Вопросы по истории древнего мира Бунин. История Древнего Мира
Скачать 1.23 Mb.
|
Суть реформы. Культ бога Атона носил совсем иной характер. Главным ритуальным обрядом сопровождался восход солнца, при котором оживали берега Нила, распускались голубые и белые лотосы, из зарослей папируса поднимались стаи птиц, оглашая пробуждающийся мир своими криками. В этот момент в храме, который представлял собой громадный открытый солнцу двор, жители Ахетатона приносили солнцу свои дары: цветы, овощи и плоды. Храм был празднично оформлен пилонами, статуями фараона и живописью. Бог Атон понимался как единое божество всего мира, создатель Египта и других стран, он изображался не в каком-либо человеческом или животном образе, его символом был солнечный диск с исходящими на землю лучами-руками, дарующими людям свет, тепло и благополучие. Как единое божество он не имеет ни божественной супруги, ни божественного потомства. Культ Атона олицетворял могущество животворящего солнца, великой силы природы, и как таковой он был лишен традиционных теологических и мифологических построений и изощренной символики. Столь существенное переосмысление образа главного божества, конечно, должно было привести к кардинальным изменениям в структуре самого культа, положении жречества, изменении его функций, его взаимоотношений с государственной властью, и прежде всего с властью фараона. Вместе с тем все это привело к изменению взглядов на художественное видение мира богов, людей и природы и повлияло самым радикальным образом на содержание и стиль египетского искусства. Амарнский период - один из интереснейших в его развитии. Также Эхнатон построил себе новую и роскошную столицу около современной местности Эль-Амарна в просторной котловине, защищённой скалистыми горами. В эту новую столицу, богато украшенную дворцами и храмами, Эхнатон переселился со всем своим двором, чиновниками и жрецами нового солнечного бога. Новой столице он дал название «Ахетатон», что значит «горизонт Атона». В торжественных гимнах описываются красота и богатство новой роскошной столицы Египта. Производившиеся в течение последних лет раскопки резиденции Эхнатона дали богатейший материал для изучения жизни египетского города этой эпохи. Наряду с большим царским дворцом здесь были обнаружены здания государственных учреждений, в частности государственного архива и «школы писцов» («дом жизни»), богатые усадьбы, принадлежавшие крупнейшим аристократам и чиновникам, затем дома, в которых жили представители средних слоев населения, мелкие торговцы и ремесленники, и, наконец, целый квартал, населённый бедняками, очевидно, людьми, работавшими в некрополе. Неподалёку от города, в скалах, были обнаружены гробницы вельмож этого времени. Стены погребальных комнат в этих гробницах сохранили тончайшие изображения и интереснейшие надписи, в частности текст высокохудожественного гимна в честь бога Атона, которые дают возможность довольно подробно изучить всю эту эпоху и религиозную реформу, проведённую Эхнатоном. Так как в древнем Египте религия являлась главной формой идеологии, а храмы были крупнейшими центрами культурного влияния, религиозная проповедь могла быть использована египетским правительством для укрепления политического и культурного влияния Египта в соседних странах. С этой целью, очевидно, и были созданы новые формы культа единого бога солнца, по своей простоте и ясности понятного и доступного разноязычным и разноплеменным массам, населявшим соседние с Египтом страны. На это значение религиозной реформы Эхнатона указывают некоторые фразы из большого гимна богу солнца Атону. В этом гимне говорится о том, что бог солнца Атон восходит над каждой страной, что он как единый творец мира создал все страны -- Египет, Сирию и Нубию, посылая жизнь каждой стране. Если прежние египетские боги изображались в качестве покровителей одного лишь Египта и египетского царя, обеспечивавших ему победу над его врагами, то теперь новый бог Атон, культ которого был провозглашён с высоты престола, объявлен