экзамен философия. Экзаменационный билет 1 Раскройте сущность мировоззрения, его структура и основные компоненты. Мировоззрение
Скачать 228.95 Kb.
|
Нравственное (мораль). Это правила и образцы поведения, которые закрепились в исторической памяти человечества и направлены на согласование интересов отдельных людей друг с другом и с интересами общества в целом. Политическое сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, выражающих отношение социальной общности к политической системе, гос. строю, организации экономики общества, власти. Правосознание. Это – отражение моральных, политических, правовых практик, складывающихся на протяжении всей истории человечества. Это – система общеобязательных социальных норм, правил, установленных в законах, и систему взглядов людей, на право, оценку ими норм права, поведения граждан. Политическое сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, выражающих отношение социальной общности к политической системе, гос. строю, организации экономики общества, власти. Политическое сознание это система знаний и оценок, благодаря которым происходит сознание области политики субъектами, выступающими в виде индивидов, групп, классов, общностей. Оно является необходимым элементом функционирования и развития политической системы в целом. Политическое сознание призвано выполнять в обществе прогностическую функцию, оценочную, регулятивную и познавательную. Политическое сознание в классовом обществе носит классовый характер. Политическая оценка действительности зависит от того положения, которое занимает субъект, носитель этой оценки в данном обществе. В государстве происходит столкновение политических интересов в борьбе за власть, и главной проблемой политического мышления является устройство государственной власти. Выделяются уровни политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический. Правовое сознание. Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономически е интересы социальных групп. Оно оказывает значительное воздействие и на экономику, и на политику, и на все стороны социальной жизни культуры. Под правовым сознанием понимается система знаний и оценок, посредством которых осознается сфера права общественными субъектами (индивидами, группами,классами). Правовое сознание выполняет в обществе регулятивную, оценочную и познавательную функции. Правовое сознание появилось и развивалось как необходимость иметь представления о праве, о его оценке различными индивидами, группами и классами. Правосознание является наиболее подвижной частью юридической надстройки, в то время как право это более устойчивая ее часть. В правовом сознании отражаются те изменения, которые происходят в сфере и материального, и духовного производства, в сфере права. Правосознание включает в себя взгляды, представления о правомерном и неправомерном, законном и незаконном,справедливом и несправедливом, а так же чувства и эмоции. Религиозное сознание – иллюзорное отражение действительности. Для него характерно осмысление не реальной действительности, а вымышленной. Религиозное сознание как индивида, так и группы не может существовать вне определенных мифов, образов и идей, которые усваиваются людьми в процессе их социализации. Религиозное сознание отличают высокая чувственная наглядность, создание воображением различных религиозных образов, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, наличие религиозной веры, символичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики и других специальных знаков. Специфику содержанию религиозного сознания придает единство двух его сторон – содержательной и функциональной. Содержательная сторона религиозного сознания формирует конкретные ценности и потребности верующих, их взгляды на окружающий мир и потустороннюю реальность, способствуя целенаправленному внедрению в их психику определенных идей, образов, представлений, чувств и настроений. Функциональная сторона религиозного сознания удовлетворяет потребности верующих, придавая нужную направленность проявлениям их идеологии и психологии, формируя их определенное морально-психологическое состояние, способствуя эффективному воздействию на их психику. Особенности религиозного сознания: 1) тесный контроль религиозных институтов над психикой и сознанием верующих, их поведением; 2) четкая продуманность идеологии и психологических механизмов ее внедрения в сознание верующих. Структура философского сознания о мере того, как философия в историческом развитии понимала свое содержание, определяла круг фундаментальных проблем, разрабатывала методы и способы осмысления, ставила цель и задачу, складывалась дисциплинарная структура философского знания. Уже античная философия, превращаясь в самостоятельную систему знаний, приобретала свою внутреннюю композицию, свою структуру. Аристотелем были обобщены и сгруппированы разделы философии таким образом: 1) теоретическая философия, ее цель - знания ради знания; 2) практическая философия, ее цель - знания ради деятельности; 3) творческая (патетичная) философия, ее цель - знания ради творчества. Теоретическая философия в свою очередь подразделяется на: А) физическую, ее предмет - то, что существует отдельно (то есть субстанциально) и двигается; Б) математическую, ее предмет - то, что существует отдельно (то есть абстракция) и есть недвижимым; В) первую, собственно философию (софия), ее предмет - то, что существует отдельно и есть недвижимым. Гегель, наоборот, считает, что главная цель философии состоит в диалектическом раскрытии категориальной структуры ума. В "Энциклопедии философских наук" Гегель выделяет три части философского знания, которые обозначены в суровой последовательности: 1) логика, 2) философия природы, 3) философия духа. Таким образом, гегелевская система философии универсальна, она охватывает мир человеческой культуры, действительность во всем ее разнообразии. Поэтому правомерно использовать такого рода структуру для выделения и описания основных разделов философии, которые формируют ее современный дисциплинарный образ. Первый раздел: Онтология (от греч. Оntos - сущность и logos - учение) учение о бытии как таковое, о фундаментальных принципах и формах бытия, его самая общая сущность и определение. Человек живет в реальном мире, наполненном многочисленными и разнообразными вещами. Второй раздел философского знания - теория сознания и теория познания (гносеология). Третий раздел философии - логика, методология, философия науки и научного познания (эпистемология). Если гносеология озабочена тем, можно ли познать мир, логика и методология непосредственно обращены к тому, что же нужно делать, лишь бы познавать доброе и правильное. То есть, она разрабатывает наиболее эффективные способы и правила мышления, чтобы ученый уверенно шел вперед, а не блуждал в сумерках. Методология формулирует принципы, проявляет нормы и идеалы, которыми руководствуется ученый в познании мира. Четвертый раздел философии, который сформировался в XVIII в. И интенсивно развивается в ХХ в. - это философская антропология и философия культуры. Философская антропология пытается выяснить место человека в мире, установить его особенное качество, что отличает его от животных, выявить разовую суть человека. Она пытается выявить общие моменты и законы биологического, психического, духовно-исторического и социального развития человека. Современная философия политики концентрирует внимание на гносеологических и методологических аспектах познания реальных политических процессов. Ее главный предмет - политическая власть, которая реализуется в политических системах и иных формах политических взаимоотношений. С философией политики тесно связанна философия права, которая изучает наиболее общие теоретико-мировоззренческие проблемы правоведения и государства (например, взаимоотношения права и власти, права и закона, права и справедливости, положение права в иерархии социальных ценностей и др.). Два последних раздела в мире философии - этика и эстетика. Этика - это философская теория моральности, которая изучает, что такое характер, натура человека и как они соотносятся с представлением о надлежащем. Этика интересуется, откуда берется убеждение, что мы должны быть добрыми, а не злыми, какая вообще природа морали, добрая и зла, что такое дом, совесть, вина, почему ответственность - неотъемлемый спутник свободы. И, наконец, эстетика - это теория прекрасного. Эстетика, как философская дисциплина анализирует прекрасное и в жизни, и в искусстве, задается вопросом, где пребывает красота, в мире самом по себе, что в нашем сознании и представлениях, старается выяснить внутренние законы эстетического. Наконец сказать, что многочисленные гуманитарные науки тесно связанные с философией и переплетаются с ней: гуманитарная психология, история, этнография, литературоведение, филология. Но эта связь и переплетения имеют место только там, где все эти дисциплины поднимаются над конкретным материалом и делают наибольшие обобщения, которые охватывают человека, в общем и мир, в общем в их взаимодействии и взаимопроникновении. 3 Этимология слова “ФИЛОСОФИЯ”: Любовь к мудрости. Философия К. Маркса есть:- диалектический материализм Сторонниками цивилизационной трактовки истории человечества являются (укажите все варианты): Тойнби Шпенглер ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 29 1. Раскройте сущность русской религиозно-идеалистической философии кон. XIX – нач. XX вв. и основные учения В. Соловьева, Н. Бердяева. Русская философия - одна из важнейших составных частей как отечественной, так и мировой культуры. В ней воплотились творческие поиски русского народа, проявились своеобразные черты национального характера и мышления. Конец 19 - начало 20 века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя. Возникли совершенно новые течения в философии. Духовным источником религиозной философии явилось православие как специфический духовный и жизненный уклад. В центре её внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. Она носит всеохватный характер. В ней с религиозных позиций были осмыслены такие проблемы, как: - природа человека, его свобода, смерть и бессмертие; - гуманизм и его кризис; -смысл человеческой истории; -ряд важных социальных вопросов. Самой яркой фигурой в русской философии второй половины 19века был Владимир Сергеевич Соловьёв. Огромное влияние на мировоззрение Соловьёва оказали труды Платона. Владимир Соловьёв высоко ценил идеализм Платона, его идеальное мировоззрение, но считал, что одними идеями преобразовать жизнь невозможно. А потому, идея должна быть воплощена материально, не потеряв своего смысла. Соловьёв считал, что стать действительным сверхчеловеком только силой ума и гениальности невозможно. Соловьёв, создавая свою философскую систему, обращался к трудам и других европейских философов. В частности к Шеллингу, Канту, Гегелю. Также как и эти немецкие философы, он высоко ценил человеческий разум, но по ряду принципиальных вопросов расходился с ними. Главное принципиальное различие заключалось уже в том, что Владимир Соловьёв с начала и до конца ориентировался на христианское богословие, в то время как немецкие философы в той или иной мере отходили от христианства. По своему мировоззрению он был всесторонним учёным, то есть в своих теоретических трудах он выступал не только как философ, но и старался представить цельное, синтетическое знание. Центральная идея философии Соловьёва - идея всеединства. Основной принцип всеединства: “Всё едино в Боге”. Соловьёв был сторонником диалектического подхода к действительности. Ярким и многогранным явлением в русской религиозной философии был Н.А. Бердяев. 1. Философию он считает чистым творчеством в отличие от науки, которая всегда должна приспосабливаться к необходимости бытия. 2. Исходя из творческой природы философии, он предлагает свою концепцию миростроения, ориентированную на человека: - В качестве первореальности выдвигается история и природа. Они вечны и включают в себя несотворенную свободу. - Всё зло в мире истекает из этой свободы (Зло - это испытание, посланное людям благим Богом). -В итоге - Бог мир создает, Себя в мире проявляет, но не управляет миром. -Человеку Бог необходим как нравственный идеал и надежда на спасение. -Богу нужен человек, как покаявшийся грешник, стремящийся к богочеловеческому образцу. -Достичь этого результата человек может лишь через катастрофу, конец света, страшный Суд. -В результате наступит новый мир - вечное царство свободы и духа, человеческое бессмертие. Личность у Бердяева представляет собой сосредоточение индивидуальных духовных сил и сферу свободы. Она постоянно испытывает давление со стороны общества, которое стремиться поработить личность, включив её в какую-нибудь общность. Истинная свобода личности заключается в «соборности», концентрации индивидуальной духовной силы и воли, т.е. подразумевается верховенство личного начала над коллективным. Идеи Бердяева оказали значительное влияние на развитие французского экзистенциализма. 2. Раскройте сущность научно-технической революций. Характеризуйте влияние технического прогресса на, сущность и содержание, происхождение и пути решения глобальных проблем. Научно-техническая революция - исторически обусловленный непрерывный процесс совершенствования средств и предметов труда, технологий производства, форм и методов организации труда и производства на основе широкого использования достижений науки и техники.Научно-техническая революция – интенсивное качественное изменение производительных сил и общества в результате создания новых видов техники и технологий в результате применения на практике фундаментальных научных открытий. Сущность НТР может быть выражена следующими ее чертами. Прежде всего это фундаментальные научные открытия в физике, химии, биологии, в первую очередь в физике, которая проникла в микромир и своими успехами продвинула вперед весь комплекс естественных наук. Возникли новые области знания, среди которых решающую роль стала играть кибернетика. Возникли новые отрасли: атомная энергетика, ракетная техника, радиоэлектроника. Автоматизация и кибернетизация производства составляют стержень современной НТР. В результате НТР коренным образом меняется место и роль человека в системе производства и, следовательно, содержание живого труда. Коренное изменение содержания труда влечет за собой коренное изменение всей системы общественной жизни, образа жизни в целом. Выделяются следующие основные направления НТР:1. По Тофлеру- Поиск новых возобновляемых источников энергии- Электронная промышленность- Космическая промышленность- Проникновение в глубины моря- Генная инженерия 2. По Беллу- Замена механической техники электронной- Миниатюризация производства- Переход к числовым методам хранения и обработки информации- Производство программного обеспечения 3. Другие источники- Автоматизация производства (безлюдное производство)- Альтернативные источники энергии-Космонавтика- Искусственные материалы с заранее заданными свойствами- Новые технологии (биотехнологии, генная инженерия) К глобальным проблемам в первую очередь относятся экологическая, энергетическая, продовольственная, демографическая и другие проблемы. Пути решения глобальных проблем* Преодоление тенденции к снижению социального здоровья, что предполагает борьбу с алкоголизмом.* Предотвращение негативных последствий современной научно-технической революции.* Снижение темпов роста народонаселения в развивающихся странах и преодоление демографического кризиса в развитых капиталистических странах.* Преодоление кризисного состояния взаимодействия человечества и природы, которое характеризуется катастрофическими последствиями в виде беспрецедентного загрязнения окружающей среды и истощение природных ресурсов.* Преодоление экономического и культурного неравенства между народами населяющими индустриально развитые страны Запада и Востока и развивающимися странами* Предотвращение мировой войны с применением термоядерного оружия и других средств массового уничтожения, грозящих гибелью цивилизации. 4. По-латыни личность - persona, что в переводе означает «маска», «роль». В русском языке «личность» происходит от аналогичного по значению слова - личина. Герой древней римской легенды Гай Муций, пробравшись в лагерь этрусков, осаждавших Рим, должен был убить их царя Порсену. Оказавшись в руках врагов, пренебрегая угрозами пыток, он сам опустил правую руку в огонь. Порсена, пораженный мужеством Муция, отпустил его на свободу и снял осаду Рима. ¶ ¶ 1)Как данный пример обосновывает Ваше понимание личности и насколько они совпадают с классическим пониманием личности? ¶ Итак, в истории выделяется «доличностный» период развития данного феномена; в сегодняшнем же понимании личность характеризуется как взаимосвязь субъективной организации и внешнего мира. Изначально речь действительно шла о масках, которые надевали актеры в древнем театре, а затем и о самих актерах, участвующих в представлении. По сути, термин указывает на внешний, поверхностный социальный образ, который принимает индивидуальность, когда выполняет определенные роли, – это некое общественное лицо, обращенное к окружающим. В данном смысле личность означает общественное Я, которое может совпадать, а может и не совпадать с внутренним Я. Но теперь это больше указывает на взаимосвязь, чем на внешний социальный образ. 2)Можно ли считать личностью аморального человека или преступника? Почему?¶ Можно, если обладает всеми необходимыми психологическими признаками. Личность преступника — совокупность социально-психологических свойств и качеств человека, являющихся причинами и условиями совершения преступлений. Личность преступника отличается от личности законопослушного человека общественной опасностью, ей присущи преступные потребности и мотивация, эмоционально-волевые деформации и негативные социальные интересы. 3)Правомерно ли личностью считать только оболочку человека, набор внешних качеств, позволяющий индивиду преподносить себя в обществе? ¶ Нет, когда мы говорим об человеке, то имеем в виду не только его существование как психосоциобиологического организма (т.е. как индивида), не только степень уникальности, непохожести, автобиографичности его внешнего и внутреннего бытия (т.е. как индивидуальности), но и как носителя уникальных социально значимых качеств, реализуемых в его деятельности в условиях конкретно исторической социокультурной реальности (т.е. как личности). 4))В чём отличие такого понимания личности от философского? Обосновывайте свои мысли¶ Проблема личности в философии — это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных идеалов, ценностей, общественных отношений, деятельности и общения людей. Особенно следует сказать о влиянии деятельности на личность. Деятельность человека является той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается «вещью в себе». ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 30 1. Анализируйте основные проблемы русского космизма и выделите основные учения представителей (Вернадского, Федорова, Циалковского и др.). Русский космизм это комплекс научных, философских и художественных идей. Философская основа разработана Федоровым естественнонаучные модификации – Вернадским, Циолковским, Чижевским и др.Н.Ф. Федоров (1829-1903 гг.) русский библиотекарь. По его мнению, Бог замыслил нетленный и упорядоченный мир (космос), а орудием воплощения этого замысла избрал человечество. А потому все люди должны объединиться и всевозможными способами, в том числе постигая законы природы, изобрести средство для обретения бессмертия живущими и воскрешения умерших. А уже обретя жизнь вечную, самоусовершенствоваться и превратить Вселенную в единое и гармоничное целое царство справедливости,нравственности, красоты, истины. Личное же спасение, как его проповедовала официальная церковь, Федоров считал эгоистичным и безнравственным, не способным объединить человечество. Развитием идей космизма о единстве человека и космоса считается учение минеролога В.И. Вернадского (1863-1945) о биосфере – живой оболочке Земли, постепенно превращаемой людьми в ноосферу искусственную оболочку, формируемую осмысленной деятельностью людей (больше всего наукой и техникой). Вернадский много внимания уделил описанию взаимодействия 7 элементов биосферы (живого, произведенного живым, неживого, созданного взаимодействием живого с неживым, радиоактивного, рассеянно-атомарного, космического). Жизнь он считал переносимой с планеты на планету, ибо живое, по его мнению, не может возникнуть из неживого. Ученый-самоучка К.Э. Циолковский (1857-1935 гг.) развивал «космическую философию», планируя полеты за пределы Земли с помощью ракет и доказывая, что природные стихии и разум в равной мере стремятся к вселенской гармонии. Полагал, что люди благодаря науке станут бессмертными, как атомы, но при этом преобразуют себя в некие «растения-животные», способные улавливать и использовать энергию света и заселять все звездные миры. 2. Раскройте причины кризиса базовых постулатов классической философской мысли (элементаризм и монизм и др.) иопределите его влияние на формирование современной научной картины мира. 3.Решайте следующие тесты Обыденного и научногоя Идею саморазвиияя Тоффлер |