические проповеди Заратустры, относящиеся самое позднее к VII в. до н. э. К древнейшим периодам относятся также Яшты — гимны различным богам древнеиранского пантеона. В остальных авестийских произведениях сохранились, в частности, мифы и эпические предания древнеиранских племен.

    Так же как для истории Ирана, для изучения Средней Азии важны сведения античных авторов. Эпические предания восточноиранских народов частично известны нам из сочинения древнегреческого автора Ктесия «Персидская история». Но наиболее надежны, хотя и очень кратки, сообщения Геродота.

    Что же касается соображений о переселении иранцев в Иран, а также о распространении из областей к востоку от Каспия всех иранских племен, из чего исходит и теория среднеазиатской родины иранцев, то обе эти теории, в свою очередь, используются при аргументации тезиса о распространении тех или иных арийских и иранских народов с указанных территорий.

    Помимо этих соображений и связи с теорией об арийской родине положение, о происхождении иранцев из Средней Азии и соседних районов основано, прежде всего, на трактовке материалов Авесты. Но независимо от вопроса о предыстории авестийских текстов (остающегося ещё совершенно неясным) данные её разделов, упоминающих реально отождествляемые географические единицы, отнюдь не указывают на область первоначального распространения ираноязычных племён.

    Проблемы происхождения Авесты и прародины иранцев вовсе не равнозначны (впрочем, подобные данные Авесты не должны обязательно свидетельствовать и об области раннего распространения предков носителей авестийского диалекта). Так, создание авестийского гимна Митре, в котором упоминаются некоторые области юга Средней Азии и севера Афганистана, датируют V в. до н.э., а первая глава Видевдата (с известным списком стран, начинающимся с Аирьянем-Ваэджо) определённо ещё более поздняя, с достаточным основанием ее относят к парфянскому времени (попытки найти в этом списке западноиранские области, очевидно, необоснованны; но зато в нем упоминаются области по Инду, и уже из этого следует, что страны списка — не территории раннего распространения иранских племён; что касается Аирьянем-Ваэджо, о которой, в частности, сообщается, что в ней два месяца лето и десять месяцев зима, то и по другим данным она должна рассматриваться как мифическая страна на далеком севере, во всяком случае, первоначально не имевшая никакого отношения к Средней Азии).


    1. Основные проблемы истории и культуры Ахеменидской державы.


    Право.

    В ахеменидское время египетское право впервые вступило в контакт с вавилонским и стало испытывать его влияние. По мнению польского историка права Р. Таубеншлага, египетское право заимствовало много элементов вавилонской юриспруденции. Однако некоторые ученые счи­тают, что пока нет бесспорных данных, свидетельствующих о влиянии вавилонского права на египетское.

    Сельское хозяйство.

    Основной отраслью производства в большинстве стран Древнего Во­стока было сельское хозяйство. В исторической науке неоднократно вы­сказывалось мнение, что при Ахеменидах царь, по крайней мере, теоре­тически, считался юридическим собственником всей земли в державе. Однако, судя по источникам, в ахеменидское время еще не существовало теории о верховной собственности на землю. Во всяком случае, землю свободно, без разрешения царской администрации, продавали, заклады­вали, дарили и т. д.

    Экономика.

    Особо следует упомянуть одиннадцать томов «Ахеменидской истории» (в основном на английском языке), опубликованных в 1987-1990 гг. В них представлены результаты международных симпозиумов под руководством голландского специалиста по древней истории Хелен Санчиси-Веерденбург. В первом томе ставится вопрос: находилась ли Ахеменидская дер­жава в состоянии упадка на протяжении последнего столетия ее суще­ствования, т. е. приблизительно в 450-330 гг. до н. э.? Историки, архео­логи, ассириологи, египтологи и библеисты отвергают уже устоявшийся в науке взгляд об упадке экономики, социальных институтов и культуры в позднеахеменидский период.

    Религия.

    До сих пор ученые расходятся в трактовке проблемы религиозной при­надлежности ахеменидских царей. В западной науке Э. Мейер, Р. Кент, A. Т. Олмстед и некоторые другие ученые считают Ахеменидов зороастрийцами. Г. Виденгрен, Ж. Дюшен-Гийльмен, Дж. Камерон отрицают идентичность религии Ахеменидов с зороастризмом. В отечественной науке B. И. Абаев и И. М. Дьяконов называют ахеменидских царей зороастрийцами, а по мнению В. В. Струве, их религия отличалась от зороастрийской.

