Главная страница
Навигация по странице:

  • Гегель понимал под свободой многоплановую реальность, во всех своих проявлениях представляет форму объективации абсолютного духа

  • 1. Раскройте основные учения материалистической философии К. Маркса и Ф. Энгельса.

  • 2. Раскройте сущность духовной жизни и духовной культуры. Выделите основные тенденции их развития в современном обществе в контексте культуры постмодерна.

  • Основные тенденции в контексте культуры постмодерна

  • 1. В чем выражается иррационализм философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше для постклассической Европейской культуры конца 19 начала 20 вв.

  • Артур Шопенгауэр

  • Фридрих Ницше

  • 2. Раскройте сущность понятия ценности

  • экзамен философия. Экзаменационный билет 1 Раскройте сущность мировоззрения, его структура и основные компоненты. Мировоззрение


    Скачать 228.95 Kb.
    НазваниеЭкзаменационный билет 1 Раскройте сущность мировоззрения, его структура и основные компоненты. Мировоззрение
    Анкорэкзамен философия
    Дата07.01.2022
    Размер228.95 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia_1.docx
    ТипДокументы
    #325446
    страница10 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    2. В чем в философии заключается проблема личности. Раскройте личность через понятия свободы и ответственности.

    Проблема личности в философии - это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Проблема личности в философии - это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. «Человек познает сущность через свое существование»

    Свобода - это одна из основных, самых сложных философских категорий, которая определяет сущность человека, состоящий из ее способности мыслить и действовать своих намерений, желаний и интересов, а не в результате какого-то принуждения

    Гегель понимал под свободой многоплановую реальность, во всех своих проявлениях представляет форму объективации абсолютного духа

    Свобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь свои границы, границы, чтобы не стать произволом, насилием над другими людьми, т.е. не превратиться в неволю

    Свобода и ответственность личности

    Человек живет и развивается в рамках свободного выбора своего пути.

    Свобода – это способность человека к активной творческой деятельности в соответствии со своими желаниями, намерениями, идеалами и ценностями. В свободной деятельности он добивается целей и реализует себя.

    В истории общественной мысли проблема свободы всегда наполнялась разным смыслом. Чаще она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободой воли или все его поступки обусловлены внешней необходимостью. Крайности в решении этого вопроса сводились к волюнтаризму и фатализму. Согласно первому подходу – человек свободен, волен поступать так, как ему заблагорассудится. Это его родовое качество. С позиции фатализма в мире все предопределено, и каждое действие человека – есть лишь неосознаваемое им звено в цепи причинно—следственной связи.

    Но в повседневной жизни человек сталкивается с давлением внешних для него обстоятельств. Люди не вольны в выборе времени и места рождения, объективный условий жизнедеятельности, наличности своего конкретного бытия. Но с другой стороны, бытие человека – это не одномерная линия из прошлого в будущее. Это всегда альтернативы, предполагающие выбор, который характеризуется как разными средствами достижения поставленных целей, так и разными результатами реализации целей. Соответственно этому, человек свободен и в том, какие последствия грядут из его выбора и в какой мере он ответственен за них.

    Понятие свободы зачастую сводится к осознанной необходимости. Но свобода всегда есть выбор в конкретных условиях или возможность такого выбора. Абсолютной свободы не существует, она всегда относительна. Это определяется хотя бы в том, что социум своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. В реальной жизни свобода существует в виде необходимости выбора.

    Не меньшую роль в жизнедеятельности человека играет и такой социальный и личностный фактор как ответственность. Ответственность – социальное понятие, характеризующее объективный, исторически—конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

    Ответственность формируется у индивида как диалектическое единство внутренних и внешних требований.

    Формирование личности предполагает воспитание в ней чувства ответственности. Ответственное поведение может выступать в разных видах: дисциплины и самодисциплины, организованности, умения предвидеть результаты собственных действий, умения критически относится к самому себе
    4. Прочитайте отрывок: ".....Я говорю «я» раньше, чем сознал себя личностью. «Я» первично и недифференцированно, оно не предполагает учения о личности. «Я» есть изначальная данность, личность же есть заданность. Я должен реализовать в себе личность, и эта реализация есть неустанная борьба. Сознание личности и реализация личности болезненны. Личность есть боль, и многие соглашаются на потерю в себе личности, так как не выносят этой боли. Самая идея ада связана с удержанием личности. Безличное бытие не знает ада. Личность не тождественна индивидууму. Индивидуум есть категория натуралистическая, биологическая. Не только животное или растение есть индивидуум, но и алмаз, стакан, карандаш. Личность же есть категория духовная, а не натуралистическая, она принадлежит плану духа, а не плану природы, она образуется прорывом духа в природу. Личности нет без работы духа над душевным и телесным составом человека. Человек может иметь яркую индивидуальность и не иметь личности. Есть очень одаренные люди, очень своеобразные, которые вместе с тем безличны, не способны к тому сопротивлению, к тому усилию,

    Николай Бердяев. Книга "Я и мир объектов". Основной проблемой философии является проблема человека. Личность следует отличать от индивида. Личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая. Индивид есть часть природы и общества. Личность не может быть частью чего-то: она есть единое целое, она соотносительна обществу, природе и Богу. Личность противоположна миру объектов, она есть активный субъект, экзистенциальный центр. Стать личностью, есть задача человека. Человек прежде всего определяется своей личностью. Личность выступает против ложных целостностей:природного мира, общества, государства, нации, церкви. Личность сохраняет общение " с духовным миррм" и может проникнуть в "мир свободы" в непосредственном духовном опыте, по природе своей являющемся интуицией. Личность есть сопротивление, сопротивление детерминации обществом и природой,

    героическая борьба за самоопределение изнутри. Быть личностью не легкость, а трудность, бремя, которое человек должен нести.

    ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 24

    1. Раскройте основные учения материалистической философии К. Маркса и Ф. Энгельса.

    Центральное место в философском творчестве Маркса и Энгельса отводилось разработке диалектики. Марксистская философия различает диалектику объективную и субъективную. Объективная диалектика существует и проявляется в самих вещах. Субъективная диалектика не представляет собой нечто отдельное. Она лишь введение к наукознанию, она рекомендует основные принципы, которыми следует руководствоваться в познании и практической деятельности. Диалектика определяется как целостное учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и человеческого мышления.

    Сущность их учения:

    Их философское учение - диалектика и исторический материализм. Идейный источник - системы Гегеля и Фейербаха.

    Основные тезисы:

    1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания;

    2) Маркс открыто признал свою связь с интересами определенного класса - пролетариата;

    3) как следствие ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования общества на основе сознательной революционной деятельности;

    4) отсюда центр философских исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики;

    5) это приводит к тому, что материализм впервые распространяется на понимание общественной жизни;

    6) наконец сами познание и мышление были поняты по иному.

    Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики. Основной принцип: антагонизм между производственными силами и производственными отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-экономическими формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую ступень его развития). История рассматривается объективно, вне личности. Для этого: общественное бытие и сознание. Общественное бытие - материальное отношение людей к окружающему миру, прежде всего к природе, в процессе производства мат. благ, и те отношения, в к-рые вступают люди между собой в процессе пр-ва. ОС - осознание обществом самого себя, своего ОБ и окр. действительности. Б определяет С.
    2. Раскройте сущность духовной жизни и духовной культуры. Выделите основные тенденции их развития в современном обществе в контексте культуры постмодерна.

    Духовная жизнь — относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляют специфические виды духовной деятельности и общественных отношений, ее регулирующих.

    Структура духовной жизни общества включает общественное сознание как содержательную сторону, а также общественные отношения и институты, которые определяют порядок и условия его функционирования.

    Духовная жизнь общества обязательно должна включать в себя право человека на духовную, свободу, на реализацию своих способностей, удовлетворение духовных потребностей. Духовная жизнь общества должна охраняться законом.

    Духовная культура — часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты. Духовная культура включает в себя нравственность, воспитание; просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию и другие духовные ценности. Духовная культура характеризует внутреннее богатство человека, степень его развитости.

    Элементами духовной культуры общества являются произведения искусства, философские, этические, политические учения, научные знания, религиозные идеи и т. п. Вне духовной жизни, помимо сознательной деятельности людей культура вообще не существует, так как ни один предмет не может быть включен в человеческую практику без осмысления, без посредства каких-либо духовных компонентов: знаний, навыков, специально подготовленного восприятия. Ни один предмет материальной культуры не может быть создан без сочетания действий "исполняющей руки" и "мыслящей головы".

    Духовная культура формирует личность — ее мировоззрение, взгляды, установки, ценностные ориентации. Благодаря ей могут транслироваться знания, умения, навыки, художественные модели мира, идеи и т. д. от индивида к индивиду, от поколения к поколению. Именно поэтому чрезвычайно важна преемственность в развитии духовной культуры.

    Основные тенденции в контексте культуры постмодерна:

    1)связана с изменением баланса физических и умственных затрат энергии человека в пользу последних. Начиная с середины XX в. благодаря использованию достижений НТР стала резко сокращаться потребность в тяжелом физическом труде.

    2) переход от конфронтации "локальных", "групповых", "субъективных" культур к их диалогу. XX век внес в осмысление культурного процесса напряженный драматизм, трагическое ощущение невосполнимых утрат.

    3) выражена как преодоление конфликта (при сохранении противоречия) между традиционной культурой и культурой новаторской.

    4) отражает процесс изменения личности как субъекта культуры.
    3. Решайте следующие тесты.

    1.Тему отдельного человека в предмет философии ввел:-Сократ

    2. Автором работы «Диалектика природы» является:- Ф.Энгельс.

    3. По мнению А. Тойнби всякая историческая общность людей развивается по принципу:б) вызова и ответа;

    ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 25

    1. В чем выражается иррационализм философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше для постклассической Европейской культуры конца 19 начала 20 вв.

    Философия жизни – это иррационалистическое направление, сложившееся на рубеже XIX и XX вв. Его возникновение было связано с быстрым развитием биологии, психологии и других наук, обнаруживших несостоятельность механистической картины мира. В центре этой философии лежит понятие жизни как абсолютного, бесконечного уникального начала мира, которое в отличие от материи и сознания активно, многообразно, вечно движется.

