Главная страница
Навигация по странице:

  • Хеопса)

  • Египет в период Позднего царства (1085-332 гг. до н.э.).

  • С первой половины XII века до н. э., в стране уже практически ничего не строится.

  • Вопросы по истории древнего мира Бунин. История Древнего Мира


    Скачать 1.23 Mb.
    НазваниеИстория Древнего Мира
    АнкорВопросы по истории древнего мира Бунин
    Дата12.02.2020
    Размер1.23 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаIstoria_Drevnego_Mira_s_voprosami_po_distsipline_k_ekzamenu.doc
    ТипДокументы
    #108143
    страница8 из 24
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   24

    Хеттское царство было древней могущественной державой в Малой Азии (ок. 1800 — ок. 1180 до н. э.), созданной хеттами. На рубеже III—II тысячелетий до н. э. у хеттских племен начал распадаться родоплеменной строй. Этот  процесс был ускорен проникновением в XX—XVIII вв. до н. э. семитских колонистов. В момент Кадешского конфликта новохеттская династия, империя достигла своего расцвета. Возобновились военные походы на Сирию, потерявшую большую часть своих территорий.  На начальном этапе новохеттского царства удалось победить Митанни и Египет. Хетты завоевали все Восточное Средиземноморье. На завоеванных территориях на севере Сирии и в Месопотамии хеттами были созданы многочисленные вассальные княжества. Правителями этих княжеств Суппилулиума I(предшественник Муваталли) назначил своих младших сыновей. Его сын Мурсили II (ок. 1335—1305 до н. э.) заключил «вечный» мир с фараоном Хоремхебом, приведя Хеттское царство к самому пику могущества.

    Однако, уже в следующем столетии возобновилась борьба за Сирию между хеттским войском хеттского царя и армией египетского фараона Рамсеса II. 

    Исторические хроники описывают, что Рамзес II заказал большое количество оружия для похода на Кадеш в свой пятый год царствования, что указывает на большую армию, которую фараону удалось собрать. Стоит отметить, что египетские колесницы были значительно легче хеттских - на них умещалось два воина, и, благодаря этому, они были значительно маневреннее, чем колесницы хеттов с тремя воинами. Египетская пехота была прекрасно вооружена. Практически у всей армии были хопеши или боевые топоры — оружие, которое с легкостью пробивало доспехи хеттов.

    Под командованием была 30-тысячная армия, которую он разделил  на четыре корпуса. Продвижение войск Рамсеса сопротивления практически не ощущало. Всего за месяц фараон прошел путь от египетской пограничной крепости Чару до места основного события – Кадеша. В окрестностях города расположилось большое войско хеттов, которым управлял царь Муваталли. Война против Египта объединила многих хеттских князей и царей в единую силу.  На стороне Муваталли Муваталли против египтян выступили многочисленные отряды из сирийских городов и наемные войска многих  семитских племен. Мобилизация сил Муваталли началась задолго до того как армии Рамзеса подошли к южной границе его царства.       

    Вполне логично, что оба лидера для этого важнейшего сражения выбрали местность около сирийской крепости Кадеш, которая находилась на севере долины Бекаа. Справа от крепости  протекала река Арон, а слева Эль Мукадия, между ними был прорыт канал.
            В этой местности лежала, широкая равнина, на которой оба лидера надеялись с успехом использовать колесницы.  В то время колесницы были главной ударной силой любой крупной армии того региона.       

    Через месяц после начала похода войска фараона вышли с севера на сирийскую землю и вступили на территорию долины Бекаа. 

    Египетская армия состояла из четырех крупных отрядов по пять тысяч человек в каждом. Отряды были названы в честь египетских божеств: Амон, Ра, Сет и Птах. Также известно, что существовал еще отряд Неарин и несколько отрядов наемников и рабов. Служба в египетской армии  того времени, была отличным способом построить свою карьеру или разбогатеть. Известны случаи, когда земли и дары доставались не только командующим и офицерам армии, но и рядовым воинам. Каждый отряд состоял из 4 тысяч пехотинцев и 1 тысячи воинов на колесницах. В каждом отряде было 20 меньших отрядов по 200 – 250 воинов, которые в свою очередь делились на еще меньшие по 40-50 человек в каждом. Отдельно следовали наемники или рабы. Египтяне использовали в качестве оружия, ножи, хопеши и длинные копья. Некоторые  были вооружены луками. В тоже время, как наемники шли с прямыми мечами, что не характерно для египетской армии. Железное оружие встречалось редко, и, в основном, было сделано из бронзы.

    Колесницы Египта  несли на себе двоих всадников. Возница со щитом, который управлял колесницей и прикрывал щитом себя и напарника и лучника с композитным луком и метательными копьями. Колесницы были легкими и не давали преимущества в ближнем бою. Также ими было практически невозможно совершить прорыв позиций противника. Однако их скорость и маневренность приносила другие преимущества.

    Кавалерии, как таковой, в то время не существовало, и конных воинов использовали для разведки и для передачи сообщений и приказаний.       

    Об армии хеттов известно крайне мало. Считается, что пешие воины Муваталли были вооружены, так же как и египетские пехотинцы. А вот колесницы хеттского царя были принципиально иными. Они несли на себе трех воинов. Один управлял колесницей, другой пользовался щитом, а третий нес большое и тяжелое копье. Хеттские колесницы предназначались для прорыва позиций врага и нанесения тяжелых ударов по пехоте.

    Лазутчики, специально подосланные хеттами, сообщили Рамзесу II, что царь Муваталли испугался численности войска египетского и спешно  отступил на север. Поверив в это донесение, и не проведя разведки, фараон решил не  дожидаться подхода всей своей  армии и атаковать своего противника с авангардным корпусом. По пути своего движения они натолкнулись на полностью готовое к битве войско противника. Фараону ничего не оставалось, кроме как принять бой, невзирая на крайне невыгодное положение своих сил. В самый разгар сражения многочисленные отряды хеттов и их союзников смогли легко окружить египтян. Египетские воины сражались с мужеством обреченных. Рамзесу II в случае поражения грозила смерть или, в лучшем для него случае, пленение. Однако упорное сопротивление принесло плоды, вскоре положение фараона стало обнадеживающим – к месту событий  подошло остальное  войско Рамсеса. Битва получило свое продолжение, и разгорелась с новой силой. Противники сражались до самой темноты. На следующий день Рамзес II планировал продолжать атаковать хеттов и не дать им возможности передохнуть. Хетты отступили. Фараон объявил себя победителем. Это победа, сопряженная с великим риском, досталась ему дорогой ценой: на поле битвы осталось  несколько тысяч египтян. Предприняв неудачную попытку взять штурмом Кадеш, Рамзес II вернулся в Египет.

