экзамен философия. Экзаменационный билет 1 Раскройте сущность мировоззрения, его структура и основные компоненты. Мировоззрение
Скачать 228.95 Kb.
|
Конфуцианство. Основателем конфуцианства является Кун-Цзы (Конфуций), живший в 551-479-ом годах до нашей эры. Конфуций учил тому, что небо – высшая сил а, грозный повелитель, судьба, рок. Он недоволен существующим положением вещей. Его идеалы находятся не в будущем, а в прошлом. Кун-Цзы основал идею «исправления имён». Это идея состояла в том, чтобы попытаться привести явления к их былым значениям. При всех отклонениях от нормы, считал Конфуций, следует обязательно к ней вернуться. Основой порядка в стране по Конфуцию является ли (церемониал, ритуал, почтительность, благопристойность и так далее…) Конфуцианская этика опирается на понятия «взаимности» (щу), «золотой середины» (чжун юн) и «человеколюбия» (жэнь), которые составляют «правильный путь» (Дао). Правильному пути должен следовать каждый человек, желающий жить счастливо. Конфуций считал, что ключ к управлению народом находится в силе нравственного примера вышестоящих граждан нижестоящим. Кун-Цзы стремится к устранению следующих четырёх зол: · Жестокости · Грубости · Разбоя · Жадности В конфуцианской философии подчёркивается идея чжун («преданность») – идея покорности. Также подчеркивалась необходимость почитать правителя, родителей и старших братьев младшими. Конфуций выдвинул идею о том, что люди по своей природе близки друг другу, что люди обладают врождённым знанием, которое он считал «высшим знанием». Также люди имеют другие виды знания, полученные в ходе обучения и в непосредственном опыте. В сферу обучения, считал Конфуций, должны входить: · Ритуал · Музыка · Искусство стрельбы из лука · Управления лошадьми · История и математика О важности обучения Конфуций говорит: «Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно». Также он считал, что необходимо «изучать старое, чтобы познавать новое». 2. Раскройте сущность и структуру сознания. 1.Сознание-фундаментальная проблема философии отношение к этой проблеме двоякое. Сознание-есть свойство конкретного общественного человека отражать с помощью мозга окружающий мир в форме идеальных образов с целью его познания и преобразования.Другими словами-это есть субъектированный идеальный образ внешнего мира. Сознание-есть диалектическое взаимодействие материального и идеального. Ядром сознания является знание.Субъект сознания-человек.Объект сознания-окружающий мир. Сущность и структура сознания: 1)отражение в органическом мире 2)формы отражения 3)сознание 4)психика 5)отличительные черты психики и сознания человека 6)сознательное и бессознательное Отражение-есть свойство материальных систем при взаимодействии воспроизводить особенности друг от друга. Формы отражения: 1)зеркальное отражение-в неживой природе 2)раздражимость-реагировать на воздействия окружающей среды 3)ощущение-отражать некоторые свойства 4)психическое отражение 5)сознание Сознание: индивидуальное(-выделение себя из внешнего мира;-осознание своего внутреннего мира;-осознание себя как личности) Общественное(право,политика,мораль,нравственность,искусство,религия,наука,философия) Структура индивидуального сознания: -чувственное познание;-абстрактное мышление;-воля,внимание,память;-знания;-самосознание;-чувтсва,эмоции. Структура общественнного сознания:-уровни(обыденное,теоретическое);-сферы(идеология,познание);-формы(мораль,филосовское сознание,правовое) Самосознание-это «осознание себя как некой устойчивой,более или менее определенной единицы,которая сохраняется независимо от меняющихся ситуаций» Самосознание-это осознание человеком своих чувств,эмоций,мотивов своего поведения,интересов,своего места в обществе. Структура самосознания:-собственное самосознание;-самоанализ;-самоконтроль. Структура самосознания(по В.С.Мерлину):-сознание тождественности;-отличие себя от остальных;-осознание «Я» как активного начала;-социальная,нравственная оценка. Сознание тесно связано с рефлексией т граничит с бессознательным.Бессознательное-это неосознанные процессы в сознании Сознательное:-вербальное;-формально-логическое;-концептуальное;-символическое;-синтаксическая связанность знаков;-рациональное;-вторичные мыслительные процессы;-формализация;-научная систематизация;-последовательность;-дискретность. Бессознательное:-невербальное;-«нелогическое»,неформальная логика;-образно-виртуальное;-свобода комбинации знаков;-первичные мыслительные процессы;- иррациональные;-сновидения,фантазии;-инткуиция;-мифологическая систематизация;-одновременность. 3. Решайте следующие тесты. 1. Субъективный идеализм: ¶- Утверждает «мир есть комплекс ощущений». ¶- Первичное сознание является сознанием индивидуального субъекта. ¶- Сознание субъекта творит мир. ¶- Отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта. ¶- Утверждает “мир есть комплекс ощущений”, сознание субъекта творит мир. ¶- Первичное сознание является сознание индивидуального субъекта и отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта. ¶- Все перечисленное. 2. Истинное познание по Платону есть: ¶- логически четкое, рациональное познание. ¶- мистический опыт. ¶- припопоминание душой идей, виденных ею в ином мире. ¶- знание основанное на эксперименте. ¶- истинное познание невозможно. 3. Идеалисты утверждают, что: ¶а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало; ¶б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): ма-териальное и духовное; ¶в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления; ¶г) материя состоит из вечных, неи 4. Прочитайте следующие строки и впишите недостающее слово в предложение: «Все из _______ возникает и в _________ все разлагается». 