Главная страница
Навигация по странице:

  • Восточное Чжоу: период Чуньцю и Чжаньго.

  • Ханьский период был своего рода кульминацией культурных достижений Древнего Китая.

  • Вопросы по истории древнего мира Бунин. История Древнего Мира


    Скачать 1.23 Mb.
    НазваниеИстория Древнего Мира
    АнкорВопросы по истории древнего мира Бунин
    Дата12.02.2020
    Размер1.23 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаIstoria_Drevnego_Mira_s_voprosami_po_distsipline_k_ekzamenu.doc
    ТипДокументы
    #108143
    страница23 из 24
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

    Период Западного Чжоу.

    В конце II тысячелетия до н. э. на смену цивилизации периода Шан (Инь) приходит цивилизация периода Чжоу. Правители Чжоуского государства носили родовую фамилию Цзи. Родоначальником чжоусцев был Хоу-цзи.

    В Китае, как в большинстве стран древнего мира, не существовало единой системы летосчисления. В основном даты обозначались по годам правления верховного правителя. В связи с этим при изучении истории древнего Китая указанного периода имеются значительные трудности в установлении хронологической последовательности. Начиная только с конца IV в. до н. э., в древнем Китае появляется относительно достоверная хронология исторических событий.

    Этот род был большой. За весь период правления многие представители этой династии оставили значительный след в истории Китая.

    Вэнь-ван, У-ван, Цзи Ли и Чан были талантливыми правителями и полководцами, периоды их правления — это периоды борьбы с государством Шан, господство которого было сокрушено, а само оно уничтожено.

    Западное Чжоу было самым передовым государством на территории Китая в тот период. По уровню экономического, политического и социально-культурного развития ему не было равных. Многие жители соседних государств бежали в Чжоу в поисках лучшей жизни. Их привлекала справедливая политика чжоуских правителей и более передовые порядки, существующие во всех областях жизни Западного Чжоу.

    При первых правителях чжоуское государство представляло собой небольшое племенное образование с примитивной организацией. Постепенно с расширением границ государства совершенствовалась система его управления. При правители Гу-гуне Дань-фу вокруг городов стали возводиться городские крепостные стены, строиться дома, была введена новая территориальная единица для расселения людей — “и” (поселение), отдавшихся под власть Чжоу. Были преобразованы старые обычаи племен, создана новая система управления, введены чины, применена совместная обработка земли. Таким образом были заложены основы сильного Чжоуского государства. Преемники Гу-гуна Вэнь-ван и У-ван продолжили его дело. Чжоу усилилось до такой степени, что уничтожило великое государство Шан (Инь).

    Последующие правители, опираясь на ранее существовавшую систему Чжоуского государства, переняв многие передовые формы управления государства Шан (Инь), выработали свою систему правления. Благодаря введению прогрессивной для того времени системы землепользования, умелому сочетанию различных форм хозяйствования, соблюдению режима экономии, проведению разумной внешней и внутренней политики Чжоуское царство из небольшого превратилось в огромное мощное государство.

    Правителями Чжоу были введены запреты на употребление вина и на охоту, чжоусцев, которых уличали в употреблении вина, хватали и отсылали в столицу Чжоу, где сами правители предавали их казни. Были введены порядки, по которым представители одного рода не могли вступать в брак между собой. Члены одной родовой фамилии, хотя они и находились в разных владениях и княжествах, считались братьями. Носители же других родовых фамилий считались племянниками и дядями, между ними существовало кровное родство и благодаря этому росло взаимное сближение между родами. Среди простого люда, в результате браков между представителями разных фамилий, устанавливались родственные связи такого же порядка. Таким образом, вся организация чжоуского общества была основана на родовых и брачных связях.

    Принимались законы, в которых всем членам общества вменялось в обязанность почитать своих родителей и братьев. Нарушители подвергались суровому наказанию, вплоть до смертной казни.

    Чжоуская династия определила пять высших титулов для знати — “гун”, “хоу”, “бо”, “цзь”, “нань” и пять родов владений — “хоу”, “дань”, “нянь” и “вэй”, которые считались внешними, и “цай” — считавшееся внутренним.

    Представители администрации, знать, все, кто получал титул и владение, обязаны были в установленные сроки являться ко двору правителя с подношениями. Был разработан специальный церемониал, который проходил в торжественной обстановке, с вручением подарков и грамот. Неправильное соблюдение этикета при поднесении даров означало неуважение и оскорбление династии и было равнозначно отказу от подношения даров.

    Чжоуское царство по размерам было обширным. Чтобы им управлять, территория была поделена на княжества, которые жаловались представителям знати. Как такового централизованного государственного аппарата создано не было.

    Для укрепления целостности Чжоуского государства и предотвращения нападений кочевых племен цари создали вдоль границ опорные пункты. В этих местах земельные пожалования получали только крупнейшие аристократы чжоуской династии.

    В эпоху Западного Чжоу насчитывалось 3 тыс. различных преступлений, которые соответствующим образом наказывались. Наказания подразделялись на пять видов: “мосин” (клеймо тушью на лице) — за тысячу различного рода провинностей, “исин” (отрезание носа) — также за тысячу различных провинностей, “фэй-син” (отрезание ног) — за 500 провинностей, “гунсин” (кастрирование для мужчин и превращение в рабынь-затворниц женщин) — за 300 провинностей и “дапи-син” (отрубание головы) — за 200 провинностей.

    В Западном Чжоу сохранились многие старые обычаи, среди них жертвоприношения и поклонения предкам. Эти обряды совершались под руководством жрецов и гадателей, которые играли видную роль в жизни чжоуского общества.

    В целом чжоуское государственное объединение было рабовладельческим государством и имело свой аппарат управления, свое чиновничество, свои уголовные законы, тюрьмы, войско, свои религиозные представления, свою идеологию. В истории развития китайского общества эпоха Западного Чжоу по значению является важным историческим периодом.


    1. Китай в периоды Чуньцю и Чжаньго: основные проблемы истории и культуры. Возникновение конфуцианства. Особенности раннего конфуцианства.


    Восточное Чжоу: период Чуньцю и Чжаньго.

    Период Чуньцю (770—476 гг. до н.э.) — Чжаньго (475—221 гг. до н.э.) является периодом крупных изменений, когда в китайском обществе происходил переход от рабовладельческого к феодальному строю. Резкая смена общественных формаций привела к возникновению на идеологическом фронте течения, выступавшего за свободу идей, создание новой обстановки «соперничества всех школ», представлявшихся множеством новых философов, в результате чего развитие древнекитайской философии вступило в новый, важный исторический этап.

    Период Чуньцю. По мере развития экономики и роста количества населения страны развернулась борьба за гегемонию отдельных царств. Ситуация в стране изменилась. Произошли изменения и в экономике: появились железные сельскохозяйственные орудии. Была распространена пахота на быках. Быстро развивалась ирригация. Повысилась урожайность сельскохозяйственных культур. Период Чуньцю характеризуется раздробленностью страны, охваченной междоусобными войнами.

    В период Чуньцю родился первый в истории Китая философ и педагог – Кун-цзы, т.е. Конфуций (551- 479 гг. до н.э.). Кун-цзы выдвинул собственное теоретическое построение относительно этики и общественно-политической жизни. Опираясь на чжоускую модель идеологических ценностей, на приоритет этических норм, он предложил в качестве основы успешного развития принцип постоянного самоусовершенствования.

    Напомним о том, что, согласно традиции, с начала создания влиятельных княжеств Чжао, Хань и Вэй, которые разделили между собой могущественное княжество Цзинь, и до объединения семи сильнейших княжеств в Китае длился период Чжаньго.

    Переход от периода Чуньцю к следующему за ним Чжаньго занял немало времени. В попытках строго обозначить момент, когда один из этих этапов древнекитайской истории сменил другой, специалисты, как правило, значительно расходятся между собой.

    Практически, если принять во внимание все имеющиеся варианты, речь идет о большей части V в. до н.э. — во всяком случае, с момента смерти Конфуция (479 г. до н.э.) до окончательного распада сильного Цзинь на три большие части (403 г. до н.э.).

    В период Чжаньго (Борющихся, или Воюющих царств) обстановка в стране сильно изменилась. В Китае существовали 7 главных княжеств: Цинь, Чу, Хань, Чжао, Вэй, и Ци. В этот период в этих княжествах проходили реформы и нововведения.

    Радикальные реформы проходили в княжестве Цинь; их проводил Шан Ян (ум. в. 338 г. до н.э.). Они способствовали резкому усилению государства и его войска.

      С вступлением Китая в период Чуньцю и Чжаньго вслед за развитием производительных сил общества большие изменения происходили в экономике и культуре, что вызвало, в свою очередь, подъем философской и научной мысли. Этот период по праву считается "золотым веком" китайской культуры. Наблюдавшееся в этот период на идеологическом фронте «соперничество всех школ» началось приблизительно в конце периода Чуньцю, достигло наивысшего расцвета к середине периода Чжаньго и закончилось в конце этого периода.

