Главная страница
Навигация по странице:

  • Государственный строй в эпоху Старовавилонского и Средневавилонского царств.

  • Государственный строй Вавилона в конце II – первой половине I тысячелетия до н.э.

  • Экономика и общественный строй.

  • Культура и искусство Нововавилонского царства.

  • Вопросы по истории древнего мира Бунин. История Древнего Мира


    Скачать 1.23 Mb.
    НазваниеИстория Древнего Мира
    АнкорВопросы по истории древнего мира Бунин
    Дата12.02.2020
    Размер1.23 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаIstoria_Drevnego_Mira_s_voprosami_po_distsipline_k_ekzamenu.doc
    ТипДокументы
    #108143
    страница11 из 24
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   24

    XX–XIX вв. до н. э. стали временем государственной раздробленности Месопотамии. Мелкие государственные образования, возникшие на развалинах державы III династии Ура, вели непрерывные военные действия, создавая кратковременные политические союзы и поглощая своих менее воинственных соседей. К началу XVIII в. до н. э. количество соперников, претендующих на лидирующие позиции в Месопотамии, резко сократилось. В борьбе за власть фактически участвовали лишь три независимые царства: принадлежавшая эламитам Ларса, захваченный ассирийцами Мари и основанный амореями Вавилон. Вавилонскому царю Хаммурапи (1792–1750), шестому правителю первой вавилонской династии, к концу своего царствования удалось не только установить господство в Шумере и Аккаде, одолев противников, но и присоединить к вновь объединённой в централизованное государство Месопотамии северо-восточные области Междуречья (вплоть до ассирийского города Нинéвия) и Элам – государство в юго-западном Иране. Так из рядового царька одного из небольших аморейских государств он стал могущественным правителем великой державы – Вавилонии, имевшим пышный титул «царь четырёх стран света».

    Огромная держава, состоявшая из множества некогда независимых государств во главе с местными династиями, требовала чёткой организации, к чему и приступил Хаммурапи. Прежде самостоятельные царства превратились в наместничества во главе с царскими чиновниками, назначенными из новой столицы Месопотамии – Вавилона. Наместники из центра назначались и в самые крупные города Шумера и Аккада: Ур, Урук, Ниппур. Ассирия и Элам, присоединённые к Вавилонии, сохранили местное самоуправление под контролем Хаммурапи. Пресекая сепаратистские тенденции, Хаммурапи поставил под контроль царской администрации храмы, лишив их права собственности на земельные владения; храмовая администрация получала земельные владения только за службу, оказавшись, таким образом, в зависимости от царя. Предупреждая попытки отпадения крупных городов Месопотамии и обретения ими независимости, Хаммурапи распустил армии Исина, Мари, Ларсы и создал единую вавилонскую армию, состоявшую из легко- и тяжеловооружённых пехотинцев. Во всей державе было введено и единое судопроизводство. Храмовые и общинные суды, раньше отправлявшие правосудие на местах, были отменены. Носителем высшей судебной власти становился сам Хаммурапи. Для нужд судебного ведомства были изданы «Законы Хаммурапи», и царские судьи из числа назначенных царём чиновников неукоснительно следили за тщательным соблюдением правовых норм, санкционированных богом солнца и справедливости Шамашем. Огромная держава, состоявшая из множества некогда независимых государств во главе с местными династиями, требовала чёткой организации, к чему и приступил Хаммурапи. Прежде самостоятельные царства: Мари, Ларса, Эшну.

    Таким образом, в руках Хаммурапи была сосредоточена высшая административная, военная, судебная и жреческая власть. Царская власть вновь приобрела божественный характер, а Вавилон превратился в «вечное обиталище царственности», исключавшее любые попытки переноса царской резиденции и сакрализованной царской власти в новый политический центр Месопотамии.


    1. Социально-экономический строй Вавилонии в Аморейский и Касситский периоды.


    Государственный строй в эпоху Старовавилонского и Средневавилонского царств.

