экзамен философия. Экзаменационный билет 1 Раскройте сущность мировоззрения, его структура и основные компоненты. Мировоззрение
Скачать 228.95 Kb.
|
Культура: принцип времени;творчество,органична;философия,искусство;аристократична,элитарна;выражает уровень развития человека,степень развития его творческих способностей;характеризует внутреннний мир человека,неповторимость его индивидуального бытия;формирует и развивает человека как особого существа;следствием становится духовная свобода человека,установление гормонии его внутреннего мира. Цивилизация: доминирование принципа пространства; «закостевание»творчества,механична;философия,искусство не нужны;демократична,омассовлен;выражает степень зрелости общества,ступень его исторического развития;характеризует внешние проявления человека,его способность строить отношения с социумом,выражает единство в индивидуальном бытии;включает в культивирование человека все социальные институты;следствием становится достиженеи независимости человека от природы и подчинение социальным,экономическим,политическим силам. 3. Решайте следующие тесты. 1. Основной вопрос (проблема) философии – это:¶- Учение о бессмертии индивидуальной души.¶- Вопрос об отношении человека к миру (понятия и предмета, души и тела, сознания и материи).¶- Учение о гармоничном развитии личности.¶- Проблема происхождения жизни разума.¶- Учение о человеке и окружающей его природной и общественной среде.¶ 2.Общепринятые системы мышления (силлогистику и схоластику) Ф. Бэкон относил к призракам (идолам):¶- рода;¶- рынка;¶- пещеры;¶- театра.¶ 3. Выделите формы социальной стратификации, не рассматриваемые П. Сорокиным.¶а) экономическая;¶б) политическая;¶в) профессиональная;¶г) возрастная.¶ 4. Прочитайте отрывок: «Человек несет всю тяжесть мира на своих плечах: он ответственен за мир и за самого себя как определенный способ бытия.…Поэтому в жизни нет случайности. Ни одно общественное событие, возникшее внезапно и увлекшее меня; не приходит извне: если я мобилизован на войну, это есть моя война, я виновен в ней, и я ее заслуживаю. Я ее заслуживаю, прежде всего, потому, что мог уклониться от нее – стать дезертиром или покончить собой. Раз я этого не сделал, значит, я ее выбрал, стал ее соучастником» ¶ 1)Определите автора, школу, название книги и основную идею.¶ Жан Поль Сартр, представитель атеистического экзистенциализма, экзистенциальная феноменология, западный марксизм, «Бытие и ничто», проблема свободы человека 2) В чем смысл знаменитых слов и какие проблемы они ставят¶ Человек, как субъект решения и выбора не имеет никакой готовой конституции, он еще должен себя конституировать. С обычной, психологической точки зрения этот субъект представляет собой пустоту, бессодержательность или «ничто». Он вакуум, страдающий от незаполненности и жаждущий заполнения. Человек несет ответственность за то, из какого источника он утолит эту метафизическую жажду, какому из живущих в нем мотивов отдаст предпочтение. Если человек уступил своим витальным побуждениям, значит, он предпочел, выбрал свой страх боли и смерти, заполнил им ту пустоту, которая предназначалась для большего. В этой подмене — его экзистенциальная вина. 3) какое философское значение эти идеи несут для современного человека.¶ Экзистенциалисты считают, что признание общих моральных норм означает вторжение в интересы индивида, ограничение его свободы. Сартр утверждает, что индивид в своем решении творит моральные ценности так же, как художник создает свое произведение. Французские экзистенциалисты много говорят о «внутренней вере и искренности» в поступках людей, но отрывают верность субъекта своим убеждениям от их объективного значения. Если человек совершил плохой поступок, но сделал это с чистыми побуждениями, искренно, то такой поступок перестает быть злом. 4) Как Вы понимаете слова известного французского экзистенциалиста 20 века? ¶ 5)Человек действительно несет ответственность за свой выбор? Ответственность за свой выбор - это осознание того, что в твоих бедах и неудачах никто не виноват, кроме тебя самого. Если ты работаешь на ненавистной работе или живешь в ненавистном городе - то виноват только ты сам, потому что ты сам это выбрал. Если ты ноешь, что у тебя в жизни все плохо - это опять же твой выбор, будешь ли ты ныть и плакаться на судьбу-злодейку, или будешь выкарабкиваться любыми способами. Хотим мы того или не хотим, мы постоянно что-то выбираем. И даже если мы выбираем бездействие или зависимость от чужого мнения - это тоже выбор. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 21 1. Выделите особенностей классической немецкой философии. Раскройте сущность основных понятий И. Канта: космогоническая теория, «вещь в себе», ноумен, явления вещей, феномен, антиномия, императив, сущность, диалектика, категории, антропология. Особенности: — вера в могущество разума, в способность человека с его помощью познавать и изменять мир, преобразуя тем самым общественную жизнь; — признание рациональности, целесообразности, взаимосвязанности и закономерности бытия, общества, человеческих действий и поведения; — вера в гуманность человека и его способность найти решение социальных проблем с позиций гуманизма; — изучение познания как особой деятельности, подчиняющейся своим собственным законам (И. Кант); — разработка диалектики как учения о развитии и принципа историзма (главная заслуга принадлежит Г. Гегелю); — обоснование гуманизма и равенства (все философы от Канта до Маркса); — разработка теории общества социально-экономической справедливости (марксизм). Центральные проблемы немецкой классической философии: · Стадии развития мира; · Движущие силы развития мира; · Место и роль в развитии мира человека; · Противоречия, их природа и способы разрешения; · Познание мира; · Совершенствование человека и человеческих отношений; · Нравственность, ее реальность и идеалы. Важнейшие идеи: · Обоснование движения как самодвижения; · Разработка проблемы творчества, новый взгляд на деятельность субъекта как способ его активного бытия; · Признание и разработка различных видов движения: в пределах исходного состояния; поступательности изменений, возвращения в исходное состояние; превращение в противоположное; · Открытие основных законов развития мышления; · Строительство диалектики как метода познания, основанного на признании единства противоположностей; · Анализ противоречий развития буржуазного общества; · Развитие гуманистического учения Просвещения. Критический (1770 – 1804), где Кант излагает философию в 3 основных работах: а) «Критика чистого разума» б) «Критика практического разума» в) «Критика способности суждения». Прежде всего, следует осмыслить сущность гносеологии Канта, где утверждается, что процесс познания состоит из трех ступеней: чувственности, рассудка и разума. Важным моментом в науке о чувственности Канта является учение о «вещи в себе» и явлении. Категории рассудка: Количества(единство;множество;цельность) Качества(реальность;отрицание;ограничение) Отношения(субстанция и принадлежность;причина и следствие;взаимодествие) Модальности(возможнось и невозможность;существования и несуществования;предопределеннность и случайность) Философ приводил четыре антинонии: Математические: 1) мир безграничен - мир ограничен; 2) всё в мире состоит из простого - нет в мире ничего простого; Динамические:3) в мире есть причинность через свободу - в мире нет причинности через свободу; 4) существует первопричина мира (Бог) - не существует первопричины мира. Как же разрешает их И. Кант? Антиномии 1) и 2) решаются им за счёт признания тезиса и антитезиса ложными. Антиномии 3) и 4) разрешаются им за счёт того, что тезис и антитезис признаются истинными, но относящимися к разным мирам – «вещам в себе» и явлениям. 2. Раскройте виды и структуру культуры. Культура- Описательные определения-перечисляют всё,что входит в культуру:материальные и духовные ценности,знания,традиции и т.д. Исторические определения-делают упор на процесс изменения культуры,выделяя в ней этапы развития и достижения. Аксиологические определения-включают в культуру ценности,нормы,идеалы,правила,образ жизни,ментальность. Структурное определения-выделяют в культуре её составные части и связи,взаимодействия между ними. Цивилизация-гражданское общество,основу которого составляет государство защищающее права человека. Цивилизация-высокая ступень развития социальной формы движения материи,совокупность всех форм материального выражения культурной деятельности человека и общества:техники,производства. Виды культуры:социальная культура;культура личности. (Этическая,Религиозная,Филосовская,Научная,Политическая,Экономическая,Экологическая,Эстетическая,Физическая,Бытовая культуры и культура труда.) Структура: материальная(-культура труда и производства;-культура быта и жилища;-физическая культура) духовная(-знания,идеи,ценности,нормы;-отношения и поведения людей;-мировоззрение и язык) Материальная культураохватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты; совокупность материальных благ, созданных людьми. Она характеризует преобразующую деятельность человека (с точки зрения ее влияния на развитие человека), раскрывая в какой-то мере его способности, творческие возможности, дарования. Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Она представляет: духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию «духовных продуктов» (творчество ученых, писателей, художников, законодателей и т.д.); сами продукты духовной деятельности – духовные ценности, научные результаты, книги, полотна, законы, обычаи и т.д. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 22 1. Характеризуйте антропологический материализм Л. Фейербаха как составную часть классической немецкой философии. Людвига Фейербаха. В центре его философского учения находится человек. Поэтому его систему называют антропологическим материализмом.Антропологизм философии - в выдвижении на первый план сущности человека, которая - «единственный, универсальный и высший» предмет философии. Но провести последовательно материальную точку зрения в этом вопросе не удается, т.к. человек - абстрактный индивид, чисто биологическое существо в теории познания. Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были: • полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния; • попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы; • материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека; • большой интерес к социально-политическим вопросам; • убеждение в познаваемости окружающего мира. Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Вместе с тем он не отрицал и значения мышления в познании, пытался характеризовать объект в связи с деятельностью субъекта, высказывал догадки об общественной природе человеческого познания и сознания. Религия представляется как продукт человеческой фантазии, отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в лице Бога созерцает свою собственную сущность. Таким образом, религия выступает как бессознательное самосознание человека. Причины такого удвоения Л. Фейербах видит в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Особый интерес представляют догадки о социальных и исторических корнях религии. Л. Фейербах пытался не упразднить религию, а реформировать, поставив на место веры в Бога веру человека в самого себя - «религию любви» к человеку. 2. Раскройте сущность понятий человек, личность, индивид и индивидуальность. Понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств. Понятие человека-особое, биосоциальное существо,предметно-деятельное,мыслящее существво. 1)индивид-отдельнй представитель человеческого рода. Природные свойства индивида:возрастные,половые,нейродинамические,биохимические,чувственность,бессознательное 2)индивидуальность выражает неповторимость,своеобразие человека. Понятие индивидуальности-неповторимое своеобразие человека,набор его уникальных свойств. Понятие индивидуализации-процесс освобождения индивида от первичных связей,его полного обособления. 3)личность выражает социальные качества,его социальную роль. Понятие личности-человеческий индивид,воплотивший в себе все многообразие социальных связей и отношений,выразивший потребности общества,нации,эпохи. Личность как объект-объект общественных отношений,производства,воспитания,познания, и т.д. Личность как субъект-субъект деятельности:производства,политики,познания,реформ,революций,войн,творчества и т.д. Личность-вычшая ценность и цель общественного развития: «Личность есть ценность и единство,обладающее безусловной и вечной ценностью»/Н.А.Бердяев. 4. Прочитайте отрывок: «...Большинство первых философов считало началом всего одни лишь материальные начала, а именно то, из чего состоят все вещи, из чего как первого они возникают и во что как в последнее они, погибая, превращаются, причем сущность хотя и остается, но изменяется в своих проявлениях, — это они считают элементом и началом вещей. И потому они полагают, что ничто не возникает и не исчезает, ибо такое естество (physis) всегда сохраняется; подобно тому, как и про Сократа мы не говорим, что он вообще становится, когда становится прекрасным или образованным, или что он погибает, когда утрачивает эти свойства, так как остается субстрат – сам Сократ, точно так же, говорят они, не возникает и не исчезает все остальное, ибо должно быть некоторое естество — или одно, или больше одного, откуда возникает все остальное, в то время как само это естество сохраняется…» 1) кому принадлежат эти слова и какое общее философское понятие раскрывается в данном фрагменте: логос; идея; архэ; атом. (Аристотель ; Архэ). Метафизика — Книга первая автор Аристотель (384 до н. э.—322) до н. э.) 2) какому периоду, исходя из фрагмента текста, свойственна проблематика поиска начал бытия: • классическому периоду античной философии; • периоду средневековой философии; • эллинистическо-римскому периоду античной философии; • досократическому периоду. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 23 1. Раскройте метод и систему Гегеля как кульминацию классической немецкой философии, ее значение для мировой философии Метод философии Гегеля – диалектика.(греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод (способ мышления) в философии, имеющий своим предметом противоречие.Она рассматривает явления во всеобщей связи и развитии. Противоречие рассматривалось в учении Гегеля как движущий принцип всякого развития и как центральный пункт всей его философии. Суть данного метода- развитие. Основные законы: 1.количественных и качественных изменений(механизм) 2.Единство взаимопроникновения противоположностей(источник(борьба-суть)) 3.Отрицание отрицания(направление) Отрицание для Гегеля не однократный, а по сути дела бесконечный процесс. И в этом процессе он всюду находит связку из трех элементов: тезис – антитезис – синтез.В результате отрицания какого либо положения, принимаемого за тезис, возникает противоположение (антитезис). Антитезис необходимостью подвергается отрицанию. Возникает двойное отрицание, или отрицание отрицания, что ведет к возникновению третьего звена, синтеза. Оно на более высоком уровне воспроизводит некоторые черты первого, исходного звена.Все эта конструкция называется триадой. Категории:1.количество-мера-качество 2.единство-борьба-взаимопроникновение-противоположность 3.отрицание-старое новое состояние. Системы Гегеля : 1.Логика(наука о развитии абсолютной идеи в форме мышления) или «Наука логики»: Учение о бытие,учение о сущности,учение о понятии. 2.Философия природы(учение об абсолютой идеи в её инобытии) или «Философия природы»: физика,органика,механика. 3.Философия духа(учение об абсолютной идеи на ступени самосознания) или «Феноменология духа»: учение о субъективного духе: антропология,феноменология,психология ; учение об объективном духе: право,мораль,нравственность ; учение об абсолютного духе:искусство,религия,философия. Значение философии Гегеля заключается в том, что в ней в систематической форме изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. |