Главная страница
Навигация по странице:

  • Историю Древнего Египта

  • Памятником исторического характер

  • Распространенным видом египетской литературы

  • Описания заморских приключений

  • В 19 веке в России интерес к Древнему Египту

  • Вопросы по истории древнего мира Бунин. История Древнего Мира


    Скачать 1.23 Mb.
    НазваниеИстория Древнего Мира
    АнкорВопросы по истории древнего мира Бунин
    Дата12.02.2020
    Размер1.23 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаIstoria_Drevnego_Mira_s_voprosami_po_distsipline_k_ekzamenu.doc
    ТипДокументы
    #108143
    страница2 из 24
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

    Итак: на Древнем Востоке труд общинников был основным; рабский труд только дополнял его. Поэтому системы классического рабства и индивидуальной эксплуатации там не развились. Долго сохранялись архаические формы зависимости — патриархальное и долговое рабство.

    Разница между свободным и рабом была юридической: общинник владел собственным домохозяйством. В отличие от раба, его нельзя было продать.

    Патриархальное рабство сложилось на ранней стадии формирования государства. По обычаю раб — как правило, военнопленный, — считался членом семьи и работал наравне с другими ее членами. Его жизнью, как и жизнью домочадцев, распоряжался глава семьи, патриарх (отсюда название рабства).

    Долговое рабство возникло в результате развития имущественных отношений. Оно было внутренним источником пополнения числа рабов — долговыми рабами становились обедневшие общинники.


    1. Государство на Древнем Востоке. Предпосылки его возникновения, типология, сущность, эволюция и значение.


    Исторически первые государства появились на Древнем Востоке. В науке их именуют первичными, номовыми или ранними. Существуют довольно много теорий, по разному объясняющих восточный государствогенез. Если всякая теория начинается с установления логического объема понятий, то всякая история – с уточнения периодизации процесса восточного государствагенеза. В советской науке бытовала схема: первобытное стадо - раннепервобытная община – позднепервобытная община – эпоха военной демократии. Искусственность подобной схемы очевидна – она объединяет в себе разнородные элементы. Ни «первобытное стадо», ни «эпоха военной демократии» не имеют общинного характера. Если первое понятие выведено за рамки человеческой истории, то второе составлено из взаимно исключающих элементов. По этой причине на смену данной схеме пришла другая: эгалитарное общество – ранжированное общество – стратифицированное общество. В ее основу положена эволюция отношений распределения. Легко заметить, что эгалитарное общество – это западный аналог советского понятия «первобытный коммунизм» со всеми его атрибутами. Ранжированное общество отражает появление первой в истории формы неравенства – социального неравенства. Это неравенство было неравенством ранговым или должностным. Вождь племени – старейшина рода – глава семьи – вот первая в истории социальная иерархия.

    Когда последняя дополняется имущественной дифференциацией, тогда появляются первобытные страты. Общество становится стратифицированным тогда, когда оно разделяется на страты управляющих и управляемых. Именно на этом этапе возникает такая политическая организация поздней первобытности, как вождество. Оно представляло собой сложную иерархическую структуру, в центре которой находились вождь и его окружение. Вождество часто называют протогосударством или предгосударством, так как именно в нем появляется аппарат управления. Когда последний начинает выполнять функции подавления, тогда на смену вождеству приходит раннее государство.

    Надо сказать, что ранние государства, особенно в средние века, могли возникать и на базе племен. Хотя племя менее сложная нежели вождество, политическая структура. Но именно на этом этапе от политических лидеров требуют наличия организаторских способностей. Не случайно многие организаторы ранних государств ранее были племенными вождями. Задолго до племен и вождеств появились первые в истории политические организации, которые в науке получили наименование локальных групп. В локальной группе субъектом и власти и собственности остается первобытный коллектив, которым управляет вожак. На базе локальной группы возникновение государства невозможно, так как здесь не было ни должностей, ни сколько-нибудь сильной в организационном плане политической структуры. Локальные группы состояли из 50-100 кочующих охотников и собирателей. Поэтому государство не могло появиться уже в силу одной только их малочисленности. Но все же вслед за Э. Сервисом ученые привычно включают локальную группу в этапизацию государствообразования наряду с племенем и вождеством. Ведь общество тогда было настолько примитивным, что ни о какой потребности в государстве в локальных группах не может быть и речи.

