экзамен философия. Экзаменационный билет 1 Раскройте сущность мировоззрения, его структура и основные компоненты. Мировоззрение
Скачать 228.95 Kb.
|
1. Раскройте особенности философии позитивизма, ее специфику и разновидности. Основные положения позитивизма можно свести к следующему: Человеческий дух проходит в своем развитии 3 стадии: религиозную, философскую и научную (позитивную) Философия должна опираться на достоверное научное знание Традиционные философские понятия и проблемы должны быть отвергнуты по той причине, что их невозможно проверить и применить на практике, невозможно доказать их достоверность Наука, опирающаяся на достоверное знание, сама себе философия Научное знание – это знание позитивное (положительное), поскольку оно является проверяемым, достоверным и заключает в себе возможность практического использования. Основными формами развития позитивизма считают, собственно, сам классический позитивизм (Конт, Спенсер), махизм (эмпириокритицизм) (Мах, Авенариус), неопозитивизм (Рассел, Витгенштейн, Карнап), постпозитивизм (Поппер, Кун). Неопозитивизм – основные проблемы, которые рассматривает данное направление, можно свести к следующему : 1) анализ научного знания 2) проблема ограничения научного знания 3) проблема развития, изменения научного знания 4) проблема достоверности, истинности научных теорий 5) проблема языка науки Предмет философии в неопозитивизме – деятельность по анализу научного знания, языка науки. Постпозитивизм обсуждал следующие проблемы: 1) демаркация (разграничение) научного и ненаучного знания 2) исследование не структуры, а развития научного знания 3) поиск средств верификации научных теорий 4) проблема регулярностей, причин развития науки и научного знания 5) как возникает новая теория 6) возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий 7) проблема рациональности в науке 2. Выделите систему и иерархию ценностей. Проводите грань между ценностью и нормой. Классифицировать ценности можно по разным основаниям. По типу ценности подразделяют на материальные (связаны с практической деятельностью, имеют вещную форму и вовлечены в общественно-историческую практику) и идеальные, т.е. духовные (связаны с результатом и процессом интеллектуального и эмоционально - образного отражения действительности). По структуре ценности подразделяются на внутренние, составляющие ядро культуры, и периферийные; по модальности - на позитивные и негативные; по содержанию - религиозные, моральные, эстетические, экономические, социальные, политические. Все культурные образцы могут быть сгруппированы в доминантные (придерживается большинство или наиболее влиятельная элита, поэтому подчинение им вызывает высокое одобрение и вознаграждение), вариантные (не очень одобряется, но воспринимается терпимо) и девиантные (запрещаются и караются). По степени общности можно выделить ценности: личные, групповые, классовые, национальные, общественные, региональные, общечеловеческие. В любой культуре ценности расположены в определенной иерархии. На вершине пирамиды ценностей находятся ценности составляющие ядро культуры. К важнейшим элементам человеческой культуры относятся нормы, совокупность которых называют нормативной системой культуры. Правила, которые разрешают или запрещают что-либо делать, существуют в любом обществе. Культурные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы указывают на то, где, как, когда и что именно человек должен делать, что говорить, думать, чувствовать и поступать в конкретных ситуациях. Нормы предписывают образцы поведения и передаются индивиду в процессе инкультурации. Одни нормы и правила ограничены частной жизнью, другие пронизывают всю общественную жизнь. Ценности и нормы взаимозависимы. Ценности обусловливают существование и применение норм, оправдывают и придают им смысл. Жизнь человека - ценность, а её охрана - норма. Ребенок - ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем - социальная норма. В свою очередь особо значимые нормы становятся ценностями. В статусе идеала или эталона культурные нормы - ценности, особо уважаемые и почитаемые представлениями о том, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек. Функциональные различия между нормами и собственно ценностями как регулирующими инстанциями в том, что ценности в большей степени соотносятся с целеполагающими сторонами человеческой деятельности, тогда как нормы тяготеют преимущественно к средствам и способам ее осуществления. Нормативная система более жестко детерминирует деятельность, чем ценностная, ибо, во-первых, норма не имеет градаций: ей либо следуют, либо нет. Ценности же различаются по «интенсивности», характеризуются большей или меньшей степенью настоятельности. Во-вторых, конкретная система норм основывается на внутренней монолитности: человек в своей деятельности следует ей всецело и полностью, одномоментно; неприятие какого-либо из элементов этой системы означает неустойчивость, противоречивость его личностной структуры отношений. Что же касается системы ценностей, то она строится по принципу иерархии: человек способен «жертвовать» одними ценностями ради других, варьировать порядок их реализации. Наконец, эти механизмы выполняют, как правило, различную ролевую функцию в формировании личностно-мотивационной структуры деятельности. Ценности, выступая определенными целевыми ориентирами, определяют верхнюю границу уровня социальных притязаний личности; нормы же - это тот средний «оптимум», перешагнув границы которого личность рискует оказаться попасть под действие неформальных санкций. В любом обществе ценности оберегаются. За нарушение норм и попрание ценностей полагаются всевозможные санкции и наказания. 