экзамен философия. Экзаменационный билет 1 Раскройте сущность мировоззрения, его структура и основные компоненты. Мировоззрение
Скачать 228.95 Kb.
|
1. Восстановите хронологию генезиса философии, трансформацию ее предмета и метода. Генезис (греч. genesis – происхождение, возникновение) .Каждый из этапов развития философии отличался рядом особенностей. Античная философия (VIв. до н.э.- VIв. н.э.)- развивалась под влиянием, с одной стороны мифологии, с другой –науки. Для этого этапа характерен космоцентризм – стремление понять мир как единое целое, его происхождение и сущность. Средневековая философия (VI – XIV вв.)- - развивалась в тесной взаимосвязи с религиозной формой сознания,. Для этого этапа характерна теоцентричность – природа и человек рассматриваются как творения Бога. Незыблемой основой ценностей является Бог, а главной ценностью – спасение души. Философия утверждается как «служанка богословия». Философия эпохи Возрождения (XV – XVI вв.)- развивалась под мощным воздействием искусства. Именно тогда начинается новое прочтение античной литературы. Закладываются основы современного понимания антропоцентризма и гуманизма. Начинается формирование науки. Философия Нового времени (XVII в.)- ориентировалась на науку и резко критиковала религиозные догматы, ориентацию на вымышленный, сверхъестественный мир. Она разработала новую систему ценностей. В центре внимания философии – человек и его познавательные способности, проблема метода научного познания. Философия эпохи Просвещения (XVIII в.)- - основывалась на критике религии, теологии, решающее значение придавалось разуму как двигателю общественного прогресса. Немецкая классическая философия (XVIII-XIXвв.)- даёт обоснование научного статуса философии. Г.Гегель характеризует философию как «объективную науку об истине», содержанием которой должны стать всеобщие принципы и законы. Разработка диалектики способствовала превращению философии в методологию. Постклассическая европейская философия (XIX-XXвв.) представлена двумя направлениями: рациональным (марксизм, позитивизм, структурализм и др.) и иррациональным (экзистенциализм, психоанализ, русская религиозная философия и др.) Современная западно-европейская философия (XX-XXIвв.)- - характеризуется новым этапом развития западноевропейской (неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм, психоанализ и др.) и русской философии. 2. Анализируйте пространство, время и движение как формы бытия материи. Важнейшими формами бытия материи являются пространство, время, движение. Движение - категория материалистической диалектики, отображающая любое изменение в природе и обществе. Количественное изменение в мире, не затрагивает качественных основ мира. Движение в общем смысле понимается как способ существования материи, охватывающий все происходящие во Вселенной изменения, начиная от простого перемещения и заканчивая мышлением. Пространство- всеобщая форма бытия, характеризующая его протяженность, соразмерность его структурных форм и образований. Время - одна из форм бытия, выражающая длительность и последовательность событий мира. Свойства времени: длительность, неповторяемость, необратимость. В истории философии две основные точки зрения на время и пространство: .1 Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые существуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте («ящику без стенок»), вмещающей все тела, время — к «чистой» длительности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона, который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов. 2. Реляционная концепциярассматривает пространство и время не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей (Аристотель, Лейбниц, Гегель, Энгельс). 3. Решайте следующие тесты. 1. Систему приемов, процедур, правил, применяемых для получения достоверного знания, называют … - методом. -теорий. - экспериментом. - парадигмой. 2. Философия природы Дж. Бруно – это: - деизм; -дуализм; - креационизм; - материализм. - пантеизм; 3. Детерминизм является учением: а) о божественной предопределенности; б) о всеобщей познаваемости мира; в) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной обусловленности явлений; г) о непознаваемости мира; д) о сотворении мира. 4. Прочитайте следующие строки. «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». 1)Определите автора, раскройте смысл и содержание. Гераклит. Первоначало всего сущего - огонь, наиболее способный к изменению и подвижный. Из огня произошёл мир в целом, отдельные вещи и даже души. «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнём, мерами загорающимся и мерами потухающим». Единое бытие словно разгорается множеством сущего, но и гаснёт в нем, равно как и сущее, разгораясь бытием, гаснет в его единстве. Мировой процесс цикличен: по истечении «великого года» все вещи вновь становятся «огнём», и все вещи возникают из огня согласно необходимости, которую Гераклит называет «логосом». 