       В итоге большая часть Сирии и Финикии перешли под полный контроль египтян, и в 1280 г.до н. э. с ними был заключен мирный договор, а дочь Хаттусилиса стала женой фараона. Также было заключено перемирие с Ахейской Грецией, но воинственная Ассирия оставила подконтрольной отвоеванную Верхнюю Месопотамию. В принципе это сражение закончилось тактической ничьёй, а после  него египтяне праздновали победу стратегическую, плодами которой им долго пользоваться не получилось.

    Есть и альтернативное мнение, которое указывает на стратегическую победу именно хеттов – движение египетских войск было остановлено, огромные территории и сам Каддеш остались под контролем хеттского царя. Области египетского влияния возвратились под хеттский контроль достаточно быстро. Египтолог Тревор Брюс предполагает, что город Амурру оставался хеттским.       

    В древнеегипетских документах деятельность фараонов обычно изображалась в гипертрофированном и преувеличенном виде. Например, указывалось, что Рамзес II внёс решающий личный вклад в победу в битве при Кадеше, самостоятельно уничтожив полчища врагов. На самом деле Рамзес II лично участвовал в бою, лишь, когда прорывался с небольшим отрядом из окружения, а сама битва не принесла очевидной победы ни одной стороне. Хетты отступили в Кадеш, на поле остались египетские войска, и каждая из сторон изобразила себя победителем. Но, несомненно, результатом этого сражения стало усиление влияния Египта.    

    Сразу после возвращения из Сирии, Ремсесу пришлось столкнуться с серьезной опасностью – новое, в этот раз более мощеное восстание вспыхнуло в Ханаане и Рамсесу пришлось в течении трех лет постоянных сражений усмирять эти провинции. Через пять лет после описанных событий фараон снова идет на сервер и захватывает несколько хеттских городов недалеко от Кадеша. Но и от этих побед ему пришлось отказаться и подписать на 21 году своего правления с хеттами мирный договор, согласно которому Кадеш оставался «навеки хеттским». 


    1. Культура Египта периодов Среднего и Нового царств, ее историческое значение.


    Древний Египет.

    Древний Египет стал классическим примером речной цивилизации, поскольку решающую роль в его существовании играл Нил. Остававшийся после его разливов ил служил прекрасной почвой для сельского хозяйства, являвшегося основой экономики Египта. Использовавшаяся для орошения ирригационная система по необходимости должна была быть единой, что в свою очередь способствовало созданию единого у централизованного государства.

    Имевшиеся по берегам реки огромные залежи камня, включая гранит и мрамор, служили прекрасным строительным материалом. Необходимость в точном определении сроков разлива Нила стимулировала развитие астрономии, математики и других наук. Наконец, долина Нила, защищенная с обеих сторон пустынями, была труднодоступна для вторжения иноземцев, давала дополнительные возможности спокойно жить и развиваться, сохраняя самобытность культуры. Подчеркивая огромное значение Нила для Египта, древнегреческий историк Геродоте полным основанием называл страну «даром Нила».

    Весь уклад жизни египтян покоился на сложнойсистеме религиозно-мифологических представлении и культов. Верховными божествами были боги Ра, Амон, Осирис, Пгах, Гор, Тог. Многобожие отчасти объясняется тем, что каждая область предпочитала верить в своего бога. Однако некоторые из них пользовались всеобщим поклонением. В целом вся культура имела ярко выраженный сакральный характер. Египтяне изначально считали, что их родина создана богами. Согласно Манефону, до земных царей Египтом правили боги, а затем полубоги. Боги-творцы уничтожают первоначальный хаос, создают мир и утверждают в нем божественный Порядок и Истину, составляющие всеобщую гармонию, воплощением которой выступает богиня Маат. К началу V династии, по мере создания и укрепления единого государства, культы многочисленных богов Египта несколько упорядочиваются и среди них устанавливается некая иерархия. На первое место выходитбог солнца Ра, илиАлюн-Ра. Культ солнца становится главным. Уход, исчезновение солнца равносильны концу мира. В то же время существует представление о всех богах как эманации единогоПтаха,создавшего мир «сердцем и языком»: задуманного сердцем и сотворенного силою своего слова.

    Особое место занимает также бог Осирис. Сначала он воспринимается как умерший и возрожденный к новой жизни, воплощающий само бессмертие. Позднее миф о нем усложняется, и он предстает как царь загробного мира, вершитель посмертной судьбы каждого египтянина на суде богов. С его образом связывается представление о справедливости, а заупокойный культ по своей значимости приближается к культу солнца, о чем свидетельствует «Книга мертвых», писавшаяся в течение почти всей истории Древнею Египта.

    Боги для египтян были не только творцами мира, порядка и закона, городов и правителей, но и создателями ремесел и искусств, письма и счета, магии и знания. Иероглифическое письмо воспринималось ими как священное и понималось как «слово бога». Исключительно важная роль при этом принадлежит богу мудрости Тоту, который выступает Владыкой слова и счета, создателем письменности, исчислителем лет, покровителем литературы и писцов, магов и целителей.

    Наряду с культом богов не менее важную роль в жизни египтян игралкульт обожествленного царя — фараона. Царь имел не только земного отца, но и отца небесного — верховного бога солнца Ра. Ему приносились жертвы в специальных храмах. Можно сказать, что законодательная власть над миром принадлежала небесным богам, однако проведение законов в жизнь, исполнительная власть находилась в руках царей. Египетский фараон воплощал собой средоточие всей религиозной жизни. Фараон был одновременно живым, земным богом и верховным жрецом, отправлявшим наиболее важные ритуалы, которые обеспечивали процветание страны. Именно он каждую весну бросал в Нил особый свиток с приказом о начале разлива. После смерти обожествленный правитель отождествлялся с богом Осирисом. Выражением идеи бессмертия и неограниченной власти фараона над простыми смертными стали знаменитые египетские пирамиды.