богом не только Египта, но также и соседних стран. Проводя свою религиозную реформу, Эхнатон опирался на средние свободные слои населения, представители которых образовали вокруг фараона новую группу придворного чиновничества. Эти новые вельможи в своих надписях гордятся не своей родовитостью и знатностью, а милостями фараона, которому они обязаны своим возвышением. В своих надписях они подчёркивают свою верность фараону и преданность новому религиозному учению, фанатическим проповедником которого был сам фараон. Так, начальник воинов Май пишет в своей надписи: «Он (т. е. фараон. -- В. А.) умножил свои ко мне милости, как песок. Я глава чиновников над всем народом; мой владыка возвысил меня, ибо я следовал его поучениями я внимаю постоянно его словам. Мои глаза созерцают твою красоту каждый день, о мой владыка, мудрый, как Атон, удовлетворённый истиной. Как благоденствует тот, кто внимает твоему поучению жизни». Эти новые вельможи находились в полной экономической зависимости от фараона. На стенах своих гробниц они часто изображали, как царь щедро награждал их золотом за их верную службу и за то, что они следовали новому религиозному учению, всячески поддерживая религиозную реформу. Так, вельможа Мерира изобразил на стенах своей гробницы, как царь награждает его золотом, и тут же поместил надпись, содержащую слова царя, обращённые к нему: «Повесьте золото ему на шею, спереди, сзади и золото ему на ноги за то, что он внимал поучениям фараона относительно каждого речения в этих великолепных чертогах, произносимого фараоном в святилище, в храме Атона, в Ахетатоне». Эхнатон, опираясь на это новое, созданное им и всецело ему преданное чиновничество, в течение всего своего царствования упорно и последовательно проводил в жизнь широко задуманную им религиозную реформу. В крупнейших городах Египта, где были особенно сильны культы древних богов, в Фивах, Мемфисе, Гелиополе и Гермонтисе, Эхнатон построил храмы новому богу солнца Атону, который отныне был провозглашён единым государственным богом. Больше того, культ Атона был насаждён даже в Нубии, где ещё при Аменхотепе III был основан новый город ниже третьего порога, получивший название Гем-Атон. Эхнатон разрушил храм, построенный здесь его отцом в честь фиванского бога Амона, и воздвиг новый храм в честь нового солнечного бога Атона. Выводы. Борьба Эхнатона против высшего фиванского жречества вызывала глухое, а иногда и активное сопротивление со стороны той части населения страны, которая поддерживала высшее фиванское жречество и правителей номов. Рабовладельческая знать номов, недовольная новым курсом правительственной политики, составляла заговоры и даже замышляла покушение на смелого реформатора-фараона. Неудивительно, что после скорой смерти Эхнатона - а он умер через 10 лет после переселения в Ахетатон - его преемники, в том числе и Тутанхатон, гробница которого была найдена неразграбленной, не смогли противостоять всеобщей оппозиции новому культу Атона, и он был отменен. Уже Тутанхатон оставил новую столицу и переселился в Мемфис. Свое тронное имя он изменил и стал Тутанхамоном. Почитание Амона-Ра было восстановлено в полном объеме, а культ Атона, память и имя его фанатичного приверженца Эхнатона были преданы проклятию и вечному забвению. Международные связи Египта в периоды правления XIX и XX династии. Войны с Хеттами и их значение для Египта. Правление фараона Рамсеса II. Внутреннее и внешнее положение Египта при последних фараонах XVIII династии заметно ухудшилось. Религиозно-политическая реформа Эхнатона и ее крах вызвали обострение социальной напряженности в египетском обществе. Занятый проведением религиозной реформы и решением возникших при этом внутренних проблем фараон Эхнатон не мог проводить активную внешнюю политику в Восточном Средиземноморье, и влияние Египта здесь стало катастрофически падать. Как показывают документы, найденные в дворцовом архиве Ахетатона (Телль-эль-Амарне), многие палестинские, финикийские и сирийские князья, ранее безоговорочно