экзамен философия. Экзаменационный билет 1 Раскройте сущность мировоззрения, его структура и основные компоненты. Мировоззрение
Скачать 228.95 Kb.
|
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1 1. Раскройте сущность мировоззрения, его структура и основные компоненты. Мировоззрение - это система обобщенных знаний о мире в целом, о месте в нем человека, о его отношении к миру. Мировоззрение призвано дать человеку ориентацию в различных областях жизнедеятельности.. Мировоззрение выступает как духовно-практическое явление, как концепция жизни и представляет собой сплав знаний, ценностей, убеждений и поведенческих установок. Структура мировоззрения – элементы и связи между ними. Уровни структуры мировоззрения: - обыденно-практический («мироощущение», «эмоционально окрашенное видение мира», «повседневное мировоззрение» каждого человека); - рационально-теоретический («миропонимание», «интеллектуальное мировоззрение», использует понятия, категории, теории, концепции). Структурные элементы: знания, ценности, идеалы, программы действий, убеждения (под которыми авторы понимают не «твердые принципы», а «принятые» - более-менее одобренные учеными «знания и ценности») и др. Важнейшими элементами структуры мировоззрения являются: - мироощущение, проявляющееся в настроениях, чувствах и действиях человека, характеризуется непосредственностью; - мировосприятие, определяемое воспитанием, образованием и социальным статусом личности; - миропредставление, может иметь различные уровни и определяться характером и видом деятельности субъекта. У ученого физика оно может быть иным, чем у философа, у экономиста оно может не совпадать с миропониманием крестьянина и т.д.; - миропонимание, может быть научным или антинаучным, религиозным, прогрессивным или реакционным, материалистическим или идеалистическим. В различные исторические эпохи оно отражает состояние общественного сознания и уровень развития науки и образования; - мироотношение, определяется существующим социальным строем, потребностями общества, а в нашу эпоху – состоянием международных отношений и сознанием мирового сообщества. Функции: 1) синтезируя знания о мире в целом, мировоззрение позволяет нам освоиться в мире, активно действовать в нем и чувствовать себя комфортно; 2) формируя идеалы и жизненные цели, мировоззрение показывает нам то, каким должен быть наш мир, что в нем должно быть и чего не должно быть. Это помогает найти ответы на смысложизненные вопросы и определять ценностные ориентиры; 3) мировоззрение является основой мотивов человеческой деятельности и поведения человека в обществе; 4) формирование мировоззрения – важнейшая основа воспитания личности. К основным историческим типам мировоззрения относятся: мифологическое, религиозное, философское. 2. Раскройте сущность проблемы бытия в философии, ее основные формы и их диалектика. Бытие – одна из основных категорий философии. Проблема бытия возникла, когда философия попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек. Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом Парменидом. Для Парменида бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения. Гераклит утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие.Платон противопоставлял два вида бытия – неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю. Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т. е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения. С тех пор выделяются три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. Причем согласно материализму бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы – обоим другим родам бытия. Диалектика — это философское учение о развитии всех форм бытия и одновременно — его познания и преобразования. Учение диалектики прошло три этапа развития: стихийная диалектика древних, диалектика немецкой классической философии, материалистическая диалектика. Диалектика разделяется на объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика — это порядок, логика объективных процессов движения, изменения, развития, взаимодействия. Субъективная диалектика — это диалектика мышления как отражение этих объективных процессов в формах знания. И в объективной, и в субъективной формах диалектика есть целостная система законов, принципов и категорий. 1. наука о наиболее общих законах развития природы, человека и общества и познания 2. общение с собеседником с целью обретения им истины. 3.диалектический материализм; Основные формы бытия: 1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком; 2) бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие; 3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное; 4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества. 3.Решайте следующие тесты: 1)наука о наиболее общих законах развития природы, человека и общества и познания 2)общение с собеседником с целью получения им истины 3)диалектический материализм 4. 1)Платон 2) Теория познания Платона опирается на его учение о душе. Платон считал, что человек как телесное существо смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания состоит в припоминании душой идей, которые она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же – это независимый от чувственных восприятий, абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. Человеческая душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из трех частей: разумной, которая создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, которые создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возможна при соответствующем воспитании. 