    Огромное значение для египтян имел такжекульт диких и домашних животных, птиц, рыб и насекомых, что свидетельствовало о глубокой укорененности тотемизма в их религиозных представлениях. В число священных входило значительное число различных живых существ: лев, кошка, корова, бык, баран, козел, крокодил; птицы — сокол, ибис и коршун, а также пчела, змея, навозный жук-скарабей.

    Прослеживая эволюцию Египта, следует отметить, что уже в до- династический период он имел развитое земледелие и скотоводство, виноделие и ткацкое ремесло. К этому периоду относится также начало изготовления папируса, что способствовав широкому распространению письменности. Его культура была в полном смысле самобытной.

    В эпоху Древнего царства Египет впервые переживает настоящий расцвет. Сами египтяне рассматривали эпоху Древнего царства как золотой век в истории своей культуры.

    В этот период в Египте утверждаетсямедный век. Высокого уровня достигают земледелие, садоводство, огородничество и виноградарство. Следует отметить, что именно Египту принадлежит заслуга открытия пчеловодства. В больших масштабах ведется каменное строительство, включая монументальные сооружения. Завершается становление иероглифического письма, появляется первый свиток папируса, складывается система счета, осуществляются первые попытки мумификации.

    В эпоху Древнего царства практически оформляется вся сложная система культов, а среди многочисленных богов устанавливается своеобразная иерархия с богом солнца Амоном-Ра во главе. Значительный подъем переживает художественная культура, в которой формируются специфические каноны искусства.

    Ведущим искусством Древнего царства была архитектура, которая развивалась в единстве с другими видами и жанрами и придавала всему искусству комплексный характер. Подавляющее большинство архитектурных построек было связано с заупокойным культом. Первым из такого рода сооружений стала мастаба, которая устраивалась над могилами умерших в виде песчаных насыпей, укрепленных кирпичом или каменной кладкой с наклонным профилем стен, напоминающих скамейку (мастабу). Последовательное усложнение мастабы и многократное увеличение ее размеров по вертикали и горизонтали в конце концов превратили ее впирамиду. Первым это осуществил зодчий Имхотеп, построивший пирамиду фараона Джосера вСакка- ре (нач. III тыс. до н.э.). Первая пирамида была ступенчатой, имела высоту 60 м и представляла собой как бы поставленные друг на друга шесть мастаб. Имхотеп являлся не только архитектором, но и ученым, писателем и целителем. После смерти он был обожествлен, и в его честь построили храм. Он стал выдающейся фигурой не только египетской, но и мировой культуры.

    Второй пирамидой стала пирамида Снофру в Дашуре. Она была уже не ступенчатой, но правильным четырехгранником стали пирамиды Хуфу. Хафра и Менкаура в Гизе (XXIX-XXVIII вв. до н.э.). Самая большая из них — пирамида (по-гречески -Хеопса) имела высоту 146 м (сейчас меньше), сложена из 2,3 млн блоков по 2,5-3 т, занимает площадь в 5,4 га. Рядом с заупокойным храмом пирамиды Хафра находится гигантскийсфинкс (57 м длины) в образе льва с портретной головой, возможно, самого Хафра или другого фараона. (По последним данным создателем Сфинкса был фараон Джедефра, оставшийся непризнанным в истории.) Всего было построено около 80 пирамид.

    Пирамиды стали символом Древнего Египта. В них идея безграничной власти и всеподавляюшей мощи фараона нашла наиболее полное воплощение. Они также выразили стремление фараонов уравняться с богами в бессмертии, преодолеть время, достичь вечности. Отсюда арабская пословица гласит: «Все на свете боится времени, а время боится пирамид». Пирамиды стали величайшим достижением египетской культуры и цивилизации. До сих пор они хранят множество тайн и загадок и являют собой символ всего Востока. Самая знаменитая из них -пирамида Хуфу -считается одним из семи чудес света.

    Пирамиды вызывали весьма разные, порой прямо противоположные оценки и суждения. Римский философ Филон Александрийский дает им весьма скептическую оценку: «Горы камня, воздвигнутые на горах камня». Напротив, у Гёте они вызывают восхищение: «Самая удивительная архитектурная идея, которую невозможно превзойти». Римский писатель Плиний видит в них «тщеславную гордость фараонов, стоившую невиданных денег».

    Думается, что такая неоднозначность в суждениях не случайна. Пирамиды не безупречны. Видимо, главный их недостаток — чрезмерность. Они требовали неимоверных, фантастических средств и усилий: их строили десятки тысяч людей в течение десятков лет. Они истощат и надрывали египетскую экономику Все это вынудило фараонов отказаться от них, и после XVII в. до н.э. их уже не строили.

    Из других архитектурных памятников заслуживает упоминания храм бога солнца Ра в Абусире. Этот чудесный храм примечателен тем, что выходит за рамки заупокойного культа, и сохранился до наших дней.

    Наряду с архитектурой в Древнем царстве успешно развивается скульптура. Одним из первых и известных произведений пластики стала небольшая плита (высотой 64 см) фараона Нармера. Она покрыта с двух сторон рельефными изображениями и краткими иероглифическими надписями, рассказывающими о победе Нармера, правителя Южного Египта над Северным. Эта знаменитая палетка интересна тем, что в полной мере выражает своеобразие «египетского стиля», заключающегося в особом способе передачи объемного тела на плоскости: голова и ноги изображаются в профиль, а плечи и тело — в фас.

    Помимо рельефов, украшавших стены гробниц и храмов, широкое распространение получаетпортретная скульптура, часто связанная с заупокойным культом. Сохранившиеся произведения дают полное представление о характерных чертах и особенностях египетской скульптуры. Как правило, все статуи находятся в спокойных и застывших позах, наделены одними и теми же атрибутами, имеют одинаковую условную раскраску: красно-коричневую — для мужских, желтую — для женских, черную — для волос, белую — для одежд. Еще одна особенность египетской пластики — геометризм: абсолютная симметрия, четкость линий, строгая уравновешенность правой и левой половины тела. Наиболее известными скульптурными творениями являются «Сельский староста», «Писец Каи», статуи- портреты царевича Рахотепа и его жены Нофрет и др.

    Среднее царство.

