Главная страница

экзамен философия. Экзаменационный билет 1 Раскройте сущность мировоззрения, его структура и основные компоненты. Мировоззрение


Скачать 228.95 Kb.
НазваниеЭкзаменационный билет 1 Раскройте сущность мировоззрения, его структура и основные компоненты. Мировоззрение
Анкорэкзамен философия
Дата07.01.2022
Размер228.95 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаfilosofia_1.docx
ТипДокументы
#325446
страница7 из 12
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

1. Раскройте философию Ф. Бэкона и ее значение для практической ориентации методологии науки Нового времени. Что означает слова Ф. Бэкона «знание – сила»?

Научная методология ф. бэкона

Основоположником эмпиризма считается английский философ Френсис Бэкон (1561 – 1626). Самые значительные из написанных им произведений «Великое восстановление наук», «Новый Органон», «Новая Атлантида», «Опыты политические и моральные». Бэкона в целом можно считать материалистом, хотя он признавал наличие Бога и говорил: «Поверхностная философия склоняет ум человека к безбожию, глубины же философии обращают умы людей к религии». Бэкон производит радикальную перемену мировоззренческих ориентиров научной деятельности. Он объявляет, что наука должна быть на то, чтобы с помощью практики, неразрывно связанной с наукой, подчинить природу человеку, заставив её служить нуждам людей. Бэкон предложил классификацию наук, основывающуюся на способностях, свойственных человеку. На основе памяти у людей возникает история, на способности воображения базируется поэтическое искусство, основой же философии является рассудок. Философию Бэкон подразделяет на 1. учение о природе (физика и математика), 2. учение о человеке и 3. учение о Боге. Бэкон делил все научные построения (опыты, теории) на плодоносные и светоносные. Плодоносные приносят пользу человечеству, расширяя его силы и возможности, а светоносные содействуют познанию мира (проливают свет знания), не принося непосредственной пользы.

Прежде чем заняться формированием совершенного научного метода, надо устранить помехи на пути истинного знания, вводящие в заблуждение. Их Бэкон называет идолами. Всего он выделяет 4 разновидности идолов: ¨  

  Идолы пещеры – заблуждения, возникающие от особенностей чувств и неверных жизненных впечатлений отдельного человека. От них сравнительно легко избавиться сравнением опытов нескольких индивидуумов.

Серьёзнее идолы театра создаваемые верой в авторитеты (в философии, по Бэкону, опаснее всего – рабское преклонение перед «метафизиком» Аристотелем). С этим, вторым, видом идолов надо бороться, приучая себя смотреть на всё собственными глазами.

Третий вид идолов – идолы площади или рынка – всеобщие, вековые предрассудки человечества, которые люди воспринимают друг от друга в процессе общения.

Четвёртый, самый вредный вид идолов Бэкона – идолы рода , которые коренятся не в личных или коллективных заблуждениях, а в несовершенстве самого человеческого существа, его чувств и ума.

Бэкон выделяет 3 возможных пути построения метода научного исследования. : «Путь паука» - получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. «Путь муравья» - такой способ получения знания, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм. «Путь пчелы»-Используя его, философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков.

Основным методом научного исследования, согласно Бэкону, должна стать индукция, соединённая с экспериментами.

Под индукцией философ понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов. Бэкон выступал в пользу широкого применения индукции, считая что её основное достоинство в том, что она может существенно содействовать расширению научного знания и соответственно увеличению власти человека над природой.

Знание - сила”.

Высказывание Ф.Бэкона обусловлено провозглашенной им целью науки в увеличении власти человека над природой и его предложением реформы научных методов в очищении разума от заблуждений (идолов или призраков), обращения к опыту и обработке этого опыта посредством индукции, основу которой должен составлять эксперимент. Это высказывание актуально тогда, когда человек обладает знанием по быстрому и конкретному отысканию знаний (информации) в любой области и плодотворному их применению.
3. Решайте следующие тесты.

1. Характерные признаки первобытного мировоззрения:

-Примитивность и оптимизм.

- Вера в сверхъестественные силы.

-Эмпиризм, синкретичность, тождество индивидуального и общественного сознания.

- Рациональность.

2.На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль:

- космос – это бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог);

- бесконечность космоса – божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом;

- космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом);

- космос – пустое пространство, окружает бога как свою сердцевину;

- космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.

3. Эта философская позиция утверждает, что общественная жизнь является ареной борьбы за существование:

а) антропосоциогенез;

б) социал-дарвинизм;

в) космогенез;

г) историософия.

4. Прочитайте отрывок. «_________ мера всех вещей».

1) Впишите недостающее понятие и завершите мысль античного философа, софиста.

2)Определите автора строк, школу, эпоху.

3)Как автор понимает человека, определяет его место в мире?

4)Насколько эти слова могут быть актуальны для современного понимания человека?