3) Платон прекрасно понимал, что если познание отпустить в «свободное плавание» ради истин без их равнения на высшую идею, то такое познание превратится в разрушительное и злое для людей, для природы, для космоса. Все то, что попадает в руки человека (камень, огонь, палка, ядерная энергия, нанотехнологии и т.д.), — все это может быть использовано двояко — как во вред, так и для блага. Именно поэтому Платон так жестко и так последовательно «привязывал» познание к «благу», ибо без такой привязки это же самое познание будет работать во зло. Познание, по Платону, может быть и плюсом и минусом, и для обеспечения его именно как фактора со знаком «плюс» необходимо обязательно устремить его к благу. Заметим: велик Платон, действительно велик, и даже в наше историческое время замечательно глубоко помогает людям увидеть свет и правду Истин, но не самих по себе, а только в обязательном сопряжении с благом. Платон предупреждает: в действительности именно идея блага является «причиной всего правого и прекрасного», а в области познания — причиной «истины и ума». ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2 1. Анализируйте специфику и основной вопрос философии, характерные особенности философской рациональности как самосознания и рефлексии. Основной вопрос философии – вопрос об отношении духа, сознания к бытию, материи; вопрос о том, что является первичным – мышление или бытие, природа или дух, материальное или идеальное? Кто кого порождает и определяет? Существуют две стороны основного вопроса философии— онтологическая и гносеологическая. Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание? Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют: материализм; идеализм; дуализм. Материализм(так называемая "линия Демокрита")— направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Идеализм ("линия Платона")— направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух). В идеализме выделяются два самостоятельных направления: объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.); субъективный идеализм (Беркли, Юм). Дуализмкак философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что: существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления); все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной); Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена: эмпиризмом (сенсуализмом)(ф.бэкон); рационализмом.(р.дэкарт) Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта Специфика основного вопроса: 1) рефлексивность(фф изучает не столько окр нас мир, сколько уже сущ-ие знания о нем) 2) всеобщность(знание о том общем, что присуще всем предметам окр нас мира) 3)предельность(все понятия фф настолько обобщенные, что они не подлежат дальнейшему обобщению) 4) вечность(в фф есть такие вопр, на которые никогда нельзя получить окончательный ответ) 5)теоретичность 6) абстрактность (фф—это знание обо всем и ни о чем конкретно) Специфика философской рациональности выражается двумя ее функциями: мировоззренческой и методологической. Сами эти аспекты философии представляют собой попытку выразить субъективный Рациональность мировидения по сути своей не противоречит достижению нравственно-эстетического совершенства, предполагающего "отнесение к ценности" всех жизненно значимых явлений. Одна из основных функций рефлексии как формы самосознания науки состоит в том, что она является важнейшим средством интенсификации, активизации, стимулирования процесса познания, так как способствует выработке и осознанию наиболее эффективных методов и путей познания действительности. Рефлексия выполняет также функцию критической переоценки пройденного наукой пути и достигнутых ею результатов, а следовательно, и формой целеполагания в науке, а также прогнозирования. Немаловажной является также функция рефлексии как формы организации знания, выработки регулятивных принципов научного познания.. 2. В чем заключается сущность проблемы субстанции в истории философии. СУБСТАНЦИЯ – то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от свойств, существующих в другом (а именно в субстанции) и через другое. Субстанция – нечто устойчивое и постоянное, в отличие от изменчивого и преходящего; сущность, лежащая в основе явления; неделимое, единое, постигаемое умом, в отличие от множественности чувственно воспринимаемого. В понятии субстанции находит выражение важнейший аспект бытия. В истории философии для обозначения первоосновы используется предельно широкая категория ʼʼсубстанцияʼʼ. Субстанция предстает и как естественное, ʼʼфизическоеʼʼ основание бытия, и как ᴇᴦο сверхприродное, ʼʼметафизическоеʼʼ начало. Представители первых философских школ в качестве первоосновы понимали вещество, из которого состоят все вещи. Как правило, дело сводилось к общепринятым тогда первостихиям˸ земле, воде, огню, воздуху или первопричинам - апейрону, атомам. Позже понятие субстанции расширилось до некоего предельного основания - постоянного, относительно устойчивого и существующего независимо от чего бы то ни было. Такими основаниями в философии по большей части выступали материя, бог, сознание, идея и т.д. К теоретическим характеристикам субстанции относятся˸ самодетерминация (определяет самое себя), универсальность (обозначает постоянную первооснову), каузальность (включает в себя всеобщую причинную обусловленность всех явлений), монистичность (предполагает единую первооснову), целостность (указывает на единство сущности). Различные философские учения по-разному используют идею субстанции.