    Вслед за смутным временем, установившимся между царствиями, последовало Среднее царство, которое явилось вторым периодом рассвета Древнего Египта. Данную эпоху обычно называют классической. В этот период интенсивно развивается выплавка металла и египтяне широко используют орудия из бронзы. К уже имеющимся ремеслам добавляется производство стекла. Расширение и улучшение оросительной системы способствовало новому подъему земледелия.

    В социальной сфере усиливается рольсредних слоев. Изменения происходят и в других областях жизни. Заупокойный культ обслуживает теперь не только царей и вельмож, но и средние слои. Наблюдается переосмысление роли фараона: он воспринимается не только как бог, но и как конкретный живой человек. В целом же значение сакральной культуры несколько ослабевает. Возникают даже сомнения в загробной жизни. Возможно, благодаря этому невиданный подъем и расцвет переживает наука.

    Успехи в деле мумификации и бальзамирования были достигнуты благодаря развитиюмедицины, знанию анатомии и физиологии человека. Египетские целители-жрецы разрабатывали учение о мозге, кровеносных сосудах, пульсе и сердце. Не менее впечатляющими были успехи вматематике иастрономии. От египетских математиков до нас дошло несколько десятков текстов, посвященных решению теоретических и практических вопросов. Геродот справедливо называл египтян учителями геометрии. Египетские астрономы неплохо знали небо, умели предсказывать солнечные и лунные затмения, начало разлива Нила; их солнечный календарь становился все более совершенным.

    В художественной культуре Среднего царстваархитектура остается ведущим искусством, развиваясь по-прежнему в единстве со скульптурой и рельефом. В этот период продолжается сооружение пирамид, но их строят не из камня, а из кирпича-сырца, что делает их недолговечными.

    В эпоху Среднего царства широкий размах получает храмовое строительство, в котором наряду с заупокойными появляются другие сооружения. Храмы украшаются обелисками, внушительными и многочисленными колоннами и роскошными декором. Самым знаменитым стал заупокойный храм Аменемхета III. названный греками Лабиринтом. Он занимал огромную территорию (7,2 га) и представлял собой гигантский комплекс многочисленных и великолепных сооружений. Это был настоящий пантеон, храм бесконечного множества египетских богов. Геродот, видевший его и испытавший при этом глубокое восхищение и настоящее потрясение, счел, что храм превосходит сами пирамиды и не поддается никакому описанию словами. К сожалению, этот храм, как и большинство других, не сохранился.

    Среднее царство характеризовалось настоящим всплескомхудожественной литературы. Хотя литература возникла в Древнем царстве, от этого периода мало что дошло до наших дней. От смутного времени Междуцарствия мы располагаем несколькими произведениями. Среди них — два дидактических сочинения, содержание которых составляют нравственные искания. Среднее царство представляют подлинные шедевры художественной литературы. К их числу относится прежде всего «История Синухета», которая по праву считается настоящим романом. В повести «Беседа разочарованного со своей душой» рассказывается о пессимизме человека, который видел много горя, устал от жизни, сомневается в существовании загробного мира.

    Новое царство.

    В этот период Древний Египет достигает наивысшего подъема и расцвета. Он занимает ведущее положение в Восточном Средиземноморье. Египтяне начинают применять железо, широко используют соху, вертикальный ткацкий станок, ножные мехи в металлургии, осваивают коневодство. Создание водоподъемных сооружений способствует развитию огородничества и садоводства, где используются новые сорта деревьев — яблоня, миндаль, олива, персик. Искусство мумификации достигает невиданного совершенства. Широкое развитие получают внутренняя и внешняя торговля. В целом страна переживает бурный экономический рост, чему способствуют успешные завоевательные войны, которые дают сырье, пленных рабов, золото. Высшие слои общества утопают в несметных богатствах и роскоши, что отчасти сказывается на развитии искусства: оно приобретает пышность.

    В Новом царстве в Египте развертывается грандиозноестроительство. Начиная с Тутмоса I, в так называемой «Долине царей» египетские фараоны строят себе роскошные гробницы. В храмовом строительстве и сооружении царских статуй наблюдается явная гигантомания. Характерным примером в этом плане может служить заупокойный храм с огромными статуями Аменхотепа III — «колоссами Мемнона». В таком же духе был построен пещерный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле с величественными статуями правителя.

    Наиболее известными стали Карнакский и Луксорский храмы в Фивах. Первый из них, храм бога Амона, сооружен при участии зодчего Инени и представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, украшенный колоссальными колоннами. Второй уступает по размерам первому, но благодаря четкой планировке и совершенству форм оказал большое влияние на все последующее развитие храмовой архитектуры.

    В Новом царстве расцветаетискусство рельефа, достигая классических форм и непревзойденного совершенства. Следует отметить, что в этом жанре пластики за Египтом по праву признается исключительное место в мировом искусстве. Храмовые рельефные изображения позволяют прочитать всю историю Древнего Египта. В качестве примера можно указать на рельефное украшение оригинального храма Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри.

    Продолжает успешно развиватьсялитература, становясь в полном смысле многожанровой. Главным творением религиозно- культовой литературы становится завершенная «Книга мертвых», которую можно считать энциклопедией религиозной жизни. Появляется светская литература («Сказка о двух братьях» и др.) и даже никак не связанная с культом любовная лирика, включающая в себя «песни услаждения сердца».

    Особого внимания в Новом царстве заслуживает период правления Аменхотепа IV. Этот фараон предпринимает редкую по смелости попытку провести радикальные реформы. Вместо прежнего многобожия впервые в истории пытается ввести единобожие, утверждая культ нового бога солнца Атона, символом которого является солнечный диск. Фараон меняет свое имя на «Эхнатон» («угодный Ато- ну») и стремится возвысить культ царя выше культа самого бога. Он переносит столицу страны из Фив в Ахетатон.

    Под его влиянием не менее радикальные изменения происходят и в искусстве. Если архитектура Ахетатона в целом остается прежней, тоживопись искульптура претерпевают глубокие изменения как по форме, так и по содержанию. Фараон и его приближенные изображаются в повседневной жизни, в домашней обстановке, в саду. При этом они сохраняют свои индивидуальные черты и особенности. Созданные скульптором Тутмесом портреты Эхнатона и особенно его жены Нефертити полны дыхания жизни, тонкой поэзии, неповторимой красоты и прелести.