2)Определите, о чем и о какой философской системе идет речь. Таким образом, Гераклит явился основателем диалектики, учения, согласно которому все находится в постоянном движении, развитии, источником которого является борьба противоположных начал, присущих миру. Это общий закон всего существующего. Из своего утверждения о том, что все в мире движется, изменяется, переходит из одной противоположности в другую, Гераклит делает вывод: все свойства вещей и явлений относительны и ни одно свойство природы не является абсолютным, неизменным. Гераклит разработал учение о познании мира. Он утверждал, что познание начинается с чувств и ощущений. Но они, в силу ограниченности не могут дать полного, окончательного знания о вещах и явлениях. Такое знание дает лишь мышление. Здесь сформулированы некоторые принципы рационализма. 3)Дайте краткий анализ данной философской системе (в понимании мира, природы). Гераклит выбирает огонь в качестве первоначала природы не случайно. Дело в том, что основная характеристика гераклитовского бытия - его подвижность, и именно огонь является наиболее подвижным и изменчивым из всех наблюдаемых в природе явлений. Движение - наиболее общая характеристика процесса мировой жизни, оно распространяется на всю природу, на все ее предметы и явления. Это относится и к вечным вещам, которые движутся вечным движением, и к вещам возникающим, которые движутся временным движением. Вечное движение есть вместе с тем и вечное изменение. 4)Определите ценностное значение этих слов для современной философской мысли, понимания природы, формирования научной картины мира. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5 1. Проанализируйте сущность и структуру проблем философии Древней Индии, ее основные проблемы и школы. Какое значение имеет человек в философии и культуре Древней Индии. Философия Древней Индии была глубоко традиционалистской, она сформировалась как результат обособления интеллектуальной стороны религиозно-мифологического ритуала и практически всегда сохраняла тесную связь с религиозно-мифологическими элементами культуры Древней Индии. Индийская философия берет свое начало в середине первого тысячелетия до н. э. Древнеиндийскую философию принято делить на три основных этапа: * Ведический – период ортодоксальной философии индуизма (XV-VI вв. до н. э.). * Эпический – период создания знаменитых эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых рассматривались глобальные проблемы философии того времени, выход на арену буддизма и джайнизма (VI-II вв. до н. э.). * Эпоха сутр – период кратких философских трактатов, в которых описаны отдельные проблемы (II в. до н. э.-VII в. н. э.). Философия Древней Индии была основана на текстах, содержавшихся в Ведах, которые были писаны на самом древнем языке – санскрите. Состоят они из нескольких сборников, написанных в виде гимнов. Считается, что Веды составлялись в течение тысячи лет. Веды использовались для культового служения. Первые философские тексты Индии – это Упанишады (конец 2 тысячелетия до н. э.). Упанишады — это толкование Вед. В Упанишадах сформировались главные индийские философские темы: идея бесконечного и единого Бога, учение о перерождении и карме. Единый Бог – это бестелесный Брахман. Его проявление – Атман – это бессмертное, внутреннее «Я» мира. Атман идентичен человеческой душе. Целью души человека (целью индивидуального Атмана) является слияние с мировым Атманом (мировой душой). Тот, кто живет в безрассудности и нечистоте, не сможет достигнуть такого состояния и войдет в круговорот перерождений по совокупному результату своих слов, мыслей и поступков, по законам кармы. Упанишады — это в философии древние индийские трактаты философско-религиозного характера. Самые древние из них относят к 8 веку до нашей эры. Упанишады раскрывают главную суть Вед, поэтому еще их называют «веданта». В них Веды получили наибольшее развитие. Идея связи всего со всем, тема космоса и человека, поиск связей, все это было отражено в них. Основой всего сущего в них является невыразимый Брахман, как космическое, безличное начало и основа всего мира. Еще одним центральным пунктом считается идея о тождестве человека с Брахманом, о карме, как законе действия и о сансаре, как круге страданий, который человеку нужно преодолеть. К основным положениям философии Древней Индии относят: * совершенствование внутреннего мира человека; * желание предостеречь от ошибок, которые в будущем могут стать причинами страданий; * искренняя вера в неизменное нравственное устройство Вселенной; * восприятие Вселенной как благодатного поля для нравственных поступков; * неведение – источник всех человеческих страданий, в то время как знание – обязательное условие спасения каждого; * постижение знаний путем длительного сознательного погружения; * подчинение слабостей и страстей разуму, который является единственным путем к спасению. Базовые категории: Брахман (абсолютно совершенное), Атман (совершенный дух), Пракрити (природа), сансара (течение изменчивой жизни), карма (судьба-воздаяние), дхарма (долг), мокша-нирвана (освобождение от суетного). (ВНИМАНИЕ: никогда нельзя забывать, что все термины в индийской философии очень-очень туманны и многозначны.) 1.Здесь главная проблема – достижение вечного (нетленного) через избавление от преходящего. Разные школы предлагают свои пути и методы решения этой проблемы. Формирование философских школ – VI-V века до н.э. Сначала появились неортодоксальные (отрицающие непогрешимость вед и брахманов и апеллирующие к массам), а им в ответ – ортодоксальные, приверженные традиционным канонам. 3неортодоксальные школы: буддизм (спасение от страданий через восьмеричный путь избавления от желаний), джайнизм (время от времени приходят учителя-спасатели –джины), локаята (есть только этот мир – им и насладимся). 