3. 1 – признание материи первоосновой и первопричиной мироздания; 2 – общим законом; 3 - в ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 27 1. Раскройте основные проблемы экзистенциальной философии и ее разновидности. Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia существование) – это направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности существования и выбора в окружающем мире. Основные проблемы экзистенциализма: уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом; противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью; проблема отчуждения человека от общества, государства; проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным); проблема бессмысленности жизни; проблема внутреннего выбора; проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни. Экзистенциализм подразделяется на: религиозный (Л.Шестов, Н.Бердяев, К.Ясперс, Г. Марсель): Вера есть подлинное существование. Неподлинное существование: вне веры происходит деградация человечества. атеистический ( М.Хайдеггер. Ж.П.Сартр, А. Камю): Подлинное существование: признание неотчуждаемой свободы другого. Неподлинное существование: безграничное самоутверждение за чужой счет. Основные понятия: - неподлинное существование (полная подчиненность человека обществу без осознания индивидуальности и уникальности собственного «Я», нахождения собственного призвания); - подлинное существование (сознательный выбор смысложизненных ориентиров, ответственность за свою судьбу) 2. Раскройте взаимодействие и взаимосвязь философии и науки, особенности сциентизма и антисциентизма. Никифоров. «Философия как личный опыт». «Философия никогда не была, не является, и, по-видимому, никогда не будет наукой». Критерии демаркации. Проблема демаркации – это проблема нахождения критериев, которые бы позволили отделить науку и научное знание от псевдонауки, идеологии, философии. Несмотря на все попытки, границы между наукой и философией так и не были окончательно определены, они взаимно проникают одна в другую. Тем не менее, некоторые критерии все же возможно выделить: - верификационный критерий: наука стремится подтверждать свои гипотезы с помощью эмпирических данных, тогда как философия равнодушна к подтверждениям. - фальсификационный критерий: утверждения науки могут быть эмпирически проверены, но могут быть и опровергнуты. Эмпирическая проверяемость – один из важнейших критериев науки. Утверждения философии нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Факты, с которыми имеет дело наука, безразличны для философии, т.к. с самого начала она пыталась говорить о вещах, находящихся за пределами повседневного опыта и научного исследования. - парадигмальный критерий: в каждой науке существует лишь одна общепринятая, фундаментальная теория. В философии никогда не было господствующей парадигмы, для нее характерен плюрализм школ. - методы: в то время, как наука использует наблюдение, измерение, эксперимент, философия не может ограничивать себя специфичным методом, т.к. область философского исследования неопределенна. - проблемы: в науке всегда существует круг открытых и общезначимых проблем, тогда как у каждого философа могут быть свои проблемы, неинтересные другим. - язык: у каждой науки есть специфический язык, делающий понятия более точными. В философии каждый создает собственный язык, вкладывает в понятия свой смысл. Язык философии – это история понятий, тогда как наука дает теорию понятий. - развитие: если в науке легко заметить развитие, углубление, то философия это скорее изменение. Философия и истина. Мы признаем, что наука дает нам истину в классическом смысле, но непонятно, применимо ли понятие истины к философским утверждениям Сциентизм — это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире. Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику и призывают строить остальные науки по их образу и подобию. Сциентизм ставит науку в главенствующее положение в идейной и культурной жизни общества. Антисциентизм — полная противоположность сциентизма, отрицающая главенствующую роль науки в идейной жизни общества. Сциентизм не является строго оформленной системой взглядов, он представляет собой идейную ориентацию и проявляется по-разному: от подражания точным наукам (система определений, логический формализм, аксиоматическое построение в анализе философско-мировоззренческих или социально-гуманитарных проблем, искусственное применение математической символики), вплоть до отрицания философско-мировоззренческих проблем как лишённых смысла для познания и значения (неопозитивизм) и рассмотрения естественных наук в качестве единственного возможного знания. Философии как особой форме познания сциентизм не придает значения. В противоположность сциентизму антисциентизм полагает ограниченными возможности науки в решении проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивает науку как враждебную человеческому существованию. У антисциентистов наука считается чем-то утилитарным, подчеркивается её неспособность подняться до понимания истинных проблем мира и человека. Социально-гуманитарное знание трактуется как форма сознания, к которой не может быть применим принцип объективности. 4. Прочитайте отрывок: «Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса – почему люди, зная, как поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред» 1)Кому принадлежат эти слова? 