исполнявшие все повеления египетского владыки, стали вести себя независимо и игнорировать его распоряжения. Великая держава, созданная первыми фараонами XVIII династии, развалилась. Перед правителями XIX династии встали сложные задачи внутренней консолидации египетского общества и восстановления внешнего могущества Египетской державы. Начало военно-политического возрождения было связано с энергичной деятельностью Хоремхеба (1334—1306 гг. до н. э.). Хоремхеб начал карьеру еще при Эхнатоне. Недоверчивый к старой знати Эхнатон сделал своего рода исключение для Хоремхеба, род которого восходил к номовой аристократии. Постепенно продвигаясь по служебной лестнице, Хоремхеб при Тутанхамоне и его слабых преемниках занимал высшие посты, в том числе пост командующего египетской армией. Опираясь на их поддержку, Хоремхеб утвердился на престоле фараонов. Провозглашение Хоремхеба было оформлено торжественно и эффектно: при огромном скоплении народа в Фивах на празднике Амон через своего оракула «указал» на Хоремхеба как на фараона. Хоремхеб приступил прежде всего к серии реформ, преследующих цель внутреннего сплочения в рядах господствующего класса и армии. Фараон благоразумно не дал восторжествовать чувству мести со стороны старой знати и жречества. Реставрация древних культов, привилегий жречества и старой знати не сопровождалась вспышкой террора и насилия по отношению к новым выдвинувшимся слоям. Восстановив во всем великолепии храм Амона и его обширное хозяйство, пополнив его новыми дарами, Хоремхеб тем не менее не жаловал Фивы своим присутствием. Для укрепления расшатанных финансов была проведена податная реформа, регулировавшая сбор налогов с разных слоев населения. Более того, Хоремхеб, в сущности говоря, продолжал политику Эхнатона по выдвижению на государственную службу многих представителей средних слоев, пополнявших служилую аристократию. Энергичную борьбу повел Хоремхеб против произвола и лихоимства должностных лиц. В опубликованном во всех номах царском указе назывались суровые кары вплоть до смертной казни против казнокрадства и взяточничества государственных чиновников. Ряд изменений был произведен в египетской армии. Опираясь на упорядоченные финансы, Хоремхеб улучшил ее комплектование, причем во все больших масштабах он стал привлекать наемные войска, главным образом из среды западных, ливийских племен, укрепил командный состав и материальное обеспечение армии. Организационно армия была разделена на два корпуса — северный и южный, которые Должны были планировать и осуществлять боевые действия на основных направлениях внешней политики государства: азиатском и эфиопском. При Хоремхебе были созданы условия для восстановления внутреннего и внешнего могущества Египетской державы. Его преемники Рамсес I и Сети I, опираясь на укрепившийся военно-экономический потенциал, приступили к проведению энергичной внешней политики и в северном и южном направлениях. Восстановление Египетской империи и утверждение ее огромной роли в судьбах Ближнего Востока в XIII в. до н. э. произошло в правление Рамсеса II (1290—1224 гг. до н. э.). Если прочное утверждение Египта в обширной области Эфиопии происходило при Рамсесе II относительно спокойно, то закрепление его власти в Восточном Средиземноморье потребовало предельного напряжения сил в течение двух десятилетий. К этому времени в Малой Азии сложилось сильное Хеттское государство. Первый поход Рамсеса II против хеттов в 1286 г. до н. э. оказался неудачным. Недооценив силы хеттского войска, самоуверенный молодой фараон вместе со своим авангардом был завлечен с помощью военной хитрости в ловушку около города Кадеш и лишь чудом избежал плена, причем самому фараону пришлось с оружием в руках прокладывать путь. Поняв, какой сильный противник — Хеттская держава — ему противостоит, Рамсес II изменил стратегию ведения войны и стал тщательно готовить военные походы в Сирию и Палестину, избегая решительных сражений и в полную меру используя дипломатические средства. Длительное