    После смерти Эхнатона. при его преемнике Тутанхамоне, столица вернулась в Фивы, старые порядки были восстановлены, а имя фараона-отступника было предано проклятию. Однако возникшие при нем новые формы искусства сохранились.

    Что касается Тутанхамона, то найденная в 1922 г. его гробница оказалась единственной, до которой еще не успели добраться грабители. Она содержала огромное количество ценнейших памятников египетской культуры, включая знаменитую золотую маску самого фараона.

    В эпоху Позднего времени (I тыс. до н.э.) Египет идет от одного кризиса к другому, распадается сначала на два царства, а затем на отдельные номы. Он терпит поражения в войнах с Нумибией, Ассирией, греками и персами. Наконец, в 332 г. до н.э. его покоряет Александр Македонский, и древний Египет фараонов прекращает свое существование.

    Что касается культуры Древнего Египта, то она живет и по настоящий день. Она оказала огромное влияние на всю мировую культуру. Греческий философ Платон с полным основанием назвал Египет «матерью всех цивилизаций».


    1. Основные проблемы истории и культуры Египта периода Позднего царства.


    Египет в период Позднего царства (1085-332 гг. до н.э.).

    11 - 4 вв. до н. э., время правления XXII - XXIV ливийских, XXV эфиопской, XXVI сасииской династий. В XI-VII веках укрепилась власть монархов. С середины X века до н. э. до конца VIII века до н. э. Египет снова был единым под управлением XXII, XXIII и XIV ливийских династий, устроивших свою столицу в городе Бубастисе, в северной части страны. С конца VIII века до н. э. по первую половину VII века до н. э., в период господства нубийской династии столицей снова стали Фивы. В 671 году до н. э. Египет был покорён ассирийцами, против которых вели борьбу правители Дельты и победили, объединив под своей властью весь Египет и образовав XXVI саисскую династию со столицей в городе Саисе, западной Дельте. В 525 году до н. э. Египет был завоёван персидской державой Ахеменидов. С 528 г. до н. э. Египет стал персидской провинцией (сатрапией). В течение V и IV веков до н. э. египтяне боролись за освобождения от этого ига. В 341 г. до н. э. персы вновь вторглись в Египет, подвергнув его страшному разорению.

    Завершающим в истории Древнего Египта считается 332 год до н. э., когда страна была завоёвана Александром Македонским и с этого времени включилась в орбиту эллинистического мира.

    С первой половины XII века до н. э., в стране уже практически ничего не строится. В этот поздний период египетское искусство занято в основном перепевами наследия и стилизацией и архаизацией форм. Это объяснялось, с одной стороны, нежеланием художников творить в духе новой власти, представителей менее культурных народов, а с другой - искусство поддавалось влиянию жрецов, толкователей древних преданий. В результате этих воздействий искусство отказалось от достижений предыдущего времени, далёкое Среднее царство считалось идеалом, творения древних фиванских художников - образцами, достойными подражания.

    Новые цари Египта, особенно ливийские полководцы и эфиопские царьки, невольно преклонялись перед седой стариной долины Нила и её культурой. им было лестно облачиться в одеяния древних фараонов, и они наравне со жрецами становятся бережными хранителями древних традиций, ревностными ценителями древнего "подлинного" искусства. Свидетельством тому может служить голова Шошенка I, которая представляла собой точную копию с древнего рельефа.

    Несмотря на ностальгическую приверженность в искусстве XI-IX веков до н.э. к древней старине, из мастерских египетских художников выходили порой произведения, которые не только технически, но и по образной глубине не уступала лучшим произведениям искусства предшествующего периода с его тяготением к изысканной нарядности в подаче изображения. Характерным свидетельством этому может служить изящная бронзовая статуэтка ливийской царицы Каромамы, большую нарядность которй придают ожерелье и орнамент одежды, выполненные из тонкой золотой проволоки, вбитой в поверхность бронзы.

    Тяжёлая политическая ситуация и ослабление экономики страны мало способствовали развитию изобразительного искусства. Некоторое оживление художественной жизни наступило при XXV (эфиопской) династии. Эфиопская (нубийская) культура уже со 2-го тысячелетия находилась в очень тесной взаимосвязи с египетской, что отразилось на стиле египетского искусства конца VIII - начала VII века до н. э. Особенно большой расцвет в эту эпоху получил скульптурный портрет в связи с тем, что выполнялись заупокойные портреты знатных лиц.

    Созданные в этот период многочисленные статуэтки богов в виде различных животных отличаются живой характерностью силуэтов, объёмов, движений. Однако большинство портретов этого времени, технически совершенных, в образном отношении пусты и холодны или же напоминают древние памятники, в которых нет портретного, индивидуального, а присутствует типичное, как, например, в алебастровой статуе царицы Аменетерис.

    Последний краткий расцвет египетского искусства наблюдается в период объединения страны саисскими фараонами в конце VII - начале VI веков до н. э. Однако во всех областях саисской культуры больше было ретроспективных тенденций.

    Возрождая старое искусство, саисские мастера его творчески перерабатывали, достигая большой виртуозности. Живопись изобиловала яркими красками. Бронзовые статуэтки, покрытые чеканными узорами и инкрустированные золотом, нарядны, но лишены тепла амарнских портретов. От многочисленных и очень однообразных саисских портретов с их неизменной играющей на лице улыбкой веет холодом. Вообще искусство саисского периода характеризуется появлением холодного, изысканного стиля.

    В 525 году до н. э. Египет был завоёван персидской державой Ахеменидов. В течение V и IV веков до н. э. египтяне боролись за освобождения от этого ига.

    Искусство в этот период отражало лишь общий и окончательный упадок великой египетской державы. Художественное творчество всего лишь повторяет уже достигнутое в эпохи расцвета. И хоть техническое мастерство не утрачено, до былого уровня искусство уже не возвышается. Техническое мастерство не утрачено, и в этот наиболее тяжёлый период древнеегипетское искусство всё же сохраняет свои реалистические традиции, которые ярко сказываются в отдельных шедеврах.

    При общем упадке культуры в этот поздний период всё же процветает искусство прикладное. Высокое мастерство наблюдается в металлических изделиях, особенно в период XXI династии, когда достигает значительной степени развития полихромия металлических изделий.

