Главная страница

Вопросы по истории древнего мира Бунин. История Древнего Мира


Скачать 1.23 Mb.
НазваниеИстория Древнего Мира
АнкорВопросы по истории древнего мира Бунин
Дата12.02.2020
Размер1.23 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаIstoria_Drevnego_Mira_s_voprosami_po_distsipline_k_ekzamenu.doc
ТипДокументы
#108143
страница10 из 24
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   24

Вавилонская литература.


Основные памятники вавилонской литературы (и искусства) относятся уже ко второй половине II и к I тысячелетию до н.э. Однако проблемы датировки литературных памятников очень далеки от разрешения, и сейчас еще трудно делить аккадоязычную литературу на старовавилонскую, средне- и нововавилонскую.

Аккадские литературные памятники — это уже литература в собственном смысле слова, новая, самостоятельная отрасль художественного творчества. Конечно, и аккадскую литературу продолжают лимитировать размеры глиняной плитки, но в лучших её произведениях конспективность сменяется лаконичностью, некоторая рыхлость построения шумерских произведений, державшихся главным образом на однообразных повторах, — стройной композицией.

Для памятников литературы древнего Востока характерна еще одна важная особенность: сюжет дан заранее, он не сочиняется поэтом, а лишь разрабатывается. Содержание большей частью известно слушателям, и им важно, не что, а как исполняет сказитель, не узнавание события, а вызываемые им общественные эмоции. Как правило, сюжет идет от мифа и культа. Герои произведения обычно обобщены и являют собой определенные мифологические типы; особого интереса к личности, как таковой, нет, внутренние переживания героев не раскрыты.

Однако литературное творчество вавилонян — не просто воспроизведение древних мифологических мотивов; все наиболее значительные сочинения уже несут в себе определенное социально обусловленное содержание, отражающее мысль их собственного времени. Для более полной ее передачи мифологические мотивы, из которых, как из кирпичиков, построено произведение, видоизменяются, иногда обрезаются и подгоняются под ту идею, которую хочет передать автор. И прежде всего, подходя к этой задаче с разных и иногда противоположных позиций, авторы аккадских художественных произведений пытаются осмыслить окружающий их мир и условия жизни человека, что-то противопоставить тому чувству ужаса и безнадежности, которое внушало человеку шумерской эпохи его мировоззрение, — ведь для тех людей мир управлялся не просто грозными, но злобными и капризными и в то же время непреодолимо сильными божествами. В этот страшный мир аккадская литература пытается внести позитивные идеалы — веру в благодарную память потомков, в конечную справедливость почему-то временно отвернувшегося от людей божества.

Таким образом, аккадские литературные произведения — это действительно литература — с собственными эстетическими средствами воздействия, со своей идейной, а не чисто культово-магической задачей, но все же нечто весьма отличное от того, что Мы сейчас понимаем под этим словом.

Вавилонское искусство.


К концу III —началу II тысячелетия до н.э. культура Ближнего Востока вышла из рамок территориальной замкнутости, и развитие культур II тысячелетия проходит под знаком более тесных контактов, связей, взаимовлияний.

Искусство Ближнего Востока, представленное многолико и разнообразно, позволяет при уровне наших современных знаний выделить три большие территориально-культурные зоны, которые определяют направление и развитие искусства в эту эпоху:

1) зона вавилоно-эламской культуры, где преобладали традиции, созданные шумерской цивилизацией и которая в значительной мере несет черты городской культуры;

2) хетто-хурритский ареал, чью культуру с определенными оговорками можно назвать «культурой горных пародов». Она соединяет местные традиции, на которых лежит отпечаток родового строя с его замкнутостью и консерватизмом с общей для этого времени тенденцией заимствовать у соседей (нередко возникает соотношение центра и провинции). Здесь именно создается монументальный каменный рельеф для украшения ворот и внешней облицовки зданий;

3) ареал сиро-финикийско-палестинских культур, которые своей «международностью» и эклектичностью, пожалуй, более всего выразили дух эпохи. Здесь мы вынуждены ограничиться кратким обзором особенностей искусства вавилоно-эламского ареала.