военно-дипломатическое противоборство двух великих держав Ближнего Востока, во время которого противники поняли, что не смогут уничтожить друг друга военной силой, завершилось заключением мирного договора между Рамсесом II и хеттским царем Хаттусили III в 1270 г. до н. э. Две великие державы отказались от применения силы друг против друга, договорились об установлении прочного мира, решении спорных вопросов мирными средствами, разделили сферы влияния в Восточном Средиземноморье (Северная Сирия и Финикия стали зоной хеттского влияния, а Южная Сирия и Финикия с Палестиной — египетского). Стороны заключили между собой союз против возможного врага и обязались оказывать помощь в случае военного нападения. Союз был скреплен династическим браком Рамсеса II и хеттской царевны, клятвами богам и взаимными дарами. Решение спорных вопросов по договору 1270 г. между Египтом и хеттами оказалось настолько удачным, что он на целое столетие определил мирные отношения этих держав между собой и стал крупным фактором международных отношений XIII в. до н. э. Изучение сохранившегося текста договора 1270 г. до н. э. показывает довольно разработанную дипломатическую технику решения сложнейших международных проблем того времени. Неудивительно, что договор 1270 г. до н. э. занял заметное место в истории мировой дипломатии. Стабилизация внешнего положения развязала Рамсесу II руки для проведения активной внутренней политики. Интенсивная эксплуатация захваченных земель в Нубии и Восточном Средиземноморье позволила этому фараону проводить строительство ирригационных сооружений, дворцов, храмов по всему Египту и в Нубии. Особое значение имело хозяйственное освоение Дельты. Создание целой системы каналов, водохранилищ, дамб и плотин позволило ввести в сельскохозяйственный оборот обширные пространства плодородной земли. В восточной части Дельты было основано несколько новых городов. По благоустроенным дорогам, пересекавшим восточную часть Дельты, в Египет направлялись награбленные в Азии ценности, шли торговые караваны азиатских купцов, передвигались военные отряды. В египетских городах, например в Мемфисе, появляются колонии азиатских купцов, которые живут здесь по многу лет, строят храмы своих богов. Располагая богатыми ресурсами обширной державы, фараоны XIX династии, и прежде всего Рамсес II, проводят самое активное строительство. Обширный храм Осириса был построен в древнем религиозном центре Абидосе. Несколько храмов были возведены в Нубии, среди которых выделяется величественный вырубленный в скалах храм в Абу-Симбеле. В 1965 г. храм был разобран и перенесен на более высокое место в том же районе. Длительное правление Рамсеса II — время расцвета огромного египетского государства и культуры, однако уже при его преемнике положение стало меняться. Наследник Рамсеса, его тринадцатый сын Мернептах (1224—1214 гг. до н. э.), должен был решать сложные проблемы как внутри, так и вне страны. Прежде всего возникли серьезные угрозы со стороны так называемых народов моря. Лишь мобилизовав все силы в решительной битве где-то на восточных границах Дельты, Мернептах разгромил полчища морских народов. В религиозной политике Мернептах все более ориентируется на культ бога Птаха, а не Амона, что приводит к росту напряженности между фараоном, его окружением и влиятельным фиванским жречеством. Усиливалась самостоятельность отдельных номархов, а центральная власть оказалась не в состоянии привести их к былой покорности. За неполные двадцать лет один за другим меняются на троне четыре последних представителя XIX династии, что вело к кризису центральной власти, росту внутренних беспорядков и ослаблению внешнего могущества династии. Войны и их последствия. Некоторое время назад в Турции на Анатолийском плоскогорье были проведены любопытные археологические раскопки. Раскопки велись на территории, где существовала древняя и могущественная империя хеттов. Одним из уникальных объектов, найденных там, был камень кубической формы и необычно яркого зеленого цвета. Поверхность