    Общественные потребности (интегративная и управленческая) могли появиться только на иных, более высоких этапах социальной и политической интеграции. Именно они, а не мифические частная собственность и общественные классы, являются теми причинами, которые породили государство на Востоке. Данные потребности могли сыграть свою роль только при наличии благоприятных условий. В науке выделяют оптимумы: экологический, демографический и хозяйственный (Р. Карнейро). Х. Классен к числу обязательных условий государства относит: идеологию, «социальный формат», экономику и политико-организационный оптимум. Наряду с причинами и предпосылками необходимо выделять и факторы государствообразования. К ним обычно относят: торговый, военный и контактный факторы.

    Надо сказать и о том, что в жизни первобытных коллективов главной ценностью был престиж, обладатель которого приобретал авторитет, а вместе с ним и власть. О государственной власти можно говорить тогда, когда налицо господство над покоренными.

    Первичные государства возникали спонтанно, замедленно и очагово. Иначе происходило образование вторичных государств. Они возникали стимулировано и ускоренно. Итак, существовало два основных пути государствообразования: спонтанный и стимулированный.


    1. Источники по истории Древнего Египта. Отечественная египтология и ее успехи.


    Историю Древнего Египта делят на следующие эпохи:

    • Первый додинастический период (начало 4 тыс. до н.э.);

    • Второй додинастический период (середина 4 тыс. до н.э.);

    • Раннее царство (32–29 вв. до н.э.);

    • Древнее царство (28–23 вв. до н.э.);

    • Первый переходный период (23–21 вв. до н.э.);

    • Среднее царство (21–18 вв. до н.э.);

    • Второй переходный период (конец 18 – середина 16 вв. до н.э.);

    • Новое царство (16–11 вв. до н.э.);

    • Третий переходный период (11–10 вв. до н.э.);

    • Позднее царство (9–7 вв. до н.э.);

    • эпоха Персидского господства (конец 6–4 вв. до н.э.).

    Историю и культуру Древнего Египта на протяжении почти 4 тыс. лет изучают на основе многочисленных и разнообразных источников, сохранившихся до настоящего времени в виде памятников письменности, обычаев, духовной жизни, предметов материальной культуры, языка.

    Можно выделить семь больших типов источников:

    1. Письменные источники: исторические труды, художественная литература, научные и религиозные тексты, документы, инструкции и др.

    2. Памятники материальной культуры: остатки городов, крепостей, храмов, гробниц, жилища, керамика, статуи, различные предметы культа и др.

    3. Памятники устного народного творчества (фольклор): песни, сказки, пословицы, поговорки, легенды, эпические сказания.

    4. Данные языка: заимствования из других языков, различные временные пласты в языке и т. д.

    5. Этнографические материалы: обычаи и нравы, культы, сохранившиеся из далеких времен в более позднее время.

    6. Данные антропологии: мумии, скелеты, изображения физического типа людей на древних фресках или рельефах.

    7. Изменения географической среды и природного ландшафта, вызванные деятельностью людей: остатки каналов, дамб, дорог и др.

    Для историка представляют интерес, прежде всего исторические сочинения древних египтян, понимание ими собственной истории. Сохранились остатки древнейшей летописи на большой плите, хранящейся сейчас в Палермо (Сицилия) и получившей название Палермского камня. Летопись дает краткое перечисление царствующих фараонов, начиная с додинастического периода до V династии, упоминает наиболее крупные походы, катастрофические разливы Нила.

    Памятником исторического характера являются «Анналы Тутмоса III» (XVIII династия), записанные на стенах храма Амона-Ра в Карнаке (город Фивы). Одним из лучших образцов исторической мысли древних египтян является сочинение жреца Манефона (Мер-не-Тхути), написанное в IV—III вв. до н. э. Манефон был знаком с принципами греческой историографии и написал свой труд на греческом языке, но он работал в русле, прежде всего египетской исторической традиции, был египетским жрецом, пользовался местными архивами и изложил историю Древнего Египта с древнейших времен.

    Ценнейшими источниками являются документальные материалы и юридические тексты, дошедшие как в виде отдельных документов, так и в виде целого их собрания в каком-либо архиве. Можно назвать несколько крупнейших архивов, сохранившихся до нашего времени. Наиболее древним является архив, найденный в храме царя Нефериркара (V династия. XXV— XXIV вв. до н. э.). В нем хранились описи имущества, штатного расписания храмового персонала, выдачи продуктов питания и вещей со складов и др.