Об изобразительном искусстве собственно Вавилонского государства известно очень немного: определенную роль здесь сыграло неоднократное разрушение Вавилона, подъем подпочвенных вод, плохая сохранность меди и бронзы в земле Месопотамии, недостаточность археологических исследований. Даже то немногое, что дошло до нас, происходит не из самой Вавилонии, а из тех мест, куда эти памятники были увезены победителями или попали каким-то иным образом. Так, знаменитая стола царя Хаммурапи с высеченными на ней законами и изображением царя перед божеством была найдена в Сузах (Элам). По ней, а также по группе близких к этому изображению сцен на цилиндрических печатях можно судить, насколько прочно вошел в официальное вавилонское искусство канон III династии Ура.

Аккадские и вавилонские традиции прослеживаются и в эламской скульптуре II тысячелетия до н.э., примером чему могут служить так называемая «голова эламского царя» из Хамадана (середина II тысячелетия до н.э.) и серебряные и электровые фигурки адорантов примерно того же времени.


  1. Возникновение Вавилона и объединение Месопотамии под властью Хаммурапи. Правление ассирийской династии в Вавилонии.


Среди городов Древнего Востока Вавилон был, пожалуй, самым почитаемым. Само название города — Баб-Илу (Ворота Бога) — говорило о его святости, об особом покровительстве богов. Верховному вавилонскому богу Мардуку поклонялись многие народы, даже не подвластные Вавилону, его храмы и жрецы получали богатые дары от царей соседних государств.

Вавилон не был одним из древнейших городов Междуречья — шумерские города Ур, Урук, Эриду и другие были примерно на тысячу лет старше.

Почти на два тысячелетия Вавилон был одним из крупнейших центров древней цивилизации. Он возник в результате ряда политических изменений в Месопотамии. Под ударами скотоводов-амореев пало централизованное государство — царство Шумера и Аккада, созданное III династией Ура. Не преминули воспользоваться легкой добычей и эламиты, обрушившиеся на Южную Месопотамию. Так, на территории Двуречья возникло множество мелких и средних , царств, около двухсот лет воевавших друг с другом.

Почти во всех государствах Двуречья утвердились аморейские династии, основателями которых стали вожди племен завоевателей. С течением времени пришельцы ассимилировались с местным населением.

Одна из аморейских династий в результате очередного вторжения завоевателей около 1895 года до н. э. утвердилась в небольшом городе Вавилон, находившемся в северной части государства Иссин. Долгое время вновь созданное государство не играло значительной роли в политической жизни Междуречья. Целенаправленная и ловкая политика шестого царя I Вавилонской династии Хаммурапи (1792—1750 годы до н. э.) способствовала превращению Вавилона в столицу огромного государства, подчинившего себе почти все Двуречье.

Город располагался в очень удобном месте — там, где сближаются реки Евфрат и Тигр и от главного русла Евфрата начинают отделяться многочисленные протоки. Положение Вавилона было благоприятным для занятия торговлей, но амореи вряд ли думали об этом. Захват Междуречья нарушил сложившиеся связи, дороги стали опасными, каналы мелели и зарастали. На лишённых полива полях кочевники пасли овец.

Но запустение оказалось недолговременным. Крупные царские хозяйства распались. Больше никто не гнал сельских жителей на полевые работы, не собирал весь урожай в царские амбары, не вёл долговых записей на глиняных табличках. Крестьяне работали теперь на небольших клочках земли, которые были их собственностью.

Хозяева сами решали, что им выращивать — ячмень или финиковые пальмы, и сами распоряжались урожаем. С приходом амореев в Междуречье стало больше коров и овец. Сельские жители смогли удобрять поля навозом и пахать на быках, а не рыхлить землю вручную.