    Однако такие разногласия в трактовке данного вопроса зачастую вы­званы тем, что Авеста — памятник многослойный, и между ее различны­ми частями имеются существенные противоречия. Как отмечает И. М. Дья­конов, необходимо различать учение самого Зороастра, религию, кото­рая нашла отражение в Младшей Авесте, и официальную веру в Иране сасанидского времени. В VI—V вв. в Иране зороастризм еще не стал догма­тической религией с твердо зафиксированными нормами, и поэтому по­являлись различные модификации нового религиозного учения. Исходя из таких предпосылок, можно полагать, что религия ахеменидских пра­вителей была одной из форм раннего зороастризма.


    1. Политическая организация Персидской державы и ее развитие при первых Ахеменидах.


    В конце VI в. до н.э. крупнейшим государством Ближнего Востока становится держава Ахеменидов, объединившая в результате успешных завоевательных войн территории Месопотамии, Восточного Средиземноморья, Египет, северо-восточную часть Индии. Во главе ее стал персидский царь Кир II (558-530 до н.э.) из рода Ахеменидов.

    Для управления таким огромным государством, включавшим множество стран с различным уровнем социально-экономического развития, необходимы были специальная структура государственного аппарата и организация внутренней жизни, которая была создана в результате проведения в конце VI в. до н.э. административно-финансовых реформ царя Дария I (522-486 до н.э.).

    Все государство было разделено на 20 административно-податных округов, называвшихся сатрапиями. Во главе каждого округа стоял сатрап, выполнявший гражданские функции. Армия каждого округа находилась в ведении военачальника, подчинявшегося непосредственно царю. Существовали также отдаленные провинции, в повседневную жизнь которых персидская администрация вмешивалась редко, осуществляя управление с помощью местных правителей.

    Дарий ввел новую систему государственных налогов: все сатрапии обязаны были платить серебром, установленную для каждой из них, подать, которая определялась с учетом оценки обрабатываемой земли. Для управления страной был создан большой центральный аппарат во главе с царской канцелярией, административным центром державы стал город Сузы (бывшая столица Элама).

    В VI в. до н.э. еще до персидского завоевания в Лидийском царстве начали чеканить первые в мире монеты, и Дарий I ввел общую для всей державы денежную единицу – дарик. Впрочем, вне пределов Малой Азии персидские монеты играли второстепенную роль в торговле, в основном использовались слитки нечеканного серебра.

    В период существования государства Ахеменидов очень широкое развитие получила международная торговля, поскольку в составе одного государства оказались различные по природным, климатическим условиям страны, между которыми были установлены регулярные контакты, налажены морские и караванные пути.

    В первой половине V в. до н.э. Ахемениды пытаются расширить свою экспансию на запад идут – греко-персидские войны. Однако небольшие греческие города-государства сумели противостоять огромной державе и изгнали персов с Балканского полуострова.

    В 334 г. до н.э. Александр Македонский (356-323 до н.э.), добившийся господства над Грецией, начинает поход против Персии и в 329 г. до н.э. захватывает все ее владения. Ахеменидское государство прекращает свое существование, войдя в состав державы Александра Македонского.

    После смерти Александра в 323 г. до н.э. его громадная империя распадается на множество эллинистических государств: Египет при Птолемеях, государство Селевкидов, Пергамское царство, Понтийское царство и др. В дальнейшем (в конце 1 тыс. до н.э.) почти все эллинистические государства оказались в составе двух держав – Рима и Парфии, Парфия (первоначально области к юго-востоку от Каспийского моря) отпала от государства Селевкидов в середине III в. до н.э., вскоре ее захватили кочевники парны, которые поставили в зависимость местное оседлое население: крестьяне, объединенные в общины, были прикреплены к земле, обработка которой рассматривалась как государственная повинность.

    Во II в. до н.э. Парфия включает в свой состав значительную часть Средней Азии, Ирана, Месопотамию и превращается в мировую державу, наследницу государства Ахеменидов – его политического могущества, а в какой-то мере и культуры.