1 Человек «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» (другими словами: поскольку каждый человек есть мера всех вещей, а люди отличаются друг от друга, то не существует объективной истины;

2. Протаго́р, софист , 480–410 до н. э.

2. В чем специфика философского анализа общества. Выделите специфику формационного, цивилизационного и культурологического подхода на общество.

Специфика социально-философского анализа общества состоит в исследовании общества как единого целого, в единстве и взаимосвязи всех его сторон. Социальная философия призвана рассмотреть основания, причины и законы общественного развития, раскрыть специфику генезиса, строения, функционирования и развития общества, определяющие способ бытия социального в мире, выявит и определить роль и возможности субъекта социального действия.

2) К. Маркс разработал собственный подход в основу которого положил учение об общественно- экономической формации (формационный подход). Он разработал и ввел в фил новую категорию – общественно-экономическая формация. Он шел к этому понятию через анализ форм собственности: племенная, античная, феодальная, буржуазная. Согласно Марксу общественно-экономическая формация - то общество, находящиеся на конкретном этапе исторического развития, в основе которого лежит способ производства материальных благ.. Маркс выделяет 5 сменяющих друг друга экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Каждая формация включает в себя 2 компонента: базис и надстройка..

Цивилизационный подход был разработан А. Тоэнби, который всю историю человеческого общества разбил на цивилизации. Он выделил 5 крупных (живых), 2 реликтовые, 21 мелкую цивилизацию. Живые цивилизации: православно-христианская, исламская, индустская, дальневосточное, западно-христианское. Он считал, что каждая цивилизация в своем развитии проходит 4 стадии: генезис, рост, надлом, распад. Глвным критерием выделения цивилизации он берет религию.

Культурологический подход, связан с тем, что развитие общества рассматривается как смена различных культур. Он был разработан немецким ученым Шпендлером. Общ в своём развитии проходит ряд культур. Культура существует изолировано и замкнуто. Он насчитывает 8 основных культур: Индийская, Китайская, Вавилонская, Египетская. Каждая культура переживает как каждый человек, переживает юность, возмужание, зрелость, старость. На обломках культуры возникают цивилизации.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 17

1. Характеризуйте рационализм Европейской философии XVII века. Раскройте содержание и особенности рационалистической методологии Р. Декарта.

XVII в. ознаменовал наступление нового этапа в эволюции европейской философской мысли

Рационализм(лат. ratio -- разум) отдавал предпочтение разуму человека в сравнении с чувственными формами познания - ощущениями, восприятиями, представлениями. В познании природы особое значение он придавал математическим методам исследования, склонялся к дедуктивному методу, включающему интеллектуальную интуицию. Представителями рационалистической философии XVII века являлись: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

Рене Декарт (1596-1650). В основе философии Декарта — дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Материю отождествлял с пространством, движение сводил к перемещению тел. Общая причина движения, по Декарту, — Бог, который сотворил материю, движение и покой. Человек — связь безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Безусловное основоположение всего знания, по Декарту, — непосредственная достоверность сознания («мыслю, следовательно, существую»). Существование Бога рассматривал как источник объективной значимости человеческого мышления. Основной принцип его философии – все подвергнуть сомнению. Декарт считал, что все, что человек получает благодаря органам чувств – очень сомнительно; это не более чем иллюзии. Арифметика и геометрия – вот, что объективно, потому что величина и количество более достоверны. Рене Декарт является основателем рационализма Нового времени, т.к. самое главное для него – разум. ДУАЛИЗМ (от лат. dualis — двойственный), философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал — духа и материи.

Дедуктивный метод. Размышляя над условиями достижения достоверного знания, Декарт формулирует «правила метода», с помощью которого можно прийти к истине. Они сводятся к четырем основным положениям:

1) начинать с того, противоположное чему нельзя помыслить,

2) разделять любую проблему на столько частей, сколько необходимо для ее эффективного решения,

3) начинать с простого и постепенно продвигаться к сложному,

4) постоянно перепроверять правильность умозаключений

2. Раскройте смысл и направленность исторического процесса. Современные теории общественного развития.

Смысл и направленность исторического процесса:

Н. А. Бердяев пытается рассмотреть историю через судьбу каждого человека.Он считает, что история есть, поистине, драма, имеющая свои акты от перового до последнего, имеющая свое начало свое внутренне развитие, свой конец. Впервые о "конце истории" говорил Гегель. Сознание человечества, по его мне­нию прошло ряд этапов: родоплеменный, рабовла­дельческий, теократический и, наконец, демократи­чески-уравнительный.

К. Маркс говорил о конце не истории, а предистории, поскольку подлинную историю он связывал с построением коммунистического общества. При этом коммунизм, по его мнению, — это не цель, не идеал, не состояние, к которому должно стремиться человечество, а действи­тельное движение вперед, отрицающее существую­щее состояние общества.