его была гладко отполирована. Несмотря на историю в несколько тысячелетий существования, на камне абсолютно нет трещин. Вероятнее всего, этот камень привез египетский фараон РамзесII в подарок своему бывшему противнику Муваталли II при подписании Кадешского мирного договора. Текст договора тоже был найден в местности Анатолийского плоскогорья. Что же это за поход, где непобедимому Рамсесу встретился соперник, достойный его. К счастью для современных историков вторая азиатская компания фараона благодарная тема, по которой есть письменные и вещественные свидетельства. Считается, что центральное (и единственное крупное) сражение похода – битва при Кадеше является первым, дошедшим до нас сражением, описанным столь хорошо, что можно хорошо представить его ход итоги. После свержения правителей XV династии фараонов (гиксосов) египетское Новое царство стало агрессивно расширять границы государства. Фараоны этой династии: Тутмос I, Тутмос III и Аменхотеп II провели несколько удачных походов. Самое значительное продвижение египтяне смогли осуществить в Ханаан и Сирию. Правители XVIII династии снизили интерес к этому региону и, согласно записям Амарнского архива, даже не задумывались о народах, там проживающих. Только при последнем правителе этой династии — влияние египтян начало возрастать. Хоремхебе не смог отстоять интересы Египта в этом регионе, и передал эту задачу представителям следующей, XIX династии. Первым из XVIII династии, кто планировал подчинить Ханаан и Сирию, был Рамсес I и его сын Сети I. Оба были талантливыми военными предводителями, но решительных результатов смог достигнуть только Сети I. Письменные свидетельства на стенах храма в Карнаке описывают кампанию фараона в Сирии и Ханаане. Он взял больше чем 20 000 солдат и опять занял оставленные ранее египтянами поселения. Также Сети I заключил неофициальный мир (рукопожатием) с хеттами. Сети взял под контроль прибрежные области вдоль Средиземноморья и продолжил свой поход в Ханаан. Вторая кампания Сети не могла обойтись без захвата Кадеша (в честь этой победы там была построена каменная стела) и поселения Амурра. Оба города были в скором времени потеряны и заняты хеттами. Наследник престола и его сын Рамзес II (тронное имя Усермаатра-Сетепенра) продолжил военное дело отца, но уже в значительно более широком масштабе. Рамсес поставил перед собой задачу сплотить азиатские владения Тутмоса III. При Тутмосе Египет был наиболее заселен и владел значительными территориями. Кадешская компания не была первым боевым испытанием молодого фараона (на трон он взошел в 20-22 года). Перед тем, как столкнуться с армией хеттов, Рамсесу пришлось уладить внутренние проблемы. Как чаще всего случается во время перехода власти, угнетенные народы стремятся улучшить свое положение, а то и вовсе получить свободу. Есть предположение, что первым столкнуться Рамсесу пришлось с ханаанцами, которых он усмирил достаточно быстро. Более серьезной проблемой стало восстание в Нумибии. Однако и тут фараон одержал победу. Примерно в то же время Рамсес отбил нападение ливийцев. Не позже 1289 г. до нашей эры он провел успешную военную компанию против нового для Египта врага — шердани. Европейские историки считают их сардами, которые заселили Сардинию. Отрывочные записи говорят о многочисленных кораблях шердани и разгроме противника во время сна. Из этого можно сделать вывод, что сражение произошло на море или в нильской дельте, причем воинственный морской народ был захвачен египтянами во время сна. Важно заметить, что в кадешской компании шердани отведена особая роль. Большинство воинов из авангардных частей принадлежали этому народу. Шердани помогали Рамсесу в Сирии и сражались в первых рядах. Само собой их жалование было достойным. Первые шаги фараона начались с побед и не зря. Еще в детстве Рамзес II недолгое время был соправителем своего отца, Сети I. Укрепив, в достаточной мере свое государство, Рамсес начал готовиться воплотить свою мечту о Египетском царстве в границах империи Тутмоса