    Вызванной серьезными экономическими процессами, прежде всего приватизацией, социальный кризис в Двуречье сопровождали заметными ослаблением политической власти и децентрализацией, под знаком которой прошли два века. Это было время ожесточенной борьбы соперничавших друг с другом государств и династий различного происхождения – аморейских, эламистских и собственно месопотамских. На юге обособилось царство с центром в городе Ларсе, севернее его возникло независимое государство с центром в Иссине. На севере Месопотамии большую роль играли государства: Мари на Евфрате и Ашшур на Тигре, в районе реки Диялы – государство Эшнунна. В XX – XIX вв. до н.э. эти государства вели изнурительные междоусобные войны. Постепенно в ходе этой борьбы приобретает независимость и возвышается город Вавилон (Баб или «ворота бога»), где воцарилась I Вавилонская, или Аморейская, династия, время правления которой называют старовавилонским периодом (1894 – 1595 гг. до н.э.).

    Наметился новый подъем ирригационного земледелия, оживилась торговля и городская жизнь. Этим тенденциям препятствовали политическая раздробленность и междоусобные войны. На повестке дня снова встал вопрос о создании единого централизованного государства. В этих условиях постепенно возрастает роль и значение нового центра – Вавилона.

    Его местоположение в центральной части долины, там, где Тигр сближается с Евфратом, было стратегически удобным и для нападения, и для обороны; уже оно естественно выдвигало этот город на роль политического центра страны. Здесь сходились основные звенья ирригационной сети - основы жизни всей жизни Южной Месопотамии, проходили важнейшие сухопутные речные пути всей Передней Азии.

    Расцвет Вавилона приходится на время правления шестого царя I Вавилонской династии – Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.), который был выдающимся государственным деятелем, прозорливым и изворотливо-хитрым дипломатом, крупным стратегом, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором.

    За долгие годы успешного правления Хаммурапи сумел поочередно разгромить соседей-соперников, объединив под своей властью всю Месопотамию.

    Заново на развалинах далекого прошлого правитель Вавилонии создал могущественное и процветающее централизованное государство. И хотя оно просуществовало не слишком долго и уже при преемниках Хаммурапи появилась тенденция к некоторому упадку, но именно Вавилонию царя Хаммурапи можно считать первым в Западной Азии развитым государством в полном смысле этого слова. Речь идет не о централизованной эффективной администрации на большой территории – это было в Двуречье со временем Саргона Аккадского. Суть в ином: вавилонское государство уже представляло собой ту сложную структуру, которая в дальнейшем была характерна (в многочисленных вариантах) для всех достаточно развитых обществ традиционного Востока, да и не только Востока.

    В государстве Хаммурапи свойственные ранним структурам клановые и родственные связи уже были заметно оттеснены связями административно-территориальными, а вассально-иерархическая пирамида власти превратилась в централизованный бюрократический аппарат, эффективно действовавший через своих чиновников. Соответственно укрепился и институционализировался влиятельный и достаточно многочисленный слой специалистов-профессионалов, занятых в сфере управления и примыкающих к ней сферах обслуживания, - администраторы, воины, ремесленники, торговцы, слуги и др. Возник и весьма многочисленный слой неполноценных выходцев из числа пленников или потомков разорившихся полноправных общинников. И хотя между первым и вторым, отмеченным здесь слоями была существенная разница в социальном положении, имущественном цензе и образе жизни (эта разница отражалась в документах, терминологии – неполноправные работники обозначались особым сводным термином мушкенум), общим между ними было и то, что все они считались и именовались царскими людьми, то есть людьми, непосредственно занятыми в системе администрации или причастными к ней, обслуживавшими ее. Именно в этом плане все царские люди обоих слоев-категорий противопоставлялись остальному населению, то есть земледельцам-общинникам, права и статус которых были объектом внимания и заботы со стороны правящих верхов.

    Как уже было традиционно, Хаммурапи начал свое царствование с обряда восстановления справедливости: во всем государстве прощались все долги (на башне-зиккурате зажигали факел в ознаменование этого, а затем рассылался указ, грозивший не подчинившимся кредиторам смертью). Это позволяло регулярно снимать межобщинные и социальные противоречия, не единожды губившие власть.