    1. Иерусалимская гражданско-храмовая община в эпоху Ахеменидов.


    Своеобразный социально-политический организм, названный в отечественной научной литературе «гражданско-храмовой общиной», был широко распространен во всех западных сатрапиях Ахеменидской державы. Многочисленные гражданско-храмовые общины существовали в Малой Азии (Комапа, Зела, Ольба и др.), Армении (Тордан, Анн и др.), Вавилонии (Вавилон, Ниппур, Урук и др.), Сирии (Бамшгка, Эмеса и др.)) Финикии (Тир, Си дон, Бпбл, Арвад и др.) и Палестине. Палестинская община наиболее полно отражена в исторических источниках ахаменидского времени, поэтому далее мы остановимся подробнее именно на ней.

    Зарождение гражданско-храмовой общины было обусловлено главным образом эволюцией и взаимосвязью двух секторов экономики — государственного и общинно-частного в державе Ахеменидов в целом и в каждой ее составной части в отдельности.

    Установление господства Ахеменидов в Передней Азии повлекло за собой заметное увеличение и до того обширного царского земельного фонда за счет захвата земель побежденных правителей и знати. На царских землях работали десятки и сотни рабов из чужеземцев — курташ или гарда, а часть царской земли сдавалась в аренду.

    Много земель Ахемениды раздавали персидским вельможам, крупным чиновникам и лицам, оказавшим царям услуги.

    Царские хозяйства, поместья знати, поселения зависимых земледельцев и наделы воинов-наемников в своей совокупности образовывали государственный сектор экономики, которому противостоял общинно-частный сектор. В общинно-частный сектор входили территории полисов, например в Малой Азии, где часть земли находилась в частной собственности граждан, а другая — в совместной собственности всего гражданского коллектива. К этому сектору относились также многочисленные общины свободных земледельцев и обширные храмовые хозяйства, а также племена.

    Естественно, что в таких условиях лучше можно было развивать частные ремесленные и земледельческие хозяйства, успешнее заниматься торговлей, чем на царской земле. К этому стремилась не только верхушка царских людей, но и храмовые люди, вообще все, кто мог рассчитывать на развитие своего хозяйства, особенно товарного.

    Поэтому вполне естественным было желание многих жителей обособиться от государственного сектора. Такое обособление могло осуществляться путем присоединения к храмам, а срастание городской общины с храмом образовало новую структуру — гражданско-храмовую общину, которая в условиях быстрой урбанизации становилась единой организацией для бывших общинников и бывших царских людей, пользовавшейся также поддержкой персидских царей.

    Доказательство тому — эдикт Кира II от 539 — 538 г. до н.э. Этот эдикт разрешил желающим из иудеев, переселенных в Нижнюю Месопотамию, возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм.

    В таких условиях естественным центром собирания репатриантов и примкнувшей к ним части местных жителей стал восстанавливаемый по приказу персидских царей и опекаемый ими Иерусалимский храм, а складывавшаяся община постепенно приобретала очертания гражданско-храмовой. В её развитии в VI — IV вв. до н.э. можно выделить два периода: ранее середины V в. до н.э.— возникающая община, после середины V в. до н.э. — оформившаяся община.

    Как уже говорилось, это, пожалуй, единственная гражданско-храмовая община, хорошо документированная в источниках, что позволяет проследить на ней как на «модели» сложный процесс становления и развития этого своеобразного социально-политического организма.

    Община занимала шесть отдельных районов, которые, однако, и теперь не образовывали компактной территории. Между районами обитания общинников имелись поселения, в которых жили люди, по принадлежавшие к общине, а некоторая часть общинников, в свою очередь, обитала вне основных территорий общины. Члены гражданско-храмовой общины делились на две четко разграниченные группы — нежрецов и жрецов.

    Нежреческая часть общинников включала в себя до середины V в. до н.э. 17, а позже— 32 коллектива, названных бет-абот («отцовский дом»). Бет-абот характеризовался большим численным составом (около тысячи мужчин) и сложной внутренней структурой, ибо включал многочисленные семьи, родственные по мужской линии.