    Артур Шопенгауэр - немецкий философ-идеалист; снискал себе славу как блестящий эссеист. Считал себя последователем Канта. При интерпретации его философских взглядов основной акцент делал на учении об априорных формах чувственности в ущерб учению о категориальной структуре мышления. Выделял два аспекта понимания субъекта: тот, который дан в качестве объекта восприятия, и тот, который является субъектом сам по себе. Мир как представление всецело обусловлен субъектом и является сферой видимости.

    Шопенгауэр - сторонник волюнтаризма. Воля в его учении предстает как космический принцип, лежащий в основе мироздания. Воля, будучи темной и таинственной силой, крайне эгоцентрична, что означает для каждого индивида вечное стремление, беспокойство, конфликты с другими людьми.

    Эстетический идеал Шопенгауэра - в буддийской нирване, в умерщвлении "воли к жизни", в полном аскетизме.

    Фридрих Ницше - немецкий философ, один из основоположников современного иррационализма в форме философии жизни. Его взгляды претерпели определенную эволюцию от романтической эстезации опыта культуры через "переоценку всех ценностей" и критику "европейского нигилизма" к всеобъемлющей концепции волюнтаризма.

    Основными положениями зрелой философии Ницше являются:

    1. все существующее есть воля к власти, могуществу;

    2. сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира, или перспектив, исходящих из центров власти - перспективизм.

    Ницше - решительный противник ускоренного в европейской культуре противопоставлении "истинного мира" миру эмпирическому, истоки которого он видит в отрицании жизни, в декадансе. Ницше связывает критику метафизику с критикой языка. Глубокая внутренняя противоречивость ницшеанского витализма проявляется в вопросе о соотношении истинности той или иной доктрины, идеи, понятия и т.п. и их исторического генезиса. Основные сочинения: "Человеческое, слишком человеческое", "Веселая наука", "По ту сторону добра", "Антихристианин".

    2. Раскройте сущность понятия ценности

    Ценности – такие вещественные или идеальные образования, которые имеют смысложизненные значения либо для отдельного человека, либо для всего человечества; движущая сила деятельности; специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное (отрицательное) значение для человека и общества.

    Ценности обосновывают моральные принципы, принципы – правила (нормы), правила – представления.

    Все явления с точки зрения их ценности могут быть классифицированы на: 1) нейтральные, к которым человек относится равнодушно (многие явления микромира и мегамира); 2) положительные ценности (предметы и явления, способствующие жизни и благополучию человека); 3) антиценности (ценности, имеющие негативное значение с точки зрения жизни и благополучия человека). К примеру, пары «ценности – антиценности» образуют такие понятия, как добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы.

    Ценности зарождались и определялись в силу потребности индивида в осмыслении общества и самого себя. Человеческая жизнедеятельность изменяется со временем. Далеко не сразу пришло осознание самоценности человеческой жизни. В процессе жизнедеятельности у людей формируются мировоззренческие идеалы. Идеал – это образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений. Через соотнесение с идеалами, нормами осуществляется оценивание – определение ценности, одобрение или осуждение происходящего, требование осуществления или устранения чего-либо, т.е. оценивание является нормативным по своему характеру. Благодаря ценностям формируются разного уровня (высшие и низшие) потребности и интересы, мотивы и цели людей, определяются средства для их достижения. Они являются регуляторами человеческих поступков, служат критериями оценки поступков других. И, наконец, без учета их роли нельзя познать сущность человека, уяснить себе подлинный смысл его жизни. Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, но присущи они не от природы, не в силу внутренней структуры самого объекта, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений. По отношению к субъекту (человеку) ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в какой-либо деятельности, обозначений различных практических отношений к окружающим человека предметам и явлениям. Человеку необходимо иметь определенные ценностные установки.
    3. 1) Полное или частичное отрицание познаваемости мира; 2) человек — это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения; 3) футурология
    4. Прочитайте и определите, какому закону диалектики соответствует высказывание. Ответ аргументируйте.¶1. Ложка дёгтя портит бочку мёда.¶2. Искусство вечно, жизнь коротка.¶3. Если бы молодость знала, если бы старость могла…¶4. Всего хорошего – понемножку.¶5. Если пшеничное зерно упадёт в землю и не умрёт, то останется одно, а¶если умрёт, то принесёт много плоду (Иоанн 12:24).¶6. Думой века измерил, а жизнь прожить не сумел (Белый,

    А.)¶7. Вода по капле камень точит.¶8. Плохо благодарит тот учителя, кто навсегда остаётся только учеником (Ницше, Ф.).¶9. Лишняя соломинка ломает верблюда.¶

    1. закон единства и борьбы противоположностей

    2. закон единства и борьбы противоположностей

    3. Закон отрицания отрицания

    4.закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

    5. закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

    6. закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

    7. закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

    8. Закон отрицания отрицания

    9.закон единства и борьбы противоположностей

    ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 26
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта