Главная страница

экзамен философия. Экзаменационный билет 1 Раскройте сущность мировоззрения, его структура и основные компоненты. Мировоззрение


Скачать 228.95 Kb.
НазваниеЭкзаменационный билет 1 Раскройте сущность мировоззрения, его структура и основные компоненты. Мировоззрение
Анкорэкзамен философия
Дата07.01.2022
Размер228.95 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаfilosofia_1.docx
ТипДокументы
#325446
страница4 из 12
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

2. Выделите уровни познания и раскройте их методы

1.Познание - процесс целенаправленного активного отображения деятельности в сознании человека.

Уровни познания: чувственное(формы:ощущение,восприятие,представления) и рациональное(формы:понятие,суждение,умозаключение).

Научное познание-возникает на определенном этапе развития общества и имеет свою специфику.

Уровни научного познания(формы:факт,проблема,идея,гипотеза,теория):эмпирическое и теоретическое.

Эмпирический уровень(отражение внешних признаков,сторон,связей,предметов и явлений;получение научных фактов,их описание и систематизация), методы:

Наблюдение-целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них

Измерения-определение отношения измеряемой величины к эталону

Описание-является продолжением наблюдения,оно является формой фиксации информации наблюдения

Эксперимент-изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях

Анализ-процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части

Синтез-соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое

Дедукция-движение от общего к частному

Индукция-движение от частного к общему утверждению

Теоретический уровень(объяснение фактов,отражение существенных связей,открытие законов;систематизация знаний,формирование теорий), методы:

Идеализация-создание понятий для объектов , не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней

Абстрагирование-отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны

Формализация-отображение знания в знаковом ,символическом виде

Моделирование-создание и изучение заместителя объекта

Анализ-процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части

Синтез-соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое

Дедукция-движение от общего к частному

Индукция-движение от частного к общему утверждению
3) Решите следующие тесты:

1. Философская позиция дуализма выражается в признании: (в) мышления и материи независимыми субстанциями

2. Дао- основное понятие какого философа: (б) Лао-цзы

3. Гилозоизм - это: (б) учение, признающее “жизнь” неотъемлемым свойсвом материи

4) Прочитайте следующие строки и впишите недостающее слово в предложение:

Кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчеловек, или существо недоразвитое в нравственном отношении”

Аристотель - автор строк. Исходя из определения сущности человека как существа, стремящегося к совместному проживанию, Аристотель анализирует проблему происхождения государства, видит его истоки в отношениях между людьми. По Аристотелю, человек - политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к "совместному сожительству". У Аристотеля: «государство представляет собой общение родов и семей ради достижения совершенного…существования…»Рассматривая государство, Аристотель использует метод анализа, расчленения целого на части, и выделяет функциональные особенности каждой из них. Основными элементами общества в его учении являются человек, семья, селение, государство.Государство создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Важно отметить, что Аристотель стремился найти естественные причины возникновения государства, обращаясь к исследованию природы человека и общества. Совершенство гражданина обусловливается качеством общества, которому он принадлежит : кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство. Уже в античной философии намечается системный подход к анализу общества, выясняются его сущность и причины возникновения. Аристотель исходят из приоритета целого над частью, т.е. государства над человеком.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9

1. Анализируйте классический период Древнегреческой философии с точки зрения культуры, мировоззрения и развития науки. Какую роль играли Платон и Аристотель в развитии философии. Кто провел систематизацию античной науки.
Вершина развития античной греческой философии приходится приблизительно на время от второй половины V до конца IV в. до н. э. Это период наибольшего расцвета классической греческой рабовладельческой демократии, опирающейся на политическую форму города-государства - полисы.

С середины Vв. до н.э. в Греции получили распространения взглядысофистов. Софисты перенесли свое внимание с проблем природы и Космоса на проблемы человека, заложили основы логики и способствовали развитию риторики как науки. Также софисты были первыми среди философов, кто стал получать гонорары за обучение.

Помимо софистов, классический период в истории древнегреческой философии представлен именами Аристотеля, Сократа, Платона, Протагора.

Афинянин Сократ(470 – 399 до н. э.) учился у софистов, но и критиковал их за беспринципность и безнравственность. Сократ полностью обратился к человеческой проблематике. Он считал, что целью всего в мире – человек, а философия должна служить самопознанию и нравственному росту человека, его счастью. Знаменитая цитата Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Платон(428 – 347 до н. э) – один из самых влиятельных философов в истории Европы, основоположник философского идеализма, т. е. позиции, которая признает первенство идеального, духовного по отношению к материальному. Именно Платон ввел слово «идея» в философский оборот. Платон основалАкадемию– собственную школу философии.

Аристотель(384 – 322 до н.э.) - ученик Платона, учившийся в Академии. Аристотель заложил основы ряда новых наук, в т. ч. логики, науки о формах правильного мышления, также стал прародителем социологии и политологии. Аристотель посмел оспорить некоторые взгляды своего учителя, отсюда появилась его известная цитата «Платон мне друг, но истина дороже!». Аристотель основал в Афинах собственную школу –Лицей (Ликей).Ее еще называлиперипатетической школой, т. е. школой прогуливающихся, так как философ имел привычку беседовать с учениками в процессе прогулок на свежем воздухе.

Учения Аристотеля о причинах, о материи и форме оказали существенное влияние на всю последующую европейскую философию. Развиваемые его учениками и последователями, философские идеи Аристотеля воплотились в аристотелизме, учении и методе, господствующем во многих западных и восточных философских традициях вплоть до Нового времени.

Аристотель обладал энциклопедическими познаниями. В его произведениях охвачены все области знания того времени. Он предпринял попытку систематизировать научное познание, построив классификацию наук, так что впервые из философии как таковой были выделены специальные науки.

2. Определите сущность проблемы истины в познании.

Познание – это всегда творческий процесс, а его главным критерием являются новизна и общественная значимость полученных результатов – знаний.

Знание – соц. феномен проверенный общественно – исторической практикой и удостоверенный логикой результата процесса познания действительностью, адекватное ее отражение в сознание человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий.

Истина – знание которое соответствует действительности . Истина всегда исторически конкретна

Большинство проблем философской теории познания так или иначе концентрируются вокруг проблемы истины, конкретизируют и дополняют ее. Часто истину сравнивают с сущностью. Истина является также важнейшим мировоззренческим понятием, находясь в одном ряду с понятиями Добро, Красота, справедливость, смысл жизни.

Основные концепции истины, понятие объективной, абсолютной и относительной истины

Теории истины (концепции истины), дающие определение истине:

Корреспондентская концепция: истина — это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью.

Авторитарная концепция: истина — это убеждение и/или доверие авторитету (средневековая философия, богословие)

Теория истины как очевидности: истина — это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт, Ф.Брентано, Э. Гуссерль)

Теория истины как опытной подтверждаемости (Дж. Локк, М. Шлик)

Семантическая теория истины: поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины в теории, использующей данное понятие; требуется построение метатеории, задающей условия понимания истины для исходной теории (А. Тарский)

Конвенциональная теория: истина — это результат соглашения (А. Пуанкаре, Т.Кун)

Когерентная теория: истина — это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Р. Авенариус, Э.Мах)

Прагматическая теория: истина — это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха (Ч. С. Пирс)

Теории истины (концепции истины), устанавливающие правила употребления термина «истина» при разворачивании исследований:

Дефляционная теория (концепция избыточности (redundancy)): слова «истина», «истинный», «истинно» излишни, поскольку избыточны для процесса познания: если делать утверждение об истинности некоторого предложения, то приходится высказывать само это предложение, отрицание же предложения означает его простое отрицание (А.Айер, М.Даммит и др.)