Раймон Арон считал, что нельзя рассматривать смысл истории с точки зрения будущего человечест­в. Никто не имеет права, направлять исторический процесс. Действительно, история — это результат взаимодействия множества людей

К. Ясперс предполагает поиск ответов на вопросы: что такое история, и в чем состоит ее единство? История отличается от природного процесса, поскольку она — в людях, наделенных сознанием.. Исторический процесс может пре­рваться, писал К. Ясперс, если люди забудут о том, чего они достигли, или если достигнутое ими на протяжении жизни исчезает из их жизни.

Существенно важным является вопрос о направленности исторического процесса. В этом случае обычно вычленяют две основные концепции филосо­фии истории: так называемую теорию "общественно­го круговорота", или локальных цивилизаций и куль­тур, и теорию общественного прогресса.

Теория общественного круговорота, или локаль­ных цивилизаций и культур активно разрабатывалась и защищалась многими философами и историками еще с древности. Наиболее яркое воплощение ее идей нашли свое отражение у Н. Я. Данилевского (1822—1885 гг.), О. Шпенглера (1880—1936 гг.), П. А. Сорокина (1889—1968 гг.), А. Тойнби (1889—1975 гг.).

Все теории общественного круговорота рассматривают историю как замкнутые, неза­висимые друг от друга локальные общественные образования. Подобные представления имеют широ­кое хождение в среде современной западной интел­лигенции, их разделяют и многие государственные деятели.

Современные теории общественного развития

Современные общества отличаются следующими чертами: ролевым характером взаимодействия развивающимся глубоким разделением труда ; формальной системой регулирования отношений; сложной системой социального управления; секуляризацией религии; выделением множества социальных институтов

К ним относятся индустриальное и постиндустриальное общества.

Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

В 1960-е гг. появляются онцепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

Отличительные черты постиндустриального общества:

  • переход от производства товаров к экономике услуг;

  • возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;

  • главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;

  • контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;

  • принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

Последняя вызвана к жизни потребностями начавшегося формироваться информационного общества.
3 Синкретичность мировоззрение — это:Нерасчлененность эмоциональной, интеллектуальной, речевой и моторной активности людей.

В истории философии существовала не только диалектика, но и ее противоположность – метафизика.

Наиболее закрытой социальной группой является: Каста сословие
4 Лао Цзы «Дао де Цзин» основоположник даосизма , Истина даосизма – это жизнь, не противостоящая мирозданию, но спокойно в нем растворяющаяся, и тем самым достигающая мудрого счастья. Основная идея этого произведения – понятие «дао» – трактуется как естественный порядок вещей, не допускающий постороннего вмешательства, «небесная воля» или «чистое небытие».Основные идеи: 1. Жизнь человека и общества должна строится в гармонии с дао – первопричиной и законом развития Вселенной. 2. Основной метод достижения этого – недеяние, бездействие (у-вэй). 3. В этой связи – резкая критика государства и власти, осуждение богатства, знатности, достижений цивилизации. 4. Призыв к уходу от политики, к простоте первозданной природы, естественному существованию.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 18

1. Проводите связь гносеологии с онтологией в Европейской философии XVII века и раскройте философию Локка и Гоббса, их учения об общественном договоре, политико-правовые идеи.

Гносеология– теория познания; раздел философии, изучающий взаимоотношения объекта, субъекта и знания в процессах познавательной деятельности.

Онтология — учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего

Связь гносеологии с онтологией в философии XVII в.

В философии часто пользуются понятиями онтология и гносеология, причем их значения в какой-то мере перекрывают друг друга. Если исходить из предлагаемых определений онтологии и гносеологии, то предметом обоих понятий являются общие принципы бытия. Кроме того онтологию понимали несколько по-разному в античной философии, средние века и в наше время.

В центре внимания философов XVII в. оказались проблемы познания, однако гносеология в этот период еще не оторвалась от своего онтологического корня. Не случайно проблема субстанции оказалась одной из центральных в учениях Р. Декарта, Б. Спинозы и других представителей рационализма XVII в. Большинство из них разделяют убеждение, что мышление постигает бытие и что в этом сущность мышления и состоит. Не только рационалисты, но и сторонники эмпиризма разделяют эту предпосылку; сомнение в ней возникает лишь в конце XVII в. у Дж. Локка; позднее у Дэвида Юма (1711—1776) эта предпосылка подвергается резкой критике.

Что мышление, если оно истинно, есть мышление бытия (мышление о бытии), можно выразить еще и так: истинное мышление определяется тем, о чем оно мыслит, и только неистинное мышление, заблуждение определяется субъективными особенностями самого мыслящего. Такова в этом вопросе позиция и Бэкона, и Гоббса, и Декарта. Онтологическое обоснование теории познания мы находим и у Спинозы. Для тезиса, что мышление определяется не субъективным устройством ума, а структурой предмета, тем, о чем мыслят, Спиноза нашел удачную формулу: «Истина открывает и саму себя, и ложь». Вопрос об истинном знании – это у Спинозы вопрос о бытии и его структуре.

философия Локка и Гоббса


написать администратору сайта