    В ходе административной реформы области-номы уничтожались, вся страна разбивалась на области во главе с чиновниками, специальные люди контролировали использование земельного фонда. Подчинена была правителю и храмовая администрация: все жрецы объявлялись «рабами царя». В государстве появилась должность постоянного гласного советника царя. Создавался специальный аппарат по контролю за исполнением повинностей и сбором налогов: в области было по два чиновника – «заставляющий делать» и «заставляющий давать». В ходе судебной реформы организация судов приобрела единообразие, начальники общин и областей обязаны были использовать судебные функции; назначались и царские судьи. Стабильность государства должна быть и обеспечиваться законами. Хаммурапи настолько большое значение придавал законодательству, что в конце правления даже поставил памятник составленным при нем законам, посвятив его богу Мардуку. Жесткое государственное регулирование должно было всемерно охранить уклад общества, основу которого составляли общины полноправных свободных людей, от социального расслоения.

    Вообще государство Хаммурапи обладало монополией силы, твердо опираясь на фиксированный закон и связанные с ним формы принуждения. Выдвижение на передний план кодифицированного законодательства с достаточно строгой системой наказаний было связано с тем, что развитие частнособственнических отношений, товарно-денежных связей и особенно ростовщичества с его внушительными процентами (20-30% годовых) вело к быстрому разорению общинников и обогащению за их счет частных собственников.

    Законченная самостоятельная административная система сложилась в Вавилонском государстве в старовавилонский период и возродилась, с некоторыми изменениями, в периоды среднего (XVI – XI вв. до н.э.) и нового царств. Государственная администрация была жестко централизованной, но далеко не всеобъемлющей. Рядом с ней продолжала существовать храмовая администрация жрецов и чиновников. А на самом низшем уровне государственными административными функциями наделялись руководителями общин и союзов.

    Вавилонское государство приобрело определенные черты древневосточной деспотии. Во главе государства стоял царь, обладавший законодательной, исполнительной, судебной и религиозной властью. Он считался наместником богов и был классическим древневосточным монархом. Его власть имела и религиозный, и государственный характер. Если в период протогосударств и ранней монархии при возобновлении династии правителя, как правило, избирали (на особых собраниях от всех областей-номов; известны примеры об избрании царя 36000 представителей), со старовавилонского царства власть его наследственна, но точного порядка наследования не было; нередки случаи, когда наследовали и женщины царского или жреческого родов. Царь одновременно был и верховным военачальником.

    В Вавилонии верховные боги изображались в виде царей, цари на земле изображались в качестве земных богов. Цари считались не только посредниками между богами и людьми, но даже потомками богов, наследниками их власти, живыми их воплощениями на земле. Царям III династии Ура поклонялись, как богам, не только при жизни, но и даже после их смерти. Царь этой династии заставил воздавать себе божеские почести. В честь него строились храмы, его статуе приносились жертвы в дни новолуния и полнолуния. В честь царя пелись гимны. Имя обожествленного царя входило в состав имен его подданных. Царь Бурсин называл себя «богом, дающим жизнь своей стране», «богом-солнцем своей страны». Ему, как богу, приносили жертвы в храмах, ему посвященных. Равным образом и вавилонский царь Хаммурапи сравнивал себя с богом солнца Шамашем.

    Как и в других древневосточных государствах, в руках царя сосредоточивалось обширные хозяйственные функции: руководство ирригационным хозяйством, строительство храмов, регулирование цен на товары, вознаграждения ремесленникам, врачам, строителям.

    На втором месте в вавилонской иерархии государственных должностей стоял жрец. Он выполнял религиозные обряды, руководил храмовыми хозяйствами с санкции правителя; вероятно, пользовался и судебными правами.

    Отношения между центральной властью и храмами были также сложны и противоречивы. Храмы, опираясь на собственное крупное землевладение и значительное число зависимых от них лиц, стремились к экономической независимости. Лишь при Хаммурапи почти полностью были подчинены в административном и хозяйственном отношении царю, который назначал в них жрецов и администраторов, требовал отчета о хозяйственной деятельности.

    Третье место занимал так называемый «человек приказаний», или советник. Собственных полномочий у него не было, он обязывался контролировать исполнение указаний правителя и координировал работу остальных чиновников с финансовыми, налоговыми и чисто административными функциями; в его распоряжении был штат писцов, некоторые из которых имели собственную сферу письменной деятельности. Затем следовал «высший посол», которому вменялось координировать внешнеполитическую деятельность, присутствовать на приемах иноземных послов и который считался постоянным представителем правителя в других государствах.