Перестали существовать и царские ремесленные мастерские: ведь уже никто не заботился о подвозе древесины, металлов, пряжи и драгоценных камней... Зато появилось много мелких мастерских. Раздробление огромных хозяйственных объединений на мелкие привело к тому, что после налаживания торговых связей, каналов и орошения заброшенных полей в стране начался невиданный подъём. Государство не подавляло активность крестьян и ремесленников и не отбирало основную часть произведённых ими продуктов или изделий. Возникает множество рынков, на которых можно было продать или купить рыбу, финики, зерно, ткани и другие товары, нанять умелого работника. Появляются излишки продуктов и изделий. Их скупают и продают за пределами страны богатые торговцы-тамкары. Обратно они привозят в основном рабов: в Междуречье стало не хватать рабочей силы.

К 1800 г. до н. э. Междуречье превратилось в цветущий, заботливо ухоженный сад. Новые способы ведения хозяйства способствовали укреплению таких новых центров, как Вавилон, потому что старые города с трудом приспосабливались к хозяйственной независимости ремесленников и крестьян.

Первые правители небольшого Вавилонского царства вели осторожную политику. Они заключали союзы с сильными соседними государствами — Ларсой, Исином, Мари — и при этом точно выбирали наиболее выгодного партнёра. Таким образом, первые пять вавилонских царей смогли значительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками Вавилон пока не встал.

В древнем Вавилоне не существовало разделения властей, поэтому все лица, наделенные административной (исполнительной) властью, в рамках своих полномочий наделялись и судебной властью. Существовало несколько уровней судов, которые все назывались царскими. Суды могли быть как единоличными, так и коллегиальными.

Высший суд – лугаля-гегемона, суды его наместников в городах и областях. Право в государствах Месопотамии начинает формироваться с момента образования 1-х государств. Государство без права существовать не может. До нашего времени дошли фрагментарные и даже в полном объеме содержания нескольких крупнейших законодательных сводов государств Месопотамии. По мнению большинства исследователей Законов Хаммурапи с учетом предшествующего законодательства, формируются в 60-50-е года 18 века до н.э.

Законы Хаммурапи. Общая характеристика. Законы Хаммурапи были созданы в 18 веке до н.э. царем Хаммурапи, и содержали реальные общественные взаимоотношения, как между объектами и субъектами права, так и между субъектами права. Законы Хаммурапи дошли до нашего времени благодаря тому, что их тексты были выбиты на базальтовых столбах. Один из них был обнаружен в начале 20 в. на синайском полуострове в результате археологических раскопок. Текст законов, в основном сохранился, за исключением нескольких статей, однако они были восстановлены с помощью сохранившихся текстов среднеассирийских законов, а также с помощью найденных глиняных табличек. На основании текста, дошедшего до нас: текст законов Хаммурапи разделен на 3 части: вводная, основная (282 ст.), заключение. Шама III – бог справедливости. В законах Хаммурапи, как и во всех других законодательных сводах, не существовало разделения по отраслям права. Нормы различных отраслей, тексты законов переплетались, причем нередко даже в 1 статье встречались положения их различных отраслей права. Однако, определенную внутреннюю логику  законодатель соблюдал и фрагментарно излагались статьи, относящиеся только к 1 норме права. Ведущее место в законах Хаммурапи занимает уголовное право, однако, гражданско-правовые отношения также регулируются достаточно подробно, особенно вещное право, договорное право, семейное право, наследственное право.

После захвата Вавилонии касситами началось возвышение Ассирии как независимого государства. В годы правления Хаммурапи Ассирия была вавилонской провинцией, но касситы были не в состоянии держать Ассирию в подчинении. Так сложилась ситуация, при которой по берегам Верхнего Тигра воинственные, по преимуществу семитские ассирийцы стали закладывать основания империи, которая со временем превзошла размерами всех своих предшественников.

Основные вехи истории Ассирии История Ассирии после первого возвышения до масштабов великой державы распадается на три главных периода.

1) Около 1300 – ок. 1100 до н.э. Первой задачей, которую предстояло решить ассирийцам, была защита границ. На западе находилась некогда могущественная Митанни, на севере Урарту, на востоке эламские племена, на юге касситы. На протяжении первой части этого периода шла непрерывная борьба с митаннийцами и Урарту, которую вели великий ассирийский царь Салманасар I (1274–1245 до н.э.) и его преемники. К концу периода, когда на востоке, севере и западе утвердились прочные границы с соседями, ассирийцы смогли, при Тиглатпаласаре I (1115–1077 до н.э.), заняться южными границами, где в Вавилоне незадолго до этого пала касситская династия (1169 до н.э.). В начале 11 в. до н.э. Тиглатпаласар захватил Вавилон, но удержать его ассирийцы не сумели, и нажим кочевников заставил сосредоточить внимание на западных границах.

2) 883–763 до н.э. После двух столетий смуты, последовавших за смертью Тиглатпаласара I, в начале 9 в. до н.э. ассирийцы создали полностью военизированное государство. При трех великих царях-завоевателях – Ашшурнасирпале II, Салманасаре II и Ададнирари III, правление которых охватывает период с 883 по 783 до н.э., ассирийцы вновь раздвинули свои владения до прежних северных и восточных границ, вышли к Средиземному морю на западе и захватили часть земель Вавилонии. Ашшурнасирпал II, хваставшийся, что у него «нет соперников среди князей Четырех стран света», воевал то с одним, то с другим из врагов Ассирии почти каждый год своего долгого правления; преемники следовали его примеру. Сто лет неослабных усилий не могли не привести к естественному результату, и Ассирийское государство рухнуло в одночасье, когда после солнечного затмения 763 до н.э. по всей стране вспыхнули беспорядки.

3) 745–612 до н.э. К 745 до н.э. Тиглатпаласар III восстановил порядок в своем царстве, завершил повторное завоевание Вавилонии и в 728 был коронован в древнем городе Хаммурапи. В годы правления Саргона II, основателя новой ассирийской династии (722 до н.э.), начался подлинно имперский век Ассирии. Именно Саргон II захватил Израильское царство и переселил его жителей, разрушил хеттские крепости, среди них Каркемиш, и раздвинул границы царства до Египта. Синаххериб (Синнахериб) (705–681 до н.э.) утвердил ассирийское владычество в Эламе, а после восстания в Вавилоне (689 до н.э.) сравнял этот город с землей. Асархаддон (681–669 до н.э.) осуществил завоевание Египта (671 до н.э.), однако в годы правления его сына Ашшурбанапала (Ашшурбанибала) (669–629 до н.э.).

Ассирийская империя, достигнув максимальных размеров, начала распадаться. Вскоре после 660 до н.э. Египет восстановил свою независимость. Последние годы правления Ашшурбанапала были омрачены нашествиями киммерийцев и скифов на Ближний Восток и подъемом Мидии и Вавилонии, что истощило военные и финансовые резервы Ассирии. В 612 до н.э. ассирийская столица Ниневия была захвачена объединенными силами мидийцев, вавилонян и скифов, и на этом на ассирийской независимости была поставлена точка.


  1. Вавилонский царь II тысячелетия до нашей эры и его место в политической структуре вавилонского общества. Характер царской власти в старовавилонский период.


Вавилонское государство начала II-го тысячелетия до нашей эры названо по городу Вавилону, но и после его возвышения часто по традиции называлось Шумер и Аккад, так как занимало примерно те же территории. Возвышение Вавилона и образование государства вокруг этого нового центра произошло при царях аморейской династии. Крупнейший представитель этой династии, Хаммурапи, объединил большую часть Двуречья, подавляющее большинство населения которого принадлежало к потомкам шумеров и аккадцев, слившихся в единый народ «черноголовых».

Около 1894 года до нашей эры амореи создали самостоятельное государство со столицей в Вавилоне, начиная с этого времени роль Вавилона, самого молодого из городов Месопотамии, неуклонно росла в течение многих веков. Кроме Вавилона амореи образовали царство в Аккаде со столицей в Иссине, в Ларсе, Эшнунне.

Вначале Вавилонское царство не играло особой роли. Первым царем, который начал активно расширять пределы государства, был Хаммурапи (1792 – 1750 годы до нашей эры), в 1785 году он завоевал Урук и Иссин, в 1763 году – Эшнунну и Ларсу, затем покорил область вдоль среднего течения Тигра, включая Ашшур. Основу благосостояния жителей Вавилонии составляло сельское хозяйство. Заботясь об урожае, они восстанавливали старые и прокладывали новые ирригационные системы. Однако из-за засоления земель, типичного при орошении в климате с малым количеством осадков, урожайность постепенно падала. Земледелие оставалось в значительной мере общинным. Лишившись земли за долги, человек лишался и всего комплекса гражданских прав, более того, он не мог более отправлять важнейший культ предков. В период правления Хаммурапи разложение сельской общины и обращение в рабство за долги уже приняло значительный характер. Из законов Хаммурапи видно, что рабство утратило свой прежний патриархальный характер.

Царь Хаммурапи ограничивал долговое рабство, так как от уменьшения числа свободных граждан страдало и государство: меньше становилось войско, меньшее число людей облагалось повинностями. В этот период уже существовали профессиональные агенты, занимавшиеся оптовыми торговыми и ростовщическими операциями (тамкары). Возрос удельный вес денежного хозяйства, вытеснявшего оплату натурой, и обмен. Оплата труда ремесленников привлекала их со всех концов Месопотамии и из других стран. Возвышение Вавилона привело к его превращению в крупнейший религиозный центр: местный бог Мардук занимал место главы шумеро-аккадского пантеона. Проводившиеся здесь празднества Нового года, во время которых царь касался рук Мардука, стали кульминацией культа и признанием божественности царской власти. Пышно справлялся также и культ Инанны-Иштар.

После смерти Хаммурапи вавилонским царем стал его сын Самсуилуна (1749 – 1712 годы до нашей эры), ему пришлось отражать натиск касситских племен, которые жили в горных областях к востоку от Вавилонии. Около 1742 года до нашей эры касситы во главе со своим царем Гандашем совершили поход на Вавилонию, но смогли утвердиться только в предгорьях к северо-востоку от нее. В конце XVII века до нашей эры Вавилония, переживавшая внутренний кризис, уже не играла значительной роли в политической истории Передней Азии и не могла сопротивляться чужеземным нашествиям. В 1594 году до нашей эры пришел конец господству вавилонской династии, а город был захвачен хеттским царем Мурсили I. Когда хетты вернулись с богатой добычей в свою страну, Вавилон был захвачен царями Приморья. После этого в 1518 году до нашей эры страна была покорена касситами, однако вскоре касситские цари были ассимилированы местным населением.

Хотя Вавилония в этот период рядом с Египтом и начавшей возвышаться Ассирией играла довольно скромную роль, ее правителям удавалось лавировать между великими державами (сохранилась интенсивная дипломатическая переписка этого времени). Из Египта Вавилония получала коней и золото в обмен на продукцию местных ремесленников. Большой ущерб был нанесен вторжением эламитов, положивших конец правлению касситов. Несколько раз в Вавилон вторгались ассирийцы. В начале 10 столетия до нашей эры кочевые племена арамеев-халдеев заселили большую часть Месопотамии, смешавшись с местным населением. Ослабленная Вавилония стала постоянным объектом для нападений ассирийских царей, один из которых, Тиглатпаласар III, провозгласил ее частью Ассирийского царства и включил в свою титулатуру.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   24


написать администратору сайта