    У каждого бет-абота была своя родословная и свое название, которое входило также в полное наименование каждого члена общины. Принадлежность человека к бет-аботу выражалась словом «сын», а слово «брат» обозначало всех членов данного коллектива, связанных обязанностью взаимопомощи, коллективной ответственностью и т.д. У руководства бет-абота стоял «глава», имевший права контроля над семьями в коллективе, могущий распоряжаться их трудом и, возможно, частью доходов.

    Жречество, состоявшее в палестинской гражданско-храмовой общине из священников, храмовых, певцов и привратников, по своей численности и удельному весу играло на первых порах второстепенную роль. Но после середины V в. до н.э. положение жречества коренным образом изменилось: количество бет-аботов священников возросло в три раза, левитов — в четыре, а соотношение между численностью нежрецов и жрецов, бывшее до середины V в. до н.э. 5,4:1, стало позже 1:1,2.

    В оформившейся палестинской, как и в других гражданско-храмовых общинах, жречество играло ведущую роль. Весь земельный фонд палестинской гражданско-храмовой общины находился в неотчуждаемой собственности бет-абота. Земля каждого бет-абота была разделена на наделы (в основном средние и мелкие), находившиеся и наследственном, но отчуждаемом внутри бет-абота владении семей данного коллектива.

    Аналогичными были аграрные порядки и в других, гражданско-храмовых общинах, но в отличие от Иерусалимского храма, не имевшего особой собственной земли и хозяйства, храмы в других общинах (Уруке, Сиштаре, Комане и др.) являлись собственниками части земли общины. Эту землю они сдавали в аренду членам общины и лишь частично эксплуатировали сами, организовав на них большие храмовые хозяйства.

    Члены палестинской гражданско-храмовой общины, объединенные в бет-абот, составляли относительно однородную массу свободных и полноправных людей.


    1. Источники по истории и культуре Древней Индии. Отечественная типология и ее вклад в изучение истории Древней Индии.


    Как уже отмечалось нами, пока трудно утверждать наличие определенной преемственности между индской цивилизацией и последующей историей Индостана. Может быть, за это ответственны и ограниченность источников, и их недостаточная изученность. Да и характер источников различен. Если для III—II тысячелетий до н.э. почти единственным источником наших знаний о древней Индии являются данные археологии, то для конца II и первой половины I тысячелетия решающее значение сохраняют данные литературных памятников. К тому же и относятся они в основном к другой исторической области — Гангской.

    Эти памятники — древнейшая индийская религиозная литература. Она состоит из сборников религиозных гимнов, жертвенных и магических формул, описаний ритуала, толкований и комментариев на священные тексты, но индийцами объединяется одним наименованием — Веда («знание»); в современной науке это название применяется обычно во множественном числе — «Веды». Период первой половины I тысячелетия до н.э., к которому относятся «Веды», часто называется в науке «ведическим». Разумеется, эта литература дает больше всего сведений о религиозных верованиях, но содержит данные и о культуре и экономике; данные же о политической истории крайне редки и разрозненны. Сильно снижает ценность источника неопределенность датировки отдельных частей «Вед». Все же большинство исследователей согласны в том, что мифологические части «Вед» — санхиты (древнейшая санхита — «Ригведа») —созданы в XI—IX вв. до н.э., объяснения ритуала (брахманы) — в VIII—VII вв. до н э. и древнейшие толкования религиозно-философского характера (араньякц, и упанишады)— в середине и конце I тысячелетия до н.э. Конечно, для историка это слишком широкие пределы, чтобы можно было делать выводы, которые удовлетворили бы всех.

    К I тысячелетию до н.э. относятся памятники древнеиндийского эпоса, использование которого историком связано с чрезвычайно большими методологическими трудностями.

    Отечественная типология и ее вклад в изучение истории Древней Индии.

    Изучение индийских древностей совпало с началом исследования проблем сравнительного языкознания, существенной частью которого была санскритология, хотя интерес к Индии и ее культуре возник гораздо раньше. В 1811 г. известный петербургский ученый-лингвист Ф. Аделунг написал работу «О сходстве санскритского языка с русским»; в 1830 г. он же выпустил на немецком языке книгу «Опыт литературы санскритского языка», в которой дал описание 350 санскритских сочинений и подробный обзор работ западноевропейских индологов (в 1832 г. книга была издана в Оксфорде на английском).

    В 1818 г. при Академии наук был основан Азиатский музей, ставший центром востоковедных исследований. С 30-х годов XIX в. академия наук начинает уделять внимание подготовке санскритологов.

    Для развития мировой санскритологии было немало сделано О. Бётлингом. Составленный им в сотрудничестве с йенским профессором Р. Ротом семитомный санскритско-немецкий словарь (в науке за ним утвердилось название «Санкт-Петербургский») считается до сих пор наиболее капитальным изданием подобного рода.

    Плодотворной была научная деятельность К. А. Коссовича. Он перевел ряд памятников санскритской словесности (эпос, пурины, драмы и т. д.), в 1854 г. начал печатать санскритско-русский словарь, в 1858 г. приступил к преподаванию санскрита и Петербургском университете. К. А. Коссович активно выступал за широкое изучение этого языка в России, подчеркивал важность санскритологии для понимания закономерностей развития культуры не только Востока, но и Европы.

    Развитие древнеиндийской филологии, которая в течение длительного периода оставалась ведущим направлением отечественной индологии, подготовило предпосылки для обращения к другим темам, касающимся прошлого Индии. Монография В. Ф. Миллера «Очерки арийской мифологии в связи с древней культурой» в значительной своей части была посвящена условиям материального производства и общественным отношениям в ведийскую эпоху.

    Особое место в русской индологии заняло изучение буддизма. Объяснялось это пониманием роли буддизма в древности и в новое время, всеобщим интересом к нему в научных и общественных кругах во второй половине XIX в. и существованием в России областей с населением, исповедующим буддизм (Калмыкия, Бурятия). Главный труд И. П. Минаева «Буддизм. Исследования и материалы» (СПб., 1887) получил мировое признание.

    Широту научных интересов демонстрирует творчество С. Ф. Ольденбурга. По его инициативе была создана «Библиотека буддика», принесшая славу отечественной буддологии. Он занимался также древнеиндийской мифологией, литературой, религией, искусством, исследовал древние памятники индийской культуры в Центральной Азии, обнаруженные русскими экспедициями, в том числе уникальные индийские рукописи.

    После 1917 г. начался качественно новый этап в изучении Индии, Пробуждается интерес к вопросам гражданской истории и социально-экономическим отношениям в древности; памятники литературы и искусства рассматриваются с позиций историзма.

    По инициативе ученого в 1930 г. в Институте востоковедения ЛИ СССР, который он в то время возглавлял, приступили к переводу «Артхашастры» на русский язык. Была создана специальная группа под руководством Ф. И. Щербатского, и уже в 1932 г. основная часть работы была завершена (перевод I Отдела трактата осуществил сам С. Ф. Ольденбург).

    Серьезное внимание уделялось в эти годы вопросам методологии. Решающим было освоение советскими индологами теории исторического материализма.

    Под влиянием марксизма в советской индологии возрос интерес к изучению нового и новейшего периодов истории Индии (в дореволюционное время не получившее развития), причем в процессе этого изучения все отчетливее выяснялось, в какой огромной мере настоящее Индии коренится в ее далеком прошлом.

    С середины 40-х годов изучению древней Индии стали уделять специальное внимание. В ряде случаев (например, при составлении учебных пособий) о ней иногда приходилось писать неиндологам. В послевоенный период начали публиковать работы советские ученые, сделавшие рассмотрение проблем древней Индии своей специальностью. Первой такой работой была небольшая монография А. М. Осипова «Краткий очерк истории Индии до X века» (М., 1948).