    Страна была разбита на области во главе с наместниками – чиновниками царя (шакканаккум). Их главной задачей был сбор налогов и общая организация государственного хозяйства, поддержание общего порядка и созыв ополчения; в этих целях они могли творить и суд. Чиновники руководили главами местных общин – рабианумами, которых хотя и формально назначали сверху, но из старейших общины. Они имели административные, финансовые и судебно-полицейские полномочия в своей общине.

    Замыкал ряд высших должностей начальник дворца – нубанда, который со временем стал играть большую роль вообще в государственном аппарате; через него стали передаваться приказания правителя, к нему поступали все отчетных документы с хозяйств, он организовывал деятельность царских судей.

    Обширным был фонд царских земель: в Ларсе он составлял, например, 30-50% обрабатываемой площади. Но структура государственного хозяйства принципиально изменилась по сравнению с эпохой III династии Ура. Для старовавилонского периода перспективными в экономическом отношении оказались следующие тенденции: поощрение общинно-частного сектора собственности и раздача царских земель, пастбищ в аренду или в условное держание за службу чиновникам, воинам, мушкенумам и др.

    В старовавилонском обществе до Хаммурапи ведущее место в отправлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебного органа выступали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. Рано упоминаются в источниках и царские суды. Так, еще в шумерском городе-государстве Лагаше существовал особый верховный судья – один из крупных сановников правителя.

    Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов. В общинах коллегиальные суды по-прежнему состояли из членов совета старейшин, но руководить ими стали рабианумы. Этим судам не были подсудны царские люди, они и не могли рассматривать дела, касающиеся царского имущества. Царские суды при Хаммурапи были введены во всех больших городах, они рассматривали главным образом дела царских людей. Но царь не выступал ни высшей кассационной, ни аппеляционной инстанцией. Он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора. Ему приносили жалобу на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии. Жалобы передавались царем для решения соответствующим административным или судебным органам: общинным или царским. Здесь вообще не было судебных инстанций, всякое судебное решение было в принципе окончательным. Царские наместники почти повсеместно могли осуществлять вызов в суд, арест и розыск преступников.

    Видное место в судебном устройстве занял царский суд, сосредоточивший в своих руках основные судебные функции и заметно потеснивший храмовый суд, суд общины, суд квартала в городе, однако некоторые права решать семейные и уголовные дела, совершенные на их территории, они все же сохранили. Судьи объединились в коллегии, им подчинялись также глашатаи, гонцы, писцы, составляющие судейский персонал. Не потеряли полностью судебных полномочий и храмы. Им принадлежала важная роль в принятии клятв, в засвидетельствовании законности сделок, в процедуре ордалий – «божьего суда», который считался важным средством установления истины.

    В Вавилоне судебные решения в сознании людей издавна связывались с представлениями о справедливости. Богиня справедливости Киту считалась дочерью всемогущего бога Солнца Шамаша, ей посвящались специальные храмы. Однако вавилонские судьи нередко злоупотребляли своим положением. Об этом свидетельствует, в частности, ст. 5 Законов Хаммурапи, предусматривающая наказание для судьи, изменившего свое решение после того, как оно было записано в специальном документе на глиняной табличке с печатью.

    В нововавилонском обществе в храмовый совет, осуществляющий судебные функции, включались представители народных собраний городов, на территории которых находились святилища.

    Финансово-податное ведомство занималось сбором налогов, которые взимались серебром и натурой с урожая, скота, продуктов ремесла.

    Царская власть опиралась на армию, формировавшуюся из отрядов тяжело- и легковооруженных воинов – редум и баирум. Первоначально они были независимы от храма или от его правителя лично. Их права и обязанности были определены в 16 статьях законов Хаммурапи. Воины получали от государства за службу неотчуждаемые земельные наделы, иногда с садом, домом, скотом. Эти земли полностью исключались из оборота, всякая сделка относительно земли воина считалась ничтожной. Даже попав в плен, воин сохранял право на земельный надел, на часть участка сохранялось право его малолетнего сына. Если воин ради избавления от службы бросал надел, он не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанностям. Законы защищали воинов от произвола командиров, предусматривали выкуп их из плена, обеспечение семьи воина. Воин же был обязан исправно нести службу, за уклонение от которой его могли казнить.