III. Осуществление этого плана в любом случае приводило к большой войне с хеттами. Сам Рамсес называл кампанию, которая известна сражением у Кадеша (на пятом году правления фараона) «второй экспедицией». Из этого можно сделать вывод, что Перед грандиозной войной с хеттами была осуществлена менее известная историкам попытка покорить Сирию. Очевидно, что стела, установленная на 4-м году правления Рамсеса в Нахр эль-Келб, севернее Бейрута, является памятником о первой кампании фараона. Несмотря на то, что фактически весь текст, свидетельствующий об том событии, утерян, изображение Ра-Хорахти, который протягивает руку к царю, ведущему пленника, позволяет предположить, что некие военные события существовали еще до похода на Кадеш. Очевидно, что первый поход Рамзеса II в Сирию был в первую очередь походом в Ханаан (западная часть Плодородного полумесяца.). Видимо, основной целью первого похода, было возвращение под контроль Амурры (древнего государства, бывшего вассалом Египта на севере современного Ливана). Однако многие историки говорят еще и о том, что Рамсес уже готовил поход против хеттов, и в первом походе проверял лояльность своих вассалов и попутно изучал ландшафт возможных будущих сражений. В пользу этой теории говорит факт, что фараон взял под контроль морское побережье Филистимлян и Финикии, а это очевидная и необходимая предпосылка для дальнейшего успешного ведения войны с хеттамию. В ходе своего первого похода Рамзес взял город Берит и легко достиг реки Элевтерос (Эль-Кебира, «Собачьей реки»), где он и поставил памятную стелу. То, что долина Нахр эль-Келб (где и течет Эль-Кебира) находилась на территории, которую контролировали племена амурру, говорит о победе над царем аммуру Бентешина. В общем, сопротивления египетской армии никто не оказывал, и произошло это, прежде всего, из-за постоянных набегов хеттов, в то время присутствие египетских войск давало некоторое спокойствие. Эти события стали долгожданным поводом для объявления войны между Рамзесом II и хеттским царем Муваталли. Этот факт подтверждается текстом договора, подписанного Шаушкамуйа, сыном Бентешина и Тудхалией, сыном Муваталли. Первая кампания заставили Муваталли II серьезно отнестись к войску египтян, и к талантам их предводителя. На начальном этапе компании об уступках друг другу не могло быть и речи. В XIV веке до н.э. на территории современной Сирии находились богатые и процветающие области, которые стояли на пересечении множества торговых путей. Этими путями шли караваны, нагруженные слоновой костью, медью, оловом, драгоценными металлами. Сразу три империи претендовали на эти территории. Хетское, Египетское и Митанийское (территория современного Ирака) и тот, кто терял контроль над ними, в большой степени терял свое богатство и могущество. Территория контролировалась богатыми городами-княжествами, которые постоянно враждавали друг с другом, но в то же время балансировали на нити мира. Митанни сразу же вышло из борьбы, уступив Египту. Однако хетты эти земли уступать не собирались. Так история привела Рамзеса II и Муваталли II к сражению при Кадеше. На пятом году царствования Рамзеса II, собрав значительную армию, пошел на Кадеш. СТОРОНЫ КОНФЛИКТА Древний Египет времен Кадешского сражения был на династическом этапе своего развития (Новое Царство). Египет этого периода, в первую очередь, известен благодаря большему количеству памятников, которые существенно помогли исследователям. Государство было на подъеме, и это время для Египта было временем расцвета древнеегипетской государственности. Фараоны этого периода создали крупное государство, которое сами египтяне считали «мировым». Период пришелся на время правления представителей трёх манефоновских династий египетских фараонов (XVIII, XIX и XX). Новое царство определяются в хронологи как царство 1552—1069 до н. э. по одной (краткой) хронологической схеме или 1582—1070 до н. э. по (средней) схеме. В это время Египет совершил ряд прорывов в развитии, в том числе, и в развитии военного дела. |