1)Согласно позднему автору (Диогену Лаэртскому) эти строки принадлежат первому древнегреческому и европейскому философу, математику из города Милет. Определите автора строк. 2)Раскройте смысл и онтологическое содержание слов. 3)Определите о чем и о какой философской системе идет речь. 4)Дайте краткий анализ данной философской идее (в понимании диалектики процессов природы). 5)Определите ценностное значение этих слов для современной онтологии. Ответ: 1) «Все из воды возникает и в воду все разлагается» (Автор: Фалес Милетский) 2) Говорил - то это Фалес. Только он имел ввиду не ту воду, которую мы вульгарно пьем и употребляем для мытья. Он имеет ввиду "праводу". Некое начало, субстанцию, материю. Этой материи в чистом виде теперь нет, она трансформировалась все сущее, дав начало миру. Фалес Милетский утверждал, что начало сущих [вещей] - вода. Все из воды, говорит он, и в воду все разлагается. Заключает он [об этом], во-первых, из того, что начало всех животных - сперма, а она влажная; так и все [вещи], вероятно, берут [свое] начало из влаги. Во-вторых, из того, что все растения влагой питаются и [от влаги] плодоносят, а лишенные [ее] засыхают. В-третьих, из того, что и сам огонь Солнца и звезд питается водными испарениями, равно как и сам космос. 3) стихийный материализм(не точно!) ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7 1. Раскройте основные черты Древнегреческой философии. Характеризуйте основные школы и учения раннегреческой философии. 1 Выделяют 4 этапа : 1)Период ранней античной философии (VII — VI вв. до н.э.).Формирование предфилософской платформы.(Фалес Милетский, Пифагор (пифагорейцы), Апаксимапдр, Апаксимен, Гераклит, Парменид ) 2) Период расцвета античной философии (V — IV вв. до н.э.). Возникают оригинальные философские учения, формируется основная проблематика.(Зепон, Левкипп, Демокрит, Протагор (софисты), Сократ, Платон, Аристотель) 3) Период заката античной философии, который иногда называют периодом эллинизма (вторая половина IV в. до н.э.— I в. н.э.). Греческая философия продолжает развиваться. Появляется римская философия. Аптисфеп (киники), Аристипп (кирепаики), Эпикур (эпикурейцы), Зепоп из Китиопа (стоики), Пиррол (скептики), платоники (последователи пифагоро-платоновской философии), перипатетики (последователи Аристотеля), Потамоп (эклектики), Сенека (римские стоики). 4) Период упадка античной философии и зарождения философии христианской (I — VI вв.). Черты: 1)субстанциональная модель мира через выяснение «первопричины»-архе 2)космоцентризм:человек рассматривается как микрокосм-повторение,часть макрокосмоса.космоцентризм-абсолют,порядок,совершенство. 3)стихийный материализм 4)наивная диалектика 5)переходность от мира к логосу. 6)расцвет полисов. Ранние греческие философские школы: •милетская (Фалес-основатель, Анаксимандр, Анаксимен) Философы милетской школы:выступали с материалистических позиций;занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными; пытались объяснить законы природы (за что получили свое название - школа "физиков");искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:первоначалом всего сущего считал воду ("архэ");представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее);допускал наличие множества богов; считал центром вселенной Землю;вывел закон сохранения материи Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра:первопричиной всего сущего считал воздух;выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду);проводил параллели между душой человека ("психэ") и воздухом ("пневмой") - "душой космоса";отождествлял божества с силами природы и небесными светилами. •пифагорейская (Пифагор и последователи) Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика: 1.первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа); 2.выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием); 3.считали единицу мельчайшей частицей всего; 4.пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира. •элейская (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) Элеаты:изучали проблемы познания;жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое;были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала;считали все сущее материальным выражением идей (предвестниками идеализма). 2. Выделите основные теории познания и их философское значение. 1. Теория познания– раздел философского знания, в котором исследуются вопросы о природе, источниках, границах, достоверности и истинности человеческого познания. Наряду с термином «теория познания» используют обозначения гносеология. Центральными для гносеологии являются понятия знания и познания, которые соотносятся как результат и процесс. Термин «теория познания» был введен в философию относительно недавно – в середине ХIХ века. Первая систематически и синтетически продуманная философская теория познания была создана И. Кантом в конце 18 столетия. Но более распространенная теория познания оформляется в Европе в 16-17 веках в трудах двух крупнейших европейских мыслителей Нового времени - Ф. Бэкона и Р. Декарта. Именно наука, основанная на строгих экспериментальных и теоретических методах получения и обоснования знания, приобретает особую общественную ценность. Основные философские теории познания: Эмпиризм - единственный источник знания – опыт Сенсуализм – единственный источник знания – ощущения человека Рационализм - единственный источник знания – разум человека Иррационализм – отрицает возможность рационального познания мира, источник знания – откровение, вера, инстинкт. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8 1. В чем заключается особенность проблемы человека в Древнегреческой философии? Раскройте характерные черты философии Сократа и софистов. В чем выражается мировоззренческое значение афоризма «Человек - мера всех вещей». 1. Человек существует в системе определенных отношений, воспринимаемых как абсолютный порядок и космос. Боги, находящиеся внутри космоса, являются для людей реальными действующими лицами.Понятие космоса имеет человеческий смысл, вместе с тем человек мыслится как часть космоса, как микрокосм, являющийся отражением макрокосмоса, понимаемого как живой организм. Таковы взгляды на человека у представителей милетской школы, стоящих на позициях гилозоизма (отрицавших границу между живым и неживым и полагавших всеобщую одушевленность универсума). Для Сократа интерес представляет внутренний мир человека, его душа и добродетели. Он обосновал принцип этического рационализма, утверждая «добродетель есть знание». Человек, познавший, что такое справедливость и добро, не поступит дурно и несправедливо. Задача человека состоит в стремлении к нравственному совершенству на основе познания истины и сводится к познанию самого себя, своей нравственной сущности и ее реализации. Сократ старался реализовать нравственный пафос своей философии человека, а сама его смерть, когда он ради утверждения справедливости отказался от жизни, явилась апофеозом его нравственной философии. Демокрит – представитель материалистического монизма в учении о человеке. Человек – это часть природы, и, как вся природа состоит из атомов. Из атомов состоит и душа человека. Со смертью тела уничтожается и душа. В отличие от такого вульгарно-материалистического взгляда на душу человека, его этическая концепция носит деликатный характер. Цель жизни-счастье, но оно не сводится к телесным наслаждениям и эгоизму. Счастье – это радостное и хорошее расположение духа – эвтюмия. Важнейшее условие – мера, соблюсти которую помогает человеку разум. Как утверждал Демокрит, «желать чрезмерно подобает ребенку, а не мужу», мужественным же человеком является тот, кто сильнее своих страстей. Платон стоит на позиции антропологического дуализма души и тела.Душа-субстанцией, которая делает человека человеком, а тело-враждебная ей материя. От качества души зависит общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус. На первом месте в иерархии душ находится душа философа, на последнем – душа тирана. Душа философа наиболее мудрая и восприимчива к знанию, а это и является главным в характеристике сущности человека и его отличия от животного.Человеческая душа тяготеет к трансцендентному миру идей, она вечна, тело же смертно.В единстве и противоположности души и тела заключен, по Платону, вечный трагизм человеческого существования. Телесность ставит человека в животный мир, душа возвышает его над миром, тело – это материя, природа, душа же устремлена в мир идей. В концепции Аристотеля «Человек-политическое животное, наделенное разумом». И эта социальная природа человека отличает его и от животного, и от «недоразвитых в нравственном смысле существ», и от «сверхчеловека». Он пишет, что «тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством». Отличительный признак – его разумность, «человек и есть в первую очередь ум». Характерные черты философии софистов. Для софистов характерно: -критическое отношение к окружающей действительности; -стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; -неприятие основ старой, традиционной цивилизации; -отрицание старых традиций,привычек, правил, основанных на недоказанном знании; -стремление доказать условность государства и права, их несовершенство; -восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики; - субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека. Софизм как основной логический прием софистов. Основной метод, выработанной и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т.д. Философ был сторонником этического реализма, согласно которому:любое знание есть добро;любое зло, порок совершается от незнания. Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом – цикутой. Историческое значение деятельности Сократа в том, что он: способствовал распространению знаний, просвещению граждан; искал ответы на извечные проблемы человечества – добра и зла, любви, чести и т.д.; открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании; ввел диалогический метод нахождения истины – путем ее доказательства в свободном споре, а не декларированная, как это делал ряд прежних философов; воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых «сократических школ». «Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». В концепции софистов следует обратить внимание прежде всего на три момента. Во-первых, на их релятивизм и субъективизм в понимании таких этических феноменов, как благо, добродетель, справедливость и т. д. Во-вторых, они вводят человека в бытие как главное действующее лицо. Наконец, они впервые процесс познания наполняют экзистенциальным смыслом и обосновывают экзистенциальный характер истины. Раз человек есть мера всех вещей, то он выступает и мерилом истины и лжи. Отсюда тезис софистов о том, что каждое высказывание можно с равным успехом как обосновать, так и опровергнуть. Некоторые софисты готовы были доходить до абсурда» |