    Профессиональные воины выполняли полицейские функции в Вавилоне. Не потеряло между тем окончательного значения и общинное ополчение, созываемое во время крупных военных походов. Помимо лучников и тяжеловооруженной пехоты в армии особое место занимали отряды колесниц. Древневавилонские источники, например, сообщают о том, что их командиры за воинские доблести вознаграждались царем землями, освобождались от налогов и несения других повинностей.

    Огромный бюрократический аппарат, деятельность которого строго контролировалась царем, выполнял все его распоряжения. При этом представители царской администрации имели тесный контакт с представителями власти на местах: общинными советами и старостами общин. Их полномочия были значительно урезаны, но они сохраняли ряд административных, финансовых и судебных функций, а также функций по поддержанию общественного порядка (управляли общинной землей, разрешали совместно с представителями царской власти спорные вопросы между общинниками и держателями наделов от царя, распределяли налоги и определяли размеры сборов и прочее).

    Вавилонские цари, видимо, не смогли сломить в полной мере сопротивление некоторых сельских общин и племен. Судя по Законам Хаммурапи, они хорошо знали опасность «неподавимых смут, мятежей, ведущих к гибели». В интересах политических стабильности цари вынуждены были предоставить ряд привилегий (освобождать от налогов и военной службы, трудовых повинностей) не только своим слугам, крупным землевладельцам, но и некоторым вождям племен, храмам. Их привилегии записывались на каменных монументах – кудурру («пограничный камень»).

    Создание централизованного Вавилонского государства и возвышение Вавилона нашли в дальнейшем свое выражение и в религиозном культе: во главе пантеона был поставлен местный бог, покровитель города Вавилона Мардук, некогда бывший одним из младших богов. Мифы приписывали этому богу функциидемиурга – творца Вселенной и людей, царя богов.

    Государственная администрация Вавилонского царства была главным образом дворцовой и по своим задачам преимущественно финансово-хозяйственной; остальные институты государства только зарождались в самостоятельном виде.

    Государственный строй Вавилона в конце II – первой половине I тысячелетия до н.э.

    Около 1742 г. до н.э. касситский вождь Гандаш вторгся в Вавилонию и присвоил себе пышную титулатуру «царя четырех стран света, царя Шумера и Аккада, царя Вавилона», однако реального завоевания страны еще не произошло. И лишь разгром, учиненный зетами, способствовал окончательному свержению касситских царей на вавилонском троне.

    С начала XVI в. до н.э. начинается правление касситской династии и так называемый средневавилонский период, который завершается около 1155 г. до н.э. В это время увеличивается значение таких архаических форм общественных структур, как родовые объединения и большие семьи, обозначаемые термином «биту» («дом») и возглавляемые «Бэл бити» (господин дома). Касситские роды контролировали определенную территорию, следили за сбором налогов, выполнением общественным повинностей. В касситскую эпоху укрепляются сельские общины.

    Централизация при касситах несколько ослабла, так как известной самостоятельностью пользовались главы касситских родов, управлявшие отдельными областями Вавилонии. Независимое положение занимали крупные города (Вавилон, Ниппур, Сиппар), не только освобожденные от всех налогов повинностей, но даже имевшие свои собственные воинские контингенты. Снабженная иммунитетными грамотами касситская знать, со временем влившаяся с местной, вавилонской, и крупнейшие вавилонские храмы, из которых особое место принадлежало ниппускому храму Энлиля, также располагали известным политическим влиянием.

    Неожиданный и смертельный удар Касситской Вавилонии нанесли эламиты. Во второй четверти XII в. до н.э. они совершили несколько опустошительных набегов на Месопотамию и полностью оккупировали Вавилонию. Около 1150 г. до н.э. ими был свергнут последний царь из дома Гандаша. И касситская династия прекратила свое существование. Месопотамские касситы к этому времени совершенно ассимилировались с вавилонянами.

    Наместником Вавилонии был назначен эламский ставленник, и эламиты продолжали территориальные захваты в районе между Тигром, Диялой и Загросскими горами.

    Страна была разделена на 14 административных областей. Столицей государства с конца XII в. До н.э. стал опять Вавилон. Царь распоряжался обширным фондом государственных земель, из которых выделялись наделы воинам за их службу. Цари часть своих земельных владений дарили приближенным и храмам. Существовала также земля, являвшаяся частной собственностью отдельных лиц.