Перформативная теория: слова «истина», «истинный», «истинно» являются перформативами в рамках теории речевых актов (П. Ф. Стросон)

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт пости­жения объекта сразу в полном объеме.

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсо­лютный и относительный аспекты, которые можно рассмат­ривать и как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина— это исчерпывающее достовер­ное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина — это неполное, неточное зна­ние, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения

Критерии истины– то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.1. соответствие законам логики;2. соответствие ранее открытым законам науки;3. соответствие фундаментальным законам;4. простота, экономичность формулы;5. парадоксальность идеи;6. практика (ВЕДУЩИЙ КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ!!!)

Между тем практика одновременно определенна и неопре­деленна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно до­казать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама прак­тика развивается, совершенствуется и поэтому не может тот­час и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практи­ка, которая включает материальное производство, накоплен­ный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями ло­гической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Гносеологический аспект познания

Заблуждение – это содержание сознания не соответствующее реальной , но принимаемой как истинное

Ошибка – по содержание логическую неправильно построенную модель

Аксиологический аспект познания

Правда – истина содержащее нравственную оценку

Ложь – непреднамеренное искажение истины
3. Решайте следующие тесты.

1.Характерной чертой философских проблем является их:-Принципиальная открытость.

2. Кто автор высказывания: «благородный муж разбирается в том, что есть исправное...»:- Конфуций.

3. Необратимое, однонаправленное и закономерное изменение, приводящее к появлению нового качества – это г) Развитие;

4. Прочитайте следующие строки и впишите недостающее слово в предложение, которое раскрывает философию древнегреческого Демокрита. «Он в согласии с теми, кто доказывает единство (целого), признал, что движение невозможно без _пустоты , а пустота_ — это несуществующее, однако ничуть не менее реальное, чем существующее, но то, что существует в прямом смысле слова, является наполненным».

1)Раскройте смысл и философское содержание слов.

1) Демокрит предположил, что существует небытие и это есть пустота.

2) Бытие состоит из дискретных элементов, каждый из которых неделим и неизменен. Такие дискретные элементы бытия Демокрит называл АТОМЫ. В учении Демокрита атомы качественно тождественны, они абсолютны, вечны, несотворимы и неуничтожимы, а также неделимы, неизменны. Атомы – это по сути есть субстанция. Кроме того, атомы объективны, материальны, т.е. несотворимы и неунитожимы. Атомы, находясь в пустоте сталкиваются, чем обусловлено постоянное, непрерывное их движение.

3) В учении Демокрита не только различные чувственно воспринимаемые вещи состоят из атомов, но из атомов состоит душа человека и все боги. Однако, атомы души, атомы, из которых состоят боги круглые, поэтому взаимодействия между ними эфемерны (неустойчивы). Демокрит первый выдвинул особый принцип философского мировоззренческого миропонимания, который получил название материалистического.

3)Определите о чем и о какой философской системе идет речь. Материализм – концепция философского миропонимания, а также направления в философии, согласно которому первична материя, природа и вторичен дух, душа, сознание, боги и т.д. Первичное – это то, что вечно и порождает вторичное. Между первичным и вторичным отношение порождения.

В учении Демокрита это заключалось в том, что душа, боги, т.е. духовное, порождены, образованы атомами как материальным. В дальнейшем материалистический принцип миропонимания сохранился в учениях других философов. Демокрит рассматривается как родоначальник материализма в философии (линия Демокрита в философии).

4)Дайте краткий анализ данной философской идее (в понимании диалектики процессов мира).

Материализм (линия Демокрита)считает, что материя первична, бесконечна, вечна, сознание – продукт материи. Исторические формы материализма: наивный, метафизический, диалектический.

В V в. До н.э. Возникает новая форма материализма – атомистический материализм, наиболее ярким представителем которого является Демокрит.

Согласно представлениям Демокрита, первоосновой мира является атом – мельчайшая неделимая частица вещества. Каждый атом объят пустотой. Атомы парят в пустоте, как пылинки в луче света. Сталкиваясь друг с другом, они меняют направление движения. Многообразные соединения атомов образуют вещи, тела. Душа, по мнению Демокрита, тоже состоит из атомов. Т.е. Он не разделяет материальное и идеальное как полностью противоположные сущности.

Демокрит впервые сделал попытку рационального объяснения причинности в мире. Он утверждал, что все в мире имеет свою причину, случайных событий не бывает. Причинность он связывал с движением атомов, с изменениями в их движении и выявление причин происходящего считал главной целью познания.

Демокрит одним из первых в античной философии рассмотрел процесс познания как состоящий из двух сторон: чувственной и рациональной – и рассмотрел их соотношение. По его мнению, познание идет от чувств к разуму. Чувственное познание – это результат воздействия атомов на органы чувств, рациональное познание – это продолжение чувственного, своеобразное «логическое зрение».

5)Определите ценностное значение этих слов для современной онтологии.

Значение учения Демокрита:

-во-первых, в качестве первоосновы мира он выдвигает не конкретное вещество, а элементарную частицу – атом, что является шагом вперед в создании материальной картины мира;

-во-вторых, указав на то, что атомы находятся в вечном движении, Демокрит впервые рассмотрел движение как способ существования материи.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 10

1. Какие особенности имеет позднеантичная философия? Выделите представителей и основные понятия эпикуреизма и стоицизма.

Особенности позднеантичной философии:

• взаимовлияние древнегреческой и древнеримской филосо­фий (древнегреческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой);

• фактическое слияние древнегреческой и древнеримской фи­лософий в одну — античную философию;

• влияние на античную философию традиций и идей филосо­фии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);

• близость философии, философов и государственных инсти­тутов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);

• небольшое внимание к проблемам окружающей природы;

• повышенное внимание к проблемам человека, общества и го­сударства;

• расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека);

• расцвет стоической философии, сторонники" которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном раз­витии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (ата­раксии, то есть невозмутимости);

• преобладание идеализма над материализмом;

• все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;

• повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;

• рост влияния на философию идей христианства и раннехри­стианских ересей;

• постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.

Стоики

Основатель — Зенон из Китиона (IV — III вв. до н.э.). Видные стоики — Клеанф, Хрисипп, Панеций Родосский, Посидоний, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Ос­новой всех вещей считали два начала: материальное (пассивное, по выступающее как сущность) и духовное — логос (активное божественное). Логос (бог) понимался пантеистически.. Теория познания сенсуалистична: познание возникает благодаря чувственному восприятию единичных вещей.

Центральное место в философии Зенона и его последовате­лей занимала этика. Зенон призы­вает «жить согласно с природой, а это то же самое, что жить со­гласно с добродетелью». Важнейшие добродетели — это: разум­ность, умеренность, справедливость, доблесть. Мудрец-стоик должен быть невозмутимым, отрешенным от чувственных удо­вольствий, бесстрашным, свободным от власти внешнего мира над своим духом, уметь спокойно принимать удары судьбы и са­му смерть. Философия для стоиков есть наука умирать.

Эпикурейцы

Развитие идей атомистов продолжил Эпикур (IV — III вв. до н.э.). Его философская школа называлась ≪Сад Эпикура≫.

Философию Эпикур разделял на три области: логика (каноника), физика (натурфилософия), этика. Предмет изучения логики — критерии истинности и ложности. Они у него сводятся к ощущениям и чувствам ≪наслаждения — страдания≫.. В познании Эпикур тяготеет к сенсуализму.

Цель физики — изучение мироздания. Эпикур вносит существенную корректировку: атомы в своем движении могут отклоняться от вертикальной траектории (теория деклинации, т.е. отклонения атомов). Тем самым Эпикур обосновывает свободу воли человека: движение атомов души не имеет жесткой детерминации, поэтому действия человека не предопределены ни природой, ни богами. Отношение к богам у него неоднозначное. Он считал, что они бессмертны, блаженны, существуют в межмировом пространстве и не вмешиваются в дела людей.

Этика, согласно Эпикуру, предполагает изучение цели жизни человека. Эта цель — счастье, суть которого — наслаждение. Высшее наслаждение есть душевное равновесие и невозмутимость духа (атараксия). При этом всякое удовольствие не должно возвышаться над мерой. Этический идеал эпикурейцев — невозмутимый, безмятежный мудрец, который лишен суеверий, не боится смерти, отрешен от общественных проблем и умеет соблюдать меру в наслаждениях. Эпикурейские идеалы не лишены определенного эгоизма.

Значительные последователи Эпикура — Метродор, Гермарх, Филодем; Тит Лукреций Кар.

2. Раскройте сущность и особенности науки и ее роль в современном мире.

Основной формой человеческого познания является наука. Наукой называется сфера исследовательской деятельности человека, направленная на производство и применение на практике объективных знаний о природе, обществе и сознании, включая все условия этого производства. Философское осмысление науки включает в себя:

  • понимание науки как токовой;

  • как она устроена;

  • как развивается;

  • что может и на что она позволяет надеяться.

Понятие "наука" употребляется в трех смысловых значениях:

во-первых, непосредственная познавательная деятельность;

во-вторых, результаты этой деятельности, выраженные в знаниях, которые образуют научную картину мира;

в-третьих, в собирательном значении для отграничения ее от искусства, образования, информационной жизни и других явлений общества.

Главная цель науки, ее предназначение – получить истинные знания.

Наука рациональна, системна, общезначима, универсальна и критична.

Ее знания обладают высокой достоверностью, т.к. их можно проверить.

Наука отличается от философии тем, что изучает бытие не в целом, а только его конкретные виды и формы.

Наука отличается от религии тем, что ее научные понятия, суждения и умозаключения, открытые закономерности и теоретические концепции имеют объективное содержание. Они используются людьми в практической деятельности по воспроизводству материальной и духовной культуры.

Наука отличается от искусства строгостью и «сухостью» суждений, ориентацией на точное рационально-теоретическое знание.

Основными функциями науки являются:

- Культурно - мировоззренческую роль наука стала играть после коперниковского переворота в понимании мироздания. Она оспорила у теологии право монопольно определять формирование мировоззрения. Научное знание стало проникать в структуру деятельности человека и общества. Предлагаемые наукой ответы мировоззренческой значимости касались, в первую очередь, структуры материи и строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека и др. Эти вопросы стали элементами общего образования, превратились в составную часть культуры. Занятия наукой стали в глазах общества самостоятельной и достойной сферой человеческой деятельности.

- Непосредственной производительной силой наука выступает особо зримо в масштабах и темпах современного научно-технического прогресса. Его результаты ощутимо проявляются во всех отраслях и сферах жизнедеятельности человека. Научные достижения, практически незамедлительно используются в различных областях практической деятельности, в корне меняющие облик и характер производства.

- Социальную силу наука играет непосредственно включаясь в процессы социального развития. Многие данные науки используются для разработки масштабных планов, программ социального и экономического развития. Исследуя пути решения глобальных проблем современности, предотвращения истощения природных ресурсов, загрязнения воды, почвы, воздуха и т.д.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила ее особый статус в современной культуре.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 11

1. Какие особенности имеет Средневековая философия? Выделите этапы Средневековой философии и характеризуйте философию патристики.

Особенности средневековой философии:

  1. Носит по преимуществу религиозный характер

  2. Теоцентризм: главным предметом философских и богословских занятий является Бог

  3. Креационизм: все бытие в христианском мировоззрении разделяется на сотворенное сущее и творца

  4. Провиденциализм: мир был сотворен и управляется богом на разумных началах и представляет собой реализацию божественного замысла

  5. Приоритетность идеи божественного Откровения, запечатленного в текстах Писания

Выделяются следующие этапы средневековой философии, кратко суть их в следующем. Обобщенная характеристика первого – установление триединства Бога, доказательство существования Бога, приспособление раннехристианских ритуалов и символов к зарождающейся христианской церкви (апологетика). Второй этап средневековой философии поставил перед собой задачу установления господства христианской церкви (патристика). Третий этап средневековая философия кратко определила как период переосмысления узаконенных в предыдущий период христианских догматов (схоластика).

Патристика (от лат. pater — «отец») — это период становления западноевропейской средневековой христианской философии во II–VIII вв., к которому относится система теолого-философских взглядов отцов церкви, разрабатывавших идеи христианства. Патристика разделяется на греко-византийскую и латинскую.

Главные проблемы патристики:

1) проблема сущности Бога и Его тройственности (Бог – Отец, Бог – Сын и Бог- Дух святой);

2) отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников;

3) понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение этой цели – «Град Божий»;

4) свобода воли человека и возможность спасения его души;

5) проблема происхождения зла в мире, причины, по которым его терпит Бог – теодицея (греч. theos – бог + dike - право, справедливость).

Самым ярким представителем патристики был Аврелий Августин.

2. Раскройте формы и методы научного познания, раскройте их отличие от обыденного.

Каждая наука имеет свои методы. Методология – учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека; система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу той или иной науки.

Методы научного познания– совокупность приемов, правил, процедур, применяемых для получения достоверного знания. Проблема поиска истинного метода научного познания была поставлена еще в Новое время (XVII в.).

Принято выделять общенаучные и частные методы. Общие методы используются на всех уровнях познания и всеми научными дисциплинами при исследовании любой предметной области. К ним относят наблюдение, эксперимент, классификацию и т. д. Частные методы – это методы той или иной конкретной науки (методы электронной микроскопии, описательный метод в биологии и т. д.).

Широко распространена классификация методов научного познания по уровню познания, к которому они принадлежат – эмпирическому или теоретическому.

К эмпирическому уровню научного познания относят все те методы, которые являются содержанием практического опыта (греч. empeiria – опыт) или непосредственным результатом его. Их можно разделить на две подгруппы: методы вычленения и исследования эмпирического объекта и методы обработки и систематизации полученного знания.

Методы вычленения и исследования эмпирического объекта предполагают чувственный контакт исследователя с реально существующими объектами, которые становятся предметами опытного изучения.

Наблюдение – метод, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя.

Измерение – это физический процесс определения численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном (длины, веса, температуры и т.п.).

Эксперимент – это метод, который характеризуется воздействием на объект исследования, активным вмешательством исследователя в изучаемый процесс. Эксперимент сложнее наблюдения; с помощью него проверяются истинность выдвигаемых гипотез или выявляются закономерности объективного мира.

Анализ – метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования (объектов, свойств и т.д.) на составные части и изучение их по отдельности. Синтез – метод исследования, состоящий в соединении, воспроизведении связей отдельных частей, элементов и постижении целого в единстве. Анализ и синтез взаимно предполагают и дополняют друг друга, поэтому часто говорят об аналитико-синтетическом методе; в конечном счете, изучение отдельных элементов есть только момент в процессе познания целого, т.е. анализ предполагает синтез, а синтез невозможен без предварительного анализа системы.

Индукция – метод перехода от частного знания к общему знанию, т.е. от знания отдельных фактов к эмпирическому обобщению, установлению общего положения, отражающего закон или другую существенную связь. Непосредственная основа индуктивного умозаключения – повторяемость признаков в ряду предметов определенного класса (к примеру, тела падают на землю).

Дедукция – метод перехода от общего знания к частному, т.е. от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям, а также необходимое следование из одних высказываний-посылок – других высказываний с помощью законов и правил логики. Необходимый характер следования делает получаемое знание не вероятным, а достоверным.

Для обработки и обобщения фактов в научном исследовании широко применяются классификационные методы. Классификация – метод распределения объектов познания на группы (классы, роды и виды), при котором в одну группу попадают объекты, обладающие общим признаком. Классификации выражаются в виде текстов на естественном языке; различного рода таблиц, схем. Значение классификации велико в науках, связанных с многообразием исследуемых объектов (биология, география, геология и т.д.).

Аналогия – метод познания, при котором на основании сходства изучаемого объекта с другим по одним признакам, делают вывод о наличии у него других признаков (новое знание об изучаемом объекте), имеющихся у сравниваемого с ним объекта.

К теоретическому уровню познания относят все те методы, с помощью которых в логической форме (т.е. опосредовано) познаются всеобщие, необходимые и существенные связи объекта познания (его законы). Методы и формы познания теоретического уровня также можно разбить на две группы: 1) методы создания и исследования теоретического объекта и 2) методы построения, обоснования и проверки гипотезы, приобретающей статус теории.

Формы научного познания:

-Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Вопрос, требующий ответа
-Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. Предположение, догадка
-Теория – высшая, самая развитая форма организации научных знаний. Систематизированное обобщенное знания

Научное познание отличается от обыденного системностью и последовательностью как в процессе поиска новых знаний, так и при упорядочении всего найденного, наличного знания. Каждый последующий шаг в науке опирается на шаг предыдущий, каждое новое открытие получает свое обоснование, когда становится элементом определенной системы. Чаще всего такой системой служит теория как наиболее развитая форма рационального знания.

В отличие от научного обыденное знание имеет разрозненный случайный и неорганизованный характер, в котором преобладают не связанные друг с другом отдельные факты либо их простейшие индуктивные обобщения.
3. 1) учение о бытие; 2) 6 веке до н.э.; 3) устойчивая система социально-значимых черт, характеристика человека как члена общества.

4. 1) И. Кант; 2) Концепция, с точки зрения которой И.Кант рассматривает время, называется субстанциальной. 3) Время не есть нечто такое, что существовало бы само по себе или было бы присуще вещам как объективное определение и, стало быть, оставалось бы, если отвлечься от всех субъективных условий созерцания вещей. В самом деле, в первом случае оно было бы чем-то таким, что могло бы быть действительным даже без действительного предмета. Во втором же случае, будучи определением или порядком, присущим самим вещам, оно не могло бы предшествовать предметам как их условие и не могло бы познаваться а priori и быть созерцаемым а priori посредством синтетических положений. Напротив, априорное знание и созерцание вполне возможны, если время есть не что иное, как субъективное условие, при котором единственно имеют место в нас созерцания. В таком случае эту форму внутреннего созерцания можно представить раньше предметов, стало быть, а priori.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 12

1. Характеризуйте Средневековую философии, выделите ее особенности и этапы. Раскройте сущность Средневековой схоластики и ее проблемы. Анализируйте проблему универсалий через философию Ф. Аквинского, Росцелина. Выделите причину рационализации поздней средневековой философии (У. Оккам, Р. Бэкон).

Средневековая философия - это философия феодального общества, развившася в эпоху от Римской империи (V в.) до возникновения ранних форм капиталистического общества (XIV-XV вв.)

Особенности средневековой философии:

  1. Носит по преимуществу религиозный характер

  2. Теоцентризм: главным предметом философских и богословских занятий является Бог

  3. Креационизм: все бытие в христианском мировоззрении разделяется на сотворенное сущее и творца

  4. Провиденциализм: мир был сотворен и управляется богом на разумных началах и представляет собой реализацию божественного замысла

  5. Приоритетность идеи божественного Откровения, запечатленного в текстах Писания

Выделяются следующие этапы средневековой философии, кратко суть их в следующем. Обобщенная характеристика первого – установление триединства Бога, доказательство существования Бога, приспособление раннехристианских ритуалов и символов к зарождающейся христианской церкви (апологетика). Второй этап средневековой философии поставил перед собой задачу установления господства христианской церкви (патристика). Третий этап средневековая философия кратко определила как период переосмысления узаконенных в предыдущий период христианских догматов (схоластика).

Схоластика (греч. scholastikos – ученый, школьный) – этап в развитии христианской философии VIII –XIV вв., когда основные религиозные догматы были уже сформулированы «отцами церкви» и освящены решениями церковных соборов. Поскольку пересмотр основ вероучения уже не допускался, богословы – «ученые схоласты» (так их называли в этот период) занимались главным образом их уточнением, истолкованием и комментированием.

Главные проблемы схоластики:

1) вопрос о доказательстве бытия Бога (может ли человек, существо несовершенное, вообще что-либо знать о совершенном Боге и логически доказать его существования?);

2) проблема теодицеи (богооправдания) (если мы признаем, что мир создал Бог, который всеблаг и вседобр, то как тогда объяснить наличие в мире зла?);

3) проблемы соотношения разума и веры и их роли в познании Бога;

4) проблема реализма и номинализма (что обладает истинной реальностью единичное или общие, имена или понятия?).

В истории средневековой схоластики выделяют три периода:

  1. ранняя схоластика (IX –XII вв.) (Иоанн Скот Эриугена, Петр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр);

  2. зрелая, или «высокая» схоластика (XIII в.); (Роджер Бэкон, Фома Аквинский);

  3. поздняя схоластика (XIV –XV вв.); ( Уильям Оккам);

Основным вопросом всей средневековой схоластики был вопрос о месте и роли «универсалий» (общих понятий, типа: «человек», «животное», «предмет» и пр.) в структуре бытия и процессе познания. Суть проблемы сводилась к главному вопросу: Существуют ли они объективно или это только «имена» вещей? При ее решении среди средневековых мыслителей появились два противоположных направления: реализм и номинализм:

реализм (средневековый реализм; лат. realis – вещественный): универсалии существуют реально, обладают самостоятельным бытием и предшествуют существованию единичных вещей, поскольку Бог при творении мира сначала создал основные идеи («универсалии»), а затем воплотил их в материю (И.С.Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский);

Представителем реализма был Ф.Аквинский, который утверждал, что универсалии существуют «до вещей» (т.е. в божественном разуме), «в вещах» (как конкретное проявление общих понятий), «после вещей» (в человеческом разуме как результат абстрактного мышления).

номинализм (лат. nomen – имя, наименование): универсалии не существуют реально как самостоятельные сущности, а являются лишь именами вещей; Бог сразу сотворил все многообразие единичных вещей, которым люди позже, в процессе их познания, придумали «имена» (Пьер Абеляр, Уильям Оккам).

Номинализм: Универсалии- мысленные конструкции, которые появляются после вещей. Универсалии- лишь названия вещей, имена лишены смысла, приклеиваются, как ярлык к вещам. (Иоанн Росцелин)

Кризис средневековых представлений о человеке и обществе:

  1. Роджер Бэкон (1214-1292)

Считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна. С её помощью
можно проверять данные всех остальных наук. Выделил три способа познания: веру - религия, рассуждения – философия, опыт - наука.

  1. Уильям О́ккам (1285-1349)

Реальность Бога нельзя установить логическими средствами или через чувственный опыт. Единственный путь к Богу – вера.

2. Определите роль метода в философии и науке. Раскройте метафизику, диалектику и синергетику как универсальные методы постижения действительности. Выделите их основные категории и законы.

Метод философии – средства, с помощью которых осуществляются философские исследования. Заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Метод науки - путь следования к новым знаниям, который способен расширить и углубить имеющееся предметное знание. Метод указывает на то, как исследуется объект и формируется предмет науки.

  Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления, рассматриваются критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Категории диалектики (категории единства взаимодействия):


написать администратору сайта