    Египетское искусство сохраняет свои традиции вплоть до греческой эпохи, когда в 332 году до н. э. Египет был завоёван Александром Македонским. С этой поры он включается в эллинистический мир, а в его искусстве сложно переплетаются египетские традиции и черты греческой античности, так как египетское искусство и в этот период сохраняет неугасшие творческие импульсы и большое традиционное мастерство.

    Даже в эллинистические времена были сооружены строгие и стройные храмы, наследующие главные элементы планировки и облик храмов Нового царства. Правда, в деталях планы храмов становятся более сложными. Под влиянием греко-римской архитектуры колоннады во дворах получают капители многообразных, очень утяжелённых, эклектичных форм.


    1. Источники по истории Месопотамии эпохи Ранней Древности. Роль отечественной ассириологии в изучении истории Месопотамии в эпоху Ранней Древности.


    Основными источниками по истории Древней Месопотамии являются памятники материальной культуры, письменные документы и литературные произведения, труды античных авторов.

    Памятники материальной культуры. Найденные при раскопках древнейших поселений орудия труда, остатки жилищ, погребения, зерна и кости животных, украшения, статуэтки содержат большой информативный материал о ранней истории Месопотамии.

    Памятники материальной культуры III—I тысячелетий до н. э. известны по раскопкам древних городов Месопотамии: Эреду, Ура, Урука, Лагаша, Ниппура, Ларсы, Эшнуны, Мари, Ашшура, Ниневии, Вавилона и др.

    Некоторые из этих городов (Ур, Урук, Эреду, Ашшур, Мари и др.) начали свою жизнь в виде небольших неолитических поселений еще в IV тысячелетии до н. э. В развалинах месопотамских городов обнаружены остатки ступенчатых башен — зик-куратов, царских дворцов, грандиозных храмов, жилых и хозяйственных построек, школ, крепостных и ирригационных сооружений, а также некрополи, произведения искусства, предметы быта и т. д.

    Важное значение для истории имеют даже небольшие и на первый взгляд не первостепенные вещественные памятники, например цилиндрические печати и их оттиски, в изобилии находимые в Месопотамии. Находки таких печатей в Египте, на Бахрейнских островах, в Индии и в других странах позволяют говорить о существовании торговых связей их с городами Двуречья, установить синхронность событий и восстановить хронологию сразу нескольких государств. Для каждого месопотамского города и для каждой эпохи характерны определенный стиль, принятый в изготовлении печатей, излюбленные изображения, наиболее распространенный и популярный материал (стеалит, лазурит, сердолик и др.). Печати дают богатые данные о мифологии страны, ибо чаще всего на них вырезались мифологические сцены. Они также являются знаками собственности и свидетельствуют о ее развитии.

    Письменные источники появляются на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. Они делятся на несколько видов: хозяйственные, юридические, дипломатические документы, записи летописного характера и др.

    Основателем русской «школы» ассириологии по праву считают М.В. Никольского. Важное значение имел его капитальный двухтомный труд «Документы хозяйственной отчетности древнейшей Халдеи» (1908; 1915), в котором было опубликовано и исследовано более 500 хозяйственных документов III тысячелетия до н. э., собранных в коллекции академика Н.П. Лихачева. Сын М.В. Никольского Н.М. Никольский опубликовал ряд работ по истории общины и рабства в Двуречье, а также вавилонской культуры.

    Существенный вклад в создание отечественной ассириологии внесли такие ученые, как Б.А. Тураев, уделивший значительное внимание культуре и истории Месопотамии в своем большом труде «История Древнего Востока», и В.К. Шилейко, давший блестящие переводы литературных, мифологических и исторических произведений Древней Месопотамии.

    Лучшие традиции русской науки начала XX в. легли в основу зарождавшейся после Октябрьской революции советской ассириологии, которая развивалась на базе методологии исторического материализма и тем принципиально отличалась от зарубежной. В 20—50-е годы много сделали для ее развития академики В.В. Струве и А.И. Тюменев.

    А.И. Тюменев плодотворно занимался проблемами земельной собственности и социальных отношений в

    Месопотамии III тысячелетия до н. э. Итогом этих исследований была его монография «Государственное хозяйство древнего Шумера» (1956).

    В.В. Струве, будучи чрезвычайно разносторонним ученым, внес большой вклад в воссоздание истории

    Древней Месопотамии в своем труде «История Древнего Востока» (1941), в коллективной «Всемирной истории», в решение проблем ее хронологии, в изучение экономических взаимоотношений общины, храма и дворца. В поле его зрения находилась история раннединастического Лагаша. Развитие отечественного востоковедения на долгое время определил вывод, сделанный им на основе исследования социально- экономических отношений в Месопотамии, особенно царских рабовладельческих латифундий III династии Ура, о рабовладельческом характере древневосточного общества, принятый в дальнейшем советскими востоковедами, хотя и не без острых дискуссий, которые особенно активный характер носили в 30-е и 60-е годы и характеризовались борьбой между сторонниками рабовладельческого, азиатского и феодального способов производства на Древнем Востоке.

    Постепенно создавалась школа отечественных исследователей-ассириологов. Среди них видное место занимает И.М. Дьяконов, в центре исследований которого стоит социально-экономическая история Древней Месопотамии. Ряд теоретических положений И.М. Дьяконова: о путях развития древневосточных обществ, о соотношении государственного и общинно-частного сектора экономики, о характере древневосточного рабства, о роли общины, городов и торговли, об этапах развития и типологии древневосточных государств — позволил ему создать оригинальную концепцию, определившую место и значение Древнего Востока в системе мировых цивилизаций. Большой вклад внесен им в издание литературных, исторических, юридических памятников Древней Месопотамии. Видное место в исследованиях ученого занимают проблемы письменности и изучение языков населявших ее народов.

    Отечественная ассириология 50—90-х годов разрабатывает многие научные проблемы. Среди них ведущее место занимает проблема социально-экономических отношений в Месопотамии. Она нашла свое развитие в трудах М.А. Дандамаева, исследовавшего рабство и другие формы зависимости в Вавилонии позднего периода, положение такой важной для Древнего Востока социальной категории, как писцы. Проблема перехода от первобытнообщинного к раннеклассовому обществу решается на обширном археологическом материале Месопотамии в трудах В.М. Массона. В настоящее время успешно разрабатываются вопросы государства и права, литературы и искусства Месопотамии, издаются клинописные документы, хранящиеся в музейных собраниях нашей страны.