    В конце IX в. до н.э. ассирийцы захватили весь север страны. Вавилонии пришлось признать над собой власть Ассирии. Жреческие круги, чиновники и купцы вавилонских городов постепенно превратились в прочную опору ассирийского господства, а инициатива в борьбе за независимость страны перешла к халдеям и низам городского населения.

    В 729 г. до н.э. Тиглатпаласар III захватил Вавилон, после чего Вавилония лишилась независимости на целое столетие. Однако ассирийский царь воздержался от превращения Вавилонии в обычную провинцию и сохранил за ней статус отдельного царства в рамках большого Ассирийского государства1.

    После разгрома Ассирийской державы, захватившей Двуречье, Вавилон на время обретает политическую самостоятельность – образуется так называемое Нововавилонское царство (конец VII в. до н.э.).

    Царь новой династии Навуходоносор проводит ряд успешных завоевательных походов, опираясь на воссозданную профессиональную армию (конно-колесничное войско), восстанавливает старые административные традиции Вавилонского царства, ведет широкое строительство в Вавилоне.

    После смерти Навуходоносора II в 562 г. до н.э. вавилонская знать и жречество начали активно вмешиваться в политику и устранять не угодных им царей.

    Тем не менее, в действительности Вавилония лишилась всякой независимости во внешней политике, да и внутри страны принадлежала персидскому наместнику, а важнейшие военные и гражданские должности – знатным персам.


    1. Общество, экономика и культура Нововавилонского царства.


    Экономика и общественный строй.

    Вавилония, как и в предшествующие времена, была в значительной степени сельскохозяйственной страной. Обилие заливных лугов и обширные степи, прилегающие к долинам больших рек, давали возможность населению в широком масштабе разводить скот. Резкое имущественное расслоение, развитие и рост рабовладельческого хозяйства приводят к тому, что в руках отдельных богачей сосредоточиваются крупные стада. Богатые владельцы скота обычно сдавали свои стада в аренду. Сохранившиеся документы свидетельствуют о том, что арендная плата, как правило, взималась натурой.

    Земледелие, основанное на искусственном орошении, играло настолько большую роль в хозяйственной жизни страны, что законодатель старался при помощи специальных статей закона обеспечить доброкачественную обработку земли и обязать владельцев полей принимать все зависящие от них меры, чтобы поддерживать в полном порядке оросительную сеть. Так, в сохранившихся фрагментах законов этого времени говорится, что нерадивый арендатор, плохо обрабатывающий своё поле, и крестьянин, который не содержит в порядке своей плотины, в результате чего разлившаяся вода причиняет ущерб соседним полям, должны возместить убытки соответственно урожаю соседнего поля, т. е. исходя из средней урожайности аналогичного поля в данной местности. Богатые рабовладельцы контролируют сельское хозяйство страны. Им принадлежат не только большие земли, но и вода тех каналов, которые расположены на этих землях. Крупнейшие землевладельцы на свои средства проводят отводные каналы, беря с окрестного населения особую, плату за пользование водой из этих каналов. С течением времени всё больше и больше укрепляется право частной собственности не только на землю, но и на воду, что особенно способствует резкому имущественному расслоению, сосредоточению крупных богатств в одних руках, разорению мелких собственников и общинников и постепенному превращению их в арендаторов, кабальных должников и рабов.

    После падения Ассирии воскресла былая слава древнего Вавилона. Наступил новый и на этот раз последний период процветания Вавилонского царства и вавилонской торговли. В связи с резким имущественным расслоением условия хозяйственной жизни становятся значительно более сложными, чем ранее.

    Торговля проникает во все поры широко разветвлённой и разнообразной. Продают не только зерно, скот, шерсть, различные продукты сельского хозяйства, ремесленное сырьё и изделия, но также всякого рода недвижимость, поля, сады, строения и часто рабов. Торговые сделки совершаются настолько часто, что появляется необходимость составления для этой цели особых документов, в которых тщательно записывались объект и условия продажи и обязательства сторон. Крупные богачи и торговцы, очевидно, стоявшие во главе больших торговых предприятий, уже не сами совершают эти сделки, а прибегают к помощи доверенных лиц, которые для этой цели пользуются особыми доверенностями.