    В последующие десятилетия серьезное внимание уделялось изучению политической истории, хозяйственной жизни и общественно-экономических отношений, сословно-кастового и государственного строя. Этими проблемами активно занимаются Л. Б. Алаев, А. А. Вигасин, Б. М. Медведев, А. М. Самозванцев. Традиции в области изучения древнеиндийской культуры и религии успешно продолжают Ю. М. Алиханова, В. Я. Васильков, В. В. Вертоградова, П. А. Гринцер, И. Д. Серебряков, Э. Н. Темкин, В. Г. Эрман и др. Усилиями О. Ф. Волковой, Т. Я. Елизаренковой, В. И. Кальянова, С. Л. Невелевой, Б, В. Смирнова, В. Н. Топорова и других были полностью или частично переведены и опубликованы многие памятники древнеиндийской литературы — «Ригведа», «Атхарваведа», наиболее важные упанишады, многие части эпических поэм «Махабхарата» и «Рамаяна», политический трактат «Артхашастра», буддийский текст «Дхаммапада», сборник избранных произведений прославленного Калидасы, некоторые драмы, сборник нравоучительных рассказов «Панчатантра» и санскритских джатак «Джатакамала», новое, исправленное издание перевода «Законов Ману». Расширяется круг тем по истории, филологии и лингвистике. Проводятся археологические раскопки в Средней Азии, уже давшие ценные свидетельства о связях ее народов с Индией в далеком прошлом. В целом русские индологи развивают лучшие традиции отечественной науки.


    1. Основные проблемы истории и культуры Древней Индии.


    Общественный строй.

    Пока ученые имеют мало сведений об общественном строе и культуре индийских городов. Дело в том, что еще не расшифрована пись­менность древних индцев. Но сегодня известно, что в III и пер­вой половине II тысячелетия до н. э. в долине Инда было еди­ное государство с двумя столицами. Это Хараппа на севере и  Мохенджо-Даро на юге. Жители делились на несколько общественных классов. Точно не известно, кто управлял госу­дарством. Но большую роль играли жрецы.

    Литература.

    Значительная часть первоисточников по истории Древней Индии безвозвратно погибла. Многие произведения, древнеиндийской литературы были написаны на березовой коре или на пальмовых листьях и не выдержали неблагоприятных условий климата, более влажного, чем в Египте (где мог сохраняться такой хрупкий материал, как папирус). Уцелели в подлиннике лишь те тексты, которые были вырезаны на камне, а их обнаружено сравнительно немного.

    К счастью, санскрит в отличие от большинства древневосточных языков никогда не забывался, и литературная традиция на протяжении тысячелетий не прерывалась. Те произведения, которые считались ценными, систематически переписывались (так же как еврейская Библия или иранская Авеста) и дошли до нас в поздних копиях, причем и здесь не обходилось дело без дополнений и искажений.

    Хуже всего обстоит дело с древнеиндийскими летописями. От них почти ничего не осталось, если не считать отрывков, включенных в более поздние средневековые хроники.

    Архитектура.

    Что касается древнеиндийской архитектуры, то ее развитие имеет некоторые особенности. Дело в том, что никакие памятники материальной культуры Древней Индии, включая архитектурные, существовавшие до III в. до н.э., не сохранились и не дошли до наших дней. Это объясняется тем. что в тот период основным строительным материалом служило дерево, которое не выдержало испытания временем. Только в III в. до н.э. в строительстве начинается использование камня, и с этого времени многие архитектурные сооружения уже сохраняются. Поскольку господствующей религией в этот период был буддизм, постольку основными памятниками являются буддийские сооружения: ступы, стамбхи, пещерные храмы.

    Цивилизация.

    Вопрос о причинах гибели хараппской цивилизации (Хараппская цивилизация (середина III — 1-ая половина II тыс. до н.э.) — древнейшая цивилизация долины Инда, названа по имени крупнейшего города — Хараппы (другим ее известным центром являлись Мохенджо-Даро и Калибанган). Хараппцы строили благоустроенные каменные города, с развитой системой канализации. В этническом плане хараппцев часто причисляют к дравидам — современному неиндоевропейскому населению Индии) ясен не до конца.

    В Северной Индии во втором тысячелетии до нашей эры распространились индоарийские языки, носители которых, называвшие себя «ариями», пришли в страну через Кавказ из южнорусских степей. Говорить об «арийском завоевании» Индии неправомерно, ибо, по-видимому, проникновение и расселение ариев носило длительный, постепенный и волнообразный характер. Самоназвание племен «арья» имеет несколько значений: «чужак, пришелец, иноземец», «гостеприимный», «благородный, свободный человек».


    1. Индия в конце II - начала I тысячелетия до нашей эры.


    Наиболее заметным событием в политической области было образование государств общеиндийского характера, а в области идеологии — оформление буддизма. В основе этих событий лежали не столь заметные на первый взгляд сдвиги в сфере материального производства и социальных отношений.

    Выяснение их составляет труднейшую задачу для историка, так как ни одна из равных по значению древних цивилизаций не оставила после себя столь скудных источников для изучения.

    Для рассматриваемого периода появляются, правда, данные эпиграфики и нумизматики (и те и другие, впрочем, немногочисленны), свидетельства античных писателей. Но огромная по объему религиозная и полурелигиозная литература содержит очень немного исторических данных и все еще часто датируется очень приблизительно; отсутствуют исторические хроники, политические и хозяйственные документы дворцовых и частных архивов, точно датированные памятники действующего законодательства и т.д. Эти невыгодные для древнеиндийской историографии условия надо постоянно иметь в виду.

    К середине I тысячелетия до н.э. подвижность населения — следствие освоения долины Ганга — прекращается и сменяется состоянием относительной стабильности. В это время в Северной Индии насчитывалось несколько десятков небольших и до 16 более крупных государств. В борьбе за преобладание наибольшее значение приобрели Кошала (в современном штате Уттар Прадеш) со столицей сначала в Айодхье, а затем в Шравасти, и Магадха (в южной части современного штата Бихар) со столицей сначала в Раджагрихе (совр. Раджгир), затем в Паталипутре (ныне Патна). Между ними в основном и развернулась борьба за политическую гегемонию. В начале V в. до н.э. при магадхском царе Аджаташатру она закончилась победой Магадхи, постепенно усиливавшейся все более и более и в IV в. до н.э. ставшей ядром империи Нандов, объединившей все государства долины Ганга и, возможно, часть Южной Индии в одно политическое целое.

    Сведения об империи Нандов не только скудны, но и сбивчивы. А между тем она представляет собой, вероятно, интереснейшее явление в древнеиндийской истории. Все более поздние источники с редким единодушием отзываются о царствовавшей в ней династии с ненавистью и презрением, причисляют ее к шудрам (т.е. представителям самого «низкого» общественного слоя), а её основателя Уграсену Нанду называют сыном цирюльника. Около 345 г. до н.э. он сверг царя Магадхи и воцарился сам. Такое чрезвычайное при существовавшей в то время социально-психологической атмосфере событие не могло остаться простым эпизодом придворной хроники, и Уграсена встретился с сильнейшим противодействием в кругах господствующей знати; это видно из того, что о нем осталось воспоминание как о яром враге и истребителе кшатриев (родовитой знати). Вместе с тем ясно, что Уграсена должен был не только обладать выдающимися качествами государственного деятеля, но и опираться на какие-то оппозиционные господствующей знати общественные слои, иначе ему не удалось бы долго продержаться. А он не только продержался, но и подчинил военным путем огромную территорию в долине Ганга, создал государство, на которое не решились напасть в 327 г. до н.э. даже войска Александра Македонского, победоносно промаршировавшие до этого по всему Ближнему и Среднему Востоку. Но никаких данных, которые бы позволили представить картину происходивших событий и судить об их социальном характере, в нашем распоряжении нет.

    Северо-Западная Индия на протяжении VI — IV вв. до н.э. состояла из большого числа мелких государств. Территории к западу от Инда в конце VI в. до н.э. вошли в состав империи Ахеменидов. Возможно, что власть персидских царей распространялась и на какие-то территории к востоку от Инда, но как далеко в глубь страны, это даже приблизительно указать невозможно.

    Александр Македонский после разрушения империи Ахеменидов и отпадения бывших индийских сатрапий этой империи в 327 г. до н.э. вторгся в глубь страны. Некоторые из расположенных здесь государств подчинились добровольно, другие же оказали ожесточенное сопротивление. Хорошо известно, какой трудной для Александра оказалась, например, его победа над одним из пенджабских царьков — Порой. Обескураженные этим сопротивлением и трудностями похода, воины Александра отказались последовать за ним, когда он вознамерился напасть на империю Нандов, о могуществе которой греко-македонцы были много наслышаны; им было известно, что на левом берегу Ганга их ожидает армия в 200 тыс. воинов пехоты, 80 тыс. всадников, 8 тыс. колесниц и 6 тыс. слонов, т. е. более чем десятикратно превышающая войско Пора.

    В 325 г. до н.э. Александр ушел из Индии, оставив в завоеванной части страны подчиненных правителей и греко-македонские гарнизоны.


    1. Индия в VI – IV веках до наше эры: возвышение Магадхи. Держава Маурьев (IV – II века до нашей эры).


    До VI в. до н.э. северная Индия делилась на множество царств, в одном только бассейне Ганга насчитывалось 16 мелких государств. Одно из них Магадха с VI в. до н.э. быстро усиливается и расширяется. Его царь Бимбисара 543-491 гг. до н.э. овладевает устьем Ганга и доходит до Бенгальского залива, а его преемники включают в свои владения весь бассейн этой священной реки и прилегающие к нему горные местности.

    В западной Индии дробление сохранилось дольше. Это облегчило захваты Ахеменидов, а позднее Александра Македонского, который за два года 327-325 гг. до н.э. овладел всей западной Индией и спустился до устья Инда. Греко-македонское господство на берегах инда оказалось кратковременным. Широкое народное движение против западных завоевателей возглавил выдающийся индийский деятель Чандрагупта.

    Показательно, что он не принадлежал к царскому роду и даже если верить одному из преданий, распространяемому его врагами принадлежал к презираемой варне шудр. Чандрагупта выдвинулся на службе царя Магадхи Дхана Нанды, последнего представителя династии Нандов. Впав в немилость, он бежал в Пенджаб, где встречался с Александром Македонским. Вернувшись в Магадху, Чандрагупта овладел престолом. Он правил с 321 по 298 г. до н.э. и явился основателем могущественной державы Маурья.

    Столицей е был город Паталипутра. Чандрагупте удалось объединить всю северную Индию. Греко-македонские гарнизоны были изгнаны из долины Инда. Воспользовавшись, распрями между наследниками Александра Македонского, которые не могли мирно поделить между собой его державу, Чандрагупта вступил в соглашение с одним из них Селевком. Получив от него в жены дочь и подарив ему за это 500 боевых слонов, индийский царь обеспечил свою западную границу, присоединив горные местности, примыкающие к долине Инда в пределах современных Афганистана и Белуджистана.

    Завоевательная политика продолжалась и при преемниках Чандрагупты, в особенности при его внуке Ашоке 273-236 гг. до н.э. При нем было покорено царство Калинга в южной Индии. В этой завоевательной кампании, если верить надписям Ашоки, было убито 100 000 человек и уведено в плен 150 000. В огромной державе Маурья, охватившей почти всю Индию, за исключением самой южной окраины, можно проследить значительные экономические сдвиги.

    В широком масштабе применяется искусственное орошение с помощью водоподъемных колес. Некоторые поля засеваются два раза в год. Развивается городская жизнь. В Паталипутре и других центрах скапливаются ремесленники, которые обслуживают царя и знать, вырабатывая для них предметы роскоши. Некоторые изделия особенно хлопчатобумажные ткани, а также металлические предметы вывозятся в эллинистические государства. Завязывается также торговля с Цейлоном и странами Юго-Восточной Азии. Развивается монетное дело первые серебряные монеты появились в Индии несколько раньше в V в. до н.э. В торговле большую роль играл сам царь, захвативший в свои руки монополию на продажу соли, хмельных напитков, жемчуга и других товаров.

    Засвидетельствованы крупные царские поместья и мастерские с широким применением рабского труда. Большинство производителей, однако, составляли земледельцы, объединенные в сельские общины. Последние отличались особенной устойчивостью. Чандрагупта и его преемники создали для управления своей огромной державой сложную бюрократическую систему, на содержание которой требовались огромные средства. На плечи земледельцев и ремесленников ложились самые разнообразные налоги и повинности, не говоря о бесчисленных незаконных сборах и взятках.

    Как говорили тогда, невозможно уследить за тем, сколько средств присвоит себе чиновник, так же как нельзя установить, сколько выпьет воды рыба.


    1. Культура Индии и ее историческое значение.


    Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Достижениями древних индийцев в самых различных областях — литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Особенно значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на дальнем востоке.
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


    написать администратору сайта