    Наши ученые включились и в археологическое изучение памятников Древней Месопотамии и с 1969 г. ведут раскопки в Ираке, на северо-западе страны, где ими исследованы раннеземледельческие поселения VIII— IV тысячелетий до н. э. Опубликованы материалы раскопок и результаты их изучения (P.M. Мунчаев, Н.Я. Мерперт и др.).


    1. Государства Шумера и Аккада до первого возвышения Вавилона: история и культура.


    Долина рек Тигра и Евфрата, называвшаяся в древности Месопотамия
    (Междуречье, Двуречье), сделалась колыбелью государств, принадлежащих
    к числу наиболее древних государственных образований. К началу III тысячелетия до н.э. в Двуречье складывается большое количество мелких самостоятельных государств (Эриду, Ур, Шуруппак, Умма, Лагаш, Киш, Мари и др.), население которых в III тысячелетии до н.э. в Двуречье было этнически неоднородным: лежавший к северу от Шумера Аккад, а также среднее течение Евфрата заселяли в это время племена, отличавшиеся и по внешнему облику, и по языку от шумеров. Однако шумеры и аккадийцы в начале III тысячелетия до н.э. не отличались друг от друга по уровню экономического развития: и у тех, и у других складывались раннерабовладельческие государства.

    Основой земледелия являлось искусственное орошение (ирригация),
    когда посредством системы каналов, плотин и дамб вода равномерно подавалась на поля. Животноводство было также развито в Южном Двуречье. Ремесленная техника оставалась примитивной.
    Во главе каждого из мелких самостоятельных государств стоял правитель, который назывался патеси (или энси), а иногда лугаль. Потребности рационального использование оросительной системы, а также укрепления хозяйственных связей между отдельными областями явились причиной возникновения тенденции к политическому объединению
    Шумера. Отдельные государства пытаются играть роль гегемонов, объединяя вокруг себя сравнительно большие территории. Первоначально в роли таких гегемонов выступают Кир и Уш, но патеси Лагаша Энатуму (XXV век до н.э.) удалось нанести поражение своим соперникам и распространить свою власть чуть ли не до пределов Мари. Однако все эти объединения были непрочными и распадались вскоре после того, как возникали.
    Пользуясь смутами в Лагаше в XXIV веке до н.э. патеси Уммы Лугальзаггиси возобновил борьбу против Лагаша, разбил войско патеся Лагаша Урукачины и присоединил Лагаш к своим владениям. После этой победы Лугальзаггиси настолько усилился, что на некоторое время подчинил себе весь Шумер. Столицей своего нового государства он сделал древний
    город Урук.

    На севере Двуречья в это время усилились правители Аккада. Центральное положение Аккада могло представить большие выгоды правителю Аккада, который сумел бы овладеть областью между городами Сипаром и Описом. Таким первым царём царства Аккада стал около 2369 года до н.э. Саргон (Шаррукин). В это время в Южном Двуречье были налицо все предпосылки, необходимые для дальнейшего объединения.

    Саргон начал с объединения всего Аккада. Он сделался царём Киша и главой всех аккадских городов, а затем совершил несколько победоносных походов на юг. Он победил Лугальзаггиси, взял Ур и Лагаш, дошёл до самого моря и таким образом подчинил себе весь Шумер. Царство Аккада особенно усилилось в правление внука Саргона Нарамсина (XXIII век до н.э.). При Нарамсине под власть Аккада попадает область Мари, а также горные племена Загроса и города Элама. На севере войска Нарамсина доходили до гор Армении.

    Увеличение повинностей, присвоение общинных земель, трудные завоевательные походы - всё это порождало недовольство народных масс. Нарамсин ещё справлялся с восстаниями, но его преемникам не удалось удержать единства царства "четырёх стран света"; внутриполитические трудности совпали со внешней угрозой. Около 2200 года Аккад и Шумер подверглись нападению народа гутиев, которые сокрушили царство Аккад, разграбили его города (особенно северные), обложили население тяжёлой данью. Города шумерского юга меньше пострадали от набега гутиев и фактически сумели сохранить независимость. Эти шумерские города возглавили борьбу против гутиев, разбили их и изгнали из страны. Некоторое время спустя Шумер и Аккад вновь были объединены - на этот раз под гегемонией Ура.

    Цари Ура, объединившие под своей властью Южное Двуречье, получили
    наименование III династии Ура. Наибольших политических успехов среди них добился Шульги.

    Преемники Шульги с трудом сдерживали натиск соседей. В 2007 году эламиты разгромили шумерские города и взяли в плен последнего царя III династии Ура. Вслед за тем амореи, заняв города Аккада и Шумера, основали там множество самостоятельных династий. Основателем III династии Ура был составлен первый кодекс законов, в котором оформлялось развитие частной собственности на землю.

    Создание предметов как домашнего, так и культового назначения было творческим процессом, в котором древним мастером руководило художественное чутье (вне зависимости от того, осознавал он это или нет), в свою очередь развивавшееся во время работы.

    Керамические изделия неолита и раннего энеолита демонстрируют нам одну из важных ступеней художественного обобщения, главным показателем которого является ритм. Чувство ритма, вероятно, органично присуще человеку, но, видимо, открыл его в себе человек не сразу и далеко не сразу сумел образно воплотить. В палеолитических изображениях мы мало ощущаем ритм. Он появляется только в цеолите как стремление упорядочить, организовать пространство. По расписной посуде разных эпох можно наблюдать, как человек учился обобщать свои впечатления от природы, так группируя и стилизуя открывавшиеся его глазам предметы и явления, что они превращались в стройный геометризованный растительный, животный или абстрактный орнамент, строго подчиненный ритму.

    С ещё более сложной формой обобщения мы сталкиваемся при изучении неолитической и раннеэнеолитической скульптуры. Статуэтки, вылепленные из глины, смешанной с зерном, найденные в местах хранения зерна и в очагах, с подчеркнуто женскими и специально материнскими формами, фаллосы и фигурки бычков, очень часто попадающиеся рядом с человеческими фигурками, синкретически воплощали восприятие земного плодородия. Наиболее сложной формой его выражения кажутся нам нижнемесопотамские мужские и женские статуэтки начала IV тысячелетия до н.э. со зверообразной мордой и налепами-вкладышами для вещественных образцов растительности (зерен, косточек) на плечах и в глазах.

    В IV тысячелетии до н.э. на смену расписной керамике приходит нерасписная, иногда покрытая стекловидным поливом, выполненная на быстро вращающемся гончарном круге.

    Культуру Протописьменного периода уже можно уверенно назвать в своей основе шумерской или по крайней мере протошумерской. Памятники ее распространены по всей Нижней Месопотамии, захватывают Верхнюю Месопотамию и тянутся далеко вверх по Евфрату, а также по р. Тигр.

    Все искусство того времени, как и мировоззрение, было окрашено культом. Заметим, однако, что, говоря об общинных культах древней Месопотамии, трудно делать заключения о шумерской религии как о системе.

    Храмы строились не всем богам, а лишь главнейшим, преимущественно же богу или богине—покровителям данной общины. Наружные стены храма и платформы были украшены равномерно отстоящими друг от друга выступами (этот прием повторяется и при каждой последовательной перестройке). Сам же храм состоял из трех частей: центральной в виде длинного двора, в глубине которого помещалось изображение божества, и симметричных боковых приделов по обеим сторонам двора. На одном конце двора располагался алтарь, на другом конце — стол для жертвоприношений. Примерно такую же планировку имели храмы этого времени и в Верхней Месопотамии.

    Так на севере и на юге Месопотамии формируется определенный тип Культового строения, где закрепляются и становятся традиционными некоторые строительные принципы, общие и почти для всей позднейшей месопотамской архитектуры.

    Из древнейшего Урука нам известно особое сооружение, так называемое «Красное здание» с эстрадой и столбами, украшенными мозаичным орнаментом,— предположительно двор для народной сходки и совета.

    С началом городской культуры (даже самой примитивной) открывается новый этап и в развитии изобразительного искусства Нижней Месопотамии. Культура нового периода становится богаче и разнообразнее. Вместо печатей-штампов появляется новая форма печатей — цилиндрическая. Печати-амулеты в форме Животных или головок животных, которые так распространены в Протописьменньтй период, можно считать формой, соединяющей глиптику, рельеф и круглую скульптуру. Функционально все эти предметы — печати.

    Стремление как можно точнее передать изображаемую натуру, особенно когда дело касается представителей животного мира, характерно для искусства Нижней Месопотамии этого периода. Маленькие фигурки домашних животных — бычков, баранов, коз — выполненные в мягком камне, разнообразные сцены из жизни домашних и диких животных на рельефах, культовых сосудах, печатях поражают прежде всего точным воспроизведением строения тела, а также позы, движения, переданных живо и выразительно и удивительно лаконично. Однако настоящей круглой скульптуры все же почти нет.

    Другой характерной чертой раннешумерского искусства является его повествовательность. Каждый фриз на цилиндрической печати, каждое рельефное изображение — рассказ, который можно прочесть по порядку.

    В шумерском искусстве Протописьменного периода мы ужо наблюдаем, как человек начал отделять себя от природы. Искусство Нижней Месопотамии этого периода предстает перед нами как качественно новый этап в отношении человека к окружающему его миру. Не случайно памятники культуры Протописьменного периода оставляют впечатление пробуждения человеческой энергии, осознания человеком своих новых возможностей, попытки выразить себя в окружающем мире, который он осваивает все больше и больше.

    Памятники Раннединастического периода представлены значительным числом археологических находок, которые позволяют смелее говорить о некоторых общих тенденциях в искусстве.

    В архитектуре окончательно складывается тип храма на высокой платформе, который иногда (а весь храмовый участок даже обычно) был обнесен высокой стеной. Храм к этому времени принимает более лаконичные формы — подсобные помещения четко отделены от центральных культовых, число их уменьшается. Исчезают колонны и полуколонны, а с ними и мозаичная облицовка.

    Памятники скульптуры в большинстве своем представляют собой небольшие (25—40 см) фигурки из местного алебастра и более мягких пород камня (известняка, песчаника и т.д.). Помещались они обычно в культовых нишах храмов. Для северных городов Нижней Месопотамии характерны преувеличенно вытянутые, для южных, напротив, преувеличенно укороченные пропорции статуэток.

    В постоянно воевавших между собой номах-государствах были разные пантеоны, различные ритуалы, не было единообразия в мифологии (если не считать сохранения общей главной функции всех божеств III тысячелетия до н.э.; это прежде всего общинные боги плодородия). Соответственно при единстве общего характера скульптуры изображения очень различны в деталях. В глиптике начинают преобладать цилиндрические печати с изображением героев и вздыбленных животных.

    Ювелирные изделия Раннединастического периода, известные главным образом по материалам раскопок урских гробниц, по праву могут быть отнесены к шедеврам ювелирного творчества.

    Искусство аккадского времени, пожалуй, более всего характеризуется центральной идеей обожествляемого царя, который появляется сначала в исторической действительности, а затем в идеологии и в искусстве. Если в истории и в легендах он предстает человеком нецарского рода, который сумел достичь власти, собрал огромную армию и впервые за все время существования государств-номов в Нижней Месопотамии подчинил себе весь Шумер и Аккад, то в искусстве это мужественный человек с подчеркнуто энергичными чертами сухощавого лица: правильные, четко очерченные губы, небольшой нос с горбинкой — портрет идеализированный, возможно, обобщенный, но достаточно точно передающий этнический тип; этот портрет вполне соответствует сложившемуся из исторических и легендарных данных представлению о герое-победителе Сар гоне Аккадском (такова, например, медная портретная голова из Ниневии — предполагаемое изображение Саргона). В других случаях обожествленный царь изображен совершающим победоносный поход во главе своего войска. Он карабкается по кручам впереди воинов, фигура его дана крупнее, чем фигуры остальных, над его головой сияют символы-знаки его божественности — Солнце и Луна (стела Нарам-Суэна в честь его победы над горцами). Он выступает также в виде могучего героя в локонах и с кудрявой бородой. Герой сражается со львом, его мускулы напряжены, одной рукой он сдерживает вздыбившегося льва, чьи когти в бессильной ярости царапают воздух, а другой вонзает кинжал хищнику в загривок (излюбленный мотив аккадской глиптики). В какой-то мере изменения в искусстве аккадского периода связаны с традициями северных центров страны.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   24


    написать администратору сайта