    Закон устанавливал особые формы продажи рабов, которые должны были оградить интересы рабовладельцев и в частности покупателя. Если оказывалось, что проданная рабыня уведена от своего хозяина, то «продавец должен был деньги соответственно документу в своём (полном) количестве покупателю отдать». Если оказывалось, что у рабыни родились дети, то покусатель обязан был уплатить продавцу по 1/2 шекеля серебром за каждого ребёнка.

    Развитие торговли содействовало сосредоточению крупных богатств в одних руках и привело к образованию торговых домов «Сыновей Эгиби» в Вавилоне и «Сыновей Мурашу» в Ниппуре. Судя по одному документу «Сыновья Мурашу» произвели раздел своего имущества, причём оказалось, что разделённое ими имущество составляло 12 мин, 13 домов, 3 строительных участка и 96 рабов. Часть имущества оставалась неразделённой собственностью всей семьи. Не менее крупные богатства сосредоточивались и в руках нескольких других крупных торговых домов Халдеи, которые, таким образом, имели возможность держать в своих руках значительную долю торговых оборотов и оказывать сильное влияние на хозяйственную жизнь страны. Архив деловых документов «Торгового дома Мурашу» в Ниппуре позволяет получить некоторое представление о коммерческой деятельности этого большого предприятия: наряду с торговыми операциями «Сыновья Мурашу» брали на себя ведение хозяйства в крупных поместьях, которые принадлежали богатым персам. В документах говорится об обработке земель вокруг Ниппура, упоминаются растения и семена для фруктовых садов и полей, говорится о каналах и об орошении, а также об уплате налогов.

    Рост производительных сил, резкое имущественное расслоение, организация крупных хозяйств и торговых домов, бурный рост торговли, сосредоточение большого количества ценных металлов (главным образом серебра) в стране вызвали падение стоимости серебра и повышение цен на продукты. В деловых документах этого времени уже не упоминаются самые мелкие весовые и денежные единицы (ше’м, «зерно» — 46 3/4 мг — 1/180 шекеля), а применяются при расчётах лишь доли шекеля.

    Вавилон становится крупнейшим торговым центром всего древневосточного мира, где собираются купцы из самых далёких стран. Среди пёстрого люда, который толкается на вавилонских рынках, мощно было встретить халдея, ассирийца, арамейца, перса, египтянина и еврея. Арамейский язык уже в ассирийскую эпоху получил довольно широкое распространение. С течением времени он становился всё более и более употребительным.

    Развитие экономики страны приводит к резкому изменению общественного строя. Старые формы примитивного домашнего рабства постепенно отмирают. Исчезает обычай продавать свою дочь жениху, получая за неё определённую плату, как за товар. Наоборот, отец, выдавая свою дочь замуж, даёт ей приданое (нудуниу). Этот обычай настолько укореняется, что даже закон предусматривает право отца в случае потери части своего состояния уменьшить приданое, что в таком случае лишало жениха возможности отказаться от заключения брака.

    Высший слой населения составляют богатые рабовладельцы и землевладельцы, в особенности крупные торговцы, которые часто занимают видное место в управлении страной и тесно связаны с жречеством и храмовым хозяйством. Стремясь подчеркнуть своё высокоаристократическое происхождение, они называют себя «сыном (законно)рождённого» («мар бани»). Кучка богачей держит в своих руках огромные ценности, деньги, стада, большое количество рабов, дома и крупные поместья. Мелкие собственники всё больше и больше разоряются.

    Положение рабов резко ухудшается. Изменяется и характер рабства. Увеличивается количество частновладельческих рабов, которые отличаются от «царских» и «дворцовых». Остатками прежнего домашнего рабства являются «домашние сыновья», очевидно рабы, родившиеся в доме рабовладельца. В некоторых случаях родители ещё продают детей, но этот обычай уже отмирает. Рабовладение достигает очень широких размеров. Рабов часто продают, покупают, наследуют и дают в залог. Рабам разрешают иметь маленькую частную собственность, иногда им предоставляют возможность вести самостоятельно своё хозяйство или даже торговые дела при условии выплаты хозяину определённой суммы, своего рода оброка. Особое положение занимают храмовые рабы (ширке). Эти рабы имеют клеймо, которое устанавливает принадлежность раба определённому храму. Храмовые рабы были потомственными рабами. Их дети оставались рабами храма даже в том случае, если их мать не была храмовой рабыней. Положение храмовых рабов было тяжёлым. Храмы имели право самостоятельно наказывать этих рабов и даже заковывать их в кандалы и помещать в заточение. В документах говорится о побегах храмовых рабов. Один документ гласит, что «Базия, сын Набу-кишира, ширку богини Белит в Уруке, в кладовой царя содержался в качестве узника, сорвал свои железные цепи, убежал в когда мы (храмовые чиновники или служащие) стали его преследовать, он обнажил против нас (храмовых служащих) железный меч». При разборе этого дела железный меч был представлен в качестве вещественного доказательства.

    Культура и искусство Нововавилонского царства.

    Для нововавилонской архитектуры характерно соблюдение старых традиций зодчества Двуречья: белёные глухие наружные стены храмов и дворцов расчленялись только чередованием ниш и выступов. Все строения возводились по-прежнему из сырцового кирпича.

    Величественным памятником культуры Ново-Вавилонского царства является сам город Вавилон, раскопанный ныне археологами. Вокруг Вавилона на некотором расстоянии была возведена стена, внутри которой могло скрываться в случае военных действий окрестное население.

    Собственно город, имевший несколько сот тысяч жителей, был обнесён двойной кирпичной стеной исключительной высоты и мощности, со рвом и валом перед нею. Город пересекался Евфратом, через который был перекинут мост на каменных быках.

    Центром городских укреплений была цитадель, представлявшая собой комплекс дворцов и расположенная частично внутри, частично снаружи собственно города. Весь город прорезала прямая «прецессионная дорога», мощёная посередине плитами белого и розового камня. Эта дорога вступала в пределы города через северные ворота, посвящённые богине Иштар. Ворота эти были покрыты синими изразцами с рельефными цветными рядами изображений быков и мифических чудовищ.

    Дорога вела далее вдоль стен цитадели к стенам ограды храма Мардука. Посреди этой ограды высилась 90-метровая громада храмовой ступенчатой башни «Этеменанки» (вошедшей в легенду под названием «Вавилонской башни»).

    Подобные башни (зиккураты) составляли непременную часть храма главного бога любого вавилонского города и строились в три этажа, отражая мифические представления о построении мироздания (небо, земля и подземные воды), или в семь этажей - возможно, в честь семи астральных божеств.

    Башня «Этеменанки» состояла из семи разноцветных этажей и была увенчана синим храмиком с золочёными рогами по углам; здесь находилась золотая статуя Мардука. Библейская легенда, согласно которой бог наказал людей за дерзкую попытку построить башню “высотой до неба” тем, что создал различие в языках, содержит осуждение пленёнными иудеями строительных работ в храмах, которые проводились Навуходоносором II. В этой легенде содержится также попытка по-своему объяснить существовавшее уже тогда многоязычие населения этого важнейшего экономического, политического и культурного центра Ближнего Востока.

    Изобразительное искусство нововавилонского периода находилось в зависимости от ассирийского; но характерная для последнего тематика прославления царских побед и войска была в Вавилоне исключена; здесь изразцовые рельефы и плоские фризы на башнях ворот и стенах дворцов содержали только сухое орнаментальное воспроизведение фигур священных животных, а в камнерезном искусстве встречаются лишь сцены поклонения различным символам божеств.

    Своей техникой и композиционными приёмами нововавилонское искусство сыграло большую роль в сложении искусства Передней Азии времён персидского владычества. Датировка отдельных памятников вавилонской литературы до сих пор представляет очень трудную задачу, и нельзя сказать с уверенностью, какие её произведения можно отнести к нововавилонскому периоду.

    Во всяком случае, в нововавилонский период усердно копировались и переписывались памятники древней письменности. Самостоятельно развивалась астрономия, оказавшая немалое влияние на греческую науку. Вавилонская культура, наука, литература, искусство надолго пережили падение Вавилонского царства и явились важной составной частью древней культуры человечества.


    1. Шумеро-вавилонская культура и ее историческое значение: литература и ее жанры и тематика, естественнонаучное и гуманитарное знание, изобразительное искусство, архитектура.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   24


    написать администратору сайта