    Интересные документы о частном хозяйстве средних размеров, включая организацию рабочей силы, хозяйственных отраслей, связи с рынками, взаимоотношения владельца поместья с арендаторами соседних районов, дошли от времен XI династии (XXI в. до н. э.; архив жреца Хеканахта).

    Один из богатейших архивов был найден при раскопках города Ахетатона (совр. Эль-Амарна) — столицы фараона Эхнатона. В нем обнаружено свыше 350 документов, написанных клинописью на аккадском языке, международном дипломатическом языке середины II тысячелетия до н. э.

    Дополнением к дипломатическим материалам эль-амарнского архива служат сохранившиеся тексты договора (1280 г. до н. э.) между Египтом и другой великой державой Передней Азии начала XIII в. до н. э.— Хеттским царством.

    Из других документальных материалов следует отметить длинную надпись фараона Сети I в Наури (около 3-го нильского порога), где перечислены дары фараона жречеству его поминального храма в городе Абидосе.

    В гробнице Рехмира, одного из визиров фараона Тутмоса III, найдена подробная инструкция служебных обязанностей верховного советника и приведены ценнейшие данные о центральном государственном аппарате эпохи XVIII династии.

    О завоевании Египта кушитским царем Пианхи подробно повествуется на стеле Пианхи, поставленной в городе Напате (между четвертым и пятым нильскими порогами). Текст составлен в духе победных египетских надписей, написан хорошим литературным языком, проникнут определенной авторской концепцией, имеет продуманную композицию.

    Распространенным видом египетской литературы являются так называемые поучения и пророчества, которые можно отнести к дидактическому жанру. Как правило, они написаны конкретными авторами, чьи имена дошли до нашего времени. «Поучения» можно разделить на два разряда: «поучения» фараонов (т. е. написанные от их имени), например гераклеопольского царя Ахтоя или фараона-основателя XII династии Аменемхета I, содержащие советы по управлению страной и являющиеся политическими сочинениями с большой информацией о внутреннем и внешнем положении египетского государства; «поучения» частных лиц, как, например, «Поучение Ахтоя» о преимуществах профессии писца перед другими (ремесленника, земледельца, пастуха, стражника и др.), «Поучение Аменемопе», в котором отец дает наставление своему сыну, как вести себя в обществе, как делать карьеру, достичь богатства и благополучия.

    Произведения собственно художественной литературы, как, например, «Повесть о красноречивом крестьянине», «Рассказ Синухета», сказки «О двух братьях», «О правде и кривде», сказания о фараоне Хуфу, несмотря на наличие художественного вымысла и сказочные мотивы, довольно реалистично описывают быт, занятия египтян, их профессии, произвол царской администрации и содержат интересные данные из жизни египетского общества.

    Описания заморских приключений пополняют наши сведения о внешних связях Египта, особенно усилившихся в эпоху Нового царства.

    Сохранилось множество произведений религиозного характера. Древнейшие сведения о египетской религии содержат так называемые «Тексты пирамид», т. е. надписи богословского характера, написанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V—VIII династий (XXIV—XXII вв. до н. э.).

    Сохранившиеся медицинские папирусы (они называются по именам их современных владельцев или по месту хранения: Большой папирус Эберса, Хирургический папирус Эдвина Смита), математические произведения (Лондонский математический папирус Ринд и Московский математический папирус из собрания ГМИИ им. A.C. Пушкина и др.) дают представление о развитии научных знаний в Древнем Египте.

    В целом многочисленные письменные источники позволяют воссоздать историю, жизнь и культуру Древнего Египта с достаточной полнотой. Однако историю Древнего Египта невозможно изучать без археологических материалов, памятников материальной культуры, необычайно разнообразных и благодаря современным методам исследования дающих богатую информацию о его истории и культуре.

    Кроме царских обнаружено большое количество погребений номовой знати. Если в эпоху Древнего царства многие ее представители строили гробницы около пирамиды своего повелителя-фараона, то во времена Среднего и Нового царств знать предпочитает устраивать захоронения в своих номах. Хорошо сохранившиеся вельможные гробницы обнаружены в Антилопьем номе (совр. Бени-Хасан). Они вырублены в скалах и представляют собой просторные помещения, стены которых покрыты великолепными фресками и рельефами, реалистически отражающими земную жизнь вельможи, показывающими его хозяйство, поля, мастерские, работающих там людей. Эти изображения — ценнейший источник по изучению экономики и социальных отношений египетского общества.