6 ортодоксальных школ: вайшешика-ньяя (мокша = освобождение от бренного через внутреннее совершенствование), санкхья-йога (мокша через телесные упражнения-позы), веданта-миманса (мокша через ритуалы). Человек – творение Богов. Первочеловек – Пуруша (сын Бога Неба=Ману). Ману приписывали, что он создал первые законы для людей. Человек, как дитя природы, представляет собой единство природного, духовного, божественного. Человеческое Я – это тело и душа. Человека возвышает ум, знания, ценимые как в богах, так и в людях. 2. Раскройте философский аспект проблемы происхождения сознания. Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Можно рассматривать сознание как форму регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им. Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о включённости человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека. Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Материалистическая традиция в философии полагает, что сознание – это философская категория, определяющая высшую форму отражения действительности, способ отношения человека к миру и самому себе, опосредованный общественно-исторической деятельностью людей. Согласно данному определению сознание – это философская категория, обозначающая высшую – социальную форму отражения реальной действительности. Отражение – это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизводстве признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Неживая материя обладает свойствами механического, физического и химического отражения. Живая материя плюс к указанным выше обладает свойством раздражимости. Высшие животные располагают инстинктами и условно-рефлекторными формами психического отражения. И только человеку – единственному на земле существу присущи предметность и осмысленное отражение окружающего его мира, опосредованные практической деятельностью, материальной и духовной культурой. В качестве главных функций сознания выделяются: * познавательная * коммуникативная (средство общения) * рефлексивная (обращенность сознания на самоё себя) Сознание адекватно отражает действительность, реализуется в практической и теоретической деятельности человека. Эта реализация предполагает определение и формулирование цели или идеи. Идея - это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея - это понятие, ориентированное на практическую реализацию. Традиционно сознание определяют как высшую, свойственную только человеку функцию головного мозга, сущность которой заключается в целенаправленном отражении объективных свойств и отношении предметов внешнего мира, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в правильном регулировании и саморегулировании взаимоотношений человека с общественной и природной действительностью. Т. о сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически-преобразовательной деятельности.Оно не только отражает, но и творит мир. Практический мир вещей существует в сознания человека. в виде мира понятий, слов. На этой основе у человека формируется способность сосредоточиться на себе самом и овладеть собой как особым предметом познания (рефлексия). Благодаря этому все представления человека и его опыт связываются в единое целое и получают способность развиваться в новой сфере. Сознание сложилось вместе, одновременно с формированием человека, ибо нет человека без сознания, как нет сознания без человека. Сознание – это важнейший атрибут человека, отличающий его от всего живого на нашей планете. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6 1. В чем заключается особенность древнекитайской философии? Перечислите основные школы древнекитайской философии и анализируйте одну из них. • Сильный традиционализм в культуре, который не мог не отражаться на философии. Традиционализм проявляется в форме ритуала-как религиозного,так и светского. • Сосуществование множества различных школ (за исключением отдельных этапов китайской истории). • Преобладание чисто практической философии, решавшей проблемы общественного управления, обоснования нравственных норм и правил поведения. • Осмысление действительности на основе символического и структурно-числового (нумерологического) методов восприятия и объяснения (малый ян, малая ипь, триграммы, гексограммы, «нять-па-пять агентов движения» (у-сип), смысловые узоры спирали дао (вэпь ли) и т.д.) • Слабое развитие логики. • Малая системность как следствие слабого развития логики и недостаточной связи с наукой. • Дао-исток и центральное понятие древней китайской философии. • Значительный антропоцентризм, проявлявшийся как в натуралистической, так и в социальной философии. • Преобладание идеализма над материализмом. В древней китайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Основные школы: 1. Даосизм (дао дэ цзя). Основатель: Лао-цзы. 2. Конфуцианство. Основатель: Кун Фу-цзы (Конфуций). 3. Моизм (мо-цзя). Основатель: Мо-цзы. 4. Школа закона или легизм (фа-цзя, или легизм). Видные представители: Шан Ян, Хань Фэй-цзы, Ли Сы. 5. Школа имен (мин-цзя) иногда называется школой логиков, софистов и «спорщиков» (диалектиков). Видные представители: Хуэй Ши, Гунсунь Лун. 6.Натурфилософская школа (ипь-яп цзя). Главный представитель: Цзоу Янь. |