    Содержание и формы философской борьбы в этот период оказали глубокое влияние на всю философию периода после династий Цинь и Хань. Отсюда следует необходимость изучения философских идей периода Чуньцю—Чжаньго как основы для изучения истории китайской философии.

    С начала 230 г. до н.э. князь циньского княжества Ин Чжэн начал объединять всю страну. За 9 лет он, уничтожив 6 княжеств, объединил страну в империю в 221 г. до н. э. Так, в результате успешных войн, завершилась эпоха феодальной раздробленности, и вся Поднебесная оказалась в руках Ин Чжэна. 

    История в Китае с начала Чжоу была настолько политизирована, что подчас активно создавалась заново, прак­тически из ничего, почти на пустом месте. Отголоски событий далекого прошлого, заимствованные у соседей предания и име­на, историзованные легенды — все это умело интерпретирова­лось, вписывалось в линейную хронологическую схему и обрета­ло облик древней истории — той самой, что совершенно отсут­ствовала в шанских текстах.

    Это не значит, что китайскому историческому источнику вовсе нельзя доверять. Но все сказанное означает, что история и исто­рические факты в Китае с древности ставились на службу официальной идее.

    Конфуцианство.

    Учение первоначального конфуцианства, поставив основным своим принципом присущее каждому человеку желание жить и благоденствовать, занималось только вопросами этики и политики и совершенно не касалось метаморфизических вопросов и вообще всего того, что не может быть объяснено человеческим разумом, а только усваивается верой. Вера в загробную жизнь и существование духов допускалась не потому, что то и другое считалось доказанным, а только потому, что эта вера до известной степени способствует благополучию жизни человека. Сообразно с этим были усилены и требования относительно сыновней почтительности и культа предков.

    Для удовлетворения религиозных потребностей народа конфуцианство ограничилось с одной стороны строго определённым ритуалом культа предков (единственного, по мнению некоторых синологов, культа у первобытных китайцев) и вытекающих из него обрядов, a с другой стороны — признанием культа лиц удостоенных государственного чествования или пользующихся чисто народным почитанием. Главным предметом чествования должны служить предки, до 4-го колена включительно. Каждому из них посвящена отдельная дощечка или таблица. Эти таблицы хранятся в особых шкафах и чествуются ежедневно утром, поклонами и возжжением курительных свечей, а в известные дни — и жертвоприношениями, из различных напитков и кушаний. Перед этими же таблицами должны совершаться и обязательные доклады о всякой более или менее значительной отлучке из дома и о всяком выдающемся событии в доме.

    В чём состояло учение самого Конфуция теперь определить нельзя, так как все классические книги, автором или редактором которых выставляют его китайские учёные, дошли до нас в редакциях гораздо более поздних времён.


    1. Китай в эпоху первых империй. Цинь, Хань: основные проблемы истории и культуры.


    В 221 г. до н. э. период «воюющих царств» завершился объединением Китая под властью могущественной династии Цинь. Правитель империи, принявший титул Цинь Шихуан - Первый император, предполагал, что его династия будет править «на протяжении десяти тысяч поколений».

    Государство Цинь было первой централизованной империей на территории Китая. В его эпоху были осуществлены многочисленные реформы: деление страны на административно-территориальные округа, создание централизованных органов управления, унификация монет, мер и весов, упорядочение письменности и многие другие. В этот же период начинается строительство Великой китайской стены. При ее возведении использовали только камень.

    Грандиозным было и строительство столицы с колоссальным дворцовым комплексом и императорской гробницей. Ее раскопки не начаты, но вокруг нее археологи уже обнаружили тысячи керамических всадников, поставленных рядами и, видимо, являющихся портретными изображениями императорской гвардии телохранителей (ни один всадник не похож лицом на других).

    Дворцы циньских и ханьских правителей, возведенные на платформах и окруженные садами из деревьев редких пород, поражали своей многоцветностью и роскошью отделки. Для их строительства использовали породы ценного дерева. О конструкции и размерах домов городской знати и дозорных башен можно судить по глиняным моделям, обнаруженным в погребениях. Встречаются многоярусные стройные башни, двух- и трехэтажные дома с крытыми воротами и угловыми башенками. Широкие четырехскатные крыши домов обычно были прямыми, но к концу периода Хань их тяжелые концы стали слегка приподниматься по углам кверху, что придало им легкость и изящество, делая похожими на крылья летящей птицы.