2)Какая проблема сформулирована в высказывании античного мыслителя: смысла жизни; соотношения бытия и мышления; этического долга; свободы? 3)Насколько актуальны это высказывание для нашего времени? (приводите пример)." 1.Сократ 2. Свободы. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 28 1. В чем выражается характерные черты русской философии. Выделите основные проблемы философии славянофилов и западников. Характерными чертами русской философии являются: сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству; специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; большая роль проблем морали и нравственности;конкретность; широкое распространение в массах, понятность простому народу. Проблемы философии. Первая особенность русской философии в нашей историко-философской литературе получила название онтологизма. (В идеалистической философии - направление, считающее, что идеи существуют независимо от вещей и прежде вещей).Особое внимание уделяется проблеме бытия человека, в этом плане отечественная мысль антропоцентрична.С проблемой человека тесно связаны социально-исторические проблемы: проблема смысла истории, места России во всемирной истории. Русская философия историософична.Русская философская мысль этически ориентирована, о чем свидетельствует нравственно-практический характер решаемых ею проблем, большое внимание к внутреннему миру человека. В целом отечественная философская мысль неоднородна, указанные черты неодинаково представлены в учениях различных мыслителей. Многие исследователи отмечают, что в истории русской философии особо выделяется период, охватывающий XIX и начало XX века. В середине XIX века разгорелась борьба между славянофилами и западниками по кардинальным вопросам философии. Особенно большие расхождения были по проблеме исторической роли и исторических судеб России. Философские баталии по этой проблеме начались после публикаций "Философских писем" Чаадаева. Проблемы: какое историческое развитие имеет Россия и какой у нее должен быть государственный строй. Славянофилы (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский) обосновывали идею о мессианской роли России в истории человеческой цивилизации. Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Основой духовности должно быть православие. Русскому народу присущи такие ценности, как соборность, коллективизм, общинность. Россия имеет свой путь развития отличный от западного. Но Пётр 1 нарушил этот естественный ход событий. Западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен) придерживались идеи "европеизации" России. Россия должна смотреть на Запад как на образец. Она должна перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы государственного устройства и западные духовные ценности. В России должна сложиться конституционная монархия .Вопрос о том, куда больше тяготеет Россия - к Западу или Востоку, не потерял значения и в наши дни. Таким образом, славянофилы и западники были едины в своем патриотизме, в отрицании самодержавного деспотизма и крепостничества. Разногласия заключались в выборе путей движения к цели. 2. Раскройте структуру общественного сознания, его уровни, сферы и формы. Характеризуйте особенности философского и религиозного, политического и правового сознаний. Общ.сознание- строение, устройство, включающее различные его элементы, стороны, грани, аспекты и взаимные связи между ними. В общественном сознании выделяют такие элементы: уровни, сферы, формы. Уровни общественного сознания. Общественное сознание имеет три уровня - психологический, обыденный и духовный. Психологический, обыденный, духовный уровень сознания свойственен и индивиду, и социальной группе, и народу, и человечеству. Говоря об общественном обыденном сознании мы имеем в виду именно сознание данного общества, которое складывается из индивидуальных, классовых, национальных сознаний, каждое из которых включает в себя психологический, обыденный, духовный уровень. Обыденное сознание общества представляет собой совокупность взглядов, умозаключений, понятий, соответствующих им способов мышления, обмена мнениями, присущих данному обществу людей. Духовное сознание образует высший уровень сознания общества. Духовный уровень распадается на четыре ветви - эстетическую, научную, мировоззренческую, идеологическую, воспитательную. Сферы: общественная психология и идеология. Общественная психология побуждает людей действовать определенным образом. Поэтому ее необходимо учитывать в политической жизни общества (изучать настроения людей и соответственно прогнозировать их реакцию на те или иные политические решения). Идеология – теоретически оформленная система взглядов и программа действий, выражающая интересы определенного социального слоя. Формы ОС: Научное. Приоритетной ценностью в науке является истина. Наука включает в себя ряд конкретных наук, которые подразделяются на дисциплины. За критерий научности принимают науки о природе (физика, биология, химия). Философское. Спецификой философского мировоззрения является понятийное отражение действительности. Мировоззрение на этом уровне называют миропониманием. Эстетическое. Эстетика – самостоятельная область знаний. Предмет ее исследования -человеческая чувственность, способность индивида образно, целостно постигать мир, видеть в уникальном всеобщее. Религиозное. Понимание специфики религиозного сознания с необходимостью связано с вопросом о происхождении сущности самой религии. Основным способом восприятия мира является вера. |