Те из них, которые исходят из приоритета одной какой-то субстанции, и, опираясь на нее, выстраивают всю остальную картину мира, получили название ʼʼфилософский монизмʼʼ. Если в качестве первоосновы берутся две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом, в случае если более двух - плюрализмом. С точки зрения современных научных представлений на проблему первоосновы следует выделить два наиболее распространенных подхода к пониманию природы субстанции - материалистический и идеалистический. Первый подход, характеризуемый как материалистический монизм, полагает, что мир един и неделим, он изначально материален, и именно материальность лежит в базе ᴇᴦο единства. Дух, сознание, идеальное в этих концепциях не обладают субстанциональной природой и выводятся из материального как ᴇᴦο свойства и проявления. Идеалистический монизм, наоборот, признает материю производной от чего-то идеального, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3 1. Выделите основные функции философии в системе культуры. Раскройте взаимосвязь философии с наукой (вашей специальностью), искусством, правом, другими историческими типами и формами мировоззрения. Философия в системе культуры. Функции Философии. КУЛЬТУРА - это исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ : Мировоззренческая функциясостоит в том, что философия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана. Культурогенная философия состоит в том, что она выявляет и формирует т.н. универсалии культуры - наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности. Критическая функция -она вскрывает ошибки и заблуждения, отвергает устаревшие догмы и стереотипы и служит генератором принципиально новых идей. Методологичекая функция философии состоит в том, что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира. Интеграционная функция философии состоит в той, что она объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Гносеологическая. Осуществляет особый механизм познания, полагающийся только на достоверное и правильное понимание действительности. Прогностическая. Подобные функции философии кратко позволяют прогнозировать развитие и тенденции общества, человека и природы на основании имеющихся достижений и знаний. Раскройте взаимосвязь философии с наукой (вашей специальностью), искусством, правом, другими историческими типами и формами мировоззрения: Философия и наука Философию и науку сближает изучение законов, а так же стремление к познанию теоретического.Обе используют рциональный способ познания мира и принципы его теоретическго описанияю Философия и искусство Философия и искусство пытаются понять рзлчные аспекты мира, понять мир как невыразимый полностью на язык логических понятий и рациональных схем. Философия и политика И философия и политика выступают не только сферами духовной жизни общества, но и имеют стремление к активному переустройству общественной жизни . Философия и релегия Философия и релегия находятся на одной ступени, поскольку представляют собой фундаментальные, мировоззренческие представления.Также их объеденеят общая выработка системы общих воззрений на мир и место в нём человека. 2. Раскройте сущность материи как субстанции. Выделите уровни, виды материи Материя как субстанция: Материя — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них Существует две стороны в философском определении материи. Первая – гносеологическая. Материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Вторая сторона определения материи – онтологическая. Материя – это субстанция. Материя, как субстанция характеризуется бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь - абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого вещества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная или актуализированная). Но важнейшими ее свойствами, ее атрибутами, являются пространство, время и движение. Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образований) в их соотношении с другими образованиями. Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями. Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся к материи. Структурные уровни организации материи. . Структурные уровни материи образованы из какого-либо вида и характеризуются особым типом взаимодействия между составляющими их элементами. Критериями для выделения различных структурных уровней служат следующие признаки: 1) пространственно-временные масштабы; 2) совокупность важнейших свойств и законов изменения 3) степень относительной сложности, возникшей в процессе исторического развития материи в данной области мира. Каждая из сфер объективной действительности включает в себя ряд взаимосвязанных структурных уровней. Внутри этих уровней доминирующими являются координационные отношения, а между уровнями – субординационные. Виды материи: 1) Вещество – вид материи, имеющий массу покоя. Твердое, жидкое, газообразное, плазма. 2) Поле – не имеет массы покоя. Форма материи – совокупность различных материальных объектов и систем, обладающих единой качественной определенностью, проявляющ в общих св-вах и специфич для данной формы материи способов существования. В настоящее время можно выделить так же появление 3 вида-информация. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4 |