    Обильную информацию дают раскопки древнеегипетских городов. Наиболее древним, археологически исследованным городом является город Энхаб — предполагаемая столица верхнеегипетского царства (вторая половина IV тысячелетия до н. э.).

    Из городов более позднего времени хорошо исследован город Танис в Дельте. Раскопки городов дополняются исследованием египетских крепостей. Наиболее крупные из них обнаружены на территории Нубии. На берегу Красного моря был открыт древнеегипетский порт Гасуу.

    Величественными памятниками монументального строительства являются многочисленные храмы, обнаруженные в огромном количестве в разных местах.

    Египетские письменные материалы и памятники археологии являются основными для реконструкции древнеегипетской истории и культуры, но не исчерпываются ими. Довольно значительную информацию можно получить из источников, происходящих из соседних с Египтом стран — Нубии, Палестины, Сирии, других областей Восточного Средиземноморья.

    Важные сведения о Египте содержатся в произведениях античных авторов. Большой интерес представляют произведения четырех греческих авторов: «История греко-персидских войн» Геродота (V в. до н. э.), «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского (I в. до н. э.), «География» Страбона (I в. до н. э.— I в. н. э.) и трактат Плутарха «Об Осирисе и Исиде» (II в. н. э.).

    Особую ценность имеют сведения Геродота. Геродот, посетивший Египет, познакомился с местной письменной традицией, осмотрел многие храмы, города и местности, дал достаточно подробный очерк древнеегипетской истории, до сих пор являющийся одним из необходимых источников по истории Древнего Египта.

    Древнейшие сведения о египетской религии содержат так называемые «Тексты пирамид», т. е. надписи богословского характера, написанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V—VIII династий (XXIV— XXII вв. до н. э.)

    Величественными памятниками монументального строительства являются многочисленные храмы, обнаруженные в огромном количестве в разных местах. Из них можно назвать заупокойный храм при пирамиде Джосера (III династия), храмы бога Ра, возведенные в Абусире и Бубастисе (V династия), храмово-погребальный комплекс Ментухотепа I (XI династия) в Дейр-эль-Бахри и грандиозный храм Амона-Ра в Фивах (в Луксоре и Карнаке).

    В 19 веке в России интерес к Древнему Египту ограничивался собиранием коллекций и описанием раритетов; средоточием этого интереса стали музеи. Ситуация изменилась в начале 20 в.

    Благодаря деятельности В.С.Голенищева (1856–1947) и, особенно, Б. А. Тураева (1868–1920), отца отечественной египтологии. В. С. Голенищев на свои средства организовал раскопки в Египте и создал внушительную коллекцию из более чем шести тысяч предметов; он осуществил комментированный перевод многих египетских литературных текстов (Сказка о потерпевшем кораблекрушение, Путешествие Унуамона и др.); в 1915 он переехал в Египет и основал в Каирском университете кафедру египтологии.

    Его последователи В.И.Авдиев, М. А. Коростовцев и Ю. Я. Перепелкин поставили в центр своих исследований социально-экономические отношения, в первую очередь общину и рабство; они провели также сравнительный анализ египетской и других древневосточных социальных систем.

    В 1960–1980-е это направление продолжили О. Д. Берлев, Е.С.Богословский и И. А. Стучевский. В то же время определенное внимание уделялось и вопросам культурной и политической истории – религии (М.А. Коростовцев, О. И. Павлова), мифологии (И. Э. Матье), языку (Н.С. Петровский), праву (И. М. Лурье), реформам Эхнатона (Ю. Я. Перепелкин), истории войн (В. И. Авдиев).

    С конца 1980-х диапазон отечественных исследований значительно расширился: наряду с традиционной социально-экономической проблематикой (Т.Н.Савельева), ученые пытаются реконструировать ментальные структуры древних египтян (А.О.Большаков) и более глубоко изучить связи древнеегипетской цивилизации с соседними (Г.А.Белова).


    1. История и культура Египта в эпохи Раннего и Древнего царств.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    написать администратору сайта