    Император провел несколько успешных войн - на севере оттеснил гуннов за Великую стену, на юге присоединил новые территории. Было проложено несколько стратегических дорог, связавших столицу с окраинами.

    Очевидно, что ценой всех этих достижений стало крайнее истощение людских ресурсов. Недовольство было всеобщим. Роптавшие ссылались на древние традиции, с которыми император не считался. Дважды на него совершались покушения. В 213 г. до н. э. император повелел сжечь древние тексты, а 460 видных оппозиционеров, в основном конфуцианцев, казнить.

    Империя Цинь просуществовала только 14 лет, а затем пала в результате народного восстания. Один из отрядов повстанцев возглавлял мелкий чиновник Лю Ба. В 207 г. до н.э. его отряд захватил столицу, Циньская династия была свергнута.

    В междоусобной борьбе между руководителями повстанцев в конечном итоге одержал победу Лю Ба, в 206 г. до н.э. он стал основателем новой династии Хань, просуществовавшей до 220 г. н.э.

    Как и в других странах древнего мира, в Китае не существовало единой системы летоисчисления. Начиная с I тысячелетия до н. э. даты обозначались по годам правления вана (верховного правителя), поэтому установление абсолютной хронологии наталкивается порой на значительные трудности. Так, современные исследователи по-разному датируют чжоуское завоевание, приведшее к падению государства Инь: это событие относится одними историками к 1122 г. до н. э., другими — к 1066, 1050 или к 1027 г. до н. э. Лишь с 341 г. до н. э. в истории Древнего Китая начинается вполне достоверная хронология.

    Для традиционной китайской исторической науки была характерна периодизация древней истории Китая по династиям. Так, за эпохой мифических «пяти императоров» следовало время правления «трех династий» (Ся, Шан-Инь и Чжоу). По традиции эпоха Чжоу делится на две части — Западное Чжоу (XI—VIII вв. до н. э.) и Восточное Чжоу (VIII—III вв. до н. э.), включающее периоды Чуньцю и Чжаньго. На смену династии Цинь (III в. до н. э.) приходит династия Хань, время правления которой также делится на Западный и Восточный периоды. Династийная периодизация не может полностью удовлетворить требования современного исследователя. Поэтому мы пользуемся археологической периодизацией, членящей этапы развития общества по уровню производительных сил и основному материалу, из которого изготавливались орудия труда. Следовательно, эпоха, предшествующая «трем династиям», должна быть отнесена к неолиту, тогда как с шан-иньского времени древнекитайское общество вступает в эпоху бронзы. В конце периода Чуньцю (VI—V вв. до н. э.) в Древнем Китае получают распространение железные орудия — начинается эпоха железа.

    Наиболее ранние памятники древнекитайской письменности — иньские гадательные надписи XIV—XI вв. до н. э. Возникновение же этой системы письма должно быть отнесено к гораздо более раннему времени, поскольку иньская письменность предстает перед нами в достаточно развитом виде.

    Ханьский период был своего рода кульминацией культурных достижений Древнего Китая.

    Было положено начало официальной системе образования. В начале II века появляется первый толковый словарь, а позднее специальный этимологический словарь.

    На основе вековых астрономических наблюдений был усовершенствован лунно-солнечный календарь. В 28 г. до н. э. ханьские астрономы впервые отметили существование солнечных пятен. Достижением мирового значения в области физических знаний явилось изобретение компаса в виде квадратной железной пластины со свободно вращающейся на ее поверхности магнитной «ложкой», ручка которой неизменно указывала на Юг.

    Ярким примером соединения теории и практики является история китайской медицины. Лекари применяли большое число препаратов из трав и минералов. Лекарства нередко включали в себя до десяти и более ингредиентов, а их применение очень строго дозировалось. Чжан Чжуецзын разработал методы пульсовой диагностики и лечения эпидемиологических заболеваний.

    Народная поэзия питала и творчество ханьских поэтов. Произведения наиболее известного из них — Сыма Сян-жу — были включены Сыма Цянем в жизнеописание этого поэта. Дошли до нас и стихотворения, приписываемые самому Сыма Цяню, хотя вопрос об их авторстве продолжает оставаться спорным.


    1. Культура древнего Китая и ее значение.


    Каждая эпоха оставляла после себя огромное наследие самобытных, разнообразных и неповторимых по красоте и мастерству памятников. Творения живописи, зодчества, архитектуры и ремесел являются бесценными артефактами культурного наследия этой страны.
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


    написать администратору сайта