экзамен философия. Экзаменационный билет 1 Раскройте сущность мировоззрения, его структура и основные компоненты. Мировоззрение
Скачать 228.95 Kb.
|
Джон Локк (1632-1704), английский философ, основатель либерализма. В«Опыте о человеческом разумении»(1689) разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта. Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций). Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание. Основоположник ассоциативной психологии. Локк считается отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений) согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом. Локк был решительным противником теорий божественного происхождения королевской власти Томас Гоббс (1588-1679), английский философ. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления. Природа — совокупность протяженных тел, различающихся величиной, фигурой, положением и движением (перемещением). Государство, которое Гоббс уподобляет мифическому библейскому чудовищу Левиафану, — результат договора между людьми, положившего конец естественному состоянию «войны всех против всех». Основные сочинения: «Левиафан»(1651),«Основы философии»(1642-58). Гоббс широко известен как защитник концепции общественного договора, без которого, по мнению философа, люди в силу своей естественной вражды друг с другом не способны к мирному сосуществованию. Т.Гоббс был убежден, что религиозные чувства – это следствие невежества и страха (суеверие и религия – одно и то же). Считал, что религию необходимо оставить для простого народа в качестве социальной узды. Общественный договор- теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми. Понятие общественного договора подразумевает, что люди частично откажутся от суверенитета и передадут его правительству или другой власти, чтобы получить или поддержать общественный строй через господство права. Общественный договор означает соглашение управляемыми на наборе правил, по которым ими управляют. 2. Раскройте структуру общества и диалектику взаимодействия его элементов. Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. Общество – форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития. В обществе осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют свое социальное пространство. В результате складываются различные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Общество – сложное образование с развитой структурой. Структура – это способ связи и иерархия элементов в социальной системе. Проблема социальной структуры общества – одна из центральных в социологии. Любое общество разделяется на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений – социальноэкономических, политических, духовных, образуя общественную систему. Более того, только в рамках этих связей и отношений они и могут существовать. Основные элементы общества: люди (индивиды) социальные связи и действия (взаимодействия). Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений; социальные отношения – это: • относительно устойчивые социальные связи и взаимодействия между людьми и социальными группами; • социальные институты и организации; • социальные группы и общности; • классы; • сословия (принадлежность к тому или иному сословию определяется сложившимися традициями, действующими законами и уровнем экономического благосостояния); • социальные нормы и ценности. Каждый из этих элементов находится в тесной взаимосвязи с другими, играет особую роль в обществе. Задача социологии состоит, прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших ее элементов выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе. Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных образований. Социальная структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы. При этом социальная система имеет новые, интегральные качества, не сводимые к характеристике отдельных людей или их групп. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т. д. Диалектика (греч. dialextice — вести беседу, спор) — учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В истории философии сложились три основных формы диалектики: а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон); б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем, но на идеалистической основе; в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом. Объективная диалектика — это развитие реального мира (природы и общества). Субъективная диалектика - это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) - отражение диалектического движения (развития) объективного мира; во-вторых, теория диалектики, т. е. учение о всеобщих законах развития как внешнего мира, так и самого мышления. Существует и так называемая «субъективистская диалектика» (особенно характерная для софистики и эклектики) — это, по справедливому замечанию Гегеля, «внешняя, пустая диалектика», не доходящая до диалектики самих реальных предметов, не отражающая их, а есть «гибкость понятий» (т. е. их текучесть, изменяемость), примененная чисто субъективистски, а не объективно ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 19 1. Раскройте сущность субъективно-идеалистической философии Беркли и Юма. Джордж Беркли (1685-1753) -- английский философ; В своей главной работе -- «Трактате о началах человеческого знания» (1710), -- утверждал, что внешний мир не существует независимо от восприятий и мышления: бытие вещей состоит в их воспринимаемости.Т еоретической основой идеализма Беркли является его учение об абстракции. Одним из самых важных приложений репрезентативной теории абстракции является учение о нераздельности существования и восприятия. Беркли выражает его краткой формулой «esse есть percipi», т. е. «быть — значит восприниматься». Можно выделить следующие основные идеи его философии: • само понятие материи ложно; • существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой нет; • материализм — тупиковое направление в философии, материалисты не способны доказать первичность отдельных вещей по отношению к идее; • наоборот, первичность идеи легко доказуема — перед изготовлением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца; • единственная очевидная реальность есть сознание человека; • со смертью человека и его сознания исчезает все; • идеи — это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир подстраивается под идеи; • высшим доказательством первичности идеи является существование Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, в то время как его творенье, окружающий мир непостоянен, хрупок и всецело зависит от него. Дэвид Юм (1711-76) -- шотландский философ.В «Трактате о человеческой природе» (1739-40) развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке «впечатлений», причины которых непостижимы. Таким образом, Юм тяготел к агностицизму – учению о непознаваемости мира. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклончиво: «Не знаю» Юм считал, что наше познание начинается c опыта и ограничивается им, нет никакого врождённого знания. Поэтому мы не можем знать источник нашего опыта и не можем выйти за его пределы (знания будущего и бесконечности). Опыт всегда ограничен прошлым. Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и воображения). Придерживался следующих взглядов: • проблема отношения бытия и духа неразрешима; • человеческое сознание склонно к идеям; • сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы — опыта, знаний, чувств); • без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир; • человек состоит из двух идеальных начал: "впечатления внешнего опыта" — приобретенные знания и опыт; "впечатления внутреннего опыта" — аффекты, страсти; • аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории. 2. В чем сущность и предмет философии истории, проблемы периодизации и общественного прогресса? Филосо́фия исто́рии — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единств Философия истории представляет собой особую сферу философского знания, в которой речь идёт о человеческой истории. Важнейшее отличие философии истории от истории состоит в том, что, если историю интересует причины определенных конкретных событий, то философия истории анализирует общие закономерности исторического процесса в целом. Предметом философии истории является историческое измерение бытия человека. Общественный прогресс – это переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, это поступательное развитие всей мировой истории. В структуре общественного прогресса можно выделить два элемента: объективный и субъективный. Объективный элемент – это объективные условия жизни общества, куда входят материальные отношения людей, производительные силы, то есть все те явления общественной жизни, которые не зависят от воли людей. Субъективный фактор детерминируется объективными условиями, но, как и все социальные явления, обладает относительной самостоятельностью, выражающейся в том, что он имеет внутреннюю логику развития и оказывает существенное влияние на объективный элемент социального прогресса. С вопросом общественного прогресса связана проблема периодизации общественного развития. Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды.Нет единого критерия периодизаии. Существует два основных подхода к изучению истории - формационный и цивилизационный. Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций.( Общеcтвенно-экономичеcкая формация- это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами).Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства Согласно этим формациям выделяются стадии развитиея общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое. Цивилизационный подход основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу. Понятие цивилизация имеет много разных значений.. И следовательно эти авторы выделяют разное количество цивилизаций, по разному классифицируют государство. В общем же характерно отрицание единства человеческой истории, всеобщих исторических закономерностей ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20 1. Раскройте мировоззренческую и философскую сущность Просвещения 18 века, ее особенности, представители и проблемы. 18-й век в истории Западной Европы называется эпохой Просвещения. Особенности: Одной из важнейших характеристик философии эпохи Просвещения является рационализм. Рационализм трактуется как гносеологическое учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум. Ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение. Абсолютизация человеческого разума: разум был вознесен на пьедестал главного судьи и бога, поэтому все неразумное подвергалось критике и осуждению. Объяснение природы через разум: в сфере познания просветители исходили из: а) натурализма: объясняли природу исходя из нее самой, а не через Бога, б) сенсуализма: полагали, что источником всех знаний являются ощущения, и, следовательно, развивали педагогику,учитывая зависимость человека от общества, среды и воспитания. в) считали, что все знание человечества может быть систематизировано в виде единого энциклопедического свода, дабы способствовать массовому искоренению предрассудков (в т.ч. религиозных) и суеверий. Обоснование трансформации наличной социальной действительности через: а) критику философами-просветителями абсолютной монархии как деспотизма и критику религии как оправдания деспотизма и орудия управления народом, б) формирование нового идеала человека (идеи всеобщего равенства и неотчуждаемых прав человека) и общества (теория общественного договора, концепция общественного прогресса) в) осмысление путей изменения как через реформы мудрого, просвещенного монарха (переписка Вольтера с монархами, например, с Екатериной II), так и через социальную революцию (просветители способствовали подготовке Великой французской революции в 1789 г. поднятую за «свободу, равенство и братство»). В отношении представления о Боге философы придерживались как деизма (от лат. deus – бог): отвергая идею личного Бога и его повседневного вмешательства в жизнь природы и общества, они понимали Бога как безличное начало, первопричину творения мира, «часового мастера», сообщившего миру его законы, заведшего «часовой механизм» мира и отстранившегося и больше не вмешивающегося в мир (Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк), так и атеизма (Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах): отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций. Крупнейшими представителями эпохи Просвещения были: Вольтер, Руссо, Монтескье, Кондильяк, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах, Вольф, Лессинг, Гёте, Смит и др. Рассмотрим воззрения некоторых французских философов, явивших миру «витрину» европейского Просвещения. 1. Франсуа Мари Вольтер (наст. фамилия – Аруэ, 1694–1778) – философ, драматург, придворный Людовика XV, а затем и Фридриха II. Главные работы: «Метафизический трактат», «Основы философии Ньютона», «Философский словарь». 2. Жан-Жак Руссо (1712–1778) в «Рассуждении о науках и искусствах»и «Об общественном договоре». 3. Шарль Луи Монтескье (1689–1775), помимо критики деспотизма и религиозного фанатизма, в своем сочинении «О духе законов» обосновал теорию географического детерминизма, т.е. зависимость общественно-политических и исторических процессов от географической среды. 4. Жюльен Офре Ламетри (1709–1751) как придворный врач, придерживаясь материалистического механицизма и сенсуализма в познании, в своей работе «Человек-машина», обосновывает зависимость мышления человека от физиологии (от устройства мозга, от болезней, возраста и т.д.) и отличие человека от животных только организацией и воспитанием. 5. Дени Дидро (1713–1784) – инициатор и руководитель издания «Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», посещал Россию по приглашению Екатерины II и представил ей план политического переустройства страны. В своих произведениях «Прогулка скептика, или Аллеи», «Мысли к истолкованию природы», «Философские принципы относительно материи и движения». 2. Раскройте философский смысл понятия культуры и соотносите ее с понятием цивилизация. .Культура- Описательные определения-перечисляют всё,что входит в культуру:материальные и духовные ценности,знания,традиции и т.д. Исторические определения-делают упор на процесс изменения культуры,выделяя в ней этапы развития и достижения. Аксиологические определения-включают в культуру ценности,нормы,идеалы,правила,образ жизни,ментальность. Структурное определения-выделяют в культуре её составные части и связи,взаимодействия между ними. Цивилизация-гражданское общество,основу которого составляет государство защищающее права человека. Цивилизация-высокая ступень развития социальной формы движения материи,совокупность всех форм материального выражения культурной деятельности человека и общества:техники,производства. Отличия: |